Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История города Москвы, Страница 15

Забелин Иван Егорович - История города Москвы



въ Жмуди вдову Головину, вышедшую впослѣдств³и за пана Яна Млечка, судью земскаго; а прежде она была за роднымъ братомъ Ѳедора Головина, удалившимся изъ Москвы, какъ сказываютъ, еще при Стефанѣ, въ Жмудь, гдѣ дали ему помѣстье.
   "Я воспользовался этимъ случаемъ, чтобы познакомиться съ бояриномъ; припомнилъ все, что зналъ, придумалъ, чего не было, и отправился къ сосѣду. Сначала не хотѣли впустить меня и въ ворота, обыкновенно всегда запертыя; но когда я сказалъ, что намѣренъ сообщить кой-что о братѣ боярина, бывшемъ въ Литвѣ, Москвичъ былъ весьма радъ мнѣ, какъ и всякому пр³ятно слышать добрыя вѣсти о родныхъ и домашнихъ. Онъ разспрашивалъ меня о помѣстьяхъ, объ оставшихся дѣтяхъ, о житьѣ-бытъѣ покойнаго брата; я говорилъ что на умъ приходило, ничего не зная и выдавая выдумки за истину. Съ тѣхъ поръ мы подружились и стали называть другъ друга кумомъ. Это кумовство мнѣ было очень выгодно: я часто бывалъ у него съ товарищами на обѣдахъ; сверхъ того онъ всегда присылалъ мнѣ съѣстные припасы, привозимые изъ помѣстьевъ, и всякаго рода овощи, а для кожей овса и сѣна.
   "Въ особенности дорога его дружба была мнѣ при возстан³и Москвитянъ. Я съ своей стороны при всякомъ случаѣ оказывалъ ему помощь, часто угощалъ его обѣдами, приготовленными по Польски, къ великому удивлен³ю боярина, который не только не ѣдалъ прежде нашихъ кушаньевъ, но никогда ихъ и не видывалъ. Познакомившись короче, я просилъ его, въ тайныхъ бесѣдахъ, предостеречь меня отъ измѣны Москвитянъ; онъ обѣщалъ охотно, и со своей стороны просилъ моей защиты отъ Поляковъ. Предосторожности наши были, однако, напрасны; мятежъ разразился громомъ, и немног³е могли угадать оный; впрочемъ Головинъ предупреждалъ меня въ другихъ неблагопр³ятныхъ случаяхъ, и тѣмъ оказалъ намъ большую услугу...
   "Науками въ Москвѣ вовсе не занимаются; онѣ даже запрещены. Выше упомянутый бояринъ Головинъ разсказывалъ мнѣ, что въ правлен³е извѣстнаго тирана, одинъ изъ нашихъ купцовъ, пользовавшихся правомъ пр³ѣзжать въ Росс³ю съ товарами, привезъ съ собою въ Москву кипу календарей; царь, узнавъ о томъ, велѣлъ часть этихъ книгъ принесть къ себѣ. Русскимъ онѣ казались очень мудреными, самъ царь не понималъ въ нихъ ни слова; посему, опасаясь, чтобы народъ не научился такой премудрости, приказалъ всѣ календари забрать во дворецъ, купцу заплатить, сколько потребовалъ, а книги сжечь. Одну изъ нихъ я видѣлъ у Головина. Тотъ же бояринъ мнѣ сказывалъ, что у него былъ братъ, который имѣлъ большую склонность къ языкамъ иностраннымъ, но не могъ открыто учиться имъ; для сего тайно держалъ у себя одного изъ Нѣмцевъ, жившихъ въ Москвѣ; нашелъ также Поляка, разумѣвшаго языкъ Латинск³й; оба они приходили къ нему скрытно въ Русскомъ платьѣ, запирались въ комнатѣ и читали вмѣстѣ книги Латинск³я и Нѣмецк³я, которыя онъ успѣлъ пр³обрѣсть и уже понималъ изрядно. Я самъ видѣлъ собственноручные переводы его съ языка Латинскаго на Польск³й и множество книгъ Латинскихъ и Нѣмецкихъ, доставшихся Головину по смерти брата. Что же было бы, если бы съ такимъ умомъ соединялось образован³е".
   Есть свѣдѣн³е, что въ 1677 г. земля Чудова монастыря увеличилась присоединен³емъ къ монастырю смежнаго съ нимъ двора боярина Бориса Ив. Морозова. Можно полагать, что Морозову по царскому изволен³ю достались и старый дворъ Шуйскаго и еще старѣйш³й дворъ Головиныхъ съ церковью Воздвижен³я, почему эта церковь и находилась въ составѣ храмовъ Чудова монастыря и была превращена въ больничную для монастырской брат³и.
  

Древняя мѣстность Малаго Дворца.

  
   Какъ упомянуто, возлѣ двора Головиныхъ находился въ началѣ ХV²² ст. дворъ Александра Шуйскаго, родного брата царя Васил³я. Можно полагать, что этотъ дворъ прежде принадлежалъ Ѳед. Иван. Шереметеву, какъ это и обозначено на Годуновскомъ чертежѣ Кремля. Какъ увидимъ, Годуновъ отнялъ дворъ у Шереметева, а при царѣ Шуйскомъ дворъ могъ поступить во владѣн³е Александра Шуйскаго. Этотъ дворъ стоялъ противъ самой церкви Николы Гостунскаго на мѣстѣ теперешняго Малаго Дворца. Шереметеву онъ достался отъ отца, боярина Ивана Большого Ва-сильевича Шереметева (1570), который по изволен³ю Грознаго пр³обрѣлъ этотъ дворъ, заплативши за него деньгами 7.800 руб. съ придачею двухъ своихъ дворовъ. Столь значительная по времени сумма указываетъ, что купленный дворъ былъ очень обширный и богатый, на немъ находилосъ 26 житей полатныхъ и погребныхъ.
   На Годуновскомъ чертежѣ строен³я этого двора въ перспективѣ, повидимому, неправильно спутаны съ строен³ями Чудова монастыря, хотя и отдѣлены отъ монастырскаго двора. Этотъ обширный дворъ былъ построенъ царемъ Иваномъ Грознымъ для своего брата князя Юрья Васильевича въ 1560 г. на томъ мѣстѣ, гдѣ находился старый дворъ дяди царя, князя Юрья Ивановича Дмитровскаго (1536 г.), а также дворъ боярина (съ 1521 г.) Михаила Юръевича Захарьина-Юръева (1538 г) и иные боярск³е дворы, примыкавш³е къ Чудову монастырю.
   Въ самый день кончины царицы Анастас³и Романовыхъ, 7 августа 1560 г., Грозный царь, готовивш³йся уже сдѣлаться великимъ Опричникомъ для Московскаго государства, повелѣлъ все это мѣсто очистить по ограду Чудова монастыря съ одной стороны и съ другой по заулокъ, проходивш³й къ заднимъ воротамъ этого монастыря между его строен³ями и оградою и строен³ями и оградою сосѣдняго Вознесенскаго монастыря. Здѣсь царь повелѣлъ построить новый дворъ для Юръя Васильевича и церковь повелѣлъ поставить на княжемъ дворѣ, на сѣняхъ, Введен³е Пречистой Богородицы.
   До того времени съ малолѣтства кн. Юр³й Васильевичъ и съ своею княгинею жилъ въ большомъ государевомъ дворцѣ въ особыхъ хоромахъ и обиходъ ему былъ казенный, дворцовый изъ государевой казны и изъ дворцовъ нераздѣльно съ братомъ царемъ. Теперь онъ былъ выдѣленъ изъ общаго царскаго обихода и по волѣ государя сталъ самостоятельнымъ княземъ-хозяиномъ, владѣя всѣмъ тѣмъ, что завѣщалъ ему отецъ,-городами, волостями, селами и всякою казною. Государь устроилъ ему и весь служебный государск³й чинъ, особыхъ бояръ, дворецкаго, стольниковъ, стряпчихъ, дьяковъ и всякихъ другихъ чиновниковъ и приказныхъ людей, какъ довлѣетъ быти государскому чину во всякомъ обиходѣ.
   Новый обширный дворъ былъ выстроенъ въ три мѣсяца. 21 ноября 1560 г. на Введен³евъ день былъ освященъ и новый его храмъ Введенiя самимъ Макар³емъ митрополитомъ, и въ тотъ же день князь вошелъ на свое новоселье жить въ новомъ дворѣ, при чемъ и митрополитъ и самъ государь обѣдали и пировали на новосельи у князя.
   Юр³й Вас. скончался въ 1564 г. ноября 25. Послѣ него его дворъ поступилъ во владѣн³е боярина Ѳ. И. Шереметева, о чемъ мы сообщаемъ подробнѣе въ описан³и дворовъ по улицѣ съ правой стороны отъ Никольскихъ воротъ.
   Этотъ дворъ, съ именемъ Юрьевскаго двора, кн. Юрья Васильевича, существовалъ въ 1584 г., слѣдовательно къ Шереметеву поступилъ послѣ этого года или въ томъ же году.
   Михаилъ Юрьев. Захарьинъ (1538) былъ старш³й братъ Романа Юрьевича (1543 г.), прадѣда царю Михаилу Ѳедоровичу. Отъ его имени пошло фамильное прозван³е Романовыхъ. Можетъ быть, дворъ Михаила Юрьевича быдъ дворъ отцовск³й, въ которомъ жили и его братья, а въ томъ числѣ и Романъ Юрьев. Опредѣлить въ точности мѣсто этого двора невозможно, но по всему вѣроят³ю онъ стоялъ въ мѣстности Малаго или Николаевскаго Дворца въ сторонѣ къ оградѣ Чудова монастыря.
   При вел. князѣ Иванѣ Васильевичѣ III мѣстность Малаго Дворца и площадь передъ дворцомъ со стороны Чудова монастыря была занята многими дворами, которые въ 1504 г. вел. князь завѣщалъ своимъ сыновьямъ Юрью, Дмитр³ю, Семену и Андрею съ наказомъ, чтобы они подѣлились этими мѣстами поровну. Стало быть, въ это время всѣ помянутые дворы были уже пусты и ихъ владѣльцы были переселены на друг³я мѣста. Видимо, что вел. князь, пролагая прямыя улицы отъ Спасскихъ и Никольскихъ воротъ къ Соборной площади, очищалъ Кремлъ и отъ лишнихъ обитателей, отдавая нхъ мѣста своимъ сыновьямъ.
   По этой мѣстности отъ двора Головиныхъ слѣдовалъ по направлен³ю къ Чудовской площади дворъ дьяка Семена Башенина, потомъ дворы троихъ портныхъ мастеровъ великаго князя-Ноздри, Кузнецова и Ушака; далѣе дворы Васил³я Борисовича Морозова-Тучкова (бояринъ съ 1480 г.), потомъ Григор³я Бабина, Ивана Михайловича Семенова, двухъ Ивановъ Владим. Семеновыхъ, Ѳеодора Савостьянова, Ив. Борисова, кн. Ивана Вас. Стригина (бояринъ съ 1462 г.), князя Вас. Вас. Оболенскаго, кн. Ѳед. Вас. Лапаты-Оболенскаго (бояринъ съ 1519 г.). Затѣмъ друг³е дворы: Вас. Ѳед. Сабурова (бояринъ съ 1465 г.), Давыдовыхъ Григор³я и Петра Ѳедор. (1501 г. окольнич³е. Григор³й Давыдовъ бояринъ съ 1505 г.), Александра Вас. Оболенскаго (бояринъ съ 1476 г.) и др., подходили уже къ мѣстности Никольской улицы (С. Г. Г., I, 348, 394).
   Такимъ образомъ, князь Юр³й Ивановичъ Дмитровск³й занялъ подъ свой дворъ мѣста дьяка Башенина, портныхъ великокняжескихъ мастеровъ, Тучкова, Бабина, Семеновыхъ и нѣкоторыя друг³я, поименованныя выше, гдѣ потомъ находился и дворъ М. Ю. Захарьина.
   Дворы князей Оболенскихъ, Сабурова, Давыдовыхъ стояли уже на площади, приближаясь, какъ упомянуто, къ Никольской улицѣ.
   Повторимъ хронологическую истор³ю Малаго или Николаевскаго Дворца. На мѣстѣ малыхъ разночинныхъ дворовъ послѣ 1504 г. здѣсь устроился дворъ князя Юрья Ивановича Дмитровскаго, потомъ въ 1560 г. дворъ князя Юръя Васильевича, перешедш³й сначала къ Шереметеву, потомъ къ Александру Шуйскому (?).
   При царѣ Михаилѣ Ѳед. этою мѣстностыо и съ остававшимися полатами владѣлъ бояринъ Борисъ Ивановичъ Морозовъ (1662 г. ноября 1), а послѣ него она поступила во владѣн³е Чудова монастыря. На ней и былъ построенъ Платоновск³й Арх³ерейск³й Домъ, занятый впослѣдств³и Николаевскимъ Дворцомъ. (Альбомъ видовъ, No XX).
  

Арх³ерейск³й домъ.

  
   Со времени учрежден³я въ 1742 г. Московской Епарх³и Московск³е арх³ереи имѣли пребыван³е въ здан³яхъ Чудова монастыря, гдѣ поэтому случаю къ старымъ были пристроены и новыя полаты.
   Извѣстно, что во время чумной заразы въ Москвѣ въ 1771 г. народъ взбунтовался противъ преосвященнаго Амврос³я. Отыскивая его, мятежники ворвались въ Чудовъ монастырь въ покои архипастыря, гдѣ "онаго не нашедъ, не точ³ю все его имѣн³е расхитили, но и всѣ окончины перебили, стулья переломали оборвали, и однимъ словомъ весь домашн³й уборъ съ крайнимъ ругательствомъ въ ннчто обратили". Такъ это записано въ "Журналѣ Моск. Консистор³и" 18 сент. 1771 г.
   Разоренный домъ арх³ереевъ оставался въ такомъ видѣ до 1775 г., такъ какъ замѣстителемъ погибшаго арх³епископа Амврос³я до того времени никто не былъ назначенъ и хозяина не было.
   Въ 1775 г. импер. Екатерина II почти весь годъ, съ конца генваря и до конца декабря, провела въ Москвѣ. На пути въ Москву она вручила Тверскому арх³епископу Платону указъ о назначен³и его арх³епископомъ Московскимъ 21 генв. Она хорошо знала преосвященнаго, когда онъ, бывши еще ³еромонахомъ, преподавалъ въ 1763-1765 гг. законъ Бож³й великому князю Павлу Петровичу.
   Въ Москвѣ новый архипастырь не нашелъ себѣ соотвѣтственнаго его сану помѣщен³я. Вотъ что онъ записалъ въ своей автоб³ограф³и:
   "Надлежитъ сказать и о хозяйствѣ Московскаго Арх³ерейскаго дома. Не только нельзя было въ немъ жить, но и ничего почти въ немъ не было, и онъ принужденъ былъ жить на подворьѣ Троицкомъ, что у Сухаревой башни; ибо во время бывшаго въ 1771 г. мятежа и уб³ен³я арх³ерея арх³ерейск³е покои были внутри разорены и разграблены, также и конюшня и экипажъ весь. А, между тѣмъ, по небыт³и до 1775 г. хозяина, не безъ того, что и оть другихъ или запущено, или недостатокъ умноженъ. Заботило с³е Платона, о чемъ хорошо узнала и императрица и потому пожаловала императрица безъ просьбы, сама собою, на построен³е новаго дома 40.000 р., и онъ построилъ новый домъ (на 44 саженяхъ) въ томъ видѣ, въ какомъ онъ теперь зрится всѣми".
   До того времени на этомъ мѣстѣ существовали как³я-то старыя пустыя каменныя полаты, которыя были разобраны и фундаментъ ихъ выломанъ. Постройка производилась въ течен³и того же 1775 и 1776 годовъ; когда была окончена-неизвѣстно. Пожалованная сумма отпускалась изъ Коллег³и Эконом³и по мѣрѣ надобности.
   Строителемъ былъ извѣстный въ то время архитекторъ Козаковъ.
   Это было двухъэтажное здан³е, въ которомъ была устроена и домовая церковь во имя св. апостолъ Петра и Павла, вѣроятно, уже послѣ 1787 г., когда 29 ³юня въ праздникъ свв. Апостоловъ Платонъ былъ возведенъ въ санъ митрополита совсѣмъ для него неожиданно.
   Однако пребыван³е преосвященнаго въ этомъ новомъ домѣ сопровождалось не малымъ безпокойствомъ. Оно заключалось въ томъ, что на небольшой площади противъ дома въ 1785 г. была устроена батарея, гдѣ были помѣщены пушки для пальбы въ торжественные дни, и вотъ эта пальба такъ обезпокоивала арх³ерея, что онъ сначала словесно просилъ губернатора П. Д. Еропкина отвести мѣсто для пушекъ подальше отъ своего дома, а въ1786 г. просилъ его о томъ же письменно, объясняя, что 26 ³юля того же года, во время пальбы изъ пушекъ, перебило до 70 стеколъ въ Арх³ерейскомъ домѣ и въ Вознесенскомъ монастырѣ; что слуги и служки отъ страху запрятались съ своими дѣтьми въ погреба, о чемъ на слѣдующее утро поступило къ нему три доношен³я. Еропкинъ отвѣтилъ, что того сдѣлать не можетъ, потому что пушки Высочайшимъ указомъ 1786 г. февраля 11 повелѣно поставить въ Кремлѣ, гдѣ другого столь же открытаго для нихъ мѣста не было.
   Въ 1797 г. въ мартѣ императоръ Павелъ и весь Дворъ прибылъ въ Москву для коронац³и. Въ Кремлевскомъ дворцѣ помѣщен³й для многочисленнаго придворнаго штата и даже для Высочайшихъ особъ было очень мало и потому Арх³ерейск³й домъ очень понадобился. Въ немъ поселился наслѣдникъ престола вел. князь Александръ Павловичъ съ супругою Елисаветою Алексѣевною. Вел. князь Константинъ Павловичъ помѣстился въ Арсеналѣ. Александръ Павловичъ прожилъ въ Платоновскомъ домѣ съ 31 марта по 3 мая 1797 г. По этому поводу въ "Запискахъ графини Головиной" находимъ слѣдующ³я строки:
   "1797 г. въ Вербную субботу 27 марта состоялся торжественный въѣздъ императорской четы въ Москву. Поѣздъ былъ громадный. Войска тянулись отъ Петровскаго дворца до дворца князя Безбородко, въ Лефортовской сторонѣ. Кортежъ остановился въ Кремлѣ, императорская фамил³я обошла всѣ соборы и поклонилась мощамъ. Кромѣ дворца Безбородка и Кремлевскаго, другаго помѣщен³я не было.
   "Въ среду на Страстной Дворъ переѣхалъ въ Кремль готовиться къ коронац³и.
   "Надо владѣть талантомъ историка, чтобы выразить въ краткихъ словахъ все благоговѣн³е, внушаемое Кремлемъ,-и перомъ поэта, чтобы воспѣть впечатлѣн³я, навѣваемыя этимъ древнимъ и прекраснымъ мѣстомъ, этимъ соборомъ, а также дворцомъ (Теремнымъ), готическ³й стиль котораго съ его террасами, оградами и сводами придаетъ ему нѣчто фантастическое и который высотой своего положен³я господствуетъ надъ всей Москвой. Такъ какъ дворецъ былъ недостаточно обширенъ, чтобы помѣстить все императорское семейство, вел. князь Александръ и его супруга поселились на Арх³ерейскомъ домѣ, а вел. князь Константинъ- въ Арсеналѣ. Вел. княгиня Елисавета сказала мнѣ, что никогда не забудетъ впечатлѣн³я, произведеннаго на нее видомъ Кремля вечеромъ въ день пр³ѣзда... Въ тотъ вечеръ, выходя отъ своей невѣстки (вел. княгини Анны Ѳедоровны) и садясь въ карету, она взглянула на эту древнюю красу Кремля, выдѣлявшуюся еще болѣе при яркомъ свѣтѣ луны, восхитительно отражавшейся всѣми позолоченными куполами соборовъ и церквей. Великая княгиня невольно пришла въ энтуз³азмъ и никогда съ тѣхъ поръ воспоминан³е объ этой минутѣ не изглаживалось изъ ея памяти" (Историч. Вѣстникъ, май, 1899, стр. 425). Конечно, послѣ Петербургскихъ видовъ Москва должна была на самомъ дѣлѣ поражать своею древностью и оригинальностью все собравшееся тогда въ Кремлѣ придворное общество.
   Въ Великую субботу импер. Павелъ и вся царская фамил³я пр³общались св. Таинъ въ Чудовомъ монастырѣ, откуда послѣ обѣдни государь былъ въ Арх³ерейскомъ домѣ, гдѣ стоялъ государь наслѣдникъ, и благосклонно разговаривалъ съ митрополитомъ Платономъ (Чтен., 1875 г., кн. IV, стр. 187).
   Въ 1805 г. до преосвященнаго дошелъ слухъ, что его Арх³ерейск³й въ Кремлѣ домъ хотятъ отдать для жилья нѣмцу, коменданту генералъ-майору Гессе. Объ этомъ онъ писалъ къ своему викар³ю преосвящ. Августину слѣдующ³я замѣтки:
   "Вотъ еще вздумали...", пишетъ архипастырь октября 30, "что выйдетъ не знаю. Не есть ли с³е-выживать меня изъ Москвы? Я помышляю объ отказѣ (отъ служен³я); но думаю, коли Богъ позволитъ, подождать до наступлен³я 70 года (жизни). Впрочемъ, буди во всемъ воля Бож³я съ нами". Такъ подѣйствовалъ этотъ слухъ на преосвященнаго. Онъ въ это время былъ уже митрополитомъ съ 1787 г. 29 ³юня.
   "Прошу меня успокоить объ Арх³ерейскомъ домѣ, чтобы не заняли", пишетъ онъ въ другомъ письмѣ. "Для сего развѣдать обстоятельнѣе и при случаѣ, ежели правда, отвести отъ сего Валуева (начальника Дворцоваго вѣдомства). С³е, кромѣ другихъ причинъ, возмутитъ всю публику, чтобъ жить въ Арх³ерейскомъ домѣ нѣмцу и близъ мощей-лютеранину и пр. Объ Арх³ерейскомъ домѣ, что Богъ устроитъ, будемъ повиноваться Его волѣ. Аще хощеши служити Господеви, уготови душу твою на искушен³е: только прошу прилежно навѣдываться, что отъ заговорныхъ противу насъ о семъ послышите.
   "Отъ Валуева я ничего доселѣ не получалъ. Что за мудрован³е?.. По всему кажется, если не ошибаюсь, все с³е есть одна комед³я. Симъ, думаю, только думаютъ меня побудить отъ Москвы отказаться...
   "О домѣ моемъ пишутъ изъ Петербурга, почитая невѣроятнымъ, чтобъ взятъ былъ. С³е есть козни д³авольск³я, кои разсыплетъ Христосъ духомъ устъ своихъ. Однако я хотѣлъ бы знать, что далѣе о семъ думаютъ..."
   Наконецъ, преосвященный успокоился. Въ письмѣ къ Августину отъ 7 января 1806 г. онъ писалъ: "О домѣ Кремлевскомъ пишетъ ко мнѣ оберъ-прокуроръ Синодск³й, что онъ докладывалъ государю и государь-де отвѣтствовалъ, что сему быть неприлично; теперь, кажется, уже не сумнительно; а я къ прокурору не писалъ, чудно что вышло..." Далѣе слѣдуютъ замѣтки:
   "Генв. 14, 1806. Слава Богу что домъ мой остался, кажется, не опаснымъ отъ осады. Богъ дѣлаетъ по своему,-вотъ Валуевъ! вотъ Беклешовъ!.. {По поводу сношен³й съ Беклешовымъ (генералъ-губернаторомъ) архипастырь въ одномъ письмѣ къ Августину (дек. 10, 1805) замѣчаеть слѣдующее: "У князя Волконскаго (въ домѣ на Самотокѣ) домовая церковь, да и Публичный театръ, какъ въ газетахъ писано; разсмотрите о семъ и представьте мнѣ. Что я слышу, что вамъ Беклешовъ говорилъ: "Надобноде жить по-европейски, а не по-татарски? Что с³е значитъ? Прошу объяснить и съ обстоятельствами".}.
   "Февр. 25. О домѣ Арх³ерейскомъ Валуевъ пишетъ, что-де все то выдумали монахи Чудовскiе, по однимъ догадкамъ и пустымъ слухамъ. Вотъ какъ безсовѣстно!.." {Письма митроп. Платона къ преосвящ. Амврос³ю и Августину. М., 1870 г.}.
   Въ 1811 г. ³юня 13 владыка уволился отъ управлен³я епарх³ею и 11 ноября 1812 г. скончался. Послѣ него епарх³ею управлялъ его викар³й Августинъ до 30 августа 1814 г., когда былъ пожалованъ въ арх³епископа Дмитровскаго. Митрополич³й домъ, который можно назвать Платоновскимъ, оставался такимъ образомъ безъ хозяина.
   Въ концѣ-концовъ митрополич³й домъ въ 1817 г. поступилъ въ Дворцовое вѣдомство и въ немъ былъ устроенъ дворецъ Николаевск³й, какъ онъ обозначался впослѣдств³и по тому случаю. что въ немъ основалъ свое пребыван³е велик³й князь Николай Павловичъ.
   17 апрѣля 1818 г. въ этомъ священномъ отнынѣ домѣ родился Государь Императоръ Александръ II.
   Въ 1824 г. для болѣе удобнаго размѣщен³я государевой свиты сооружена надъ здан³емъ постройка третьяго этажа. Въ 1872 г. значительно обветшавш³й Дворецъ былъ возобновленъ съ сохранен³емъ всѣхъ частей въ прежнемъ видѣ.
  

Чудовъ монастырь.

  
   Основан³е Чудову монастырю было положено митрополитомъ Алексѣемъ. Въ 1365 г. онъ заложилъ здѣсь каменную церковь во имя Чуда Архангела Михаила въ Хонѣхъ (6 сентября). Сооружен³е церкви было окончено въ то же лѣто. При этомъ лѣтописцы ни слова не прибавляютъ о томъ, что съ постройкою церкви учрежденъ былъ и самый монастырь. Ихъ свидѣтельство касается только каменной церкви, какъ случая, не часто появлявшагося въ то время. Есть нѣкоторыя основан³я предполагать, что учрежден³е монастыря совершилось гораздо раньше постройки каменнаго храма.
   Нѣкоторые лѣтописцы упоминаютъ, что на этомъ мѣстѣ находился Царевъ Ордынск³й Посольск³й дворъ, т.-е мѣстопребыван³е приходивпшхъ въ Москву царевыхъ, иногда очень грозныхъ и немилостивыхъ, пословъ, появлявшихся время отъ времени за сборомъ даней и пошлинъ, а также и сверхъ пошлинъ чрезвычайныхъ царевыхъ запросовъ.
   Друг³я позднѣйш³я свидѣтельства упоминаютъ, что здѣсь былъ конюшенный дворъ хана Джанибека, который подарила святителю царица Тайдула (Тайтуглы). Конюшенный дворъ, конечно, составлялъ только часть всего подворья. Невозможно предполагать, чтобы въ Кремлѣ находились только однѣ конюшни ордынскихъ пословъ.
   Царь Джанибекъ и съ своею матерью царицею Тайдулою (Тайтуглы) не мало благоволилъ къ Русской землѣ, давая ей возможныя льготы, как³я именно, не знаемъ. "Былъ сей царь Чанибекъ Азбяковичъ добръ зѣло ко христ³анству", говоритъ наша лѣтопись, "и многу льготу сотвори землѣ Рустей". Можемъ догадываться, что такое благоволен³е Ордынскаго царя и его царицы возникло и постоянно поддерживалось ходатайствами митрополита Алексѣя и главное его дальновидною умною политикою. Это тѣмъ болѣе вѣроятно, что тотъ же Джанибекъ съ митрополитомъ Ѳеогностомъ поступалъ очень притѣснительно, хотя и Ѳеогностъ получилъ обычный ярлыкъ, подтверждавш³й всѣ давн³е ярлыки, освобождавш³е духовенство отъ даней и пошлинъ. Но при св. Алексѣѣ Джанибекъ сдѣлался особенно добрымъ и ласковымъ, и, какъ упомянуто, сотворилъ многую льготу Русской Землѣ.
   Ордынск³е цари отъ начала ихъ владычества очень уважали нашихъ митрополитовъ и весь поповск³й чинъ, какъ они выражались, почитая ихъ молебниками, что Богу молились за нихъ и за все ихъ племя, а потому и освобождали молебниковъ отъ всякихъ даней и пошлинъ. Быть можетъ, никто изъ прежнихъ митрополитовъ не дѣйствовалъ такъ благотворно на утвержден³и этого царскаго убѣжден³я, какъ Митрополитъ Алексѣй. Такъ, возможно объяснять особое благоволен³е къ митрополиту царя Джанибека и въ особенности его матери, любимѣйшей жены царя Узбека, царицы Тайдулы, которая еще въ 1356 г. дала ему охранную грамоту для безопаснаго пути на его проѣздъ въ томъ году въ Царьградъ, а потомъ въ 1357 г. вызвала его къ себѣ въ Орду для изцѣлен³я отъ болѣзни своихъ очей. Разсказывали, что въ ожидан³и его прибыт³я она видѣла сонъ, какъ приближался къ ней святитель въ арх³ерейской одеждѣ и съ нимъ священники въ священныхъ одеждахъ. Царица по тому образцу и изготовила имъ так³я одежды, какъ видѣла во снѣ.
   Когда святитель, собравшись идти въ Орду, служилъ въ Успенскомъ соборѣ молебенъ, совершилось благодатное чудо у гроба св. Петра митрополита - "се отъ себя сама загорѣся свѣча" {Чудесное самовозжен³е свѣчъ случалось нерѣдко. Еще въ 1147 году, когда въ К³евѣ убитаго народною толпою князя Игоря положили въ церкви св. Михаила, на ту ночь Богъ прояви надъ нимъ знамен³е велико, зажгошась свѣчи вси надъ нимъ въ церкви той". Наутро Новгородцы сказали объ этомъ митрополиту, но митрополитъ запретилъ кому-либо говорить объ этомъ, повелѣлъ потаити такую благодать, Богомъ явленную надъ покойнымъ. Въ поздн³я времена такая благодать являлась еще чаще. Въ 1375 г. ³юля 27 въ Твери, въ церкви Покрова, передъ иконою Богородицы ночью свѣча загорѣлась сама собою. Въ Москвѣ по кончинѣ вел. княгини Евдок³и, въ иночествѣ Евфросинiи, Донской (1407 г.) многажды у гроба свѣща сама о себѣ возгорашеся... (Степ. Кн., I, 514). Въ Москвѣ въ 1480 г. во время нашеств³я Ахмата, октября 9, у гроба Петра возжеся свѣча о себѣ. Митрополитъ вощаницу оныя свѣщи, нарядивъ со святой водою, послалъ вел. князю на Угру. Въ Москвѣ въ Архангельскомъ соборѣ при царѣ Васил³и Ив. у гроба Дмитр³я Донскаго "свѣща сама о себѣ возгорѣся и небеснымъ свѣтомъ оба полы свѣтяще и на много дни горяше, воску жъ не умаляющуся. Есть же та свѣща и донывѣ во церкви той. Отъ нея же мнози съ вѣрою пр³имаху воску онаго и отъ различныхъ болѣзней здрав³е пр³имаху".}. Святителъ раздробилъ чудную свѣчу и роздалъ народу на благословен³е и часть ея взялъ съ собою съ освященною водою. Въ Ордѣ его встрѣтилъ съ большимъ почетомъ самъ царь Джанибекъ съ сыномъ Бердибекомъ и съ прочими сыновьями, съ князьями и вельможами. У царицы совершенъ былъ молебенъ, на которомъ возжена была чудесная свѣча; потомъ святитель окропилъ царицу св. водою и въ тотъ часъ она прозрѣла. И царь и вся Орда дивились такому событ³ю и оказали святителю хвалу и честь вел³ю, а царь почтилъ его и бывшихъ съ нимъ многими дарами.
   Возможно предполагать, что день чудеснаго изцѣлен³я царицы былъ 6 сентября, день памяти Чуда Архангела Михаила въ Хонѣхъ, въ честь котораго Чуда и учрежденъ былъ монастырь. Святитель отправился въ Орду 18 августа и, дѣйствительно, могъ прибыть въ Орду въ началѣ сентября. Возможно также догадываться, что въ это же время, пользуясь торжествомъ своего святого подвига, святитель выпросилъ у хана разрѣшен³е взять его Посольск³й дворъ для устройства на немъ по откровен³ю Божьему обѣтнаго монастыря и постройки церкви.
   Какъ увидимъ, никакое другое время не способствовало къ такому ходатайству о пр³обрѣтен³и Посольскаго двора. Въ этомъ же 1357 г. по выѣздѣ святителя въ борзѣ (со скорост³ю) отпущеннаго, въ Ордѣ началась замятня, больш³я смуты, царь Джанибекъ былъ убитъ сыномъ Бердибекомъ, который въ свой чередъ былъ убитъ въ 1359 г., а затѣмъ въ 1360 г. была убита и знаменитая Тайдула.
   При своемъ отъѣздѣ изъ Орды святитель получилъ обычный ярлыкъ уже отъ Бердибека.
   Такимъ образомъ, если Тайдула подарила святителю Посольск³й дворъ, такъ это могло случиться раньше 1360 г. и по всему вѣроят³ю въ тотъ самый годъ, когда получила чудесное изцѣлен³е отъ болѣзни, а потому и основан³е монастыря могло совершиться въ 1358 году. Постройка каменной церкви спустя пять лѣтъ по смерти Тайдулы происходила уже въ созданномъ монастырѣ, гдѣ прежде могла быть построена только деревянная церковь, о чемь лѣтописцы не упомянули, какъ о рядовомъ событ³и. А послѣдующ³е списатели жит³я св. Алексѣя уже произвольно толковали о деревянной церкви для своихъ цѣлей, чтобы объяснить разрушен³е храма въ 1431 г. и доказывать, что онъ былъ обширнѣе и что святитель былъ погребенъ внутри, а не внѣ храма.
   Какъ бы ни было, но время основан³я монастыря едва ли можеть относиться ко времени постройки каменной церкви.
   Святитель Алексѣй, создатель, устроитель Московскаго политическаго единен³я, скончался 12 февраля 1378 г. я не получилъ отъ современниковъ достойной лѣтописи своего жит³я, чему могли попрепятствовать наставш³я послѣ его кончины страшныя для Москвы событ³я: нашеств³е въ 1380 г. Мамая и въ 1382 г. нашеств³е Тохтамыша. Неимовѣрное напряжен³е нравственныхъ и матер³альныхъ силъ въ первое нашеств³е и совершенное истреблен³е самой Москвы въ погромъ Тохтамыша, конечно, не могли на долгое послѣ того время благопр³ятствовать спокойному развит³ю литературнаго труда. Здѣсь и скрываются тѣ причины, почему литературное развит³е Москвы во все послѣдующее время оставалось безъ движен³я. Такимъ образомъ, и жит³е св. Алексѣя не получило въ свое время должной литературной обработки, даже хотя бы и одной короткой записи. Такая обработка началась спустя 70-80 лѣтъ послѣ его кончины и, конечно, не обладая надобными источниками, описала это жит³е въ довольно превратномъ видѣ.
   "Какъ библ³ографическая истор³я жит³я", говоритъ почтенный изслѣдователь жит³й Русскихъ святыхъ В. О. Ключевск³й. "такъ и его фактическое содержан³е представляють много темныхъ, едва ли даже разъяснимыхъ пунктовъ". Авторъ по этому поводу укоряетъ Московскую письменность ХУ в., что "70-80 л. спустя по смерти знаменитаго святителя въ Москвѣ не умѣли написать порядочной и вѣрной его б³ограф³и, даже по поручен³ю вел. князя и митрополита съ соборомъ". Но возможно ли было написать что-либо вѣрное и порядочное, когда, кромѣ колеблющихся предан³й, никакихъ вѣрныхъ источниковъ не оказывалось налицо. Съ половины ХV и до конца ХV²² ст. надъ обработкою этого жит³я трудилось не мало писателей и всѣ они, не имѣя вѣрныхъ источниковъ, по необходимости дополняли другъ друга собственными домыслами, отчего жит³е и наполнилось непримиримыми противорѣч³ями и относительно времени, и относительно событ³й. Разобраться въ этихъ противорѣч³яхъ очень трудно, а въ иныхъ случаяхъ и совсѣмъ невозможно. Попытаемся выяснить хотя немногое.
   Сооруженная въ 1365 г. въ одно лѣто каменная церковь Михаила Чуда, несомнѣнно, была небольшого размѣра. При своей кончинѣ святитель завѣщалъ вел. князю положить себя внѣ церкви за алтаремъ и указалъ мѣсто для своей могилы.
   Было ли въ точности исполнено это завѣщан³е? Нѣть. Вел. князь Димитр³й и духовныя, и свѣтск³я власти опредѣлили положить его въ церкви, въ предѣлѣ Благовѣщен³я. Такъ и совершилось. По этому свѣдѣн³ю находимъ, что въ первоначальномъ храмѣ существовалъ предѣлъ Благовѣщен³я. Но въ томъ же жит³и разсказывается, что въ 1431 г. во время литург³и верхъ церковный отъ ветхости обвалился, но бывш³е въ алтарѣ священники остались невредимыми. Послѣ того разрушенную церковь разобрали и приступили къ постройкѣ новой каменной же церкви.
   Когда начали копать рвы на основан³е новой церкви, внутри прежде бывшей, разобранной, то, копающе, обрѣли въ землѣ чудесныя мощи святителя цѣлы и нетлѣнны и ризы его невреженны, яко вчера облечены. О предѣлѣ Благовѣщен³я при этомъ свидѣтельствѣ нигдѣ въ писан³яхъ на упомянуто.
   Итакъ, по этому свѣдѣн³ю погребен³е святителя совершилось, вопреки его завѣщан³ю, не внѣ храма, но внутри.
   Между тѣмъ, въ томъ же жит³и есть свидѣтельство, что арх³епископъ Геннад³й, бывш³й прежде архимандритомъ въ Чудовѣ монастырѣ, потомъ Новгородскимъ арх³епископомъ, проживая остатокъ дней снова въ Чудовомъ монастырѣ, былъ по кончинѣ погребенъ въ самомъ томъ мѣстѣ, гдѣ лежало въ землѣ священное тѣло великаго святителя и чудотворца Алексѣя, прежде обрѣтен³я его, у самыя стѣны велик³я церкви.
   А еще прежде скончавш³йся въ 1393 г. февр. 15 старѣйш³й бояринъ Дмитр³я Донскаго Данило Ѳеофановичъ, племянникъ св. Алексѣя, былъ положенъ близъ гроба святителя, стало быть, внѣ церкви, такъ какъ при этомъ не упомянуто о погребен³и въ самомъ храмѣ.
   Новая церковь во многомъ отличалась отъ развалившейся. Она была менѣе старой, но зато была высока и зѣло пространна и прекрасна, была трикровна, то-есть имѣла три верха или три главы и выспрь восходы, то-есть была построена на подклѣтномъ ярусѣ съ лѣстницами для всхода. Старая же церковь если и пространнѣе была всюду, но была единокровна, имѣла одну главу или верхъ и помостъ, имѣла токмо на самой землѣ. Три верха явно показываютъ, что въ новой церкви былъ устроенъ предѣлъ Благовѣщен³я, въ которомъ и были помѣщены св. мощи. Писатель настаиваетъ, что старая церковь была обширнѣе новой съ тою мыслью, дабы утвердить свидѣтельство, что святитель былъ погребенъ внутри храма.
   Для этой цѣли позднѣйш³й писатель (Прологъ, изд. 1777 г.) увѣряетъ, что старый храмъ былъ деревянный, что копали рвы внутри этого деревяннаго храма "и тако обрѣтоша св. мощи".
   При новомъ храмѣ была построена и трапеза, вел³я, каменная, и погребы каменные, но это свидѣтельство относится уже къ позднѣйшимъ сооружен³ямъ, о которыхъ скажемъ въ своемъ мѣстѣ. Вѣроятнѣе, что трапеза была построена деревянная. Въ 1476 г. февраля 16 въ монастырѣ сгорѣла (несомнѣнно, деревянная) трапеза и архимандричья Геннад³ева келья.
   Геннад³й, какъ увидимъ, много способствовалъ къ доброму устройству монастыря. О немъ лѣтописцы записали слѣдующее обстоятельство.
   Въ 1483 г. случилось навечер³е св. Крещен³я въ воскресенье. Геннад³й въ своемъ монастырѣ разрѣшилъ святую Богоявленскую воду пить поѣвши, т.-е. и послѣ обѣда. Въ церковномъ же Уставѣ о томъ не писано. Митрополитъ послалъ изымать Геннад³я, но онъ, спасаясь, убѣжалъ къ вел. князю. Митрополитъ самъ пошелъ къ вел. князю, обличилъ преступника, много глаголаше на него, такъ что вел. князь выдалъ бѣглеца.
   Тогда митрополитъ повелѣлъ сковать его и подъ полатою въ ледникъ посадить. Узнавъ о такой немилости, вел. князь и съ боярами умолили владыку простить его, что и было исполнено. Прощенный Геннад³й не только остался архимандритомъ, но на другой же годъ былъ возведенъ въ санъ арх³епископа въ Велик³й Новгородъ.
   Въ томъ же 1483 году благоволѣн³емъ Бож³имъ вниде ему въ умъ дѣло благое-соорудить въ монастырѣ храмъ во имя самого учредителя обители св. Алексѣя. Основан³е храму было положено вкупѣ и съ трапезою, какъ свидѣтельствуетъ жит³е. Но нѣкоторыя лѣтописи упоминаютъ, что трапеза была заложена въ 1485 г., когда Геннад³й былъ уже арх³епископомъ въ Новгородѣ. Удалившись туда еще въ 1484 году, попечен³е о новосооружаемомъ храмѣ онъ передалъ братьямъ Трахан³отамъ, Дмитр³ю и Георг³ю, и сыну Дмитр³я Юрью, по прозван³ю Малому, людямъ очень извѣстнымъ въ государствован³е Ивана III.
   Въ Новгородѣ Геннад³й прославился какъ искоренитель ереси жидовствующихъ и установитель строгаго порядка и благочин³я среди тамошняго духовенства, которое къ тому же оказывалось совсѣмъ безграмотнымъ, такъ что арх³епископъ самъ принужденъ былъ учить грамотѣ своихъ ставлениковъ. Объ этомъ онъ писалъ любопытное послан³е въ Москву къ вел. князю.
   И изъ Великаго Новгорода онъ очень заботился о сооружен³и Чудовскаго храма, высылая въ Москву на его постройку довольно серебра. Церковь была сооружена вельми чудна, велика и высока, и трапеза, а въ ней мног³я полаты, горн³я и дольн³я, удобныя на всякую монастырскую потребу и живущимъ тутъ брат³ямъ на преупокоен³е. Послѣ того въ новосозданную имени св. Алексѣя церковь были перенесены и мощи святителя изъ Благовѣщенскаго предѣла и поставлены въ ракѣ на правой сторонѣ у стѣны.
   Эта постройка отчасти сохраняетъ свои внутренн³я стѣны и донынѣ съ западной стороны соборнаго храма, гдѣ существуетъ главный входъ въ готическомъ стилѣ.
   Такимъ образомъ возможно выяснить слѣдующ³я положен³я. Самое основан³е монастыря возможно относить къ 1358 г.
   Первый каменный храмъ построенъ въ 1365 г.; на томъ же мѣстѣ построенъ новый съ предѣломъ Благовѣщен³я въ 1431- 1438 гг.
   Трет³й храмъ на новомъ мѣстѣ во имя св. Алексѣя заложенъ въ 1483 г. и выстроенъ вѣроятно въ 1485 г., когда построена и трапеза съ горними верхними и дольними нижними полатами.
   Въ 1493 г. во время Кремлевскаго пожара у Чуда въ монастырѣ казна выгорѣла.
   Въ 1500 г. уже не помнили, кто заложилъ старую церковь, построенную въ 1431 -1438 г., и приписывали ея постройку самому святителю Алексѣю. Къ этому времени она значительно обветшала, и вел. князь Иванъ Вас. въ 1501 году повелѣлъ ее разобрать и на томъ же мѣстѣ построить новую. Въ 1503 г. выстроенный храмъ былъ освященъ 6 сентября, на память празднован³я Чудеси иже есть въ Хонѣхъ, митрополитомъ Симономъ и арх³епископомъ Геннад³емъ.
   Вслѣдъ затѣмъ, въ 1505 г., былъ по ветхости разобранъ и Архангельск³й соборъ на площади и заложенъ новый, котораго постройка была окончена въ 1507 г. Оба храма сооружали итальянск³е мастера, какъ можно судить по многимъ деталямъ сооружен³я.
   Въ 1535 г. правительница Елена (Глинскихъ) устроила для мощей святителя новую серебряную раку.
   Февраля 11 пятилѣтн³й царь Иванъ (Грозный), его мать Елена прибыли въ монастырь. Митрополитъ Дан³илъ съ епископами служилъ предъ св. мощами молебенъ, съ великими слезами моля святого, дабы угодно ему было переложить его мощи изъ старой въ новую раку. Митрополитъ со властями самъ совершилъ переложен³е. Маленьк³й царь съ матерью и боярами тутъ стояли, съ великими слезами моля святого.
   Въ другой лѣтописи (Львова, IV, 35) этотъ случай разсказанъ съ иными подробностями. Царь Васил³й Ивановичъ, часто приходя ко гробу св. Петра чудотворца (въ Успенскомъ соборѣ) и къ св. мощамъ чудотворца Алексѣя, "лобызая со слезами св. мощи, особо наединѣ, по вся дни и нощи съ теплою вѣрою призываетъ ихъ, да помогуть ему ходатайствомъ къ Богу и къ Пречистой Его Матери о прижит³и чадъ и обѣты свои предъ ними въ сердцѣ своемъ полагаетъ... И родися ему сынъ (Иванъ)... и радостною душею обѣты сердца исполняя, повелѣваетъ дѣлать раки святымъ ихъ мощамъ со всякимъ царскимъ устроен³емъ: св. Петру раки золотую съ его образомъ златымъ, а стороны раки серебряныя; и камен³емъ драгимъ повелѣлъ ее украсить. А св. Алексѣю раку серебряную всю и на ракѣ образъ святого и столбцы позлатить. Начали дѣлать обѣ раки въ генварѣ 1531 г. и додѣлали раку св. Алексѣя въ февралѣ 1535 г. Затѣмъ 11 числа совершено было и переложен³е св. мощей при архимандритѣ ²онѣ. Былъ тутъ со многими боярами царь Иванъ и съ братомъ Георг³емъ.
   Въ третьей лѣтописи (П. С. Л., VI, 295) помѣщена даже самая надпись, по всему вѣроят³ю существовавшая на ракѣ, гдѣ упомянуто, что образъ чудотворца устроенъ былъ на верхней доскѣ отъ серебра во всемъ сану, какъ государи служатъ, и украшенъ златомъ, камен³емъ дорогимъ и бисеромъ.
   Въ велик³й пожаръ 1547 г. Чудовъ монастырь выгорѣлъ весь; были сохранены Бож³имъ милосерд³емъ однѣ мощи святителя Алексѣя. Старцевъ погорѣло по погребамъ и полатамъ 18, слугъ 50 чел., запасъ монастырск³й весь сгорѣлъ.
   Въ 1556 г. февраля 29 у царя Ивана родилась дочь, царевна Евдок³я. Государь по своему обычаю крестилъ ее въ Чудовѣ монастырѣ и тогда же повелѣлъ построить надъ задними вратами монастыря обѣтную церковь во имя ²оанна Лѣствичника съ предѣломъ Евдок³и муч. Ноября 1 церковь была освящена торжественно въ присутств³п царя, царицы Анастас³и, царевича Ивана, царскаго брата Юрья Васильевича. Тутъ же были митрополитъ изъ Царяграда Кизитск³й ²осафъ и старцы Святыя Горы, живш³е вѣроятно въ Чудовѣ же. Освящалъ митрополитъ Макар³й со всѣми соборы.
   Этоть небольшой храмъ съ именемъ ²оанна Лѣствичника существовалъ и въ ХV²² ст. и упоминается въ 1649 г. 25 апрѣля по слѣдующему случаю: извѣстно, что у царя Алексѣя Мих. во дворцѣ проживали верховые (придворные) нищ³е, старые старики, которыхъ царь содержалъ по завѣтамъ церкви и для благочестивыхъ съ ними бесѣдъ. Одинъ изъ этихъ стариковъ Исай Аникеевъ по какому-то случаю убился съ дворцоваго Верху, вѣроятно упалъ изъ своего высокаго жилища во Дворцѣ.
   Государь повелѣлъ справить по немъ поминовен³е и раздать деньги на панихиды и обѣдни въ малыя и бѣдныя церкви Кремля: 1) въ церковь ²оанна Лѣствичника въ Чудовѣ монастырѣ у больницъ, гдѣ онъ Иса³й погребенъ, 2) въ церковь ²оанна Новгородскаго, что на подворьѣ Спаса Новаго монастыря, 3) въ церковь Воздвижен³я Честнаго Креста подлѣ Вознесенскаго монастыря, 4) мученика Христофора (построена каменная по указу 1651 г. 1 марта), что на площади у Холопья Приказа, 5) ²оанна Предтечи противъ большихъ Конюшенъ и въ богадѣльни на Кулишкахъ, на Покровкѣ и на Тверской.
   Въ 1675 г. по случаю раздачи на поминовен³е по Епифан³и Славеницкомъ объ этомъ храмѣ не упоминается, но въ числѣ монастырскихъ церквей значится церковь Елевфер³я, устроенная несомнѣнно въ память того, что свят. Алексѣй м³рскимъ вменемъ именовался Елевфер³емъ. Быть можетъ, этотъ престолъ былъ освященъ вмѣсто ²оанна Лѣствичника. Въ XVIII ст. этотъ храмъ былъ освященъ во имя Платона и Романа и потомъ во имя Всѣхъ Святыхъ.
   Въ 1600 г. февраля 17 съ тѣмъ же торжествомъ, какъ и въ 1535 г., св. мощи Святителя были снова переложены въ новую серебряную раку, которая была сооружена по желан³ю царя Ѳедора Ив. и мало еще не была додѣлана предъ кончиною государя въ 1598 г. Рака, скованная изъ серебра, была украшена златомъ и многоцѣнными бисеры и каменьемъ драгимъ; вверху ея образъ Святого изображенъ, и такъ великолѣпно была устроена, что не можно было достойно и описать ее. Она была изготовлена уже при царѣ Борисѣ Годуновѣ, когда и совершилось переложен³е св. мощей {При этомъ лицевое жит³е воздаеть великую похвалу новому царю и тѣмъ указываетъ, что самое это жит³е писано по повелѣн³ю Годунова, быть можетъ, самимъ патр³архомъ ²овомъ.}.
   Въ 1626 г. мая 3 случился новый велик³й пожаръ въ Кремлѣ, начавш³йся въ Китай-городѣ и отъ верха храма Василья Блаженнаго перешедш³й на Вознесенск³й, а потомъ и на Чудовъ монастыри. Въ Чудовѣ погорѣла Соборная (Алексѣевская) церковь или самое Чудо Михаила Архангела, какъ писатели иногда прозывали этотъ древн³й храмъ.
   Въ 1677 г. монастырю былъ отданъ обширный дворъ боярина Б. И. Морозова. занимавш³й все пространство теперешняго Малаго дворца. Съ этого времени при архимандритѣ Адр³анѣ (1678- 1686 г.), который потомъ въ 1690 г. былъ избранъ патр³архомъ, старая церковь св. Алексѣя и прилегающ³я къ ней полаты, трапезы и подъ ними монастырск³я службы были перестроены по чертежу царя Ѳедора Алексѣевича. Перестройка началась въ августѣ 1680 г. и была окончена въ 1686 г. на царское иждивен³е.
   Въ томъ же году мая 20, на память Обрѣтен³я Мощей Святителя, новый храмъ его имени былъ торжественно освященъ. Св. мощи по случаю

Другие авторы
  • Кайзерман Григорий Яковлевич
  • Арватов Борис Игнатьевич
  • Карелин Владимир Александрович
  • Картавцев Евгений Эпафродитович
  • Неверов Александр Сергеевич
  • Есенин Сергей Александрович
  • Веттер Иван Иванович
  • Левитов Александр Иванович
  • Анненская Александра Никитична
  • Собинов Леонид Витальевич
  • Другие произведения
  • Чарская Лидия Алексеевна - Сказки Голубой феи
  • Бунин Иван Алексеевич - Конец
  • Малиновский Василий Федорович - Малиновский В. Ф.: биографическая справка
  • Успенский Глеб Иванович - Рассказы
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Литературные и журнальные заметки
  • Волконская Зинаида Александровна - Стихотворения
  • Тэффи - Собака
  • Вяземский Петр Андреевич - Письма П. А. Вяземского к Чаадаеву
  • Неведомский М. - А. И. Богданович, как писатель и редактор "Мира Божия"
  • Киплинг Джозеф Редьярд - Самая удивительная повесть в мире и другие рассказы
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа