быми, неистовыми, что производилъ ихъ и въ рисункахъ и въ писан³яхъ главнымъ образомъ простой народъ, стремивш³йся съ выгодою для себя удовлетворять потребностямъ невѣжественнаго крестьянства, находившаго въ этихъ произведен³яхъ болѣе или менѣе ярк³е живые отвѣты на запросы его духовныхъ требован³й.
Само собою разумѣется, что въ числѣ листовъ священнаго и свѣтскаго содержан³я появились и печатные портреты Императорскихъ лицъ, обработанные также очень по простонародному.
Въ 1742 г. академикъ Штелинъ надписалъ на купленномъ имъ такомъ портретѣ слѣдующую отмѣтку:
"Эту омерзительно великолѣпную гравюру купилъ я въ одной картинной лавкѣ въ Москвѣ, подъ Кремлевскими (Спасскими) воротами, и представилъ ее черезъ одного придворнаго Ея Императорскому Величеству осенью 1742 г. Вслѣдъ затѣмъ 6 апрѣля 1744 г. вышло изъ Сената Высочайшее повелѣн³е: всѣ экземпляры этого портрета у продавцовъ отобрать и дальнѣйшую продажу ихъ подъ большимъ наказан³емъ воспретить, съ тѣмъ чтобы никто на будущее время не осмѣливался портретовъ Ея Импер. Величества безъ апробац³и Спб. Академ³и гравировать или продавать".
Такихъ листовъ въ то время было собрано въ Спасскихъ воротахъ, Печатнаго двора у батырщика 22, Архангельскаго собора у дьячка 22; за Спасскими воротами у воротъ Новгородскаго подворья (на Ильинкѣ) у вдовы кудца 29, всего 73, въ томъ числѣ Ея Величества 50, Его Высочества Наслѣдника 23.
Гравюра, по словамъ академика, была омерзительно великолѣпна, то-есть омерзительно неистова, но вѣдь народъ требовалъ Императорскаго портрета, а Нѣмецкая Академ³я, понапрасну называвшаяся Росс³йскою, вовсе и не думала объ этомъ. Народъ посвоему добывалъ надобные для его жизни различные предметы умственной и нравственной пищи и воздѣлывалъ ихъ попросту, какъ Богъ вразумилъ, не видя и не ожидая помощи и пособ³й оть богатаго верхняго общества и даже отъ духовной власти, которая вмѣстѣ съ свѣтскою властью только запрещала и запрещала.
Художественность изображен³я въ простонародныхъ понят³яхъ и представлен³яхъ заключалась не въ правильности рисунка, а въ цвѣтности раскраски, и такъ какъ красивый одного корня съ краснымъ, то и верхомъ красоты для простого народа и до сихъ поръ, покрайней мѣрѣ въ Московской сторонѣ вообще у Великоруссовъ, почитается или красный цвѣтъ, или ярк³е друг³е цвѣта неотмѣнно ярк³е. Поэтому и въ лубочныхъ листахъ красный цвѣтъ горѣлъ на всѣхъ изображен³яхъ, о чемъ засвидѣтельство-валъ одинъ писатель того времени (1769 г.), разсказавш³й шутовской сонъ, какъ его лицо было взмарано красноватымъ сокомъ. "И началъ я походить тогда на Евдона или на Берфу, которыхъ видалъ въ Москвѣ на Спасскомъ мосту въ продажѣ" (Сатирическ³й журналъ И то и сiо, 1769 г. январь). Евдонъ и Берфа была ходячая въ то время повѣсть, герои которой изображались въ качествѣ портретовъ на особомъ листѣ.
Цвѣтность раскраски въ старой жизни была господствующимъ выражен³емъ народнаго вкуса, и потому вся домашняя утварь, деревянная, распестрялась цвѣтными узорами и травами. Въ зодчествѣ церковномъ и домовомъ господствовала та же пестрота раскраски, не говоримъ объ одеждѣ, которая всегда была цвѣтною. Теперешн³й господствующ³й въ мужскомъ нарядѣ черный цвѣтъ привелъ бы въ унын³е тогдашнихъ людей.
Итакъ, Спасск³й пресловутый Мостъ въ старой Москвѣ былъ основателемъ и распространителелъ той литературы, которую, какъ мы упомянули, не безъ основан³й возможно называть простонародною и въ церковничьихъ и въ свѣтскихъ ея произведен³яхъ. Толпа безмѣстныхъ поповъ, собиравшаяся у Спасскихъ воротъ, поспособствовала своею грамотност³ю завести здѣсь книжный торгъ письменами и листами. Повсему вѣроят³ю, сначала этотъ торгъ былъ походяч³й, т.-е. въ разноску, а затѣмъ несомнѣнно появились и скамьи, лавочки, столы, гдѣ съ другимъ мелочнымъ товаромъ продавались писаные тетради, листы, столбцы.
Съ постройкою черезъ широк³й ровъ каменнаго моста на немъ по сторонамъ устроились и лавки, какъ доходныя статьи того вѣдомства, которое охраняло этотъ мостъ.
На Спасскомъ мосту, кромѣ лавокъ, существовало особое довольно высокое здан³е для книжной торговли подъ назван³емъ Библ³отека. Такъ это здан³е обозначено въ полицейскихъ дѣлахъ 1729 г. и на старинномъ глазомѣрномъ планѣ 1738 г., которое, по всему вѣроят³ю, было построено при Петрѣ, если еще не при царѣ Ѳедорѣ Алексѣевичѣ.
Здан³е зтой Библ³отеки находилось, идя оть Спасскихъ воротъ по Спасскому мосту, въ концѣ моста на правой сторонѣ въ 15 саж. оть воротъ. Оно занимало пространство въ 5 саж. въ квадратѣ и было двухъэтажное съ хорами или верхними галлереями.
Наименован³е Библ³отека, по всему вѣроят³ю, обозначало книжную торговлю или вообще мѣсто для торговли книгами, такъ какъ и нѣкоторые купцы, ведя такую торговлю, именовали себя библ³отекарями, какъ назвалъ себя Московск³й купецъ Васил³й Вас. Кипр³ановъ, публиковавш³й въ 1757 г., что онъ продаетъ свой домъ близь Донскаго монастыря (М. В. 1757 г., No 28). Вѣроятно, въ то время еще не находили другого имени
для торговца книгами. Университетъ именовалъ книгопродавца своей книжной лавки переводнымъ съ иноземнаго и потому нѣсколько ученымъ словомъ-книгосодержателемъ. Въ 1750 и 1760-хъ годахъ такими книгосодержателями Университетской книжной лавки были гофъ-маклеръ Веверъ, торговавш³й и чрезъ своего приказчика, вѣроятно, ²осифа Сколар³я или Школар³я, который также именовался книгосодержателемъ. Въ это время торговля книгами главнымъ образомъ сосредоточивалась или дѣятельно производилась въ двухъ книжныхъ лавкахъ, въ Университетской, находившейся въ старинномъ здан³и у Воскресенскихъ воротъ, гдѣ нынѣ высится Историческ³й музей, и въ С.-Петербургской книжной лавкѣ Академ³и Наукъ, на Никольской, близь Синодальной типограф³и, у церкви Владим³рской Богородицы. Обѣ лавки очень часто объявляли въ Моск. Вѣдомостяхъ о про-дажѣ выходившихъ изъ печати книгъ.
Торговцы на Спасскомъ мосту, торговцы, такъ сказать, мелк³е, не обладали такими офиц³альными средствами, какъ упомянутыя двѣ лавки, и потому не тратили своихъ малыхъ средствъ на объявленiя въ Вѣдомостяхъ. Но, вѣроятно, и у нихъ торговля мало-по-малу разрасталась, особенно съ того времени, когда печатная литература получила великое поощрен³е и съ высоты Императорскаго престола. Извѣстно, что Императрица 9 ноября 1768 г. пожаловала ежегодно по пяти тысячъ рублей на Росс³йск³е переводы хорошихъ иноязычныхъ книгъ, поручивъ смотрѣн³е за этимъ дѣломъ графу Влад. Григор. Орлову, графу Андрею Петр. Шувалову и коллежскому совѣтнику Григор³ю Козицкому (М. В. 1768 г., No 91). Начиная съ 1760 г. въ Москвѣ явились на свѣтъ по почину Университета даже и повременныя издан³я, каковы были Полезное Увеселен³е, Свободные Часы, Невинное Упражнен³е, Доброе Намѣрен³е. Подписку на первое изъ этихъ издан³й Университетъ объявилъ въ Моск. Вѣдомостяхъ отъ 1 октября 1579 г., No 79, извѣщая, что "Будущаго 1760 г. съ генваря мѣсяца отъ Императорскаго Московскаго Университета издаваны будутъ Пер³одическ³я сочинен³я на Росс³йскомъ языкѣ, въ каждую недѣлю по одному листу, цѣною въ годъ на простой бумагѣ по 4 р., а на хорошей по 4 р. съ полтиною; и желающимъ оныя понедѣльно или помѣсячно получать. явиться заблаговременно у Университетскаго книгосодержателя Вевера, или у его прикащика (Сколар³я)".
Съ этого времени издательство книгъ крупныхъ по объему и особенно малыхъ размножалось съ немалою быстротою, и книжная торговля стала процвѣтать не въ однѣхъ лавкахъ Университета и Академ³и Наукъ, но и на Спасскомъ мосту, который, надо замѣтить, на основан³и приведенныхъ свидѣтельствъ былъ въ Москвѣ первоначальникомъ этой торговли. Недаромъ стояла у самаго моста и Библ³отека, какъ здан³е, исключительно предназначенное для книжной торговли.
Первымъ изъ здѣшнихъ. торговцевъ книгами сталъ печатать въ Вѣдомостяхъ объявлен³я о своей торговлѣ Московск³й второй гильд³и купецъ Михаила Антиповъ, помѣстивш³й въ No 61 Вѣдомостей 1765 г. августа 2 извѣст³е, что въ книжной его лавкѣ, состоящей на Спасскомъ мосту, "продается вновь напечатанная книга, называемая Нравоучительная философ³я, первый томъ". Въ 1766 г. онъ опять заявлялъ въ No 43 Вѣдомостей, что продаются у него новонапечатанныя книги: Священная Истор³я, 2 р. 20 к. и Философ³и Нравоучительной первая и вторая части, по 1 р. 20 к., при чемъ уступка въ цѣнѣ быть можетъ.
Въ 1768 г. печатаетъ объявлен³я и другой книгопродавецъ на Спасскомъ мосту Моск. купецъ Яковъ Аѳан. Добрынинъ, извѣщавш³й публику 18 ноября о продажѣ въ его лавкѣ вновь изъ печати вышедшихъ С.-Петербургскихъ Росс³йскихъ и Нѣмецкихъ календарей на 1769 годъ (М. В. 1768 г., No 93, 97), кромѣ другихъ книгъ. Этоть Добрынинъ находился въ прямыхь сношен³яхъ съ Академ³ею Наукъ, которая въ томъ же году, генваря 23, No 7 извѣщала, что ея издан³я продаются въ его лавкѣ, а окт. 31 (М. В., No 88) извѣщала, что остающ³яся въ ея книжной лавкѣ иностранныя на разныхъ языкахъ книги будутъ продаваться черезъ аукц³онъ, для чего составлена и роспись тѣмъ книгамъ для раздачи охотникамъ безденежно, присовокупляя, что эта раздача производится на Спасскомъ мосту въ книжной лавкѣ купца Добрынина.
Съ самаго начала 1769 г. Спасск³й мостъ все чаще и чаще сталъ объявлять о своей торговлѣ разнородными книгами. Въ No 4 Вѣдомостей, генв. 13, тотъ же Добрынинъ повторяетъ о продажѣ Академическихъ календарей и между прочимъ о продажѣ полныхъ экземпляровъ Ролленевой Древней и Римской Истор³и. Въ No 7 генв. 23 онъ публиковалъ о продажѣ Пересмѣшника или Славенскихъ сказокъ 4-й томъ.
Въ No 20 марта 10 публиковалъ о продажѣ у него ежемѣсячнаго сочинен³я подъ титуломъ "Ни то ни сё", предлагая покупать порознь всякую недѣлю, считая каждый листъ по 3 копѣйки такъ и во весь годъ, заплатя впередъ 1 р. 38 коп.-Въ No 24 продаетъ полумѣсячное издан³е подъ титуломъ "Полезное съ Пр³ятнымъ" по 15 коп.; также еженедѣльныя сочинен³я "То и сё" по 4 коп. листъ, во весь годъ 2 р.-Въ No 73-продаетъ "Похожден³е Ахиллесово"; сказки стихами по 27 коп.; еженедѣльные листы "Смѣсь", 21 коп. листъ; "И То и Сё" по 4 коп. листъ; "Всякая Всячина" по 4 коп. листъ, которыхъ можно и впредь получать новые листы по вторникамъ (No 78).
Въ томъ же 1769 г. сталъ объявлять въ Вѣдомостяхъ и другой книготорговецъ Спасскаго моста, купецъ Гаврила Ильинъ. Въ No 59 газеты онъ объявлялъ, что въ его лавкѣ продаются: ежемѣсячное сочинен³е "Адская Почта или переписка Хромоногаго бѣса съ Кривымъ" каждаго мѣсяца экземпляръ 23 коп.; сочинен³е еженедѣльное подъ заглав³емъ "Трутень", каждой недѣли экземпляръ по 4 коп.; вновь напечатанная книжка "Любовный Лексиконъ приписанный красавицамъ" съ фигурами на бѣлой бумагѣ по 10 коп. экземпляръ.
Въ NoNo 79 и 82 онъ объявлялъ о продажѣ второго издан³я "Трутня" съ гридированнымъ къ оному виньетомъ по прежней цѣнѣ; такожъ и "Адская Почта".
Къ концу года 17 ноября въ No 92 Вѣдомостей появилось объявлен³е новаго книгопродавца на Спасскомъ Мосту, Алексѣя Колокольникова, который извѣщалъ, что въ его лавкахъ у его сидѣльцовъ Степана Пантелеева и Ивана Афончикова продаются: "Адская Почта", "Ода на взят³е Хотина", "Христовы о блаженствахъ проповѣди" и "Росс³йская Истор³я", три тома, сочинен³е Ѳед. Емина. Иванъ Афончиковъ въ концѣ 1770 г. является уже купцомъ, содержащимъ на Спасскомъ мосту свою книжную лавку, отъ которой объявлялъ о продажѣ книгъ 38 назван³й (М. В. 1770 г., No 95).
Прежн³й книгопродавецъ Добрынинъ въ No 99 Вѣдомостей публиковалъ о своей лавкѣ, не обозначая Спасскаго моста, а увѣдомлялъ, что его лавка состоитъ у Спасскихъ воротъ. Но въ 1770 г. No 19 онъ снова указываетъ, что книжная его лавка находится на Спасскомъ мосту, при чемъ объявляетъ о продажѣ "Трутня", "И То и Сё, "Смѣси". Въ этомъ году онъ довольно часто публикуетъ о продажѣ книгъ, иногда въ большомъ количествѣ, при чемъ сатирическ³я издан³я къ концу года уже вовсе не упоминаюхся. Однако, на смѣну этихъ издан³й въ 1772 г. является знаменитый Новиковск³й Живописецъ. Добрынинъ пользуется случаемъ и въ No 55 Вѣдомостей печатаетъ обширное объявлен³е о продажѣ новыхъ книгъ, числомъ 38 назван³й и въ томъ числѣ на первомъ мѣстѣ "Живописецъ еженедѣльное сочинен³е на 1772 г.", по подпискѣ за весь годъ 2 р. 20 коп.; и далѣе между прочимъ комед³я "О Время"; "Трудолюбивый Муравей"; поэма "Елисей Ямщикъ"; Десертные любовные билеты по 10 коп.; Игра, называемая Вистъ, по 40 коп.; Собран³е Росс³йскихъ пѣсенъ двѣ части 2 р. 20 коп. Но тутъ же въ перемѣшку указано не мало книгъ научнаго содержан³я, каковы путешеств³я Академиковъ Гмелина, Лепехина, Рычкова; переводы Тацита, Валер³я Максима, Топографическое описан³е Москвы, Лѣтопись о Московскихъ мятежахъ и т. п.
Въ характерѣ книжной торговли на Спасскомъ мосту необходимо примѣтить то обстоятельство, что здѣсь сосредоточивалась торговля извѣстнымии въ это время Петербургскими сатирическими журнальцами, родоначальницею которыхъ явилась "Всякая Всячина" (1769-1770 г.), издававшаяся починомъ и не безъ участ³я самой Императрицы. Этимъ издан³емъ начинался сатирическ³й походъ противъ старозавѣтныхъ закоренѣлыхъ общественныхъ недочетовъ въ нравахъ и обычаяхъ. Впервые печатная литература получала нѣкоторую развязность въ своихъ движен³яхъ и, главное, получала характеръ повседневнаго говора о предметахъ, живьемъ касавшихся каждаго обывателя. Все это, какъ нельзя больше, соотвѣтствовало потребностямъ той толпы обывателей, которая собиралась или проходила на Спасскомъ мосту, а потому сатирическ³е журнальцы, выходивш³е еженедѣльно по вторникамъ въ объемѣ полулиста печатнаго, распространялись здѣсь въ неимовѣрномъ количествѣ.
Пользуясь дарованной свободой, "Всякая Всячина" предрекала, что она породитъ безконечное племя, что за нею послѣдуютъ законныя и незаконныя дѣти, будутъ со временемъ и уроды заступать ея мѣсто.
Дѣйствительно, въ тотъ же 1769 годъ народились "И То и Се", "Ни То, ни Сё", "Поденьшина", "Смѣсь", "Адская Почта", "Полезное съ Пр³ятнымъ", "Трутень", и далѣе въ 1770 г.- "Парнасск³й Щепетильникъ", "Пустомеля", въ 1771 г.-"Трудолюбивый Муравей", въ 1772 г.- "Вечера" и, наконецъ, потомокъ Трутня "Новиковск³й Живописецъ".
Выдающ³йся изъ всѣхъ поименованныхъ журнальцовъ 1769 г. "Трутень" скоро и много нагрѣшилъ противъ своей прабабки, какъ онъ называлъ "Всякую Всячину", особенно противъ знатныхъ господъ и по вопросу о положен³и крестьянъ у помѣщиковъ, и потому возбудилъ въ ихъ обществѣ великое негодован³е, такъ что въ 1770 г. почти всѣ журнальчики съ сатирою прекратили свое существован³е, замолкли, какъ хоръ птицъ къ концу лѣта.
Но въ то время, какъ Университетская книжная лавка продавала по преимуществу творен³я Сумарокова и оды директора Университета, Хераскова, побѣдныя и философическ³я, кромѣ разныхъ научныхъ книгъ,-на Спасскомъ мосту производилась оживленная торговля упомянутыми сатирическими листами, которые только здѣсь и распродавались въ довольномъ количествѣ, какъ скоро высылались изъ Петербурга. Въ 1770 г. больше другихъ книгопродавцевъ продавалъ ихъ Яковъ Добрынинъ, отчасти и Гаврила Ильинъ. Сатира здѣсь ютилась съ давняго времени и въ продаваемыхъ рукописныхъ тетрадкахъ и въ лубочныхъ картинкахъ, а потому всегда являлась дорогимъ гостемъ, откуда бы ни приходилъ этотъ гость.
Однако сама писательская Москва не послѣдовала примѣру Петербурга и не напечатала ни одного журнальчика съ сатирическимъ содержан³емъ. Это скоро подмѣтилъ забавный Трутень и написалъ письмо (отъ 2 ³юня), будто бы изъ Ярославля, съ слѣдующими разсужден³ями:
"Изъ Ярославля. Здѣсь всѣ удивляются воздержности Московскихъ писателей. Извѣстно, что почтенная наша старушка Москва и со своими жителями во нравахъ весьма не постоянна: ей всегда нравилися новыя моды и она всегда перенимала ихъ у Петербургскихъ жителей; а тѣ прямо отъ просвѣтителей въ ономъ разумовъ нашихъ господъ Французовъ. Въ нынѣшнемъ 1769 году лишь только показалась въ свѣтъ "Всякая Всячина" со своимъ племенемъ, то жители нашего города заключили, что и это новая мода. И какъ Москва писателями сихъ мелкихъ сочинен³й весьма изобильна, то надѣялись, что тамъ с³и листки выходить будутъ не десятками, но сотнями. Ради чево фабрикантъ здѣшней бумажной фабрики велѣлъ съ поспѣшен³емъ дѣлать великое множество бумаги, годной къ печатан³ю; а между тѣмъ отправилъ своего прикащика на почтовыхъ лошадяхъ въ Москву для подряду. Но онъ и мы всѣ обманулись: въ Москвѣ и по с³е время ни одного такова изъ типограф³и не вышло листочка; да и печатанные въ Петербургѣ журналы читаютъ не мног³я. Старой, но весьма разумной нашъ мещанинъ, Правдинъ, о семъ заключаетъ, что Москва. ко украшен³ю тѣла служащ³я моды перенимаетъ гораздо скорѣе украшающихъ разумъ, и что Москва такъ же, какъ и престарѣлая кокетка, сатиръ на свои нравы читать не любитъ".
Воздержан³е Московскихъ писателей зависѣло, можетъ быть, отъ мѣстныхъ причинъ, въ числѣ которыхъ главною причиною было то обстоятельство, что въ Москвѣ не существовало того интеллигентнаго, собственно придворнаго общества, какимъ въ то время славилась сѣверная столица. А потомъ и дѣло было вновѣ. Москвичи еще не успѣли съ нимъ освоиться, не говоря о томъ, что вольное развязное сатирическое слово о людскихъ порокахъ, особенно о порокахъ знатныхъ людей, въ благочестивой Москвѣ почиталось чуть не преступлен³емъ противъ установленныхъ порядковъ общественной жизни. Но замѣтка Трутня, "что Москва писателями сихъ мелкихъ сочинен³й весьма изобильна", даетъ поводъ съ большою вѣроятностью предполагать, что Петербургск³е сатирическ³е листки также въ изобил³и наполнялись и писан³ями Московскихъ авторовъ, какъ бывало съ журналами и въ наши времена.
Истор³я книжной торговли на Спасскомъ мосту входитъ въ общую истор³ю Московскаго торга книгами, какъ и Московскаго ихъ издателъства, а потому здѣсь мы упомянемъ только о томъ, что Спасская торговля книгами не прерывалась до самаго нашеств³я въ 1812 г. Французовъ и съ ними Двадцати языкъ.
Изъ послѣднихъ торговцевъ на Спасскомъ мосту въ 1811 г. упоминается Алексѣй Телепневъ, который въ 1813 г. торгуеть уже на Никольской, подлѣ Управы Благочин³я, куда перемѣстился и Матвей Глазуновъ, торговавш³й также на Спасскомъ мосту (1787 г.).
Послѣ Европейскаго, уже не Татарскаго, а Французскаго нашеств³я Спасск³й мостъ былъ разобранъ.
Кромѣ книжныхъ, на Спасскомъ мосту существовали и друг³я лавки. Въ 1765 г. здѣсь продавалась Вейновая водка (передвоенная наливка, родъ ликёра), дѣланная записавшимся въ Московск³й цехъ Саксонцемъ Иваномъ Дицомъ, съ не малымъ уменьшен³емъ цѣны противъ выписной изъ-за моря.
У Спасскихъ же воротъ, тоже, вѣроятно, на самомъ мосту или возлѣ него, существовалъ и "Кофейный Домъ", упоминаемый еще въ 1730 г., когда въ немъ торговые люди пили бѣлое вино и одинъ изъ нихъ увелъ у другого лошадь, стоявшую при томъ Кофейномъ домѣ въ ожидан³и своего сѣдока, о чемъ и происходило разбирательство въ Полицмейстерской Канцеляр³и.
Подальше отъ Спасскаго моста, внизъ подъ гору къ Москвѣ-рѣкѣ, въ самой стѣнѣ Кремля и особенно въ отводной башнѣ Константиновскихъ воротъ существовало городское страшилище, наводившее ужасъ на иныхъ обывателей.
Возлѣ Константиновскихъ воротъ въ самой стѣнѣ Кремля были устроены тюрьмы и обширный застѣнокъ, т.-е. особая постройка за Кремлевскою стѣною. Заключая въ себѣ также тюремныя помѣщен³я для пытокъ и истязан³й въ цѣляхъ тогдашняго судопроизводства, эта постройка прославила себя именемъ застѣнка въ ужасающемъ смыслѣ, какъ страшнаго оруд³я пыточныхъ мучен³й. Въ простомъ смыслѣ застѣнкомъ называлась всякая постройка, расположенная за стѣною какого-либо здан³я, почему и храмовые предѣлы, пристроиваемые къ стѣнамъ храма, именовались также застѣнками.
Съ этой загородной стороны Константиновск³я ворота оканчивались отводною башнею, которая такъ и прозывалась пыточною и о которой въ концѣ XVII ст., во время препирательствъ о церковныхъ вопросахъ между латинствующими малоруссами и православными великоруссами, одинъ латинствующ³й фанатикъ Петръ Артемьевъ, укоряя великоруссовъ въ жестокости, говорилъ между прочимъ: "Нѣмые учители у дыбъ (оруд³е пытки) стоятъ въ Константиновской башнѣ: вмѣсто Евангел³я огнемъ просвѣщаютъ, вмѣсто Апостола кнутомъ учатъ" (Ж. М. Н. П. 1885 г., октябрь, стр. 251). Такъ можетъ быть въ дѣйствительности крутые Москвичи встрѣчали напоръ католическихъ идей, обнаруживш³йся въ это время съ особою силою.
Если Застѣнокъ столь страшно грозилъ преступному населен³ю Москвы, то не мало бѣды встрѣчали здѣсь и бояре-неудачники въ мѣстническихъ стычкахъ и спорахъ. Ихъ, виноватыхъ, отъ Дворца по всей Ивановской площади позорно водили въ Спасск³я ворота, въ тюрьму, вѣроятно, въ особую, такъ сказать, боярскую тюрьму для неукротимыхъ мѣстниковъ. Въ иныхъ случаяхъ по великодушной милости Государя ихъ и возвращали оть Спасскихъ же воротъ.
по поручен³ю Московской Городской Думы.
Второе издан³е (автора) исправленное и дополненное съ рисунками въ текстѣ и въ особомъ альбомѣ.
Московская Городская Дума еще въ 1877 г. по предложен³ю почтеннѣйшаго своего гласнаго Н. А. Найденова въ засѣдан³и мая 25 озаботилась необходимостью имѣть подробное историческое описан³е города Москвы. Въ отвѣтъ на это предложен³е, очень сочувственно принятое и Городскимъ Головою С. М. Третьяковымъ, тогда же (10 ³юня) для обсужден³я этого дѣла была избрана особая Комисс³я въ составѣ предсѣдателя Н. А. Найденова и членовъ: И. С. Аксакова, В. Д. Аксенова, П. Н. Батюшкова, А. П. Богданова и Д. А. Наумова.
Кромѣ Н. А. Найденова, положившаго благое начало этому городскому предпр³ят³ю, живѣйшее участ³е въ его обсужден³и и разъяснен³и и въ постановкѣ всего дѣла на правильную твердую дорогу принималъ также гласный Думы М. П. Щепкинъ, издававш³й въ то время Извѣст³я Городской Думы.
Вопросъ обсуждался неторопливо, и въ 1880 г. Комисс³я представила въ Думу докладъ, опредѣлявш³й слѣдующ³я предположен³я:
"Всѣ сколько-нибудь извѣстныя описан³я Москвы, издававш³яся до сего времени, далеко не обнимаютъ собою всѣхъ свѣдѣн³й, которыя должны найти мѣсто въ полномъ описан³и; что послѣднее во всякомъ случаѣ должно быть подробнымъ во всѣхъ отношен³яхъ - историческомъ, топографическомъ, статистическомъ; что такое обширное ученое предпр³ят³е не можетъ быть исполнено непосредственно силами Городского Управлен³я, а должно быть поручено постороннимъ лицамъ; что городъ долженъ принять на себя въ этомъ предпр³ят³и участ³е только матер³альное..."
Затѣмъ Комисс³я указывала, что первымъ дѣломъ этого предпр³ят³я должно быть собран³е и разработка еще никѣмъ нетронутаго архивнаго матер³ала съ составлен³емъ надлежащей программы для предстоящихъ работъ.
Въ самомъ началѣ 1881 г. руководство этимъ дѣломъ и составлен³е самаго описан³я Москвы Дума возложила на автора предлежащей книги, который и составилъ требуемую программу или кратк³й обзоръ предметовъ и темъ, долженствующихъ занять свое мѣсто въ предположенномъ описан³и города. Эта программа заключала въ себѣ слѣдующее:
историко-археологическаго и статистическаго описан³я города Москвы.
Общая задача этого труда обнимаетъ подробную истор³ю и статистику города Москвы, то-есть ходъ его историческаго развит³я съ первыхъ временъ и обзоръ его состоян³я въ послѣдовательные пер³оды его жизни во всемъ объемѣ его быт³я и быта политическаго и религ³ознаго, умственнаго и нравственнаго, общественнаго и домашняго, торговаго и промышленнаго, ремесленнаго и художественнаго, экономическаго или хозяйственнаго и матер³альнаго или строительнаго.
Эта общая задача въ раскрыт³и, распредѣлен³и и обработкѣ ея подробностей можетъ быть выполнена въ двухъ видахъ:
I. Подъ видомъ историческаго повѣствован³я, въ которомъ будутъ представлены полныя и подробныя, но общ³я обозрѣн³я истор³и города и его состоян³я въ послѣдовательные пер³оды этой истор³и, съ присовокуплен³емъ историко-археологическаго описан³я существующихъ памятниковъ и замѣчательныхъ въ историческомъ отношен³и мѣстностей.
II. Подъ видомъ собран³я въ одно цѣлое разнородныхъ матер³аловъ, касающихся истор³и, археолог³и и статистики города Москвы:
А) не обработанныхъ, въ составѣ лѣтописныхъ и другихъ сказан³й, разнаго рода актовъ, документовъ, дѣловыхъ записокъ и другихъ бумагъ, и
Б) обработанныхъ, въ составѣ особыхъ изслѣдован³й, изыскан³й, описан³й, извлечен³й, сокращен³й изъ дѣловыхъ архив-ныхъ бумагъ по различнымъ крупнымъ и мелочнымъ частнымъ вопросамъ и задачамъ истор³и, археолог³и и статистики города.
Отдѣлъ историческаго повѣствован³я, или общаго историко-археологическаго и статистическаго описан³я города, и этоть второй отдѣлъ частныхъ спец³альныхъ изслѣдован³й и собран³я матер³аловъ по истор³и и статистикѣ города Москвы будутъ имѣть въ виду слѣдующ³я задачи:
Москва-Городъ прежде всего есть мѣсто и жилище, стѣны и дома; поэтому первая изъ частныхъ задачъ предположеннаго труда заключается въ истор³и постепеннаго топографическаго распространен³я города, начиная съ его первосельцевъ, аборигеновъ этой мѣстности.
Сюда входятъ всѣ дробныя истор³и каждаго городского мѣста-урочища, каждаго храма, въ смыслѣ основы поселен³я, каждой площади, улицы, переулка, по возможности каждаго сколько-нибудь замѣчательнаго двора и дома, съ показан³емъ происходившихъ перемѣнъ въ расположен³и и устройствѣ заселеннаго пространства.
Сюда входятъ: истор³я и способы постройки городскихъ стѣнъ, воротъ и башенъ; способы постройки домовъ, устройства дворовъ, садовъ, прудовъ, огородовъ; способы мощен³я улицъ, способы ихъ освѣщен³я въ ночное время; способы уборки нечистотъ; способы предупрежден³я и тушен³я пожаровъ; способы водоснабжен³я и, вообще, истор³я и статистика всѣхъ статей и порядковъ, служившихъ внѣшнему строительному гсродскому благоустройству.
Съ другой стороны, общая задача разсматриваетъ Москву, какъ совокупность людского общежит³я. Это городъ-люди съ ихъ занят³ями, нравами, обычаями, мыслями, чувствами, съ устройствомъ и уставомъ ихъ городского быта и управлен³я во всѣхъ его видахъ и потребностяхъ.
Историческ³й и статистическ³й обзоръ этихъ подробностей самъ собою распредѣляется на мног³е отдѣлы и особыя статьи.
Впереди другихъ здѣсь должна стоять истор³я городского правительства и управлен³я или истор³я городской власти, земской, посадской и государевой. Сюда относятся:
Виды и порядки самоуправлен³я въ древнее время.
Устройство Приказнаго управлен³я.
Истор³я главныхъ начальниковъ Москвы и ихъ дѣятельность на пользу города.
Истор³я Московской Полиц³и, какъ особаго учрежден³я.
Истор³я Городской Думы, какъ особаго учрежден³я.
Истор³я и статистика городского хозяйства, поскольку онѣ выражаются въ числовыхъ данныхъ городского бюджета. Городск³е смѣты и отчеты. Городск³е доходы и расходы. Городск³е капиталы. Законы, правительственныя и административныя мѣры и распоряжен³я, касающ³яся городского хозяйства.
Истор³я Управъ купечества, мѣщанства и ремесленныхъ цеховъ. Истор³я и статистика ихъ хозяйства.
Составъ городского населен³я и его статистика съ древняго и до послѣдняго времени. Городское землевладѣн³е.
Тяглое и свободное населен³е, посадское и служилое. Тяглыя, бѣлыя, церковныя и крѣпостныя земли. Внутреннее устройство посадскаго населен³я.
Слободы и Сотни: торговыя (гостиная, суконная Сотни), промышленныя, ремесленныя, казенныя и черныя или земск³я. Ямск³я и стрѣлецк³я слободы. Ихъ земли.
Истор³я и статистика каждой Слободы и Сотни въ отдѣльности.
Братск³е съѣзж³е дворы.
Иноземческ³я Слободы и мѣста поселен³й: Нѣмецк³я, Армянск³я, Грузинск³я, Цыганск³я, колон³я Французовъ и пр.
Истор³я Стрѣлецкаго населен³я какъ гарнизона Москвы. Послѣдующая истор³я военной комендантской части. Военные постои и казармы.
Истор³я церковныхъ приходовъ, существующихъ и упраздненныхъ. Историко-археологическое описан³е храма въ каждомъ приходѣ. Церковная земля. Составъ причта.
Составъ приходскаго населен³я съ указан³емъ извѣстныхъ и знатныхъ личностей, жившихъ въ приходѣ. Такъ какъ мног³е приходы были собственно городскими слободами, то ихъ истор³я необходимо сливается съ истор³ей упомянутыхъ слободъ.
Уставы, порядки и обычаи приходскаго общежит³я. Приходское призрѣн³е бѣдныхъ и друг³я дѣла и дѣйств³я приходскаго м³ра.
Приходск³я кладбища.
Убог³е домы.
Истор³я существующихъ загородныхъ кладбищъ съ указан³емъ извѣстныхъ памятныхъ и знатныхъ лицъ, погребенныхъ на каждомъ кладбищѣ.
Истор³я Московскихъ монастырей, существующихъ и упраздненныхъ.
Историко-археологическое описан³е храмовъ и всѣхъ другихъ памятниковъ древняго и новаго времени въ каждомъ монастырѣ.
Монастырск³я кладбища.
Городск³я монастырск³я земли и подворья.
Приходск³е и монастырск³е праздники, крестные ходы, особые мѣстные церковные обряды.
Истор³я Московскихъ блаженныхъ, юродивыхъ, затворниковъ и другихъ лицъ древняго благочест³я, пользовавшихся общею извѣстностью.
Истор³я Московскаго нищенства.
Истор³я и статистика Московской благотворительности и попечительства о призрѣн³и бѣдныхъ и нищихъ.
Попечительство о тюрьмахъ.
Благотворительныя учрежден³я: богадѣльни, пр³юты, школы и пр.
Истор³я благотворительныхъ обществъ, каждаго въ отдѣльности.
Истор³я больницъ каждой въ отдѣльности.
Истор³я врачебнаго искусства въ Москвѣ. Извѣстные и знаменитые Московск³е врачи. Лѣчебныя заведен³я. Истор³я Московскихъ аптекъ.
Истор³я и статистика Московскаго торга.
Мѣстоположен³е главнаго торга.
Гостиные дворы.
Торговые ряды.
Торговыя мѣста по улицамъ и площадямъ города.
Мелочной торгъ становой и ходяч³й, разносный.
Истор³я и статистика каждаго товара въ отдѣльности. Способы торговли. Торговые нравы и обычаи.
Свѣдѣн³я объ извѣстныхъ и знатныхъ торговцахъ съ древняго времени.
Истор³я капиталовъ. Истор³я Биржи.
Связи Московской торговли съ иноземными и Русскими городами.
Истор³я цѣнъ на товары и всякаго рода припасы и матер³алы съ древняго и до позднѣйшаго времени.
Истор³я и статистика городскихъ промысловъ: извозъ, постоялые дворы, съѣстныя лавки, харчевни, трактиры, рестораны, хлѣбопекарни и пр.
Питейная продажа: квасы, меды, вина, пиво, погребки фруктовые, овощные и питейные, питейные дома.
Свѣдѣн³я о заведен³яхъ этого рода, пользовавшихся славою и извѣстностью.
Истор³я и статистика Московскаго садоводства и огородничества {Опытъ обработки этого предмета см. въ нашихъ "Опытахъ изучен³я Русскихъ древностей и исторiи". М., 1873, часть 2, стр. 266-350.}.
Охотный рядъ, какъ средоточ³е всякаго рода охотничьихъ промысловъ.
Ловля и продажа пѣвчихъ птицъ, соловьиная охота, голубиная охота.
Пѣтушьи и гусиные бои.
Истор³я и статистика въ отдѣльности всякаго ремесла и мастерства, издѣл³я, производства.
Дѣло: золотое, серебряное, сусальное, мѣдное, котельное, колокольное, пушечное, кузнечное, бронное, желѣзно - рѣзное, слесарное, оружейное, плотничье, столярное, деревянно-рѣзное, токарное, каменное, каменно-рѣзное, кирпичное, изразцовое и проч.
Портное, сапожное, башмачное, шорное и проч.
Монастырск³я рукодѣл³я.
Фабрики и заводы.
Свѣдѣн³я объ извѣстныхъ и славныхъ по времени мастерахъ, ремесленникахъ, фабрикантахъ, заводчикахъ.
Истор³я художествъ въ ихъ Московскомъ развит³и и характерѣ.
Зодчество деревянное и каменное, церковное и гражданское.
Иконопись и живопись.
Гравирован³е.
Художественныя школы и училища, древн³я и новыя. Свѣдѣн³я о художникахъ и мастерахъ извѣстныхъ и малоизвѣстныхъ.
Кратк³я обстоятельныя жизнеописан³я извѣстныхъ и славныхъ Московскихъ художниковъ. Указан³е и описан³е ихъ произведен³й.
Истор³я Московскихъ картинныхъ галлерей и другихъ собран³й произведен³й искусства, общественныхъ и частныхъ, бывшихъ и существующихъ. Каталоги этихъ собран³й, полные или въ общемъ обзорѣ. Извѣстные и малоизвѣстные собиратели.
Антикварныя лавки и магазины древнихъ и новыхъ произведен³й художества.
Истор³я и статистика грамотности и образованности въ Москвѣ.
Первыя училища.
Славяно-Греко-Латинская Академ³я.
Духовныя училища.
Первая Европейская школа на Сухаревой башнѣ.
Свѣтск³я казенныя и частныя училища послѣдующаго времени: городск³я училища, панс³оны, гимназ³и, музыкальныя училища и др.
Университетъ.
Ученыя и Литературныя Общества.
Опыты публичнаго преподаван³я.
Извѣстные и славные проповѣдники, соборные и приходск³е.
Истор³я и статистика книжной торговли. Извѣстныя мѣста этой торговли. Книжныя лавки и магазины. Извѣстные и малоизвѣстные книгопродавцы, ихъ дѣятельность на пользу книжнаго дѣла.
Извѣстные и малоизвѣстные издатели полезныхъ книгь и ихъ заслуги на пользу просвѣщен³я.
Истор³я и статистика типограф³й и литограф³й, объемъ ихъ производства и количества изданныхъ книгъ, эстамповъ, картинъ и пр.
Литература въ Московскомъ обликѣ. Журналы и газеты отъ перваго времени.
Истор³я литературныхъ Московскихъ приходовъ или кружковъ.
Московское масонство и его литература. Масонск³я пѣсни.
Простонародная Московская литература и ея лубочныя издан³я.
Промышленно-книго-продавческая литература.
Истор³я и статистика Московскихъ библ³отекъ, печатныхъ и рукописныхъ, общественныхъ и частныхъ, бывшихъ и существующихъ. Извѣстные и малоизвѣстные собиратели книгъ и рукописей.
Московская истор³я старообрядства. Старообрядческая литература. Старообрядческ³е монастыри, кладбища, богадѣльни. Истор³я разнороднаго сектаторства въ Москвѣ.
Хроника общественной жизни въ Москвѣ {Опыть обработки этого рода свѣдѣн³й см. въ нашемъ сочинен³и "Хроника общественной жизни въ Москвѣ съ половины XVIII ст." въ "Опытахъ изучен³я Русскихъ древностей и истор³и", ч. 2, стр. 351-506.}.
Истор³я и мѣста народныхъ гулян³й и разныхъ увеселен³й, городскихъ и загородныхъ, отъ древняго и до послѣдняго времени.
Народныя игры и зрѣлища.
Народныя театральныя представлен³я.
Балаганы. Репертуаръ народныхъ представлен³й.
Истор³я и статистика Московскаго Театра. Казенныя и частныя сцены. Репертуаръ.
Славные артисты и артистки.
Цѣны мѣстамъ.
Хроника пр³ѣзжихъ артистовъ всѣхъ професс³й: музыкантовъ, актеровъ, чудодѣевъ, фокусниковъ и т. п.
Общественныя и частныя увеселительныя собран³я и заведен³я. Балы, маскарады, концерты и пр.
Истор³я Московскаго Благороднаго Собран³я.
Истор³я и статистика клубовъ, каждаго въ отдѣльности.
Казенные и частные общественные сады, бульвары, увеселительныя мѣста.
Истор³я полицейскихь порядковъ для охранен³я городской обывательской безопасности, здоровья и благочин³я, съ древняго времени.
Наказы и друг³я полицейск³я постановлен³я и узаконен³я по этому поводу.
Уличныя и воротныя рѣшетки, сторожевыя избы, будки, ночные и девные сторожа.
Уличная служба обывателей. Послѣдующее и современное состоян³е полицейскихъ порядковъ. Ихъ уставы и ихъ