лъ посланъ дьякъ и фискалъ съ солдатами, то княжеск³е люди учинились указу не послушны, съ дворовъ не сошли и двора не отдали.
Въ 1721 г. ³юля 26 игуменья снова подала просьбу, гдѣ обличала всю неправду, написанную въ княжеской челобитной, прибавивъ, что такой челобитной "и примать было не довелось, не токмо слѣдовать".
Между прочимъ въ челобитной значилось, что князья на данной имъ землѣ построили многое деревянное и каменное строен³е и что на ихъ прежнемъ мѣстѣ будто сломано многое каменное и деревянное строен³е. Игуменья разъяснила, "что со двора ихъ деревянное строен³е свезено къ нимъ же на загородные дворы не для цейхгаузнаго строен³я, но для того, что по государеву указу повелѣно изъ Кремля и изъ Китая вынесть все деревянное строен³е; что по тому же указу въ Кремлѣ и въ Китаѣ деревяннаго строен³я строить не велѣно, а именно, таковое на монастырской землѣ они, князья, построили самовольно противъ запрещен³я, за что ихъ люди довелись жестокаго наказанья, потому что, опричь ихъ самовольства въ Кремлѣ ни у кого деревяннаго строен³я нѣтъ и не строятъ; а они сами пишуть, что у нихъ на монастырской землѣ построено многое деревянное строен³е, чего ради подлежатъ штрафу, а люди ихъ наказан³ю".
А что, дѣйствительно, настроили князья на новыхъ своихъ мѣстахъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ произведенная въ 1721 г. опись этихъ построекъ.
Они построили 6 полатъ поземныхъ въ длину на 12 саж.; конюшенный каменный сарай въ 10 саж. длины, къ нему полатку 2 саж., конюшню въ 6 1/2 саж.; да деревянное строен³е: подлѣ церкви свѣтлицу съ сѣньми по 2 1/2 саж.; два хлѣвка по 1 1/2 саж., трет³й въ 2 1/2 саж.; подлѣ церкви мазанка 1 1/2 саж.; подлѣ городовой стѣны одиннадцать клѣтушекъ людскихъ, сажени по 1 1/2 и по 2, крыто все дранью.
Такимъ образомъ оказывалось, что князья Трубецк³е возлѣ стѣнъ монастыря и города устроили свой задн³й дворъ со всѣми его принадлежностями.
Игуменья вмѣстѣ съ тѣмъ объясняла, что у нихъ иного монастырскаго двора въ Кремлѣ и близь монастыря нѣтъ, и того монастыря священники и всякихъ чиновъ монастырск³е служители живутъ по дальнымъ разнымъ мѣстамъ въ наемныхъ и въ иныхъ домѣхъ, а лошади монастырск³я водовозныя и возники держатся въ самой нуждѣ въ монастырѣ и ради такой нужды и дрова монастырск³я нынѣ кладутъ на монастырѣ около и близь соборныя церкви, отчего весною и лѣтомъ духота бываетъ и изъ навозу вода подходитъ въ церковь и въ кельи; что князья Трубецк³е, завладѣвъ ихъ подворьемъ, учинили монастырю великую тѣсноту понапрасну.
Объясняя, что монастырь отъ княжескаго навозу и отъ нарослой земли утѣсненъ, игуменья настойчиво просила, чтобы согласно Сенатскому приговору, утвержденному и Юстицъ-Коллег³ею, монастырск³е старинные ихъ дворы возвратить въ монастырь попрежнему и княжескихъ людей съ тѣхъ дворовъ сослать, а деревянное строен³е, избы и чуланы и скотск³е хлѣвы, отъ той церкви, что на подворьѣ, и отъ городовой стѣны, что у самаго монастыря, сломать, дабы отъ тѣхъ избъ, чулановъ и скотскихъ хлѣвовъ монастырю не учинялось разорон³е.
Послѣ многихъ настойчивыхъ ходатайствъ игуменьи Веденихты Пушкиной прошло слишкомъ 10 лѣтъ, а подворье всетаки не было возвращено монастырю. Въ 1731 г. новая игуменья Евстол³я подала просьбу самой императрицѣ Аннѣ Ивановнѣ, но встрѣтила новый отпоръ со стороны князей, которые лично въ Юстицъ-Коллег³и просили выдать имъ даную на пожалованныя имъ оба подворья, а потому подали челобитную, объясняя свои права на это владѣнье и устраняя искъ монастыря, какъ неправильный.
Въ это время князь Иванъ Юрьевичъ былъ уже генералъ-фельдмаршаломъ, а Юр³й Юрьевичъ - тайнымъ дѣйствительнымъ совѣтникомъ.
Не осталась безъ отвѣта и игуменья Евстол³я. Жалуясь на то, что подворье и донынѣ, 1731 г., въ монастырь не возвращено, она снова изъясняла, что "за не отдачею имъ того ихъ подворья они имѣютъ не малую обиду и великое утѣснен³е зимою отъ снѣгу и отъ навозу и отъ лѣсныхъ и всякихъ припасовъ, и за утѣснен³емъ монастыря проходъ по монастырю весьма труденъ, а за неимѣн³емъ близь монастыря подворья, монастырск³е возники и разъѣзж³я лошади стоятъ и привозныя монастырск³я дрова кладутся въ монастырѣ, отъ которой тѣсноты вешнимъ временемъ въ соборную церковь, гдѣ Ея Императорскаго Величества родители почиваютъ, и въ кельи, гдѣ жительство имѣютъ монахини, вода идетъ".
Какъ ни были основательны жалобы и просьбы игуменьи о возвращен³и подворья монастырю, оно все-таки осталось во владѣн³и князей Трубецкихъ. Мы не встрѣтили свѣдѣн³й о томъ, чѣмъ окончились ходатайства монастыря, и пользуемся только извѣст³емъ, что въ 1754 г. дворъ Трубецкихъ принадлежалъ лейбъ-гвард³и поручику кн. Дмитр³ю Юрьевичу Трубецкому, младшему сыну кн. Юрья Юрьевича. Кн. Иванъ Юрьевичъ не оставилъ по себѣ прямыхъ наслѣдниковъ мужескаго колѣна. У него былъ только побочный сынъ извѣстный Иванъ Ивановичъ Бецк³й. При этомъ о Вознесенскомъ монастырѣ упоминается, что его задн³я ворота выходили ко двору кн. Трубецкаго. О подворьяхъ уже нѣтъ и помину.
Весь этотъ уголъ Кремлевской мѣстности занятъ теперь здан³емъ Судебныхъ мѣстъ, построеннымъ по проекту архитектора Матв. Ѳед. Козакова въ 1771-1785 гг. Оно также расположено угольникомъ почти въ самыхъ тѣхъ же межахъ, как³я ограничивали мѣстность Трубецкаго двора. Фасадъ, обращенный къ здан³ямъ Чудова монастыря, расположенъ отчасти на мѣстахъ бывшихъ двухъ подвор³й, Новоспасскаго и Вознесенскаго, Чудовскаго конюшеннаго двора и церкви Козмы и Дамьяна, стоявшей противъ заднихъ воротъ Чудова монастыря. Уголъ Судебнаго здан³я, обращенный къ этому монастырю, занялъ мѣсто такъ называемаго Духовникова двора.
Дворъ князей Трубецкихъ въ широкомъ своемъ концѣ, въ 60 саж., выходилъ къ здан³ямъ Чудова и Вознесенскаго монастырей, на другую улицу, которая шла отъ Троицкихъ Кремлевскихъ воротъ и отъ Троицкаго подворья къ подворьямъ Новоспасскому и Вознесенскому, стоявшимъ у городовой стѣны. Эту улицу мы назвали Троицкою. Она пересѣкала Никольскую улицу передъ угломъ Чудовскаго зданiя, сохраняя свое направлен³е и донынѣ по боковому фасаду Судебныхъ мѣстъ, обращенному къ упомянутымъ монастырскимъ здан³ямъ. Но это продолжен³е Троицкой улицы именовалось Чудовскою улицею. Ея ширина при началѣ отъ Никольской улицы простиралась на 6 1/4 саж., а далѣе только на 4 саж., почему въ 1626 г. было указано устроить ее въ 5 саж., какъ эта мѣра существуетъ и донынѣ, образуя особый длинный дворъ къ здан³ю Судебныхъ мѣстъ. Мѣсто пересѣчен³я Никольской улицы именовалось въ то время (1634 г.) Никольскимъ хрестьцомъ,- крестцомъ (перекресткомъ), который любопытенъ тѣмъ обстоятельствомъ, что его деревянную бревенчатую мостовую, слишкомъ на 5 саж. въ длину, повиненъ былъ моститъ Патр³арш³й домъ, такъ какъ на крестецъ выходили его здан³я.
По лѣвой сторонѣ улицы, гдѣ теперь высится боковой фасадъ здан³я Судебныхъ мѣсть, находились слѣдующ³е дворы и мѣста,
Самый уголъ здан³я Судебныхъ мѣсть стоитъ на мѣстѣ такъ называемаго Духовникова двора, на мѣстѣ жительства государевыхъ духовниковъ, обыкновенно протопоповъ Благовѣщенскаго собора. Въ 1657 г. мѣрою этотъ дворъ по Никольской улицѣ простирался на 23 саж., поперекъ на 16 саж., со стороны отъ двора кн. Трубецкихъ на 12 саж. Онъ примыкалъ къ трапезѣ церкви Козмы и Дам³ана и къ ея кладбищу. Но въ 1639 г. его мѣра была въ 20 саж. и со стороны 10 саж., какъ, вѣроятно, эта мѣра существовала отъ древняго времени. Въ 1504 г. здѣсь жилъ протопопъ этого собора Ѳома, вѣроятный духовникъ вел. князя Ивана III, или первый изъ Благовѣщенскихъ протопоповъ поселенецъ на этомъ мѣстѣ {Послѣ него духовникомъ вел. князя былъ Андрониковск³й архимандритъ Митрофанъ (С. Г. Г., I, 400).}.
Изъ числа царскихъ духовниковъ оставилъ по себѣ недобрую память Благовѣщенск³й протопопъ Ѳедоръ Барминъ, о дѣлахъ котораго мы упоминали на стр. 302.
Другой случай съ царскимъ духовникомъ занесенъ даже въ списки Дворцовыхъ Разрядовъ.
У царя Алексѣя Михаиловича духовникомъ былъ Благовѣщенск³й же протопопъ Андрей Савиновичъ, поставленный въ протопопы и, слѣдовательно, въ духовники государю въ 1666 г., марта 25, изъ священниковъ церкви Григор³я Неокесар³йскаго, что за Москвою-рѣкою въ Дербицахъ, на Полянкѣ, гдѣ онъ священствовалъ съ 1660 г. Это былъ не только государевъ духовникъ, но и государевъ любимецъ, который успѣлъ такъ привязать къ себѣ государя, что своимъ вл³ян³емъ сталъ поперекъ дороги и самому патр³арху ²оакиму. Первымъ его дѣломъ была постройка каменной церкви Григор³я Неокесар³йскаго на счетъ государя, изъ собственныхъ государевыхъ суммъ Тайнаго Приказа. Эта постройка началась на другой же годъ по опредѣлен³и протопопа въ духовники и продолжалась въ 1668-1669 годахъ, съ небывалымъ велелѣп³емъ во всѣхъ частяхъ. Храмъ былъ украшенъ поливными изразцами и снаружи расписанъ цвѣтными красками, а внутри стѣнописью. Все это стоило немалыхъ расходовъ. Государь оказывалъ протопопу такую особую милость, что лично посѣщалъ его въ его жилищѣ (въ 1668 г.). Словомъ сказать, протопопъ сдѣлался самымъ приближеннымъ домашнимъ человѣкомъ благочестивѣйшаго царя, на что, между прочимъ, указываетъ и одна запись въ сборникѣ Дворцовыхъ Разрядовъ, гдѣ читаемъ слѣдующее:
"Того жъ году (1674), октября въ 21 день, было у Великаго Государя вечернее кушанье, въ потѣшныхъ хоромахъ; да у него жъ Великаго Государя ѣли бояре, всѣ безъ мѣстъ, да думные дьяки Герасимъ Дохтуровъ да Ларивонъ Ивановъ. У стола стоялъ крайчей князь Петръ Семеновичъ Урусовъ да съ нимъ столникъ Дмитрей Никитинъ сынъ Наумовъ. За поставцомъ Великаго Государя сидѣлъ бояринъ и оружничей Богданъ Матвѣевичъ Хитрово, да съ нимъ дворцовые дьяки да ключники степенные со всѣхъ дворцовъ. А чашничали передъ Великаго Государя и ѣсть ставили ближн³е люди. Да у кушанья жъ былъ у Великаго Государя Благовѣщенской протопопъ, духовникъ Великаго Государя, Андрей Савиновичъ. А передъ духовника и передъ бояръ ѣсть ставили и питье носили столники жъ и ближн³е люди. А послѣ кушанья изволилъ Велик³й Государь себя тѣшить всякими игры. И его Великаго Государя тѣшили, и въ органы играли, а игралъ въ органы Нѣмчинъ, и въ сурну, и въ трубы трубили, и въ суренки играли, и по накрамъ и по литаврамъ били жъ вовсѣ. Да Велик³й же Государь жаловалъ протопопа, своего Великаго Государя духовника, и бояръ и дьяковъ думныхъ, которые были у кушанья вечерняго, вотками, ренскимъ, и романеею и всякими розными пит³и, и пожаловалъ ихъ своею государевою милостью: напоилъ ихъ всѣхъ пьяныхъ. А послѣ стола жаловалъ, тожъ, поилъ всякими розными питьями своихъ государевыхъ столниковъ и ближнихъ людей. А кушанье у Великаго Государя отошло вечернее и бояре поѣхали изъ города и ближн³е люди въ 12 часу ночи" (по нашему счету въ четвертомъ часу утра. Д. Р., III, 1080). Въ своемъ родѣ это былъ пиръ-предшественникъ пресловутыхъ пировъ ген³альнаго сына царя Алексѣя Михайловича, царя, а потомъ и императора Петра Алексѣевича. Чему же мы удивляемся, прочитывая разсказы о Петровскихъ разгульныхъ пирахъ, когда это была живѣйшая черта старинныхъ Русскихъ нравовъ и обычаевъ.
Попировавши такимъ образомъ, царь Алексѣй Михаиловичъ, спустя 10 дней, именно 1 ноября, выѣхалъ изъ Москвы въ любимое свое село Преображенское, гдѣ намѣревался оставаться до зимняго пути, такъ какъ до этого срока онъ отпускалъ просившихся служилыхъ людей по деревнямъ. Но съ небольшимъ черезъ недѣлю, 9 ноября, онъ получилъ грамотку отъ своего духовника, Благовѣщенскаго протопопа Андрея Савиновича, въ которой протопопъ писалъ государю, что святѣйш³й ²оакимъ, патр³архъ, велѣлъ "во смирен³е посадить его на цѣпь безвинно и чтобъ Велик³й государь изволилъ приттить къ Москвѣ и его изъ смиренья освободить". Письмо подалъ сынъ протопопа. Государь приказалъ ему, что будетъ рано въ Москву завтра, нарочно.
Такое милостивое отношен³е къ духовнику могъ являть только добрѣйш³й царь Алексѣй Михаиловичъ.
Прибывъ въ Москву на другой же день, 10 ноября, онъ тотчасъ послалъ къ патр³арху ближняго боярина Б. М. Хитрово съ предложен³емъ, чтобъ патр³архъ къ нему, государю, пришелъ. Патр³архъ и не помедлилъ. Государь встрѣтилъ его на крыльцѣ, откуда они вмѣстѣ пошли въ комнату, гдѣ находились, сидѣли уже три приближенныхъ боярина:-кн. Долгоруковъ, Хитрово и Матвѣевъ. Когда всѣ усѣлись, государь спросилъ святѣйшаго, за что онъ, не поговоря съ нимъ, Великимъ государемъ, смирилъ его духовника? Патр³архъ извѣстилъ государю протопопово неистовство и невѣжество и мздоимство многое, за то смириль его, что держитъ у себя женку многое время, что онъ, патр³архъ, посылалъ къ нему своего духовника и протопопъ его къ себѣ не пустилъ и его, патр³арха, безчестилъ; что онъ, патр³архъ, женку велѣлъ разспросить, жила ли она съ нимъ, протопопомъ, и по добротѣ ли, или неволею? Женка сказала, что сперва жила съ нимъ по добротѣ, а послѣ жила съ нимъ и неволею. Государь упрашивалъ святѣйшаго простить виновнаго, но патр³архъ отказалъ государю и не только не простилъ, а запретилъ протопопу священствовать, благословлять и даже исповѣдывать безъ своего святительскаго велѣн³я.
На другой день, 11 ноября, государь, не успѣвъ въ своемъ намѣрен³и, возвратился въ село Преображенское, гдѣ въ это время готовилась новая царская потѣха-Комид³альныя дѣйства, которыя и были исполнены на заговѣнье 13 ноября. Уѣзжая изъ Москвы, государь повелѣлъ поставить у виновнаго духовника караулъ, сотника стрѣлецкаго и 20 человѣкъ стрѣльцовъ для береженья и присылки отъ патр³арха и не велѣлъ пущать къ нему, протопопу, никого до указу.
Между тѣмъ 3 декабря патр³архъ утвердилъ приговоръ соборный отъ всѣхъ духовныхъ властей, чтобы вдовымъ попамъ, будучи у кого въ дому у крестовъ, никого не исповѣдывать и, вообще, не священствовать, опричь приходскихъ священниковъ. Это былъ явный намекъ на духовника.
Въ половинѣ декабря государь возвратился въ Москву совсѣмъ. Наступалъ патр³арш³й праздникъ, память Петра митрополита, 21 декабря.
Наканунѣ праздника, 20 дек., государь снова попросилъ къ себѣ патр³арха, снова встрѣтилъ его, вышедши изъ переднихъ сѣней, на крыльцѣ и въ присутств³и четырехъ ближнихъ бояръ снова просилъ простить и разрѣшить его, государева, духовника во всемъ. На этотъ разъ патр³архъ смилостивился для упрошен³я государя, простилъ протопопа во всемъ и велѣлъ ему попрежнему священствовать, исповѣдывать и благословлять.
Въ самый праздникъ Петра митрополита за столомъ патр³арха присутствовалъ и государь съ боярами, а также и прощенный духовникъ, занимавш³й мѣсто выше архимандритовъ послѣ епископовъ.
На праздникъ Рождества Христова праздничнаго стола у государя не было. Къ патр³арху по обычаю былъ посланъ столъ на домъ. Государь не забылъ и духовника, велѣлъ послать ему также на домъ ѣствы и кубки (вина), и вмѣстѣ съ тѣмъ пригласилъ его къ себѣ во дворецъ, на свиданье.
Въ 1675 г. поелѣ Пасхальной утрени государь, придя въ Благовѣщенск³й соборъ, жаловалъ своего духовника яйцами и дѣловался съ нимъ въ уста, а ключарей и весь соборъ жаловалъ къ рукѣ и яйцами.
При царѣ Михаилѣ Ѳедоровичѣ его духовникомъ былъ протопопъ Максимъ, впослѣдств³и по какой-то провинности отставленный. Его каменныя строен³я и въ томъ числѣ каменный погребъ выходили на Никольскую улицу, на которой рядомъ съ нимъ, со стороны двора Трубецкихъ, находился дворъ Благовѣщенскаго попа. Далѣе по Чудовской или Троицкой улицѣ стояла противъ заднихъ воротъ Чудова монастыря церковь Козмы и Дамьяна, упоминаемая въ лѣтописяхъ подъ 1475 годомъ.
Въ 1504 г. она была разобрана и заложена новая. По своему мѣстоположен³ю близь Духовникова двора она и прозывалась "что у Духовникова двора". При царѣ Алексѣѣ Михаиловичѣ къ ней былъ пристроенъ предѣлъ во имя св. Филиппа митрополита, обозначаемый иногда особою церковью, "что на Духовниковѣ дворѣ". Церковная замля съ кладбищемъ простиралась вдоль по улицѣ на 30 саж.; поперекъ, позади алтаря на 8 саж., въ другомъ концѣ около 2 саж. Близко къ церкви въ 3-хъ саж. отъ нея стоялъ дворъ ключаря Успенскаго собора мѣрою вдоль 13 саж., поперекъ 8 саж. Въ 1737 г. церковь Козмы и Дамьяна и съ предѣломъ обгорѣла и была возобновлена, а впослѣдств³и, въ 1770 г., была совсѣмъ упразднена и разобрана по случаю постройки здан³я Судебныхъ мѣстъ, подъ стѣнами котораго и скрылось ея мѣсто.
За этою церковью за алтарями слѣдовалъ конюшенный дворъ Чудова монастыря, горница котораго стояла въ 3-хъ саж. отъ алтарей церкви. Въ 1657 г. онъ занималъ пространство вдоль по улицѣ 21 саж., поперекъ 9 саж. Но въ 1702 г. занимаемое имъ пространство составляло 220 квадратныхъ саженъ. По всему вѣроят³ю, этотъ дворъ составлялъ остатокъ конюшеннаго Татарскаго двора при Алексѣѣ митрополитѣ.
Неподалеку, приближаясь къ городовой стѣнѣ, стояли подворья Новоспасскаго и Вознесенскаго монастырей, оба на 925 квадратныхъ саженяхъ по мѣрѣ 1680 г., а по мѣрѣ 1702 г. - на 1024 саж.
Когда основалось здѣсь Новоспасское подворье съ церковью во имя чудотворца ²оанна, арх³епископа Новгородскаго, свѣдѣн³и не имѣемъ. Оно упоминается съ 1627 г. Но, вѣроятно, существовало съ давнихъ временъ. Оно въ 1682 г. располагалось на 23 саж. въ длину и на 16 саж. въ ширину. Старое его мѣсто занимало 15 саж. въ квадратѣ. Какѣ выше писано, по царскому указу 1701 г. подворье было отдано во владѣнье Вознесенскаго монастыря, а потомъ въ 1702 г. поступило во владѣнье князей Трубецкихъ, которые церковь чудотворца ²оанна устроили себѣ домовою церковью.
Въ 1723 г. по указу Петра всѣ домовыя церкви въ Москвѣ были запечатаны.
Въ 1726 г., когда князь Иванъ Юрьевичъ былъ К³евскимъ генералъ-губернаторомъ, его супруга пр³ѣхала въ Москву на свой обширный дворъ и по болѣзни къ приходской церкви для молен³я ѣздить не могла, почему и просила распечатать свою домовую церковь, хотя приходская церковь Козмы и Дамьяна стояла въ нѣсколькихъ саженяхъ отъ этой домовой церкви. Духовная Дикастер³я (Консистор³я) разрѣшила для церковнаго служен³я распечатать церковь, но съ неотмѣннымъ услов³емъ, чтобы служен³е отправлялось причтомъ приходской церкви Козмы и Дамьяна и только въ праздники и въ воскресные дни.
Къ упомянутымъ подворьямъ, кромѣ Чудовской-Троицкой улицы, проходила улица и возлѣ городовой стѣны отъ Николаевскихъ къ Фроловскимъ-Спасскимъ воротамъ, до здан³й Вознесенскаго монастыря, шириною мимо двора князей Трубецкихъ и Вознесенскаго подворья въ три сажени.
Въ 1626 г. эта улица оставлена въ той же прежней мѣрѣ, но потомъ къ концу XVII ст., какъ упомянуто, была застроена хлѣвами князей Трубецкихъ.
Замѣтимъ, что древн³я границы Чудова и Вознесенскаго монастырей остаются и до настоящаго времени въ своихъ первоначальныхъ межахъ.
Оканчивая обозрѣн³е мѣстъ по лѣвой сторонѣ Кремлевской Никольской улицы, мы должны помянуть и то любопытное обстоятельство, что въ описанномъ углу, почти возлѣ самыхъ Никольскихъ воротъ, рядомъ съ стоявшею у воротъ каменною караульнею, въ 1702 г. предполагалась постройка общенароднаго театра. Этотъ 1702 годъ перваго же января былъ ознаменованъ достославною побѣдою надъ Шведами въ Лифлянд³и, у деревни Ересфера, гдѣ генералъ Борисъ Петр. Шереметевъ разбилъ на голову Шведскаго генерала Шлипенбаха, такъ что самое имя этой деревни пр³обрѣло въ солдатскомъ народѣ особое выражен³е взъересферитъ, что значило расправиться съ кѣмъ бы ни было посвойски. Такъ популярна была эта побѣда, тѣмъ болѣе, что она была первою побѣдою надъ нашими учителями Шведами.
3 генваря была получена радостная вѣсть объ этомъ событ³и, которую принесъ сынъ побѣдителя Мих. Борис. Шереметевъ. "Благодарен³е Богу!-воскликнулъ безмѣрно обрадованный государь,-мы уже до того дошли, что и Шведовъ побѣждать можемъ".
10 генваря въ Успенскомъ соборѣ и во всѣхъ церквахъ Москвы былъ отслуженъ торжественный молебенъ и при пѣн³и пѣсни "Тебе Бога хвалимъ" былъ троекратный залпъ изъ всѣхъ 110 пушекъ и изъ ружей поставленныхъ на Соборной и Ивановской площадяхъ полковъ при звонѣ во всѣхъ церквахъ во всѣ колокола.
Извѣстно, что всякую государеву и тѣмъ болѣе государственную радость Велик³й Преобразователь всегда старался обращать въ радость всего народа, устроивая съ этою цѣлью всенародныя торжества въ родѣ тр³умфальныхъ шеств³й и въ то же время доставляя всенародному множеству различныя потѣхи.
На этотъ разъ на Красной площади вблизи Никольскихъ воротъ, въ 25 саж. отъ нихъ, были построены тр³умфалъныя свѣтлицы и сѣнигаллереи, въ которыхъ государь далъ банкетъ-пиръ всему чиновному военному сослов³ю при увеселен³яхъ потѣшными огнями, фейерверками, нарядными символическими картинами и т. п. Пиръ продолжался всю ночь.
Кромѣ фейерверковъ и разныхъ потѣшныхъ огней, для народнаго увеселен³я въ это время готовилась уже другая потѣха- Комед³альныя дѣйства, для исполнен³я которыхъ еще въ 1701 г. или въ этомъ 1702 г. въ Москву прибыла нѣмецкая труппа комед³антовъ, собранная въ Данцигѣ польскимъ комед³антомъ Ив. Антон. Сплавскимъ.
Артисты пр³ѣхали и съ начальнымъ комед³антомъ Яганомъ Кунштомъ, но мѣста для исполнен³я комед³й еще не было. Конечно, прежде всего мысль о такомъ мѣстѣ остановилась на полатахъ стараго Кремлевскаго дворца.
Комед³анты осматривали тамошн³я полаты и нашли, что всѣ онѣ малы для театра, и сказали, что пригодное помѣщен³е можно устроить только въ Нѣмецкой слободѣ въ домѣ Лефорта, гдѣ полаты были обширнѣе.
Въ Кремлевскомъ дворцѣ они избрали было полаты, такъ называемыя Разстригинск³я, у Срѣтенскаго собора, проходныя къ Ратушѣ, т.-е. въ мѣстности у самыхъ Боровицкихъ воротъ, очень удаленной и мало удобной для народнаго собран³я къ театру.
Переписка объ этомъ происходила въ ³юлѣ мѣсяцѣ 1702 г.
Въ августѣ 6 числа начальникъ Посольскаго Приказа, въ завѣдыван³и котораго производилось это дѣло, бояринъ Ѳед. Алексѣевичъ Головинъ, писалъ къ дьякамъ Приказа слѣдующее:
"По указу Великаго государя прикажите комед³альной домъ строить по размѣру и по желан³ю комед³антову, въ Кремлѣ городѣ, въѣхавъ (въ) Никольск³е вороты на лѣвой сторонѣ, что взято мѣсто у Трубецкихъ, подлѣ городовой стѣны, за караульнею каменною. Въ избахъ сдѣлать частые больш³е окна для всякаго случая, чтобъ возможно было въ окно двумъ человѣкамъ пролѣзть; а окончинъ въ нихъ не дѣлать, для того, что не потребенъ свѣтъ въ комед³и. Въ окнахъ же сдѣлать двойные затворы и велѣть внутри выписать (расписать). На затворахъ сдѣлать задвижные крюки, когда надобно затворить и запереть, въ теплотѣ также и отворить было бы удобно. И около того дому сдѣлать три или четыре избы съ малыми съ сѣнцы для пр³ѣзду желающимъ дѣйства комед³альнаго смотрѣть. Деньги держать на то строенье отъ расходу изъ Посольскаго приказу. И конечно бъ сдѣлано было все безъ всякаго молчан³я къ приходу вел. государя къ Москвѣ".
Бояринъ приписывалъ собственноручно: "Чинить по сему указу, какъ написано, конечно съ поспѣшен³емъ". Писано съ пути, отъ Двинки малой, гдѣ тогда находился государь, направляя свой путь къ Ладогѣ, а потомъ къ осадѣ Орѣшка (Нотенбурга), который былъ взятъ 12 октября.
На присланный указъ дьяки отвѣтили, что въ Кремлѣ у Никольскихъ воротъ, "въ томъ мѣстѣ никакого строен³я строить невозможно, потому что наношено кирпичу и всякаго лому и земли отъ старыхъ полатъ (по случаю постройки цейхгауза) велик³я горы, и тому строен³ю, гдѣ быть, о томъ повели къ намъ указъ прислать".
Головинъ писалъ, что если здѣсь невозможно строить, то выстроить на площади за Никольскими воротами близь Тр³умфальныхъ свѣтлицъ, стоявшихъ отъ Никольскаго мосту въ 25 саж., и прибавлялъ: "Комед³ю безъ всякаго умедлен³я уготовляйте. Если пришеств³е вел. государя будетъ къ Москвѣ, не понести бъ вамъ его гнѣву на себѣ; комед³анту гораздо поговорите, чтобъ русскимъ языкомъ составилъ комед³ю, и Сплавскому {Впослѣдств³и Сплавск³й и на своемъ дворѣ имѣлъ комед³ю, длиною 6 саж., шириною 3 саж., которая была у него куплена съ дворомъ въ 1708 г.} тутъ же быть велите... Какъ посулилъ, чтобъ такихъ (умѣвшихъ по-русски) вывезъ, приказано, чтобъ умѣли (русскимъ языкомъ) исполнить".
Съ постройкою здан³я Комед³и еще не знали, какъ поступить, но актеры уже готовились; приготовляли также имъ платье и разные предметы для уборки будущаго театра. Для русской труппы велѣно было набрать въ ученики 10 чел., къ тому дѣлу удобныхъ, дабы могли управлять свое дѣло, которые и были набраны изъ подьячихъ и посадскихъ людей. Для освѣщен³я театральной хоромины государь повелѣлъ купитъ у Архангельскаго города къ комед³и угодныхъ 12 паникадилъ мѣдныхъ объ одномъ ярусѣ, свѣчъ по 12, по 10, по 9 и по 8. О самыхъ п³есахъ дьяки писали: "А какую комед³ю готовитъ (комед³антъ Кунштъ) и тому (онъ) принесъ нѣмецкое письмо и переводятъ на латинск³й языкъ, а съ латин-скаго на русск³й; а по разговорамъ переводчиковъ слышимъ, что мало въ ней пристоинства, и если хоромы въ такомъ знатномъ мѣстѣ и великимъ иждивен³емь построятъ, а дѣло у нихъ будетъ малое и за то, государь, опасны твоему гнѣву. Комед³йные письма (пьесы) переводимъ и готовимъ съ поспѣшен³емъ", продолжали дьяки уже 29 сент.
Въ эти дни сентября и начальные октября государь готовился къ осадѣ Нотенбурга, древняго нашего Орѣшка, который 12 окт. и былъ взятъ жестокимъ приступомъ съ участ³емъ бомбардирскаго капитана, какъ Петръ числиль себя въ составѣ арм³и.
Передъ приступомъ 8 окт. былъ роздыхъ, а въ это число Головинъ написалъ дьякамъ указъ: "О комед³и и комед³антахъ учините по прежнему моему о томъ письму, чтобъ конечно театрумъ готовъ былъ къ пришеств³ю в. государя въ Лефортовскомъ дому".
Въ отвѣтъ дьяки писали 21 октября, что въ Лефортовѣ полата, гдѣ быть комед³и, театрумъ сдѣланъ и робяты выбраны изъ подьячихъ и изъ посадскихъ людей, отданы комед³анту и учатся, а въ Китаѣ-городѣ на Красную площадь для строен³я хоромины комед³йской лѣсъ возятъ.
Первоначальный размѣръ храмивы по требован³ю Куншта долженъ былъ простираться на 20 саж. въ длину, 12 саж. поперекъ и 6 саж. въ вышину. Но такъ какъ мѣсто для постройки заключало въ себѣ только 25 саж. оть свѣтлицъ до Никольскаго моста, то размѣръ храмины былъ уменьшенъ и теперь имѣлъ длиннику 18 саж., поперечнику 10 саж., при чемъ отъ свѣтлицъ было отступлено на 2 саж.
Взявши Нотенбургъ (Орѣшекъ) тогда же, въ 1702 г., проименованный Шлисельбургомъ, Петръ захотѣлъ и народу показать на театрѣ, какъ это происходило, а потому повелѣлъ изготовить подобающую пьесу, о чемъ дьяки писали къ Головину 31 октября: "О строен³и комед³и непрестанно комед³анту говоримъ и комед³ю о взят³и города Орѣшка онъ пишетъ и обѣщался изготовить вскорѣ, только для удобнаго подлинника, спрашиваетъ, чтобъ ему дать на письмѣ, какимъ поведен³емъ тотъ городъ взять, и къ намъ октября по 31 никакой вѣдомости о томь не прислано.
А въ Лефортовой большой полатѣ около театрума и хоры достроиваются; а на Красной площади хоромину, гдѣ впредь комед³ямъ быть, дѣлаютъ, забираютъ по заборному въ столбы и мхомъ мшаютъ, чтобъ во время комед³альнаго дѣйства вѣтеръ не проходилъ".
Комед³альная храмина, однако, строилась почти цѣлый годъ. Только 18 сент. 1703 г. посольск³е дьяки донесли Головину, что комед³йная храмина совершена и новый начальный комед³антъ (послѣ умершаго Куншта поступилъ золотого дѣла мастеръ Артем³й Фирштъ-Оtto First) въ той храминѣ на театрумъ 64 картины живописнымъ письмомъ написалъ; платье комед³йное сдѣлалъ вновь; завѣсъ на томъ театрѣ хочетъ дѣлать новый, камчатый луданной, а старый тафтяный завѣсъ изъ Лефортовскихъ полатъ переносить не хочетъ... Ученики до сего числа 6 комед³й выучили вновь, а къ тому еще 4 комед³и разныхъ имъ учить розданы будутъ вскорѣ (они начали учить комед³и съ марта мѣсяца 1703 г.).
"А про готовность всего театрума сказалъ, что поспѣетъ весь наготово въ двѣ недѣли, только домогается, дабы изнутри стѣны у чулановъ (ложъ) наружныя выписать и для зимняго времени придѣлать къ храминѣ двѣ избы 3-хъ саженныхъ, потому что комед³антамъ въ платье убираться негдѣ; и тѣ бы избы построить къ той сторонѣ отъ театрума къ Никольскимъ воротамъ и прорубить бы отъ большой храмины въ тѣ избы двери".
Велѣно сдѣлать избы; чуланы снаружи выписать аспидомъ цвѣтнымъ (подъ мраморъ), а завѣсы въ чуланы перенести изъ стараго театра.
Готовый театрумъ былъ открытъ для охотныхъ смотрѣльщиковъ, съ которыхъ (15 мая 1704 г.) въ день было собрано за назначенныя мѣста по ярлыкамъ (билетамъ) 16 р. 20 алт. 4 деньги. Въ другой день, 22 мая, собрано 17 р. 30 алт. 2 деньги, а въ полгода, съ 15 мая по 10 ноября, было собрано 388 р. 9 алтынъ 4 деньги. Въ маѣ, на праздникъ Вознесенья, игра была отставлена; Головинъ подтвердилъ, что "противъ праздниковъ не быть комед³и". Потомъ въ ³юнѣ дьяки доносили, что "комед³и въ указные дни на вся недѣли отправляются, только танцовальныхъ мастеровъ никого нѣтъ, а который и былъ, Карлусъ Кок³й, молодой, и тотъ всегда бываетъ для ученья въ Измаиловѣ (у царицы Прасковьи Ѳедор. въ собственной ея величества комед³и)". Рѣшено: если не станетъ бывать въ комед³и, не давать ему жалованья. Въ лѣтнее время комед³я дѣйствовала днемъ, а не ночью, и бывалъ тогда сборъ по 24, 20, 15, 10, 8 и по 5 р. на день.
Когда въ осеннее время стали дѣйствовать ночью, то смотрящихъ въ пр³ѣздѣ бывало малое число и сборъ бывалъ рублей по 7, по 5, по 3 и по 2 и по полтора рубля въ день, потому что по тогдашнимъ городскимъ порядкамъ въ воротахъ вездѣ взимали двойной платежъ, какъ въ комед³ю, такъ и изъ комед³и ѣдучи.
Какъ только обозначилось такое обстоятельство, то этотъ платежъ былъ отмѣненъ; въ назначенные для игры дни ворота Кремля, Китая и Бѣлаго города въ ночное время не запирались и пошлины съ проѣзжихъ не собирали для того, чтобы ѣздили въ комед³ю охотно.
Иноземнымъ актерамъ по договорамъ жалованъе было до крайности великое. Яганъ Кунштъ получалъ 3500 р. да на дворъ (квартиру) 30 р. Когда онъ померъ, поступивш³й на его мѣсто Артем³й Фирштъ запросилъ 4000 р. Музыканты получали различную сумму по договорамъ. Ихъ числилось 16 чел. Одни получали по 80 р., друг³е по 114, по 120, по 146, по 280 р. въ годъ и особо на квартиру по 20 и по 25 р. Всего на иноземцевъ выходило 6119 р.
А Русскимъ комед³антамъ окладу не учинено, а примѣрно расчислено давать первому 60 р., семи человѣкамъ по 50 руб., тремъ по 45 р., одному 40 р., всего 12 чел.-585 р. Такъ что по этому вычислен³ю требовался расходъ на театръ въ годъ 6704 р. Однако эта сумма была сокращена, и въ 1704 г. комед³антъ Фирштъ съ товарищами получалъ всего 3630 р. Въ томъ же году Русск³е комед³анты, 12 челов., получали: первый-Ѳедоръ Буслаевъ 40 р., семеро по 30 р., трое по 25 р., одинъ-20 р., всего 345 р.
1704 г. октября 16 была комед³я Русская и Нѣмецкая и въ той комед³и были собственныя (важныя) персоны. Во время дѣйств³я челядникъ комед³анта Фиршта, породою Шведъ, сидя въ нижнихъ мѣстахъ пилъ табакъ (курилъ). Приставленный надзирать за порядкомъ въ театрѣ подьяч³й Посольскаго приказа, увидя, что Шведъ пьетъ табакъ неискусно, изъ трубки пепелъ съ огнемъ сыплетъ на полъ съ великимъ небрежен³емъ, сталъ ему говорить, чтобы онъ табакъ курить вышелъ на дворъ. Въ отвѣтъ на это челядникъ бранилъ подьячаго матерны, замахивался бить, хватался за саблю и кричалъ, что ему курить не запретитъ никто и не боится онъ никого. Подьяч³й пошелъ на театръ и пожаловался Фиршту на неистовство его челядника. Фирштъ ничего не учинилъ на эту жалобу. Когда подьяч³й сошелъ съ театрума, челядникъ изневѣсть съ затылка ударилъ его изо всей силы по лицу и разбилъ до крови. Явились деньщики и взяли буяна, который снова кричалъ невѣжливо, что ему табакъ курить никто не закажетъ, вынималъ изъ ноженъ саблю и рвался изъ рукъ деньщиковъ. Однако его вывели изъ комед³и и за его неистовство и крикъ и за озорничество тутъ же учинено ему наказан³е, битъ батогами, чтобъ ему и инымъ впредь не повадно было такъ безчинно и невѣжливо въ комед³и поступать.
Проминовалъ годъ, и Русск³е ученики подали донесен³е, въ которомъ жаловались на учителя Фиршта, что онъ учитъ ихъ не съ прилежан³емъ, бываетъ для ученья въ комед³йномъ домѣ на малое время, въ недѣлю и въ двѣ является одинъ разъ и учитъ часъ и два и отъ того въ ученьи чинитъ замедлен³е; которыя комед³и они выучили, и тѣ по его перадѣн³ю въ комплементахъ и за недознан³емъ въ рѣчахъ дѣйствуютъ въ нетвердости, почему и просили, чтобы выбрать изъ нихъ же Русскихъ комед³антовъ одного человѣка или двухъ, по усмотрѣн³ю, для того, чтобы дѣйствовать въ рѣчахъ въ твердости, дабы можно было дѣйствовать и безъ него, учителя. Они требовали, чтобы учитель приходилъ въ комед³йный домъ два раза въ недѣлю учить комплементовъ, въ зимнее время со втораго часа по шестой, въ лѣтнее время съ третьяго по десятый часъ. Доношен³е подписалъ трет³й комед³анть Петръ Боковъ.
Дальнѣйшая истор³я этого уже не придворнаго, а общедоступнаго публичнаго театра выходитъ изъ предѣловъ нашего описан³я. Упомянемъ только, что Комед³антск³й домъ у Никольскихъ вороть существовалъ еще въ 1733 г., когда его предполагали возобновить, а затѣмъ было повелѣно этотъ домъ больше не строить {Сборникъ Архивныхъ бумагъ о Петрѣ Великомъ, II, 311-319. Наши Опыты изучен³я Русскихъ древностей, II, 432 и слѣд.}.
Правая сторона Никольской улицы была занята дворами соборнаго духовенства и двумя монастырскими подворьями. У самыхъ Никольскихъ воротъ было пустое мѣсто въ 12 саж. въ квадратѣ, гдѣ существовалъ общественный колодезь, занимавш³й мѣсто въ 1 1/2, саж. въ квадратѣ. Онъ находился въ 9 саж. отъ городовыхъ воротъ, въ 3 саж. отъ Никольской и въ 2 саж. отъ Житницкой улицъ, въ пространствѣ между улицами на 6 1/2 саж.
Затѣмъ слѣдовалъ (1626 и 1657 гг.) дворъ соборнаго дьякона Аѳанас³я на 5 1/2 саж. ширины по воротамъ или по улицѣ и на 7 саж. длины вглубь двора съ одной стороны отъ Никольскихъ воротъ и на 10 саж. съ другой противоположной стороны.- Рядомъ слѣдовалъ дворъ Благовѣщенскаго попа Алексѣя на 15 саженяхъ ширины по улицѣ и на 14 саж. длины вглубь двора. Возлѣ этого двора находилось подворье Новодѣвичьяго монастыря (въ 1626 г. Рождественскаго Владим³рскаго монастыря) шириною по воротамъ 21 саж., въ заднемъ концѣ 11 саж. и длиною со стороны поповскаго двора 12 саж., со стороны переулка 21 1/2 саж. (по другому чертежу 29 саж.).- Переулокъ, который назовемъ Симоновскимъ, шириною былъ въ 2 саж., а длиною 32 1/2 саж. Пространство отъ городовыхъ воротъ до переулка равнялось 55 саж. (по другому чертежу насчитывается 53 саж.). Онъ проходилъ между воротами теперешнихъ здан³й Арсенала и Судебныхъ мѣстъ и по другому чертежу имѣлъ длины 24 1/2 саж., что невѣрно {Планы Москвы XVII вѣка. М., 1898 г. Разнорѣчивыя показан³я мѣры, встрѣчающ³яся и ниже, мы помѣщаемъ въ скобкахъ.}. По переулку съ противоположной стороны находилось другое подворье, подворье Симонова монастыря, выходившее част³ю своего двора и на Никольскую улицу. За Симоновскимъ подворьемъ стоялъ дворъ попа Владим³ра въ 1626 г., а въ 1676 г., дворъ Благовѣщенскаго собора ключаря Василья Климонтова, занимавш³й мѣсто длиною по улицѣ на 10 1/2 саж., шириною въ обоихъ концахъ по 7 1/2 саж. Въ межахъ дворъ примыкалъ съ одной стороны къ патр³аршему конюшенному двору, позади къ огороду боярскаго двора Сем. Лук. Стрѣшнева и съ третьей стороны къ Симоновскому подворью. Въ 1676 г. этотъ дворъ пустовалъ и по челобитыо патр³арха былъ ему отданъ для распространен³я патр³аршаго конюшеннаго двора, по какому случаю сохранилась и опись поповскихъ хоромъ, служащая вообще характеристикою деревянныхъ построекъ въ Кремлѣ и бытовыхъ порядковъ жившаго здѣсь духовенства. "А на томъ дворѣ хоромнаго строен³я", говоритъ эта опись, "горница съ комнатою на жилыхъ подклѣтахъ; противъ ихъ сѣни съ вышкою, а изъ сѣней крыльцо всходное о дву лѣстницахъ. Позади горницы и комнаты сѣни. Баня дву сажень. Погребъ дубовый трехъ сажень; надъ тѣмъ погребомъ напогребница съ сушиломъ трехъ сажень. Подлѣ напогребницы и сушила на столбахъ сушило жъ рубленое четырехъ сажень; а подъ тѣмъ сушиломъ погребъ дубовой. А по другую сторону воротъ конюшня, а на ней сушило старое. А около того двора съ трехъ сторонъ огорожено заборомъ. Да подлѣ сушила и погреба ворота о дву щитахъ да калитка..."
Таковы были необширныя постройки въ Кремлѣ, принадлежавш³я духовному чину. Так³я же постройки существовали и на боярскихъ дворахъ для дворовыхъ людей управляющаго чина. Хоромы самихъ бояръ, конечно, были несравнимо обширнѣе и сложнѣе.
Теперь перейдемъ къ обозрѣн³ю дворовъ по улицѣ Житницкой, которая отъ Никольскихъ воротъ направлялась почтичто по лин³и здан³я Арсенала къ Троицкому подворью и къ Троицкиыъ воротамъ.
Справа отъ воротъ на планѣ Кремля временъ Годунова, слѣд. въ концѣ XVI ст., здѣсь отъ угловой Кремлевской башни Собакиной и до средней глухой башни у самой стѣны показанъ длинный рядъ городскихъ Житницъ, впереди которыхъ, по самой ихъ серединѣ, выходя на улицу, стояли хоромы и дворъ боярина Григор³я Васильевича Годунова (1598), двоюроднаго брата Борису, заслужившаго добрую память за то, что держалъ себя передъ властителемъ Борисомъ независимо, не одобрялъ его злодѣйскихъ козней и не пошелъ къ нему въ совѣтъ для уб³ен³я царевича Димитр³я. Есть свидѣтельство, что Борисъ уморилъ его отравою въ тотъ же годъ, какъ померъ царь Ѳедоръ Иван., у котораго онъ былъ любимымъ ближнимъ бояриномъ, исполняя должность дворецкаго еще со временъ Грознаго.
Кто владѣлъ этимъ дворомъ въ царствован³е Бориса Годунова, неизвѣстно, но вѣроятно кто-либо изъ Годуновскаго же родства.
При царѣ Михаилѣ Ѳедоровичѣ весь этотъ Кремлевск³й уголъ, застроенный теперь Арсеналомъ, отъ самыхъ воротъ и до угловой Собакиной башни съ значительнымъ пространствомъ и по городовой стѣнѣ со стороны Неглинной, находился во владѣн³и боярина князя Бориса Михаиловича Лыкова-Оболенскаго, который былъ женатъ на родной теткѣ царя Михаила, Настасьѣ Никитичнѣ Романовыхъ. Онъ получилъ это мѣсто не только по родству съ царемъ, по еще болѣе за многую службу.
Лыковъ Б. М. появляется на царской службѣ въ 1596 г. рындою при пр³емѣ Цесарскаго посла. Это даетъ поводъ предполагать, что молодой Лыковъ былъ красивой наружности, такъ какъ въ рынды избирались стольники дворяне, обладавш³е именно этимъ качествомъ. Въ 1600 г. онъ воеводствовалъ въ Бѣлгородѣ. Но видимо, что онъ не сочувствовалъ Годуновскому царствован³ю и потому при появлен³и Самозванца не помедлилъ передаться на его сторону и по его распоряжен³ю усердно приводилъ къ кресту на его имя Украинные города. Въ это же время, идя съ полками наскоро къ Москвѣ, Самозванецъ указалъ ему быть воеводою въ Большомъ полку вторымъ подлѣ кн. Вас. Вас. Го-лицына. Въ тотъ же 1605 г., когда Самозванецъ возсѣлъ на Московскомъ престолѣ, Лыковъ получилъ немаловажную должность крайчаго, а вскорѣ потомъ и важный санъ боярина въ 1606 г. Такое быстрое повышен³е объясняется поведен³емъ Самозванца, который въ качествѣ истиннаго сына Грознаго, сокрушивъ Годуновыхъ съ ихъ сторонниками, необходимо долженъ былъ тотчасъ же возвысить свое родство Нагихъ и част³ю Романовыхъ; а Лыковъ, какъ упомянуто, былъ женатъ на сестрѣ Ѳедора (Филарета) Никитича Романова, Анастас³и Никитичнѣ. Этотъ бракъ и въ царствован³е царя Михаила Ѳедоровича много способствовалъ его приближен³ю къ царской семьѣ и къ тому почету, какимъ онъ тогда пользовался.
Послѣ Самозванца онъ исправно служилъ царю В. И. Шуйскому во всѣхъ важныхъ военныхъ дѣлахъ, воеводствуя иногда и въ полках Скопина-Шуйскаго противъ Поляковъ и Русскихъ воровъ, противъ Лисовчиковъ и Тушинцевъ.
Во время Московской Розрухи, когда государствомъ управляли именемъ королевича Владислава и подъ руководствомъ Поляка Гонсѣвскаго знаменитые сидяч³е въ Кремлѣ бояре, Лыковъ, кажется, сидѣлъ также въ ихъ числѣ.
Въ первые годы царствован³я царя Мих. Ѳед. Лыковъ прославился усмирен³емъ разорителей Государства, повсюду рыскавшихъ для грабежа казаковъ, такъ что этотъ его подвигь заслужилъ даже вниман³е лѣтописцевъ, описавшихъ его дѣла съ должною подробностью. Потомъ онъ отличился въ войнѣ противъ Владислава въ 1617 и 1618 гг.
Затѣмъ въ 1632 г., во время новой войны съ Поляками, онъ былъ назначенъ идти подъ Смоленскъ въ товарищахъ съ кн. Дм. Мамстрюковичемъ Черкасскимъ. Такое назначен³е ему очень не понравилось и онъ билъ челомъ государю, что ему съ кн. Черкасскимъ быть нельзя, потому что у него, кн. Черкасскаго, обычай тяжелъ и передъ нимъ онъ, Лыковъ, старъ, служитъ государю 40 лѣтъ, а лѣтъ съ тридцать ходитъ своимъ набатомъ (турецк³й барабанъ), а не за чужимъ набатомъ и не въ товарищахъ. Но кн. Черкасск³й съ своей стороны билъ челомъ на Лыкова о безчест³и и оборони. Государь принялъ сторону Черкасскаго и указалъ за его безчестье доправить на бояринѣ князѣ Лыковѣ въ пользу Черкасскаго его окладъ жалованья вдвое - 1200 р.
Однако вмѣсто обоихъ на службу подъ Смоленскъ были назначены Б. М. Шеинъ и Д. М. Пожарск³й.
Порядки и уставы мѣстничества обездоливали тогдашнихъ людей большого и малаго чина. Въ самомъ началѣ царствован³я Михаила Ѳедоровича, въ 1613 г. сентября 8, на праздникъ Рождества Богородицы, государь велѣлъ быть у чиновнаго стола боярамъ кн. Ѳ. И. Мстиславскому, Ив. Никитичу Романову и ему, кн. Лыкову, чѣмъ оказывался ему не малый почетъ; но онъ заявилъ государю, что ему меньше Романова быть невмѣстно, а Романовъ сталъ бить челомъ о безчестьи. Государь раскручинился и говорилъ Лыкову много разъ, чтобъ онъ у стола былъ, а подъ Романовымъ ему быть можно. Вѣроятно, въ виду большой кручины государя, Лыковъ смирился и сѣлъ за столъ подъ Романовымъ, и когда послѣ стола по обычаю государь жаловалъ бояръ, подавалъ имъ чаши, Лыковъ ходилъ къ чашѣ послѣ Ив. Ник. Романова, и послѣ стола уже не билъ челомъ о своей невмѣстимости.
Но въ другой разъ 1614 г. на В