Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История города Москвы, Страница 33

Забелин Иван Егорович - История города Москвы



ѣсто деревянныхъ выстроить каменные. Но черезъ 15 лѣтъ, по случаю упомянутой постройки Екатерининскаго дворца, вся эта слобода была упразднена, и священнослужители были поселены временно на Крутицкомъ подворьѣ.
   Несмотря на то, что эта слобода и въ самомъ Кремлѣ находилась въ удаленномъ и глухомъ мѣстѣ, она всетаки соприкасалась и къ общественнымъ интересамъ своего времени.
   Въ "Московскихъ Вѣдомостяхъ" 1766 года, генваря 24, No 7, находимъ между прочимъ слѣдующее объявленiе:
   "Въ домѣ Большаго Успенскаго собора, протодьякона Петра Андреева, состоящемъ въ Кремлѣ, близъ Тайницкихъ воротъ, у малоросс³янина Вас. Ив. сына Репкова, дочь ево Александра, которой только три года оть роду, играетъ на гусляхъ 12 штукъ сама собою безъ всякаго при томъ отъ другихъ указан³я. Любопытные могутъ оную видѣть въ означенномъ домѣ; плата по 25 кон. съ персоны; также и въ домъ къ себѣ брать за особливую плату".
   Малоросс³янинъ въ течен³и лѣта успѣлъ съѣздить въ Петербургъ и, возвратившись въ Москву, октября 27 и ноября 7 снова увѣдомлялъ Московскую публику слѣдующимъ объявлен³емъ въ Вѣдомостяхъ:
   "Прибывшаго изъ Санктпетербурга малоросс³янина Вас. Ив. сына Репкова четырехлѣтнюю дочь, безъ всякаго обучен³я играющую на гусляхъ, любопытные могутъ видѣть близъ Москворѣцкихъ воротъ, въ приходѣ церкви Николая Чудотворца, что слыветъ Мокрова, у священника Петра Дмитр³ева Богомолова".
   Далѣе Поповской слободы, по направлен³ю къ Тайницкимъ воротамъ, въ XV ст. часть Подольной мѣстности принадлежала къ стоявшему противъ нея на горѣ двору кн. Владим³ра Андреевича Донскаго. Здѣсь же находился дворъ Коломенскаго владыки, слѣд. Коломенское подворье, и потомъ дворъ боярина Ѳедора Давыдовича изъ знаменитаго рода Свибловыхъ. Эти два двора упомянуты по случаю пожара въ 1479 г., когда огонь опустошилъ мѣстность до этихъ двухъ дворовъ.
   Ѳедоръ Давыдовичъ, прозван³емъ по дѣду Хромой, пожалованъ въ бояре въ 1471 г., 1483 г. У него было два сына-Григор³й да Петръ. Григор³й былъ съ 1501 г. окольничимъ и въ 1506 г. пожалованъ въ бояре, 1518 г. Петръ также былъ окольничимъ съ 1501 г., 1515 г. Сыновья, конечно, наслѣдовали отцу и жили въ томъ же отцовскомъ дворѣ. Можно полагать, что этотъ дворъ въ Х²V ст. принадлежалъ ихъ дѣду Давыду Ив., сыну Ивана Андреевича Хромаго, который былъ родной братъ Ѳедора Андр. Свибла, жившаго на Подолѣ же у наугольной башни отъ Боровицкихъ воротъ. Его именемъ стала прозываться и эта башня, Свибловскою. Ѳедоръ Андреевичъ Свибло при Дмитр³и Донскомъ былъ первымъ воеводою, громилъ въ 1377 г. Мордовскую землю собиралъ въ Новгородѣ въ 1384 г. черный боръ, дани съ сельскихъ людей; въ 1389 г. былъ у Духовной Донскаго; но при сынѣ Донскаго Васильѣ Дмитр. по какому-то случаю подвергся опалѣ; всѣ его села, а слѣд. и дворы, взяты были вел. княземъ и по духовному завѣщан³ю, писанному около 1406 г., отданы вел. княгинѣ.
   Такимъ образомъ, въ XIV ст. западная половина Подола или западный уголъ Кремлевскихъ стѣнъ, гдѣ Боровицк³я ворота, занята была дворами бояръ Свибловыхъ, если и не по всей этой мѣстности, начиная отъ двора Ѳедора Давыдовича у Тайницкихъ воротъ, то, по крайней мѣрѣ, въ значительномъ просторѣ для упомянутыхъ дворовъ.
   По кончинѣ вел. князя Васил³я Дмитр³евича Свибловское мѣсто на Подолѣ поступило во владѣн³е его супруги Софьи Витовтовны. Ея старый княжеск³й дворецъ находился на горѣ. а здѣсь, на Подолѣ, подъ дворцомъ стояли ея Подольные служебные дворцы (дворики).
   На Подолѣ же находились въ это время дворы: 1) Орины Алексѣевны, вдовы знатнаго боярина у Дмитр³я Донскаго Семена Васильевича, роду Квашниныхъ, присутствовавшаго при духовномъ завѣщан³и Донскаго и скончавшагося въ 1397 г. Этотъ дворъ съ именемъ Орины Алексѣевны упомянутъ и въ 1470 г., когда онъ сохранился отъ пожара. 2) Дворъ, гдѣ поставлялъ себѣ хоромы Степанъ Обобуровъ, купленный потомъ Иваномъ Старковымъ, извѣстнымъ крамольникомъ при Васильѣ Темномъ. 3) Дворъ Ѳомы Ивановича, внука Владим³ра Григорьевича Ховрина, отказанный по духовному завѣщан³ю 1423 года вел. княземъ Васил³емъ Дмитр³евичемъ сыну Василью Васильевичу Темному, но теперь находивш³йся во владѣн³и вел. княгини, которая на этомъ мѣстѣ построила Житничный дворъ, существовавш³й до половины XVIII ст.
   Часть того же Ѳоминскаго мѣста вел. княгиня промѣняла было Ивану Старкову, на его куплю, на упомянутый дворъ Обобурова Степана Дмитр³евича, но потомъ отмѣнила этотъ промѣнъ и оставила Старкову его куплю, а Ѳоминское мѣсто по-прежнему взяла въ свое владѣнье.
   Упомянутые дворы, кромѣ Старкова, Софья Витовтовна отказывала въ 1453 г. своему любимому внуку, князю Юрью Васильевичу. Въ 1472 г. князь Юрьй Васил. владѣлъ уже и мѣстомъ Старкова и отказывалъ его, и съ своимъ дворомъ на горѣ, своей матери, со всѣмъ, какъ было при его бабушкѣ, вел. княгинѣ Софьѣ. Въ 1542 г., во время боярскихъ неистовыхъ смутъ, на дворъ Ѳомы Головина былъ посаженъ бояринъ Иванъ Хабаровъ въ погребъ подъ полату.
   Таковы собранныя нами свидѣтельства о заселен³и Кремлевскаго Подола въ XIV и XV ст. Мы видѣли, что это заселен³е, главнымъ образомъ, принадлежало знатному боярству. Очень мало свѣдѣн³й встрѣчается о дворахъ Подола въ XVI ст. Извѣстно только, что въ это время западная половина Подола, по случаю новыхъ дворцовыхъ построекъ на горѣ, была присоединена къ дворцовому хозяйству и отдѣлена со стороны Тайницкихь воротъ особымъ заборомъ съ воротами, какъ это примѣтно и на Годуновскомъ чертежѣ. Восточная половина отъ Тайницкихъ воротъ къ Спасскимъ оставалась заселенною по преимуществу соборнымъ духовенствомъ и монастырскими подворьями.
   Въ началѣ XVII ст. по Подолу возлѣ Кремлевскихъ стѣнъ пролегала проѣзжая улица, шириною въ началѣ у Кирилловскаго подворья въ 5 1/4 саж., потомъ у Андроникова подворья, на которомъ стояла и церковь Срѣтен³я, 2 1/2 саж. Далѣе, у двора Успенскаго протодьякона до Тайницкихъ вороть безъ малаго въ 5 саж.; отъ Тайницкихъ воротъ до Свибловой башни въ 4 1/4 саж. Здѣсь въ углу у башни помѣщался дворцовый Житный дворъ, мимо котораго также проходила улица къ Боровицкимъ воротамъ, существовавшимъ подъ самою башнею, теперь закладеннымъ. Несомнѣнно, что эта улица существовала съ древняго времени, такъ какъ въ видахъ осады городовая стѣна должна была всегда оставаться свободною отъ всякихъ пристроекъ къ ней, кромѣ лѣстницъ для всхода на стѣну.
   По этой улицѣ въ XVII ст. совершалось торжественное шеств³е новопоставленныхъ патр³арховъ на осляти вокругъ города Кремля для благословен³я крестомъ города и окроплен³я его св. водою.
   Шеств³е начиналось отъ Спасскихъ воротъ, передъ которыми святѣйш³й передъ образомъ Богоматери говорилъ лит³ю и молитву граду и кропилъ градъ трижды св. водою. Потомъ шеств³е слѣдовало внизъ направо мимо стрѣлецкой караульни подъ гору къ Тайницкимъ воротамъ, у которыхъ святѣйш³й говорилъ также лит³ю и кропилъ городъ св. водою, а потомъ слѣдовалъ чрезъ Житный дворъ къ Боровицкимъ воротамъ и тамъ тоже совершалъ. Затѣмъ ѣхалъ Боровицкимъ мостомъ и направо Стрѣлецкою слободою, память о которой сохранилась въ имени стоящаго тутъ храма Никола Стрѣлецк³й. Шеств³е продолжалось мимо каменнаго Троицкаго моста къ Неглиненскимъ (Воскресенскимъ) воротамъ, отъ нихъ къ Никольскимъ и потомъ Красною площадью къ Спасскимъ воротамъ, откуда святѣйш³й шествовалъ во Дворецъ за столъ къ Государю.
   Въ иныхъ случаяхъ такое же шеств³е совершалось и обратнымъ путемъ, начинаясь тоже отъ Спасскихъ воротъ по Красной площади къ Воскресенскимъ воротамъ и вокругъ города къ Боровицкимъ воротамъ, а отъ нихъ на Житный дворъ и этою Подольною улицею опять къ Спасскимъ воротамъ и потомъ во Дворецъ. Такъ совершалъ шеств³е новоизбранный патр³архъ ²оакимъ въ 1674 г.
   По той же улицѣ совершались иногда крестныя хожден³я въ день Преполовен³я, когда на Москвѣ-рѣкѣ на Живомъ (Москворѣцкомъ) мосту святили воду и окропляли ею и Китай и Кремль городъ. Эти хожден³я обыкновенно, по старому уставу, совершались по стѣнамъ города, при чемъ патр³архъ не участвовалъ въ шеств³и, ходили только арх³ерей и меньш³я власти. И только однажды, 1681 г., когда по стѣнамъ нельзя было ходить, вѣроятно, по случаю ихъ исправлен³я, патр³архъ ²оакимъ шествовалъ самъ по землѣ, то-есть по упомянутой же улицѣ. въ 1765 г., эти крестные ходы по городскимъ стѣнамъ были отмѣнены для того, что во многихъ мѣстахъ тѣ грады (стѣны) разобраны, а въ иныхъ развалилисъ и ходить опасно.
   Въ городовой стѣнѣ у Житнаго двора стояла и доселѣ существующая башня, въ которой находились ворота на берегъ Москвы-рѣки, называемыя Портомойными, потому что служили для царской Портомойной полаты проѣздомъ съ царскимъ бѣльемъ для полосканья. Въ половинѣ ХV²² ст. эта башня именуется Благовѣщенскою и самыя ворота также именуются Благовѣщенскими, по случаю описи ветхостей Кремлевскихъ стѣнъ въ 1645-1647 гг.
   Несомнѣнно, что прозван³е воротъ происходило отъ изображенной на нихъ иконы Благовѣщен³я. По предан³ю, икона явилась самописанною на стѣнѣ башни, т.-е. вѣроятно надъ воротами, какъ изображались подобныя иконы надъ всѣми воротами.
   Въ 1730 г. императрица Анна Ив., получивъ свѣдѣн³е объ этой самописанной на стѣнѣ святынѣ, повелѣла при иконѣ построить каменную церковь во имя Благовѣщен³я, "такъ чтобы внѣшняя стѣна башни, на которой существуетъ икона, находилась внутри церкви". Храмъ былъ оконченъ постройкою въ 1731 году.
   За Тайницкими воротами, которыя въ 1584 г. именуются и Водяными, а въ 1681 г. Потайницкими, по берегу Москвы-рѣки издревле существовали также дворы и постройки, принадлежавш³е и частнымъ лицамъ и государеву хозяйству. Выше упомянуто, что Угрѣшское подворье имѣло за стѣною свои поварни, вблизи Беклемишевской башни. Далѣе, близь Тайникихъ воротъ, въ 1645 г. существовалъ Оружейный амбаръ, наполненный ружьемъ, который, быть можетъ, составилъ новое помѣщен³е для оруж³я, находившагося въ Кремлѣ въ Оружейномъ же здан³и подъ именемъ Хобро. Въ Западной половинѣ Подола въ дворцовомъ хозяйствѣ находились Портомойныя ворота, у которыхъ за стѣною стояли надобныя для мытья бѣлья постройки, въ томъ числѣ на рѣкѣ- портомойный плотъ.
   При царѣ Михаилѣ Ѳедор. у отводной Тайницкой башни и далѣе между Тайникомъ и водовзводомъ противъ Набережнаго Сада, былъ построенъ Бархатный дворъ, одинъ изъ первыхъ опытовъ завести въ Москвѣ и мануфактурныя издѣл³я. Въ 1625 г. для этого призванъ былъ бархатный мастеръ голландецъ Кашпиръ Лермитъ. Въ 1633 г. появляется бархатнаго дѣла мастеръ Ефимъ Фимбрантъ, который занимался однако дѣлан³емъ лосинныхъ кожъ и, повидимому, не принадлежалъ къ составу мастеровъ Бархатнаго двора. Въ 1635 г. во дворѣ находилось уже 36 челов. бархатнаго дѣла учениковъ во главѣ со старшимъ Захаромъ Аристовымъ. Въ 1636 г. упоминается уже бархатъ Московскаго дѣла, изъ котораго изготовлялись одежды для царя Ѳедора Алекс. Впослѣдств³и этотъ бархатъ именуется Русскимъ.
   Дальнѣйшая истор³я этого двора намъ неизвѣстна. Но, видимо, что его работы не были достаточны въ желаемой мѣрѣ, и потому въ 1681 г. снова возникло намѣрен³е основать въ Москвѣ мануфактуру въ болѣе широкомъ объемѣ. Въ этомъ году бархатный мастеръ Захар³й Павловъ заявлялъ, что намѣренъ дѣлать камки на Китайск³й образецъ и друг³я ткани и просилъ на обзаведен³е 2000 рублей. Чѣмъ окончилось это намѣрен³е, намъ неизвѣстно.
   Въ 1691 г. по именному указу Петра было повелѣно построить у Тайницкихъ воротъ за стѣною, на берегу Москвы-рѣки, новый стеклянный заводъ и на томъ заводѣ дѣлать всякую разную стеклянную посуду. Постройка была поручена мастеру Якушкѣ Романову, получившему на это строен³е изъ приказа Большой Казны 200 р. Заводъ былъ построенъ, но работниковъ стекляннаго дѣла налицо не оказывалось въ Москвѣ-такихъ людей не было. Тогда мастеру было повелѣно пр³искивать и нанять мастеровъ въ Малоросс³йскихъ городахъ добровольно и стараться всякими мѣрами, чтобъ тотъ Стеклянный Заводъ въ Московскомъ государствѣ конечно былъ разведенъ. О добровольномъ призывѣ мастеровъ была послана къ Гетману Ив. Степ. Мазепѣ государева грамота уже въ 1693 г. Но ни грамота, ни особыя старан³я мастера, разъѣзжавшаго по тамошнимъ городамъ, дѣлу не помогли. Заводъ оставался безъ работниковъ до 1699 года, когда, наконецъ, прибыли въ Москву изъ Сосницкаго уѣзда Черкасской породы три знающихъ мастера и съ апрѣля мѣсяца начали работать стеклянную посуду и всяк³е припасы. Но случилась новая напасть на зарождавш³йся заводъ. Иноземецъ Петръ Антоновъ Коетъ, такой же стеклянный заводчикъ, работавш³й, вѣроятно, на старомъ заводѣ въ селѣ Измайловѣ, перезвалъ къ себѣ съ Романовскаго завода изъ упомянутыхъ трехъ самаго перваго мастера, желая, какъ указывалъ Романовъ, чтобы так³е заводы въ Москвѣ, кромѣ его Петра Коета, не были и не множились. Отъ этого обстоятельства Романовъ потерпѣлъ больш³е убытки, и его работы на заводѣ были остановлены; чѣмъ окончилась дальнѣйшая истор³я этого Романовскаго завода, намъ неизвѣстно.
   Упомянемъ также, что въ половинѣ XVIII ст. за Тайницкими воротами на берегу Москвы-рѣкй на болверкѣ существовалъ дворцовый садъ, съ парниками и аранжереями. Въ 1762 г. въ немъ была построена новая аранжерея и вокругъ ея городьба, а въ 1766 г. парники уже обветшали и были возобновлены ("Моск. Вѣд" . 1762 г. No 90 и 1766 г. No 83).
  

Спасск³й Мостъ и Спасск³й Крестецъ.

  
   Изъ Кремля мы выйдемъ, какъ и вошли, въ главныя его ворота, въ Спасск³я, у которыхъ наше вниман³е долженъ остановить знаменитый во всей древней Москвѣ Спасск³й Мостъ. Такъ какъ Кремль былъ отдѣленъ отъ Китай-города не только каменными стѣнами, но и глубокимъ и широкимъ рвомъ, устроеннымъ еще въ первой половинѣ XVI ст., то къ воротамъ черезъ ровъ построенъ былъ большой каменный мостъ на аркахъ, въ родѣ остающагося и до нашего времени обширнаго моста черезъ Неглинную отъ Троицкихъ воротъ. Такой же мостъ существовалъ и у Никольскихъ воротъ Кремля и у Воскресенскихъ воротъ изъ Китай-города въ Бѣлый городъ чрезъ Неглинную.
   Спасск³й Мостъ простирался въ длину на 21 саж., въ ширину 5 саж. и отличался отъ Никольскаго тѣмъ, что, въ силу большого торговаго движен³я вблизи него, онъ былъ застроенъ по сторонамъ небольшими торговыми лавками, въ которыхъ главнымъ товаромъ была грамотность. т.-е. рукописныя, а потомъ печатныя книги и тетради, а также и лубочныя картины и фряжск³е листы (иноземные гравированные эстампы) и т. п. Въ этомъ отношен³и Спасск³й Мостъ представлялъ въ древней Москвѣ средоточ³е всенародныхъ потребностей именно въ той грамотности, если не просвѣщен³и, какая въ то время господствовала во всемъ со-ставѣ народнаго знан³я или образован³я. Въ началѣ, когда потребности этого образован³я удовлетворялись исключительно только отъ Божественнаго писан³я, на мосту у Спасскихъ воротъ шла бойкая торговля рукописными книжками и тетрадями и листами, составляемыми отъ книгъ Писан³я, но подъ видомъ таковыхъ книгъ и съ своими домыслами и мудрован³ями. Это была особаго рода литература, заключавшая въ себѣ различныя статьи и статейки и цѣлыя книжки о жит³яхъ святыхъ, о ихъ чудесахъ, сказан³я о чудотворныхъ иконахъ, также различныя молитвы, сонъ Богородицы, святцы и т. п.
   Главными производителями этой литературы, по всему видимо, были низш³й разрядъ церковниковъ, отставленные священники, дьяконы, понамари, монахи, даже вообще грамотные люди изъ простонародья, которые во множествѣ толпились на площади у Спасскаго Моста, какъ особый отрядъ общей великой толпы, заполнявшей всю Красную площадь походячею торговлею.
   Почему здѣсь съ утра до вечера собирались по преимуществу люди церковничьяго чина, на это отвѣчаетъ слѣдующее обстоятельство.
   У Фроловскаго-Спасскаго мосту на площади существовалъ знаменитый въ истор³и Московскаго духовенства Спасск³й, или собственно Поповск³й, Крестецъ, какъ въ старину назывались всѣ городск³е перекрестки. Даже и цѣлыя улицы, на которыхъ сходились изъ одной въ другую мног³е переулки, также назывались Крестцами каковы были Никольская, Ильинка, Варварка, прорѣзанныя цѣлою сѣтью перекрестныхъ переулковъ, составлявшихъ въ этихъ улицахъ сплошные крестцы.
   Въ XVII ст. на Спасскомъ Крестцѣ собирались безмѣстные попы (наймиты), нанимавш³еся отправлять церковныя службы въ домовыхъ и приходскихъ церквахъ. Отъ этого Крестца они такъ и прозывались крестцовскими попами и по случаямъ требован³я торговали божественною литургiею, какъ выразился про нихъ первый изъ патр³арховъ ²овъ.
   Но объ этомъ самомъ Крестцѣ упоминаетъ уже извѣстный Стоглавъ или Стоглавный соборъ 1551 г., содержащ³й въ себѣ сто отдѣловъ или главъ.
   Въ 69 главѣ своихъ установлен³й онъ свидѣтельствуетъ, "что въ царствующемъ градѣ Москвѣ въ митрополичѣ дворѣ исконивѣчная т³унская пошлина ведется глаголема Крестецъ, не вѣмъ како уставися кромѣ священныхъ правилъ. Изо всѣхъ городовъ Русской митропол³и архимандриты, игумены, протопопы, священноиноки, священники и дьяконы, пр³ѣдетъ (кто) по своей волѣ, за своими дѣлами, иные за поруками и приставами (по суду) въ бояхъ и грабежахъ и въ прочихъ различныхъ дѣлахъ,- да живучи на Москвѣ сходятся на Крестцѣ, на торгу, на Ильинской улицѣ (т.-е. на площади между рядами у Спасскихъ во-ротъ)-да наймутся у Московскихъ священниковъ по многимъ святымъ церквамъ обѣдни служить: да о томъ митрополичу тiуну являются и знамя (письменный документъ) у него емлютъ одни на мѣсяцъ, иные на два, друг³е же множае и пошлину ему отъ того даютъ на мѣсяцъ по 10 денегъ, иные по два алтына. А которые не доложа т³уна начнутъ служити и онъ на нихъ емлетъ промыты (пеня, штрафъ) по два рубля, а о томъ не обыскиваетъ, есть ли у нихъ ставленыя и отпускныя грамоты и благословенныя". Соборъ установилъ безъ явки такихъ грамотъ не давать разрѣшен³я служить обѣдни по найму, а тѣмъ, кто пр³ѣдетъ въ Москву тягаться по суду, или попавшимъ подъ судъ, если и грамоты представятъ, совсѣмъ не давать разрѣшен³я.
   Такимъ образомъ. прозван³емъ Крестецъ именуется уже "исконивѣчная Т³унская пошлина", взимаемая съ поповъ за право совершать по вольному найму литург³ю. Конечно, эта пошлина съ своимъ прозван³емъ явилась по случаю происходившаго на упомянутомъ мѣстѣ не малаго сборища поповъ, такъ что Крестецъ въ существенномъ смыслѣ обозначалъ именно это сборище.
   Почему попы собирались именно только на Спасскомъ Крестцѣ, у Спасскаго Моста, на это даетъ отвѣтъ то обстоятельство, что вблизи моста у Покрова на Рву, т.-е. у храма Васил³я Блаженнаго, съ древняго времени находилась поповская Т³унская сначала митрополичья, а потомъ патр³аршая Изба, гдѣ сидѣлъ патр³арш³я
   Т³унъ, завѣдывавш³й порядками поповскаго управлен³я и собиравш³й упомянутыя, какъ и друг³я различныя и крестцовск³я пошлины съ церковниковъ въ доходъ патр³аршаго дома, напримѣръ, за то даже, чтобы на Крестцѣ съ молитвою стоять на Ѳедоровой недѣлѣ (Мясопустъ, Масляница, недѣля о Страшномъ Судѣ).
   Заботы и установлен³я Стоглавнаго собора о церковномъ и поповскомъ благочин³и рѣдко достигали назначаемыхъ цѣлей и потому, несмотря на строг³я и даже строжайш³я повелѣн³я объ исполнен³и предписанныхъ правилъ, желаемое благочин³е не водворялось.
   Въ 1604 г. окт. 1 патр³арховъ т³унъ, сынъ боярск³й Иванъ Чортовъ словесно объяснилъ патр³арху тогдашнее состоян³е этого дѣла. Особенно онъ жаловался на безмѣстныхъ поповъ, которые по церквамъ наймуются служити обѣдни, а затѣмъ и на мѣстныхъ неисправныхъ поповъ. Онъ сказалъ патр³арху, что по государеву указу и по соборному уложен³ю велѣно въ Поповской (Т³унской) Избѣ сидѣти старостамъ поповскимъ для церковнаго всякаго благочин³я и поповъ и дьяконовъ отъ всякаго безчин³я унимати. "И старосты и десятск³е поповск³е въ избу не приходятъ и поповъ и дьяконовъ отъ безчинства не унимаютъ. А безмѣстные попы и дьяконы въ Поповскую избу не ходятъ и передъ божественною литург³ею правила не правятъ, а садятся у Фроловскаго моста и безчинства чинятъ велик³я, межъ себя бранятся и укоризны чинятъ скаредныя и смѣхотворныя, а иные межъ себя играютъ и борются и въ кулачки бьются; а которые наймуются обѣдни служити и они съ своею братьею, съ которыми бранилися, не простясь, божественную литург³ю служатъ" (Акты Эксп., II, No 223).
   Выслушавъ т³уново челобитье, патр³архъ утвердилъ слѣдующ³я постановлен³я и велѣлъ "въ Поповской избѣ для церковнаго благочин³я и всякихъ ради потребъ церковныхъ учинить восемь старостъ поповскихъ, а у нихъ быть по сороку поповъ, да десятскихъ по 4 человѣка-дьяконовъ, чтобъ они и съ десятскими по вся дни съ утра приходили въ Поповскую избу и поповъ и дьяконовъ поучалибъ благочин³ю и порядку церковному... А которые будетъ на Москвѣ безмѣстные попы и дьяконы, и тѣмъ, приходя, стояти у Покрова Св. Богородицы, въ Поповской избѣ и правила къ литург³и правити, и стоялибъ у правила со страхомъ Бож³имъ и смѣхослов³я никакого и безчинства у нихъ бы не было; а служити имъ наймоватися съ патр³аршаго указу... А найму имати имъ отъ повсядневныя службы по алтыну, а въ праздники по два алтына отъ службы. А больши того попомъ отъ службы найму не имати и божественноюбъ литоргѣею не торговали. и того старостамъ надъ попами беречи накрѣпко... Да и того старостамъ и десятскимъ беречи накрѣпко, чтобъ безмѣстные попы и дьяконы, не явяся патр³архову т³уну, служити обѣденъ не наймовалися; а явки имъ давати т³уну отъ обѣдни по денгѣ, а больши того давать не велѣть, чтобъ отъ т³уна попамъ продажи не было... А которой попъ или дьяконъ учнетъ гдѣ служити, наймуяся, т³уну не явяся, и т³уну на тѣхъ попахъ имати промыту по двѣ гривны да хоженаго по 10 денегъ, а больши того не имати".
   Съ этого времени, какъ упомянуто, и установилось распредѣлен³е Московскихъ приходскихъ храмовъ на сороки, которыхъ въ 1604 г. было основано всего восемь, а нынѣ существуетъ шесть. Во время Стоглавнаго собора назначено было семь старостъ, по всему вѣроят³ю, также по поповскимъ сорокамъ. Такимъ образомъ счетъ сороковъ не относился къ числу церквей, а относился къ числу поповъ, которое вмѣстѣ съ тѣмъ обозначало и количество храмовъ. Восемь сороковъ поповъ обозначало 320 церквей.
   Съ течен³емъ времени нравы и поведен³е крестцовскихъ поповъ нисколько не измѣнялись. Попрежнему они толпились на Спасскомъ Крестцѣ у Спасскихъ воротъ, потому что, какъ мы замѣтили, вблизи находился управлявш³й ими департаментъ, Т³унская изба, откуда они получали разрѣшен³е для церковной службы. Попрежнему они своимъ неблагоповеден³емъ обращали на себя по временамъ большое вниман³е со стороны духовной власти.
   Въ 1722 г. дек. 21 Св. Синодъ, усмотря изъ дѣлъ о ихъ безчинствахъ, опредѣлилъ крестцовскимъ попамъ и дьяконамъ нигдѣ, по прежнему обыкновен³ю, у служен³я не быть.
   Но это легко было приказать и записать въ протоколъ, но очень было трудно привести приказан³е въ псполнен³е, по той причинѣ, что въ благочестивой Москвѣ при множествѣ церквей приходскихъ и домовыхъ, а также и домашнихъ моленныхъ у крестовъ, какъ так³я моленныя прозывались, существовала великая потребность въ церковникахъ, посвященныхъ для церковной службы. Удовлетворен³е этой потребности и поддерживало торговлю божественною литург³ею, а съ нею и толпу безмѣстныхъ поповъ по большей части круглыхъ бѣдняковъ. Синодъ добился только одного, что очистилъ эту толпу отъ пришельцевъ изъ другихъ епарх³й и составилъ списки крестцовскимъ попамъ, которымъ разрѣшалось отправлять службы. Московская Дикастер³я въ 1731 г. собрала даже къ себѣ такихъ поповъ и повелѣла имъ выбрать межъ себя старосту и десятскихъ, которые бы смотрѣли, чтобы не было между ними лиць отъ иныхъ епарх³й и чтобъ крестцовск³е попы не пьянствовали и безъ записки въ Дикастер³и у церквей и въ домахъ у крестовъ не священнодѣйствовали, то-есть возстановила тотъ порядокъ, какой наблюдался и отъ прежней Т³унской избы.
   Никак³я распоряжен³я и никак³я строгости не помогали и бродящ³е попы по-старому отправляли службы и безъ дозволен³я начальства, въ чемъ, конечно, наполовину были виноваты и благочестивые обыватели.
   Въ 1724 г, генваря 21 послѣдовалъ указъ Петра: "Кто своевольно волочащихся или за преступлен³е изгнанныхъ поповъ будетъ принимать или такихъ себѣ въ духовники принимать и съ такихъ брать штрафъ за всякой мѣсяцъ по 5 руб., а за исповѣдь 10 руб.".
   Въ 1737 г. Дикастер³я обратилась даже и въ Полицмейстерскую Канцеляр³ю, чтобы. разосланы были къ обывателямъ ордеры о праздноживущихъ въ домахъ у крестовъ попахъ, не имѣющихъ права въ Москвѣ отправлять церковныя службы. Къ тому же и самый Св. Синодъ предписалъ собрать крестцовскихъ поповъ въ Дикастер³ю и отобрать отъ нихъ допросы, какъ и что, откуда они и пр. Дикастер³я тогда же дала своимъ солдатамъ инструкц³ю, чтобъ они вездѣ крестцовскихъ поповъ брали и безъ всякаго послаблен³я и поноровки приводили къ допросамъ въ Дикастер³ю. "При чемъ было положено крестцовскихъ поповъ обязывать письменно, дабы они безъ дозволен³я Дикастер³и никакихъ службъ отнюдь не исправляли и на публичныхъ мѣстахъ на крестцахъ не стояли подъ страхомъ лишен³я священства и по наказан³и въ свѣтскомъ судѣ, вѣчной ссылки, куда указомъ повелѣно будетъ". Угрозы не помогали, замѣчаетъ авторъ Истор³и Моск. Епарх³альнаго Управлен³я. г. Розановъ, I, 123-124.
   Въ 1742 г. по случаю предстоявшей коронац³и Импер. Елизаветы Петровны прибылъ въ Москву Синодальный оберъ-прокуроръ кн. Шаховской. Между прочимъ онъ "увидалъ стоящихъ поповъ и дьяконовъ по утрамъ до литург³и за Спасскими воротами, также у Спасскихъ воротъ и въ Кремлѣ у Николы Гостунскаго, которые собираютъ паметцы (поминанья) и чинятъ необычайный крикъ и отъ того ихъ неблагочин³я чину священному имѣется не малое зазрѣн³е". Оберъ-прокуроръ приказалъ ихъ ловить и приводить въ Дикастер³ю, "а за такое ихъ непреличествующее священному чину напрасное и праздное стоян³е чинить имъ наказан³е плетьми и ссылать въ монастыри подъ начальство, на коликое время разсуждено будетъ". "Дикастер³я для ловлен³я и привода означенныхъ поповъ отрядила своего вахмистра съ солдатами, а Московскихъ соборовъ ружныхъ и предѣльныхъ священниковъ обязала подписками, чтобъ они по утрамъ до литург³и никогда за Спасскими и у Спасскихъ воротъ и у Николы Гостунскаго не стояли и паметцовъ не собирали..."
   Это распоряжен³е указываетъ, что, кромѣ пришлыхъ бродящихъ поповъ, у Спасскихъ воротъ собирались и мѣстные Московск³е попы ружныхъ и предѣльныхъ церквей, приходивш³е на Спасское стоян³е, конечно, по бѣдности и ничтожеству своихъ прямыхъ доходовъ.
   Такъ продолжалась поповская старина на Спасскомъ Крестцѣ до 1770 года, когда утвердились благ³я, но строг³я распоряжен³я митрополита Амврос³я.
   8 февр. 1768 г. преосвященный объявилъ Моск. духовенству, что "по вступлен³и его на Моск. епарх³ю, между прочимъ усмотрѣно, что въ Москвѣ праздныхъ священниковъ и прочаго церковнаго причта людей премногое число шатается, которые къ крайнему соблазну, стоя на Спасскомъ Крестцѣ для найму къ служен³ю по церквамъ, велик³я дѣлаютъ безобраз³я, производятъ между собою торгъ и при убавкѣ другъ передъ другомъ цѣны, вмѣсто подлежащаго священнику благоговѣн³я, произносять съ великою враждою сквернословную брань, иногда же дѣлаютъ и драку. А послѣ служен³я, не имѣя собственнаго дому и пристанища, остальное время или по казеннымъ питейнымъ домамъ и харчевнямъ провождаютъ, или же, напившись до пьяна, по улицамъ безобразно скитаются" (Розановъ, II, кн. 2, 72).
   Итакъ, чуть не цѣлыя двѣсти лѣтъ Спасск³й Крестецъ нисколько не измѣнялъ своихъ нравовъ.
   Выразивъ такое сужден³е о поповской крестцовской старинѣ, преосвященный того же 8 февраля 1768 г. далъ указъ, "чтобы у Спасскихъ воротъ, на такъ называемомъ урочищѣ Крестецъ, никто изъ священнослужителей для найму ни подъ какимъ видомъ собираться и стоять не дерзали".
   Наблюден³е за прекращен³емъ этого сборища архипастырь поручилъ соборянамъ Покровскаго (Васил³й Блаж.) на рву и Казанскаго на площади съ тѣмъ, что ежели они изобличены будутъ въ слабомъ смотрѣн³и, то лишены будутъ права на отправлен³я молебновъ, Покровск³е соборяне предъ иконою Спасителя на Спасскихъ воротахъ, а Казанск³е соборяне предъ иконою св. Николая на Никольской башнѣ.
   Соборяне и въ виду лишен³я знатныхъ доходовъ оказались въ этомъ дѣлѣ несостоятельными, а потому и дѣйствительно были лишены права пѣть упомянутые молебны.
   20 апр. 1771 г. на Спасск³й Крестецъ былъ посланъ Чудовской экономъ, игуменъ Амврос³й. Онъ нашелъ тамъ старую толпу поповъ-бродягъ и въ одинъ разъ захватилъ 39 человѣкъ.
   По произведенному еще въ 1769 г. разбору безмѣстныхъ священнослужителей въ Московской спарх³и оказалось священниковъ 257, дьяконовъ 11.
   На строгое предписан³е преосвященнаго принять рѣшительныя мѣры къ прекращен³ю въ Москвѣ поповскаго бродяжничества Консистор³я заявила архипастырю, что "если оставить безмѣстныхъ поповъ жительствовать въ Москвѣ, то отъ сходбищъ на Крестцѣ никакими запрещен³ями ихъ удержать не можно, тѣмъ болѣе, что они отъ пр³искан³я себѣ мѣстъ нарочно удаляются, дабы, шатаясь по Москвѣ, быть безъ всякаго за ними присмотра въ сущемъ самодовольствѣ, получая пропитан³е посредствомъ онаго самоблазнительнѣйшаго на Крестцѣ къ служен³ю найма".
   20 мая 1770 г. Консистор³я рѣшила и митрополитъ утвердилъ это рѣшен³е-раздѣлить всѣхъ безмѣстныхъ священнослужителей на три разряда, изъ которыхъ къ первымъ двумъ отнести поповъ, заслуживающихъ снисхожден³я по уважительнымъ причинамъ и опредѣлен³я къ городскимъ и уѣзднымъ мѣстамъ.
   Къ третьему разряду отнесены священники, запрещенные къ священнослужен³ю. Ихъ всѣхъ велѣно выслать изъ Москвы немедленно и распредѣлить по уѣздамъ на дьяческ³я и понамарск³я мѣста. При чемъ сообщено полиц³и, чтобы бродящ³е изъ священства и церковнаго причта въ Москвѣ безъ письменнаго вида были забираемы и присылаемы въ Консистор³ю.
   "Что жъ послѣ такихъ распоряжен³й безмѣстные попы сдѣлали?" замѣчаетъ иронически почтенный историкъ Моск. епарх³и г. Розановъ.
   "Они сдѣлали ящики и пошли по рядамъ и большимъ улицамъ собирать милостыню, объявляя себя колодниками, содержащимися въ Консистор³и, и сказывая при томъ, что ихъ великое множество, для того, конечно, чтобы милостивцы больше подавали. И по этому поводу полиц³я была предупреждена, чтобы такихъ бродягъ и прошакъ ловить безъ всякаго послаблен³я и присылать въ Консистор³ю". Это происходило въ ³юнѣ 1771 г., когда уже распространялась въ Москвѣ моровая язва, подавшая случай къ народному бунту, жертвою котораго и былъ достопамятный архипастырь. 16 сентября онъ былъ убитъ въ Донскомъ монастырѣ самымъ тиранскимъ и безчеловѣчнымъ образомъ.
   Такъ какъ народное возмущен³е началось и сильно распространялось по поводу молебновъ у Варварскихъ воротъ предъ иконою Боголюбской Бож³ей Матери, а главное, по поводу собираемыхъ за молебны денегъ, то по связи всѣхъ обстоятельствъ невозможно избѣжать предположен³я, что въ распространен³и возмущен³я и ненависти противъ архипастыря участвовалъ и разоренный имъ Спасск³й Крестецъ.
   Въ заключен³е должно упомянуть, что Спасск³й Крестецъ въ Москвѣ былъ единственнымъ мѣстомъ для поповскаго сборища и, вопреки указан³ю г. Снегирева, нигдѣ въ другихъ мѣстахъ, ни на Ильинкѣ, ни на Никольской, ни на Варваркѣ такихъ сборищъ не происходило, хотя эти улицы, какъ мы упоминали, назывались также Крестцами, отъ многочисленныхъ перекрестныхъ переулковъ.
   Поповск³я сборища у Спасскихъ воротъ, послѣ отчаянной съ ними борьбы духовнаго начальства, прекратились, но послѣ нихъ остался немаловажный ихъ слѣдъ на Спасскомъ мосту, на которомъ еще въ ХV²² ст., а вѣроятно и раньше уже процвѣтала торговля не только божественною литург³ею, но и литературными произведен³ями, сначала рукописными, а потомъ и печатными, сначала по предметамъ только церковныхъ и благочестивыхъ потребностей, а потомъ и по предметамъ потребностей м³рскаго, свѣтскаго быта.
   Спасск³й Крестецъ отъ древняго времени въ лицѣ собиравшихся здѣсь поповъ и дьяконовъ, а также и причетниковъ, представлялъ въ своемъ родѣ особое средоточ³е народной грамотности, очень цѣнимой при господствѣ всеобщей безграмотности.
   Собиравш³еся здѣсь во множествѣ попы, т.-е. вообще книжные люди, хотя бы и малая ихъ доля, сами нуждались въ книгахъ церковно-служебнаго содержан³я въ родѣ часослова или минеи, или требника и т. п., и потому для удовлетворен³я ихъ нуждъ сюда же являлись писцы съ своими рукописями и выгодно для своей работы продавали ихъ. Съ своей стороны и попы приносили сюда же тетради и книги собственнаго письма для такой же продажи.
   Предположительно такъ, мало-по-малу, установлялся здѣсь особый книжный торгъ. Какого содержан³я продавались здѣсь произведен³я церковной письменности, объ этомъ свидѣтельствуетъ Соборное Постановлен³е 1681 г. (А. И., V, No 75), въ которомъ по 14-му предложен³ю написано слѣдующее: "На Москвѣ всякихъ чиновъ люди пишутъ въ тетрадѣхъ и на листахъ и въ столбцахъ выписки, имянуя изъ книхъ Божественнаго Писан³я и продаютъ у Спасскихъ воротъ и въ иныхъ мѣстѣхъ, и въ тѣхъ писмахъ, на преданныя Святѣй Церкви книги, является многая ложь; а простолюдины, не вѣдая истиннаго писан³я, пр³емлютъ себѣ за истинну и въ томъ согрѣшаютъ, паче же выростаетъ изъ того на Святую Церковь противлен³е..."
   Для истреблен³я такихъ писан³й, въ этомъ случаѣ главнымъ образомъ раскольничьихъ, назначались два пристава, одинъ отъ Государя изъ свѣтскихъ, другой отъ патр³арха изъ духовныхъ. которые должны были постерегать и забирать тѣхъ, у кого найдутъ лживыя писан³я, приводя ихъ въ Патр³арш³й приказъ, гдѣ ожидало ихъ смирен³е, смотря по винѣ, и пеня по разсмотрѣн³ю. Для вспоможен³я приставамъ при захватѣ виновныхъ повелѣно было давать съ караула стрѣльцовъ, когда понадобится. Таковы были пр³емы древней Московской цензуры.
   Само собою разумѣется, что виновные ослушники съ своей стороны тоже постерегались, и торговля такимъ книжнымъ товаромъ не прекращалась.
   Здѣсь распространялась своего рода особая литература, состоявшая по преимуществу изъ тетрадей, книжекъ и листовъ, рѣдко изъ цѣлыхъ книгь, заключавшихъ въ себѣ и выписки отъ Божественныхъ писан³й, подобранныя для надобныхъ цѣлей, и жит³я святыхъ, и сказан³я о являвшихся чудесахъ, повѣсти изъ Великаго Зерцала и изъ Римскихъ Дѣй, а въ то же время и свѣтск³я писан³я, даже очень нелѣпыя смѣхотворныя и кощунственныя статьи, конечно попадавш³яся не часто.
   Къ произведен³ямъ такого рода, въ которыхъ очень явно отражается сочинительство именно досужихъ и неистовыхъ церковниковъ, между прочимъ относится "хожден³е попа-Савы большой Славы", гдѣ обрисовывается попъ даже извѣстнаго прихода. "Аще живетъ онъ и за рѣкою, а въ церкву ни ногою; люди встающе, молятся, а онъ по Приказамъ волочится; ищетъ съ кѣмъ бы ему потягатца и впредь бы съ нимъ не видатца. Да онъ же по площади рыщетъ, ставленниковъ ищетъ и много съ ними говоритъ, за рѣку къ себѣ манитъ; у меня де за рѣкою стойте, а въ церкви хотя и не пойте; я де суть попъ Сава, да не малая про меня и слава; азъ вашу братью въ попы ставлю, что и рубашки на васъ не оставлю; по тѣхъ мѣстъ онъ ставленниковъ держитъ, какъ они деньги всѣ издержутъ; а иныхъ домой отпускаетъ и рукописан³е на нихъ взимаетъ, чтобъ имъ опять къ Москвѣ приползти, а попу Савѣ винца привезти; а хотя ему кто и меду привезетъ, то съ радост³ю возметъ..." Видимо, что это былъ промышленникъ по части ставлен³я въ попы, ходатай по разнымъ Приказамъ, по этому поводу обиравш³й бѣдняковъ безъ пощады, которые и прославили его смѣхотворными укорительными и ругательными риѳмами съ прибавлен³емъ "смѣшнаго икоса": радуйся шальной Сава, дурной попъ Сава и т. д. Хожден³е Савы окончилось тѣмъ, что онъ попалъ въ патр³аршу хлѣбню на цѣпь. Такъ въ то время смиряли провинившихся грѣшниковъ.
   Другое сочинен³е въ этомъ родѣ, еще болѣе циничное и неистовое, это "служба кабаку", кощунственно сложенная въ подражан³е церковной службѣ большимъ знатокомъ ея порядковъ и разныхътекстовъ съ заглав³емъ: "Мѣсяца Китовраса въ нелѣпный день иже въ неподобныхъ кабака шальнаго, нарѣченнаго въ иноческомъ чину Курехи и иже съ нимъ страдавшихъ" и т. д.
   Здѣсь встрѣчаются фразы "На малой вечернѣ поблаговѣстимъ въ малыя чарки, тажъ позвонимъ въ полведришна ковшика... Спаси борже наготою съ пропою люди своя..." и тому подобное, по большей части малограмотное, особенно любопытное тѣмъ, что въ рукописи сдѣлана запись по листамъ о ея принадлежности: "С³й кабакъ Никиты Петрова сына Новосельцова, а подписалъ по его велѣн³ю Прилуцкаго монастыря дияконъ Юрья Поповъ назвищемъ Удачныхъ. Лѣта 7174 (1666) году марта въ 4 день".
   Въ сохранившихся многочисленныхъ рукописныхъ сборникахъ всегда можно находить вплетенныя особыя тетради разнаго времени и разнаго содержан³я, которыя и составляли нѣкогда литературный товаръ этого рода, и благочестивый и неистово смѣхотворный.
   Рукописные тетради и листы нерѣдко украшались раскрашенными рисунками, что составляло особый отдѣлъ этой литературы. Въ концѣ ХV²² ст. Москвичи догадались, что так³е рисунки возможно печатать деревянными досками по образцу Фряжскихъ и Нѣмецкихъ гравированныхъ листовъ. Умножен³е такимъ способомъ печатныхъ листовъ вскорѣ обратило на нихъ вниман³е Ду-ховной власти, увидавшей, что на этихъ листахъ дѣлаются священныя изображен³я не по подоб³ю и очень безграмотно. Въ одной изъ грамотъ патр³арха ²оакима (1674-1690) это производство описывается слѣдующимъ образомъ:
   "Вѣдомо великому господину святѣйшему ²оакиму Патр³арху учинилося, что мног³е торговые люди, рѣзавъ на доскахъ, печатаютъ на бумагѣ листы иконъ святыхъ изображен³я, ин³е же велми неискусн³е и неумѣющ³е иконнаго мастерства дѣлаютъ рѣзи странно и печатаютъ на листахъ бумажныхъ развращенно образъ Спасителя нашего ²исуса Христа, и Пресвятыя Богородицы и небесныхъ силъ, святыхъ угодниковъ Бож³ихъ, которые ни малаго подоб³я первообразныхъ лицъ являютъ, токмо укоръ и безчест³е наносятъ церкви Бож³ей, и иконному почитан³ю, и изображеннымъ лицамъ святымъ, тѣмъ неискусствомъ своимъ; и тѣ печатные листы образовъ святыхъ покупаютъ люди и украшаютъ тѣми храмины, избы, клѣти и сѣни, пренебрежно, не для почитан³я образовъ святыхъ, но для пригожества, и дерутъ тыя и мещутъ въ попран³е безчестно и безъ страха Бож³я; еще же торговые люди покупаютъ листы на бумагѣжъ нѣмецк³е печатные, и продають, которые листы печатаютъ нѣмцы еретики Лютеры и Кальвины, по своему ихъ проклятому мнѣн³ю, неистово и неправо; на подоб³е лицъ своея страны и во одеждахъ своестранныхъ нѣмецкихъ, а не съ древнихъ подлинниковъ, ко-торые обрѣтаются у православныхъ; а они еретики святыхъ иконъ не почитаютъ, и ругаяся развращенно печатаютъ въ посмѣхъ христ³анамъ и таковыми листами иконы святыя на доскахъ пренебрежны чинятся и ради бумажныхъ листовъ иконное почитан³е презирается, а церков³ю святою и отеческимъ предан³емъ иконное поклонен³е и почитан³е издревле заповѣдано, и утверждено, и писати на доскахъ, а не на листахъ велѣно. И того ради велѣти бы о томъ кликати биричу, чтобъ на бумажныхъ листахъ иконъ святыхъ не печатали и нѣмецкихъ еретическихъ не покупали, и въ рядахъ по крестцамъ не продавали; а если сему кто учинится преслушенъ, и начнетъ, ради корысти своей, такими листами впредь торговать и развращенно неправо печатать, тому быти отъ Великихъ Государей въ жестокомъ наказан³и, и тѣ продажные листы вземше безцѣнно истребятся, а сверхъ того на томъ доправятъ большую пеню".
   Повидимому, зта грамота представляла только проектъ о запрещен³и печатан³я упомянутыхъ листовъ, какъ можно судить по отсутств³ю дальнѣйшихъ распоряжен³й по этому предмету. Дѣло оставалось безъ движенiя до Петровскихъ временъ, когда 20 марта 1721 г. явилось подобное же постановлен³е Синода.
   Св. Правит. Синодъ приказали: "Продаемые въ Москвѣ на Спасскомъ Мосту и въ другихъ мѣстехъ листы разныхъ изобра-жен³й (лубочные) и службы и каноны и молитвы, которые снабжены и сочиняются разныхъ чиновъ людьмя самовольно писменные и печатаются кромѣ типограф³и неопредѣленными къ тому указомъ но своевольно дерзающими безъ свидѣтельства и позволен³я, въ чемъ отъ противныхъ церкви Святѣй есть и не безъ порицан³я, описавъ всѣ обрать въ Приказъ Церковныхъ Дѣлъ и, запечатавъ, держать до указу-и тѣхъ людей, которые продаютъ, взявъ и отъ кого оные къ продажѣ получаютъ и кѣмъ сочинены и писаны и печатаны, сыскавъ, о такой ихъ дерзости и по какому указу то они чинятъ, допросить . . . . и изслѣдовать о томъ достовѣрно . . . . съ доставленiемъ въ Синодъ по одному экземпляру вышеобъявленныхъ листовъ, каноновъ и прочаго". Людямъ сказанъ былъ Государевъ указъ "дабы впредь въ так³е непозволенные имъ дѣйства самовольствомъ весьма не вступали подъ страхомъ жестокаго отвѣта и безпощаднаго штрафован³я". Несмотря на строг³е запреты, листы печатались даже и во второй половинѣ XVIII ст. попрежнему безъ всякой цензуры самовольно, по собственному замыслу и, конечно, въ инымъ случаяхъ не только въ грубомъ, но и въ нелѣпомъ видѣ, какъ могли воспроизводить простонародныя невѣжественныя понят³я о святынѣ и святости. На большой картинѣ Страшнаго Суда Богородица, напр., изображена въ обычномъ костюмѣ Русской Цариды.
   Въ 1760 г. своевол³е этой печати дошло до того, что на Спасскомъ мосту появились въ продажѣ листы съ изображен³емъ новоявленнаго въ это время Чудотворца Митрополита Ростовскаго Димитр³я съ его чудесами, которые Св. Прав. Синодомъ не были еще апробованы. Между тѣмъ указами еще въ 1744 г. и потомъ въ 1745 г. было уже запрещено печатать листы съ неискусно сдѣланными изображен³ями Святыхъ и печатать не иначе, какъ по разсмотрѣн³ю епарх³альнымъ арх³ереемъ самыхъ гравированныхъ досокъ.
   Всѣ эти указы и запрещен³я касались однако только священныхъ изображен³й, о которыхъ заботилось главнымъ образомъ только духовное вѣдомство. Листы свѣтскаго содержан³я предоставлены были полнѣйшему произволу ихъ сочинителей и свободно распространяли въ народѣ свои остроумные шутовск³е, а иногда и очень циническ³е рисунки и тексты. Это была въ полномъ смыслѣ литература простонародная {См. по этому предмету нашу статью въ Библ³ографическихъ Запискахъ, 1892 г., изд. II, Шибанова, No 2.}.
   То же самое должно сказать и относительно священныхъ изображен³й и писан³й, которыя потому и являлись неискусными, гру

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 513 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа