y"> 1-го ³юля совершилось торжественное перенесен³е св. мощей Петра м. при служен³и митрополита, арх³епископа, 4 епископовъ и всего священнаго собора и въ присутств³и вел. князя, его матери, сына, братьевъ, бояръ и множества народа. Тогда же установили въ этотъ день навсегда праздновать перенесен³е св. мощей.
Гробница въ это время была открыта и всѣмъ были видимы мощи святаго. Несмѣтныя толпы богомольцевъ тѣснились около гроба съ желан³емъ хотя бы только прикоснуться къ святынѣ.
Во время перенесен³я мощей нѣкоторые видѣли, какъ леталъ высоко надъ гробомъ святаго бѣлый голубь до тѣхъ поръ, пока былъ открытъ гробъ, и затѣмъ исчезъ, когда были закрыты св. мощи. Литург³ю въ новомъ еще только начатомъ постройкою здан³и невозможно было служить и потому митрополитъ служилъ въ полатѣ, на своемъ дворѣ въ церкви РизъПоложен³я; епископы служили въ Архангельскомъ соборѣ и въ другихъ храмахъ Кремля.
Вел. князь закончилъ всенародный Московск³й праздникъ раздачею всему духовенству щедрой милостыни: и по всему городу во всѣ церкви священникамъ, монастырямъ и нищимъ; а затѣмъ начальному духовенству и всѣмъ боярамъ на своемъ дворѣ устроилъ пиръ: "всѣ ядоша и пиша".
Извѣстному тогда писателю жит³й Пахом³ю Сербину поручено было написать и канонъ перенесен³ю мощей Петра митр. и Слово о ею жит³и, а также и канонъ ²онѣ митрополиту.
Незозможно было оставить св. мощи среди строящагося храма, среди повсюду лежащихъ каменныхъ отесковъ, и потому велик³й князь повелѣлъ на мѣстѣ будущаго алтаря построить временный деревянный храмъ во имя Успен³я, приградивши къ нему и гробъ Петра Чуд., почему эта церковь впослѣдств³и именовалась что у Гроба. св. Петра.
Въ этомъ же деревяннонъ храмѣ совершилось потомъ и бракосочетан³е вел. князя съ царевною Софьею.
Въ то самое время, какъ выстроивался мало-по-малу новый соборъ, происходило и сватовство вел. князя съ царевною. Посланный за царевною Антонъ Фрязинъ прибылъ въ Римъ 23 мая, а 29 числа того же мѣсяца послѣдовало въ соборѣ обрѣтен³е мошей Московскихъ святителей.
Затѣмъ 14 числа ³юня были обрѣтены и мощи св. Петра митр. и въ послѣдующ³е дни включительно до 30 числа священство усердно готовилось къ торжественному. перенесен³ю святыни на уготовленное мѣсто. За шесть дней или за недѣлю до этого событ³я, именно 24 ³юня, съ немалымъ торжествомъ отпущена была въ Москву и царевна Софья.
Въ концѣ ³юля пришла въ Москву вѣсть, что Ордынск³й царь Ахматъ со всею Ордою идетъ къ Алексину. Вел. князь въ тоть же часъ, на 2 часу дня, отслушавъ обѣдню и ничего даже и не вкусивъ, вборзѣ, двинулся съ полкомъ къ Коломнѣ, къ берегу, какъ тогда прозывалась рѣка Ока, за которой, дѣйствительно, разстилался степной океанъ-море. Друг³е полки успѣли также собраться вовремя на этомъ берегу. Увидя множество Русскихъ полковъ, аки море колеблющихся, царь быстро побѣжалъ домой.
Царевна прибыла въ Москву уже въ ноябрѣ, 12 числа, въ четвергь. По всему пути отъ самаго Рима и до нашихъ городовъ Пскова и Новгорода вездѣ ее встрѣчали еъ великими почестями, какъ того требовалъ въ своихъ странахъ самъ Папа. Онъ отправилъ съ царевною большого посла Антон³я Легатоса и далъ ему честь великую, которая заключалась въ томъ, что во время пути передъ нимъ несли крыжъ,-Латинск³й крестъ. Такъ онъ шествовалъ по всѣмъ землямъ.
Первые Псковичи подивились этому Легатосу, замѣтивъ, что онъ былъ одѣтъ не по нашему чину, весь облаченъ въ червленое красное платье, имѣя на себѣ куколь червленъ, на головѣ обвитъ глухо какъ каптуръ Литовск³й, только одно лицо видно; и нерстатицы на рукахъ, и въ нихъ и благословляетъ; и крестъ предъ нимъ съ Распят³емъ вылитымъ носятъ, на высокое древо взоткнуто вверхъ; святымъ иконамъ не поклоняется и креста на себѣ рукою не кладетъ.
Все это было не по нашему обычаю и чину.
Когда шеств³е царевны было уже близко Москвы, вел. князю донесли, что идетъ Легатосъ и крыжъ передъ нимъ несутъ. Услыхавши это, вел. князь сталъ объ этомъ мыслити съ матерью своею и съ братьями и съ бояры. Одни совѣтовали не воспрещать Легатосу: какъ онъ идетъ, такъ пусть и идетъ. Друг³е возстали противъ такой новины, говоря, что того не бывало въ нашей землѣ, не бывало, чтобы въ такой почести являлась Латынская вѣра. Учинилъ было такую новину Сидоръ, онъ и погибъ. Вел. князь предоставилъ рѣшить это дѣло митрополиту. Святитель далъ такой отвѣтъ: "Не можно тому быть! Не только въ городъ войти, но и приблизиться ему не подобаетъ. Если позволишь ему такъ учинить, то онъ въ вороты въ городъ, а я въ друг³я вороты изъ города выйду. Не достойно намъ того и слышать, не только видѣть, потому что возлюбивш³й и похваливш³й чужую вѣру, тотъ всей своей вѣрѣ поругался".
Услышавъ так³я рѣчи отъ первосвятителя, вел. князь послалъ къ Легату съ запрещен³емъ, чтобы не шелъ передъ нимь крыжъ. Легатъ сопротивлялся немного и исполнилъ волю вел. князя. Другой лѣтописецъ пэвѣствуетъ, что вел. князь послалъ съ этою цѣлью боярина Ѳедора Давыдовича съ повелѣн³емъ - крыжъ, отнявши, въ сани положить. Бояринъ встрѣтилъ царевну за 15 верстъ и точно исполнилъ повелѣн³е князя. Такъ твердо и крѣпко старая Москва отстаивала коренныя идеи своего существован³я.
Какъ упомянуто, 12 ноября въ четвертокъ царевна съ Легатомъ прибыли въ городъ. Съ бракосочетан³емъ надо было торопиться. 14 ноября наставалъ Филипповъ постъ, поэтому въ тотъ же день 12 числа послѣдовало обручен³е, а на другой день 13 числа совершилось и бракосочетан³е въ новопостроенной деревянной церкви, среди сооружаемыхъ стѣнъ новаго собора.
Весною на слѣдующ³й 1473 г., въ Похвальную недѣлю, 5-ю Великаго поста, въ воскресенье, 4 апрѣля, въ Кремлѣ случился большой пожаръ. Загорѣлось у церкви Рождества Богородицы, на сѣняхъ у вел. княгини; по близкому сосѣдству загорѣлся и митрополич³й дворъ и дворъ брата вел. князя Бориса Васил., и погорѣло много дворовъ по Троицкое подворье, по Богоявленье и по городск³я житницы. Сгорѣлъ Житнич³й дворъ вел. князя, а большой жилой его дворъ едва отстояли, Выгорѣли и кровли на стѣнахъ Кремля и вся приправа городная.
Митрополитъ отъ пожара удалился за городъ въ монастырь Николы Стараго на Никольской. Когда пожаръ сталъ униматься, уже на разсвѣтѣ другого дня, 5 апр., онъ возвратился въ церковь Богородицы къ гробу Чуд. Петра и повелѣлъ пѣть молебенъ, обливаясь многими слезами.
Въ то время пришелъ къ нему и вел. князь и, видя его плачущаго, сталъ его утѣшать, думая, что онъ плачеть о своемъ пожарномъ разорен³и. "Отче, господине!" говорилъ вел. князь, "не скорби. Такъ Богъ изволилъ. А что дворъ твой погорѣлъ, то я сколько хочешь хоромъ тебѣ дамъ, или какой запасъ погорѣлъ, то все у меня бери". А святитель послѣ многихъ слезъ сталъ изнемогать, тутъ же ослабѣла у него рука, потомъ нога, и сталъ просить вел. кнлзя отпустить его въ монастырь. Вел. ккязь не пожелалъ отпустить его въ дальн³й загородный монастырь, но помѣстилъ въ кремлевскомъ Троицкомъ Богоявленскомъ монастырѣ. Святитель, чувствуя приближен³е своей кончины, тотчасъ послалъ за своимъ духовникомъ, исповѣдался, причастился и соборовался масломъ.
На смертномъ одрѣ онъ говорилъ и приказывалъ вел. князю только объ одномъ, чтобы церковь была совершена. Въ это время она была возведена до большого пояса, до половины, гдѣ начали дѣлать к³оты святымъ на всѣхъ трехъ стѣнахъ (для написан³я въ к³отахъ ликовъ святыхъ).
Послѣ того святитель сталъ приказывать о церковномъ дѣлѣ Владим³ру Григорьевичу (Ховрину) и сыну его Ивану Головѣ, казначеямъ вел. князя: "Только попечитесь", говорилъ святитель, "а то все готово на совершен³е церкви". Также и прочимъ приставникамъ церкви все о томъ, не умолкая, говорилъ, и о людяхъ, которыхъ искупилъ на то дѣло церковное, прказывалъ отпустить ихъ всѣхъ на волю послѣ своей смерти. Подавъ всѣмъ благословен³е и прощен³е, онъ скончался 5 апрѣля, въ исходѣ перваго часа ночи, 1473 г. Мног³е тогда говорили, что онъ видѣн³е видѣлъ въ церкви.
По кончинѣ открыли на немъ два креста желѣзные и верши, велик³я цѣпи желѣзныя, которыя и нынѣ всѣмъ видимы на его гробѣ, замѣчаетъ лѣтописецъ, а до того времени никто того не зналъ-ни духовникъ его, ни келейникъ. 7 апрѣля совершилось его погребен³е въ недостроенномъ его храмѣ въ присутств³и вел. князя, его семьи, бояръ. Весь народъ града Москвы собрался на погребен³и; но изъ духовныхъ властей былъ только одинъ епископъ, тотъ же Прохоръ Сарайск³й, при которомъ происходила и закладка храма.
Припоминая время постройки перваго храма Богородицы при св. митрополитѣ Петрѣ, видимъ, что нѣкоторыя обстоятельства сходствуютъ съ обстоятельствами постройки и этого новаго храма. И святитель Петръ имѣлъ видѣн³е о скорой своей кончинѣ и потому, призвавъ къ себѣ Тысяцкаго Протас³я, передалъ ему большую сумму, завѣщая употребить ее на сооружен³е церкви и довѣряя ему попечительство объ этомъ сооружен³и. Такъ и митрополитъ Филиппъ особенно возлагалъ такое попечительство на Ховриныхъ, говоря имъ, что для строен³я у него все приготовлено, только бы они позаботились, чтобы дѣло шло правильно къ окончан³ю. И первый святой строитель собора и второй его строитель въ болѣе обширномъ объемѣ и видѣ, по волѣ Бож³ей, не дожили до окончан³я постройки и были погребены среди еще непокрытыхъ ея стѣнъ, и тотъ, и другой съ сѣверной стороны, первый въ алтарѣ, второй въ самомъ храмѣ близъ сѣверныхъ дверей, посторонь ²оны митрополита {Въ позднiя времена мѣсто его гробницы быдо совсѣмъ позабыто, так, что и имени его не оказалось въ числѣ погребенныхъ въ соборѣ святителей. Объ этомъ см. Памятники Московской Древности Снегирева, описан³е Успенскаго собора, стр. 23.}.
Постройка собора продолжалась своимъ чередомъ. Къ веснѣ слѣдующаго 1474 г. церковь видилась "чудна вельми и превысока зело", уже была выведена до сводовъ, которые оставалось только замкнуть, чтобы на нихъ соорудить верхъ большой, - среднюю главу. И вдругъ мая 20 въ часъ солнечнаго заката церковь внезапно разрушилась, упала сѣверная стѣна, надъ гробами митрополитовъ ²оны и Филиппа-Строителя, вся по алтарь; наполовину разрушилась и западнал стѣна и устроенныя при ней полати (хоры), также столпы и всѣ своды. И Чудотворца Петра гробъ засыпало, но ничѣмь не повредило его; у деревянной церкви верхъ разбило, но въ остальномъ эта церковъ осталась невредимою, иконы, св. сосуды, книги, паникадила - все сохранилось въ цѣлости. Алтарь новаго здан³я и вся южная стѣна со столпами и сводами, также половина западной и съ западными дверьми не подверглись окончательному разрушен³ю, но были настолько повреждены, что было страшно войти и въ деревянную церковь, почему велик³й князь вскорѣ повелѣлъ и ихъ разрушить. Одинъ лѣтописецъ свидѣтельствуетъ, что въ этотъ день, 20 мая, "Бысть трусъ во градѣ Москвѣ и церковь св. Богородицы, сдѣлана бысть уже до верхнихъ каморъ, падеся въ 1 часъ ночи, и храми вси потрясошася, яко и земли поколебатися".
Главною причиною такого несчаст³я и такой печали для всего города послужило плохое искусство мастеровъ или, вѣрнѣе сказать, полная несостоятельность тогдашняго строительнаго художества по всей Московской области. Старый способъ постройки каменныхъ храмовъ, усвоенный отъ древняго художества, заключался, можно сказать, въ непреложномъ обычаѣ класть стѣны снаружи и внутри съ наличной стороны изъ тесанаго камня въ одинъ рядъ, наполняя середину этой облицовки бутовымъ камнемъ и даже булыжнымъ, при чемъ самое существенное въ этомъ дѣлѣ былъ добрый растворъ известя, которая въ древней кладкѣ оказывалась столь же крѣпкою, какъ и булыжный камень. Такое изготовлен³е извести совсѣмъ было забыто въ это время и мног³я церкви сами собою падали повсюду, и въ Новгородѣ, и въ Ростовѣ, и въ самой Москвѣ, и къ тому же церкви не столь значительной обширности и высоты.
Но, кромѣ того, непосредственную причину, отчего разрушился соборъ, современники видѣли въ томъ, что мастера, сооружая сѣверную стѣну, въ срединѣ ея возводили высокую лѣстницу на полати, или хоры, расположенныя надъ западными дверьми по западной стѣнѣ, куда также проходила эта несчастная лѣстница. Тощая пустотѣлая стѣна не выдержала тяжести сводовъ и разрушила все здан³е. Къ счаст³ю, что это случилось въ недостроенномъ еще храмѣ, но и достроенный онъ долженъ былъ развалиться рано ли, поздно ли.
Современники видѣли преславное чудо и благодатное заступлен³е Богоматери въ томъ обстоятельствѣ, что при разрушен³и церкви никто изъ людей не палъ жертвою этого несчаст³я. Весь тотъ день каменосѣчцы усердно работали: одни сводили своды, друг³е замыкали своды, носили камень, известь, древ³е; мног³е обыватели тутъ же ходили, смотрѣли работу. За часъ до солнечнаго захожден³я работающ³е покончили работу и разошлись съ подмостокъ. Послѣ нихъ мног³е всходили посмотрѣть, пока было свѣтло, но и тѣ по заходѣ солнца также сошли всего за пятую часть часа до паден³я стѣнъ. Однако изъ любопытныхъ остался на подмосткахъ одинъ отрокъ, сынъ князя Ѳедора Пестраго; онъ еще ходилъ по сводамъ и, услыхавши трескъ, въ испугѣ побѣжалъ на южную стѣну и тѣмъ спасся отъ вѣрной погибели.
Велик³й князь, митрополить и весь городъ Москва очень печалились объ этомъ разрушен³и, ибо шелъ уже трет³й годъ, а соборной церкви не было въ славномъ городѣ.
Велик³й князь теперь остановился на мысли призвать умѣющихъ мастеровъ изъ иныхъ земель и сначала послалъ во Псковъ, гдѣ мастера "каменосѣчной хитрости" навыкли у Нѣмцовъ. Однако Псковск³е мастера, осмотрѣвъ строен³е, не взялись за дѣло; похвалили работу, что гладко дѣлали, и похулили только дѣло извести, потому что жидко она растворялась и была оттого не клеевита. Псковичи, впрочемъ, остались въ Москвѣ и построили сравнительно небольш³е каменные храмы: Троицу въ Серг³евѣ монастырѣ (1477 г.) и въ Москвѣ Ивана Златоустаго (1478 г.), Срѣтен³е на Кучковомъ полѣ, Ризположенiе на дворѣ митрополита и Благовѣщен³е на дворѣ великаго князя.
Велик³й князь рѣшилъ, наконецъ, послать за мастеромъ въ Венец³ю, такъ какъ съ Дюкомъ Венецейскимъ въ то время происходили оживленныя сношен³я.
Черезъ два мѣсяца послѣ разрушен³я церкви, 24 ³юля, туда былъ отправленъ посломъ Семенъ Толбузинъ съ поручен³емъ пытать отыскивать мастера церковнаго.
Возвратившись съ успѣхомъ въ Москву (въ 1475 г.), Толбузинъ разсказывалъ, что много тамъ у нихъ мастеровъ, да ни одинъ не пожелалъ ѣхать на Русь, и только одинъ согласился, и порядился съ нимъ давать ему за службу по 10 руб. на мѣсяцъ. Его звали Аристотелемъ ради хитрости его художества. Звалъ его къ себѣ ради его хитрости и Турецк³й царь, что въ Цареградѣ нынѣ сѣдитъ.
Церковь въ Венец³и св. Марка вельми чудна и хороша да ворота Венецейск³я, сказываютъ его же дѣла, вельми хитры и хороши.
Да еще показалъ онъ ему, Семену, такую хитрость свою: позвалъ его къ себѣ на домъ, а домъ у него добръ и полаты есть; да велѣлъ принести блюдо мѣдное на четырехъ яблокахъ, а на немъ сосудъ, какъ умывальница, какъ оловяникъ (кувшинъ), и началъ лить изъ него изъ одного воду и вино и медъ, чего хочешь, то и будетъ.
Венецейск³й князь никакъ не хотѣлъ отпустить его на Русь и только послѣ многихъ просьбъ и увѣрен³й въ большой къ нему дружбѣ велякаго князя Москвы едва отпустилъ его, какъ бы въ драгоцѣнный даръ.
Взялъ съ собою тотъ Аристотель своего сына Андрея да паробка, Петрушею зовутъ: можетъ быть, это тотъ Петръ Антон. Фрязинъ, прибывш³й въ Москву въ 1490 г. и строивш³й потомъ башни и стѣны Кремля.
Пока Толбузинъ хлопоталъ, ходатайствовалъ объ отпускѣ Аристотеля, прошло не мало времени, такъ что они прибыли въ Москву уже весною на другой годъ, 1475, на самую Пасху, 26 марта. Возвратился посолъ Толбузинъ, замѣчаетъ другой лѣтописецъ, и привелъ съ собою мастера Муроля, кой ставилъ церкви и полаты, Аристотель именемъ, также и пушечникъ онъ нарочитъ лити ихъ и бити изъ нихъ, и колоколы и иное все лити хитръ вельми.
Радостное торжество св. Пасхи увеличилось для всѣхъ Москвичей съ пр³ѣздомъ этого славнаго Муроля, о дѣян³яхъ котораго лѣтописцы усердно и съ любовью записывали въ свои сборники всякую подробность, особенно по сооружен³ю любезнаго имъ храма.
Муроль обстоятельно осмотрѣлъ разрушенный храмъ. Похвалилъ гладость сооружен³я, похулилъ известь, что не клеевита, да и камень, сказалъ, не твердъ. Камень былъ, по всему вѣроят³ю, Мячковск³й изъ подмосковныхъ каменоломенъ. Плита, т.-е. кирпичъ, тверже камня, примолвилъ онъ, а потому своды надо дѣлать плитою. Онъ не согласился строить вновь сѣверную стѣну, чтобы сомкнуть ее съ южною, и рѣшилъ все сломать и начать дѣло сызнова.
Для этого 16 апрѣля 1475 г. послѣдовало новое перенесен³е мощей митрополитовъ св. Петра, Ѳеогноста, Кипр³ана, Фот³я, ²оны теперь въ церковь ²оанна Святаго подъ Колоколы.
На другой же день 17 апрѣля Муроль началъ разбивать оставш³яся стѣны собора и въ тотъ же день разбилъ два столпа и западныя двери со стѣною.
А разбивалъ онъ такимъ образомъ: поставилъ три дерева, совокупивъ ихъ верхн³е концы воедино, а между деревами повѣсилъ на канатѣ брусъ дубовый, съ конца окованный желѣзомъ, и, раскачивая этотъ брусъ, разбивалъ имъ стѣны. А друг³я стѣны съ исподи, съ низу подбиралъ и на бревнахъ ставилъ, потомъ зажигалъ бревны и отъ сгорѣвшаго дерева стѣны падали. Чудно было видѣть, восклицаетъ лѣтописецъ, что три года дѣлали, а онъ въ одну недѣлю и даже меньше все развалилъ, такъ что не поспѣвали выносить камень, а то бы въ три дни хотѣлъ развалить. Книжники называли этотъ дубовый брусъ бараномъ и говорили, что написано въ книгахъ, какъ таковымъ образомъ Титъ Ерусалим разбилъ.
Ѣздилъ Муроль и во Владим³ръ смотрѣть тамошн³й соборъ. Похвалилъ дѣло, сказавши: "нѣк³ихъ нашихъ мастеровъ дѣло".
Въ началѣ ³юня Муроль началъ рвы копать на основан³е церкви, снова, глубиною въ двѣ сажени, а въ иномъ мѣстѣ и того глубже. Во рвахъ также набилъ кол³е дубовое, сваи.
И кирпичную печь устроилъ за Андронниковымъ монастыремъ, въ Калитниковѣ {Нынѣ Калитниковское кладбище, возлѣ котораго и доселѣ остаются обширныя копаныя ямы Аристотелевскаго кирпичнаго завода, прорѣзанныя Курскою желѣзною дорогою. Кирпичъ Аристотеля имѣлъ длины 6 1/2 верш., ширины около 2 1/2 вершковъ, толщины 1 1/2 вершка.}, въ чемъ ожигать кирпичъ и какъ дѣлать, нашего Русскаго кирпича уже да продолговатѣе и тверже, когда его надо ломать, то въ водѣ размачиваютъ. Известь же густо мотыками повелѣлъ мѣшать, какъ на утро засохнетъ, то и ножемъ невозможно расколупить.
Послѣ того Муроль обложилъ церковь продолговатую полатнымъ образомъ (1475).
На первое лѣто онъ вывелъ постройку изъ земли. Камень ровный и внутри велѣлъ класть. Известь какъ тѣсто густое растворялъ и мазали лопатками желѣзными. Четыре столпа внутри самой церкви заложилъ круглые, такъ, говорилъ, крѣпче будутъ стоять, а въ алтарѣ два столпа заложилъ четыреугольные кирпичные. И все дѣлалъ въ кружало (по циркулю) да въ правило (по линейкѣ).
На другое лѣто 1476 г. Муроль вывелъ стѣны храма по кивоты, которые сдѣланы снаружи стѣнъ въ видѣ пояса и представляютъ рядъ колонокъ, соединенныхъ круглыми перемычками. Внутри же стѣнъ всуцѣпы желѣзные положилъ какъ правило на веретенахъ, а межъ столповъ, гдѣ кладутъ для связи брусье дубовое въ нашихъ церквахъ, то все (т.-е. всѣ связи) желѣзное кованое положилъ.
На третье лѣто (1477) достигнувъ подсводной части здан³я, Муроль, чтобы доставлять камень и кирпичъ наверхъ, сотворилъ колесо, съ малыми колесцами, которыя плотники вѣкшею зовутъ, чѣмъ на избу землю волочатъ, и этимъ снарядомъ посредствомъ веревокъ взволакивалъ на верхъ всѣ тяжести. Уже не носили камни на плечахъ, а прицѣпляли ихъ къ веревкамъ и колесами безъ труда притягивали ихъ на верхъ,-чудно было видѣти, отмѣчаетъ лѣтописецъ.
Чудно было также видѣть, какъ онъ на столпы положилъ по 4 камени великихъ и совокупилъ кружало (сводъ) и истесалъ на нихъ по 4 конца на четырехъ странахъ, одно противъ другого, точно на каменныхъ деревьяхъ, насквозь каменье то сбито.
Наконецъ, на четвертое лѣто, въ 1478 г., славная постройка была окончена вчернѣ. Аристотель соорудилъ у ней 4 верха, кромѣ большой средней главы. Внутри вокругъ шеи этой главы устроилъ потаенную казну, хранилище для опасныхъ случаевъ; полати построилъ возлѣ алтаря отъ южныхъ дверей и тутъ же вывелъ лѣстницу, всходить на верхъ храма. Церковные своды свелъ въ одинъ кирпичъ; помостъ намостилъ мелкимъ камнемъ (мозаично); въ алтарѣ надъ митрополичьимъ горнимъ мѣстомъ, за престоломъ, крыжъ Лятск³й истесалъ на камени, который послѣ митрополитъ стесать велѣлъ. Передъ передними, западными дверьми помостъ (площадку) накрылъ камнемъ и сводъ въ одинъ кирпичъ свелъ и середку повѣсилъ на гирѣ желѣзной, какъ это существуетъ и до сихъ поръ.
Кровлю дѣлать вел. князь повелѣлъ мастерамъ только что совсѣмъ покореннаго имъ Новгорода, которые и покрыли здан³е сначала деревомъ вельми хорошо, а по дереву нѣмецкимъ желѣзомъ бѣлымъ. Совсѣмъ постройка была окончена на пятое лѣто въ 1479 г.
Была та церковь, пишетъ лѣтописецъ, чудна вельми величествомъ и высотою и свѣтлост³ю и звоност³ю и пространствомъ, таковой прежде не бывало на Руси кромѣ Владим³рской.
12 августа 1479 г. соборъ былъ торжественно освященъ митрополитомъ Геронт³емъ съ арх³епископомъ Ростов. Васс³аномъ, епископомъ Суздальскимъ Евфим³емъ и Сарскимъ Прохоромъ.
Радость въ этотъ день всего города Москвы была неописуемая, потому что минуло уже 7 лѣтъ и 4 мѣсяца, какъ древн³й Калитинск³й храмъ былъ разобранъ и не было въ городѣ соборнаго храма. Вел. князь повелѣлъ раздать милостыню на весь городъ и на окружные монастыри, священникамъ, инокамъ и всѣмъ нищимъ, а высшему духовенству и боярамъ далъ обѣдъ, на которомъ и всѣ седмь приходскихъ соборовъ на его же дворѣ въ особой храминѣ также ядоша и пиша у него (по другимъ спискамъ лѣтописи всѣ соборы 7 дней ядоша и пиша).
Черезъ нѣсколько дней торжественно совершилось и перенесен³е мощей митрополитовъ. Въ церкви ²оанна подъ Колоколы, гдѣ они пребывали до этого времени, мощи св. Петра въ ночь были переложены изъ каменной гробницы въ деревянную раку и на другой день, 23 августа, въ понедѣльникъ, передъ вечернею были несены въ новый соборъ самимъ вел. княземъ и его сыномъ Иваномъ Ив. съ помогающими, кто удостоился, при звонѣ во всѣ колокола. Принесенныя мощи вначалѣ поставили среди церкви на митрополичьемъ амвонѣ, гдѣ митрополиты облачаются. По совершен³и слѣдуемыхъ церковныхъ службъ на другой день утромъ 24 августа, во вторникъ, передъ обѣднею митрополитъ съ святителями и вел. князь съ сыномъ снова подняли раку и перенесли ее на уготованное мѣсто близь св. жертвенника. Потомъ была совершена литург³я.
Самое празднован³е перенесен³ю мощей, назначенное прежде на 30 ³юля, было тогда же перенесено на этотъ день, 24 августа.
Вел. князь снова роздалъ щедрую милостыню духовенству всего города.
Перенесен³е мощей другихъ митрополитовъ и кн. Юрья Даниловича происходило 27 августа, въ пятницу, также передъ вечернею, въ 9 часъ дня. Къ этому времени собрались къ церкви ²оанна подъ Колоколы митрополитъ съ священнымъ соборомъ и всѣ священники города, которые въ присутств³и вел. князя и его сына подняли каменную раку Кипр³ана митр. и перенесли ее въ соборъ, поставивъ въ юго-западномъ углу храма у стѣны. Потомъ Фот³евы мощи въ каменной же ракѣ перенесли и поставили съ Кипр³ановыми въ рядъ и устроили надъ ними надгробницы каменныя. Затѣмъ перенесли мощи ²оны Чудотворца въ деревянной ракѣ и поставили въ противоположномъ сѣверо-западномъ углу храма поверхъ помоста. Мощи Ѳеогноста митр. поставили въ предѣлѣ апостола Петра на верхъ помоста, обложивши кирпичемъ, объ одну стѣну съ Чудотв. Петромъ, какъ прежде лежали. Наконецъ, принесли мощи вел. князя Юрья Дан. въ деревянномъ гробѣ и положили въ предѣлѣ св. Димитр³я въ застѣнкѣ въ землю съ помостомъ ровно и надгробницу учинили надъ нимъ.
Гробница строителя разрушившагося храма, митр. Филиппа, не была вынесена въ церковь ²оанна подъ Колоколы, потому что она оставалась снаружи храма, за межею сѣверной стѣны Аристотелевой постройки, которая, слѣдовательно (то-есть вся постройка), по плану была отодвинута немного къ югу противъ прежняго Филипповскаго плана. Теперь подняли его каменный гробъ и перенесли въ церковь, поставивъ его въ рядъ съ гробницею митрополита ²оны у сѣверной стѣны, вѣроятно, противъ того же мѣста, гдѣ онъ покоился за стѣной новой церкви. Когда открыли его гробъ, увидѣли его лежавшаго всего цѣлаго въ тѣлѣ, подобно ²онѣ митр., и ризы его нимало не истлѣли, а прошло уже 6 лѣтъ и 5 мѣсяцевъ безъ 8 дней отъ времени его кончины. Увидѣвши это, благочестивые люди усердно молились Богу, прославляющему угодниковъ Своихъ. 12 дней стоялъ его гробъ непокрытымъ, быть можетъ, въ ожидан³и чудесныхъ исцѣлен³й, как³я явились у мощей ²оны, и только въ 13 день склали надъ нимъ надгробницу кирпичную.
Богомольные Москвичи очень внимательно слѣдили за всѣми подобными обстоятельствами, а потому и усердно записывали ихъ въ лѣтопись. Для нихъ очень важно было, кто и какъ былъ положенъ, кто поверхъ помоста, кто вровень съ помостомъ, кто въ землѣ.
Послѣ этого уже окончательнаго устройства новаго соборнаго храма вел. князь снова одѣлилъ все духовенство и всѣхъ нищихъ города щедрою милостынею и кормомъ, а высшимъ властямъ и служившимъ священникамъ и всѣмъ соборамъ далъ обѣдъ и въ почесть всему духовному чину на томъ обѣдѣ стоялъ передъ ними и съ сыномъ своимъ, угощая обѣдавшихъ. Таковъ былъ старозавѣтный обычай въ великокняжескомъ и потомъ въ царскоыъ быту.
Упомянемъ также объ одномъ немаловажномь по тому времени для вѣрующихъ и богомольныхъ Москвичей обстоятельствѣ, какое возникло по случаю освящен³я новаго храма. Нѣк³е прелестники наклеветали вел. князю на митрополита (Геронт³я), что не по солнечному всходу, ке посолонъ, какъ солнце ходитъ, митрополитъ ходилъ со крестами около церкви. Вел. князь очень разгнѣвался на святителя, "воздвиже на него гнѣвъ велик³й". Оттого, говорилъ вел. князь, гнѣвъ Бож³й приходитъ! Возбуждены были больш³е споры и пререкан³я. Старались найти въ писан³яхъ какой-либо уставъ объ этомь, посолонь ли ходити или не посолонь, и ничего твердаго не нашли.
Было много спорныхъ рѣчей, большинство, всѣ священники и книжники, иноки и м³ряне стояли на сторонѣ митрополита. Очевидцы, бывалые въ далекихъ странствован³яхъ, указывали, что такъ святили церковь, ходя противъ солнца, во святой Аѳонской горѣ. Вел. князь подъ вл³ян³емъ владыки Ростов. Васс³ана, который, быть можетъ, и заварилъ это дѣло, и Чудовскаго архимандрита Геннад³я, и только съ ними одними, стоялъ противъ митрополита. Эта сторона никакихъ свидѣтельствъ не указывала.
Много и премного спорили, но истины не обрѣтоша, каждый оставался при своемъ мнѣн³и.
Споръ однако продолжался долгое время. Вел. князь остановилъ даже освящен³е новопостроенныхъ церквей, цѣлый почти годъ не были освящены церкви ²оанна Златоуста (въ монастырѣ), Рождества Б-цы въ Кремлѣ съ предѣломъ Онуфр³я и мног³я друг³я, въ ожидан³и, что митрополитъ положитъ на его мысли. Въ ствѣтъ на настойчивость вел. князя митрополитъ въ 1482 году оставилъ посохъ свой въ соборѣ и съѣхалъ на Симоново въ келью, взявши съ собою только ризницу. Онъ мыслилъ такъ если князь велик³й, пр³ѣхавъ къ нему, не добьетъ челомъ и роптан³я своего, что посолонь ходити, не оставитъ, тогда онъ совсѣмъ оставитъ митрополич³й санъ и будетъ жить простымъ монахомъ въ кельѣ. И такъ какъ на его сторонѣ стоялъ весь священный чинъ и всѣ м³ряне города, то вел. князь поневолѣ уступилъ и послалъ къ святителю своего сына просить, чтобы возвратился на свой столъ. Митрополитъ не послушалъ этого призыва. Тогда уже самъ вел. князь поѣхалъ къ нему и билъ ему челомъ, умоляя, чтобы возвратился на свой столъ, а самъ "во всемъ виноватъ сотворися" и обѣщалъ слушать святителя во всемъ, и въ хожден³и волю ему далъ, какъ велитъ, какъ было въ старину. Послѣ такого покаян³я митрополитъ возвратился.
Въ этомъ обстоятельствѣ ярко выразилась та сторона Московскаго благочест³я и Московскихъ общественныхъ интересовъ, которая впослѣдств³и мало-по-малу стала развиваться въ невѣжественное старовѣр³е, послужившее къ расколу вѣрующихъ на множество толковъ и суемудр³й.
Но возвратимся къ истор³и новаго собора. Въ 1482 г. храмъ былъ украшенъ иконописью. На это дѣло упомянутый Ростовск³й владыка Васс³анъ еще при своей жизни (онъ померъ въ 1481 г.) далъ сто рублей мастерамъ иконникамъ: Денис³ю, попу Тимоѳею, да Ярцу, да Конѣ, которые и написали чудно вельми Деисусъ и съ Праздники и съ Пророки.
Истор³я постройки собора весьма любопытна и съ другой, именно съ политической, стороны.
Когда лѣтомъ 1471 г. митр. Филлиппъ крѣпко сталъ помышлять о сооружен³и новаго храма, вел. князь уже былъ въ походѣ подъ Новгородъ Велик³й, обвиненный въ то время всеобщимъ мнѣн³емъ Низовой Руси въ отступлен³и отъ Православ³я и въ намѣрен³и поддаться Латинскому королю. Тогда 14 ³юля 1471 г. произошла знаменитая битва на р. Шелони, послужившая первымъ подвигомъ Москвы къ упразднен³ю Новгородской независимости.
Въ 1474 г. новозастроенный соборъ, доведенный уже до замкнут³я сводовъ, внезапно разрушился, какъ бы предзнаменуя, что такъ съ неумѣлымъ, старымъ строительнымъ художествомъ разрушится и старозавѣтный вѣчевой порядокъ Русской жизни, именно въ Новгородѣ, какъ сильнѣйшемъ представителѣ и охранителѣ этого порядка.
Въ 1475 г., когда началась уже новая Аристотелевская постройка собора, вел. князь снова двинулся въ Новгородъ со многими людьми, но пошелъ туда миромъ пировать съ Новгородскимъ Владыкою, съ тысяцкими, посадниками и житьими людьми, со всѣми людьми Новгорода Великаго. Среди любовныхъ встрѣчъ и пировъ онъ встрѣтилъ тамъ и много обиженныхъ людей, которые, воспользовавшись присутств³емъ въ городѣ вел. князя, пришли къ нему отъ цѣлыхъ двухъ улицъ съ большими жалобами на тамошнихъ сильныхъ людей, на бояръ, на посадниковъ степенныхъ и на другихъ сильниковъ въ грабежахъ и уб³йствахъ. И множество другихъ жалобниковъ пришли къ вел. князю искать своихъ обидъ и насил³й, понеже, замѣчаетъ лѣтописецъ, та Земля отъ давнихъ многихъ лѣтъ въ своей волѣ живяху и о вел. князехъ, своихъ отчинникахъ, небрежаху и не слушаху ихъ, и оттого много зла въ той землѣ происходитъ, между себя уб³йства и грабежи и домамъ разорен³е, кто кого сможетъ. Такимъ образомъ, вел. князь нашелъ въ своей давней вотчинѣ то же самое, чѣмъ она начала свою Истор³ю почти за 600 лѣтъ тому назадъ. Вел. князь поставилъ всѣмъ, обиженнымъ правдивый судъ предъ лицемъ Владыки и посадниковъ и виновныхъ тотчасъ же отправилъ въ Москву.
Однако почти два мѣсяца чуть не каждый день продолжались пиры у Владыки, у посадниковъ, у богачей бояръ и у самого вел. князя, угощавшаго всю знать Великаго города.
Но широк³е пиры не успѣли преклонить вел. князя на милость къ осужденнымъ и отправленнымъ въ Москву боярамъ, какъ ни упрашивали о нихъ и Владыка и всѣ ихъ товарищи. Когда малые обиженные люди почувствовали державную руку вел. князя, то въ городѣ все двинулось на перемѣну прежнихъ отношен³й и порядковъ и почва для этого была уже вполнѣ подготовлена. Теперь обиженные уже прямо шли на Великокняжеск³й судъ, какъ на единую крѣпкую защиту въ ихъ обидахъ. Съ своими жалобами и исканiемъ суда они теперь шли уже прямо въ Москву. "А того не бывало отъ начала, какъ и земля ихъ стала: и какъ вел. князи начали быти отъ Рюрика на К³евѣ и на Владим³рѣ и до сего вел. князя, который на то ихъ привелъ". Такъ это случилось на другой же годъ (въ началѣ 1477 г.), когда и соборъ былъ выстроенъ по кивоты, т.-е. до половины здан³я.
Въ это время, Великимъ постомъ, въ Москву явилось многое множество новыхъ жалобниковъ, житьихъ, посадскихъ поселянъ, черницъ, вдовъ, всѣ преобиженные сильниками. Быть можетъ, видя такое движен³е жалобниковъ, арх³епископъ и весь Вел. Новгородъ вслѣдъ за ними прислали къ вел. князю своихъ пословъ съ челобитьемъ и называя его Государемъ, чего не бывало отъ начала какъ и земля ихъ стала, ни котораго вел. князя Государемъ не называли, но господиномъ.
Въ древности это было простое рядовое обычное наименован³е каждаго домохозяина, владыки дома или своей земли и всякой собственности. Но въ это время Московск³й вел. князь сталъ уже домохозяиномъ и владыкою не одной Москвы, но и всей Низовой Русской земли, лежавшей въ рѣчномъ углу Волги и Оки. Здѣсь уже давно, особенно послѣ Шемякиной смуты, ходила и утверждалась въ самомъ народѣ очень ясная ж всѣмъ понятная идея Государя и Государства, родная идея полнаго домохозяина въ своемъ владѣн³и и полной его власти въ своемъ государствѣ-домохозяйствѣ. Повторимъ, что самое слово Государь или Господарь ничего другого болѣе обширнаго и высокаго и не обозначало, какъ только домоиземлевладѣльца. Получивъ такое, въ сущности очень обычное, простое наименован³е и отъ вольнаго города, вел. князь послалъ къ Новгородцамъ своихъ пословъ подкрѣпить данное ему вольными людьми наименован³е съ вопросомъ-какова они хотять огь него государства? Но вольные люди, повидимому, были обмануты своими послами, хотя одинъ изъ нихъ былъ вѣчевой дьякъ, или же скоро одумались и отвѣчали, что они съ такими рѣчами не посылывали и назвали то ложью.
По зтому случаю возникъ мятежъ, созвонили вѣче, вскричали на какого-то Васил³я Микифорова и тутъ же безъ милости убили его по обговору дьяка (?) Захар³я Овина, а потомъ и этого убили и брата его у Владыки на дворѣ. И оттого взбѣсились, яко пьяные, одинъ одно кричитъ, другой другое, и заговорили къ королю опять поддаться.
Услыхавши о такихъ дѣлахъ у вольныхъ людей, вел. князь очень пожалѣлъ уб³енныхъ и даже прослезился и отдалъ это дѣло на обсужден³е митрополиту и всей своей боярской Думѣ.
"Съ чѣмъ присылали сами,- говорилъ онъ,- чего и не хотѣлъ я у нихъ, государства, и они отъ того заперлись и на меня лжу положили!" Разгнѣвался вел. князь на Новгородъ за эту ложь и, помолясь Богу и раздавъ повсюду милостыню церквамъ, повелѣлъ собираться ратнымъ, чтобы шли къ Новгороду со всѣхъ концовъ по всѣмъ дорогамъ.
А тѣмъ временемъ Псковск³е мастера заложили у Троицы въ Серг³евомъ монастырѣ новую церковь каменную, а Аристотель довелъ постройку собора уже до сводовъ. Оставалось замкнуть своды и соорудить пять куполовъ, пять главъ надъ совершеннымъ здан³емъ, какъ и вел. князю оставалось сомкнуть своды Новгородской вольности и соорудить политическ³я государственныя главы надъ пятью концами вольнаго города, то-есть надъ всѣмъ его вольнымъ бытомъ.
1477 г. 30 сентября вел. князь по старому порядку отношен³й послалъ Новгородцамъ складную грамоту съ простымъ подьячимъ, а 9 октября самъ выѣхалъ изъ Москвы казнить ослушниковъ войною.
Московск³я Низовск³я рати, а съ ними и Псковичи окружили Новгородъ со всѣхъ сторонъ, заняли вокругъ города всѣ монастыри, стѣснили городъ такъ, что въ немъ отъ собравшихся во множествѣ въ осаду людей появился моръ.
Начались переговоры съ Владыкою, посадниками, со всѣмъ Новгородомъ Великимъ. Начались разсужден³я о томъ, какой смыслъ заключается въ словахъ Государь и Государство?
Новгородъ, находясь уже въ немалой тѣснотѣ отъ Москвы, промолвился, назвавши вел. князя Государемъ, конечно изъ особаго почтен³я, какъ величали вел. князя въ Москвѣ, употребилъ, стало быть, Московскую рѣчь, а вел. князь тотчасъ же спросилъ: какого же государства хочетъ Новгородъ?
Вотъ на этотъ вопросъ и должны были отвѣчать вольные люди, окруженные войсками, едва дышавш³е теперь въ Московскихъ ратныхъ тискахъ. Очень естественно, что они стали отвѣчать по старымъ привычнымъ уговорамъ съ вел. князьями, ограничивая и теперешняга вел. князя своими вольностями, стали указывать ему, какъ онъ долженъ держать у нихъ свое государство, т.-е. свою государственную власть; стали просить, если не требовать, напр., чтобы въ Низовскую землю къ берегу (противъ Татаръ) службы имъ не было, что готовы они защищать только свои границы и т. п.
"Вы нынѣча сами указываете мнѣ", говорилъ вел. князь, "и чините урокъ нашему государству, какъ ему быть у васъ. Какое же тутъ мое государство, когда не я вамъ, а вы мнѣ указываете и урекаете, какъ долженъ я держать васъ. Я хочу такого государства, какъ живу на Москвѣ. Какъ на Москвѣ, такъ хочу быть и въ отчинѣ нашей въ Новгородѣ". Тогда Владыка, посадники и житьи, говоривш³е отъ всего Новгорода, ударили челомъ вел. князю и вымолвили, чтобы вел. князь самъ сказалъ, какъ его государству быть въ Новгородѣ, потому что Новгородъ Низовой пошлины не знаютъ, какъ государи наши вел. князья держатъ свое государство въ Низовской землѣ.
"Наше государство вел. князей таково, отвѣтилъ вел. князь: Вѣчу, колоколу въ нашей отчинѣ въ Новгородѣ не быть, посаднику не быть, а государство все намъ держать и всему остальному быть какъ у насъ въ Низовской землѣ".
Не знали Новгородцы такого Государства только въ своемъ политическомъ устройствѣ, но въ домашнихъ своихъ порядкахъ они хорошо знали, что такое Государь - хозяинъ дома и владѣтель своей отчины, своей волости, своего села. Они хорошо знали и помнили, какъ распоряжались и государили со своими подвластными землями и пригородами, напр., съ Двиною, въ 1398 г., съ Заволочьемъ и т. д., не говоря о вѣчевомъ буйствѣ, когда цѣлыя улицы подвергались государскому разгрому. И то вѣдь было государство, т.-е. власть силы, и такимъ же государемъ было вѣче.
Такимъ образомъ вольный Новгородъ былъ покоренъ въ полной мѣрѣ Московскому государству. Какъ и сталъ Велик³й Новгородъ и Русская земля, такого изневоленья на нихъ не бывало ни отъ котораго вел. князя, да и отъ иного ни отъ кого.
Со стороны Новгорода событ³е совершилось мирнымъ порядкомъ-войны не было.
Со стороны Москвы оно теперь совершилось несравненно успѣшнѣе, чѣмъ бывало прежде, по той причинѣ, что теперь уже по всей Низовской землѣ ходило въ народѣ мнѣн³е, что государство (единовласт³е, единодержав³е) прибыльнѣе для людей, чѣмъ разновласт³е; что одинъ государь, какъ ни бывалъ онъ грозенъ, своеволенъ, все-таки скорѣе дастъ крѣпкую и вѣрную защиту обиженнымъ, чѣмъ множество государей, неспособныхъ и себя защитить отъ насил³й сильнаго.
Какъ въ древн³я времена въ народныхъ отношен³яхъ господствовала, торжествовала и являлась принудительною силою идея вѣча, такъ теперь стала торжествовать и уже являлась принудительною силою идея государя и государства, и потому самый Новгородъ, какъ политическая вѣчевая сила, именуетъ себя также государемъ, а Псковичи, другая вѣчевая сила, въ это время прислали вел. князю грамоту, въ которой величали его не только господиномъ-государемъ, но и царемъ всея Русс³и, предупреждая даже Московск³я понят³я о значен³и государевой власти.
Итакъ, не только вольному Новгороду, но и всей Землѣ теперь было растолковано не одними словами, но еще сильнѣе самымъ дѣломъ окончательнаго покорен³я вѣчевого порядка государственнымъ началамъ, было до точности растолковано, что значитъ и какой смыслъ имѣетъ государево государство.
Все это происходило зимою 1477-1478 г. Дѣло совсѣмъ окончилось 20 генваря, когда вел. князь поспѣшилъ послать добрую вѣсть въ Москву къ своей матери и къ митрополиту и къ сыну, что привелъ вольный городъ во всю свою волю и учинился на немъ государемъ, какъ и на Москвѣ. Черезъ 7 дней, генв. 27, эта вѣсть прибыла и въ Москву. Самъ вел. князь прибылъ въ Москву 5 марта, въ четвертокъ 5 недѣли поста, повелѣвъ за собою и колоколъ ихъ вѣчевой привезти на Москву, и "какъ привезенъ былъ и взнесли его на колокольницу на площади съ прочими колоколами звонити".
Въ этомъ достославномъ походѣ былъ и Аристотель. Онъ еще въ началѣ дѣла построилъ черезъ Волховъ подъ Городищемъ мостъ на судахъ, который и послѣ оставался надолго цѣлымъ.
Итакъ, постройка Московскаго большого собора совершалась въ одно время и шагъ за шагомъ въ рядъ съ постройкою Московскаго единодержавнаго государства. Очень понятно, какъ были рады Москвичи, по крайней мѣрѣ въ ихъ властной средѣ, окончан³ю сооружен³я храма и концу вѣчевого порядка. Примѣчательно и то обстоятельство, что, какъ было упомянуто, Новгородск³е мастера устроивали и кровлю собора, покрывая его нѣмецкимъ бѣлымъ желѣзомъ.
Какъ во времена митрополита св. Петра и вел. князя Ивана Калиты, такъ и теперь сооружен³емъ соборнаго храма было положено только начало новому устройству города. Воздвигнутый величественный храмъ одною своею массивностью и свѣтлостью новаго строен³я, сравнительно съ остальными малыми и низменными здан³ями старинной еще Калитинской постройки, отражалъ въ сильной степени ихъ незначительность и бѣдноту и необходимо вызывалъ мысль о сооружен³и соотвѣтственныхъ ему по красотѣ и велич³ю вмѣсто старыхъ новыхъ здан³й.
Но для такихъ здан³й не было мастеровъ-строителей, такъ какъ одинъ Аристотель, занятый въ это время пушечнымъ и колокольныыъ литьемъ, денежнымъ дѣломъ и даже походами съ новою артиллер³ею, напр., въ Новгородъ, подъ Казань, въ Тверь, по всему вѣроят³ю уже не имѣлъ времени заниматься архитектурнымъ дѣломъ, и очень вѣроятно также, что онъ указывалъ на свою родину, откуда возможно было добывать мастеровъ не однихъ только архитекторовъ.
Съ Итал³ей въ то время происходили самыя оживленныя сношен³я, и потому вел. князь не мало заботъ положилъ о вызовѣ оттуда дѣловыхъ, знающихъ людей самыхъ разнообразныхъ художествъ.
Мы видѣли какихъ трудовъ и препятств³й стоилъ вызовъ и самого Аристотеля. Проходили годы, пока въ Москвѣ наконецъ стали появляться эти очень над