Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История города Москвы, Страница 27

Забелин Иван Егорович - История города Москвы



ребностей патр³аршаго вѣдомства; поэтому въ нихъ продѣлывали, гдѣ было надобно; новыя окна, задѣлывали двери и т. п.
   Въ нижнихъ полатахъ была устроена богадѣльня для нищихъ и больница, въ которой поставлена изразцовая печь изъ изразцовъ 130 большихъ, 15 долгихъ и 15 городочковъ. Кромѣ устройства старыхъ, было построено и нѣсколько новыхъ полатъ для патр³аршихъ дѣтей боярскихъ, его служебниковъ и для разныхъ хозяйскихъ потребностей. Но главнымъ началомъ всѣхъ работъ на Цареборисовскомъ дворѣ служила постройка новой церкви.
   Приписывая, быть можетъ, свое неимовѣрное благополуч³е въ патр³аршемъ санѣ молебному покровительству св. Филиппа митрополита, Никонъ, въ ознаменован³е своей благочестивой мысли, задумалъ соорудить на мѣстѣ храма Соловецкихъ чудотворцевъ и на межѣ Борисовскаго двора новый каменный храмъ во имя апостола Филиппа, тезоименитаго Московскому святителю.
   Такъ какъ Борисовск³й дворъ стоялъ рядомъ съ патр³аршимъ, выходя на площадь къ Ивану Великому, гдѣ находились и его ворота, то патр³архъ для новой церкви занялъ и часть Борисовскаго двора, лицевую сторону съ патр³аршими полатами, что противъ Успенскаго собора, гдѣ нынѣ стоитъ храмъ Двѣнадцати Апостоловъ.
   Въ томъ же сентябрѣ 1652 г. на этомъ мѣстѣ уже копали рвы и сваи набивали подъ постройку церкви; слѣдовательно, церковная постройка началась тоже черезъ двѣ недѣли послѣ Успенскаго праздника.
   Въ октябрѣ и по зимнему пути стали возить къ церковному дѣлу строительный матер³алъ 14.600, а потомъ 100 тысячъ кирпичу, 1000 бочекъ извести, 3.000 коробовъ песку. Однако закладка храма была совершена только въ началѣ августа (9 числа) 1653 г., когда самъ патр³архъ пѣлъ молебенъ на каменномъ дѣлѣ и на церковномъ окладѣ. Вообще, строен³е по какому-то случаю производилось довольно медленно, такъ что оно было окончено только лѣтомъ 1655 г., а уборка главъ и кровли происходила осенью этого года, когда кровля была покрыта мѣдными золочеными досками, и на пяти главахъ поставлены мѣдные золоченые кресты {Здѣсь въ изданныхъ Матер³алахъ для Истор³и Москвы, ч. I, 230, 231, какъ оказалось, свѣдѣн³я о церкви Филиппа отнесены ошибочно къ деркви Трехъ Святителей.}.
   Подъ церковью были устроены ворота, быть можетъ, на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ находились ворота Борисовскаго двора. При церкви была также выстроена колокольница въ 1656 году. День освященiя церкви намъ неизвѣстенъ.
   24 февраля 1656 г., на первой недѣлѣ Великаго поста, Никонъ уже служилъ въ новой церкви литург³ю и пр³общался св. Таинъ.
   Настѣнное письмо во всей церкви производилось уже лѣтомъ и въ августѣ этого года, для чего былъ купленъ большой запасъ разныхъ красокъ: слишкомъ 4 пуда голубцу, 10 пудовъ лазори цвѣтной, 6 пудовъ черлени слизухи, 6 пудовъ вохры слизухи, 5 пудовъ черлени нѣмецкой, 10 пудовъ празелени, 3 пуда киноварю, 5 пудовъ черлени псковской, всего на 256 рублей.
   Въ 1658 г. иконописцы писали на воротахъ и у внѣшнихъ сторонъ на церкви стѣнное письмо.
   Передъ церковью апостола Филиппа въ то же время (1654-1655 годахъ) патр³архъ строилъ свою новую Крестовую полату меньшаго размѣра противъ старой. Эта полата въ первое время такъ и именовалась своею новою Крестовою, какъ это неоднократно записано въ "Книгѣ Записной облачен³ямъ и дѣйствамъ патр³арха" {Рукопись Синодальной Библиотеки, No 93.}.
   Въ этой Записной книгѣ находимъ, между прочимъ, слѣдующ³я строки: "Декабря 21 (1655 г.) Государь патр³архъ поиде къ литург³и изъ своея Крестовыя полаты... Послѣ литург³и Ант³ох³йск³й патр³архъ Макар³й поднесъ Никону клобукъ бѣлый греческаго переводу, а Сербск³й патр³архъ Гавр³илъ поднесъ ему шапочку греческую... И поиде Государь патр³архъ въ свою Крестовую полату, а передъ нимъ, Государемъ, шли поддьяконы и подьяки - всѣ въ золотыхъ стихаряхъ, а пѣли стихи розные постанично всѣ вмѣстѣ... А пришедъ въ новую свою крестовую полату южъ самъ устроилъ и пожаловалъ Государь святѣйш³й патр³архъ своего Государева архид³акона и дьякона чернаго греческими клобуками и камилавками".
   Полата была покрыта особою кровлею, слѣд. не была въ связи съ другими полатами. Однако черезъ сѣни она соединялась съ построенными въ томъ же 1655 г. новыми брусяными хоромами для житья самому патр³арху.
   Въ 1655 г. въ этой новой Крестовой на дверяхъ и окнахъ росписаны травы и повѣшено большое мѣдное паникадило. Въ той же полатѣ въ 1658 г. написаны лучшими мастерами новыя иконы, писали Симонъ Ѳедоровъ (Ушаковъ) и Ѳедоръ Козловъ.
   Вопреки установившемуся свѣдѣн³ю, что патр³архъ Никонъ построилъ донынѣ существуюшую Крестовую (Муроварную) полату и весь Синодальный домъ, приведенныя свидѣтельства указываютъ, что Никономъ была построена особая Крестовая для своихъ хоромъ, по размѣру, какъ упомянуто, меньшая, почему впослѣдств³и (въ 1672 г.) старая Крестовая обозначалась именемъ Большой Крестовой, а новая и въ описи Домовой Казны Никона названа Малою. Въ эту новую Крестовую Павелъ Алеппск³й входилъ по двумъ лѣстницамъ, почему съ достовѣрностью можно предполагать, что эта Крестовая находилась въ третьемъ этажѣ новаго здан³я передъ новою же церковью (нынѣ 12 Апостоловъ), гдѣ впослѣдств³и помѣщалась Ризница.
   На своемъ старомъ патр³аршемъ дворѣ патр³архъ обновилъ церковь Трехъ Святителей, которая стояла особно и имѣла одну главу. При ней была устроена въ 1656 г. и колокольница, вѣроятно на стѣнѣ какой-либо полаты, покрытая кровлею въ 1658 г. Закомары подъ главою покрыты бѣлымъ желѣзомъ, спаяннымъ оловомъ. Церковь была устроена теплою и вновь росписана настѣннымъ письмомъ, для котораго куплено 5000 листовъ сусальнаго золота. Въ ней было устроено, какъ и въ Крестовой полатѣ, особое патр³аршее мѣсто. За церковью сдѣланъ очагъ для составу и варен³я св. мѵра.
   Проломаны двери изъ паперти Трехъ Святителей въ старую Столовую полату и сдѣлана всхожая лѣстница. Обновлен³е храма производилось постепенно въ течен³и 1654-1658 гг.
   На дворѣ въ эти же годы построены новыя полаты скатертная, отдаточная и друг³я. Въ 1654 г. кузнецы дѣлали патр³арховы домовые часы (башенные).
   Во всѣхъ новыхъ полатахъ и въ брусяныхъ кельяхъ, теперь по новому, вмѣсто слюдяныхъ окончинъ, были устроены окончины стекольчатыя. Въ другихъ хоромахъ употреблены слюдяныя.
   Отъ площади патр³арш³я полаты отдѣлены перегородкою; а внутри двора отъ новой хлѣбни по старую Столовую поставленъ острогъ, родъ тына, отдѣлявшiй патр³арховъ дворъ отъ государева двора.
   Патр³арш³й дворъ, какъ упомянуто, былъ соединенъ съ царскимъ Дворцомъ переходами.
   При Никонѣ государь построилъ въ 1654 г. переходы и въ Чудовъ монастырь съ Борисовскаго двора черезъ улицу Никольскую, ширина которой въ этомъ мѣстѣ не превышала 3 саж. Сообщенiе царскаго Дворца съ Чудовымь монастыремъ потребовалось по случаю начатаго дѣла объ исправлен³и церковно-служебныхъ книгь, такъ какъ въ полатахъ монастыря должны были происходить засѣдан³я и совѣщан³я по этому дѣлу. Въ монастырѣ жилъ въ 1658 г. старецъ Епифан³й, который тогда перевелъ патр³арху дохторскую книгу.
   Съ патр³аршаго двора былъ устроенъ всходъ на эти переходы, которые слѣдовательно проходили мимо всѣхъ построекъ на этомъ дворѣ. Переходы прозывались обыкновенно Чудовскими.
   При патр³архѣ Никонѣ стоявшая стѣна объ стѣну съ царскимъ Дворцомъ старѣйшая патр³аршая церковь Ризположен³я была отдѣлена къ дворцовымъ зданiямъ (послѣ 1653 г.) и именно къ хоромамъ царицы и царевенъ, терема которыхъ высились и передъ этою церковью и передъ западными вратами Успенскаго собора, какъ и передъ полатами патр³аршаго двора. Съ этого времени паперть Ризположенской церкви сдѣлалась необходимою проходною галлереею, переходами въ Успенск³й соборъ для женской половины царскаго семейства, всегда выходившей къ молен³ю и къ службамъ въ скрытности оть народныхъ очей.
   Какъ упомянуто, терема царицы и царевенъ высились и передъ патр³аршими полатами, поэтому Никонъ, выходя изъ своихъ полать въ соборъ, въ западныя его врата, и возвращаясь изъ собора тѣми же вратами, каждый разъ останавливался въ этомъ проходѣ, поднималъ вверхъ къ теремамъ свои взоры и, отдавъ посохъ архид³акону, благословлялъ по направлен³ю къ Верху, т.-е. къ окнамъ теремовъ, затѣмъ кланялся до земли, благословлялъ вторично и, вторично сдѣлавъ поклонъ, уходилъ въ свои полаты. Такъ же поступалъ и пребывавш³й тогда въ Москвѣ Ант³ох³йск³й патр³архъ Макар³й каждый разъ, когда проходилъ въ соборъ западными вратами и когда затѣмъ возвращался въ патр³арховы полаты. Такъ поступали и всѣ арх³ереи, воздавая должный почетъ государынѣцарицѣ, которая всегда смотрѣла на проходящихъ изъ своихъ стеклянныхъ оконъ, но не открытыхъ, чего не подобало, а скрытно сквозь разрисованныя въ окнахъ травы.
   Само собою разумѣется, что въ этомъ смотрѣн³и участвовалъ и весь женск³й чинъ государевой семьи и со всѣми комнатными боярынями. Окна царицыныхъ и царевниныхъ теремовъ высились передъ западными вратами собора именно для той цѣли, чтобы видѣть совершаемые изъ этихъ воротъ торжественные крестные ходы и молиться вмѣстѣ со всѣмъ народомъ.
   Приведенныя выше отрывочныя свѣдѣн³я объ устройствѣ патр³аршаго двора при Никонѣ, собранныя нами изъ офиц³альныхъ записей, дополнимъ общимъ описан³емъ всѣхъ новыхъ построекъ Никона, составленнымъ очевидцемъ, архид³акономъ Павломъ Алеппскимъ, который 22 декабря 1655 г. присутствовалъ при самомъ новосельи въ этихъ постройкахъ.
   "Должно знать", говоритъ архид³аконъ, "что теперешн³й патр³архъ Никонъ имѣетъ большую любовь къ возведен³ю построекъ, памятниковъ и къ (церковному) благолѣп³ю. Въ бытность свою архимандритомъ монастыря Спаса, т.-е. Спасителя, что близъ этого города, онъ своими старан³ями перестроилъ съ основан³я какъ великую церковь, такъ и кельи, окружную стѣну и всѣ башни. Также, когда онъ сдѣлался митрополитомъ Новгорода, то воздвигъ тамъ прекрасныя здан³я; а, сдѣлавшись патр³архомъ, онъ построилъ для себя патр³арш³я кельи или, лучше сказать, царск³я полаты, не имѣющ³я себѣ подобныхъ во всей странѣ Московской... Знай, что здѣшн³й патр³арш³й домъ существуетъ съ очень древнихъ временъ, со времени св. Петра, перваго митрополита Московскаго. Онъ малъ, тѣсенъ и не имѣетъ двора; надъ нимъ высятся полаты царицы (Архид³аконъ не зналъ, что существуетъ обширный дворъ за полатами). Нынѣшн³й патр³архъ, любя строить и обновлять, выпросилъ у царя дворъ, находящ³йся близъ патр³аршаго дома, съ сѣверной стороны собора (Цареборисовск³й). Царь подарилъ его, и патр³архъ приступилъ къ возведен³ю на немъ огромнаго, чудеснаго здан³я. Его строили нѣмецк³е мастера. Въ нижней части зданiя патр³архъ устроилъ семь Приказовъ, печь и огромную кухню, дабы тепло поднималось на верхъ. Лѣстница, весьма красивая, устроена насупротивъ стараго пути къ собору, гдѣ патр³архъ всегда останавливался и благословлялъ полаты царицы. Наверху онъ выстроилъ диванъ (пр³емную полату) {Это, по всему вѣроятiю, новая Крестовая, о которой мы упоминали выше.} и сдѣлалъ отъ нея проходъ со стороны царицыныхъ полатъ, по которому иногда втайнѣ проходитъ; и еще проходъ по направлен³ю къ своимъ прежнимъ кельямъ. Внутри этой полаты онъ устроилъ маленькую церковь во имя новыхъ Московскихъ святыхъ, митрополитовъ Петра, Алекс³я, ²оны и Филиппа, коихъ велѣлъ написать надъ ея дверью, а въ церкви написать портреты шести патр³арховъ, бывшихъ со временъ ²ерем³и Константинопольскаго: первый изъ нихъ ²овъ, затѣмъ Германъ (Ермогенъ), Герасимъ (Игнат³й?), Филаретъ, ²оасафъ и ²осифъ. Свой же портретъ, точь въ точь какъ онъ есть, велѣлъ написать послѣ тѣхъ, ибо онъ седьмой патр³архъ. Онъ весьма украсилъ эту церковь и большею част³ю слушаетъ службу въ ней. Эта полата (старая Столовая) имѣетъ огромныя съ рѣшетками окна, выступающ³я изъ здан³я и выходящ³я на царицыны полаты. Изъ нея выходишь въ другую большую полату (сѣни), гдѣ ждутъ приходящ³е къ патр³арху, пока онъ разрѣшитъ имъ войти. Отсюда входишь въ огромную полату (нынѣ Муроварную), которая поражаетъ своей необыкновенной величиною, длиной и шириной; особенно удивителенъ обширный сводъ безъ подпоръ посрединѣ.
   "По окружности полаты сдѣланы ступеньки, и полъ въ ней вышелъ наподоб³е бассейна, которому не хватаетъ только воды. Она выстлана чудесными разноцвѣтными изразцами. Огромныя окна ея выходятъ на соборъ; въ нихъ вставлены оконницы изъ чудесной слюды, украшенной разными цвѣтами, какъ будто настоящими; съ другой стороны окна выходятъ на дворъ стараго патр³аршаго дома. Въ ней, подлѣ двора, сдѣланъ огромный каптуръ (печь) изъ превосходныхъ изразцовъ. Все сооруженiе скрѣплено желѣзными связями съ обѣихъ сторонъ. Никонъ назвалъ эту полату Христобъ (Крестовая), т.-е. христ³анская полата. Внутри этого помѣщен³я есть еще покой, который служитъ нарѳексомъ (притворъ, паперть) большой прекрасной, весьма высокой церкви, устроенной патр³архомъ въ честь святой Троицы и выходящей на площадку Чудова монастыря (апостола Филиппа, нынѣ Двѣнадцать Апостоловъ). На верху этой церкви сдѣланы (хоры) и въ нарѳексѣ ея три прохода съ лѣстницами: по одному патр³архъ сталъ ходить въ соборъ, ибо онъ насупротивъ сѣверныхъ дверей его; другой ведетъ на новый дворъ, трет³й, выше этого помѣщен³я, представляетъ лѣстницу, ведущую на верхъ здан³я, гдѣ патр³архъ построилъ еще двѣ церкви и кельи для дьяконовъ, откуда открывается видъ на весь городъ. Въ углу Крестовой (новой) полаты есть дверь, ведущая къ новому деревянному строен³ю съ многочисленными кельями, кои идутъ одна за другой и назначены для зимняго помѣщен³я, ибо жители этой страны не любятъ жить въ каменныхъ домахъ, потому что, когда печи въ нихъ истоплены, то ударяетъ въ голову и причиняется головная боль. По этой причинѣ непремѣнно строятъ для зимы подлѣ каменныхъ деревянные дома и по всему здан³ю закрытые проходы. Всѣ двери такихъ помѣщен³й бываютъ обиты зеленымъ сукномъ.
   "Словомъ, это здан³е поражаетъ умъ удивлен³емъ, такъ что, быть можетъ, нѣтъ подобнаго ему и въ царскомъ дворцѣ, ибо мастера нынѣшняго вѣка, самые искусные, собранные отовсюду, строили его непрерывно цѣлыхъ три года. Мнѣ разсказывали архид³аконъ и казначей патр³арха, что онъ истратилъ на это сооружен³е болѣе 50.000 динаровъ (рублей), не считая дерева, кирпича и пр., подаренныхъ царемъ и государственными сановниками, и того, что большая часть рабочихъ были его крестьяне".
   Необходимо замѣтить, что въ своемъ описан³и архид³аконъ не различаетъ да и не могъ различить старыхъ построекъ патр³аршаго обиталища отъ новыхъ, возведенныхъ Никономъ, и описываетъ тѣ и друг³я, такъ сказать, въ общей суммѣ, какъ это выясняется и во всѣхъ его строкахъ. Такимъ образомъ, и представляется какъ бы несомнѣннымъ, что Никонъ построилъ цѣликомъ весь Патр³арш³й Домъ, во всѣхъ его частяхъ. Между тѣмъ Никонъ построилъ только церковь (нынѣ 12 Апостоловъ) и передъ нею двѣ трехъэтажныя полаты, изъ которыхъ въ одной, въ третьемъ этажѣ, устроилъ свою Крестовую. Это сооружен³е примкнуло къ крыльцу Старой Крестовой полаты, гдѣ нынѣ лѣстница на верхъ, и отличается отъ старой постройки тѣмъ, что толща ея стѣнъ имѣетъ 1 1/2 аршина, а толща стѣнъ упомянутой Крестовой имѣетъ 3 аршина.
   Не совсѣмъ правильно описанъ Патр³арш³й Домъ и покойнымъ архитекторомъ А. А. Потаповымъ (Древности М. Археол. Общ., т. XIX, вып. 2-й).
   Онъ, слѣдуя указан³ямъ Снегирева, утверждаетъ, стр. 72, что "старый патр³арш³й домъ былъ за церковью Ризположен³я, которая и именовалась патр³аршею". Это Снегиревское сказан³е и послужило источникомъ многихъ неправильностей въ разъяснен³и различныхъ частей Патр³аршаго дома. На 74 и 76 стр., не имѣя прямого свѣдѣн³я о церкви Трехъ Святителей, авторъ смѣшиваетъ показан³я о ней съ новою церковью, т.-е. съ церковью, которую строилъ патр. Никонъ во имя ап. Филиппа. На стр. 75 онъ повторяетъ сказан³е Снегирева, что старый патр³арш³й дворъ издревле существовалъ около церкви Ризположен³я, и указываетъ ему мѣсто "на сѣверной сторонѣ отъ Теремнаго дворца и будто бы параллельно ему", присовокупляя, что этотъ старый дворъ былъ расширенъ при патр. Филаретѣ чего однако, не было и никакихъ свидѣтельствъ на это не существуетъ. Но авторъ на той же страницѣ говоритъ уже о перенесен³и двора на новое мѣсто. Это новое мѣсто оказывается тамъ, гдѣ стоитъ корпусъ старой Крестовой (нынѣ Муроварной), который принадлежитъ къ самымъ старымъ постройкамъ двора и составляетъ часть именно стараго двора, къ которой примкнула и новая постройка Никона съ церковью 12 Апостоловъ.
   Однако авторъ на стр. 76 прямо говоритъ, что эта Муроварная и "была Крестовая патр. Никона", т.-е. новое его сооружен³е, и дѣлитъ вообще весь дворъ патр³арховъ на старый и новый.
   Для стараго двора авторъ отдѣляетъ только старую Столовую и церковь Трехъ Святителей, стоявшую на западномъ краю двора, по сосѣдству съ дворцовыми здан³ями, именно съ хоромами царевенъ.
   Новый дворъ, т.-е. здан³е Никоновской постройки, по увѣрен³ю автора, суть и донынѣ существующ³й весь корпусъ, оканчивающ³йся къ востоку церковью 12 Апостоловъ, между тѣмъ какъ западная половина корпуса съ Муроварною полатою принадлежитъ, какъ упомянуто, къ самымъ старымъ постройкамъ.
   Вообще, разъяснен³я Потапова требуютъ значительнаго исправлен³я.
   "Это рѣдкостное сооружен³е,-продолжаетъ архид³аконъ,-было окончено постройкой и омеблировано на этой недѣлѣ, но Никонъ до сихъ поръ не переходилъ въ него. Причина этому та, что въ этотъ день, пятницу 21 декабря, случилась память преставлен³я св. Петра, перваго митрополита Московскаго, мощи котораго находятся въ алтарѣ (собора). Московиты имѣютъ обыкновен³е весьма благолѣпно праздновать его память въ этотъ день, какъ мы упомянули раньше и какъ видѣли теперь,-торжественнѣе, чѣмъ праздникъ Рождества. Патр³архъ обыкновенно устроиваеть у себя послѣ обѣдни большую трапезу для царя, его вельможъ и всего священнаго чина. Случилось, что теперь были окончены его новыя полаты; но такъ какъ память святого пришлась въ этотъ день, пятницу, когда не позволяется ѣсть рыбу, а у нихъ пиршества не устроиваются и не могутъ быть роскошны безъ рыбы, то празднован³е святому отложили до слѣдующаго дня, т.-е. до субботы. Никонъ далъ знать нашему владыкѣ патр³арху, чтобъ онъ приготовился служить въ этотъ вечеръ вмѣстѣ съ нимъ всенощную въ соборѣ, а завтра, послѣ обѣдни, пожаловалъ бы къ нему на трапезу въ новыя полаты.
   "Вечеромъ, по обычаю, было совершено малое павечер³е, а послѣ 8-го часа ночи прозвонили четырекратно въ большой колоколъ. Мы вошли въ церковь въ 9-мъ часу. Пришли въ церковь царица и царь...
   "Служба была большая, продолжительная и торжественная. Мы вышли изъ церкви лишь прй восходѣ солнца, умирая отъ усталости и стоян³я на ногахъ отъ 9-го до 16-го часа. Въ эту ночь мы столько натерпѣлись отъ сильнаго холода и стужи, что едва не погибли, особливо потому, что стояли на желѣзныхъ плитахъ: Богъ свидѣтель, что душа чуть не покинула насъ. Что касается меня, бѣднаго, то я хотѣлъ выйти и убѣжать изъ алтаря, но не могь, ибо царь стоялъ передъ южными дверьми, а царица передъ сѣверными, такъ что поневолѣ пришлось страдать. Когда я вернулся въ свое помѣщен³е, Богъ свидѣтель, что я въ течен³и трехъ дней былъ совершенно не въ состоян³и стоять на ногахъ, хотя бы ихъ рѣзали желѣзомъ. Я погружалъ ихъ въ нагрѣтую воду и совсѣмъ не чувствовалъ тепла, а вода охлаждалась. Въ такомъ положен³и, страдая болью въ ногахъ, я оставался, Богъ свидѣтель, въ продолжен³и почти двухъ мѣсяцевъ. Но на все воля Бож³я! Что это за всенощныя и бдѣн³я! Болѣе всего насъ удивляло, что дѣти и малютки, и притомъ не простолюдиновъ, а вельможъ, стояли съ непокрытою головой, неподвижно и не шевелясь, какъ статуи. Какая выносливость! Какая вѣра! Воть нѣчто изъ того, что мы могли бы сказать о всенощныхъ бдѣн³яхъ въ странѣ Московитовъ, извѣстныхъ всюду.
   "Спустя часъ послѣ нашего выхода изъ собора, зазвонили въ колоколъ, и мы опять вернулись туда измученные, умирая оть усталости, дремоты и холода. Оба патр³арха облачились, и съ ними въ этотъ день облачились три арх³ерея и десять архимандритовъ въ митрахъ, двѣнадцать ³ереевъ монашествующихъ и м³рскихъ, двадцать взрослыхъ дьяконовъ и болѣе двадцати анагностовъ и иподьяконовъ: всѣхъ вмѣстѣ съ обоими патр³архами и Сербскимъ арх³епископомъ было болѣе семидесяти служащихъ въ алтарѣ. Пришла царица, а послѣ нея царь. Во время выхода священники выносили покровъ съ мощей св. Петра, похож³й на плащаницу: онъ весь расшитъ золотомъ и жемчугомъ, и на немъ изображенъ святой, какъ онъ есть, въ облачен³и полиставр³я (крестчатомъ). Когда кончилась обѣдня, и мы сняли облачен³я, оба патр³арха вышли къ царю, чтобы его благословить. Царь, взявъ за правую руку нашего учителя, повелъ его къ царицѣ, чтобы онъ ее благословилъ. По уходѣ царя опять затворили двери церкви, пока царица, какъ въ тотъ день, прикладывалась, по обычаю, послѣ чего она удалилась. Тогда всѣ дьяконы, поя, пошли со свѣчами впереди патр³арха, пока онъ поднимался въ свои новыя полаты, которыя открылъ, поселившись въ нихъ въ этотъ день. Когда онъ вступилъ въ нихъ, къ нему подошелъ сначала нашъ владыка-патр³архъ и поднесъ ему позолоченную икону Трехъ Святителей и большой черный хлѣбъ съ солонкой соли на немъ, по ихъ обычаю, поздравилъ его и пожелалъ ему благополуч³я въ его новомъ жилищѣ. Послѣ него подходили арх³ереи и сначала поднесли позолоченныя иконы имени своихъ каѳедральныхъ церквей, а потомъ хлѣбъ-соль, больш³е золоченые кубки, нѣсколько кусковъ парчи и бархата и пр., при чемъ дѣлали поклонъ. За ними подходили настоятели монастырей и даже ихъ уполномоченные, проживающ³е въ ихъ подворьяхъ въ городѣ, именно уполномоченные отдаленныхъ монастырей. Также подносили ему подарки царевичи. Затѣмъ подходили городск³е священники, купцы, сановники государства, ремесленники и подносили кубки, сороки соболей и пр. Но Никонъ отъ всѣхъ, за исключен³емъ арх³ереевъ и игуменовъ, принималъ только иконы и хлѣбъ-соль. Была большая тѣснота. Наконецъ, патр³архъ послалъ пригласить царя къ своему столу. Царь, войдя, поклонился патр³арху и поднесъ сначала отъ себя хлѣбъ-соль и сорокъ соболей высшаго сорта и тоже поднесъ отъ имени царицы и своего сына, три хлѣба и три сорока отъ своихъ сестеръ, и тоже отъ своихъ дочерей; всего 12 хлѣбовъ и 12 сороковъ соболей. Въ это время патр³архъ стоялъ на переднемъ мѣстѣ полаты, царь же самъ ходилъ къ дверямъ и подносилъ упомянутые подарки собственноручно, принимая на себя не малый трудъ, крича на бояръ, которые держали ихъ, чтобы они подавали ему скорѣе; онъ казался слугой, и - о удивлен³е!-когда подносилъ подарки отъ себя, то поклонился патр³арху, говоря: "твой сынъ, царь Алексѣй, кланяется твоей святости и подноситъ тебѣ..." Также, когда подносилъ подарки отъ царицы, назвалъ ее, и тоже при поднесен³и остальныхъ подарковъ. Что это за смирен³е, которое мы, стоя тутъ, видѣли въ этотъ день! Развѣ нельзя было тебѣ, царь, слава своего вѣка, стоять на своемъ мѣстѣ и приказывать слугамъ, чтобы они приносили тебѣ подарки? Но ты самъ ходишь за ними! Да увѣковѣчитъ Богъ твое царство за великое твое смирен³е и за приверженность къ твоему патр³арху! Въ правой рукѣ царь держалъ черный посохъ съ двумя маленькими развѣтвлен³ями.
   "Послѣ этого патр³архъ поклонился ему и извинялся, выражая свою благодарность; затѣмъ посадилъ его за (особый) царск³й столъ, который раньше одинъ изъ бояръ уставилъ золотыми сосудами, наподоб³е чашъ, солонками, кувшинчиками съ уксусомъ и пр. Столъ этотъ стоялъ въ углу полаты, подлѣ двухъ оконъ, выходящихъ одно на соборъ, другое на Чудовъ монастырь. Близъ него, слѣва, былъ поставленъ другой столъ для патр³арха, а подлѣ - большой столъ, который занялъ остальное пространство на этой сторонѣ, обращенной къ собору; за нимъ посадили всѣхъ бояръ и сановниковъ государства. Нашего учителя посадили за особымъ столомь справа отъ царя и подлѣ него Сербскаго арх³епископа. Грузинскаго царевича посадили близъ нихъ въ этомъ переднемъ мѣстѣ, также за особымъ столомъ, и близъ же нихъ трехъ (другихъ) царевичей, тоже за особымъ столомъ. Къ каждому столу отдѣльно было приставлено по нѣскольку виночерп³евъ и слугь. Митрополитовъ, архимандритовъ и прочихъ настоятелей, соборныхъ протопоповъ и священниковъ посадили за большимъ столомъ насупротивъ бояръ. Еще раньше, подлѣ чудесной огромной печи этой полаты, установили большой столъ, наподоб³е высокихъ подмостковъ, со студеньками, покрытыми матер³ей, на коихъ размѣстили больш³е серебряно-вызолоченные кубки и иные великолѣпные сосуды для напитковъ. На потолкѣ этого помѣщен³я висѣли пять чудесныхъ пол³елеевъ (люстръ); одинъ, серебряный, висѣлъ близъ царскаго стола, и внутри его яблока были скрыты часы съ боемъ.
   "Когда усѣлись за столъ и начали ѣсть, пробило 6 часовъ дня, такъ что до вечера оставалось меньше часа. Обрати вниман³е на то, какое мучен³е мы претерпѣли въ прошлую ночь и сегодня; цѣлыхъ 24 часа стояли на ногахъ безъ пищи! Видя, какая здѣсь тѣснота, мы пошли въ свое жилище, поужинали и вернулись, чтобы поглазѣть. Когда принялись за ѣду, одинъ изъ анагностовъ началъ читать, по ихъ обычаю, на аналоѣ посрединѣ (полаты) жит³е святаго (Петра митрополита), высокимъ, нѣжнымъ и мягкимъ голосомъ. По временамъ выходили пѣвч³е и пѣли. Но наибольшее удовольств³е патр³архъ и царь находили въ пѣн³и дѣтей казаковъ, коихъ царь привезъ много изъ страны Ляховъ и отдалъ патр³арху, который одѣлъ ихъ наилучшимъ образомъ, зачислилъ въ свои служители, назначивъ содержан³е, и потомъ посвятилъ въ анагносты. Они всегда имѣли первенство въ пѣн³и, которое предпочитаютъ пѣн³ю пѣвчихъ-московитовъ, басистому-и грудному. Тѣ пѣли одинъ часъ, а эти послѣ нихъ. Когда пѣвч³е кончали, чтецъ продолжалъ жит³е. Отъ начала трапезы до конца царь безпрестанно посылалъ нашему владыкѣ-патр³арху со своего стола блюда съ кушаньемъ и много кубковъ съ напитками и велъ съ нимъ бесѣду, выказывая къ нему великое дружелюб³е. Переводчикомъ между ними былъ Сербск³й арх³епископъ. Царь просилъ помолиться за него Богу, какъ Васил³й Велик³й молился за Ефрема Сирина, и тотъ сталъ понимать по-гречески, такъ чтобы и царю уразумѣть этотъ языкъ. Вечеромъ зажгли свѣчи въ люстрахъ, и полата ярко освѣтилась. Затѣмъ патр³архъ пригласилъ царя и нѣкоторыхъ вельможъ вмѣстѣ съ царевичами и нашего владыку-патр³арха и Сербскаго и повелъ ихъ въ новое деревянное помѣщен³е. И здѣсь устроили большое веселье съ превосходными напитками и пр. Патр³архъ поднесъ царю въ подарокъ большой кусокъ Древа Честнаго Креста, частицу драгоцѣнныхъ мощей одного святаго, 12 позолоченныхъ кубковъ, 12 кусковъ парчи и пр. Затѣмъ они вышли въ наружное помѣщен³е и продолжали пиршество до восьмаго часа ночи.
   "Тогда царь поднялся и роздалъ всѣмъ присутствующимъ кубки за здрав³е патр³арха. Выпивъ, опрокидывали ихъ себѣ на голову, чтобы показать, что выпили здравицу до капли. Подобнымъ образомъ и патр³архъ Никонъ всѣмъ далъ выпить за здрав³е царя, при чемъ также опрокидывали кубки на голову, преклоняя колѣна передъ (питьемъ) и послѣ. Затѣмъ пили за царицу, ихъ сына и прочихъ. Нашъ владыка-патр³архъ и проч³е присутствующ³е встали и отправились къ себѣ домой. Царь же оставался у патр³арха до десятаго часа, пока не ударили къ заутрени, и они оба пошли въ соборъ къ бдѣн³ю, по случаю памяти ихъ святаго, Филиппа, и вышли изъ церкви на разсвѣтѣ. Обрати вниман³е на эту твердость и выносливость!
   "Въ это воскресенье, позднимъ утромъ, нашъ владыка-патр³архъ ѣздилъ къ Московскому, чтобы, согласно съ ихъ обычаемъ, поблагодарить его вмѣстѣ со всѣми, бывшими у него наканунѣ за трапезой. Мног³е, которые не могли одарить его вчера, поднесли свои подарки сегодня".
   Послѣ Никона протекш³я 10 лѣтъ при патр³архахъ ²оасафѣ II и Питиримѣ не ознаменовались никакимъ сколько-нибудь значительнымъ переустройствомъ патр³аршаго двора. Когда въ 1672 г. померъ патр³архъ ²оасафъ II, то по случаю его выноса упомянуто тогдашнее расположен³е патр³аршихъ полать. Изъ заднихъ хоромъ-кел³й, гдѣ онъ скончался, прахъ его несли "сквозь сѣни ризничаго и въ паперть, что передъ новою церковью (апостола Филиппа), да сквозь заднюю и потомъ большую Крестовую въ церковь Трехъ Святителей". При патр³архѣ Питиримѣ въ 1673 г. иконописцы писали красками и золотомъ въ новыхъ патр³аршихъ кельяхъ шкапы, двери и ободвер³е, печи и окончины.
   При патр³аршествѣ ²оакима (съ 26 ³юля 1674 г.) произведены нѣкоторыя постройки для устройства на нихъ патр³аршаго сада. По вступлен³и въ санъ патр³арха, проведя конецъ лѣта на своемъ дворѣ, онъ замѣтилъ, что его предшественники мало обращали вниман³я на прохладу патр³аршаго быта, именно на недостатокъ лѣтняго пр³юта въ благоустроенномъ саду. При кельяхъ и прежде находился небольшой садъ при патр³архѣ ²осифѣ, но послѣ онъ или запустѣлъ или представлялъ уже мало простора для новыхъ потребностей. При Никонѣ не упоминается о садоводствѣ. Однако, повидимому сады на патр³аршемъ Кремлевскомъ дворѣ существовали изстари, какъ это подтверждается и планомъ Кремля времени Годунова, гдѣ позади служебныхъ здан³й двора обозначенъ и садъ изъ семи деревьевъ, принадлежавш³й, стало быть, первому патр³арху ²ову (Альбомъ видовъ, No 1).
   Ровно черезъ полгода послѣ своего пришеств³я на патр³арш³й дворъ, патр³архъ ²оакимъ 1 февраля 1675 г. указалъ на своемъ патр³аршемъ дворѣ строить каменное дѣло: на квасоварнѣ новую казенную полату, а подлѣ нея въ полатахъ Казенный приказъ съ сѣньми и крыльцомъ, а надъ ними подлѣ своихъ деревянныхъ кел³й устроить и утвердить мѣсто, чтобъ можно было на немъ садъ учинить, и то садовое мѣсто огородить каменною стѣною.
   Такой садъ надъ строен³яии требовалъ большой затраты, именно на свинцовое покрыт³е строен³й, дабы не проходила въ нихъ вода дождевая и поливная. Вмѣсто свинцовыхъ досокъ, которыми устроивались сады на царскомъ дворцѣ, патр³архъ велѣлъ употребить дерево, бревна и доски и велѣлъ сдѣлать на Приказной Казенной полатѣ и на ея сѣняхъ вверху, подлѣ кел³й, подъ садовое мѣсто бревенчатый мостъ (полъ) съ бревенчатыми толстыми жолобами для спуска воды, и мостовыя бревна всѣ жолобить, мостъ сплотить и на переклады положить, и жолобы всѣ высмолить развариваною съ желѣзиною смолою; межъ бревенъ спаи выконопатить смоленою посконью, и по тому мосту поперекъ тесомъ наслать, а по тесу скалами (берестою).
   На этомъ помостѣ и была насыпана садовая земля и посажены растен³я; что было посажено - неизвѣстно, но въ 1679 г. упоминается, что садовникъ тогда посадилъ въ этомъ верховомъ саду 65 кустовъ гвоздиковъ, салатъ, горохъ и бобы.
   Относительно растен³й наши свѣдѣн³я ограничивались только этимъ годомъ. Въ сочинен³и г. Н. Писарева Домашн³й бытъ русскихъ патр³арховъ, стр. 50-51, находимъ новыя свидѣтельства о томъ, что бывало сажено въ этомъ саду, въ которомъ была и полатка (бесѣдка)."Въ 1676 г. было куплено въ верховой садъ для разсадки: 30 тюльпановъ вялыхъ... 21 кустъ маку дивьяго; миру 16 кустовъ, турского роману 7 кустовъ, бархатовъ красныхъ и алыхъ 20 кустовъ, салату турского на 10 алтынъ, свеклы на 10 денегь, 2 куста дынныхъ выносковъ". Повидимому, это была дополнительная посадка Къ тому, что уже росло въ саду, такъ какъ нельзя предполагать чтобы составъ упомянутыхъ растен³й представлялъ всю садовую полноту.
   Затѣмъ г. Писаревъ упоминаетъ, что "въ 1677 г. садили тамъ же горохъ, бобы". Далѣе авторъ сообщаетъ, что "патр³архъ ²оакимъ устроилъ еще "нижнiй садъ, что у Житенъ", въ которомъ былъ чардакъ деревянный (тоже бесѣдка) на столбикахъ точеныхъ съ подзоринами рѣзными и четырьмя точеными яблоками обитыми желѣзомъ. Въ этотъ (нижн³й) садъ 22 апрѣля 1679 г. куплено: 200 тюльпановъ, гвоздики нѣмецкой 100 кустовъ, гвоздики турецкой 50 кустовъ, салфѣи 100 кустовъ, калуферу 20 кустовъ, нѣмецкаго краснаго кудряваго розину 6 кустовъ".
   30 апрѣля куплено: 23 яблони прививковъ и почешныхъ 7 грушъ всѣ съ цвѣтомъ, малины на 13 алт. 2 ден.; гвоздики турецкой 44 к. да нѣмецкой 350 к., 2 к. пижмы, 14 к. рожъ красныхъ мороховатыхъ, 44 к. роману турскаго, Бож³я дерева 1 к., 10 к. коруны рудожелтой, 4 к. исопу, рябины на 2 алт., мяты нѣмецкой на 5 алт., чабру да тимону да крону на 2 алт. 4 ден., земляники, салату на 9 алт., огурцовъ на 9 алт. 2 ден., бобу большого краснаго, 2 к. ревеню, 200 к. бархатовъ кудрявыхъ, да миру на 11 алт., вару на 5 алт.... 56 деревъ вишенъ... Въ 1680 г. куплено въ верхн³й и нижн³й садъ 300 тюльпановъ да 200 шестовъ 4-хъ саженныхъ, 70 кустовъ черной смородины, морковного сѣмени ла 8 ден., потомъ опять нѣмецкой гвоздики, салату и т. д.
   Очень сомнительно, чтобы всѣ эти растен³я были куплены для Кремлевскихъ патр³аршихъ садовъ. Сомнительно также, что въ Кремлѣ у патр³арховъ было два сада, верхн³й и нижн³й. Мы полагаемъ, что былъ только одинъ садъ-не верхн³й, а верховой, т.-е. существовавш³й въ патр³аршемъ Верху при жилыхъ комнатахъ; объ устройствѣ этого сада мы говорили выше. Эти 23 яблони, 7 грушъ, 56 деревъ вишенъ, 70 кустовъ черной смородины, 200 шестовъ четырехсаженныхъ должны указывать на значительное садовое пространство, а такого пространства даже и въ нижнемъ саду не могло оказаться, потому что Кремлевск³й патр³арховъ дворъ былъ тѣсно застроенъ служебными здан³ями.
   Возможно полагать, что растен³я были куплены не столько для Кремля, сколько для двухъ садовъ, верхняго и нижняго, находившихся въ старозавѣтной дачѣ святителей, гдѣ скончался митр. Кипр³анъ, въ селѣ Троицкомъ Голенищевѣ, гдѣ подлѣ патр³архова двора было "два сада съ яблонями и съ грушами и съ вишнями и смородиною красною, въ томъ числѣ верхняго саду длиннику 78 саж., поперечнику 77 саж. съ аршиномъ; въ нижнемъ саду длиннику 50 саж. 2 арш., поперечнику 52 саж. съ полуаршиномъ... Да кромѣ тѣхъ садовъ пять житницъ... и къ житницамъ промежъ садовъ ворота о дву щитахъ съ калиткою"... Становится объяснимымъ и сообщен³е г. Писарева, что патр³архъ ²оакимъ устроилъ еще нижн³й садъ,что у житенъ (50), т.е. что у житницъ. Надо замѣтить, что весь патр³арш³й дворъ въ Кремлѣ и со всѣми своими строен³ями занималъ пространство только около 50 саж. въ квадратѣ.
   Въ 1677 г. въ каѣ самъ патр³архъ ходилъ смотрѣть у заднихъ воротъ какое-то каменное дѣло, вѣроятно значительное почему-либо въ дворовомъ обиходѣ.
   Въ 1680 г. Никоновская церковь во имя апостола Филиппа, была переустроена во имя 12 Апостоловъ. 29 мая патр³архъ "указалъ церковь, которой быть во имя св. Двунадесятъ Апостолъ, что на патр³аршемъ дворѣ, надъ вороты. Въ церкви своды и стѣны левкасомъ подмазавъ, прикрыть лазорью; въ средней главѣ внутри и отвнѣ письмо починить; иконостасъ сдѣлать столярный гладк³й съ дорожниками, съ столбцами точеными; иконы мѣстныя, и двери царск³я, и южныя, и сѣверныя, деисусы, праздники и пророки вновь написать; помостъ выстлать кирпичомъ муравленымъ; олтарь покрыть тесомъ, опаять бѣлымъ желѣзомъ и совсѣмъ тоѣ дерковь приготовить ко освящен³ю".
   Срокъ для исполнен³я этихъ работъ былъ назначенъ къ Рождеству Христову, того же 1680 г., но онѣ окончились только въ сентябрѣ 1681 г., когда 13 числа храмъ и былъ освященъ.
   Для стѣннаго письма весь храмъ отъ верха до пола былъ подмазанъ левкасомъ и набитъ гвоздями, утверждавшими левкасъ. Иконописцы по левкасу покрыли лазорью звѣздами и острофили, т.-е. очертили, рисунки для письма. Въ главахъ, въ 24 вѣтреницы и въ 10 церковныхъ оконъ вставлены слюдяныя окончины. Въ старой дисаной большой главѣ вновь написаны св. Апостолы, противъ прежняго и починенъ вновь Спасовъ образъ, херувимы, серафимы, ангелы, архангелы.
   Мостъ-полъ церковный былъ выложенъ угольчатымъ муравленымъ кирпичомъ, муравленымъ съ обѣихъ сторонъ свинцомъ, котораго употреблено мягкаго 22 пуда.
   Иконостасъ поставленъ сныцарской работы рѣзной, въ 11 арш. вышины и 15 арш. ширины.
   Написаны и поставлены иконы: деисусъ - 15 иконъ, праздниковъ - 16, пророковъ - 15. Вмѣсто пояса или тябла праотцевъ поставлены 12 круговъ золоченыхъ съ изображен³емъ Христовыхъ Страстей, а посреди круговъ Распят³е съ предстоящими, слѣд. тоже 15 иконъ. Можно полагать, что съ этого времени по этому образцу стали поставлять вверху иконостаса Распят³е съ предстоящими и въ другихъ храмахъ, что потомъ водворилось повсюду и обозначило западное вл³ян³е на нашу старину. Въ числѣ мѣстныхъ иконъ поставленъ образъ Богородицы Боголюбской съ изображен³емъ на немъ въ молен³и апостола Филиппа и митрополита Филиппа, стоявш³й въ прежней церкви Филиппа апостола; затѣмъ иконы: 12 Апостоловъ, Ильи Пророка, Трехъ Святителей Вселенскихъ, Трехъ Святителей Московскихъ. При освящен³и церкви употреблены больш³я свѣчи налѣпы, числомъ 55, раскрашенныя красною и зеленою краскою.
   Патр³аршее мѣсто, стоявшее въ церкви Трехъ Святителей, было вызолочено и перенесено въ Новую Апостольскую церковь.
   Какъ упомянуто, храмъ былъ обновленъ во всѣхъ частяхъ къ сентябрю 1681 г. Вмѣстѣ съ тѣмъ происходило поновлен³е отъ верха до земли (худыя мѣста починены и все выбѣлено) во всѣхъ полатахъ, стоявшихъ между новымъ храмомъ и Крестовою полатою, въ томъ числѣ Ризничная полата, находившаяся съ западной стороны подлѣ храма, а также врата подъ нимъ, Крестовыя сѣни и кельи патр³арха.
   Въ томъ же 1681 г. патр³архъ указалъ сдѣлать и въ Трехсвятительскую церковь новый иконостасъ, для чего были подряжены золотари изъ царскаго дворца съ уговоромъ: иконостасъ позолотить и росписать три пояса, столбы и каптели и базики и рамы и дорожники всѣ позолотить краснымъ золотомъ на пулментъ, а низк³я мѣста и за столбами посеребрить, и тумбы росписать, какъ свят. патр³архъ укажеть; и вмѣсто пеленъ написать бархаты противъ Верховыхъ церквей.
   Въ 1682 году 26 ноября случился пожаръ во Дворцѣ, великихъ государей терема выгорѣли и соборная Успенская церковь и домъ святѣйшаго патр³арха обгорѣли.
   Послѣдн³й патр³архъ, Адр³анъ, вступивш³й въ этотъ санъ въ августѣ 24 числа 1690 г., также много потрудился въ переустройствѣ своего двора.
   Съ началомъ весны 1691 г. онъ указалъ построить на своемъ большомъ дворѣ въ Верху передъ Ризницею въ сѣняхъ Столовую полату, а въ ней сдѣлать къ Ризницѣ въ дверяхъ колоды каменныя; въ кельѣ малой, что отъ собору, двери пробравъ сдѣлать новыя, а старыя задѣлать, сводъ въ ней сдѣлать новой; помостъ въ Столовой поднять выше, а въ сѣнцахъ малыхъ, промежъ Столовой и малой кельи, опустить ниже, сдѣлать помостъ вездѣ ровно и накласть желѣзными плитами; въ Столовой и въ Малой кельѣ окна сдѣлать шире; вверху надъ Столовою сдѣлать вновь келью. длина промежъ стѣнъ 3 саж., поперегъ 3 саж. безъ чети; передъ кельею сдѣлать переднюю келью да въ ней надъ всходною лѣстницею и по стѣнѣ къ собору два чулана, да подлѣ другой кельи сдѣлать отходъ; а большая настоящая келья сдѣлать безъ сводовъ, а проч³я со сводами; а у оконъ со внѣшнюю сторону ростески и столбики и углы столбоваты и все сдѣлать противъ оконъ и угловъ Чудовской трапезы; а надъ окнами кзымсы и обвершка противъ оконъ, каковы сдѣланы на Ивановской площадной полаткѣ; а мосты (полы) нижн³е и поверхъ сводовъ и потолковъ будутъ каменные или желѣзные; гдѣ быть печамъ, трубы вывесть и на верху всѣ ихъ круглыя сдѣлать; а къ отходу верхнему отъ исподняго трубу сдѣлать каменную и вверхъ отъ него трубу на кровлю вывесть; и вездѣ левкасомъ подмазать и выбѣлить.
   Въ 1692 г. построены новыя каменныя полаты, гдѣ велѣно быть вновь Дворцовому приказу.
   Въ 1694 г. переустроенъ Разрядъ, выходивш³й своими дверями и стѣнами на площадь, при чемъ больш³я двери на площадь задѣланы кирпичоыъ и сдѣланы малыя дверцы проходныя, а надъ ними стѣна проломана для свѣту и сдѣлано окно съ рѣшеткою.
   Съ площади отъ воротъ кругомъ полатъ до воротъ, что подъ церковью 12 Апостолъ, забрать заборомъ въ столбы для того, чтобы близь окошекъ никто съ лошадьми не ставился.
   Въ 1697 г. патр³архъ указалъ купить на домовой большой дворъ къ строенью Ризницы 100 тысячъ кирпичу. Но была ли эта Ризница строена, неизвѣстно.
   Въ томъ же году передъ Крестовою въ сѣняхъ, гдѣ дневать дворянамъ, сдѣлана особая полатка да передъ Пѣвческою полатою рундукъ каменный.
   Лѣтомъ 1699 г. произведены различныя починки и передѣлки снаружи у церкви 12 Апостолъ, кровля которой покрыта новымъ желѣзомъ; а подъ церковью Трехъ Святителей задѣланы кирпичомъ старыя ворота, бывш³я святыя, и подъ своды поддѣланъ столбъ каменный. Видимо, что церковь, простоявъ слишкомъ сто лѣтъ, ветшала и потребовала подпоръ. Въ 1763 г. она наконецъ обрушилась и была разобрана.
   11-го августа патр³архъ указалъ въ дому своемъ свою патр³аршу Крестовую полату, вмѣсто старой тесовой кровли, покрыть вновь, опричъ сѣней, по старымъ желѣзнымъ стропиламъ, всю дощатымъ Свицкимъ желѣзомъ въ одну сторону полудя; и подъ кровлю подзоры сдѣлать противъ образца, какъ покрыта паперть передъ церковью 12 Апостолъ, на которой въ томъ же году поставлены новые кресты, желѣзные. Желѣза куплено 430 пудовъ, въ томъ числѣ 56 пудовъ у крестьянина Ивашки Забѣлина.
   Патр³архъ Адр³анъ померъ 16 окт. 1700 г. На его мѣсто вступилъ блюститель патр³аршаго Престола Стефанъ Яворск³й, въ управлен³е котораго уже не происходило никакого по личному вкусу перестройства въ здан³яхъ святительскаго двора. Производились только поправки и починки обветшавшаго. Такъ, зимою 1701 г. были починены изразчатые полы въ Крестовой и въ церкви 12 Апостолъ; вставлены вмѣсто попорченныхъ старыхъ муравленыхъ кирпичей новые угольчатые и четвероугольные, которые съ одной стороны зелены, муравлены свинцомъ, и работаны въ Гончарной слободѣ.
   Изъ приведенныхъ выше свѣдѣн³й выясняется то обстоятельство, что на патр³аршемъ дворѣ почти каждый новый хозяинъ устроивалъ и передѣлывалъ разныя помѣщен³я, согласуясь съ своими личными потребностями и нуждами хозяйственнаго обихода и управлен³я. Перемѣщались кельи, переустроивались изъ старыхъ новыя полаты, для чего пробивали новыя двери и окна, задѣлывали старыя, переводились изъ полаты въ полату дворовыя служебныя учрежден³я и т. д.
   Вмѣстѣ съ тѣмъ выясняется, что обширный патр³арш³й дворъ представлялъ въ своемъ родѣ цѣлый городокъ, состоявш³й изъ особняковъ каменныхъ и деревянныхъ, изъ полатъ и избъ, размѣщенныхъ во дворѣ, смотря по удобству и хозяйственнымъ потребностямъ.
   Цѣльный, такъ называемый, домъ представляла только Крестовая полата съ прилежащими къ ней другими немногими здан³ями, но и та выдвигалась отдѣльнымъ строен³емъ съ особою кровлею.
   Церкви Трехъ Святителей,

Другие авторы
  • Орлов Сергей Иванович
  • Левинсон Андрей Яковлевич
  • Крандиевская Анастасия Романовна
  • Лухманова Надежда Александровна
  • Вольтер
  • Киреев Николай Петрович
  • Дуров Сергей Федорович
  • Нерваль Жерар Де
  • Покровский Михаил Михайлович
  • Волкова Анна Алексеевна
  • Другие произведения
  • Аверченко Аркадий Тимофеевич - Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и Крысакова
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Тайны самарской бани
  • Соболь Андрей Михайлович - Последнее путешествие барона Фьюбель-Фьютценау
  • Скабичевский Александр Михайлович - Пушкин. Его жизнь и литературная деятельность
  • Полевой Николай Алексеевич - Полевой Н. А.: биобиблиографическая справка
  • Давыдов Денис Васильевич - Три письма на 1812 года компанию, написанные русским офицером, убитым в сражении при Монмартре. 1814-го года
  • Сейфуллина Лидия Николаевна - Таня
  • Иванчин-Писарев Николай Дмитриевич - Надпись на поле Бородинском
  • По Эдгар Аллан - Свидание
  • Вяземский Петр Андреевич - Три заметки к 200-летию П. А. Вяземского
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 610 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа