ровъ сказать, кому надлежить свой Великаго государя указъ".
Вслѣдъ затѣмъ, декабря 26, послѣдовало новое повелѣн³е "взять подъ строен³е жъ Цейхоуза и подъ всяк³я припасы, т.-е. подъ строительные матер³алы, дворъ, на который кладутся про дворцовый обиходъ дрова, что прежде былъ боярина Семена Лукьянов. Стрѣшнева, и велѣно того двора каменныя стѣны оть улицы сто саженъ, да на томъ дворѣ церковь (Пятницы) и полаты, что назывались Сахарныя, и церковь же, что межъ улицъ и дворовъ Трубецкаго и Салтыкова, Входъ въ ²ерусалимъ разобрать и мѣста очистить..." Кромѣ того, 20 генваря 1702 г. взяты къ строен³ю Цейхауза подъ складъ матер³аловъ и дворъ святѣйшаго патр³арха, Конюшенный дворъ и Симонова монастыря подворье.
Тогда же былъ опредѣленъ къ дѣлу и строитель этого Дома, выѣзж³й иноземецъ Саксонск³я земли каменнаго и полатнаго строенiя мастеръ Христофоръ Христофоровъ Кундоратъ, который ровно черезъ мѣсяцъ послѣ пожара 19 ³юля 1701 года былъ опредѣленъ въ вѣдомство Посольскаго приказа, а потомъ перемѣщенъ въ вѣдомство Оружейной полаты съ годовымъ жалованьемъ по 150 рублей, при чемъ онъ успѣлъ получить за 1701 г. сто рублей по расчету, слѣдовательно его работы начались по крайней мѣрѣ съ 19 ³юля, если не раньше. Онъ былъ опредѣленъ съ услов³емъ, чтобы выстроилъ Цейхгаузъ по нѣмецкому манеру и по данному чертежу и чтобы выучилъ Русскихъ каменщиковъ каменной работѣ по нѣмецкому манеру; и что ему дастся все, что будеть нужно для этого строен³я. Истор³я его строительныхъ работъ и заботъ любопытна по случаю его столкновен³й съ начальствомъ. Сначала все обѣщанное исполнялось довольно хорошо, но это продолжалось недолго. Вскорѣ потомъ ему стали дѣлать столько досадъ и непр³ятностей, что невозможно было ихъ и описать. Ежедневно онъ видѣлъ больш³е безпорядки и безнаказанные убытки.
Тою же осенью и зимою безъ замедлен³я было приступлено къ разборкѣ находившихся здѣсь здан³й, въ числѣ которыхъ были и боярск³е дворы, одинъ вдовы боярина кн. Якова Никитича Одоевскаго, боярыни кн. Анны Мих., дворъ бывш³й Шереметева, другой кравчаго Васил³я Ѳедор. Салтыкова, бывш³й Лыкова.
Приказомъ Оружейной полаты, въ вѣдомствѣ котораго находился Конратъ, завѣдывалъ дьякъ Алексѣй Александр. Курбатовъ, который прежде былъ крѣпостной человѣкъ боярина Бориса Петровича Шереметева и выдумалъ гербовую бумагу 1699 г. генваря 19, за что былъ пожалованъ въ дьяки и велѣно ему сидѣть въ Оружейной полатѣ управлять производствомъ и продажею гербовой бумаги, приносившей великую прибыль Государству. Понятно, что въ это время Курбатовъ былъ великою силою на своемъ мѣстѣ. Съ нимъ-то Конрать и не поладилъ. Онъ заявлялъ ему неоднократно о происходившихъ у строен³я безпорядкахъ, но получалъ отвѣтъ, что за все онъ и будеть отвѣчать. Тогда мастеръ написалъ просьбу на имя царскаго величества и принесъ ее по начальству къ Курбатову. Дьякъ вырвалъ у него просьбу и бросилъ ему со словами, чтобы подалъ ее кому-нибудь другому, и что (живописецъ) Мих. Ив. Чоглоковъ (бывш³й надсмотрщикомъ этой постройки и строивш³й кромѣ того Математическ³я школы) знаетъ это дѣло въ десять разъ лучше, чѣмъ онъ, Конрать. Такимъ образомъ должная распорядительность надъ этой работой была у него совершенно отнята; было приказано ему только смотрѣть, чтобъ стѣны были хорошо сдѣланы. Повидимому, неудовольств³е Конрата происходило изъ-за того, что вмѣстѣ съ нимъ работалъ и русск³й мастеръ, которому мимо Конрата было поручено дѣлать ворота. Это обстоятельство и возбудило особенное неудовольств³е Нѣмца. Онъ указалъ, что строен³е воротъ шло не только очень нерадиво, но и весьма невѣрно, кой-какъ, такъ что пришлось сломать сооружен³е. Нѣмецъ очень жаловался, что отъ Русскаго мастера онъ терпитъ только презрѣн³е и оскорблен³е, и потому заявилъ Курбатову, что ворота дѣлать онъ не будетъ до тѣхъ поръ, пока остается при нихъ Русск³й мастеръ.
Этотъ архитектурнаго дѣла мастеръ былъ Дмитр³й Ивановъ, который за многую работу у цехауснаго строен³я, какую особливо онъ показалъ въ дѣлѣ положен³я воротъ, что противъ Троицкаго подворья, награжденъ 5 рублями въ 1703 г.
"При этомъ словѣ", пишетъ Нѣмецъ, "Курбатовъ вскочилъ съ своего стула, кинулся прямо на меня, насильно вырвалъ у меня изъ рукъ палку и ударилъ меня по головѣ такъ, что я упалъ предъ нимъ на полъ; поэтому отъ полученнаго мною въ головѣ сильнаго шума и звона почти 8 дней не могъ явиться на работу, ни всходить на подмостки. Потомъ (Курбатовъ) приказалъ заключить меня въ цѣпи и стеречь съ солдатами. На другой день пришелъ ко мнѣ писецъ (подьяч³й), снялъ съ меня цѣпи и велѣлъ изготовить чертежъ воротамъ для посылки къ государю, я извинился, что послѣ вчерашняго угощен³я при теперешнемъ моемъ состоян³и (послѣ побой) мнѣ невозможно это сдѣлать, и услышалъ въ отвѣтъ, что впередъ онъ (Курбатовъ) не станетъ бить меня своими руками, но велитъ угостить меня по Московски, сошлетъ, и столько велитъ задать, что съ меня будетъ довольно".
Так³я отношен³я начальника къ Нѣмцу-архитектору произошли по случаю неодобрен³я Нѣмцемъ лѣсного матер³ала, доставляемаго для устройства подмостокъ, а поставщикомъ-подрядчикомъ этого матер³ала былъ самъ Курбатовъ, конечно не явно. Съ сильнымъ не борись, съ богатымъ не тянись! Нѣмецъ не зналъ этой Русской пословицы, и все-таки пожаловался боярину Ѳед. Алексѣев. Головину въ 1703 г.
Быть можетъ, вслѣдств³е этой жалобы возникло слѣдующее распоряжен³е:
1703 г. по письму государя изъ Санкто-Петрополя отъ 25 августа велѣно изъ Посольскаго приказа иноземцевъ архитектурнаго дѣла мастеровъ, которые изъ Копенгагена нынѣшнимъ лѣтомъ къ Москвѣ пр³ѣхали, прислать въ Оружейную полату на время, ради усмотрѣн³я въ совершенствѣ архитектурномъ строен³я цейхаускаго, что въ Кремлѣ.
Для фундамента здан³я рвы были копаны шириною въ 6 арш., въ нихъ каменная кладка также была заложена шириною въ 6 арш. и убавливано той широты по малу и сведено надъ уровнемъ земли въ 4 арш. ширины. Таковы основались всѣ стѣны здан³я. Глубина рвовъ неизвѣстна. Оружейный домъ строился мало-по-малу въ течен³и четырехъ лѣтъ (1702-1705). Между прочимъ въ 1704 г. ³юля 18 было повелѣно всѣ гербы Росс³йскаго Государства, каковы есть въ Посольскомъ приказѣ, срисовать для того, что оные гербы будутъ изображены у цейхоуснаго строен³я на вратахъ. Тѣ гербы изъ Государственной книги даны списать иконописцу Тихону Иванову {Эти свѣдѣн³я заимствованы изъ рукописи, принадлежащей собран³ю графа А. С. Уварова, No 446, и заключающей въ себѣ сборникъ дѣловыхъ актовъ въ коп³яхъ съ заглав³емъ: "О началѣ Московскаго цейхгауза, нынѣшняго Арсенала, и описан³е древнихъ пушекъ и другихъ орудiй, въ немъ находящихся. Составили коллежск³е ассесоры Николай Лебедевъ и Дмитр³й Придуцк³й въ 1835-37 гг.. Приносимъ глубокую благодарность графинѣ П. С. Уваровой, любезно доставившеи возможность воспользоваться этимъ матер³аломъ.}. Въ 1706 г. строен³е было остановлено по случаю Шведской войны. 3 мая 1706 г. государь писалъ изъ Дубни теперь уже къ оберъ-инспектору Курбатову слѣдующее: "Чрезъ сей указъ объявляемъ Цейхаузнаго строен³я не хуже (не худо) хотя до времени и отставить".
Повидимому, къ этому времени выведенъ былъ только нижн³й этажъ здан³я и построены ворота, такъ какъ еще въ 1704 г. государь указалъ дѣлать "токмо нижн³е анбары и ворота". И тогда уже дѣло строен³я мало-по-малу сокращалось.
Остановка въ строен³и продолжалась до 1731 г., когда именнымъ указомъ импер. Анны отъ 8 марта было повелѣно означенный Цейгоусъ какъ возможно скоро достроивать по учиненному чертежу, профилю и плану генералу фельтьцейхмейстеру графу фонъ-Миниху.
Новая постройка была окончена въ 1736 году.
Задумывая строить этотъ Цейгаузъ, Велик³й Преобразователь имѣлъ намѣрен³е наполнить его не только складомъ всякаго рода воинскаго оруж³я и воинскихъ запасовъ {Въ 1703 г. вызывались изъ Англ³и искусные шпажные мастера для наполнен³я Цейгауса, чрезъ англ³йскую купеческую компан³ю. Въ томъ же году вызванъ изъ Копенгагена мастеръ литеиныхъ и формныхъ дѣлъ Нилсъ Стенсонъ Геннингъ изъ Норвег³и.}, но выѣстѣ съ тѣмъ устроить въ немъ и Музей для собран³я воинскихъ трофеевъ. Съ этою цѣлью въ томъ же 1702 г., когда началось строен³е Цейгауза, 6 декабря государь повелѣлъ "въ К³евѣ и въ Батуринѣ и во всѣхъ Малороссейскихъ городахъ мазжеры и пушки мѣдныя и желѣзныя и всяк³е воинск³е сенжаки (знаки) осмотрѣть и описать и росписи прислать: буде явятся тѣ, которые у окрестныхъ государей, а именно у Салтановъ турецкихъ и у королей Польскаго и Свейскаго на бояхъ гдѣ воинскимъ случаемъ подъ гербами ихъ взяты и нынѣ есть на лицо, и тѣ всѣ собравъ, взять къ Москвѣ и въ новопостроенномъ Цейхаусѣ для памяти на вѣчную славу поставить".
При этомъ въ Батуринъ къ Гетману Мазепѣ была послана особая грамота съ указомъ, что вмѣсто тѣхъ чужеземскихъ взятыхъ у него мозжеровъ и пушекъ, каковы будутъ вѣсомъ и по калибру ядромъ, таковы же будутъ ему присланы изъ Москвы...
Вслѣдъ затѣмъ тогда же, декабря 17, послана грамота и въ Смоленскъ къ воеводѣ Петру Самойловичу Салтыкову, въ которой государь указывалъ:
"Въ Смоленскѣ мозжеры и пушки мѣдныя и желѣзныя и всяк³е воинск³е сенжаки осмотрѣть и описать и буде явятся которые подъ гербами окрестныхъ государей, а именно Салтановъ Турскихъ и королей Польскаго и Свейскаго, взятыя на бояхъ гдѣ воинскимъ случаемъ, и тѣ всѣ собравъ взять къ Москвѣ и для памяти на вѣчную славу поставить въ новопостроенномъ Цейхаусѣ".
Въ генварѣ и февралѣ 1704 г. Салтыковъ прислалъ отобранныхъ 30 пушекъ мѣдныхъ, 4 мортира мѣдныхъ, въ томъ числѣ первый Сигизмунда августа 1556 г.; два тюфяка желѣзныхъ Польскихъ, 3 пушки мѣдныя разорваныя Русскаго литья. Всѣ онѣ были поставлены на площади у Посольскаго приказа на волокахъ и на дровняхъ. Въ томъ числѣ: большихъ длиною 5 арш.-12; первая изъ нихъ прозван³емъ Базлъ съ латинскою надписью: "Я Василискъ прикосновен³емъ разрушаю крѣпк³я стѣны, 1581 г." и съ титуломъ Стефана (Батор³я) короля Польскаго. Среднихъ длиною 4 арш.-21: Польск³я и Литовск³я XVI и XVII ст.
Въ Смоленскѣ остались пушки Русскаго литья, больш³я: 1) Онагръ длиною 6 арш., вѣсъ 312 пуд., по подписи лилъ мастеръ Первой Кузминъ, 1581 г. (Онагръ назывался оселъ див³й или конь дик³й).-2) Левикъ дл. 6 арш., вѣсъ 145 пуд., дѣлалъ Степанъ Петровъ, 1553 г.-3) Острая Панна, дл. 4 1/2 арш., вѣсъ 185 пуд., мастеръ пушкарь Ганусовъ, 1564 г. На ней вылиты двѣ ехидны человѣкообразны до пояса, а отъ пояса хоботы змѣиные.
Средн³я и меньшей величины пушки носятъ имена слѣдующихъ мастеровъ: Яковъ Фрязинъ 1498, 1499 гг. Онъ же обозначалъ свою работу однимъ именемъ Яковъ, какъ и нѣкоторые русск³е мастера обозначали себя тоже однимъ именемъ: Петръ, Богданъ, Тимофей. Потомъ слѣдуетъ Кашперъ или Ашпиръ Ганъ, 1566 г.; ученикъ Кашперовъ Андрей Чоховъ, 1569 г.; Никита Тупицынъ, 1600 г.; Алексѣй Яковлевъ, 1630 г.; Ив. Тимофеевъ, 1654 г.; Яковъ Дубина, 1671, 1679 г. и др.
Собранныя такимъ образомъ пушки, расположенныя нынѣ на чугунныхъ лафетахъ по фасаду здан³я казармъ, прежде бывшей Оружейной полаты, заключаютъ въ себѣ любопытные памятники древнеРусскаго литейнаго дѣла.
Изъ нихъ, кромѣ упомянутаго выше Онагра, первенствуетъ. по своему объему такъ называемая 1) Царь-Пушка, получившая это имя по случаю изображеннаго на ней царя Ѳедора Ивановича на конѣ и въ воинскомъ уборѣ, въ шишакѣ. На ней отлиты выпуклыми буквами слѣдующ³я надписи: "Бож³ею милост³ю царь и велик³й князь Ѳеодоръ ²вановичъ Государь и самодержецъ всея велик³я Рос³я. Повелѣн³емъ благовѣрнаго и христолюбиваго царя и великаго князя Ѳеодора ²вановича государя самодержца всея велик³я Рос³я, при его благочестивой и христолюбивой царице и великой княгине Ирине. Слита бысь с³я пушка в преименитомъ и царьствующемъ граде Москвѣ лѣта 7094 (1586) в третьее лѣто государьства его. Дѣлалъ пушку пушечьной литецъ Ондрѣй Чоховъ". Вѣсу въ пушкѣ 2400 пудъ. Ея длина 7 1/2 арш. Въ старыхъ описяхъ она именуется Дробовикомъ.
2) Пищаль Троилъ (старый) съ изображен³емъ Троянскаго царя. Въ надписи: "Здѣлана с³я пищаль Троилъ лѣта 7098 (1590). Дѣлалъ Ондрей Чоховъ". Вѣсъ 430 пудъ.
3) Пищаль Аспидъ, дѣлалъ Ондрей Чоховъ 1590 г. Вѣсъ 370 п., съ изображен³емъ Аспида (По объяснен³ю старыхъ Азбуковниковъ, Аспидъ есть зм³я крылата, носъ имѣетъ птич³й и два хобота; или- Аспидъ, лице имѣетъ дѣвичье и власы дѣвичьи, хоботъ зм³евъ, ноги василисковы, крылѣ велицы и тверды и зѣло остры яко желѣзо и камень).
4) Мортира Лжедимитр³я съ надписью: "Бож³ю милост³ю повелѣн³емъ великаго государя царя и великаго князя Димитрея Ивановича всея велик³я Рос³я самодержца, в первое лѣто государства его, здѣлана бысть с³а пушка в царьствующемъ граде Москвѣ в лѣта 7114 (1605) мѣсяца сентября въ 27 день. Мастеръ Ондрей Чоховъ. А дѣлалъ пушечный литецъ Проня Ѳедоровъ". Вѣсъ 116 п. 32 ф. Вмѣстѣ съ тѣмъ на мортирѣ вырѣзана помѣта, что велик³й государь (Петръ) въ 1703 г. сего мортира переливать не указалъ.
5) Единорогь, вѣсъ 779 пудъ, лилъ Мартьянъ Осиповъ 1670 г., съ изображен³емъ Единорога.
6) Волкъ, вѣсъ 118 п., лилъ мастеръ Яковъ Дубина 1679 г., съ изображен³емъ Волчьей головы.
7) Троилъ (новый), вѣсъ 402 п., лилъ Яковъ Дубина 1685 г., съ изображен³емъ Троянскаго царя.
8) Персъ, вѣсъ 353 п., лилъ мастеръ Мартьянъ Осиповъ 1685 г., съ изображен³емъ Перс³янина.
9) Гамаюнъ, вѣсъ 102 п., лилъ Мартьянъ Осиповъ 1690 г., съ изображен³емъ птицы Гамаюна.
10) Орелъ, вѣсъ 220 п., лилъ Мартьянъ Осиповъ 1692 г., съ изображен³емъ Орла.
11) Левъ, вѣсъ 107 п., лилъ Карпъ Балашевичъ въ Глуховѣ, 1705 г., коштомъ Ивана Мазепы, съ его гербомъ и съ изображен³емъ Льва.
Достопамятныя оруд³я, не столь крупныя, были собираемы въ Арсеналъ и при императорѣ Николаѣ I, когда въ бытность свою въ 1836 г. въ Казани государь повелѣлъ изъ тамошняго Арсенала передать въ Московск³й 29 оруд³й, а также и изъ Селенгинской крѣпости 10 оруд³й, болѣе или менѣе достопамятныхъ по своимъ надписямъ.
Мы упоминали, что Житницкая улица, покрытая нынѣ здан³емъ Арсенала, выходила неподалеку отъ Троицкихъ воротъ на Троицкую улицу противъ Троицкаго подворья. Обозрѣн³е этой новой улицы мы начнемъ съ Троицкихъ воротъ (Альбомъ видовъ No XXI).
Лѣтописцы заботливо сохранили свѣдѣн³я о времени постройки всѣхъ Кремлевскихъ вороть при Иванѣ III-мъ и только объ однихъ Троицкихъ не помянули ни словомъ, сказавши, что стѣна надъ Неглинною заложена въ 1495 г. Въ этомъ году или годомъ позже, вѣроятно, были сооружены и ворота, существовавш³я на томъ мѣстѣ и въ древнее время, даже и съ каменнымъ мостомъ.
1-го сентября 1471 г., когда послѣ блистательной (Шелонской) побѣды надъ Новгородомъ, вел. князь Иванъ Васильевичъ возвратился по Волоцкой дорогѣ въ Москву, то при всеобщей народной радости и съ великимъ торжествомъ его встрѣтилъ передъ Кремлемъ, "только съ мосту большаго каменнаго сшедъ до кладезя площаднаго, близь церкви", митрополитъ Филиппъ съ крестнымъ ходомъ и со всѣмъ соборомъ духовенства при многомъ множествѣ Московскаго народа.
Лѣтопись не приводитъ именъ этой мѣстности, какъ и имени церкви, не говоря вовсе о вратахъ города, но видимо, что это свидѣтельство относится къ мѣстности Троицкихъ воротъ, соединявшихъ Кремль съ Занеглименьемъ большимъ каменнымъ мостомъ (Альбомъ видовъ, No II), вблизи котораго въ Занеглименьѣ стояла церковь Николы Чудотворца, впослѣдств³и, въ позднее уже время, означаемая: что на Сапожкѣ. Это свѣдѣн³е указываетъ также, что упомянутый каменный мостъ по всему вѣроят³ю былъ построенъ еще при первомъ сооружен³и каменныхъ стѣнъ Кремля, въ 1367 году, съ цѣлью правильнаго сообщен³я съ Волоцкою бойкою дорогою, по которой вел. князья ходили собирать свои полки въ тревожныхъ случаяхъ. Кремлевск³я ворота на этотъ каменный мостъ въ то время, въ ХV-ХV²² ст., прозывались Ризположенскими, вѣроятно отъ церкви Ризположен³я, находившейся въ Занеглименьѣ, быть можетъ самой древней въ въ той мѣстности {Въ 1560 г. загорѣся на Арбатѣ, у Ризположен³я, дворъ Ѳедора Пожарскаго и погорѣло многое множество храмовъ и дворовъ по всему Занеглименью. Церковь Ризположенiя находилась близь церкви Бориса и Глѣба на Арбатѣ на углу послѣдняго Кисловскаго переулка и Воздвиженки.}, см. стр. 185.
Въ первой половинѣ ХV²² ст. Троицк³я ворота именовались Знаменскими, вѣроятно по образу Знамен³я, написанному на стѣнѣ надъ воротами.
Надо замѣтить, что В. Е. Румянцовъ, въ объяснен³яхъ (No18) изданнаго имъ вида Московскаго Кремля въ "Древностяхъ Моск. Археолог. Общества", напрасно указываетъ, что эти Ризположенск³я Троицк³я ворота именовались также Богоявленскими по церкви Богоявлен³я на Троицкомъ подворьѣ; между тѣмъ это свѣдѣн³е относится къ воротамъ царскаго Дворца, существовавшимъ въ Александровой слободѣ, гдѣ въ 1571 г. (октября 7080) происходила третья свадьба царя Ивана Грознаго, на списокъ Разряда которой и ссылается авторъ, не усмотрѣвш³й, что при томъ дворцѣ было двое Богоявленскихъ городовыхъ воротъ. Онъ также напрасно присвоиваетъ Троицкимъ воротамъ и имя Неглиненскихъ. Это имя относится къ воротамъ Китай-города, Воскресенскимъ, у Иверской часовни. Нѣкоторое время въ половинѣ ХV²² ст. они иногда прозывались Куретными, по поводу находившихся недалеко отъ нихъ Куретныхъ воротъ съ царскаго внутренняго хозяйственнаго двора.
Послѣ того царь Алексѣй Михаиловичъ указомъ 19 апрѣля 1658 г. повелѣлъ всѣ Кремлевск³я и Бѣлгородск³я ворота переименовать, писать и называть:
Фроловск³я-Спасскими, Куретныя-Троицкими, Боровицк³я- Предтеченскими; въ Бѣломъ городѣ-Трехсвятск³я-Всесвятскими, Чертольск³я-Пречистенскими, вѣроятно отъ Пречистой Ржевской, и улицу-Пречистенкою; Арбатск³я-Смоленскими и улица Смоленская; Мясницк³я-Фроловскими.
Несмотря на царск³й указъ и послѣ долгое время Московск³й народъ сохранялъ старыя назван³я, оставивъ нѣкоторыя изъ нихъ непереименованными и до нашего времени. Каковы въ Кремлѣ Боровицк³я, въ Бѣломъ городѣ Арбатск³я, Мясницк³я.
Во время счастливой Ливонской войны, въ 1558 г. августа 9, въ Москву были принесены изъ Ругодива двѣ чудотворныя иконы: образъ Богоматери Одегитрея да образъ Николы чудотворца и Влас³я и Козмы и Дамьяна. Царь съ сыномъ и братомъ Юрьемъ и митрополитъ Макар³й со всѣмъ освященнымъ соборомъ, весь синклитъ царск³й со множествомъ народа встрѣтили иконы у Пятницы Ржевской въ Черторьи.
За Ризположенскими воротами чудотворныя иконы встрѣтила царица Анастас³я, а съ нею княгиня Ульяна, супруга князя Юрья Вас, и "множество" боярынь. Послѣ моленья и любезнаго цѣлованья св. иконъ этотъ женск³й чинъ шествовалъ вкупѣ съ царемъ и митрополитомъ въ Кремль, въ соборную церковь къ литург³и.
Св. иконы, вызвавш³я такую торжественную встрѣчу, ознаменовали чудесами самое взят³е города Ругодива (Нарва). Онъ былъ взятъ 11 мая того же 1558 года, по случаю распространившагося въ немъ пожара, который произошелъ отъ того, какъ говорили, что одинъ Нѣмецъ варилъ пиво, да искололъ образъ Николы чудотворца и тѣмъ огонь подгнечалъ, и отъ того разошелся пламень и пожегъ всѣ домы. А какъ воеводы взяли ворота и вошли въ городъ и увидѣли на великомъ пламени образъ Пречистые лежитъ лицомъ на огнѣ, и они образъ взяли ничѣмъ невреженъ; а въ другомъ мѣстѣ нашли образъ Николинъ и отъ того времени, какъ иконы нашли, огонь учалъ тишать, а Нѣмцы были побиты. Однѣхъ пушекъ въ городѣ, большихъ и малыхъ, было взято 230.
Въ 1598 г. апрѣля 1 происходила торжественная встрѣча избранному на царство Борису Годунову, у церкви Николы Зарайскаго, что у Каменнаго моста. Онъ возвращался тогда изъ Новодѣвичьяго монастыря отъ сестры инокини, царицы Александры, благословившей его вступлен³е на царство по слезному челобитью всего духовенства, боярства и всего народа. Навстрѣчу вышелъ патр³архъ ²овъ съ крестнымъ ходомъ со всѣмъ духовенствомъ, бояре и весь синклитъ и безчисленное всенародное множество.
Входя Троицкими воротами въ Кремль по лѣвую сторону у самыхъ воротъ, въ 1561 г. находился дворъ царскаго постельничаго, Игнатья Вешнякова, на которомъ 15 ³юня была поставлена пр³ѣхавшая тогда въ Москву невѣста царя Ивана Вас. дочь Пятигорскихъ Черкасъ Кабардинскаго князя Темгрюка Айдаровича, княжна Кученей, во святомъ крещен³и Мар³я, которую потомъ государь взялъ къ себѣ во Дворецъ, смотрѣлъ ее и полюбилъ и сочетался съ нею бракомъ съ небольшимъ черезъ два мѣсяца, 21 августа.
Въ началѣ XVII ст. въ этой мѣстности находился дворъ Сем. Никит. Годунова и нѣмца доктора Валентина Билса.
Въ половинѣ XVI ст. у Ризположенскихъ воротъ, внутри Кремля, упоминаются тюрьмы. Въ 1543 г. декабря 19 тринадцатилѣтн³й царь Иванъ Вас. "не могши терпѣть, что бояре безчин³е и самовольство чинятъ, напалъ на ихъ первосовѣтника. князя Андрея Шуйскаго, и повелѣлъ предать его псарямъ. Псари схватили князя, поволокли къ тюрьмамъ и убили его противъ Ризположенскихъ воротъ. Съ тѣхъ поръ начали бояре отъ государя страхъ имѣть и послушан³е".
Но еще прежде, при самомъ началѣ боярскаго безчин³я, осенью 1537 г. окт. 21 князья Шуйск³е, въ смутѣ съ кн. Бѣльскимъ и другими боярами, схватили государева дьяка Ѳедора Мишурина и казнили его-отсѣкоша ему голову у Тюремъ.
Въ 1545 г. сентября 3 царь Иванъ Васильевичъ повелѣлъ казнить Аѳанас³я Бутурлина, урѣзаша ему языка у Тюремъ, за его вину, за невѣжливыя слова.
Гдѣ именно находились эти Тюрьмы, въ точности неизвѣстно, но видимо, что у Ризположенскихъ воротъ, какъ обозначено въ первомъ случаѣ.
Производимыя въ 1894 и 1895 гг. княземъ Н. С. Щербатовымъ разслѣдован³я подземнаго Кремля обнаружили подъ самымъ проѣздомъ Троицкихъ воротъ двѣ двухъярусныя полаты длиною съ небольшимъ 7 арш., шириною 7 арш., при высотѣ въ верхнемъ ярусѣ 4 1/2 арш., въ которыя слѣва отъ воротъ въ стѣнѣ Кремля вела бѣлокаменная лѣстница. Верхн³я полаты соединялись узкимъ коридоромъ въ 9 арш. длины и 3 1/4 арш. вышины. Нижн³я полаты соединялись съ верхними только посредствомъ люка, небольшого отверст³я, какъ пролѣзть человѣку, обрамленнаго тесанымъ бѣлымъ камнемъ, у одной по самой ея срединѣ, у другой сбоку во впадйнѣ, или нишѣ, такъ что эти нижн³я полаты представляютъ какъ бы каменные мѣшки, въ которые никакого другого входа не имѣется. Ихъ глубина простирается до 3-хъ саженъ слишкомъ.
И въ верхнихъ, и въ нижнихъ полатахъ сдѣланы щелевидныя продушины, по двѣ въ каждой полатѣ, способствовавш³я притоку воздуха. Эти продушины существуютъ въ башнѣ и теперь.
Съ большою вѣроятностью можно предполагать, что это были тѣ тюрьмы, о которыхъ упомянуто выше.
Съ лѣвой стороны воротъ у самой стѣны въ XVII ст. находился дворцовый Судный приказъ. Къ нему-то или отъ него внутри стѣны и существовала упомянутая лѣстница, впослѣдств³и закладенная, когда и самыя тюрьмы были оставлены.
Упомянутые каменные мѣшки не устроены ли по образцу древняго поруба, который составлялъ такое тюремное заключен³е, гдѣ не было выхода, гдѣ заключенный сидѣлъ дѣйствительно, какъ въ мѣшкѣ, въ темной клѣти изъ бревенъ, какъ это выясняется изъ нѣкоторыхъ мѣстъ лѣтописи.
Во времена безконечныхъ княжескихъ усобицъ, въ 1146 г., вел. князь Изяславъ Мстиславичъ побѣдилъ Игоря Ольговича августа 17 и всадилъ его въ порубъ. Игорь разболѣлся въ порубѣ и сталъ просить свободы для пострижен³я въ монахи.
Изяславъ сжалился-и тогда, пославъ, повелѣ надъ нимъ порубъ розоимати, и тако выяша изъ поруба вельми больнаго и несоша у келью. Но не спасла Игоря и мант³я инока: возмущенные К³евляне убили его, припоминая при этомъ, какъ нѣкогда высѣкше Всеслава изъ поруба, поставили его княземъ себѣ, и много зла бысть про то граду К³еву. Эти выражен³я "разъимати надъ нимъ порубъ, - высѣкше изъ поруба", явно указываютъ, что это была тюрьма, въ своемъ родѣ мѣшокъ, изъ котораго освобождать заключеннаго приходилось не иначе, какъ разъимать и высѣкать постройку.
Само собою разумѣется, что такое устройство тюрьмы вызывалось практическими цѣлями сторожбы, не требовавшей особенной заботы о томъ, что заключенный изъ этого мѣшка можетъ убѣжать. Затѣмъ и выражен³я послѣдующаго времени метать заключаемаго въ тюрьму, вкинутъ въ тюрьму, точно также указываютъ на упомянутое особое устройство такой тюрьмы. Въ оградѣ Троице-Серг³евомъ монастырѣ въ Пятницкой башнѣ существуетъ Каменный мѣшокъ, въ который опускаются сверху (Русск³й Архивъ, 1902 г., No 9, стр. 39).
Мы пойдемъ отъ Троицкихъ воротъ по правой сторонѣ улицы. Какъ упомянуто, у самыхъ воротъ на этой сторонѣ находился дворцовый Судебный приказъ, примыкавш³й къ городовой стѣнѣ. Далѣе саженяхъ въ двадцати отъ воротъ, по направлен³ю на уголъ здан³я теперешнихъ Судебныхъ мѣстъ, находилось подворье Троице-Серг³ева монастыря.
Основан³е Троицкому подворью съ церковью Богоявлен³я было положено еще при жизни Преподобнаго Серг³я, которому В. К. Дмитр³й Донской, какъ записано въ Кормовой книгѣ Троицкаго монастыря, далъ въ монастырь пятно Ногайское съ лошади по 8 денегъ и Московское пятно съ лошади по 2 деньги на площадкѣ (передъ городомъ Китаемъ у Спаса на Глинищахъ), и мѣсто на Москвѣ въ городѣ (Кремлѣ) подъ церковь и подъ кельи. Пятно Ногайское, т. - е. пятнан³е тавромъ продажныхъ лошадей съ записью ихъ примѣтъ, происходило въ Москвѣ же, за городомъ, за Москвою-рѣкою, гдѣ существовалъ въ Х²V и XV ст. Ногайск³й дворъ и гдѣ и донынѣ идетъ торговля лошадьми на Конной площади. Московское пятно существовало для города, Ногайское-для приводимыхъ лошадей отъ Татаръ.
Когда именно было дано мѣсто въ Кремлѣ для устройства монастырскаго подворья, объ этомъ прямыхъ свѣдѣн³й мы не встрѣтили. Есть изслѣдован³е (О вотчинныхъ владѣн³яхъ Троицкаго монастыря при жизни пр. Серг³я, от. Арсен³я), написанное съ цѣлью доказать, что при жизни Преподобнаго Троицк³й монастырь не владѣлъ вотчинами, а слѣдовательно и подворьемъ въ Кремлѣ. Однако подворье невозможно равнять съ населенною крестьянами вотчиною. Авторъ старательно утверждаетъ, что, "лично для себя преп. Серг³ю не было нужды въ этомъ подворьѣ. Въ бытность свою въ Москвѣ, говорить онъ, св. старецъ могь останавливаться сначала у брата своего Стефана, игумена Богоявленскаго монастыря (за торгомъ, въ Китаѣ), потомъ съ 1361 г. у своего ученика въ Андрониковомъ монастырѣ, съ 1378 г. въ Симоновомъ монастырѣ, у племянника Ѳедора. Брат³и же, продолжаетъ авторъ, преп. Серг³й не только въ престольный градъ, но и по селамъ и деревнямъ запрещалъ ходить даже въ крайней нуждѣ". Затѣмъ авторъ неосновательно предполагаетъ, что дворъ для подворья могъ быть завѣщанъ сыномъ кн. Владим³ра Андреевича, Андреемъ, умершимъ въ 1425 г., получившимъ отъ отца половину отцовскаго двора, которую онъ и отдалъ монастырю безъ всякаго акта. Надо припомнить, что дворъ кн. Владим³ра Андреевича, а слѣдовательно и половина двора его сына Андрея находились на другомъ мѣстѣ (см. выше, стр. 239).
О пожалован³и монастырю мѣста для подворъя княземъ Дмитр³емъ Ивановичемъ Донскимъ въ монастырскомъ архивѣ не найдено никакихъ свидѣтельствъ, и свѣдѣн³е объ этомъ записано только во вкладной книгѣ 1673 г.
Все это однако не можеть служить доказательствомъ, что подворье не существовало еще при жизни св. Серг³я. Этому должно противорѣчить самое помѣщен³е подворья возлѣ Великокняжескаго двора. Въ первой половинѣ XVII ст. подворье именуется Богоявленскимъ монастыремъ, что у Дворца (въ 1640 г. марта 25 по указу государя дураки государевыхъ комнатъ были отведены поститься на Страстную недѣлю: въ Богоявленск³й м. Мосѣйка; въ Аѳанасьевск³й мон., что у Фроловскихъ воротъ, Исакъ да Симонка) (А. О. II., No 696). Только св. старцу Донской могъ отдать для подворья такое близкое къ дворцу мѣсто, съ желан³емъ всегда видѣть его возлѣ себя. И св. старцу во время пребыван³я его въ Москвѣ также было необходимо останавливаться въ близости отъ вел. князя, не странствуя для этого напрасно за цѣлыя версты отъ Кремля. Что вотчины и пошлины съ пятнанья лошадей даны монастырю уже послѣ кончины св. старца (1391 г.), это вѣроятно; но также вѣроятно, что подворье возлѣ Великокняжескаго двора для временнаго пребыван³я въ Москвѣ и именно у вел. князя было дано еще при жизни святого. Такимъ образомъ, съ большою вѣроятностью, можно предполагать, что основан³е Троицкаго подворья должно относить къ первому времени близкихъ сношен³й преподобнаго Серг³я съ Москвою, то-есть съ ея вел. княземъ Дмитр³емъ, часто приходавшимъ въ Серг³евъ монастырь подъ благословенье святого его основателя.
Для зарождавшагося Серг³ева монастыря, принимавшаго въ святомъ лицѣ его основателя живое участ³е во всѣхъ болѣе или менѣе важныхъ дѣлахъ Великаго княжен³я, было необходимо устроить въ городѣ свое собственное пристанище, которое и основалось на особомъ подворьѣ близь Троицкихъ воротъ. Во вкладной книгѣ Троицкаго монастыря прямо говорится, что вел. князь Дмитр³й Иван. пожаловалъ въ Москвѣ въ городѣ мѣсто подъ церковь и подъ кельи близь своего государева двора.
Первая на подворьѣ церковь во имя Богоявлен³я была, конечно, деревянная. Впервые о ней, а съ нею и о самомъ подворьѣ, лѣтописецъ упоминаетъ съ 1374 г., какъ можно предполагать, по слѣдующему обстоятельству:
17 сентября 1374 г. скончался послѣдн³й Тысяцк³й города Москвы Васил³й Васильевичъ Протасьевъ, внукъ перваго Московскаго Тысяцкаго Протас³я. Васил³й Вас. былъ погребенъ у церкви Богоявлен³я, "преставися въ чернецехъ и въ схимѣ; положенъ бысть у церкви Богоявлен³я", въ монастырѣ св. Богоявлен³я, присовокупляетъ болѣе поздн³й лѣтописецъ. Выражен³е у церкви Богоявлен³я можетъ относиться и къ Кремлевской церкви и къ Кремлевскому Богоявленскому монастырю, который, несомнѣнно, и основанъ бьглъ въ одно время съ постройкою церкви.
Въ такомъ случаѣ истор³я подворья должна начинаться отъ временъ самого св. Серг³я.
Но сколько извѣстно, первое прямое лѣтописное свидѣтельство о существован³и Троицкаго подворья относится къ 1460 году, когда Серг³евск³е старцы поставили на своемъ дворѣ при игуменѣ Васс³анѣ Рыло каменную церковь Богоявлен³я. Затѣмъ лѣтописцы разсказываютъ, что въ 1473 году, на пятой недѣлѣ Великаго поста, 4 апрѣля, случился не малый пожаръ внутри Кремля у великокняжеской церкви Рождества Богородицы, откуда огонь разнесся по близь стоявшимъ дворамъ и не пощадилъ и митрополичъяго двора, сгорѣвшаго дотла, а также и многихъ другихъ дворовъ по Богоявленье Троицкое, уцѣлѣвшее отъ пожара.
Митрополитъ Филиппъ, только что заложивш³й постройку новаго большого Успенскаго собора, столько былъ потрясенъ этимъ несчастнымъ обстоятельствомъ, что заболѣлъ и почувствовалъ приближен³е своей кончины. Отъ пожара онъ удалился изъ Кремля на Никольскую улицу Китай-города въ монастырь къ Николѣ Старому. На другой день, возвратившись въ Кремль, въ соборъ, ко гробу св. Петра, совсѣмъ изнемогая, сталъ просить вел. князя отпустить его въ монастырь на покой отъ святительскаго сана. Вел. князь не захотѣлъ отпустить его куда-либо за городъ въ дальн³й монастырь, но отвезъ его въ близь тутъ сущ³й монастырь къ Богоявлен³ю на Троицкомъ дворѣ.
Святитель тотчасъ позвалъ къ себѣ своего отца духовнаго, причастился и пособоровался. Князю же великому только объ одномъ приказывалъ, чтобы церковь (соборная) была совершена. О томъ же приказывалъ и Ховрину, Владим³ру Григорьевичу, и сыну его Головѣ; говорилъ, что на совершен³е церкви уготовлено у него все, только попекитесь о дѣлѣ, а то все есть, все готово, не умолкая говорилъ. И людей, которыхъ накупилъ на то дѣло, приказывалъ отпустить. На другой же день 6 апрѣля, по другимъ показан³ямъ 5 апрѣля, онъ и померъ на этомъ Троицкомъ дворѣ.
Въ этотъ пожаръ 1473 г. церковь Богоявлен³я, какъ упомянуто, уцѣлѣла. Погорѣли сосѣдн³е дворы митрополита и князя Бориса Васильевича (впослѣдств³и Годуновск³й), огонь дошелъ только по церковь Богоявлен³я; то же случилось и въ новый пожаръ 1479 г.
Вѣроятно, постройка 1460 г. была произведена неискусными мастерами и изъ матер³аловъ недобраго качества, такъ что лѣтъ черезъ 20 церковь была разобрана, "бѣ бо трухла вельми", и на томъ же мѣстѣ заложена новая. Но здѣсь у лѣтописцевъ это заложен³е новой церкви и разобран³е старой упоминается подъ тремя разными годами: въ 1479 (ошибочно), потомъ въ 1480 и 1482 гг., такъ что трудно съ точностью опредѣлить, въ какой именно годъ совершилась новая постройка. Можно съ вѣроятностью предположить, что разобран³е старой послѣдовало въ 1480 г., а строен³е довершилось въ 1482 г., при чемъ упомянуто, что оно сооружено изъ кирпича, вмѣсто бѣлаго камня, какъ строили въ старину и какъ въ это время, по научен³ю итальянскихъ архитекторовъ, стали строить уже изъ кирпича.
Такимъ образомъ, во второй половинѣ XV столѣт³я Троицкое подворье уже именовалось Богоявленскимъ монастыремъ, слѣдовательно было управляемо по крайней мѣрѣ строителемъ въ зависимости отъ Троицкаго игумена. Въ Москвѣ въ тѣ же времена существовалъ другой Богоявленск³й монастырь за Торгомъ, что и подаетъ поводъ смѣшивать извѣст³я объ этихъ двухъ монастыряхъ, если точно не обозначаются ихъ мѣстности.
Другая церковь на Подворьѣ во имя св. Серг³я по всему вѣроят³ю была выстроена вскорѣ послѣ обрѣтен³я его св. мощей въ 1423 г. и причислен³я преподобнаго къ лику святыхъ угодниковъ, т.-е. въ первой половинѣ ХV столѣт³я.
Для митрополичьяго и для Великокняжескаго двора такой храмъ вблизи ихъ жилищъ являлся необходимою святынею для царскаго молен³я и служен³я во дни памяти святого. Поэтому въ эти дни митрополиты, а впослѣдств³и патр³архи, почти всегда сами служили въ этомъ храмѣ на память св. Серг³я, куда нерѣдко приходилъ къ службѣ и государь, если по какому-либо случаю оставался въ Москвѣ и не отъѣзжалъ на обычное богомолье въ самый монастырь Троицк³й, для котораго Кремлевск³й храмъ былъ непосредственнымъ молебникомъ.
Въ 1532 г. октября 30 первый царь Московск³й Васил³й Ивановичъ у Богоявлен³я на Троицкомъ дворѣ даже крестилъ новорожденнаго своего второго сына Юрья, отдавая такимъ образомъ новорожденяаго подъ покровъ крѣпкаго заступника и молитвенннка за всѣхъ государей Москвы. Крещен³е совершалъ Троицк³й же игуменъ Асафъ Скрипицынъ да старецъ Данилъ изъ Переяславля. Радость этому событ³ю была неимовѣрная для всего города Москвы.
Въ 1542 г., во время неистовыхъ боярскихъ смутъ, митрополитъ ²оасафъ подвергся великимъ оскорбленiямъ за то, что не былъ на сторонѣ князей Шуйскихъ, руководившихъ смутою, "начаша ему безчест³е и срамоту чинити великую и камен³емъ по кельѣ шибати. Святитель невозможе того терпѣти, сойде съ своего двора на Троицкое подворье... Бояре послали за нимъ дѣтей боярскихъ Новгородцевъ съ неподобными рѣчьми, и съ великимъ срамомъ поносили его и мало его не убиша, едва у нихъ умолилъ игуменъ Троицк³й Алексѣй Серг³емъ чудотворцемъ да бояринъ кн. Дмитр³й Палецкой. И бысть мятежъ великъ въ то время на Москвѣ; и государя въ страхован³и учиниша". Святителя сослали въ Кирилловъ монастырь.
1 февраля 1565 г. въ ночи загорѣлся дворъ кн. Владим³ра Андреевича (Годуновск³й) и возлѣ него дворъ кн. Ивана Мстиславскаго; потомъ задн³й дворъ митрополита, а возлѣ и Троицк³й монастырь съ церковью Богоявлен³я, у которой сгорѣли три верхи. Тогда же сгорѣла передъ дворомъ Мстиславскаго и церковь, тоже о трехъ верхахъ, деревянная (Рождества Христова?). Три верха у Богоявленской церкви должны обозначать, что окладъ ея былъ сооруженъ, хотя и изъ кирпича, но по образцу деревянныхъ церквей въ родѣ церкви Рождества Путинки. Однако по рисункаиъ ХV²² ст. она была одноглавая, шатровая, быть можетъ въ такомъ видѣ выстроена послѣ этого пожара.
Въ началѣ 1607 г. по мысли царя Васил³я Ив. Шуйскаго и патр³арха Ермогена со всѣмъ освященнымъ соборомъ было рѣшено принести всенародное покаян³е въ совершонныхъ при появлен³и Самозванца клятвопреступленiяхъ, когда цѣловали крестъ царю Борису, а потомъ его сыну Ѳедору, и измѣнили имъ, присягнувъ Самозванцу, которому тоже измѣнили, хотя и по правдѣ. Клятвы эти лежали тяжелымъ нравственнымъ бременемъ на всей народной Москвѣ. Душа Московская тревожилась этими грѣхами и требовала молебнаго очищенiя ихъ. Для этой цѣли было рѣшено призвать изъ Старицы въ Москву отставленнаго при Самозванцѣ патр³арха ²ова и просить его простить, разрѣшить, очистить содѣянные грѣхи клятвопреступлен³я. 14 февраля 1607 г. бывш³й патр³архъ прибылъ въ Москву и по царскому велѣн³ю поселился на Троицкомъ подворьѣ.
Всепрощен³е совершено торжественно 20 февраля въ Успенскомъ соборѣ, куда была призвана вся посадская Москва, гости и изъ всѣхъ слободъ и сотенъ старосты, сотск³е, торговые и мастеровые и всяк³е люди мужеска полу, подавш³е бывшему патр³арху челобитную отъ всенароднаго множества, съ великимъ плачемъ и неутѣшнымъ воплемъ, простить и разрѣшить всенародные клятвенные грѣхи. Въ соборѣ архид³аконъ съ амвона велегласно прочелъ эту челобитную, а потомъ и прощальную разрѣшительную грамоту, написанную по рѣшен³ю всего духовнаго собора. Все это было очень надобно новому и не совсѣмъ правильно избранному царю Васил³ю Шуйскому; очень надобно было укрѣпить народную Москву въ мысляхъ неизмѣнно служить новому царю и доподлинно знать, что Лжедимитр³й былъ истинный Самозванецъ, такъ какъ уже являлся новый самозванецъ, извѣстныйпотомъ подъ именемъ Тушинскаго Вора.
По сказан³ю Авраам³я Палицына, во время избран³я на царство Михаила Романова, къ старцу въ Богоявленск³й монастырь на Троицкое подворье приходили мног³е дворяне и дѣти боярск³я и гости многихъ разныхъ городовъ; и атаманы и казаки открывали ему свою мысль и благое изволен³е избрать именно Михаила. Приносили объ этомъ и свои писан³я, моля старца да возвѣститъ о семъ державствующимъ тогда боярамъ и воеводамъ. Старецъ отъ великой радости исполнился многихъ слезъ и скоро пошелъ возвѣстить о томъ всему освященному собору и боярамъ и воеводамъ и всему Синклиту, которые, слышавше, благодарили Бога о преславномъ начинан³и. Повѣривши на слово старцу, историки стали утверждать, что избран³е Михаила происходило на Троицкомъ подворьѣ.
Въ Смутное время старецъ, конечно, не однажды проживалъ на своемъ подворьѣ и писалъ оттуда поучительныя грамоты въ свой монастырь.
Когда въ 1619 г. отецъ царя Михаила, митрополитъ Филаретъ Никитичъ, возвратился 14 ³юня изъ Польскаго плѣна, то, прибывъ въ Москву, онъ остановился на Троицкомъ подворьѣ и жилъ тамъ до Посвящен³я его въ санъ патр³арха 24 ³юня того же года. Къ его пр³ѣзду были изготовлены каменныя кельи, къ шести дверямъ которыхъ для ихъ обивки было отпущено сукно...
Такъ какъ въ Кремлѣ церковь во имя Богоявлен³я на Троицкомъ подворьѣ была единственною, то царь Михаилъ Ѳедоровичъ въ день Богоявлен³я всегда слушалъ въ ней литург³ю, приходя туда послѣ ²орданскаго крестнаго хода. Въ этомъ году онъ выходилъ обыкновенно въ большомъ царскомъ нарядѣ, который, придя на Троицкое подворье, перемѣнялъ на болѣе легк³й нарядъ и въ немъ и слушалъ церковную службу.
Въ дни памяти преподобнаго Серг³я, 5 ³юля и 23 сентября, государь праздновалъ также на подворьѣ, въ храмѣ св. Серг³я, приходя наканунѣ къ вечерни и въ самый праздникъ къ литург³и. Для этой цѣли отъ Дворца на подворье были устроены особые внутренн³е переходы.
Особое благоволен³е къ подворью оказывалъ царъ Алексѣй Михаиловичъ. На подворьѣ имъ была построена въ 1661 г. новая предѣльная церковь во имя Ѳеодора Стратилата, тезоименитаго царевичу Ѳедору Алексѣевичу. Строили каменныхъ дѣлъ подмастерье Иванъ Апсинъ и каменщики Емелька Семеновъ съ товарищи. Постройка этой церкви именно на Троицкомъ подворьѣ, а не въ другомъ мѣстѣ, несомнѣнно была вызвана тѣмъ обстоятельствомъ, что царевичъ родился (30 мая) дня за три до Троицына дня (2 ³юня), а вмѣстѣ съ тѣмъ и особымъ почитан³емъ памяти преподобнаго Серг³я, о которой благочестивѣйш³й въ точномъ смыслѣ государь заботился съ большимъ усерд³емъ. Вь его жизни много было поводовъ для усердной молитвы къ великому заступнику Московскихъ государей.
Царь по слѣдамъ отца приходилъ на подворье къ церковнымъ службамъ и въ день Богоявлен³я до 1653 г., когда сталъ выходить уже въ Успенск³й соборъ, и въ дни памяти св. Серг³я, а также 8 ³юня на именины царевича Ѳедора Алексѣевича. Въ особенныхъ случаяхъ онъ самъ провожалъ туда св. иконы отъ крестныхъ ходовъ, выносимыя въ эти ходы и изъ церквей Троицкаго подворья.
Так³е случаи встрѣчались по поводу молебств³й о побѣдахъ, "что милост³ю Бож³ею и помощью и заступлен³емъ Пресв. Богородицы и молитвами Московскихъ чудотворцевъ и великаго въ чудотворцахъ препод. Серг³я ратные Русск³е люди Крымскихъ татаръ или польскихъ и литовскихъ людей побили".
Случалось, хотя и очень рѣдко, что на Серг³еву память 25 сентября вмѣсто обычнаго похода къ Троицѣ въ монастырь государь совершалъ это празднован³е на Троицкомъ подворьѣ въ храмѣ преподобнаго Серг³я.
Когда въ 1667 г. генваря 31 послѣ Никона былъ избранъ въ патр³архи архимандритъ Троицкаго монастыря ²оасафъ, онъ пребывалъ въ то время на своемъ Троицкомъ подворьѣ, въ Богоявленскомъ монастырѣ, и послѣ избран³я, которое происходило въ царскомъ дворцѣ, въ Верху, т.-е. въ Теремныхъ покояхъ, шествовалъ къ себѣ на подворье, шелъ въ святыя ворота, въ церковь Богоявлен³я, потомъ въ церков