Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История города Москвы, Страница 16

Забелин Иван Егорович - История города Москвы



постройки находились въ старой церкви Чуда Михаилова. Наканунѣ, 19 числа, совершена была малая вечерня; къ службѣ прибыли царь Иванъ, царь Петръ и царевна Соф³я. Патр³архъ шелъ въ каретѣ въ передн³я монастырск³я ворота. Послѣ вечерни былъ молебенъ. Св. мощи были поставлены посреди церкви и потомъ подняты на головы самимъ патр³архомъ и царями, одинъ по правую сторону, другой по лѣвую и позади арх³ерей; и понесли изъ церкви въ южныя двери, вынесли на паперть, откуда въ преднесен³и хоругвей, крестовъ и иконъ, со звономъ во-вся на Иванѣ Великомъ и въ монастырѣ, арх³ерей, архимандриты, игумены, протопопы понесли святыню въ новый храмъ. Патр³архъ шелъ позади святыни, а за нимъ цари и царевна. Несли на главную южную лѣстницу мимо алтарей новой церкви и взошли на большой рундукъ (помостъ крыльца), принесли въ церковь, поставили на уготованное мѣсто самъ патр³архъ со властьми. Послѣ молебна цари и царевна отбыли въ свой царск³й домъ, а за ними и патр³архъ въ свой арх³ерейск³й домъ.
   Здѣсь примѣчательно участ³е въ церемон³и самой царевны Соф³и въ качествѣ третьяго царя, какъ она постепенно выступала на это желанное ею поприще.
   20 мая, какъ упомянуто, послѣдовало освящен³е храма, къ которому прибылъ только царь Иванъ Алек. Во время службы св. мощи были торжественно обнесены вокругъ храма.
   Еще въ мартѣ мѣсяцѣ того года (1686) усердный строитель новаго храма и монастыря архимандритъ Адр³анъ былъ посвященъ въ Казанск³е митрополиты и въ это время служилъ въ новосооруженномъ имъ храмѣ всенощную наканунѣ освящен³я.
   Къ этому времени другой храмъ, сооруженный рядомъ съ Алексѣевскимъ, еще не былъ оконченъ отдѣлкою. Онъ былъ освященъ патр³архомъ ²оакимомъ 28 ноября. Въ то же время былъ освященъ патр³архомъ и небольшой храмъ, выстроенный съ западной стороны Алексѣевской церкви во имя апостола Андрея Первозваннаго.
   По всему вѣроят³ю, этотъ храмъ былъ сооруженъ въ память умиротворен³я стрѣлецкой смуты въ 1682 году. Стрѣльцы послѣ майской трагед³и, побит³я многихъ бояръ, продолжали бушевать подъ именемъ "надворной пѣхоты", во всѣхъ полкахъ стали чинить сборы ратнымъ обычаемъ, ходили вездѣ съ копьями и со всякимъ ружьемъ, съ Пушечнаго двора развезли пушки къ себѣ по полкамъ, а иныя ввезли въ Кремль; и изъ казны порохъ разобрали по себѣ, вездѣ разставили свои караулы и никого не пропускали къ Троицѣ, гдѣ пребывали цари, и отъ Троицы къ Москвѣ, отчего весь городъ былъ въ великомъ смятен³и и страхѣ. Умирить стрѣльцовъ государи поручили патр³арху ²оакиму. Онъ переписывался съ царями, посылая свои письма съ Чудовскимъ же архимандритомъ Адр³аномъ, который и отъ царей приносилъ ему грамоты.
   Патр³архъ 8 октября призвалъ всѣ полки въ Успенск³й соборъ и послѣ торжественнаго умилостивительнаго богослужен³я вынесъ св. евангел³е и ошую руку (мощи) св. апостола Андрея Первозваннаго. Положивъ святыни на аналой, патр³архъ сотворилъ всѣмъ полкамъ поучен³е о мирѣ и любви, прочитавши вмѣстѣ съ тѣмъ и царск³я грамоты, призывавш³я стрѣльцовъ оставить смуту и служить вѣрно и обѣщавш³я всепрощен³е ихъ подвигамъ. Мятежники всѣ единодушно покорились и цѣловали евангел³е и руку св. апостола изъ патр³аршей руки. Всѣ и сами стрѣльцы очень радовались такому повороту смутныхъ дѣлъ и въ особенности радовался самъ патр³архъ, усердно поздравлявш³й царей съ успѣшнымъ окончан³емъ дѣла и получивш³й за это широковѣщательную царскую похвальную грамоту. Несомнѣнно, что благодарная Господу и св. апостолу память о такомъ важномъ событ³и и ознаменовалась постройкою храма во имя св. ап. Андрея.
   Освящен³е храма совершалъ самъ патр³архъ и послѣ службы въ новой трапезѣ былъ столъ большой для всѣхъ, кушалъ за столомъ и святѣйш³й съ арх³ереями и со властьми.
   Въ 1701 г. ³юня 9 новый опустошительный пожаръ Кремля, начавш³йся возлѣ Чудова монастыря на Новоспасскомъ подворьѣ, истребилъ повсюду все деревянное, сохранивъ только каменныя здан³я обгорѣлыя и поврежденныя.
   Подробностей о томъ, что именно погорѣло въ монастырѣ, не имѣемъ. Извѣстно только, что въ 1702 г. были возобновлены позолотою главы и кресты на церквахъ Алексѣевской и Благовѣщенской.
   Въ лютѣйш³й пожаръ 29 мая 1737 г. въ Чудовомъ монастырѣ погорѣло двѣ церкви со всякою церковною утварью, а также властелинск³я и братск³я и друг³я кельи, т.-е. всѣ здан³я и конюшенный дворъ. На возобновлен³е всего погорѣвшаго отъ Коллег³и Эконом³и было назначено только 2.000 рублей.
   По описи 1763 г. состоян³е церквей и всѣхъ здан³й монастыря находилось въ слѣдующемъ видѣ (Альбомъ видовъ No XVIII):
   1) Соборная архангела Михаила церковь однопрестольная пятиглавная (нынѣ одноглавная), на главахъ кресты осмиконечные, средняя глава крыта мѣдью и позолочена, остальныя главы и церковь крыты жестью. т.-е. бѣлымъ желѣзомъ, и выкрашены зеленою краскою; вокругъ церкви съ трехъ сторонъ паперть съ 12 окончинами и съ каменными сходами, крытая желѣзомъ подъ зеленою краскою. Отъ собора къ Благовѣщенской церкви и къ арх³ерейскимъ покоямъ существовали каменные на столбахъ со сводами и безъ сводовъ крытые переходы со многими окошками (31 окош.). У переходовъ возлѣ храма стояла колокольня. 2) Церковь Благовѣщен³я пятиглавая, средняя глава крыта желѣзомъ полуженнымъ, была позолочена, но въ пожаръ 1737 г. золото потускнѣло; друг³я главы крыты такимъ же желѣзомъ. Въ церкви полъ выстланъ чугунною лещедью. Внутри обширной трапезы въ стѣнѣ устроена полатка, гдѣ продается чудотворцевъ медь.
   3) Церковь Алексѣя митрополита пятиглавая, обдѣлка главъ такая же, какъ у Благовѣщен³я, и кресты осмиконечные. Алтари обѣихъ церквей соединены проходомъ съ дверью. Полъ въ церкви также чугунный. Передъ церковью обширная трапеза, изъ которой выходъ на паперти, а съ паперти сходъ по лѣстницѣ на Ивановскою площадь, гдѣ находилось крыльцо на двухъ столбахъ одинакихъ и двухъ тройныхъ, каменныхъ, при оныхъ 4 жестяныя трубы съ змѣйками для сбѣгу съ кровли воды; крыша крыльца желѣзная; сверхъ оной двѣ дуги желѣзныя, наверху дугъ яблоко мѣдное позлащенное, сверхъ яблока звѣзда съ крестомъ. Крыльцо имѣло длины 5 саж. 12 арш., ширины 4 саж. 5 четвертей. Это старое крыльцо при митр. Платонѣ было построено въ нескладномъ готическомъ стилѣ, какъ существуетъ и донынѣ.
   Въ одной связи съ этими двумя церквами находилась третья небольшая церковь во имя Андрея Первозваннаго, одноглавая, глава обита желѣзомъ и выкрашена зеленою краскою. За церковью слѣдовала обширная Братская трапеза и рядомъ съ нею полата, въ которой про брат³ю раздаютъ кушанье. Эти послѣдн³я помѣщен³я выходятъ окнами противъ церкви Двѣнадцати Апостоловъ. Три церкви съ трапезами и братская трапеза съ полатою были покрыты въ одну лин³ю желѣзною кровлею, выкрашенною красною краскою. Подъ ними, въ нижнемъ этажѣ, находились погреба и полаты житенная, капустная, истопничная, гдѣ были печи.
   4) Церковь Воздвижен³я, построен³е Ховрина, о которой говоримъ особо.
   5) Церковь Платона и Романа, надъ задними воротами, Крестовая, потому что возлѣ находились арх³ерейск³я полаты, одноглавая, въ шеѣ главы 8 оконъ; сверхъ главы яблоко позлащенное; глава и церковь крыты желѣзомъ и выкрашены зеленою краскою. Въ церкви хоры росписанные деревянные, полъ дощатой. Г²ередъ церковью парапетъ деревянный съ перилами; всходъ къ церкви каменный, шир. 1 1/2 арш. Эта церковь впослѣдств³и освящена во имя Всѣхъ Святыхъ. Выше мы упоминали, что она построена при Грозномъ царѣ.
   6) Колокольня четвероугольная о пяти апартаментахъ или ярусахъ, изъ которыхъ въ четвертомъ, осмигранномъ, ярусѣ помѣщалась библ³отека, а въ пятомъ, съ 8 окнами (слухами), висѣли 12 колоколовъ; верхъ колокольни оканчивался фонаремъ также съ 8 окнами (слухами) и надъ нимъ главою съ желѣзнымъ крестомъ.
   Сь западной стороны на 30 саж. протягивалось строен³е, заключавшее въ себѣ братск³я кельи въ три этажа съ служебными полатами: пирожною, поварнею, кваснымъ погребомъ, пивоваренною. Передъ кельями находились на каменныхъ столбахъ деревянные переходы и каменные парапеты.
   Съ сѣверной стороны такое же строен³е съ братскими кельями простиралось на 14 саж. въ три этажа съ подобными же переходами. На той же сторонѣ въ связи съ этимъ здан³емъ внутри двора возвышалось трехъэтажное здан³е съ кельями, кладовыми казенными, полатами. Въ верхнемъ ярусѣ находились арх³ерейск³е покои, заключавш³е въ себѣ: 1) Крестовую полату съ 4 окнами, 2) залъ съ 6 окнами, 3) столовую съ 3 окнами, 4) наугольную съ 4 окнами, 6) библ³отеку съ 2 окнами. Нумеръ 5 не обозначенъ.
   Это строен³е простиралось отъ угла западной стороны до заднихъ воротъ, которыя были створчатыя желѣзныя, съ калиткою. По другую сторону воротъ, по направлен³ю къ восточной сторонѣ, протягивалось другое двухъярусное здан³е, на 13 саж., въ которомъ во второмъ ярусѣ помѣщались: полата судейская, полата подьяческая, полата архивная и одна келья.
   Съ восточной стороны отъ угла сѣверной находилось двухъярусное здан³е на 9 саж. съ намѣстничьими пятью кельями во второмъ ярусѣ.
   Затѣмъ протягивалось на 34 саж. другое двухъярусное здан³е, въ которомъ въ нижнемъ ярусѣ помѣщались полаты: столярная, каретная, двѣ кладовыя, кузнечная и др. Во второмъ ярусѣ находились двѣ кельи и двѣ полаты больничныя, соединявш³яся съ церковью Воздвиженья.
   Отъ этой церкви по южной сторонѣ монастырской земли находилось тоже двухъярусное здан³е въ длину на 26 саж., въ верхнемъ ярусѣ котораго помѣщались: полата Консисторская, полата Судейская, полата Секретарская и еще двѣ полаты безъ назван³я. Это были древн³я полаты Головиныхъ.
   Съ западной стороны стояло еще двухъярусное здан³е на 15 саж. съ двумя полатами въ верхнемъ и съ 4 кладовыми полатками въ нижнемъ ярусѣ. Почти всѣ описанныя здан³я существуютъ и нынѣ, конечно, съ передѣлками и перестройками при возобновлен³яхъ.
   Монастырская земля съ южной стороны на 47 саженяхъ и съ западной на 30 саж. была ограждена каменною оградою, гдѣ впослѣдств³и митроп. Платонъ выстроиль свой угловой арх³ерейск³й домъ, поступивш³й потомъ подъ Николаевск³й дворецъ. Проч³я стороны монастырской земли и доселѣ окружены строен³емъ полатъ.
   Всей земли подъ монастыремъ состояло: съ восточной стороны, внутри здан³й, 54 саж., съ южной до угла 37 саж., поворотъ отъ угла до большихъ воротъ 30 саж., отъ воротъ по южной сторонѣ до угла западной стѣны 36 саж., съ западной стороны 40 саж., съ сѣверной стороны 49 саж. Всего 6 стѣнъ, или сторонъ.
   Внѣ монастырской земли съ сѣверной стороны, гдѣ нынѣ здан³е судебныхъ мѣстъ, находился обширный каменный конюшенный дворъ съ каменными же постройками для кел³й и кладовыхъ полатъ. Онъ составлялъ неравномѣрный квадратъ въ 13 саж. Между монастыремъ и конюшеннымъ дворомъ находился еще задворокъ, длиною въ 17 саж., шириною около 4 саж. По всему вѣроят³ю этотъ конюшенный дворъ составлялъ нѣкогда часть Татарскаго Посольскаго двора, сохраняя свои границы до послѣдняго времени.
   Къ западу отъ конюшеннаго двора, въ 5 саж. отъ него, противъ заднихъ воротъ монастыря стояла церковь Козмы и Дамьяна, о которой мы высказали наше предположен³е, что она могла быть построена вел. княгинею Софьею Палеологь на мѣстѣ остававшагося еще въ Москвѣ Татарскаго подворья.
   Таково было расположен³е и состоян³е монастырскихъ здан³й до переустройства ихъ при митроп. Платонѣ и въ послѣдующее время. Здѣсь многое сохранялось еще и отъ XVI, и отъ XVII ст. (Альбомъ видовъ, No XVIII).
   Монастырь, учрежденный знаменитымъ святителемъ, знаменитымъ подвижникомъ не только на церковномъ, но еще болѣе и на политическомъ поприщѣ, съ первыхъ же временъ своего основан³я получилъ значен³е учрежден³я общественнаго и, главнымъ образомъ, въ извѣстной степени ученаго или учительнаго, гдѣ въ самомъ началѣ собирались знающ³е и испытанные старцы, избранные изъ монастырей, славившихся подвижническою жизнью, въ томъ числѣ и изъ Серг³ева монастыря еще при жизни преподобнаго его основателя. Примѣчательно, что это значен³е за монастыремъ сохранялось въ течен³и всей его истор³и и было подтверждено даже Петромъ Великимъ, который указомъ 4 генв. 1723 года повелѣвалъ "въ Чудовѣ монастырѣ монаховъ имѣть, которые бы достойны были къ производству въ духовные начальники".
   Монастырь Михаилово Чудо въ Хонѣхъ (хоны значитъ погружен³е) открылъ гостепр³имный кровъ для приходившихъ въ Москву иноземныхъ православныхъ святителей и старцевъ, въ особенности для южныхъ Славянъ и Грековъ, которые находили въ немъ пр³ютъ, подолгу въ немъ проживали и, умирая, бывали погребаемы на его же кладбищѣ. Такъ, въ 1392 г. соборнѣ былъ погребенъ въ монастырѣ Матѳей Гречинъ, митрополитъ Адр³анопольск³й, прибывш³й въ Москву съ митрополитомъ Кипр³аномъ въ 1390 г., несомнѣнно, до своей кончины проживавш³й въ монастырѣ.
   Въ Кремлѣ не было другого мѣста столько удобнаго для почтенныхъ пришельцевъ, всегда очень дорогихъ гостей для православной и богомольной Москвы, о чемъ Вселенск³е патр³архи и разнаго рода Греческ³я духовныя власти знали доподлинно. Такъ, весною 1518 г. марта 4 прибыли въ Москву отъ Цареградскаго патр³арха митрополитъ Григор³й, Грекъ, да съ нимъ старцы отъ св. горы Аѳонской бити челомъ о нищетѣ и поможен³и: изъ Ватопеда монастыря три старца,-Максимъ Грекъ, Неофитъ Грекъ, Лаврент³й Болгаринъ; отъ св. Пантелеймона изъ Русскаго монастыря-проигуменъ Савва. А прежде тѣхъ старцевъ за годъ пришелъ отъ св. Сорока Мученикъ, отъ Скиропотама монастыря Иса³я Сербинъ. Князь велик³й Васил³й Ивановичъ принялъ ихъ съ великою честью и повелѣлъ имъ пребывать въ монастырѣ архистратига Михаила Чуда, питая ихъ и доволя всякими потребами отъ своей царскои трапезы. Также и Варлаамъ митрополитъ великую любовь и честь къ нимъ показывалъ и, къ себѣ призывая, часто съ ними бесѣдовалъ о божественныхъ словесахъ духовныхъ.
   Они были отпущены домой 11 сентября 1519 г. Стало быть, они жили въ монастырѣ болѣе полутора года. Примѣчательно, что въ это самое время съ 28 ноября 1518 г. и по ³юль 1519 г. включительно совершилось у гроба св. Алексѣя много чудныхъ изцѣлен³й, явленныхъ 7, а неявленныхъ Богъ вѣдаетъ.
   Эта лѣтописная запись можетъ указывать, что и прежде и послѣ упомянутыхъ годовъ так³е православные гости почти каждый разъ во время своего пребыван³я въ Москвѣ водворялись въ монастырѣ у Михаилова Чуда. А такъ какъ пр³ѣзж³е гости очень нерѣдко бывали люди по православному очень ученые, а потому и очень надобные для Русскихъ церковныхъ дѣлъ, каковъ былъ, напримѣръ, Максимъ Грекъ, то по временамъ постоянное ихъ пребыван³е у Михаилова Чуда давало монастырю особое учительное значен³е, которое оставалось за нимъ, какъ упомянуто, до послѣднихъ лѣтъ стараго допетровскаго порядка Русской жизни. Повидимому, такое общественное значен³е монастыря установилось со временъ самого его основателя, святителя Алексѣя, именно избран³емъ въ составъ брат³и достойныхъ старцевъ. Впослѣдств³и, когда, наконецъ, возникла мысль объ учрежден³и ученой Греко-латинской школы, то нигдѣ въ другомъ мѣстѣ, а именно въ Чудовомъ же монастырѣ, и была основана такая школа еще при Филаретѣ и при патр³архѣ ²осифѣ, существовавшая здѣсь до учрежден³я Славяно-греко-латинской академ³и. По свидѣтельству Олеар³я учителемъ этой школы былъ Грекъ Арсен³й. За то, что онъ охуждалъ наши церковныя книги за ихъ неправильность, онъ былъ сосланъ въ Соловки въ 1649 г., когда, по всему вѣроят³ю, на его мѣсто былъ вызванъ Епифан³й Славинецк³й, а затѣмъ при Никонѣ и Арсен³й былъ возвращенъ и опредѣленъ справщикомъ печатнаго дѣла.
   Объ этой самой школѣ голландецъ Кленкъ въ 1675 г. писалъ, что "Чудовъ монастырь скорѣе можно назвать дворянскимъ учебнымъ заведен³емъ, чѣмъ монастыремъ. Тамъ рѣдко увидишь кого другого, какъ только дѣтей бояръ и важныхъ вельможъ. Ихъ помѣщають туда, чтобы отдалить отъ дурнаго общества и научить благонравному поведенiю. По исполнен³и 16 лѣтъ отъ роду они снова могутъ уйдти".
   Быть можетъ, изстари то же учительное значен³е подавало поводъ сдѣлать монастырь пр³ютомъ для недостойныхъ вь томъ или другомъ отношен³и духовныхъ владыкъ, которые иногда бывали здѣсь заточаемы и здѣсь же оканчивали свои дни. Однако монастырь не былъ каменною крѣпостью, казематомъ и видимо, что его крѣпость заключалась именно въ строгомъ учительномъ жит³и для всей брат³и, а потому недостойные почему-либо владыки водворялись сюда для исправлен³я и раскаян³я въ недостойныхь поступкахъ.
   Такъ, въ 1391 г. въ Твери епископъ Евфим³и Висленъ очень поссорился съ Тверскимъ вел. княземъ и послѣ суда надъ нимь отставленъ съ епископства и водворенъ въ Москвѣ у Михаилова Чуда. Онъ скончался въ 1392 г. и положенъ за алтаремъ храма.
   Въ 1397 г. погребенъ въ монастырѣ владыка Смоленск³й Дан³илъ. Въ 1401 г. пр³ѣхалъ въ Москву Ивань, владыка Новгородск³й, бить челомъ вел. князю о Торжку. Митрополить Кипр³анъ по слову вел. князя понималъ его и посадилъ въ Чудовъ за сторожи за мѣсячный митрополич³й судъ, что не дали Новгородцы. Владыка просидѣль въ монастырѣ три съ половиною года и отпущенъ въ 1404 г.
   Въ 1440 г. былъ посаженъ въ монастырѣ у Чуда отступникь Православ³я митрополитъ Исидоръ, просидѣвш³й здѣсь отъ среды Крестопоклонной недѣли Великаго поста все лѣто. Потомъ, сентября 15, онъ тайно убѣжалъ въ Тверь и оттуда къ Риму. Онъ содержался подъ стражею для того, чтобы отступился отъ латинскаго соединен³я и соглас³я, чтобы обратился и покаялся.
   Въ 1480 г. генваря 19 здѣсь же былъ заключенъ послѣдн³й независимый Новгородск³й владыка Ѳеофилъ за крамолуизмѣну къ Литвѣ, проживш³й въ монастырѣ шесть съ половиною лѣтъ, гдѣ скончался и погребенъ.
   Въ 1504 г. здѣсь заключенъ и строитель монастырской церкви св. Алексѣя, Новгородск³й арх³епископъ Геннад³й, проживш³й послѣ того два съ половиною года. О его погребен³и упомянуто выше.
   При воцарен³и Шуйскаго въ 1606 г. сюда быль отосланъ подъ начало и поставленный Лжедмитр³емъ патр³архъ Игнат³й. Онъ дожилъ здѣсь въ простыхъ чернецахъ до того времени, когда въ 1611 г. владѣющ³е Москвою бояре и Поляки смѣстили съ патр³аршества Ермогена, посадивши его въ Чудовъ же монастырь и на его мѣсто снова возвели того же Игнат³я.
   12 декабря 1666 г. въ Чудовомъ монастырѣ совершился судъ надъ патр³архомъ Никономъ. Въ церкви Благовѣщен³я Вселенск³е пахр³архи Паис³й Александр³йск³й и Макар³й Ант³ох³йск³й сняли съ него патр³арш³й санъ, клобукъ и панаг³ю, при чемъ было прочтено ему и писан³е о немъ, т.-е. изложен³е его виновности.
   Бывали случаи, что нѣкоторые святители добровольно поселялись въ этомъ митрополичьемъ монастырѣ. Въ 1464 г. сент. 13 здѣсь нашелъ мирное прибѣжище митрополитъ Ѳеодос³й Бывальцевъ, возбудивш³й въ толпѣ поповъ и дьяконовъ великую нелюбовь и проклят³е за свои строг³я къ нимъ распоряжен³я, желая неволею привести ихъ къ правому пути Бож³ю. Онъ началъ во всякую недѣлю (воскресенье) созывати ихъ и учити по святымъ правиламъ. Услыхавъ затѣмъ всеобщ³й ропотъ на себя, онъ разболѣлся и, оздоровѣвъ, поселился въ кельѣ Чудова монастыря, взявъ къ себѣ разслабленнаго старца,-служилъ ему, омывалъ его струпы. Былъ въ митрополитахъ съ небольшимъ три года (1461 - 1464).
   Въ 1548 г. генваря 6 постригся въ монастырѣ духовникъ царя Ивана Грознаго, протопопъ Благовѣщенскаго собора, Ѳедоръ Барминь. Онъ передъ тѣмъ разнемогся и пришло на него великое страхован³е оттого, что почувствовалъ свою вину, какъ былъ онъ главнымъ строителемъ народнаго мятежа противъ близкихъ къ государю князей Глинскихъ. Послѣ страшнаго пожара 1547 г., испепелившаго почти всю Москву, онъ первый началъ говорить и пустилъ въ народъ молву, что пожаръ случился по той причинѣ, что княгиня Анна Глинская съ своими дѣтьми и съ людьми волхвовала, вынимала сердца человѣческ³я да клала въ воду, да тою водою, ѣздячи по Москвѣ, кропила, и отъ того вся Москва и погорѣла. Съ протопопомъ это утверждали и мног³е изъ бояръ.
   Когда по государеву указу назначенъ былъ розыскъ по этому дѣлу, то собравшаяся въ Успенскомъ соборѣ толпа народа такъ разсвирѣпѣла, что, не выходя изъ собора, тамъ же въ Божьемъ храмѣ у митрополичьяго мѣста совершила уб³йство бывшаго налицо князя Юр³я Глинскаго.
   Въ 1566 г. въ Москвѣ оставилъ митропол³ю святитель Аѳонас³й по случаю великой немощи и сошелъ въ Чудовъ монастырь на свое пострижен³е.
   Въ Чудовомъ монастырѣ проживалъ временно и Гришка Отрепьевъ, а послѣ него туда же посадили подъ началъ и постриженнаго несчастнаго царя Васил³я Ивановича Шуйскаго въ 1610 г., откуда потомъ взялъ его Гетманъ Жолкѣвск³й, снявши съ него иноческое платье, чтобы представить королю не плѣннаго инока, а плѣннаго Русскаго царя.
   Со времени царя Ивана Грознаго въ царскомъ быту вошло въ обычай крестить новорожденныхъ дѣтей у мощей святителя Алексѣя, въ его монастырѣ. По завоеван³и Казанскаго царства въ 1553 г. былъ крещенъ въ Чудовѣ малолѣтн³й плѣнный Казанск³й царь Утемишъ Гирей Савакирѣевъ, нареченный во св. крещен³и Александръ, котораго царь поселилъ у себя во дворцѣ и повелѣлъ учить его грамотѣ, да навыкнетъ страху Бож³ю и закону христ³анскому.
   Потомъ государь крестилъ у Михаилова Чуда своихъ дѣтей: въ 1554 г. царевича Ивана, въ 1556 г. царевну Евдок³ю, въ 1557 г. царевича Ѳедора, въ 1559 г. племянника своего, сына князя Юрья Васильевича, кн. Васил³я Юрьевича.
   Царь Ѳедоръ Ивановичъ здѣсь же крестилъ свою новорожденную дочь Ѳеодос³ю, вскорѣ умершую.
   Слѣдуя царскому обычаю, и царь Михаилъ постоянно крестилъ всѣхъ своихъ дѣтей у мощей св. Алексѣя, начиная съ царевича Алексѣя Мих., который былъ крещенъ въ трапезѣ.
   Царь Алексѣй Михайловичъ, слѣдуя за отцомъ, крестилъ своего первенца сына Димитр³я въ 1648 г. въ Чудовѣ, но другихъ дѣтей въ Успенскомъ соборѣ и потомъ Великаго Петра и его сестру царевну Натал³ю снова въ Чудовѣ.
   Монастырское кладбище открывало мѣста для погребен³я не только жившимъ въ монастырѣ на покоѣ или въ заключен³и и подъ началомъ духовнымъ властямъ и монастырскимъ старцамъ, но и многимь лицамъ изъ боярскихъ чиновъ, въ особенности сосѣдамъ монастыря по мѣстожительству, каковы были старые боярск³е роды Морозовыхъ, князей Оболенскихъ, Трубецкихъ, а впослѣдств³и Хованскихъ, Куракиныхъ, Щербатовыхъ, Стрѣшневыхъ, погребен³е которыхъ происходило уже въ ХV²²² ст., даже въ 1768 г., когда въ декабрѣ былъ погребенъ князь Сергѣй Мих. Хованск³й, вѣроятно одинъ изъ послѣднихъ покойниковъ на кладбищѣ монастыря {Въ 1769 г. погребена Наталья Петровна Стрѣшнева, супруга генерала Петра Ив. Стрѣшнева.}. На его надгробномъ камнѣ была слѣдующая надпись:
   Всякъ прочтетъ с³ю таблицу, внемли, Коль кратка есть жизнь наша на земли. Для того ставятся на гробахъ примѣты, Дабы память была въ вѣчныя лѣты...
   Но так³я вѣчныя лѣты прекращались обыкновенно двумя-тремя поколѣн³ями. Могилы дѣдовъ уже исчезали, какъ исчезли и всѣ старыя могилы въ Чудовомъ монастырѣ. Изъ лѣтописныхъ показан³й мы упоминали о многихъ лицахъ, здѣсь погребенныхъ. Упомянемъ еще, что изъ свѣтскихъ лицъ здѣсь былъ погребенъ въ 1565 г. Казанск³й царь Едигеръ въ крещен³и Симеонъ Касаевичъ, взятый при покорен³и Казанскаго царства. Онъ положенъ у церкви Благовѣщен³я на полуденной сторонѣ. Слѣдовательно церковь Благовѣщен³я находилась съ южной стороны отъ церкви св. Алексѣя.
   Въ XVII ст. здѣсь были погребены: въ 1630 г. бояринъ Вас. Петр. Морозовъ.
   1634 г. схимница Анисья Полева.
   1657 г. мальчикъ Тарас³й, котораго изломалъ старецъ въ Осиповѣ монастырѣ.
   1667 г. знаменитый бояринъ Борисъ Иван. Морозовъ и его жена, сестра царицы Марьи Ильичны Милославскихъ, Анна Ильична.
   1670 г. бояринъ Ив. Ив. Салтыковъ.
   1677 г. окольн. Вас. Никиф. Собакинъ; князя Ивана Григорьевича Куракина жена Ѳеодос³я Алексѣевна (дочь Алексѣя Никит. Одоевскаго).
   1678 г. стольникъ Назар³й Засѣцк³й.
   1682 г. бояринъ Вас. Семен. Волынск³й, князь Ив. Григор. Куракинъ, стольникъ Левъ Ив. Салтыковъ.
   1683 г. жена бояр. Вас. Сем. Волынскаго Ксен³я Яковлевна, стольникъ Мих. Петр. Пушкинъ.
   1684 г. бояринъ кн. Ѳедоръ Ѳед. Куракинъ, жена князя боярина Ив. Григор. Куракина, Марья Петровна, Петръ Мих. Пушкинъ.
   1686 г. августа погребенъ Сибирск³й царевичъ Романъ, погребалъ патр³архъ.
   1687 г. окольн. кн. Матв. Венед. Оболенск³й.
   1692 г. окольн. Семенъ Ив. Колтовской.
   1693 г. вдова кн. Ульяна, жена кн. Алексѣя Никитича Одоевскаго.
   Это только тѣ лица, которыхъ отпѣвалъ самъ патр³архъ. Большая часть остающихся надгроб³й относится уже къ XVIII ст., каковы надгроб³я семейства князей Куракиныхъ, бояръ Стрѣшневыхъ, князей Хованскихъ, Трубецкихъ, семейства Род³она Матв. Стрѣшнева.
   Въ числѣ болѣе или менѣе знатныхъ князей и бояръ здѣсь же нашли себѣ вѣчный покой и знаменитые въ ХV²² ст. писатели-Епифан³й Славинецк³й и Кар³онъ Истоминъ.
   Епифан³й Славинецк³й былъ вызванъ въ 1649 г. изъ К³ева въ Москву ради научен³я дѣтей Еллинскому языку и въ особенности для перевода надобныхъ для Церкви книгъ.
   Современники о немъ писали слѣдующее:
   "Мужъ многоученый, какъ никто другой въ это время, не токмо грамматики и риторики, но и философ³и и самыя Ѳеолог³и извѣстный бысть испытатель и искуснѣйш³й разсудитель и опасный претолковникъ Еллинскаго, Славенскаго и Польскаго д³алектовъ".
   Въ течен³и 25 лѣтъ, живя сначала въ Андреевскомъ, потомъ въ Чудовомъ и затѣмъ на Крутицахъ, онъ много потрудился надъ исправлен³емъ и въ переводахъ церковныхъ книгъ, оставивъ послѣ себя богатѣйшее ученое наслѣдство. Онъ померъ 19 ноября (подъ 20 число) 1675 г., оставивъ также весьма достаточное денежное наслѣдство, которое все было роздано на поминовен³е по немъ.
   На похороны разошлось около 90 руб. и 18 золотыхъ, изъ которыхъ 15 поднесено патр³арху, 2 - Симеону Полоцкому и 1 золотой - духовнику Новодѣвичьяго монастыря. На сорокоусты роз дано около 70 руб.
   На поминовен³е выдавалось въ нѣкоторыя немног³я церкви Чудова, Вознесенскаго и Знаменскаго монастырей, а также и въ приходск³я, на недѣлю по алтыну въ каждую церковь. Въ третины, девятины, полусорочины и въ сорочины въ Чудовъ монастырь на столъ брат³и по 5 руб. Нищимъ и въ тюрьмы и богадѣльни роздано въ разное время болѣе 70 р.; въ Т³унскую избу подначальнымъ церковникамъ около 5 рублей.
   Поминовен³е въ годовщину справлялось два года при меньшихъ расходахъ. На цѣлый годовой поминъ выдавалось по 1 руб. въ храмъ.
   Вписъ, вписан³е въ синодики на вѣчный поминъ выдано: въ Андреевск³й монастырь 10 руб., въ Молчинскую Путивльскую пустынь 10 руб., да на строен³е 15 руб. По завѣтному письму покойнаго въ Новодѣвичь монастырь 10 руб.
   Время отъ времени выдавалось и въ иногородные монастыри и церкви на поминовен³е. Въ особенности много роздано по указу патр³арха въ К³евск³е монастыри на вѣчный поминъ покойнаго; всего 500 золотыхъ и 200 ефимковъ (талеровъ.)
   Кар³онъ Истоминъ въ 1677 г. упоминается, какъ дьяконъ Путивльскаго Молчинскаго монастыря, которому на поминовен³е по Епифан³и Славинецкомъ было дано 20 алт., т.-е. 60 коп. Несомнѣнно, что эта выдача можетъ свидѣтельствовать о старомъ знакомствѣ Кар³она съ знаменитымъ дидаскаломъ. Затѣмъ Кар³онъ въ Москвѣ обучается въ школѣ Лихудовъ, потомъ ³ерод³акономъ получаетъ должность справчика Печатнаго Двора. 1687 г. занимается по поручен³ю патр³арха учен³емъ патр³аршихъ маленькихъ пѣвчихъ говорить имъ же сочиненныя поздравительныя праздничныя орац³и и продолжаетъ это занят³е и въ слѣдующ³е годы.
   Въ 1692 г. онъ издалъ Лицевой букварь, весьма любопытный по изображен³ямъ всякихъ бытовыхъ предметовъ, съ нравоучительными стихотворен³ями. Повидимому, онъ былъ п³итъ и стихами воспѣвалъ царевну Соф³ю въ 1681 г., которыхъ существуетъ цѣлая книга.
   Сохраняется также его поэма на бракъ царя Петра съ Евдок³ею Ѳедоровной Лопухиныхъ, сочиненная 1689 г. Это былъ предшественникъ Тредьяковскому. Онъ скончался ³еромонахомъ въ 1722 г. Его надгроб³е находилось въ южной стѣнѣ храма Чуда Михаилова. Возлѣ него въ той же стѣнѣ существуетъ надгроб³е юродиваго Тимоѳея Архипова, проживавшаго у царицы Прасковьи Ѳед. 28 лѣтъ и всегда встрѣчавшаго у ней царевну Анну Ивановну восклицан³емъ: "Донъ, донъ, донъ, царь Иванъ Васильевичъ!" что будто бы предзнаменовало, что она будеть царствовать и уподобится своему предку Ивану Грозному по жестокости управлен³я подъ властью Бирона.
   Съ учрежден³емъ вмѣсто Синодальнаго управлен³я самостоятельной Московской епарх³и, Чудовъ монастырь по указу св. Синода, 23 ³юля 1774 г., отданъ въ полное распоряжен³е и владѣн³е для жительства епарх³альному арх³ерею съ наименован³емъ каѳедральнымъ монастыремъ.
   Первымъ епарх³альнымъ арх³ереемъ былъ ²осифъ (Вичанск³й). Онъ вскорѣ померъ (въ 1745 г.) въ Донскомъ монастырѣ, гдѣ проживалъ, но погребенъ въ Чудовомъ монастырѣ.
   Второй арх³ерей Платонъ Малиновск³й (1748-1754 г.) первымъ поселился въ полатахъ Чудова монастыря. Съ нимъ же въ особыхъ покояхъ помѣстилась въ Чудовомъ и Духовная Консистор³я, бывшая Дикастер³я. Его управлен³е по внутреннимъ дѣламъ примѣчательно тѣмъ, что, самъ малороссъ, онъ наполнилъ Чудовъ монахами и служащими все изъ малороссовъ и основалъ Чудовской хоръ пѣвчихъ, собранныхъ по всей Москвѣ и по инымъ городамъ, особенно въ ближнихъ къ Малоросс³и. Онъ погребенъ также въ Чудовѣ монастырѣ, рядомъ съ предчѣстникомъ въ церкви Чуда Михаила.
   Третьимъ Московскимъ арх³ереемъ былъ митрополитъ К³евск³й Тимоѳей Щербатск³й (1759-1767 г.). Погребенъ съ предмѣстниками въ церкви Чуда.
   Четвертымъ былъ Амврос³й Зертисъ-Каменск³й (1768-1771 г.), уб³енный въ Донскомъ монастырѣ толпою бунтовавшей черни во время мора. Онъ и погребенъ въ Донскомъ же.
   Пятымъ Московскимъ арх³епископомъ былъ знаменитый Платонъ Левшинъ (1775-1811 г.).
   До того времени, начиная отъ времени Петра Великаго и, быть можетъ, еще отъ патр³арха ²оакима, всѣ арх³ерейск³я и архимандричьи должности занимали только люди ученые изъ малороссовъ, т.-е. по преимуществу изъ К³евской академ³и. Это было неотмѣннымъ правиломъ и только по указу императрицы Елизаветы, 1754 г. апр. 17, было, наконецъ, разрѣшено представлять на эти должности и великороссовъ. Платонъ Левшинъ былъ изъ числа первыхъ великороссовъ, занявшихъ арх³ерейск³я мѣста. Въ течен³и 36 лѣтъ его управлен³я монастырь во всѣхъ частяхъ получилъ полное обновлен³е и должное устройство. При немъ съ 1775 по 1778 годъ Архангельская церковь возобновлена стѣннымъ письмомъ съ позолотою; иконостасъ и образа поновлены и къ церкви придѣланы три каменныя крыльца. Алексѣевская церковь также поновлена лѣпными клеймами съ позолотою и серебрен³емъ; въ ней устроено и мѣсто арх³ерейское и хоры рѣзные вызолочены. На церквахъ 10 главъ и 10 крестовъ вызолочены, крыши покрыты бѣлымъ желѣзомъ; сдѣлано парадное готическое крыльцо на каменныхъ столбахъ съ папертью.
   Колокольня каменная построена вновь. Братск³я кельи-иныя вновь сдѣланы, друг³я передѣланы; противъ полатъ устроенъ садъ съ колодцемъ. Близь монастыря вновь построенъ конюшенный дворъ. Построенъ Арх³ерейск³й домъ на 44 саженяхъ о двухъ этажахъ съ великимъ въ немъ уборомъ и съ церковью Петра и Павла.
  

Ивановская площадь.

  
   Такъ называемая Ивановская площадь, получившая свое имя отъ колокольни Ивана Великаго, въ ХV² и ХV²² ст. занимала ровно половину той мѣстности, которая при вел. князѣ Иванѣ Калитѣ подъ именемъ площади простиралась отъ самыхъ Великокняжескихъ хоромъ до первоначальныхъ стѣнъ города, существовавшихъ на мѣстѣ Малаго (Николаевскаго) дворца. Въ то время на этой обширной площади съ сѣверной ея стороны святой Петръ митрополитъ заложилъ Успенск³й соборъ, а при Иванѣ Третьемъ на той же площади была построена Грановитая полата. По самой серединѣ этого пространства Иванъ Калита поставилъ колокольню съ церковью ²оанна Лѣствичника, что подъ Колоколы, которая въ 1505-1508 гг. была выстроена снова на старомъ мѣстѣ и, несомнѣнно, противъ прежняго въ болѣе обширныхъ размѣрахъ. Этотъ храмъ стали прозывать Иваномъ Святымъ, а когда была выстроена еще болѣе высокая колокольня, при Го-дуновѣ въ 1600 г., Иванъ Святой сталъ именоваться Иваномъ Великимъ {Въ своемъ мѣстѣ мы привели свидѣтельства, что именемъ Великiй въ старое время прозывались вообще особенно высок³е храмы и притомъ деревянные ("Черты самобытности въ Русскомъ зодчествѣ", отдѣльное издан³е Кнебеля. М., 1900 г.).}. Это серединное здан³е на древней площади, увеличенное постройкою возлѣ него въ 1543 г. еще новой обширной колокольни, съ храмомъ Воскресен³я, отдѣлило какъ бы стѣною соборную половину площади отъ ея другой половины, простиравшейся къ Спасской улицѣ и обстроенной вокругъ княжескими и боярскими дворами, а впослѣдств³и съ южной стороны и Приказами. Эта другая площадь, какъ упомянуто выше, начиналась отъ храма Николы Гостунскаго, противъ угла Малаго дворца, и простиралась до колоколенъ Ивана Великаго, которыя величаво господствовали надъ всею площадью и потому присвоили ей назван³е Ивановской площади.
   Впереди колоколенъ на площади на всей красотѣ стоялъ небольшой храмъ Черниговскихъ чудотворцевъ, князя Михаила и его боярина Ѳеодора, построенный при Иванѣ Грозномъ, какъ описано выше (стр. 245).
   Съ правой стороны, идя отъ Спасской улицы, выступала на площадь другая церковь, меньшаго размѣра, съ первобытною колокольницею на одномъ столбѣ. Это былъ храмъ муч. Христофора, примѣчательнаго тѣмъ, что онъ изображался съ песьею головою. Церковь по мѣстности именовалась что у Чудова монастыря и что у Холопья приказа. До 1651 г. она была деревянная, а въ этомъ году построена каменная.
   Во время крестныхъ ходовъ и въ особенности въ Вербное воскресенье, когда совершалось шеств³е на осляти, а также во время пр³ема знатныхъ иноземныхъ пословъ Ивановская площадь по всей ширинѣ покрывалась несмѣтнымъ множествомъ народа и стоявшими по пути стрѣлецкими полками.
   Водилъ осля собственноручно и царь Петръ Алексѣевичъ, когда ему было только 13 лѣтъ. Это было 12 апрѣля 1685 года. Послѣ совершен³я на Лобномъ мѣстѣ дѣйства цвѣтонос³я и раздачи всѣмъ вербы патр³архъ ²оакимъ "всѣлъ на осля и пошелъ къ собору въ Кремль, а Велик³е государи ²оаннъ Алексѣевичъ и Петръ Алексѣевичъ, въ порфирахъ и д³адимахъ и въ Мономаховыхъ шапкахъ, изволили въ то время у осляти узду принять по конецъ повода и вести въ городъ къ соборной церкви. Посреди повода держалъ и осля за ними велъ бояринъ Петръ Ивановичъ Прозоровск³й".
   Большимъ любителемъ торжественныхъ выходовъ и шеств³й былъ молодой царь Ѳедоръ Алексѣевичъ, такъ что и приведенное шеств³е царей, державшихъ на поводу осля, совершилось не столько по желан³ю самихъ царей, сколько по заведенному порядку при царѣ Ѳедорѣ.
   Относительно Ивановской площади опишемъ крестный ходъ на воду 6 генваря 1680 г. Передъ Великимъ государемъ отъ Успенскаго собора шли окольнич³е, думные и ближн³е люди, стольники, стряпч³е, дворяне, дьяки, въ золотахъ (въ золотныхъ одеждахъ), напередъ съ нижнихъ чиновъ, по три человѣка въ рядъ. "А за вел. государемъ шли царевичи (служебные), бояре, думные дворяне; за ними шли гости (купцы) въ золотахъ, а за тѣми золотчиками шли стольники, стряпч³е, дворяне, жильцы которые были не въ золотахъ. А около его государева пути, по обѣ стороны, шли полковники и головы стрѣлецк³е, въ бархатныхъ и въ объяринныхъ ферезеяхъ и въ турскихъ цвѣтныхъ кафтанахъ. А около тѣхъ всѣхъ чиновъ шли Стремяннаго Приказу стрѣльцы, въ одинъ человѣкъ, въ цвѣтныхъ нарядныхъ кафтанахъ. съ золочеными пищалями... А на площади межъ соборныхъ церквей Успен³я и Благовѣщен³я и Архангела Михаила и по обѣ стороны пути до Мстиславскаго двора и на площади, что межъ церкви кн. Михаила Черниговскаго и Чудова монастыря (т.-е. на самой Ивановской площади), стояли, устроясь, разныхъ Приказовъ стрѣльцы и стольники, съ знаменами и съ барабанами и со всѣмъ ратнымъ строемъ, въ цвѣтномъ платьѣ.
   "Да на площадяхъ же, что отъ Посольскаго приказу къ Мстиславскому двору, гдѣ были прежъ сего Приказы, и противъ Посольскаго приказу у Ивановской колокольни (Альбомъ видовъ No XVII ) и по сторонь церкви Черниговскаго чудотворца, и отъ той церкви по площади къ Чудову монастырю, и передъ Мстиславскимъ дворомъ, отъ дороги, которою ходятъ на Москвурѣку, къ церкви Николая чуд. Гостунскаго (т.-е. по всей Ивановской площади), поставлены были больш³е галанск³е и полковые пищали; а около тѣхъ пищалей поставлены были рѣшотки рѣзные и точеные, и писаны розными красками, а у пищалей стояли пушкарск³е головы съ Пушкарскимъ чиномъ, съ знаменами. въ цвѣтномъ платьѣ..."
   Мы упоминали выше, стр. 238, что крестные ходы на Москву-рѣку совершались до постройки новыхъ Приказовъ по улицѣ мимо Мстиславскаго двора, а потомъ, когда были выстроены Приказы, въ ихъ ворота, выходивш³я на продолжен³е той же улицы внизъ подъ гору.
   По освящен³и воды во iордани крестный ходъ и государь возвратились тѣмъ же путемъ въ Успенск³й соборъ, къ литург³и. Тотъ же порядокъ шеств³я совершался и въ послѣдующ³е годы, когда нерѣдко присутствовалъ только одинъ изъ двухъ царей, царь Иванъ Алексѣевичъ.
   Но въ 1690 г. на этомъ ³орданномъ освящен³и воды присутствовалъ и царь Петръ, вѣроятно, съ желан³емъ показать торжество иноземцамъ, которые тогда для смотрѣн³я были поставлены на Кремлевской стѣнѣ слѣва отъ Тайницкой башни-Датскаго короля комиссаръ Андрей Бутенантъ фонъ-Розенбушъ, съ королевскими дворянами и иныхъ окрестныхъ государствъ иноземцы да Донск³е казаки, атаманъ Фролъ Минаевъ съ товарищи. Точно такъ же торжество было совершено въ присутств³и царя Петра и въ 1692 г., когда для смотрѣн³я иноземцамъ было отведено то же мѣсто; смотрѣли Польскаго короля резидентъ съ королевскими дворянами и друг³е иноземцы да Донск³е казаки. То же происходило въ присутств³и Петра и въ 1694 г.; смотрѣли только Донск³е казаки.
   Въ послѣдн³й разъ въ ХVI² ст. Ивановская площадь видѣла торжественное шеств³е крестовъ и государя на ³ордань въ 1696 г., когда описаннымъ порядкомъ справилъ это празднество одинъ царь Иванъ Алексѣевичъ. Вскорѣ, 29 генваря, онъ и скончался и съ нимъ окончились и царск³е торжественные выходы на эти церковныя празднества, утративш³я по этому случаю тотъ царственный блескъ обстановки, который всегда сопровождалъ государево шеств³е.
   Во второй половинѣ XVII ст. Ивановская площадь была самымъ бойкимъ мѣстомъ въ Кремлѣ, главнымъ образомъ, потому, что на ней сосредоточивалась, благодаря новопостроеннымъ Приказамъ, судейская, дьяческая и подьяческая приказная служба, для всего государства, привлекавшая къ дѣламъ множество всякаго народа.
   Мы упоминали, стр. 243, что отъ Приказовъ выдвигались на площадь семь длинныхъ каменныхъ лѣстницъ къ верхнимъ ярусамъ Приказовъ. У этихъ лѣстницъ и толпились челобитчики въ ожидан³и прихода дьяковъ и подьячихъ или и самого судьи.
   Нельзя сказать, чтобы тогдашняя служба была столько же легка и гуманна какъ служба нашего времени. Государевы указы установляли неоднократно, чтобы судьи и дьяки въ Приказы пр³ѣзжали поранѣе, а выходили изъ Приказовъ попозже.
   Это "поранѣе" и "попозже" выразилось опредѣлен³емъ, чтобы и судьи и приказные люди, дьяки и подьяч³е, сидѣли вь Приказахъ во дни и въ нощи 12 часовъ въ сутки, именно по 6 часовъ съ утра и до обѣда и по 6 часовъ съ вечера, послѣ обѣда; пр³ѣзжать утромъ, въ декабрѣ, въ зимнее время за часъ до дня, т.-е. до разсвѣта, по нашему времени въ 7 1/2 утра; выѣзжать въ 6-мъ часу дня, т.-е. во второмъ часу или часа въ два по нашему счету. Вечеромъ пр³ѣзжать въ первомъ часу ночи, выѣзжать въ 7-мъ часу, т.-е. отъ 4 часовъ пополудни сидѣть до 10 часовъ вечера. Стало быть, на обѣдъ полагалось всего часа два-три.
   По указу 1680 г., окт. 26, сидѣнье въ Приказахъ было ограничено шестымъ часомъ съ утра и съ вечера, т.-е. только по 10 часовъ въ сутки.
   Г²о указу 1648 г. было разрѣшено не сидѣть въ Приказахъ по субботамъ послѣ обѣда и по воскресеньямъ до обѣда. Затѣмъ по Уложен³ю Приказы закрывались съ навечер³я Рождества 24 дек. и по 8 генваря, а также въ Пасхальное празднован³е и въ воскресные и Господскихъ праздниковъ дни, въ Сырную недѣлю (Масленицу), первую недѣлю Великаго поста, Страстную и въ Царск³е дни.
   Подьяч³е такъ же, какъ и друг³е разряды служебныхъ и тяглыхъ лицъ, распредѣлялись на три статьи - старш³е, средн³е и младш³е; первые получали годового жалованья - 10 руб., вторые - 7 руб., третьи-5 руб., кромѣ кормовыхъ и хлѣбныхъ припасовъ.
   Службѣ подьячаго сопутствовала неимовѣрная строгость въ тѣхъ случаяхъ, гдѣ касалось даже и въ письмѣ государева имени. Въ 1658 г., авг. 14, подьячему Ларкѣ Александрову за прописку его государева именованья было повелѣно учинить у Разряднаго приказа наказанье, бить кнутомъ.
   Припомнимъ, что въ 1660 г. знаменитый Котошихинъ битъ батогами за то, что въ одной важной посольской бумагѣ вмѣсто словъ: великаго государя-написалъ ошибкою только великаго, а государя пропустилъ.
   Надо упомян

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа