Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История города Москвы, Страница 30

Забелин Иван Егорович - История города Москвы



³е Крестовой полаты, какъ и древней Крестовой кельи, заключалось въ томъ, что это была не домашняя, но соборная моленная святителя-владыки, въ которую для особыхъ церковныхъ служен³й собирались духовныя власти: Бѣлые (митрополиты въ бѣлыхъ клобукахъ) и Черные (арх³епископы и епископы въ черныхъ клобукахъ), а также и меньш³е иноческ³е чины.
   Вмѣстѣ съ тѣмъ это была и Думная полата, гдѣ соборнѣ происходили засѣдан³я духовныхъ властей съ патр³архомъ во главѣ для рѣшен³я особенно важныхъ дѣлъ по духовному управлен³ю.
   Такъ, въ 1678 г. въ Крестовой по единогласному совѣщан³ю было рѣшено упразднить обрядъ шеств³я на осляти въ Вербное Воскресенье, соблюдавш³йся кромѣ Москвы и по другимъ городамъ, и оставить его только въ одной Москвѣ (гдѣ пребывалъ самъ государь), какъ похвальное дѣйство, изображающее передъ народомъ образъ царскаго смирен³я и благопокорен³я предъ Христомъ Господомъ, предъ Царемъ Небеснымъ.
   Мы упоминали, что при Грозномъ митрополитъ Макар³й принималъ въ своихъ полатахъ, Малой и Столовой, Литовскихъ посланниковъ.
   Так³е пр³емы случались и при патр³архѣ Филаретѣ Никитичѣ, когда для "большаго посольскаго дѣла" онъ принималъ въ Крестовой полатѣ посла отъ Турскаго Муратъ-Салтана Гречанина Ѳому Катакузина, 1627 г. дек. 13. Обстановка этого пр³ема была обычная, какъ и въ царскомъ дворцѣ. Изъ властей при патр³архѣ присутствовали Павелъ, митрополитъ Сарск³й и Подонск³й, ²осифъ, арх³епископъ Суздальск³й, архимандриты и игумены. Затѣмъ бояринъ патр³арха, два думныхъ дьяка да патр³арш³е приказные люди, всѣ въ золотѣ, т.-е. въ парчевыхъ золотныхъ одеждахъ. Передъ Крестовою въ малыхъ сѣняхъ сидѣли по лавкамъ патр³арш³е дворяне больш³е въ золотѣ же; въ большихъ сѣняхъ- дворяне и дьяки и гости въ золотѣ же сидѣли по лавкамъ. А по крыльцу и по лѣстнвцѣ стояли дворяне и приказные люди и дѣти боярск³е въ цвѣтномъ платьѣ. По площади стояли стрѣльцы въ цвѣтномъ платьѣ безъ пищалей. Встрѣчи были, первая вышедъ изъ большихъ сѣней у порогу, вторая посреди большихъ сѣней. Въ томъ же порядкѣ пр³емъ повторился и 18 дек. Такъ же и того же посла патр³архъ принималъ и въ 1630 году ³юня 1, 8, 10, 14 и 25.
   Внутреннее устройство Крестовой полаты носило въ себѣ старозавѣтный типъ деревянной жилой избы, одинаковый и въ царскомъ дворѣ, и въ крестьянскомъ быту, сохраняющемъ донынѣ такое устройство. Различ³е заключалось только въ обширности и въ богатой уборкѣ здан³я. Передъ полатой находились сѣни (при Филаретѣ больш³я и малыя).
   Въ древнихъ постройкахъ сѣни представляли своего рода пр³емную залу, а потому въ сѣняхъ передъ Крестовою въ 1628 г. въ присутств³и патр³арха Филарета происходило засѣдан³е боярской Думы о Разбойныхъ дѣлахъ, на которомъ начальникъ Разбойнаго приказа кн. Д. М. Пожарск³й дѣлалъ докладъ Думѣ бояръ о приведен³и въ порядокъ узаконен³й по Разбойнымъ дѣламъ (А. И., III, 304).
   Изъ сѣней полаты, къ востоку, больш³я двери вводили въ полату, слѣдовательно входъ въ нее былъ съ западной стороны. Въ переднемъ углу полаты, въ правомъ отъ входа (въ юго-восточномъ), помѣщались иконы въ особомъ иконостасѣ. Здѣсь подъ образами было большое главное мѣсто, которое занималъ только самъ святитель, для чего туть же стояло и кресло для него или устроивалось особое мѣсто съ бархатною подушкою и съ бархатнымъ поднож³емъ. У Никона подушка была покрыта золотымъ бархатомъ по червчатой землѣ. У стѣнъ вокругъ всей полаты, на возвышенныхъ на три ступени отъ уровня пола рундукахъ, или помостахъ, находились лавки для сидѣнья собравшимся чинамъ по старшинетву, которое начиналось отъ патр³аршаго мѣста, по правой и по лѣвой сторонѣ. Лавка подъ образами, гдѣ находилось патр³аршее мѣсто, называлась переднею. Лавки, прилегавш³я ко входнымъ дверямъ полаты, именовались кониками въ значен³и окончан³я лин³и лавокъ. Лавки покрывались полавошниками, въ больш³е праздники бархатными, въ друг³е дни суконными, по большей части зелеными.
   Въ 1634 г. ³юня 27 во время пр³ема патр³архомъ Филаретомъ прибывшаго къ нему изъ-за границы духовенства съ Аоонской горы и изъ друтихъ мѣстъ, Крестовая полата была убрана слѣдующимъ образомъ: надъ патр³аршимъ мѣстомъ подволока подбита была бархатами червчатыми; по окнамъ въ полатѣ были постланы атласы турецк³е; по лавкамъ по обѣ стороны были полавошники бархатъ червчатъ рытый; полата была устлана коврами цвѣтными.
   У Никона въ 1658 г. находимъ праздничные полавочники, одинъ-бархатъ рытой по зеленой землѣ, травы чорныя, мѣрою въ длину 12 1/2 арш., въ ширину 1 1/2 арш.; другой - бархатъ рытый по красной землѣ, травы чорныя, въ длину 20 1/2 аршинъ. поперекъ 1 1/4 арш.,-оба подложены крашениною лазоревою. Коники покрывались полавочниками, сшитыми изъ суконъ разныхъ цвѣтовъ, т.-е. изъ лоскутовъ. Отъ патр³аршаго мѣста до дверей постилалась попона пестрая, а въ торжественныхъ случаяхъ постилались богатые ковры. Въ полатѣ было семь оконъ; подоконники у нихъ также покрывались сукнами лазоревыми. У иконостаса висѣли небольш³я паникадила, а посреди полаты висѣло большое паникадило съ часами въ нижнемъ его отдѣлѣ.
   Во всѣ больш³е праздники духовныя власти неотмѣнно собирались въ Крестовой, откуда, по назначен³ю патр³арха, онѣ отправлялись для служен³я въ соборы, монастыри или въ приходск³я церкви, гдѣ случался чтимый праздникъ. Для такого сбору властей на Ивановской колокольнѣ происходилъ особый звонъ и благовѣстъ, зовущ³й властей не въ соборъ, а прямо въ Крестовую полату, а потому чѣмъ-либо отличавш³йся отъ обычныхъ другихъ звоновъ, какою-либо особенност³ю въ ударен³и, которую надо было знать и прислушиваться къ ней, чтобы вовремя прибыть въ Крестовую.
   По извѣстнымъ днямъ церковнаго Устава патр³архъ слушалъ въ Крестовой полатѣ вечерню и утреню. Общее торжественное моленiе соборнѣ со властями совершалось иногда и въ Крестовой въ навечер³и праздниковъ Рождества Христова и Богоявлен³я, когда служили Царск³е часы.
   Затѣмъ на Святой недѣлѣ, въ субботу, въ Крестовой же послѣ обѣдни происходило раздроблен³е артоса для отсылки въ Верхъ къ государю и ко всѣмъ членамъ царской семьи, какъ и ко всѣмъ знатнымъ лицамъ, послѣ чего справлялся и большой столъ, обѣдъ на всѣхъ властей.
   Особенно славны были для Крестовой полаты патр³арш³я празднества, совершаемыя въ Дому Пречистой Богородицы во имя Ея Успен³я, а также и въ память основателя святительскаго дома св. Петра митрополита и въ друг³е дни, въ которые чтились памяти и обряды, высоко ставивш³е церковную власть, каково напр., было Вербное воскресен³е.
   Главнѣйш³й соборный праздникъ въ патр³аршемъ домѣ, какъ упомянуто, былъ день 15 августа, Успен³е Богоматери. Еще наканунѣ, 14 числа, патр³архъ въ сопровожден³и властей ходилъ къ государю звать къ празднику, къ церковнымъ службамъ и потомъ въ Крестовой хлѣба кушать. Красота всякаго праздника на Руси съ особеннымъ радуш³емъ выражалась именно въ угощен³и хлѣба кушать; поэтому каждый праздникъ въ Крестовой сопровождался большимъ столомъ-обѣдомъ, за которымъ по обычаю присутствовалъ государь съ боярами, всѣ духовныя власти и соборяне, а также и городск³е чины, стрѣлецк³е головы, гости, сотск³е черныхъ слободъ Москвы и пр. Угощен³е бывало на славу, почему на другой день въ праздникъ Нерукотвореннаго Образа церковники, хорошо угостившись, прохладны бывали, такъ что "забывали, какъ пѣть надобно".
   Въ 1689 г. патр³архъ ²оакимъ по случаю смутныхъ дѣлъ царевны Соф³и съ братомъ Петромъ послѣ литург³и отпустилъ по домамъ всѣхъ властей, соборянамъ же далъ столъ въ Сѣняхъ, передъ Крестовою, а въ самой Крестовой угощалъ однихъ нищихъ и самъ одѣлялъ ихъ милостынею.
   Садились за столъ въ этотъ праздникъ въ седьмомъ часу дня, по нашему счету часу въ 12-мъ въ исходѣ.
   Другой праздничный столъ въ Дому патр³арха или, какъ иногда выражались, въ Дому Св. Богородицы, происходилъ на память основателя патр³аршему Дому Св. Петра митрополита, празднован³е которому совершалось 21 декабря. За недѣлю и даже иногда за 10 дней до этого дня патр³архъ ходилъ со властями къ государю звать его праздновать къ празднику и къ столу. Но такъ какъ этотъ день приходился во время поста, то патр³архово великое столован³е переносилось на друг³е дни, смотря по назначен³ю, обыкновенно на первыя числа января, а взамѣнъ стола разсылались властямъ по домамъ только подачи безъ рыбы: въ Крестовой же кормили только соборянъ и пѣвчихъ.
   При Филаретѣ наканунѣ праздника послѣ вечерни въ Крестовой бывала ужина на весь соборъ.
   Въ первый день января праздновали Васил³ю Великому и въ соборѣ цѣловали мощи Вселенскаго Святителя, его перстъ. Поэтому патр³архъ находилъ благопотребнымъ присоединить къ этому празднику и праздничный столъ Петровск³й, какъ онъ именовался въ записяхъ церковнаго служен³я. Это былъ большой праздничный столъ, за которымъ, кромѣ властей и соборянъ, бывали и бояре и царск³й духовникъ, при чемъ патр³архъ самъ подносилъ гостямъ кубки и ковши съ винами и медами. Иногда этотъ столъ справлялся и въ Столовой полатѣ и притомъ 3 или 4 января, смотря по удобству дней для празднован³я. Бывали случаи, когда этотъ праздничный столъ отправлялся съ особеннымъ торжествомъ. Тогда за столомъ патр³арха присутствовала, можно сказать, вся почетная Москва, государь съ боярами, власти и все почетное духовенство, дьяки, всѣ стрѣлецк³е головы и полуголовы, именитые люди Строгоновы, гости. Такъ было въ 1667 г. 21 декабря при Вселенскихъ патр³архахъ Паис³и и Макар³и. Свѣтск³е чины обѣдали въ кривомъ большомъ столѣ.
   Трет³й большой праздникъ, касавш³йся самой личности патр³арха, именно Вербное воскресенье, когда святитель шествовалъ на осляти въ ²ерусалимъ, какъ именовали иноземцы храмъ Васил³я Блаженнаго; въ этотъ праздникъ патр³архъ также ходилъ наканунѣ, даже дня за три, въ среду, къ государю звать его къ Вербному воскресенью. Въ самый день торжественнаго шеств³я на осляти, по возвращен³и въ соборъ, вербу раздробляли на пучки, для отсылки къ государю и для раздачи властямъ, что исполнялъ самъ патр³архъ. Затѣмъ всѣ власти и богородицк³й протопопъ (соборный) съ брат³ею, а также и всѣ свѣтск³е чины, служивш³е при дѣйствѣ или по назначен³ю сопровождавш³е торжественное шеств³е, особенно лица, которыя вели осля подъ патр³архомъ, кушали у патр³арха, при чемъ провозглашались чаши патр³архова и государева. Такъ торжество происходило въ 1672 году. За столомъ въ этотъ праздникъ бывалъ и самъ государь. Въ иныхъ случаяхъ Вербный столъ справлялся на Святой.
   Во всю Святую недѣлю каждый день включительно до субботы также давались столы бѣлымъ и чернымъ властямъ и иноческому духовенству.
   Къ неотмѣннымъ также столамъ принадлежали и столы панихидные, поминовенные. Таковы были столы, даваемые обыкновенно на Масляницѣ, въ среду и въ пятницу, когда въ соборѣ совершались панихиды по патр³архахъ Русскихъ въ среду и по митрополитахъ въ пятницу или и въ друг³е дни, но всегда отдѣльно и притомъ черезъ день.
   Широк³е столы также бывали въ дни домовыхъ, такъ сказать, приходскихъ у патр³арха праздниковъ: ³юля 2 въ праздникъ Ризположен³я, октября 5 въ день Трехъ Святителей и 14 ноября въ день апостола Филиппа и 12 апостоловъ, которыхъ храмы находились во дворѣ или на Сѣняхъ патр³арха. Это были столы въ собственномъ смыслѣ домашн³е, за которыми кормился весь патр³арш³й дворъ отъ малаго чина и до большого. Гостями въ это время были власти и соборяне. За этими столами, какъ иногда и за праздничными, особенно за Вербнымъ, патр³архъ кормилъ также и дѣтей боярскихъ разныхъ городовъ (мелкихъ помѣщиковъ), которыхъ иногда собиралось больше ста человѣкъ; въ Вербный столъ патр³арха Адр³ана въ 1691 г. ихъ собралось 130 человѣкъ. Со временъ патр³арха Никона тутъ же обѣдали и 12 человѣкъ патр³аршихъ нищихъ (юродивыхъ, какъ говоритъ Павелъ Алеппск³й).
   При Филаретѣ въ 1633 г. 2 ³юля, въ праздникъ Ризположен³я, самъ государь приходилъ къ службѣ въ Ризположенскую церковь и кушалъ у патр³арха.
   Случайные столы, которые можно назвать "арх³ерейскими", происходили въ дни поставлен³я духовныхъ властей въ саны митрополита, арх³епископа, епископа, при чемъ за эти столы въ патр³аршую казну взималась пошлина отъ митрополитовъ Новгородскаго и Казанскаго по 40 р. за столъ, отъ остальныхъ по 30 р.
   При поставлен³и самого патр³арха торжественный столъ происходилъ въ царскихъ полатахъ. Послѣ божественной службы всѣ власти вкупѣ съ патр³архомъ шествовали въ Крестовую полату и дожидались тамъ царскаго стола и зватаго отъ государя. Зватымъ бывалъ кто-либо изъ окольничихъ. Патр³архъ шествовалъ къ столу въ зимнее время въ саняхъ, въ которыя садился у себя во дворѣ, сошедъ съ лѣстницы, или же сошедъ передъ соборомъ съ большой лѣстницы изъ Крестовой и пройдя до западныхъ дверей соборной церкви, садился тамъ въ сани и ѣхалъ въ Ризположенск³я ворота къ южнымъ дверямъ собора и площадью къ Благовѣщенскому собору, папертью котораго проходилъ на Красное крыльцо и въ Золотую государеву полату. Власти за нимъ шли пѣшкомъ, а во дворецъ подъ руку вели его арх³ереи. Столъ для святителя ставился особый съ лѣвой стороны отъ государева, отступя на сажень или мало больше, а власти садились за другимъ столомъ одаль по правую сторону отъ государя.
   За столомъ новоизбранному подавали икру, уху, пирогъ. Патр. Адр³ану въ этомъ случаѣ было подано блюдо стерляжины свѣжепросольной, уха и коровай. Послѣ этой третьей ѣствы-пирога патр³архъ вставалъ изъ-за стола, дабы совершить установленный объѣздъ вокругь Кремля на осляти въ сопровожден³и властей и бояръ. Объѣхавъ Кремль, святитель возвращался къ царскому столу, по окончан³и котораго, послѣ заздравныхъ чашъ про великаго государя и про святѣйшаго патр³арха, святѣйш³й получалъ государевы дары, которые подносилъ ему самъ государь. А послѣ даровъ, какъ случилось въ 1672 г. при поставлен³и патр³арха Питирима, царь Алексѣй Михаиловичъ поднесъ ему "ковришки сахарныя и простыя, да сахару жъ двѣ трубы, да митра, да посохъ, да поручи (сахарные же пряничные)". Затѣмъ послѣ царскаго угощен³я святѣйшiй попрежнему, въ сопровожден³и властей, шествовалъ въ свою Крестовую полату.
   Объѣздъ вокругъ Кремля совершался такимъ образомъ: сначала отъ Краснаго крыльца, отъ золотой лѣстницы, святитель въ каретѣ шествовалъ прямо къ Спасскимъ воротамъ. Выѣхавъ изъ воротъ, входилъ на уготованный приступъ и, обратясь къ Спасову образу (на вратахъ), говорилъ лит³ю и кропилъ св. водою. Потомъ ѣхалъ Красною площадью въ Неглиненск³я (Воскресенск³я) ворота, откуда черезъ мостъ, поворотя налѣво мимо Моисеевскихъ богадѣленъ, продолжалъ путь стрѣлецкими слободами мимо Троицкаго моста до Боровицкихъ Кремлевскихъ воротъ, въ которыя въѣхавъ, поворачивалъ направо и шествовалъ въ каретѣ же чрезъ Дворцовый Житный дворъ мимо Тайницкихъ воротъ и подлѣ городовой стѣны, гдѣ живутъ соборные попы, пр³ѣзжалъ къ Спасскимъ же воротамъ, откуда возвращался къ Красному крыльцу.
   На другой день всѣ власти снова собирались въ Крестовой, гдѣ происходилъ по чиновной книгѣ обрядъ соединен³я {Это былъ обрядъ цѣлован³я, которое при поставлен³и епископа происходило слѣдующимъ образомъ: въ собранiи патр³арха и арх³ереевъ архид³аковъ вводилъ избраннаго, который, приближаясь къ патр³арху, дѣлалъ три земныхъ поклона (билъ челомъ) и, приблизившись, цѣловалъ святѣйшаго въ десную ланиту, потомъ въ десную руку, которая лежала простертою на колѣнѣ, и цѣловалъ въ десное колѣно; послѣ того онъ цѣловалъ и арх³ереевъ.}, послѣ чего въ соборѣ возводили новопоставленнаго на его патр³аршее мѣсто, откуда онъ проходилъ въ Ризположенскую церковь и совершалъ тамъ литург³ю, которую пѣли поскоро, потому что предстоялъ новый объѣздъ Бѣлаго города.
   Сошедши изъ церкви по лѣстницѣ, патр³архъ садился на осля у лѣстницы съ приступки и выѣзжалъ съ своего двора опять въ Ризположенск³я ворота и ѣхалъ около соборной церкви, поворачивалъ мимо стараго Царяборисова двора къ Богоявленскому монастырю, что на Троицкомъ подворьѣ, потомъ по задворку въ Боровицк³я ворота и далѣе выѣзжалъ въ Чертольск³я ворота, за Бѣлый городъ и слѣдовалъ вокругъ бѣлокаменныхъ стѣнъ до Срѣтенскихъ воротъ, откуда по Срѣтенкѣ возвращался въ Кремль въ свой патр³арш³й Домъ.
   Это была только большая половина объѣзда вокругь Бѣлаго города. Другую, малую, половину патр³архъ совершалъ уже на трет³й денъ.
   Въ эти два дня столы справлялись у патр³арха въ Крестовой. Если поставлен³е происходило Великимъ постомъ, то столовъ не давали: "столу въ так³е дни быти не пригоже", отмѣчаетъ по этому поводу церковная запись.
   Любопытно и то обстоятельство, что по установленному обычаю новопоставленный по совершен³и всѣхъ обрядовъ неотмѣнно долженъ былъ подносить государю, царицѣ и каждому члену царской семьи свои дары; но по большей части избранники не бывали настолько богаты, чтобъ ознаменовать свое поставлен³е достойными государя подарками. Поэтому так³е дары обыкновенно приносились съ Казеннаго государева двора; новоизбранный подносилъ ихъ государю и всему царскому семейству, какъ свои собственныя, а послѣ церемон³и они снова возвращались въ Казну. Возвращались иногда даже и тѣ дары, которые подносимы были патр³арху отъ государя и его семейства. Только у небогатыхъ избранниковъ так³е дары назадъ не возвращались. Видимо, что древн³й порядокъ жизни никакъ не могъ отмѣнить старозавѣтный чинъ дарен³я.
   О расположен³и лавокъ и самыхъ столовъ въ Крестовой полатѣ находимъ нѣкоторыя подробности въ запискахъ о пришеств³и государя къ патр³арху къ прощен³ю въ воскресенье Сырнаго заговѣнья.
   Въ это время патр³архъ встрѣчалъ государя или среди Крестовой или для большей почести на большой передней лѣстницѣ, что отъ собора, въ дверяхъ передъ церковью Трехъ Святителей въ паперти и, встрѣтя, благословивъ и принявъ государя подъ руку, шелъ съ нимъ въ Крестовую вмѣстѣ. Государь садился на большой лавкѣ отъ собора у южной стѣны полаты, а патр³арху указывалъ сѣсть на другой передней лавкѣ подъ образами (у восточной стѣны). Эти двѣ лавки помѣщались на рундукахъ, т.-е. пристѣнныхъ помостахъ ступени на три выше уровня пола. Боярамъ государь указывалъ сѣсть на третьей лавкѣ отъ патр³архова двора, т.-е. у сѣверной стѣны, гдѣ эта лавка помѣщалась безъ рундуковъ прямо на полу полаты.
   Государевъ поставецъ для питьевыхъ сосудовъ ставился передъ Крестовою въ сѣняхъ. Вино романея, ренское, бастръ и красный и бѣлый меды,-все это было государево. Но подносилъ ихъ государю и боярамъ самъ патр³архъ, по кубку каждаго вина и по ковшу того и другого меда, каждому изъ присутствовавшихъ. Когда, исполнивши древн³й обрядъ, государь уходилъ съ боярами изъ Крестовой, патр³архъ со властьми провожалъ его до тѣхъ мѣстъ, гдѣ встрѣчалъ.
   Проводя государя, патр³архъ справлялъ этотъ обрядъ прощен³я съ духовными властями, которымъ также подносилъ кубки и ковши и чарки съ питьемъ и, поднесши питье, говорилъ прощен³е. Послѣ вечерни патр³архъ справлялъ обрядъ и для своихъ приказныхъ и дворовыхъ людей. Наливали питье съ патр³аршаго поставца, который поставлялся обыкновенно въ самой Крестовой, какъ бывало и во время столовъ. Самъ патр³архъ подносилъ каждому изъ своихъ рукъ, какъ происходило по государеву чину, каждому прежде по кубку романеи (красное), потомъ по кубку ренскаго (бѣлое), по ковшу меду краснаго да по ковшу меду бѣлаго. И затѣмъ, благословя всѣхъ, отпускалъ по домамъ, а самъ уходилъ въ келью.
   Когда изъ дворца на патр³арш³й дворъ были устроены переходы, то государь приходилъ къ патр³арху сквозь старую патр³аршу Столовую полату, бывшую Макарьевскую, и черезъ паперть церкви Трехъ Святителей.
   Изъ случайныхъ событ³й въ Крестовой полатѣ должно упомянуть, что въ ней происходило наречен³е царемъ маленькаго Петра по смерти царя Ѳедора Алекс, когда патр³архъ ²оакимъ съ кн. Бор. Алекс. Голицынымъ привели царственнаго отрока въ Кре-стовую къ собравшемуся боярству и стали крестъ цѣловать (Архивъ кн. Куракина, I, 41).
   Во время торжественныхъ столован³й столы въ Крестовой располагались слѣдующимъ образомъ:
   Для государя и патр³арха столъ накрывался въ переднемъ углу полаты съ правой стороны, у образовъ. Съ той же стороны къ юго-западному углу полаты накрывался кривой столъ, т.-е. угловой для бояръ и другихъ чиновъ включительно до стрѣлецкихъ головъ и полуголовъ. Другой кривой столъ къ сѣверо-восточному углу полаты занимали бѣлыя и черныя власти и соборяне, а ниже ихъ садились гости и сотск³е Московскихъ Черныхъ слободъ. Поставцы ставились государевы; одинъ посередь полаты къ печному углу мало поближе, а другой въ сѣняхъ передъ Крестовою у дверей.
   Патр³арш³й поставецъ устроивался въ самой полатѣ у дверей на обычномъ мѣстѣ, какъ во всѣ столы.
   Такъ разставлялись питейные поставцы. Кормовые же ставились въ сѣняхъ передъ Крестовою и кушанья носили чрезъ задн³я сѣни.
   Во время праздничныхъ столовъ на патр³арш³й поставецъ выставлялось серебряной посуды: 14 кубковъ съ кровлями, 5 кубковъ податочныхъ, 36 чарокъ золоченыхъ, 5 чарокъ бѣлыхъ, 29 ковшей лебедей, 22 братины, 3 стопы, чаша, 2 росольника, 12 торелокъ, 12 ложекъ, 11 ножей;-иногда въ разныхъ отдѣлахъ больше этого числа, иногда меньше, смотря по числу и достоинству гостей.
  

Патр³арш³й столовый обиходъ.

  
   Упоминая о праздничныхъ и поминныхъ столованьяхъ въ Крестовой полатѣ, мы должны сообщить необходимыя свѣдѣн³я и о самыхъ кушаньяхъ, как³я подавались въ эти дни патр³арху и властямъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ обозрѣть общ³й составъ патр³аршаго столоваго обихода и келейные столы патр³арховъ.
   Самое большое и широкое угощен³е происходило въ соборный праздникъ Успен³я Богородицы, августа 15, главный основной праздникъ Патр³аршаго Дома. Вотъ перечень блюдъ, поданныхъ на столъ патр³арху въ 1691 г.-Августа 15, въ субботу, на праздникъ Успен³я Пресвятыя Богородицы св. патр³арху подано столоваго кушанья въ Крестовой полатѣ: Хлѣбецъ. Кольцо (родъ витушки). 1) Икра зернистая. 2) Икра бѣлой рыбицы. 3) Вязига подъ хрѣномъ. 4) Прикрошка тѣльная. 5) Прикрошка осетрья. 6) 2 присола щучьи изъ живыхъ. 7) Присолъ стерляж³й изъ живыхъ. 8) Присолъ стерляж³й свѣж³й. 9) 3 щуки паровыхъ. 10) 4 леща паровыхъ. 11) 2 стерляди паровыхъ. 12) 4 линя паровыхъ. 13) 2 язя паровыхъ. 14) 2 шелешпера. 15) 2 спины бѣлой рыбицы. 16) 2 обертки бѣлой рыбицы. 17) 2 звена бѣлой рыбицы. 18) 2 звена осетра живаго. 19) 2 схаба бѣлужьи. 20) 2 оладьи тѣльныхъ. 21) Сбитень. 22) Шти съ тешею. 23) 2 ухи щучьи шафранныя. 24) 2 пирога съ тѣломъ росольные. 25) 2 ухи щучьи черныя. 26) 2 пирога просыпныхъ. 27) 4 ухи стерляжьи изъ живыхъ. 28) 2 пирога съ тѣлесы. 29) 4 ухи окуневыхъ изъ живыхъ. 30) 2 пирога съ молоки. 31) 4 ухи плотичьи изъ живыхъ. 32) 2 пирога косыхъ. 33) 4 ухи линевыхъ. 34) Пироги подовые. 35) 4 ухи карасевыя. 36) 2 середки пирога. 37) Потрохъ. 38) 2 блюда пышекъ. 39). Щука колодка. 40) 2 блюда оладьи путныхъ. 41) 9 щукъ колодокъ. 42) 2 блюда сырниковъ. 43) 3 окуня росольныхъ. 44) Пироги кислые. 45) 3 леща росольныхъ. 46) 2 блюда карасей. 47) 2 полуголовы бѣлой рыбицы. 48) 2 блюда пряжья. 49) 2 полуголовы осетра свѣжаго. 50) 2 полутоловы бѣлужьи. 51) 2 звена ставные.
   Почти каждое блюдо подано вдвойнѣ, иныя въ 3 и 4 блюдахъ. Это объясняется тѣмъ обстоятельствомъ, что въ этотъ праздникъ, если самъ государь не присутствовалъ на обѣдѣ, то патр³архъ посылалъ во Дворецъ государю, въ настоящемъ случаѣ двумъ государямъ, ²оанну и Петру, весь полный составъ обѣда, почему блюда и удвоены. Кромѣ того, патр³архъ посылалъ иныя блюда из-передъ себя, т. - е. со своего стола присутствовавшимъ гостямъ, а также и неприсутствовавшимъ за столомъ знатнымъ или надобнымъ лицамъ, такъ что составъ его стола изготовлялся въ такомъ обширномъ количествѣ именно по поводу подобныхъ подачъ, какъ обозначались эти посылки. Самому патр³арху оставалось уже неособенно значительное количество блюдъ.
   За тѣмъ же столомъ бѣлымъ и чернымъ властямъ и боярамъ и окольничимъ и думнымъ людямъ и соборяномъ въ Крестовой полатѣ въ столъ ѣствъ подано: Икра зернистая. Икра бѣлой рыбицы. Прикрошка тѣлъная. Прикрошка осетрья. Щука паровая. Лещи паровые. Стерляди паровыя. Звена бѣлой рыбицы. Четверти оладьи тѣльной. Шти съ яйцы. Пироги росольные. Ухи стерляжьи. Пироги круглые. Ухи подлещиковыя. Пироги караси. Звена ставныя. Пироги пряжные.
   Къ тому же отдѣлу изготовлено: 7 хлѣбещь крупичетыхъ. 10 калачей четвертныхъ. 20 колецъ. 10 пироговъ росольныхъ. 35 пироговъ круглыхъ. 35 блюдъ карасей. 35 блюдъ пряжья. 35 щукъ паровыхъ. 35 лещей паровыхъ. 35 стерлядей паровыхъ. 35 звенъ бѣлой рыбицы. Коровай тѣльной. 35 сковородокъ стерляжьихъ ухъ. 35 сковородокъ подлещиковыхъ. Перечень 35 блюдъ указываетъ на число присутствовавшихъ въ зтомъ отдѣлѣ лицъ.
   Затѣмъ слѣдовали патр³арш³е пѣвч³е и властелинск³е ризнич³е, которымъ подано: Икра зернистая. Вязига подъ хрѣномъ. Лещи паровые. Стерляди паровыя. Звена бѣлой рыбицы. Крушки тѣльные. Шти съ яйцы. Пироги круглые. Ухи стерляжьи. Пироги пряженые. Ухи щучьи. Звена бѣлужьи. Звена осетрьи. Звена семожьи.-Далѣе кормлены патр³арш³й казначей съ брат³ею, кои ѣдятъ по кельямъ: икра, вязига, стерляди паровые, звена бѣлой рыбицы, крушки тельные, шти, ухи плотичьи, звена бѣлужьи, звена семожви, пироги.-Потомъ хлѣбенная брат³я, дворяне и всякихъ чиновъ дворовые люди, которымъ подано: икра, вязига, шти, каша семожья, звена белужьи, звена семожьи, пироги.- Кормлены также Успенскаго собора пономари и сторожи 18 чел., звонари 11 чел., домовые дворяне и дѣти боярск³е и приставы и конюхи, которые стольничали; властелинск³е пѣвч³е и посошники, что стоятъ предъ властьми съ посохомъ; дѣти боярск³е и монастырск³е служки; нищ³е 12 чел.; 270 чел. стрѣльцовъ, которые относили обѣды къ обоимъ царямъ; имъ дано 27 семогь и 27 хлѣбовъ братскихъ, т.-е. семга и хлѣбъ на 10 чел. {Так³я же порц³и раздавались всѣмъ стрѣльцамъ и другимъ слугамъ, бывавшимъ на службѣ при ²ерусалимскомъ шеств³и на осляти, которыхъ было въ 1691 г. 558 человѣкъ.}.
   Въ тотъ же день въ 1698 г. къ столу этого отдѣла было отпущено разнаго питъя: ренскаго полведра да 2 третника, да воронокъ; меду свѣтлаго ведро, меду малиноваго ведро, меду выкислаго ведро, пива мартовскаго ведро. Въ другихъ случаяхъ такого питья отпускалось больше, смотря по числу гостей.
   Въ 1697 г. ноября 30, на праздникъ Андрея Первозваннаго отпущено: ренскаго полведра, секту воронокъ, добраго ренскаго четвертникъ, меду краснаго воронокъ, вишневаго ведро, малиноваго полведра да третникъ, меду выкислаго полтора ведра, пива приварнаго ведро, пива мартовскаго полтора ведра да полведра.
   Вообще, о патр³аршемъ столовомъ обиходѣ должно замѣтить, что списокъ блюдъ мало различался и за другими праздничными столами. Одни и хѣ же назван³я господствуютъ во всѣхъ и праздничныхъ, и будничныхъ столахъ. Большой и малый праздникъ отличался отъ рядовыхъ столовъ только количествомъ блюдъ, но самый составъ каждаго блюда или кушанья по всему вѣроят³ю готовился одинаково въ течен³и цѣлыхъ столѣт³й.
   Столъ патр³арш³й былъ столъ монашеск³й и потому въ скоромные дни на немъ господствовали рыбныя ѣствы. Въ постные дни преобладала разнородная растительная пища, и по преимуществу грибы.
   По русскому обычаю на столъ подавалось очень много разныхъ блюдъ, но изъ нихъ кушали только тѣ, как³я приходились по вкусу, как³я въ тотъ день наиболѣе нравились. Остальныя раздавались въ почетъ любимымъ людямъ.
   И такъ какъ кушать по древнерусскому обычаю начинали съ холодныхъ закусокъ, то на рыбномъ столѣ изъ рыбныхъ яствъ первое неотмѣнное мѣсто всегда занимала икра зернистая, а второе вязига подъ хрѣномъ. Иногда къ зернистой икрѣ присовокупляли икру бѣлой рыбицы-красную.
   Затѣмъ слѣдовали прикрошки, присолы. Въ большомъ изобил³и подавалась паровая (копченая) рыба: изъ числа живыхъ и свѣжихъ щука, стерлядь, лещь, язь, линь, шелешперъ, сигъ и проч.
   Послѣ холодныхъ слѣдовали горяч³я: щи и разныя ухи-уха щучья, стерляжья, окуневая, линевая, судачья, карасевая, плотичья, подлещиковая, язевая, озимая шафранная, озимая черная, венгерская, при чемъ къ каждой ухѣ подавались особые пироги; къ одной подовые, къ другой съ тѣлесы, къ третьей просыпные и далѣе росольные, кислые, косые, долг³е, съ молоками, караси (печеные въ видѣ карасей), Троицк³е, а также аладьи, пышки, кулебяка, блины простые, блины красные, драчена, коровай яцкой, коровай ставленой и пр.
   Друг³я горяч³я кушанья въ родѣ соусовъ и похлебокъ подъ именемъ росольнаго составляла разнаго рода разварная или вареная въ разсолахъ рыба, къ которой подавались разныя печенья: пышки, оладьи, сырники, блины, особые пироги и пр.
   Ухи и всяк³я горяч³я подавались въ мѣдныхъ сковородкахъ. Хлѣбъ подавался къ патр³аршу столу бѣлый крупичатый, именно папошникъ, басманъ (особый родъ хлѣба), хлѣбецъ крупичатый, кольцо крупичатое, калачи четвертные, калачи хамутинные (въ видѣ хомута), укруги пшеничные. Употреблялся также хлѣбъ расхож³й и братск³й, вѣроятно ржаной.
   За постными столами, вмѣсто зернистой икры и вязиги, подавались грибы, а за ними кушанья гороховыя, ягодныя и т. п. Составъ постнаго кушанья полнѣе всего обозначается праздничными постными столами, наприм., въ постный день на праздникъ Воздвижен³я Честнаго Креста Господня святѣйшему было подано столоваго кушанья: Голова гороху тертаго. Грибы холодные {Грибы безъ имени обозначали обычные бѣлые и черные грибы.}, грузди, рыжики холодные. Шти. Грибы грѣтые. Грузди, рыжики грѣтые. Лапша. Капуста лѣнивая. Пирогъ косой. Пирогъ съ грибами. Пирогъ съ морковью. Пироги съ горохомъ. Оладьи въ патокѣ. Блюдо ягодниковъ. Блюдо левашниковъ. Блюдо карасей (печенье). Блюдо пряжья (сдобное). Въ Петровъ постъ, ²юня 8, въ будни подано: Рыжики холодные. Грузди холодные. Грибы холодные. Рыжики грѣтые. Грузди грѣтые. Грибы грѣтые. Шти съ сокомъ. Кисель клюковной. Черносливъ. Зваръ клюковной. Горохъ хлебаной. Пирошки долг³е. Пирошки копытца.
   Само собою разумѣется, что Великимъ постомъ значительно сокращались и эти статьи кушан³й.
   Патр³архъ Филаретъ Никитичъ (1624 г.) въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста совсѣмъ не кушалъ "кушанья не было и ѣствы не держано". Во вторникъ ему было подано: капустка крошеная студеная. Въ четвергъ опять ѣствы не держано. Зато въ середу и пятницу было кушанье особаго состава. Въ середу въ деревянныхъ хоромахъ ему подано: "взваръ со пшеномъ сорочинскимъ да съ шефраномъ да съ перцемъ да съ ягодами. Потомъ капустка студеная, горохъ зобанецъ, ядра миндальные, ягоды винныя на рожникахъ тридевять ягодъ; хрѣнъ, греночки, горшечикъ мазуней съ перцомъ, горшечикъ мазуней съ инбиремъ, горшечикъ мазуней съ шафраномъ, орѣхи грецк³е". Въ пятницу кушанье было въ Крестовой полатѣ, подано: "шти съ цѣлымъ лукомъ да съ перцомъ квашены уксусомъ капуста сѣчена мелка, грибки тяпаные безъ масла, грибки цѣлики безъ масла, горошекъ хлебанецъ безъ масла, лопша гороховая безъ масла, ядра миндальные, орѣхи грецк³е, взваръ медвеный квасной со пшеномъ да съ изюмомъ съ шафраномъ да съ перцомъ, горшечикъ мазуней съ инбиремъ, горшечикъ мазуней съ шафраномъ; греночки, рѣпа вареная рѣзана въ ломтики съ уксусомъ да съ хрѣномъ; два блюда ягодъ винныхъ на рожникахъ, полоса дынная, полоса арбузная, патоки, яблоки, вишни" {Кормовая Книга 7132 г. Домашн³й бытъ русскихъ патр³арховъ, Н. Писарева, Казань, 1904 г., стр. 102.}. Такимъ образомъ въ эти дни очень видное мѣсто занимали сласти, въ друг³е рядовые дни вовсе не употребляемыя. Это было такъ называемое Коливо, предлагаемое по уставу Церкви.
   Патр³архъ ²оасафъ II въ 1667 г. и патр³архъ Адр³анъ въ 1691 г. содержали постъ въ слѣдующемъ порядкѣ.
   Въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста, а также и во вторникъ, и въ четвергь они вовсе не кушали. Въ понедѣльникъ и братьѣ и дворовымъ людямъ обиходу не было. Во вторникъ имъ дано по участку хлѣба. Въ среду, напротивъ того святѣйшему ²оасафу готовлено кушанье: хлѣбца четь, папошникъ, взваръ сладк³й со пшеномъ и съ ягоды, съ перцомъ да съ шафраномъ; хрѣнъ, грѣночки, капуста тяпаная холодная, горошекъ зобанецъ холодный, киселекъ клюковный съ медомъ, кашка терта съ маковымъ сочкомъ; и то кушанье простояло не подано святѣйшему патр³арху, не спрошали, а братью и дворовыхъ кормили за столомъ. Въ тотъ день ему была присылка отъ государя съ укругою, принесено: кубокъ романеи, кубокъ ренскаго, кубокъ малваз³и, хлѣбецъ кругличатый, полоса арбузная, горшечекъ патоки съ инбиремъ, горшечекъ мазули съ шафраномъ, горшечекъ мазули съ инбиремъ, три шишки ядеръ (кедровыхъ).
   Въ среду же патр³арху Адр³ану было подано: папошникъ-басманъ. Грибы холодные. Грузди. Рыжики холодные. Капуста холодная. Рѣдька. Рыжики грѣтые. Капуста грѣтая. Зваръ сладкой. Клюква грѣтая. Кисель клюковной. Пирогь съ горохомъ. Пироги копытца. Гренки.
   Казначею съ братьею, хлѣбенной братьѣ и всякихъ чиновъ дворовымъ людямъ подано-зваръ сладкой, капуста грѣтая, огурцы, шти съ сокомъ.
   Въ четвертокъ 26 февраля святѣйш³й Адр³анъ не кушалъ. Братьѣ дано только по участку хлѣба. Въ пятницу ему поданъ такой же столъ, какой онъ кушалъ въ среду. Братьѣ и дворовымъ: капуста грѣтая, огурцы, толокно.
   Къ сладкимъ яствамъ выдавали патоку, изюмъ и винныя ягоды.
   Въ Воскресенье Соборное патр³арху подано: голова гороху тертаго. Грибы. Грузди. Рыжики холодные. Шти съ сокомъ. Грибы, грузди, рыжики грѣтые. Грибы съ капустою. Кашка ячная (ячменная). Грибы въ тѣстѣ. Грибы съ лукомъ. Лапша гороховая. Манты. Зваръ сладк³й. Пирогъ косой съ сокомъ. Пироги съ грибами. Пироги долг³е. Пироги Троицк³е. Оладьи въ патокѣ. Блюдо ягодниковъ. Блюдо луковниковъ. Блюдо левашниковь. Блюдо карасей. Блюдо пряжья.
   Въ другое время къ такому же столу взамѣнъ или въ прибавку подавали: кашку смоленскую (изъ смоленскихъ манныхъ крупъ), голушки съ грибами, зваръ клюковной. Горохъ хлебаной, лапша гороховая, горохъ зобанецъ.
   Въ рядовые дни Великаго поста подавали безъ масла. Капуста холодная. Рѣдька. Грибы. Грузди, рыжики холодные и грѣтые. Черносливъ, кисель клюкввный. Шти съ сокомъ. Пирогъ косой съ сокомъ. Пироги долг³е съ лукомъ. Кашка тертая.
   Въ пятницу на Страстной патр³архъ не кушалъ и братьѣ ѣствъ не было.
   Въ Великую Субботу святѣйшему поданъ только папошничекъ басманъ; а братьѣ укруги пшеничные.
   Так³я же блюда подавали патр³арху и во время Успенскаго поста, съ тѣмъ различ³емъ, что въ праздничные дни этого поста разрѣшалась въ прибавку къ постнымъ кушаньямъ икра и вязига. Такъ, августа 1 на праздникъ Происхожден³я Честнаго Креста Господня святѣйшему подано: Икра зернистая. Вязига подъ хрѣномъ. Шти со снятками. Грузди. Рыжики. Грибы грѣтые. Голушки. Калья. Грибы на маслѣ. Пирогъ съ вязигою. Пироги долг³е. Оладьи въ патокѣ. Блюдо ягодниковъ. Блюдо карасей. Блюдо пряжья.
   Въ остальные дни патр³архъ кушалъ рядовыя ѣства безъ масла.
   О винѣ за келейными столами патр³арха Адр³ана вовсе не упоминается. Судя по тому, какой питейный нарядъ отпускался въ село Троицкое Голенищево, куда иногда выѣзжалъ патр³архъ, онъ, повидимому, предпочиталъ пивцо легкое, бражку, кислыя щи, медъ вишневый, медъ свѣтлый, которые и отвозились въ мѣшечкахъ съ обозначен³емъ непосредственно: святѣйшему.
   Вообще же, въ келейномъ своемъ обиходѣ патр³архи жили довольно скромно и просто, по крайнѳй мѣрѣ это можно сказать о патр³архѣ Филаретѣ Никитичѣ, особенно въ первые годы его патр³аршества. Сравнительно не малою роскошью и различными новинами въ своемъ быту отличался только патр³архъ Никонъ.
   Къ столу Филарета Никитича подключникъ покупалъ ему хлѣбецъ и калачикъ на 4 деньги и ягоды клюквы на 2 деньги. Это повторялось неоднократно въ течен³и всей осени 1626 г., а ноября 10 на 4 деньга куплено и ягоды клюквы, и хлѣбецъ ситный, и калачикъ.
   О патр³архѣ Никонѣ так³я же случайныя свѣдѣн³я говорятъ, что однажды 15 генваря 1658 г. его хлѣбникъ сдѣлалъ ему къ обѣду кушанье-пышку противъ государевыхъ (царскихъ) податочныхъ пышковъ, т.-е. такую же по сдобѣ, какую подавали за царскими столами, за что получилъ въ награду 16 алт. 4 д.
   Февраля 27 того же года Николаевскаго монастыря, что на Никольскомъ крестцѣ (улицѣ), греческ³й архимандритъ Д³онис³й да келарь Евстигней строили патр³арху кушанье по-гречески, за что получили въ награду по полтинѣ человѣку. Потомъ марта 16 патр³арш³й поваръ получилъ въ награду 20 коп. за то, что государю патр³арху кисилекъ приспѣлъ, т.-е. состряпалъ вкусно.
   Искусство готовить кушанье по-гречески, повидимому, было принесено въ Москву Палестинскими патр³архами и въ первое время производилось Греками же, клирошанами патр³арховъ. Видимо также, что Никону очень понравились греческ³я яди. Еще въ 1655 г. ³юля 28, по случаю празднован³я въ Новодѣвичьемъ монастырѣ Богородицѣ Одигитр³и Смоленской, Никонъ ходилъ туда съ Палестинскими патр³архами и послѣ службы пригласилъ ихъ къ обѣду въ свое село Троицкое Голенищево, гдѣ Ант³ох³йскаго патр³арха кедарь да приспѣшникъ старецъ Ѳеофилъ приспѣвали рыбныя яди по-гречески, за что получили по полуполтинѣ человѣку. При этомъ Московск³й патр³архъ представилъ Грекамъ и Русское Московское угощен³е: Богородицк³е нищ³е (штатные при Успенскомъ соборѣ) 12 человѣкъ пѣли Лазаря и иные стихи, за что получили по 10 денегъ человѣку.
   Оканчивая обзоръ патр³аршаго столованья, мы должны упомянуть и о хмельныхъ напиткахъ, запасы которыхъ сохранялись въ патр³аршихъ погребахъ.
   Какъ извѣстно, крѣпк³е издревле Русск³е обычаи во всѣхъ добрыхъ сношен³яхъ людей между собою неотмѣнно требовали при каждомъ такомъ случаѣ и добраго угощен³я хмельнымъ пит³емъ. Эти обычаи шли еще отъ языческаго времени, когда и древн³й еще язычникъ Св. Владим³ръ подкрѣпилъ ихъ, выразивъ ихъ непреложный уставъ достопамятными словами: "Руси есть веселье питье, не можетъ безъ того быти".
   Христ³анское время утвердило старые обычаи тою истиною, что "невинно пит³е, проклято пьянство", а потому пит³е и сохранилось неприкосновенно, какъ добрый и привѣтливый порядокъ жизни.
   Добрыя сношен³я патр³аршаго дома съ людьми различныхъ сослов³й были столь велики и часты, что для исполнен³я обычая угощать добрыхъ людей должнымъ порядкомъ требовались не малые запасы разнороднаго пит³я; поэтому патр³арш³е погреба малый и большой и др. въ изобил³и были наполнены различными медами и пивомъ, а также и заморскимъ иноземнымъ виномъ, церковнымъ (краснымъ) и ренскимъ (бѣлымъ).
   Въ погребахъ сохранялись меды съ прозван³ями: вишневый, малиновый, чернишный, красный, бѣлый, свѣтлый, легк³й, выкислый, медъ съ гвозцы, наконецъ, кромѣ другихъ и медъ братск³й для домовной брат³и.
   Пиво: простое, легкое, мартовское, приварное, поддѣльное, т.-е. чѣмъ-либо приправленное, наконецъ брага и кислые щи.
   Не забыто было и вино горячее, сирѣчь водка.
   Изъ иностранныхъ винъ, беременныя и полубеременныя бочки сохраняли, какъ упомянуто, вино церковное и ренское. Эти вина покупались у Московскихъ торговыхъ Нѣмцевъ. Въ мартѣ 1642 г. по царскому указу было куплено у нихъ двѣ бочки беременныхъ романеи по 30 р. за бочку и двѣ бочки полубеременныхъ ренскаго за 20 р. Вино было куплено къ поставлен³ю патр³арха ²осифа и впередъ на патр³арш³й домовой обиходъ. Подъ именемъ церковнаго слѣдоват. употреблялась романея. Къ церковному вину присоединилось и своего производства-Астраханское. Появились и друг³я вина, напр. сектъ. Ренское, кромѣ того, поддѣлывалось сахаромъ для подачи къ столамъ въ Крестовую.
   Кромѣ того, въ погребахъ хранились: виноградъ свѣж³й, виноградъ въ патокѣ, брусника въ морсу, клюква и т. п. овощи.
   Иностранныя вина, церковное и ренское, по кубку, отпускалось за столомъ или на домъ властямъ, начиная отъ митрополитовъ и до игуменовъ, а также и нѣкоторымъ игуменьямъ, также нѣкоторымъ боярамъ и боярынямъ и другимъ боярскимъ и Думнымъ чинамъ, и вообще всѣмъ надобнымъ Патр³аршему Дому людямъ. Такая посылка вообще обозначала патр³аршую почесть.
   Гостепр³имство Патр³аршаго Дома относительно кормлен³я и питей было очень широкое. Справлялись угощен³я по установленному обычаю въ навечер³и соборныхъ и царскихъ праздниковъ, когда служили наканунѣ самаго праздника молебны. Послѣ молебна соборяне отъ старшаго и до младшаго приглашались на патр³арш³й погребъ, гдѣ ихъ и потчивали медами и пивами. Особенно большое питейное угощен³е Соборянъ и пѣвчихъ справлялось каждый день на Святой недѣлѣ во время столовъ въ Крестовой полатѣ. Тогда отпускалось и иностранное вино. Какое количество питья отпускалось въ эти дни, можно судить по слѣдующей записи: 1698 г. апрѣля 29, въ пятокъ св. Пасхи отпущено въ Крестовую полату соборяномъ и пѣвчимъ: воронокъ ренскаго, три ведра церковнаго, ведро меду вишневаго, извара (небольшая кадушка) меду чернишнаго, полведра меду легкова, полведра пива приварнаго, три ведра меду выкислова, три ведра пива мартовскаго да извара того же пива.
   Когда совершались крестные ходы, то бывавш³е при томъ по наряду для охранен³я хода отъ толпы и для всякаго уличнаго порядка стрѣльцы и солдаты, какъ и земск³е нарядчики (полицейск³е) городовые, неотмѣнно приглашались на патр³арш³й погребъ и угощались пивомъ и медомъ. Число такихъ гостей бывало различно и доходило отъ 75 иногда и до 420 чел. Вообще ни одно церковное торжество или личный выѣздъ патр³арха не оставлялись безъ угощен³я всѣхъ рядовыхъ служебниковъ при такихъ случаяхъ.
   Во множествѣ бывали и случайные гости патр³аршаго погреба, напр., подьяч³е Помѣстнаго приказа, надобные люди по вотчиннымъ патр³аршимъ дѣламъ, или подьяч³е Ивановской площади (родъ нотар³усовъ), также очень надобные люди по тѣмъ же и разнымъ другимъ дѣламъ. Ихъ кормили въ хлѣбодарнѣ и поили не только что пивомъ и медомъ, но и церковнымъ виномъ. Въ 1698 г. мая 28 на 12 человѣк

Другие авторы
  • Романов Иван Федорович
  • Христофоров Александр Христофорович
  • Муйжель Виктор Васильевич
  • Голдобин Анатолий Владимирович
  • Стороженко Николай Ильич
  • Никандров Николай Никандрович
  • Щепкина Александра Владимировна
  • Аппельрот Владимир Германович
  • Гримм Эрвин Давидович
  • Глинка Михаил Иванович
  • Другие произведения
  • Лонгфелло Генри Уодсворт - Дня нет уж...
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич - Розанов
  • Леонтьев Константин Николаевич - Над могилой Пазухина
  • Аверкиев Дмитрий Васильевич - Русский театр в Петербурге. Первые три недели сезона
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Дон-Аминадо. Нескучный сад
  • Огарев Николай Платонович - Кавказские воды
  • Радклиф Анна - Удольфские тайны. Том 1
  • Констан Бенжамен - Бенжамен Констан: биографическая справка
  • Пушкин Василий Львович - Письма к П. А. Вяземскому
  • Альфьери Витторио - Витторио Альфиери: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 590 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа