Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История города Москвы, Страница 26

Забелин Иван Егорович - История города Москвы



соборной Крестовой, на дворѣ митрополита была необходима и другая обширная хоромина, другая соборная комната, именно Столовая изба для учрежденныхъ церковными уставами и обычаями праздничныхъ и поминныхъ столован³й собиравшагося на церковныя службы духовенства.
   Какъ бы ни было, но о хоромномъ составѣ древняго въ Москвѣ митрополичьяго двора прямыхъ свѣдѣн³й не сохранилось. При митрополитѣ Фот³и упоминается о горницѣ на этомъ дворѣ, по поводу чуднаго случая по время пожара.
   Извѣстно, что митр. Фот³й былъ оклеветанъ предъ Литовскимъ вел. кн. Витовтомъ въ томъ, что онъ церковь К³евскую, главу и славу всея Руси, опустошилъ, истощилъ, пограбилъ, износя все, всякое церковное узорочье и богатство въ Москву. Клеветы надобны были для того, чтобъ учредить въ К³евѣ особую митропол³ю, т.-е. отдѣлить южную Русь отъ Великой Руси Сѣверной, разрушить древнее Русское церковное единство. Въ числѣ клеветниковъ были свои же Фот³ю люди, и одинъ изъ нихъ, какой-то Савва Аврам³евъ, жилъ въ Кремлѣ, неподалеку отъ митрополичьяго двора.
   Во время пожара въ 1414 или въ 1422 г., когда горѣлъ и митрополич³й дворъ, огонь "яко облакъ отторжеся отъ горницы Фот³евы", достигь (хоромъ) клеветника и испепелилъ его живого.
   Составъ служебныхъ и хозяйственныхъ помѣщен³й необходимо былъ значительно обширенъ еще при святителѣ Петрѣ, такъ какъ по ярлыку или грамотѣ Ордынскаго царя Узбека, дарованной святителю Петру, всѣ ремесленные люди, всяк³е мастеры, служивш³е у церкви, находились подъ покровительствомъ митрополита и, какъ церковные люди, были освобождены отъ всякихъ даней и отъ работъ на Татаръ, которымъ воспрещалось даже брать у мастеровъ и оруд³я ихъ мастерства. Так³я льготы, конечно, привлекали къ митрополичьему двору значительное населен³е всякихъ ремесленныхъ людей.
   Лѣтописцы, почти ни слова не говоривш³е о деревянныхъ постройкахъ на митрополичьемъ дворѣ, потому именно, что они были деревянныя, самыя обычныя, о чемъ не стоило и упоминать, начинаютъ мало-по-малу сообщать свѣдѣн³я объ этомъ дворѣ только въ тѣхъ случаяхъ, когда стали появляться, какъ рѣдкость, постройки каменныя.
   Въ Москвѣ первое начало такимъ постройкамъ было положено митрополитомъ ²оною, заложившимъ въ 1450 г. на своемъ дворѣ передъ дверьми собора полату каменную, о которой мы уже говорили. Хотя эта полата и не наименована Крестовою, но по устройству въ ней на другой же годъ Ризположенской церкви можно съ достовѣрностью полагать, что она сооружалась именно для соборной Крестовой и послужила первымъ основан³емъ для того здан³я, которое и впослѣдств³и бьтло извѣстно подъ именемъ Крестовой и переименовано въ 1721 г. въ Синодальную (нынѣ Муроварную).
   Можно также предполагать, что мысль о постройкѣ каменной полаты на своемъ дворѣ была усвоена митр. ²оною у арх³епископа Новгородскаго Евфим³я, прославившагося въ то время (въ 1430-1458 гг.) многими каменными постройками на своемъ владычномъ дворѣ.
   Надо припомнить, что со времени Татарской неволи нигдѣ на Руси духовные владыки не пользовались такимъ богатымъ достаткомъ, какъ въ Великомъ Новгородѣ.
   Послѣ опустошительнаго пожара на владычномъ дворѣ въ 1432 г. Евфим³й на другой же годъ, въ 1433 г., соорудилъ у себя на дворѣ полату, а дверей у ней 30, замѣтилъ лѣтописецъ; дѣлали мастера Нѣмецк³е изъ Замор³я съ Новгородскими мастерами. Въ 1434 г. онъ украсилъ полату стѣнописью; въ 1436 г. надъ полатою устроилъ часозвоню, часы звонящ³е; въ 1439 г. г³оставилъ ключницу хлѣбную; въ 1440 г. поставилъ комнату меньшую; въ 1441 г. подписалъ полату большую и сѣни прежн³я; въ 1442 г. поставилъ поварни и комнату; въ 1444 г. поставилъ духовницу на своемъ дворѣ и сторожню - все каменныя; въ 1449 г. поставилъ еще часозвоню.
   Въ тѣ самые годы, когда богатство Новгородскаго владыки давало ему обширныя средства сооружать на своемъ дворѣ мног³я каменныя полаты и разныя здан³я, даже полату съ тридцатью дверьми, въ Москвѣ происходила несчастная междоусобная Шемякина смута, во время которой вел. князь попалъ даже въ плѣнъ къ Татарамъ и долженъ былъ выкупиться изъ плѣна, какъ говорили, за огромную сумму въ 200 тысячъ рублей, при чемъ въ то самое время, въ 1446 г., и Москва (Кремль) вся погорѣла. Среди такихъ обстоятельствъ Московск³й митрополитъ хотя и былъ владыкою всея Руси, но былъ несравненно бѣднѣе Новгородскаго владыки и потому едва могъ построить себѣ лишь одну, самую необходимую, каменную полату.
   Только спустя почти четверть вѣка каменное строительство на Московскомъ митрополичьемъ дворѣ мало-по-малу стало утверждаться новыми постройками.
   Въ 1473 г., послѣ пожара, опустошившаго значительную часть Кремля, именно вокругъ митрополичьяго двора, который также весь погорѣлъ, митр. Геронт³й, возобновляя свой дворъ, поставилъ новую уже кирпичную полату и нарядилъ, какъ выражается лѣтописецъ, у двора ворота, кладеные также ожиганымъ кирпичемъ. До того времени Московск³я постройки были только бѣлокаменныя. Кирпичная полата строилась цѣлый годъ и была сооружена на четырехъ подклѣтахъ бѣлокаменныхъ. 13 ноября 1474 г. митрополитъ и вошелъ въ нее на житье. Выражен³е о постройкѣ воротъ - нарядилъ - должно обозначать ихъ красивое, нарядное устройство. Ворота въ древнемъ строительствѣ всегда составляли самостоятельную постройку и потому заботливо украшались. Построенныя митрополитомъ ворота, впослѣдств³и именовавш³яся Святыми, были поставлены противъ сѣверо-западнаго угла Успенскаго собора съ выѣздомъ къ собору. Возлѣ нихъ высилась и новая кирпичная полата, извѣстная въ XVII ст. подъ именемъ старой Столовой. По всему вѣроят³ю, объ этой Столовой упоминается по случаю поставлен³я митр. ²оасафа въ 1539 г., когда послѣ церковнаго дѣйства власти удалились изъ собора на митрополич³й дворъ въ Столовую полату въ ожидан³и новопоставленнаго, который, пришедши отъ государя, въ этой полатѣ давалъ имъ торжественный столъ. По обычаю, власти встрѣчали его на дворѣ у лѣстницы, слѣдовательно крыльцо хоромъ съ лѣстницею въ то время находилось внутри двора, какъ и при первомъ патр³архѣ ²овѣ, о чемъ скажемъ въ своемъ мѣстѣ.
   Повидимому, митр. Геронт³й, кромѣ новой постройки, обновилъ и полату митр. ²оны, перенеся находившуюся въ ней церковь Ризположен³я въ новый особо для того выстроенный храмъ, заложенный имъ въ 1484 г.
   Въ ³юлѣ 16 числа 1493 года, въ страшнѣйш³й пожаръ митрополич³й дворъ снова весь погорѣлъ, и потому митр. Зосима задумалъ уже и кельи себѣ выстроить каменныя. Въ тотъ же годъ онъ поставилъ на своемъ дворѣ три кельи каменныя съ подклѣтами. Эти три кельи, т.-е. три комнаты въ одной связи, по всему вѣроят³ю, были выстроены по старозавѣтному образцу деревянныхъ кел³й, о чемъ говорено выше, и обнаруживали вообще скромные размѣры собственнаго помѣщен³я въ быту митрополитовъ, которое оставалось въ такомъ объемѣ даже у патр³арховъ.
   Въ ХV² ст., когда каменныя постройки стали дѣломъ обыкновеннымъ, лѣтописцы перестаютъ упоминать о нихъ, какъ о рѣдкихъ важныхъ событ³яхъ въ городскомъ обиходѣ, а потому наши свѣдѣн³я о дальнѣйшемъ распространен³и такихъ сооружен³й во дворѣ святителей очень скудны и пополняются только косвенными свидѣтельствами.
   Нѣсколько свѣдѣн³й о митрополичьемъ дворѣ въ половинѣ XVI ст. при митр. Макар³и, получаемъ изъ Посольскихъ книгъ, гдѣ описываются пр³емы у митрополита Литовскихъ посланниковъ.
   Въ 1552 г. въ Москву прибылъ посланникъ оть Польской Рады, Яковъ Гайко, и по царскому велѣнью 11 декабря былъ у митрополита. Пр³ѣхалъ онъ на площадь (соборную) и ссѣлъ съ лошади противъ Пречистыя (Успенскаго собора) у Грановитой полаты, отсюда шелъ на митрополич³й дворъ въ малыя ворота, между Пречистыя и ц. Ризположен³я. Эти ворота и въ XVII ст. прозывались Ризположенскими.
   Когда посланникъ вошелъ на митрополич³й дворъ, то на нижнемъ крыльцѣ у сѣней его встрѣтили въ качествѣ митрополичьихъ придворныхъ государевы дворяне. Въ то время митрополитъ сидѣлъ у себя въ Малой Полатѣ. Налѣво отъ него, отодвинувшись мѣста на два, сидѣли бояре кн. Иванъ Мих. Шуйск³й да Данила Романовичъ (Юрьевъ). А отъ бояръ, пропустя мѣста съ два, сидѣлъ дьякъ Иванъ Михайловъ (Висковатый) и далѣе отъ него дѣти боярскiе мног³е. А направѣ у митрополита сидѣли три владыки - Суздальск³й, Коломенск³й, Крутицк³й; а отъ нихъ сидѣли архимандриты и игумены до коника, а на коникѣ (т.-е. на концѣ лавокъ) сидѣли митрополичьи бояре.
   Отправивъ обычные порядки посольства, посланникъ былъ приглашенъ митрополитомъ къ обѣду, котораго дожидаться ему назначено было на другой смежной площади, за Иваномъ Святымъ, въ Разбойной Избѣ, т.- е. въ присутственной комнатѣ Разбойнаго приказа.
   Столованье происходило въ митрополичьей (столовой) Избѣ, гдѣ посланникъ былъ посаженъ въ кривомъ столѣ. Въ большомъ столѣ сидѣли бояре, отодвинувшись отъ митрополита мѣста на два; а отъ нихъ, отодвинувшись мѣста на два, сидѣлъ дьякъ Иванъ Михайловъ (Висковатый). Далѣе сидѣли въ лавкахъ и въ скамьѣ дѣти боярск³е; а на окольничемъ (мѣстѣ) сидѣли за столомъ митрополичьи бояре да гости. Священнаго чина въ это время не было за столомъ. Столованье съ его обрядами происходило по общему обычаю, какъ и въ царскихъ полатахъ.
   Черезъ нѣсколько дней, 21 декабря, происходилъ вторичный пр³емъ посланника, въ томъ же порядкѣ, только въ Малой Лолатѣ. Бояръ не было, сидѣли у митрополита направѣ и налѣвѣ владыки; направѣ отъ владыкъ, пропустя мѣста съ два, сидѣлъ дьякъ Висковатый, за нимъ далѣе государевы дѣти боярск³е. Налѣво отъ владыкъ сидѣли архимандриты и игумены, на коникѣ митрополичьи бояре (Сборникъ Спб. Историческаго Общества, томъ 95).
   Другой Литовскiй посланникъ два раза представлялся митрополиту-1 и 7 февраля 1555 г.
   Пр³ѣхалъ онъ тоже на Соборную площадь; слѣзъ съ лошади близко собора Пречистыя у юго-западнаго угла и шелъ на митрополич³й дворъ отъ Пречистыя въ малыя ворота. Митрополитъ въ ту пору сидѣлъ въ Столовой полатѣ, которая по царскому предварительному повелѣн³ю была къ этому пр³ему еще наканунѣ пристроена, т.-е. снаряжена какъ подобало для болѣе значительнаго посланника, при чемъ государь повелѣлъ также, чтобъ и на дворѣ было устроено; "а въ кою пору будетъ посланникъ, и въ то время были бы у митрополита владыки и архимандриты всѣ, которые на Москвѣ, и во всемъ было бы у него чиновно". Встрѣча посланнику была среди лѣстницы, на нижнемъ крыльцѣ, другая была середи сѣней предъ Столовой полатой. Затѣмъ обѣ встрѣчи шли съ посланникомъ вмѣстѣ къ митрополиту въ полату, гдѣ пр³емъ происходилъ по прежнему порядку.
   Въ заготовленномъ вновь чинѣ поставлен³я митрополита (Аѳанас³я), 1564 г. февраля 20. сказано между прочимъ, что послѣ избран³я въ царскихъ полатахъ, нареченнаго власти провожали въ Успенск³й соборъ, откуда власти выходили съ нимъ западными дверьми и провожали его на митрополич³й дворъ; "и возведутъ его на митрополичь дворъ и посадятъ его на митрополичѣ мѣстѣ въ полатѣ Бѣлой и многолѣтствуютъ по обычаю. А по-лату бояре митрополичи устроятъ по обычаю".
   Эта Бѣлая полата упоминается и при поставлен³и въ 1589 г. перваго патр³арха Iова, который въ ней принималъ патр³арха ²ерем³ю.
   Когда, послѣ царскаго стола, въ первый день посвящен³я въ патр³архи ²ова, онъ на другой день позвалъ къ своему столу патр³арха ²ерем³ю, то по этому случаю происходили слѣдующ³я церемон³и. Патр³арха-гостя за воротами встрѣтили дѣти боярск³е (теперь уже патр³арш³е). На дворѣ его встрѣтилъ бояринъ патр³арш³й, дворецк³й, дьяки, дворяне, дѣти боярск³е, мног³е сойдя съ лѣстницы и на лѣстницѣ и на переходахъ. А на всходѣ въ верху встрѣтили арх³епископы, епископы, архимандриты, игумены. ²овъ патр³архъ въ то время былъ въ Бѣлой полатѣ. И какъ ²ерем³я патр³архъ вошелъ въ сѣни, ²овъ патр³архъ вышелъ изъ полаты и встрѣтилъ его у дверей на примостѣ.
   Здѣсь другъ у друга они просили благословен³я и говорили рѣчи. "Потомъ ²ерем³я патр³архъ ²ову патр³арху почесть воздалъ, велѣлъ ему въ полату преждъ себя итти". Вошедъ въ полату, послѣ молитвъ и благословен³я, патр³архи сѣли на уготованныхъ мѣстахъ. Началось пѣн³е многолѣт³я государю и здравствован³е государю, а потомъ патр³арху ²ерем³ѣ съ исполатъю-исполаити деспота. Онъ въ это время сѣлъ на свое мѣсто и ²ову велѣлъ сѣдѣти. Но патр³архъ ²овъ патр³арха ²ерем³ю возвеличилъ, не сѣлъ, покамѣстъ пѣли заздрав³е святѣйшему. И какъ стали пѣть исполаити деспота, ²ерем³я почтилъ ²ова почест³ю великою и съ челобитьемъ посадилъ на мѣстѣ уготованномъ. Тѣмъ же порядкомъ совершилось здравствован³е и патр³арху ²ову. Спустя немного времени патр³архи ѣздили къ государю вь Золотую полату съ благословенными дарами отъ ²ова. Побывши у государя, они возвратились на патр³арховъ дворъ и шли въ Бѣлую полату, а по времени изъ Бѣлой полаты въ сопровожден³и всѣхъ властей пошли за столъ въ Большую полату. А столъ патр³архамъ учиненъ былъ одинъ; справа сидѣлъ ²ерем³я, а слѣва ²овъ. А передъ ними на столѣ положены хлѣбы и судки, особно для каждаго, порознь; и ѣства была имъ порознь, по блюду; кравч³е у нихъ стояли тоже особые. За столомъ, кромѣ духовныхъ властей, присутствовали и царевы бояре, дворяне, дьяки, мног³е дѣти боярск³е. Во время кушанья пѣвч³е пѣли славники Успен³ю пославянски и по-гречески. Послѣ стола были обычныя чаши: 1) Богородицына столовая, 2) Петра чудотворца, 3) царя Ѳедора Ив., 4) царицы Ирины, 5) ²ова патр³арха, 6) ²ерем³и патр³арха. Затѣмъ слѣдовали дары оть ²ова всѣмъ пр³ѣзжимъ грекамъ, начиная съ патр³арха. На прощаньи, когда ²ерем³я пошелъ изъ полаты, Московск³й патр³архъ проводилъ его изъ полаты въ сѣни, гдѣ оба благословлялись и о Христѣ цѣлован³е учинили. Вслѣдъ затѣмъ ²овъ послалъ къ Вселенскому патр³арху надомъ своего дворянина съ перепоемъ, какъ наименована обычная послѣ стола присылка гостю разныхъ винъ.
   На трет³й день патр³архова поставлен³я столъ происходилъ также въ Большой полатѣ. Въ этоть день, выйдя изъ-за стола, патр. ²овъ объѣзжалъ съ крестомъ и св. водою на осляти кругомъ Бѣлаго города, "около града большаго новаго Царя Града". какъ обозначено въ Запискѣ. Возвращаясь къ дому, патр³архъ взъѣхалъ на свой дворъ къ лѣстницѣ на осляти. Тутъ изъ-за стола, "изъ Больш³я полаты встрѣтили его архимандриты и игумены, на переходахъ епископы, а въ сѣняхъ митрополиты и арх³епископы и весь причтъ церковный. Столъ совершился по чину святительскому, какъ ведется на поставлен³е".
   И впослѣдств³и торжественные патр³арш³е столы давалиеь также въ этой Большой полатѣ. Такъ, въ 1592 г. царь Ѳедоръ Ивановичъ на праздникъ Петра чудотворца, 21 декабря, ѣлъ у патр³арха ²ова въ Большой полатѣ.
   Такимъ образомъ, къ концу ХV² вѣка мы находимъ на митрополичьемъ, теперь уже на патр³аршемъ, дворѣ: 1) церковь Ризположен³я; 2) между этою церковью и Успенскимъ соборомъ малыя ворота; 3) Малую полату; 4) Избу столовую, т.-е. деревянную; 5) Столовую полату; 6) Бѣлую полату, быть можетъ, ту же Столовую; 7) къ ней отъ крыльца съ лѣстницами-пере-ходы; 8) Большую полату съ крыльцомъ не съ улицы, а со двора, и переходы къ ней, вѣроятно тѣ же, которые вели и къ Столовой полатѣ. Не упоминаемъ о постройкахъ, возведенныхъ въ концѣ ХV в., и о полатѣ ²оны митрополита, которыя могутъ скрываться подъ упомянутыми именами здан³й XVI ст. По всему вѣроят³ю, какъ мы упоминали, Большая полата составляла постройку митрополита ²оны.
   По случаю поставлен³я патр³арха ²ова упомянута и церковь на митрополичьемъ дворѣ во имя Соловецкихъ чудотворцевъ, въ которой новый патр³архъ служилъ въ 1589 г. генваря 27 обѣдню.
   Эта церковь съ предѣломъ апостола Филиппа, по всему вѣроят³ю, была построена митр. Филиппомъ (1566-1568 гг.), прежде Соловецкимъ игуменомъ, неумолимымъ обличителемъ неистовой жизни царя Ивана Грознаго. Она находилась на восточной сторонѣ митрополичьяго двора, гдѣ нынѣ стоитъ храмъ 12 Апостоловъ, и была разобрана, какъ увидимъ, при патр³архѣ Никонѣ, сооружившемъ на этомъ же мѣстѣ новый храмъ во имя апостола Филиппа, перестроенный при патр. ²оакимѣ во имя 12 Апостоловъ, о чемъ будемъ говорить въ своемъ мѣстѣ.
   Повидимому, церковь Соловецкихъ чудотвор. служила вмѣсто церкви Ризположенской домовымъ храмомъ митрополитовъ и несомнѣнно, что предъ ея дверьми находились и жилыя кельи митрополитовъ, быть можетъ, и тѣ каменныя, которыя выстроилъ митр. Зосима.
   Патр³архъ ²овъ (1589-1597 гг.), какъ онъ самъ свидѣтельствуетъ въ своемъ духовномъ завѣщан³и, построилъ для себя, на своихъ патр³аршихъ сѣняхъ, новый домовый храмъ во имя Трехъ Святителей Московскихъ-Петра, Алексѣя и ²оны-съ западной стороны патр³аршаго двора, вблизи царскаго Дворца {Мѣстоположен³е этой церкви на патр³аршихъ сѣняхъ выясняется послѣдующими записями: "1667 г. царь изъ собора шелъ къ патр³арху, который его встрѣтиль на большой лѣстницѣ въ дверяхъ передъ ц. Трехъ Святителей въ паперти и, принявъ царя подъ руки, шли вмѣстѣ въ Крестовую. Въ 1671 г. они же вышли изъ Крестовой до паперти Трехъ Святителеи и на большую лѣстницу. Царь шелъ въ Крестовую переходами сквозь старую Столовую и черезъ паперть цер. Трехъ Святителей. Въ 1672 г. тѣло патр³арха ²оасафа изъ его кел³и несли сквозь сѣни ризничаго и въ паперть, что передъ новою церковью (Филиппа апостола), да сквозь заднюю и большую Крестовую полату въ ц. Трехъ Святителей, что на Сѣняхъ".}. Храмъ былъ основанъ надъ святыми воротами двора, сооруженными еще митроп. Геронт³емъ въ 1473 г., противъ сѣверо-западнаго угла Успенскаго собора {Въ 1698 г. эти ворота были задѣланы кирпичомъ и подъ своды подведенъ каменный столбъ.}. Кромѣ постройки церкви, патр³архъ ²овъ давалъ деньги изъ своей келейной казны и на всякое каменное церковное, келейное и дворовое дѣло, вообще на устройство патр³аршаго двора.
   При Самозванцѣ, въ 1605 г., ²овъ былъ насильственно сведенъ съ патр³аршества и удаленъ въ Старицк³й монастырь, гдѣ и скончался въ 1607 г. Въ Смутное время Патр³арш³й Домъ не одинъ разъ былъ свидѣтелемъ неистовыхъ нападен³й со стороны преданнаго Полякамъ боярства, которое приходило къ патр³арху Ермогену съ настойчивыми требован³ями то подписать измѣнныя грамоты къ Польскому королю, то подписать грамоты къ кн. Пожарскому, чтобъ уходилъ отъ Москвы съ своимъ Ополчен³емъ и не тѣснилъ бы Кремлевскихъ Поляковъ. Святитель одинъ оставался храбрымъ человѣкомъ и отвѣчалъ насильникамъ: "Если и всѣ вы согласились на неправедное дѣло, но я не соглашаюсь и не благословляю этого дѣла. А поступите противъ моего совѣта, да будетъ на васъ вѣчная клятва". Дѣло доходило даже до ножа, которымъ угрожалъ патр³арху заводчикъ смуты Мих. Салтыковъ. Святитель противъ этого ножа явилъ крестъ Господень и проклялъ Салтыкова. По всему вѣроят³ю, все это происходило въ Крестовой полатѣ, куда обыкновенно собиралось боярство на совѣтъ съ патр³архомъ. Послѣ всѣхъ споровъ непреклоннаго святителя, "безчестно связавши", отведи въ Чудовъ монастырь и тамъ въ темницѣ уморили его голодомъ. Онъ скончался 20 февраля 1611 года.
   Послѣ Московской Розрухи отецъ Богомъ избраннаго царя Михаила, патр³архъ Филаретъ Никитичъ, нашелъ патр³арш³й дворъ въ разоренномъ состоян³и и по бѣдности царской казны и своей патр³аршей не могъ употребить достаточныхъ средствъ на обновлен³е запустѣвшаго двора, а къ тому велик³й Кремлевск³й пожаръ 1626 г. опустошилъ и все то, что оставалось до того времени цѣлымъ.
   Царь Михаилъ Ѳед. ходилъ въ то время и съ царицею на богомолье къ Троицѣ-Серг³ю. Патр³архъ успѣлъ удалиться отъ пожарища въ Новинск³й монастырь, гдѣ и оставался до возобновлен³я построекъ на своемъ патр³аршемъ дворѣ, перейдя потомъ на Троицкое Кремлевское подворье. Государь съ царицею поселился въ селѣ Покровскомъ-Рубцовѣ.
   Само собою разумѣется, что на патр³арховѣ дворѣ, какъ и на царскомъ, все деревянное погорѣло, а также и въ каменныхъ здан³яхъ кровли и вся деревянная обдѣлка тоже все погорѣло.
   Обновлен³е всего двора и началось плотничными работами. Для жилища самого патр³арха въ это время были срублены новыя кельи на остававшихся старыхъ каменныхъ подклѣтахъ. Отрывочныя свѣдѣн³я объ этомъ находимъ въ современныхъ запискахъ патр³аршихъ Приказовъ.
   Выстроенныя вновь патр³арш³я кельи заключали въ себѣ обычныя отъ вѣковъ указанныя три клѣти въ одной связи, въ обычномъ размѣрѣ простой крестьянской избы, не болѣе, а иногда и болѣе трехъ саженъ въ квадратѣ.
   По составу кел³й патр³арха Филарета мы обозначили выше и древнѣйш³й первоначальный составъ келейнаго жилища святителей,-такъ были просты и первобытны эти кельи.
   Изъ нихъ первая отъ входа келья именовалась переднею, вторая въ собственномъ смыслѣ комнатою (родъ кабинета) и третья малою заднею келейкою (опочивальня). Передъ кельями были построены обычныя сѣни, больш³я передъ переднею и малыя передъ заднею. Сѣни больш³я простирались отъ комнаты и до малыхъ сѣней и были покрыты особою кровлею-полаткою.
   Больш³я сѣни въ то время соотвѣтствовали нашимъ пр³емнымъ заламъ, а потому въ нихъ у стѣнъ были устроены лавки съ кониками и рундуки, возвышенные помосты со ступенями передъ дверьми въ переднюю, или въ комнаты, такъ какъ уровень пола сѣней бывалъ нѣсколько ниже пола внутреннихъ комнатъ.
   Въ трехъ кельяхъ было 16 оконъ со слюдяными окончинами и, кромѣ того, въ малой задней кельѣ патр³архъ устроилъ себѣ вмѣсто слюдяной окончину стекольчатую съ желѣзными полуженными дверцами, что въ то время было новостью. Въ обѣихъ сѣняхъ было также 16 оконъ со слюдяными же окончинами.
   Въ каждой кельѣ была поставлена печь, и всѣ три печи были расписаны травами, на что употреблены разныя краски, и особенно киноварь и лазорь, и свѣж³я яйца, изъ желтковъ которыхъ и составлялось красочное письмо.
   Въ подклѣтахъ подъ кельями были поставлены двѣ печи безъ украшен³й.
   Въ кельяхъ и въ сѣняхъ мостъ или полъ былъ настланъ изъ досокъ.
   На внутреннюю уборку или опушку окончинъ, дверей, лавокъ, тамъ, гдѣ въ царскомъ быту употреблялось обыкновенно красное сукно, у патр³арха употреблено темно-синее, а въ иныхъ мѣстахъ и лазоревое.
   Позади малой кельи въ сѣняхъ былъ устроенъ отходъ.
   Кельи соединялись съ другими зданiями переходами, крытыми галлереями, черезъ которыя между прочимъ патр³архъ уходилъ и въ особую одинокую (уединенную) келейку, съ малыми сѣнцами, въ которыхъ также была устроена и лавка для сидѣнья. Эта одинокая келейка, каменная, носила назван³е Крестовой писаной полатки, потому что была украшена стѣнописью. Въ 1633 г. въ ней были вставлены три стекольчатыя нарядныя окончины съ травами и со птицами.
   Упоминается также средняя каменная полатка, которая вмѣстѣ съ упомянутою Крестовою, быть можетъ, составляла тѣ каменныя кельи, которыя построилъ митроп. Зосима.
   Такимъ образомъ, мало-по-малу патр³арховъ дворъ обновлялся обдѣлкою старыхъ каменныхъ строен³й и новыми деревянными постройками. Кельи патр. Филарета, готовыя для житья, были освящены 20 сентября 1626 года.
   Въ этотъ день Ризположенск³й черный попъ Трифонъ пѣлъ молебенъ на новосельѣ въ государевой патр³арховѣ въ передней кельѣ Животворящей Троицѣ и Архангелу Христову. Другой черный попъ отъ Соловецкихъ чуд. пѣлъ молебенъ въ Комнатѣ Успен³ю Богородицы и Тремъ Святителямъ Московскимъ чудотворцамъ Петру, Алексѣю, ²онѣ.
   Трет³й попъ, крестовый патр³арха, пѣлъ молебенъ въ задней келейкѣ Ризѣ Господней и Знамен³ю Богородицы. Такимъ образомъ въ каждой кельѣ совершились особые молебны.
   Изъ пр³емныхъ большихъ полатъ, существовавшихъ въ эти годы (1626-1633 г.) да и въ течен³и всего XVII ст., на патр³арховомъ дворѣ были возобновлены Крестовая, Столовая или Макарьевская, построенная или вновь устроенная вѣроятно знаменитымъ митроп. Макар³емъ (1542-1563 г.). Какое назначен³е имѣла эта послѣдняя полата въ быту святителей, намъ неизвѣстно, а впослѣдств³и о ней вовсе и не упоминается, почему возможно заключить, что она стала именоваться Старою Столовою.
   Крестовая полата устроивалась въ одно время съ кельями, такъ какъ эта пр³емная прежде всего была необходима для происходившихъ въ ней обрядовыхъ дѣйствъ. Въ 1624 г., когда 15 августа государь обѣдалъ у патр³арха, Крестовая названа большою полатою.
   Въ сентябрѣ 1626 г. въ ней были устроены подволоки, т.-е. потолки изъ пятисаженныхъ дубовыхъ брусьевъ, что даетъ свѣдѣн³е о ея размѣрѣ - 15 арш. въ квадратѣ - и о томъ, что въ ней не было сводовъ, или же они были разрушены во время пожара. Однако есть извѣст³е, что въ маѣ 1627 г. въ ней каменщики сводили верхъ, слѣдов. подволоки были устроены временно. Надъ нею была еще полата, гдѣ жилъ старецъ Селиверстъ, крестовый попъ патр³арха. Въ ³юнѣ 1629 г. подъ нею каменщики подводили стѣну и небо. Она была покрыта деревянною кровлею, потому что стояла отъ другихъ здан³й особнякомъ. Передъ нею были расположены больш³я сѣни крестовыя и крыльцо съ лѣстницею, переднею, отъ Собора.
   Мостъ или полъ въ полатѣ въ 1629 г. былъ выстланъ синимъ кирпичомъ, который дѣлали у московскихъ гончаровъ въ Гончарной слободѣ по особому заказу патр³арха, въ количествѣ 10.000 кирпичей. Тѣмъ же кирпичомъ тогда же были выстланы полъ въ Средней полаткѣ и въ проходныхъ малыхъ сѣняхъ.
   Окончины по обычаю были слюдяныя больш³я. Опушка окончинъ и дверей изъ лазореваго или же темно-синяго сукна.
   Въ переднемъ углу, гдѣ стояли иконы, надъ образами, стѣна была росписана.
   Столовая полата находилась съ западной стороны отъ Крестовой по той же лин³и передъ Успенскимъ соборомъ. Подробностей о ея возобновлен³и не имѣемъ. Есть свѣдѣн³е только о ея внут ренней уборкѣ; ея двери и окна, вмѣсто сукна, были опущены сѣрыми полстми (войлоками), но одна дверъ была обита красною кожею коневьею; въ полатѣ на желѣзной проволокѣ былъ прикрѣпленъ шанданъ висящ³й.
   Отъ Столовой полаты существовали каменные переходы къ церкви Ризположен³я.
   Патр³архъ съ большимъ усерд³емъ возобновилъ и находивш³еся во дворѣ старые каменные храмы. Какъ упомянуто, на патр³аршемъ дворѣ стояли три церкви: 1) Ризположен³я близъ западныхъ вратъ Успенскаго собора, 2) Трехъ Святителей у сѣверо-западнаго угла собора и 3) Соловецкихъ чудотворцевъ на восточной сторонѣ двора. Храмы стояли особняками, соединяясь съ жилыми помѣщен³ями сѣнями и переходами. Возобновлен³е этихъ церквей началось вскорѣ послѣ пожара. Въ церкви Ризположен³я, между прочимъ, были написаны иконостасныя мѣстныя иконы, а также деисусы, праздники, пророки извѣстнымъ въ то время иконописцемъ Назарьемъ Истоминымъ. Съ особою заботливостью патр³архъ устроивалъ предѣлъ Ризположен³я во имя св. Георг³я. Вновь ли былъ сооруженъ этотъ предѣлъ или возобновленъ старый, неизвѣстно. Для его устройства, между прочимъ, надъ престоломъ изъ красно-лазоревой крашенины было сдѣлано "небо, чтобъ волосъ и пыль не пала". 17 ноября 1626 г. предѣлъ былъ освященъ.
   Обновлена была и церковь Трехъ Святителей. Въ ней установлены иконы; деисусы, праздники, пророки, праотцы; слѣд. иконостасъ былъ пятиярусный, что обнаруживаетъ не совсѣмъ малый окладъ или размѣръ церкви.
   Особенно чтилъ патр³архъ Филаретъ старый храмъ Соловецкихъ Чудотворцевъ, празднуя ихъ память 17 апрѣля-Зосимы и 27 сентября-Савват³я. О его возобновлен³и свѣдѣн³й не встрѣчаемъ, а потому должно полагать, что храмъ оставался цѣлымъ во время пожара.
   Въ немъ служилъ наемный попъ, получавш³й зажилого въ мѣсяцъ полполтины, т.-е. 25 коп.
   Въ 1630 г. патр³архъ обновилъ предѣлъ храма во имя апостола Филиппа и освятилъ его 7 мая.
   Въ 1631 г. въ сѣняхъ передъ храмомъ Чудотворцевъ былъ устроенъ для составлен³я св. мiра особый шатеръ, подъ которымъ были помѣщены мѣдныя корчаги и котелъ, сдѣланные извѣстнымъ въ то время мастеромъ мѣдныхъ дѣлъ Дмитр. Сверчковымъ. Весною того же года подъ церковью была построена деревянная казенка (кладовая) для соборныхъ книгъ.
   Патр³архъ ²оасафъ I въ 1637 г. также праздновалъ память Чудотворцевъ и въ 1640 г. украсилъ паперти настѣннымъ письмомъ, гдѣ были написаны деисусы, Спасовъ образъ, да Богородицынъ, стоящ³е, да Соловецк³е Чудотворцы, преклонные. При патр³архѣ ²осифѣ въ 1644 г. въ церковь Чудотворцевъ были написаны деисусы, для которыхъ по сводамъ храма была устроена дуга деревянная. Въ 1653 г. церковь, какъ увидимъ, была разобрана.
   По поводу происходившихъ при патр. Филаретѣ возобновлен³й старыхъ каменныхъ здан³й и новыхъ построекъ, каменныхъ и деревянныхъ, упоминаются разнородныя строен³я, которыя въ своей совокупности указываютъ на бытовой составъ патр³архова жилища.
   Пространство, занятое всѣми строен³ями двора, раздѣлялось на двѣ половины; одна занимала или составляла передн³й дворъ возлѣ Каменныхъ полатъ, выходившихъ на лин³ю къ Успенскому собору. На этотъ дворъ вели передн³я или св. ворота. Они обозначены и на планѣ Годунова. Другая половина двора, составляла задн³й дворъ съ задними воротами на Троицкую улицу, примыкавш³й къ Троицкому подворью, отдѣленному отъ патр³архова двора заборомъ, въ которомъ была устроена калитка для прохода на подворье.
   Кромѣ того различныя хозяйственныя части внутри двора отдѣлялись другъ отъ друга заметомъ или такимъ же заборомъ особаго устройства.
   По отдѣлу управлен³я патр³арховымъ обиходомъ находился Дворцовый Приказъ, именуемый также Дворцовою избою, на постройку котораго было куплено два сруба, горница съ комнатою 3-хъ саженные въ квадратѣ, по цѣнѣ за 24 руб.; къ нимъ были придѣланы сѣни съ крыльцомъ; въ комнатѣ устроили казенку, родъ особой присутственной комнатки, въ которой обыкновенно сидѣлъ начальный человѣкъ и сохранялась казна. Во всемъ помѣщен³и было 10 оконъ съ слюдяными окончинами и одна изразчатая печь. Отъ другихъ строен³й приказъ былъ отгороженъ заметомъ.
   Друг³я домовыя учрежден³я помѣщались также или въ отдѣльныхъ строен³яхъ или же въ полатахъ и комнатахъ каменныхъ здан³й.
   Изъ нихъ по отдѣлу управлен³я упоминаются: Казенный Приказъ, патр³аршъ Разрядъ, Судный Приказъ, Изба Казначейская; Верхняя полата, гдѣ положена патр³архова келейная казна; Панская полата, гдѣ Поляки живутъ, подначальные люди, сидѣвш³е подъ началомъ для приготовлен³я къ крещен³ю или новокрещены для исправлен³я въ Вѣрѣ; Задняя полата, гдѣ живутъ дѣти боярск³е; подклѣтъ подъ Ризницею, гдѣ подьяки (пѣвч³е) учатся; полата, гдѣ больш³е подьяки живутъ; полатка, гдѣ сажаютъ въ смиренье.
   По отдѣлу ремеслъ и художествъ существовали особыя Иконная полата, Серебряная полата, гдѣ работали иконописцы и серебряные мастера; подклѣтъ, гдѣ живетъ старецъ золотошвея, Въ особомъ помѣщен³и вверху каменнаго здан³я работали золотари, для чего у нихъ въ проходныхъ сѣняхъ былъ сдѣланъ новый горнъ.
   Для кормоваго и приспѣшнаго обихода существовали особыя постройки: цѣлый дворъ именовался Кормовымъ. Въ немъ находились: Поварня, ѣственная и Расхожая, Кормовая изба, Кормовая полата, Сытный дворецъ, Сытная изба, Сытенная полата Хлѣбенная изба и полата, Хлѣбенный дворецъ, Приспѣшная изба, Сушильная полата съ 30-ю окошками. Погреба: Простой пивной, Поддѣльный пивной, Медвяной, Поварная пивная; на Москвѣ-рѣкѣ былъ устроенъ рыбный садъ, садовка рыбы.
   Въ разныхъ мѣстахъ двора стояли кельи-избы служащихъ патр³арховыхъ лицъ. Его крестовый попъ имѣлъ свою избу-келью, за которую было заплачено 13 руб. У заднихъ воротъ съ одной стороны жилъ архид³аконъ, съ другой-казначей въ особыхъ избахъ-кельяхъ, на подклѣтахъ, слѣд. двуярусныхъ.
   Таковъ былъ въ краткомъ очеркѣ составъ патр³аршаго двора при Филаретѣ Никитичѣ. Во многихъ хозяйственныхъ частяхъ онъ сохранился и въ послѣдующее время.
   Преемникъ его патр. ²оасафъ I въ тотъ же годъ, когда вступилъ на патр³аршество (1634 г. февр. 3), велѣлъ обновить стѣнопись передъ Столовою въ проходныхъ сѣняхъ тамъ, гдѣ былъ написанъ Образъ Спаса Нерукотвореннаго, указалъ написать образъ Спаса Недреманное Око, да наново переписать на стѣнѣ образъ Знамен³я Богородицы, Живоначальныя Троицы, Трехъ Моск. Святителей Петра, Алексѣя, ²оны, да Филиппа Апостола, Страстотерпца Христова Георг³я, Зосимы и Савват³я Соловецкихъ чудотворцевъ; да передъ сѣньми Успен³е Богородицы. Въ это же время починены письмомъ деисусы, что стоятъ надъ дверьми папертными къ Тремъ Святителямъ.
   Въ 1640 г. патр³архъ устроилъ существовавш³й за Фроловскими воротами патр³арш³й огородъ, который былъ окопанъ рвомъ, огражденъ тыномъ и плетнемъ на 80 саж., а на Житномъ дворѣ построилъ новую большую житницу. Этотъ огородъ находился на Воронцовомъ полѣ. Въ 1634 г. отхуда было продано огурцовъ на 5 руб. ²6 алт. 4 д.-сумма по тогдашнему времени очень значительная для доходовъ съ огорода при тогдашней дешевизнѣ огурцовъ.
   Въ каменныхъ хоромахъ были починены переходы къ церкви Соловецкихъ чуд., гдѣ смыкали своды. Подъ Крестовою также сводили своды и починивали печь.
   Особенное и многое переустройство различныхъ здан³й патр³аршаго двора происходило при патр. ²осифѣ. Въ самомъ началѣ своего патр³аршества, въ 1642 г. онъ указалъ подмастерью каменныхъ дѣлъ Давыду Охлебинину Крестовые сѣни и полаты: Крестовую, Золотую, Казенную, Проходную, что передъ Казенною, то-есть весь корпусъ давней постройки, вѣроятно уже очень обветшавшей, разобрать до подшвы и сдѣлать все наново, по смѣтѣ извѣстнаго въ то время архитектора подмастерья каменныхъ дѣлъ Антипы Константинова и подъ его смотрѣн³емъ, съ приказомъ во всемъ его слушать, что онъ ни укажетъ.
   Для этой постройки еще осенью 1642 г. и зимою 1643 г. былъ заготовленъ матер³алъ: куплено 500 камней трехпядныхъ по 4 руб. за сто; привезено песку съ Москвы-рѣки 1000 коробовъ, кой песокъ къ каменному дѣлу годится; поставлено 200 тысячъ кирпичу жженаго по 1 руб. 20 алт. за тысячу и т. д. Выстроенныя новыя Крестовая, Золотая и Келейная Казенная полаты были покрыты подъ одну кровлю.
   Столовая полата осталась въ прежнемъ видѣ и по случаю новаго пожара въ 1650 г. была только исправлена въ сводахъ, которые укрѣплены желѣзными связями, окрашенными черленью. Этотъ пожаръ случился 21 ноября во дворцѣ, горѣли хоромы царицы Марьи Ильичны, стоявш³е на межѣ съ патр³аршимъ дворомъ, на которомъ обгорѣли кровли на Столовой и Крестовой полатахъ.
   Въ 1651 г. между Столовою и Крестовою упомянута лѣстница, вѣроятно построенная въ это же время, именуемая впослѣдств³и большою и переднею, такъ какъ она вела въ полаты со стороны Успенскаго собора (Альбомъ видовъ, No XIX). Въ томъ же году въ проходныхъ сѣняхъ передъ Столовою на стѣнномъ письмѣ починенъ образъ Недреманное Око Спасово. Подлѣ Столовой, со стороны двора, была выстроена новая каменная полата, а потомъ въ 1651 г. отъ патр³аршей столовой къ государевой Грановитой полатѣ позади Ризположенской церкви были устроены деревянные на столбахъ переходы, на которые расходъ за лѣсъ и за дѣло раздѣленъ былъ пополамъ, половина уплачена изъ патр³аршей казны, а другая 26 р. 8 алт. 4 д. изъ казны государевой, такъ какъ, вѣроятно, переходы были сдѣланы для государевыхъ пришеств³й къ патр³арху. По этимъ переходамъ особенно часто хаживалъ къ патр³архамъ царь Алексѣй Мих.
   Не малое вниман³е патр³архъ обратилъ на древнюю бѣлокаменную церковь Ризположен³я, которая по его указу въ 1644 г. была значительно переправлена. Она была древней постройки съ щелевидными окнами, дававшими мало свѣта. Патр³архъ указалъ, для свѣту оконъ прибавливать, откосы и стѣны утесыватъ даже и у царскихъ дверей. Затѣмъ храмъ былъ богато украшенъ стѣннымъ письмомъ, за что иконописцамъ по уговору было уплачено 130 руб. Снаружи церковь была выбѣлена.
   Кромѣ того, вмѣсто прежнихъ деревянныхъ, нѣкоторыя здан³я были выстроены каменныя, каковы: Судный приказъ, большая кузница, конюшенный сарай для возковъ и др.
   Подъ хоромами патр³арха подъ горницею съ комнатою построены каменные подклѣты между каменныхъ старыхъ стѣнъ на три житья со всходною лѣстницею. Позади этихъ хоромъ устроенъ садъ, въ которомъ посажены яблони.
   Святыя ворота, что ходятъ на патр³арховъ дворъ, были наново росписаны настѣннымъ письмомъ съ сусальнымъ золотомъ и киноваремъ и перекрыты; въ нихъ помостъ выложенъ большими камнями и далѣе до Успенскаго собора, около котораго также устроенъ деревянный помостъ изъ струговыхъ досокъ, какъ и на дворѣ патр³арха.
   Нововыстроенная Крестовая съ лица была также росписана по кирпичамъ, на что употреблено пудъ сурику и 7 ведеръ сусла. Внутри ея полъ былъ выстланъ вмѣсто прежняго глинянаго синяго кирпича дубовымъ кирпичомъ (паркетъ), котораго употреблено 700 штукъ. Так³е кирпичи дѣлались квадратами отъ б до 8 вершковъ, толщиною въ 2 и 3 вершка.
   Въ Золотой полатѣ была поставлена печь ценинная изъ синихъ изразцовъ, и около печи устроена мѣдная рѣшетка.
   Какое назначен³е имѣла эта Золотая полата, неизвѣстно. Но едва ли она была пр³емною; вѣроятнѣе всего она носила имя Золотой по поводу производившихся въ ней работъ мастеровъ золотого и серебрянаго дѣла и называлась прежде, какъ упомянуто, Серебряною полатою.
   Изъ приведенныхъ свѣдѣн³й видимъ, что патр. ²осифъ былъ не только усерднымъ строителемъ, но и много заботился вообще о красивомъ устройствѣ своего двора.
   15 апрѣля 1652 года померъ патр³архъ ²осифъ; на его мѣсто царь Алексѣй Михаиловичъ уже думалъ избрать новгородскаго митрополита, достопамятнаго Никона, который въ это время по повелѣн³ю государя путешествовалъ въ далек³й Соловецк³й монастырь для перенесен³я въ Москву мощей св. Филиппа митрополита.
   Св. мощи были съ торжествомъ перенесены въ Москву 9 ³юля того же года, а затѣмъ 22, по другимъ указан³ямъ 25 того же мѣсяца, т.-е. всего черезъ двѣ недѣли, Никонъ былъ избранъ на патр³аршество безъ жеребья, какъ искони водилось, а только по желан³ю государя, противъ чего Никонъ упрямился, не хотѣлъ ставиться безъ жреб³я, но былъ упрошенъ государемъ, оказавшимъ ему по этому случаю великое вниман³е. Павелъ Алеппск³й по этому поводу упоминаетъ, что Никонъ тогда лишь согласился принять патр³аршество, когда было постановлено, что царь отнюдь не будетъ заниматься дѣлами церкви и духовенства, какъ это было при Филаретѣ, при прежнихъ царяхъ. Съ этого времени по царскому указу слово его стало рѣшающимъ, и никто не смѣлъ противиться ему.
   Другой современникъ, дьяконъ Благовѣщенскаго собора Ѳедоръ Ивановъ, свидѣтельствуетъ также, что еще въ началѣ поставлен³я царь запись ему далъ своею рукою, "еже во всемъ его послушати и отъ бояръ оборонить и его волю исполнять".
   15 августа, въ день празднован³я Успен³ю Б-цы, государь поднесъ ему на золотой мисѣ золотую митру-корону, вмѣсто обычной до того времени патр³аршей шапки, опушенной горностаемъ, еще образъ св. Филиппа митрополита да братину золоту. Въ тотъ же день государь пожаловалъ новому патр³арху Цареборисовск³й дворъ въ домъ Пресв. Богородицы. Патр³арш³й дворъ и въ прежнее время пользовался помѣщен³ями Цареборисовскаго двора. При патр³архѣ Филаретѣ Никит. въ 1626 г. тамъ находились патр³арш³е капустные погреба.
   Нѣтъ сомнѣн³я, что еще прежде Никонъ обратилъ вниман³е государя на зтотъ опустѣлый дворъ, представляя ему, съ какою бы пользою этотъ пустой дворъ, присоединенный къ патр³аршему двору, могъ послужить къ большему простору и устройству патр³аршаго вѣдомства.
   И дѣйствительно, недѣли черезъ двѣ послѣ Успенскаго праздника на зтомъ дворѣ начались уже строительныя работы. 2 сентября извозчики уже навозили на Борисовск³й дворъ къ каменному дѣлу 141 тысячу кирпича, а каменщики стали сооружать ворота на этотъ дворъ съ патр³архова двора.
   Затѣмъ перенесены были на новый дворъ конюшни, стойла и ясли и построены на немъ новыя житницы и новыя хоромы, готовыя, перевезенныя изъ патр³аршаго Новинскаго монастыря. По случаю разныхъ передѣлокъ и обновлен³й въ самомъ каменномъ домѣ Цареборисовскаго двора упоминаются нѣкоторыя его части, именно сѣни, покрытыя шатромъ съ яблокомъ на его верху; у нихъ надъ переднимъ крыльцомъ сдѣланъ чердачокъ; большая полата и позади ея малая полатка, средняя полата, золотая полата, названная такъ вѣроятно уже въ это время по поводу производимыхъ въ ней работъ серебрянаго и золотого дѣла, для чего въ ней были устроены горны и въ 1653 г. два большихъ стола, одинъ въ 4, другой въ 3 саж., и двѣ скамьи по 2 саж. Однако въ этой же полатѣ въ 1653 и 1654 годахъ старецъ Арсен³й грекъ сидѣлъ у книжной справки и переводилъ книги съ греческой грамоты на русскую и писалъ книгу греческую патр³арху.
   Какъ упомянутыя, такъ и друг³я Борисовск³я полаты устроивались вообще для новыхъ пот

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа