Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История города Москвы, Страница 31

Забелин Иван Егорович - История города Москвы



ъ Ивановскихъ было отпущено питья: церковнаго полведра, меду вишневаго полведра, полтора ведра меду бѣлаго, полведра выкислова, полведра пива мартовскаго. Всего на 12 ч. 3 1/2 ведра, слишкомъ по четверти ведра на брата.
   Пр³ѣзжали въ Москву Донск³е или Запорожск³е казаки, имъ также отпускали пиво и медъ, напр., 1697 г. дек. 11 Донскимъ на 35 чел. отпущено 7 ведеръ пива, 3 ведра меду; дек. 27 на 85 чел. Запорожцевъ отпущено 20 ведръ пива простаго, 10 ведръ мѣду бѣлаго.
   Мастеровые люди Печатнаго Двора, въ числѣ 130 и 160 человѣкъ, угощались въ извѣстные дни или за особыя работы обѣдомъ и питьемъ, пивомъ и медомъ.
   Садовой Московской слободы посадск³е люди и садовники, вѣроятно приносивш³е патр³арху огородныя весенн³я новины, получали даже по кубку ренскаго.
   Кремлевск³е монастыри, Чудовъ и Вознесенск³й, въ дни своихъ праздниковъ получали съ патр³аршаго погреба, въ лицѣ своихъ властей, по кубку ренскаго; такъ, 24 ноября 1697 г., въ Екатерининъ день, Вознесенскаго монастыря игуменьѣ, келареѣ, казначеѣ было отпущено по кубку ренскаго. То же было отпущено и въ Вознесеньевъ день и кромѣ властей двумъ знатнымъ старицамъ. Игуменьямъ и другихъ женскихъ монастырей отпускалось ренское по кубку и въ дни заговѣн³й, и въ дни ихъ праздниковъ.
   На праздникъ Алексѣя митрополита мая 20 въ Чудовъ мон. отпускалось по кубку церковное вино: архимандриту, келарю, казначею и нѣкоторымъ должностнымъ старцамъ.
   Въ 1697-1698 г. въ Москвѣ проживала Мелет³йская (Имеретинская) царица. Патр³архъ Адр³анъ заботливо попечительствовалъ о ней, посылая ей вино и овощи. 11 ноября 1697 г. ей отпущено ведро церковнаго Астраханскаго. 3 февраля 1698 г. отпущено кубокъ ренскаго, ведро церковнаго, шесть кистей винограду свѣжаго. 17 марта для Ангела царевича Алексѣя Петровича ей отпущено кубокъ ренскаго, ковшъ винограду изъ патоки, ведро вина церковнаго. 7 августа отпущено: кубокъ ренскаго, полведра церковнаго, дыня, нарядъ яблокъ, нарядъ грушъ, кузовокъ вишенъ Володимерской присылки.
   Когда святѣйш³й въ маѣ мѣсяцѣ выѣзжалъ на свою дачу въ подмосковное село Троицкое - Голенищево, въ походъ за нимъ отпускали цѣлый нарядъ разнаго питья. Такъ, 26 мая 1698 г. туда было отпущено: 2 ведра ренскаго, 3 ведра меду вишневаго, ведро меду малиноваго, 2 ведра меду свѣтлово, 2 ведра пива приварнаго, мѣшечекъ пивца легкова, два мѣшечка бражки святѣйшему, мѣшечекъ кислыхъ штей, 6 ведеръ меду легкова, 7 ведеръ меду чернишного, 12 ведеръ меду выкислова; въ расходъ 20 ведеръ меду бѣлого, 2 боченка браги, квасу.
   Этотъ запасъ потреблялся на угощен³е разныхъ гостей и дворовыхъ и сельскихъ слугъ. Лично самому патр³арху отпускались питья, всегда обозначаемыя уменьшительными именами: пивцо, бражка, мѣшечекъ и т. п.
   Столовая и различная другая посуда какъ въ келейномъ обиходѣ лично для патр³арха, такъ и въ общихъ столахъ употреблялась частью оловянная и частью деревянная. Серебряная посуда украшала только столовый поставецъ во время общихъ столовъ и въ особыхъ случаяхъ ставилась только передъ арх³ереями, въ видѣ единичныхъ блюдъ, тарелокъ, чарокъ.
   Такъ, при Адр³анѣ въ 1696 г. къ столамъ въ Столовую полату была выдана тарелка серебряная бѣлая, круглая, въ срединѣ орликъ, по краю надпись золочена, а тое тарелку въ Столовой полатѣ велѣно класть на столъ передъ арх³ереемъ, который будетъ когда въ Столовой кушать со св. патр³архомъ. Одно лишь питье подавалось въ серебряной посудѣ, которая и принималась съ поставца для раздачи питья гостямъ. Въ числѣ серебряной посуды у Филарета былъ заздравный достоканъ.
   Для келейнаго стола патр³арху Филарету между прочимъ было куплено въ 1626 г. три перешницы сафьянныя про патр³арховъ обиходъ на пряныя зелья за 2 алт. 4 ден.; солонка оловянная про патр³арховъ обиходъ, цѣна за нее гривна; росольникъ оловянный 9 алт.; въ 1627 г. шесть ставчиковъ корельчатыхъ-гривна; въ расхожую поварню ступа деревянная; въ пивную поварню ковшъ большой да ковшъ подручной, 10 ковшей малыхъ; сдѣлано 12 чарокъ серебряныхъ медвяныхъ. Въ 1629 г. куплено на Англ³йскомъ дворѣ въ домовой патр³арховъ обиходъ 158 блюдъ оловянныхъ трехъ статей, большихъ, середнихъ и мелкихъ, вѣсу въ нихъ 10 пудъ 32 гривенки (фунта).
   При вступлен³и ²оасафа I въ 1634 г., между прочимъ, куплено: 200 ложекъ корельчатыхъ,-рубль; перешница сафьянная, 10 горшечковъ бѣлыхъ, въ чемъ подается государю-патр³арху засыпная кашка; къ Вербному воскресенью 100 ложекъ расхожихъ. Въ 1643 г. къ Вербному воскресенью для стола куплено 100 блюдъ деревянныхъ. Въ 1644 г. куплено семь блюдъ большихъ аглинскаго олова, вѣсу пудъ, да 35 блюдъ средней статьи вѣсу 3 пуда. Въ 1669 г. къ празднику Петра митр. куплено деревянной посуды: 100 блюдъ, 50 стакановъ, 50 ложекъ съ костьми, корельчатыхъ, 150 ложекъ расхожихъ. Въ 1690 г. куплено къ столамъ, когда бываютъ въ Крестовой и въ Верху въ Столовой, 10 ножей чугрѣевъ красныхъ, съ оправою мѣдною съ финифтомъ. Въ 1692 г. отдано въ Скатертную полату для столовъ по Крестовой и въ Столовой два постава ножей, въ одномъ 11 ножей Усольскаго дѣла; въ друтомъ 12 ножей такихъ же; да 16 ложекъ каповыхъ (деревянныхъ), - велѣно тѣ ложки и ножи выдавать въ Крестовую и въ Столовую и класть въ столы властямъ и брат³и. Въ 1695 г. выданъ ножъ чугрѣй Усольскаго дѣла, да вилки. Тотъ ножъ и вилки велѣно класть на столъ передъ св. патр³архомъ въ Столовой и въ кельѣ во время кушанья.
   Въ домашней казнѣ Филарета 1630 г. хранились деревянные суды, поднесенные ему отъ монастырей и разныхъ лицъ, въ томъ числѣ 108 блюдъ Троицкихъ; 42 братины, писаныя красками и золотомъ, тоже Троицк³я; 18 достокановъ Кирилловскихъ; 8 кувшинцовъ золоченыхъ, 4 горшечка золочены, ковшъ рѣпчатый великъ; 46 ложечекъ и пр.
   Не мало деревянной посуды находилось и въ домовной казнѣ Никона, въ томъ числѣ 14 братинъ, 104 блюда, 68 ложекъ... Еще болѣе тамъ же хранялось и оловянной посуды, въ томъ числѣ, кромѣ многихъ блюдъ и блюдечекъ, 11 уксусницъ, 7 перешницъ, 86 солонокъ... Не упоминаемъ о мѣдной посудѣ, въ числѣ которой находилось 92 сковородки для подачи въ нихъ горячихъ кушан³й.
  

Патр³арш³е выходы.

  
   Патр³арш³е выходы къ церковной службѣ въ Успенск³й соборъ и въ друг³е храмы, по случаю мѣстныхъ праздниковъ или по другимъ обстоятельствамъ, а также выходы къ государю во Дворецъ, затѣмъ въ мѣста хозяйственнаго устройства въ патр³аршемъ обиходѣ, какъ равно и въ подмосковныя патр³арш³я села или дачи, словомъ сказать, какой бы ни былъ выходъ патр³арха, онъ всегда неотмѣнно сопровождался раздачею милостыни нищимъ, собиравшимся на пути или у мѣста, гдѣ оставался пребывать святѣйш³й. Въ течен³и года на эту раздачу выходили немалыя суммы.
   Какъ извѣстно, нищ³й былъ необходимѣйшимъ и очень почтеннымъ членомъ древнеРусскаго общества. Безъ него невозможно было выполнить Христову заповѣдь о подан³и просящему. Онъ былъ путеводителемъ къ пробужден³ю чувства человѣколюб³я и братолюб³я, какъ тому непрестанно учила Церковь, и потому св. патр³архъ, какъ первосвятитель Церкви, поставлялъ непреложнымъ завѣтомъ соблюдать нищелюб³е на каждомъ своемъ шагу и во всей полнотѣ.
   Выходя послѣ службы изъ Успенскаго собора, онъ (нерѣдко и своеручно) одѣлялъ нищую брат³ю денежками и алтынами, нарочно для того наготовленными въ бумажкахъ.
   При Успенскомъ соборѣ состояли, такъ сказать, въ штатѣ, записные нищ³е, сначала 10, потомъ 12 чел., которые обыкновенно сидѣли у вратъ собора, собирая подаян³е. Эти нищ³е именовались домовыми (домашними), дворовыми, соборными и по имени собора "Богородицкими", Пречистинскими, Успенскими, такъ какъ они находились при Домѣ Пречистыя Богородицы и при дворѣ святѣйшихъ патр³арховъ. Они получали дачу втрое болѣе противъ прилучавшихся другихъ нищихъ, нештатныхъ, обыкновенно по алтыну, тогда какъ всѣ друг³е получали по 2 деньги.
   Так³е штатные записные нищ³е находились и при другихъ соборахъ. При Архангельскомъ ихъ было 10 чел., то же число и при Васильевскомъ соборѣ (Васил³я Блаженнаго), а также и при Богоявленскомъ монастырѣ, которые сидятъ у монастыря. При Чудовѣ монастырѣ 12 чел.; Чудовск³е нищ³е распредѣлялись на присѣдящихъ, что сидятъ въ притворѣ паперти у трапезы, стоящихъ у трапезы и у воротъ лежащихъ, кромѣ прилучившихся. Примѣчательно, что при соборѣ Николы Гостунскаго записная артель нищихъ 12 чел. состояла изъ однѣхъ только женщинъ, по преимуществу изъ поповскихъ вдовъ. Особое милосерд³е къ женскому полу нищей брат³и оказывалъ патр³архъ Никонъ, раздавая имъ, вдовамъ и старицамъ, милостыню иногда своеручно и притомъ въ соборѣ на заутрени.
   Такъ, 16 генв. 1653 г. святѣйш³й на заутрени жаловалъ нищихъ старицъ, вдовъ, дѣвокъ милостынею, роздалъ начетныхъ (то-есть приготовленныхъ) гривенныхъ бумажекъ 3 р. да голыхъ денегъ (мелкихъ ссыпныхъ) 5 р. 10 алт.; раздавалъ деньги самъ патр³архъ да ризнич³й д³аконъ ²евъ. Февр. 20 въ соборѣ, послѣ обѣдни, пожаловалъ вдовѣ съ дочерью съ дѣвкою на приданое дѣвкѣ 3 р. Февр. 28, въ недѣлю Православ³я, на заутрени жаловалъ милостынею вдовъ и старицъ, роздалъ 4 вдовамъ по рублю, двумъ по полтинѣ, да вдовамъ же и старицамъ начетныхъ денегъ по полтинѣ 20 бумажекъ, да мелкихъ денегь ссыпныхъ 2 р., всего 12 р. ²юня 6 на заутрени пожаловалъ по челобитной сироткѣ дѣвкѣ Зиновьицѣ на приданое полтину.
   Выходилъ ли патр³архъ по недалекому пути изъ своихъ хоромъ къ государю во Дворецъ, только черезъ соборную площадь, и здѣсь появлялись нищ³е и происходила обычная дача милостыни. Въ 1678 г. августа 11 ²оакимъ ходилъ со властьми къ Вел. государю въ Верхъ звать къ празднику Успен³я Пр. Б-цы, къ столу, и идучи дорогою нищимъ милостыни поручно роздано 4 алт. Эти алтыны показываютъ, что нищихъ на пути встрѣтилось очень немного.
   Когда по другимъ путямъ въ Кремлѣ или въ Китаѣ, какъ и въ другихъ мѣстахъ Москвы святѣйш³й проходилъ мимо Приказовъ и богадѣленъ, то всегда посылалъ содержавшимся тамъ колодникамъ или богодѣленнымъ обычную милостыню по 2 д. или по алтыну человѣку, сколько бы тамъ ни содержалось заключенныхъ.
   Нищая брат³я въ иныхъ случаяхъ являлась также и богомольцомъ при молен³яхъ объ избавлен³и отъ наступающихъ напастей и бѣдств³й. Лѣтомъ 1681 г. была большая засуха. Патр³архъ ²оакимъ по этому случаю 17 ³юня совершалъ въ Успенскомъ соборѣ молебное пѣн³е о дождѣ. "И къ тому молебну, по указу святѣйшаго повѣщено въ рядахъ всѣмъ православнымъ христ³анамъ и по всѣмъ улицамъ нищимъ мужеска полу и женска, чтобъ приходили въ соборную церковь къ молебну". Послѣ молебнаго пѣн³я и литург³и на патр³аршѣ дворѣ нищимъ поручно милостыни было роздано 28 р. 20 алт. На другой день, 18 ³юня, послѣ молебнаго пѣн³я и литург³и святѣйш³й ходилъ къ Вел. государю въ село Коломенское и поздравлялъ ему, государю, что онъ въ прошломъ во 184 году (1676 г.) сего числа вѣнчался царскимъ вѣнцомъ. И какъ патр³архъ пошелъ въ село Коломенское и безъ себя указалъ на своемъ патр³аршѣ дворѣ раздать нищимъ поручно милостыни 21 р. 6 алт. 2 д. Раздавалъ казначей Паис³й С³йск³й, чтобъ нищ³е молили Бога о государевомъ многолѣтнемъ здрав³и и о дождѣ. Возвратившись изъ Коломенскаго, на другой день, 19 ³юня, святѣйш³й снова предъ литург³ею въ соборѣ молебствовалъ о дождѣ и послѣ службы пожаловалъ на своемъ патр³аршемъ дворѣ нищимъ, которые были у собора въ молебное пѣн³е и въ литург³ю, милостыни 61 р. 12 алт. 2 деньги. Судя по цифрѣ расхода, нищихъ въ это время собралось болѣе 2000 чел., если дача была по алтыну, или 600 чел., если дача была по гривнѣ.
   Надо упомянуть, что патр³арш³й дворъ для нищихъ былъ отворенъ во всѣ дни, когда происходили патр³арш³е выходы къ церковной службѣ и по другимъ случаямъ, побуждавшимъ творить обычную милостыню, какъ это указываетъ вышеприведенная запись.
   Патр³арш³е выходы во дворецъ къ государю происходили кромѣ праздничныхъ и по разнымъ случаямъ домашней царской жизни, а также и по царскимъ днямъ съ поздравлен³емъ въ дни ангеловъ, вѣнчан³я на царство, въ дни родинъ и крестинъ и т. п.
   Патр³архъ не пропускалъ случая благословить и царское новоселье въ новыхъ хоромахъ, при чемъ подносилась хлѣбъ-соль, соболи и друг³е дары.
   Въ 1626 г. сент. 20 Филаретъ Никитичъ поднесъ царю Михаилу Ѳед. на новоселье хлѣбъ и солонку соли оловянную, купленную за 5 алт. Окт. 1 такую же солонку съ хлѣбомъ и солью онъ отнесъ въ новую келью на новоселье въ Вознесенск³й монастырь къ государынѣ старицѣ Марѳѣ Ивановнѣ. Въ 1628 г. ноября 23 поднесъ царю на новоселье въ новую Брусяную столовую съ хлѣбомъ такую же оловянную солонку, купленную за 2 алт. 3 деньги.
   Можно предполагать, что такая простота и малоцѣнность солонки требовалась какимъ-либо старозавѣтнымъ уставомъ при благословен³и новоселья.
   Такъ, въ томъ же году сент. 27 святѣйш³й отнесъ на новоселье къ боярину Ив. Никит. Романову два хлѣба и двѣ такихъ же оловянныхъ солонки. Хлѣбы куплены по алтыну и 2 д., солонки по 2 алт. и 2 д.-Покупка хлѣбовъ и солонокъ на торгу тоже можетъ скрывать въ себѣ какой-либо бытовой старозавѣтный уставъ. И спустя много лѣтъ, въ 1651 г. сент. 7, патр³архъ ²осифъ также отнесъ на новоселье царицѣ Марьѣ Ильичнѣ и четыремъ царевнамъ 5 солонокъ оловянныхъ же, вѣсу въ нихъ было три фунта.
   На торгу въ Хлѣбномъ ряду продавались и особые хлѣбы, называемые новосельными, пшеничные по 7 алт. за хлѣбъ, и къ нимъ деревянныя красныя солонки по 2 деньги. Так³е хлѣбы и солонки были посланы патр³архомъ въ 1639 г. окт. 1 на новоселье къ царицѣ Евдокѣи Лук. и къ тремъ царевнамъ, всѣмъ одинаковые.
   Напротивъ того, Никонъ въ 1653 г. поднесъ царевнамъ на новоселье солонку яшмовую съ камешки, цѣною въ 10 руб.
   Въ 1686 г. ³юля 17 ²оакимъ ходилъ въ Верхъ къ царицѣ Марѳѣ Матвѣевнѣ въ новыя каменныя хоромы на новоселье съ образомъ и съ хлѣбомъ и послѣ благословен³я поднесъ съ хлѣбомъ солонку серебряную круглую бѣлую, вѣсомъ въ 19 золотниковъ.
   Въ 1671 г. февраля, по случаю бракосочетан³я царя Алексѣя Мих. съ Натальею Кирил., святѣйш³й ходилъ во дворецъ съ дарами къ Вел. государю для всем³рной радости двоебрачнаго закона, и такъ какъ это дѣло было благодатное, то съ выходомъ во Дворецъ не были забыты и несчастные бѣдствующ³е,-имъ въ Большую тюрьму было куплено хлѣба и калачей на рубль, да поручной милостыни по Приказамъ колодникамъ и больничнымъ и нищимъ и по мостамъ леженкамъ, и съ Верху идучи отъ государя, роздано еще рубль 31 алтынъ.
   Въ 1675 г. ³юня 29 ²оакимъ служилъ литург³ю въ монастырѣ у Богородицы, зовомыя Донск³я, и послѣ литург³и, ради имянинъ царевича Петра Ал., былъ у Вел. государя на Воробьевѣ, кушалъ и послѣ стола былъ въ своемъ домовомъ селѣ Троицкомъ, что на Сѣтунѣ, и того жъ числа изъ села пришелъ къ Москвѣ. И въ томъ походѣ роздано нищимъ поручно 2 р. 10 д.
   Патр³архи ²оакимъ и Адр³анъ не рѣдко ходили въ Преображенское и въ Измайлово съ поздравлен³ями, когда тамъ пребывали царск³я семьи Нарышкиныхъ и Милославскихъ. Въ этихъ походахъ патр³арха обыкновенно сопровождали около кареты стрѣльцы, человѣкъ 20, которые также получали небольшую дачу.
   Соблюдая извѣстные установленные церковные обычаи, патр³архи въ прощеные дни Масляницы дѣлали выходъ во всѣ Москов. монастыри. Въ 1691 г. Адр³анъ такой походъ совершилъ въ субботу Сырной недѣли, февр. 21. Сначала онъ посѣтилъ Донской монастырь, потомъ Даниловск³й, затѣмъ Симоновъ, гдѣ служилъ литург³ю и послѣ литург³и въ монастырѣ хлѣба кушалъ у архимандрита въ кельѣ. Потомъ ходилъ въ Новоспасск³й монастырь, далѣе въ Покровск³й, что на Убогихъ дому и въ Андрон³евъ. Въ этомъ походѣ его сопровождали около возка стрѣльцы, тоже 20 чел.
   Въ так³е же дни святѣйш³й ходилъ и въ тюрьмы раздавать тюремнымъ сидѣльцамъ милостыню.
   Въ 1653 г. патр³архъ Никонъ ходилъ въ тюрьму генв. 7 и роздалъ сидѣльцамъ по гривнѣ и по 2 гривны человѣку да пожаловалъ каждому по денежному калачу; на калачи издержано 3 р. 23 алт. 4 д.- Февр. 19 святѣйш³й ходилъ по разнымъ Приказамъ - колодникамъ на поручную милостыню роздано въ Судномъ Москов., въ Судномъ Володимерскомъ, на Бархатномъ дворѣ, въ Рейторскомъ, въ Разрядѣ, въ Нижегородской Чети, въ Помѣстномъ, въ Новой Чети, въ Большой казнѣ, въ Патр³аршемъ Разрядѣ, всего 209 чел. по 3 алт. по 2 д. человѣку. Итого 20 р. 30 алт.-Тогда же государь-патр³архъ ходилъ на Тюремный дворъ и тюремнымъ сидѣльцамъ 634 чел. на поручную милостыню роздано по 6 денегъ человѣку, влазнаго 2 р., т.-е. вѣроятно за входъ въ тюрьму, какъ собиралась эта пошлина и съ самихъ сидѣльцевъ. "Да что они кликали Бирюка за кликанье рубль..." Апрѣля 17 опять ходилъ въ тюрьму и поручно роздалъ 395 чел. по гривнѣ-39 р. 16 алт. 4 д. Да за Бирюкъ 2 р., всего было роздано 41 р. съ полтиною.
   Бирюкъ, бирючить-значило возглашать, кликать громко как³я-либо распоряжен³я властей, т.-е. публиковать во всеуслышан³е так³я распоряжен³я. Какой смыслъ имѣлъ бирюкъ въ тюрьмѣ, возглашаемый передъ патр³архомъ, трудно сказать. Быть можетъ, ему кликали бирюкомъ славу его личности.
   Въ 1653 г. дек. 8 Никонъ ходилъ на Пушечный дворъ смотрѣть колокольнаго дѣла - нищимъ роздано 5 р.
   Патр³архъ ²оасафъ II въ 1668 г. генв. 28, идучи въ Новоспасск³й монастырь къ обѣдни, указалъ въ Черную полату и въ иные Приказы купить у мужика малые салазки саекъ горячихъ и покласть въ кульки для раздачи. За сайки отдано 20 алт.
   Въ заботливости о своемъ хозяйствѣ, патр³архи нерѣдко выѣзжали и на свои загородные хозяйственные дворы, которые находились въ мѣстности Кудрина и Новинскаго монастыря.
   Эта мѣстность находилась по течен³ю рѣчки Прѣсни и съ широкою окрестностью была отдана въ Домъ Пресвятыя Богородицы и во владѣнье митрополичьяго двора еще супругою Владим³ра Андреев. Храбраго, Еленою Ольгердовною, и съ того времени стала хозяйственнымъ хуторомъ митрополитовъ, а потомъ патр³арховъ. Хотя въ послѣдующ³я времена эти церковныя земли перешли частью въ царское, частью въ городское владѣнье.
   Издревле р. Прѣсня была запружена отчасти для прудовъ царскаго обихода, а также и для патр³аршаго.
   Патр³архъ ²оакимъ въ 1683 г. апр. 25 ходилъ въ Новинск³й монастырь для осмотра того монастыря ло межѣ земли, а потомъ мая 21 ходилъ на Прѣсню, указалъ гдѣ строить новый прудъ и, осмотря мѣсто, въ монастырѣ слушалъ вечерню. ²юля 3 онъ опять ходилъ смотрѣть прудъ, что дѣлаютъ вновь на рѣчкѣ Прѣснѣ. Сент. 13 ходилъ смотрѣть тотъ же прудъ, который сдѣланъ на Прѣснѣ вновь.
   Съ наступлен³емъ весны 1684 г. апрѣля 10 патр³архъ снова досматривалъ новопостроенный прудъ. И послѣ того неоднократно хаживалъ на этотъ прудъ каждый годъ весною, лѣтомъ и осенью. Столько же заботился объ этомъ прудѣ и патр³архъ Адр³анъ, путешествуя туда съ тѣмъ же постоянствомъ и заходя иногда и на патр³арш³й прудъ, что за Петровскими воротами на Неглинной, или на Житный свой дворъ. При патр³архѣ ²оакимѣ еще въ 1681 г. въ патр³аршее владѣнье поступилъ изъ Дворца и Прѣсницк³й садъ. въ 1691 г. патр³архъ Адр³анъ ходилъ на Прѣсню на прудъ, рекомый Студенецъ, что за Ваганьковымъ, послѣ литург³и въ церкви ²оанна Предтечи, что противъ Новинскаго монастыря у Кречатнаго двора.
   Въ 1681 г. августа 12 патр³архъ ²оакимъ ходилъ за Варварск³я ворота на Кулишки, смотрѣть новопостроенныхъ богадѣленъ, да на загородный дворъ за Мясницк³я ворота.
   Въ 1690 г. генваря 31, незадолго до свой кончины, патр³архъ ²оакимъ ходилъ къ пѣвческимъ полатамъ, которыя построены за Ветошнымъ Рядомъ, для разводу тѣхъ полатъ пѣвчимъ дьякамъ и подьякамъ, гдѣ кому жить.
   Въ 1692 г. сентября 4 Адр³анъ ходилъ къ церкви Козмы и Дам³ана, что за Москвою-рѣкою въ Кадашовѣ для досмотру иконостаса и на церкви главъ, противъ (по подоб³ю) которыхъ строить въ домовомъ патр³аршѣ селѣ Пушкинѣ, въ новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца.
   Со временъ патр³арха Никона святѣйш³е нерѣдко выѣзжали и въ свою подмосковную дачу, въ село Троицкое-Голенищево. Въ этотъ походъ они обыкновенно отправлялись въ праздникъ Новодѣвичьяго монастыря 28 ³юля послѣ литург³и. Въ селѣ также было особое и широкое патр³аршее хозяйство. Никонъ, какъ упомянуто выше, стр. 582, въ 1655 г. угощалъ тамъ и Вселенскихъ патр³арховъ. Въ томъ же селѣ происходило 5 и 6 ³юля 1667 прощальное угощен³е Вселенскому Паис³ю "съ довольнымъ утѣшен³емъ" послѣ церковныхъ службъ въ присутств³и высшихъ духовныхъ властей. Здѣсь въ сельскомъ патр³аршемъ храмѣ Паис³й произнесъ рѣчь, обратясь къ Московскому ²оасафу, въ которой заповѣдовалъ, чтобы все то, что они Вселенск³е патр³архи здѣсь (въ Москвѣ) учен³емъ своимъ утвердили, то бы и въ предыдущ³я лѣта было неподвижно и нерушимо, то-есть постановлен³я извѣстнаго собора 1666 г. Изъ Троицкаго села Паис³й выѣхалъ въ Семеновское и далѣе по Калужской дорогѣ въ свои страны. Въ Семеновское, спустя два дня, прибылъ и самъ государь совсѣмъ уже попрощаться съ досточтимымъ святителемъ.
   Патр³архъ ²оакимъ въ 1680 г. изъ Троицкаго ходилъ въ село Владыкино; а въ 1689 г. изъ Троицкаго же ходилъ въ сельцо Кунцово.
   Патр³архъ Никонъ всегда хаживалъ къ государю и на Воробьеву гору, гдѣ въ 1657 г. апрѣля 30 заложилъ себѣ даже особый патр³арховъ дворъ, на окладѣ котораго присутствовалъ и царь Алексѣй Мих., нарочно для этого выѣзжавш³й на Воробьеву гору. Этотъ дворъ, можно предполагать, былъ построенъ въ селѣ Красномъ, какъ прозывалось тогда село Воробьево. Вѣроятно, патр³арш³е хоромы были выстроены въ течен³и того лѣта. При наступлен³и Новодѣвичинскаго праздника патр³архъ отправился на Воробьеву гору 27 ³юля. 28 приходилъ въ монастырь, служилъ обѣдню и послѣ обѣдни снова пошелъ въ село Красное, къ своимъ хоромамъ.
   Примѣчательны выходы патр³арха ²оакима на Печатный Дворъ и въ Богоявленск³я школы.
   Въ 1684 г. генваря 15 патр³архъ ходилъ Книгъ Печатнаго дѣла на Дворъ въ правильню и въ школу, гдѣ учатся греческаго и словенскаго книжнаго учен³я и писан³я ученики, и по указу св. патр³арха куплено и дано греческаго д³алекта ученикомъ, словесному учащимся, 23 челов. по калачу двуденежному; словенскаго языка ученикомъ, которые учатся словесному и писать, 168 чел. по денежному калачу. Да ученикомъ же первымъ и надъ прочими надсматривальщикомъ, названнымъ старостамъ, Силкѣ Семенову 2 руб., Власку Абрамову да Андрюшкѣ Осипову по рублю. Калачи порунно ученикомъ роздавалъ подьячей.
   Въ 1685 г. ³юля 7 патр³архъ ²оакимъ ходилъ на Дворъ Книгъ Печатнаго дѣла для досмотру книгь древнихъ, и въ школу, гдѣ учатся греческаго языка и грамотѣ. По указу патр³арха роздано двумъ учителямъ по 16 алтынъ 4 деньги, ученикамъ греческаго и словенскаго языка 11 чел. по гривнѣ, 28 чел. по 2 алт., 13 чел. по 6 ден., 146 чел. по 2 ден., двумъ старостамъ по 2 алтына.
   1685 г. сентября 3 святѣйш³й ходилъ въ Богоявленск³й монастырь, что за Ветошнымъ рядомъ, для досмотру, гдѣ строить школу для учен³я ученикамъ греческому книжному писан³ю... А изъ того монастыря ходилъ на свой патр³аршъ домовой Житной дворъ, что за Землянымъ городомъ подлѣ Новинскаго монастыря для досмотру Житницъ.
   1686 г. генваря 29 ходилъ со арх³ереи въ Богоявленск³й монастырь, въ новопостроенную (деревянную) школу, въ которой учатъ греко³еромонахи Софрон³й и Аник³й (Лихуды) учениковъ греко-латинскому книжному писан³ю и въ той школѣ учениковъ слушалъ учен³я... А изъ Богоявленскаго монастыря ходилъ съ арх³ереи жъ Книгъ Печатнаго дѣла на Дворъ въ школьныя же полаты, въ которыхъ учитъ учениковъ его св. патр³арха дому ³еромонахъ Тимоѳей греческому и словенскому книжному писанiю...
   Учениковъ въ это время было греческаго писан³я 66 чел., словенскаго книжнаго писан³я 166 человѣкъ. Въ 1687 г. генваря 29 патр³архъ ходилъ въ Богоявленск³й монастырь и былъ съ бѣлыми властями въ школѣ, въ которой учать учениковъ греческихъ книгь греко³еромонахи Софрон³й и ²оанник³й, и слушалъ греческаго граматическаго учен³я и послѣ слушан³я пожаловалъ учителямъ Софрон³ю и ²оанник³ю по 5 золотыхъ, да ученикамъ боярина кн. Юрья Михайловича Одоевскаго, дѣтямъ его, кн. Михаилу да кн. Юрью, да князь Петру, да кравчаго Бориса Алексѣевича Голицына сыну его кн. Алексѣю, да дьяка Василья Посникова, сыну его Петру, по золотому одинакому, а золотые подносилъ патр³арху казначей старецъ Паис³й С³йск³й.
   Патр³архи не отказывали себѣ въ удовольств³и и въ любопытствѣ посмотрѣть въѣздъ иноземныхъ пословъ и другихъ почетныхъ лицъ. Патр³архъ Никонъ въ 1653 г. декабря 27 ходилъ смотрѣть выѣзду и встрѣчи, какъ пришелъ къ Москвѣ Грузинск³й царевичъ, а въ 1655 г. октября 7 ходилъ на Неглинск³я ворота смотрѣть Цысарскаго посла. На этихъ воротахъ (нынѣ Воскресенск³я у Иверской часовни) въ то время находились особыя хоромы, устроенныя нарочно для подобныхъ смотровъ, куда смотрѣть иногда приходилъ и самъ государь, а также и царица съ дѣтьми. Тутъ же находилось мѣсто и для патр³арха.
   Нерѣдко патр³архъ выходилъ въ приходск³я церкви и въ монастыри на погребен³е болѣе или менѣе знатныхъ или богатыхъ покойниковъ, конечно по просьбѣ ихъ родныхъ, желавшихъ совершить похороны съ патр³аршимъ ликомъ. Похоронное дѣло въ то время въ расходахъ на духовный чинъ было въ точности опредѣлено особымъ уставомъ, кому какую дачу должно выдавать на руки.
   Этотъ уставъ подъ именемъ Погребальной росписи дѣйствовалъ со времени Никона и при патр³архахъ ²оасафѣ II, Питиримѣ и ²оакимѣ. Порядокъ дачи распредѣлялся на три статьи. По большой статьѣ патр³архъ получалъ 20 р., по средней-15 р., по меньшей - 10 р., кромѣ дачъ патр³аршимъ служебникамъ и пѣвчимъ. По тѣмъ же статьямъ митрополиты получали 10 р., 6 р., 5 р., арх³епископы и епископы 6 р., 5 р., 4 р., архимандриты 5 р., 4 р., 3 р., игумены 3 р., 2 р., 1 1/2 р. и т. д.
   Соотвѣтственно статьямъ Погребальной росписи происходили и похороны, богатство облачен³я и проч³я церковныя потребы.
   Сверхъ того, въ этихъ случаяхъ собиралась въ патр³аршую казну дань за лампадную свѣчу и за ладанъ 20, 25 и 50 копѣекъ.
   Въ этихъ выходахъ, какъ равно и въ рѣдкихъ выходахъ въ церковь приходскаго праздника или на освящен³е новопостроенной приходской церкви, всегда вывозилась патр³архова ризница, стулъ, подушка, коверъ, колодка подножная, приступъ для всхода въ карету, въ возокъ или въ сани.
   Въ лѣтнее время въ Крестныхъ ходахъ патр³архи ходили пѣшкомъ, при чемъ употреблялся солночникъ, родъ балдахина, или палатка, а впослѣдств³и солночникъ-зонтъ изъ китовыхъ усовъ.
   Во время выѣздовъ они шествовали лѣтомъ въ каретахъ, зимою въ зимнихъ возкахъ и въ саняхъ, въ числѣ которыхъ были "вседневные и панихидные".
   По временамъ на запяткахъ у святѣйшаго стаивали не маловажные духовные чины. Такъ по крайней мѣрѣ случилось во время пребыван³я въ Москвѣ Вселенскихъ патр³арховъ, въ 1666- 1667 г. Для почета Вселенскихъ Святителей, когда они 18 ноября выѣхали въ монастырь къ Спасу наНовое, у нихъ и на пятахъ у Саней стояли архимандриты Рожественск³й да Симоновск³й. Потомъ 8 февраля 1667 г., когда новонареченный Московск³й патр³архъ ²оасафъ возвращался на свое Троицкое подворье, у него, у саней "на запяткахъ" ѣхали соборный протопопъ Михайло да дьяконъ Михайло же.
   Неизвѣстно, сколько и как³я были кареты у патр³арха Филарета. Есть свѣдѣн³е, что ²оасафъ II въ 1667 г. возобновилъ Филаретовскую карету, которая внутри была обита чернымъ травчатымъ атласомъ и по мѣстамъ зеленымъ голуномъ. Въ нее положены двѣ подушки, покрытыя зеленымъ бархатомъ, и въ изголовьѣ помѣщены два креста серебряные позолоченые съ мощьми, "что были тѣ кресты въ зимнихъ возкахъ, и тѣ кресты взяты въ карету".
   Никонъ въ 1654 г. устроилъ себѣ новую карету, которую дѣлалъ телѣжникъ Дмитровской сотни. Вѣроятно, эта карета не совсѣмъ была хороша по своему издѣл³ю и потому въ 1656 г. патр³архъ купилъ карету нѣмецкое дѣло, обита черною кожею, кругомъ гвоздья золоченыя, по заморской цѣнѣ за 50 р. Однако въ томъ же году ему уже дѣлали новую рѣзную карету, патр³арш³е каретные мастера, Поляки (Бѣлоруссы).
   Патр³архъ Адр³анъ при самомъ вступлен³и на патр³аршество въ 1690 г. купилъ Нѣмецкую карету съ тремя стекольчатыми окончинами и съ 4 мѣдными яблоками на верхнихъ углахъ, покрытую черною кожею съ золочеными гвоздями.
   При немъ въ 1697 г. сдѣлана карета даже патр³архову архид³акону, цѣною въ 32 р.
   Въ 1691 г. на Конюшенномъ патр³арховомъ дворѣ находилось старыхъ и новыхъ каретъ девять, въ томъ числѣ и карета, жалованная патр³арху ²оакиму Царемъ Ѳедоромъ Алексѣевичемъ, обита черною кожею золочеными гвоздями съ четырьмя яблоками золочеными же по угламъ; внутри обита чернымъ бархатомъ; въ двухъ дверяхъ и въ окнахъ 10 окончинъ стекольчатыхъ съ подъемными тесьмами, двѣ подушки чернаго бархата; въ каретѣ Спасовъ образъ писанъ на золотѣ. Бичь ременный, у него плетовище нѣмецкое покрыто краснымъ сукномъ.
   Тамъ же находилась полукарета, въ которой ѣздилъ патр³арховъ келейникъ, и три коляски, одна обиходная, что ѣздитъ дворецк³й.
   Затѣмъ возокъ крытъ бархатомъ вишневымъ съ голуномъ чернымъ; на мѣстѣ двѣ подушки вислыя, сукно лазоревое. Внутри обито сукномъ и бархатомъ лазоревымъ, полы атласъ вишневъ; шесть окончинъ и одна маленькая круглая, слюдяныя.-Другой возокъ крытъ кожею красною, въ немъ положенъ тюфякъ, крыто сукномъ зеленымъ; фонарь слюдяной четыреугольный съ жестянымъ кожухомъ. Сани больш³е, въ нихъ и щитъ, обито атласомъ-зеленымъ; подъ мѣстомъ миндерь кожа красная, подушка бархатъ зеленый. Сани панахидные, покрыты кожею красною, въ нихъ и щитъ, обито атласомъ лазоревымъ, въ ногахъ сукно лазоревое, подъ мѣстомъ миндерь, на немъ подушка бархатъ черный.-Сани походные, писаны красками, обиты сукномъ зеленымъ, щитъ- бархатомъ зеленымъ и собольими хвостами. Сани походные новые, писаны краскою зеленою, обиты сукномъ и щитъ бархатомъ зеленымъ.
   Патр³арш³я похороны.
   По болѣзни или по старости, предвидя и предчувствуя свою кончину, св. патр³архи неотмѣнно прибѣгали къ соборован³ю масломъ. Патр³архъ Филаретъ Никитичъ еще года за четыре до своей кончины въ 1629 г. ноября 23 соборовался, быть можеть, по случаю тяжкой болѣзни. Потомъ предъ кончиною въ 1633 г. октября 1 его снова "святили масломъ" также соборнѣ, при чемъ духовенство получало немалую дачу: духовнику 5 р., архимандритамъ по 3 р., дьяконамъ по 2 р.
   Точно такъ же въ 1640 г. ноября 21 "святили масломъ" ²оасафа I съ меньшимъ расходомъ дачи. Это были такъ называемыя милостынныя деньги. На соборован³и ²оасафа II было роздано слишкомъ 20 р., на соборован³и Питирима - слишкомъ 16 р.
   Святѣйш³й ²оакимъ 5 марта 1690 г. заскорбѣлъ глазною болѣзн³ю, 15 марта соборовался, посвятился елеомъ. 16 марта за спасен³е души своей и ради облегчен³я отъ болѣзни указалъ на Москвѣ во всѣ монастыри дѣвичи и женск³е, кромѣ Вознесенскаго и Алексѣевскаго, игуменьямъ и старицамъ, и во всѣ Московск³я богадѣльни нищимъ мужеска полу и женска, роздать милостыни по 6 денегъ человѣку и роздано 58 р. 10 денегъ. 17 марта онъ скончался. 18 марта погребенъ.
   Адр³анъ по случаю параличной болѣзни, приключившейся ему въ 1696 г., ожидая кончины, изволилъ посвятить себя масломъ 20 окт. 1698 г. и потомъ еще 24 ³юля 1700 г. и въ тотъ же годъ на 13 число октября скончался, въ своей малой каменной кельѣ, "что отъ Соборныя церкви", существующей надъ Синодальнымъ домомъ въ видѣ теремка и донынѣ. По случаю кончины патр³арха въ тотъ же часъ на Ивановской колокольнѣ благовѣстили но трижды въ большой и въ Успенск³й колокола.
   Тѣло покойнаго скутывали или окутывали, то-есть устроивали по обычаю, омывъ его грецкою губкою. Патр³арха Адр³ана окутали въ гробу сверхъ всего зеленымъ бархатомъ. Между тѣмъ покупали дубовый гробъ, цѣна котораго бывала различна, вѣроятно смотря по дереву. Для ²оасафа I такой гробъ купленъ съ провозомъ за 3 р. 4 алт.; для ²оасафа II за полтретья рубля; для Питирима 2 р. 5 алт.; для ²оакима 2 р.; для Адр³ана также 2 р. При этихъ послѣднихъ двухъ патр³архахъ дубовый гробъ, для красной рѣчи, стали именовать деревяннымъ ковчегомъ. Обыкновенно гробъ обивали чернымъ сукномъ и зелеными ремешками; внутри постилали хлопчатою бумагою или бумажнымъ же тюфячкомъ и изъ бумаги же и тафты дѣлали подушечку. ²оасафу I было постлано сукно черное самородъ, монатейное, дешевое, по 2 гривны за аршинъ. Не оно ли Троицкое, упомянутое нами выше?
   Для выноса гроба съ покойнымъ изготовляли одръ (съ рукоятками), катафалкъ, обитый темносинимъ или чернымъ сукномъ; у Адр³ана чернымъ бархатомъ. Послѣ погребен³я ²оасафа I сукно темносинее съ одра по царскому указу было отдано соборянамъ Успенскаго собора, протопопу съ братьею.
   Послѣ погребен³я Адр³ана съ одра и съ гробовой крыши черный бархатъ употребленъ на покровъ на его гробницу, а остальное розданъ кусками на камилавки домовымъ попамъ и другимъ служебникамъ и на шапочные вершки въ поминовен³е по св. патр³архѣ.
   Въ тотъ же день кончины покойнаго или на другой день, иногда дня черезъ 4 (²оасафъ I), когда все надобное было изготовлено происходилъ церемон³альный выносъ умершаго въ Соборную церковь. Къ выносу звонили во всѣ колокола изрѣдка перезвономъ.
   Святѣйшихъ ²оакима и Адр³ана изъ кел³й выносили предварительно въ церковь 12 Апостоловъ, а патр³арха ²оасафа I въ Ризположенскую церковь, гдѣ день и ночь до выноса домовые дьячки читали надъ покойникомъ псалтирь. Всякихъ чиновъ люди приходили кь тѣлу для прощен³я и цѣловали руку. Во время выноса очень щедро расходовались милостынныя деньги, которыя раздавались присутствовавшимъ властямъ, старшему и младшему духовенству и прикосновеннымъ выносу всякаго зван³я церковнымъ слугамъ, оканчивая звонарями и сторожами. Кромѣ того, тогда же раздавали милостыню въ тюрьмы, въ богадѣльни и нищимъ. При выносѣ ²оасафа I (умеръ 29 ноября, погреб. 3 дек.) роздано въ Большую тюрьму 477 чел.; по Приказамъ колодникамъ 385 ч.; въ богадѣльни 300 ч. по 6 и по 4 деньги человѣку. Всего на выносъ было роздано 103 руб. 16 алт. 4 д. Нищихъ въ это время кормили по 100 чел. каждый день на патр³аршемъ дворѣ, въ Столовой полатѣ, при чемъ каждому давано по 2 д., т.-е. по копейкѣ.
   На выносѣ ²оасафа II роздано въ Большую тюрьму 680 чел.; по всѣмъ Приказамъ 1081 ч. по алтыну; во всѣ богадѣльни 533 ч. по 4 д.; по мостамъ и по крестцамъ нищимъ роздано 8 р. Всего израсходовано 140 р. 31 алт. 4 д. На выносѣ Питирима израсходовано только 91 р. 19 алт., а на выносѣ ²оакима и Адр³ана такой дачи уже никому не было.
   Въ 1690 г. покойника ²оакима несли на одрѣ архимандриты и игумены. Передъ тѣломъ шли протопопы, священники, дьяконы со св. иконами и крестами и съ рипидами, пѣвч³е съ лампадами и со свѣщами, пѣли надгробное пѣн³е. Передъ тѣломъ непосредственно несли посохъ св. Петра митрополита. За тѣломъ шли Государи съ Синклитомъ. Звонъ во всѣ колокола. Тѣло было поставлено въ алтарѣ. По принесен³и тѣла пахр³арха Адр³ана въ соборъ, во время входа въ алтарь со св. Евангел³емъ, внесено было въ алтарь и тѣло патр³арха и поставлено за престоломъ близь горняго мѣста. По совершен³и литург³и его вынесли изъ алтаря и поставили на амвонѣ, гдѣ архид³аконъ читалъ прощальную молитву, послѣ чего тѣло поставили возлѣ амвона, гдѣ совершено отпѣван³е.
   Тѣмъ временемъ каменныхъ дѣлъ рабоч³е поспѣшали выкопать въ соборѣ указанную могилу и устроить ее слѣд. образомъ:
   Выкопанную могилу они выкладывали кирпичомъ, какъ каменную постройку на извести и пр., для чего выходило 800 и 2000 кирпичей. Въ этой кирпичной кладкѣ поставляли бѣлокаменный гробъ-ковчегъ съ крышкою, который покупался у Мячковскихъ каменщиковъ или у каменныхъ дѣлъ подмастер³евъ, добывавшихъ так³е домовища тоже изъ села Нижняго Мячкова. Для ²оасафа I каменный ковчегъ былъ купленъ за 12 р., для ²оакима за 15 р., для Адр³ана за 12 р.
   Друг³е мастера, каменные рѣзцы въ это же время также поспѣшали своею работою вырѣзывать на каменной гробовой крышѣ, а также и на особой каменной доскѣ къ гробницѣ лѣтописи о покойномъ патр³архѣ; наружныя слова и около лѣтописи кайму, травы, обыкновенно золотили. Так³я лѣтописи были вырѣзаны для ²оасафа II, при чемъ гробничная доска была позолочена сусальнымъ золотомъ по краскѣ голубцу съ росписью и другими красками.
   Золота пошло 400 листовъ. Для лѣтописи Питирима употреблено 600 листовъ.
   Доска эта ставилась въ поднож³и патр³аршей гробницы съ наружной стороны; у Питирима на гробовой каменной крышѣ была вырѣзана также лѣтопись о его преставлен³и.
   Точно такъ же и при погребен³и Адр³ана были вырѣзаны двѣ каменныя доски, одна, крыша надъ каменнымъ ковчегомъ глубокою рѣзьбою, подписана, и другая для гробницы, на которой слова и каймы были позолочены и росписаны красками.
   Наставалъ день погребен³я, по случаю котораго вся церковная Москва принимала живое участ³е въ этомъ событ³и, такъ какъ по этому случаю повсюду раздавались милостынныя дачи въ поминовен³е и не только церковникамъ, но и всѣмъ жившимъ въ заключен³и, въ бѣдности и въ нуждѣ.
   На погребен³и ²оасафа I по цареву указу было роздано Ростовскому митрополиту 50 р., Крутицкому 40 р., архимандриту Троицы-Серг³ева монастыря 7 р., другимъ по 5, по 4, по 3, по 2 р. по 1 р. и такъ далѣе; дачи уменьшались или увеличивались, смотря по достоинству духовныхь лицъ, или лицъ, прикосновенныхъ къ церковной службѣ, каковы были причетники, пѣвч³е, звонари, сторожа и проч³е. Тогда же Московскимъ мѣстнымъ (приходскимъ) попамъ 372 чел. роздано по двѣ гривны человѣку, дьяконамъ 150 чел. по 4 алтына. Безмѣстнымъ попамъ, толпившимся на Спасскомъ Крестцѣ, у Спасскихъ воротъ, 313 чел. по 5 алт., дьяконамъ 19 чел. по 3 алтына, звонарямъ 64 чел. по 2 алт. по 2 деньги, нищимъ въ Застѣнкѣ 50 р., въ тюрьмы тюремнымъ сидѣльцамъ и по Приказамъ колодникамъ 923 чел. по алтыну; въ богадѣльни нищимъ 300 чел. по 4 деньги. Всего роздано на погребен³и патр³арха 500 р. 12 алт.
   На погребен³и ²оасафа II въ 1672 г. февр. 18 по царскому указу роздано: Новгородскому митрополиту 50 р., Сарскому и Подонскому и Рязанскому по 40 р., двумъ арх³епископамъ по 30 р., епископу 25 р., Чудовскому архимандриту 15 р., остальнымъ по 5 р., и т. д. Московскимъ мѣстнымъ попамъ 315 ч. по 2 гривны; дьяконамъ 150 ч. по 4 алт.; безмѣстнымъ попамъ 179 ч. по 5 алт. дьяконамъ 9 ч. по гривнѣ, безмѣстнымъ старицамъ 18 ч. по алтыну, въ Большую тюрьму 680 ч. и во всѣ Приказы колодникамъ всего 1081 чел. по алтыну, во всѣ богадѣльни нищимъ 533 чел. по 4 д., патр³аршимъ больничнымъ и Успенскимъ нищимъ 30 ч. по алтыну. Всего израсходовано 611 р. 28 алт.
   Бѣлымъ и чернымъ властямъ и соборному причту раздавалъ въ соборѣ самъ В. Государь.
   На погребен³и Питирима роздано 491 р. 7 алт. Властямъ и соборянамъ въ соборѣ раздавалъ самъ же Государь изъ своихъ рукъ. На погребен³и ²оакима роздано 448 р. 25 ал. На погребен³и Адр³ана-371 р. 31 алт. 2 д.
   Погребен³е совершалось, вѣроятно по завѣщан³ю покойныхъ, неодинаково. Патр³арха ²оасафа I схоронили власти, переложивъ его прахъ изъ деревяннаго гроба въ каменный, при чемъ дубовый его гробъ, послѣ переложен³я тѣла въ каменный, "по государеву указу велѣно было поставить въ Колокольницу, подъ большой колоколъ". Что значило это государево распоряжен³е, неизвѣстно. Такимъ же порядкомъ былъ схороненъ и патр³архъ ²оакимъ съ переложен³емъ праха властями изъ деревяннаго въ каменный гробъ. Но Питиримъ не былъ перелагаемъ и въ дубовомъ гробу былъ положенъ въ каменный гробъ, какъ и послѣдн³й патр³архъ Адр³анъ.
   Послѣ погребен³я надъ могилою сооружалась кирпичная надгробница съ замычкою ея свода. Эти надгробницы существуютъ и донынѣ. По окончан³и работъ надгробницы покрывали повседневнымъ покровомъ изъ чернаго сукна, съ изображен³емъ изъ серебрянаго кружива обычнаго креста. Праздничный покровъ шили изъ бархата съ изображен³емъ креста изъ серебрянаго кованаю кружива.
   На гробницѣ поставляли к³отъ съ иконами и передъ ними шанданы со свѣчами, а также и серебряное блюдо для кутьи, на чемъ кутью ставить.
   Восковыхъ свѣчей на погребен³и выходило 6 и 7 пудовъ слишкомъ.
   Въ поминовен³е по царскому указу по всѣмъ церквамъ раздавались сорокоусты, въ главные монастыри, по 4 и по 3 р., въ въ друг³е и въ приходск³я церкви по 2 р.
   По ²оасафѣ I было роздано въ монастыри, въ соборы и въ церкви всей Москвы и съ загородными слободами 858 р. Всѣхъ Московскихъ церквей въ это время (1640 г.) насчитывалось 353. Кромѣ того, на поминки, на третины, девятины, полусорочины и сорочины въ Ѳедоровск³й монастырь у Никитскихъ воротъ брат³и 21 чел., по 6 денегъ на каждый поминокъ, да въ тюрьмы на полусорочины и сорочины, 539 чел., по 6 денегъ, въ застѣнкахѣ нищимъ по 50 р. на каждый день поминокъ, всего 200 рублей. Всего сорокоустовъ и милостынныхъ денегъ вышло 1092 рубля 29 алтынъ.
   Во всю четыредесятницу, въ день и въ ночь, въ соборѣ надъ гробомъ покойнаго псалтырники (соборные протодьяконъ, два ключаря, 4 попа, 4 дьякона) говорили псалтырь. Дано по три рубля. Друг³е псалтырники, домовые патр³арш³е попы и Крестовые дьячки, говорили псалтырь въ патр³арховѣ кельѣ, на мѣстѣ, во всю же четыредесятницу,-дано 21 р.
   Само собою разумѣется, что всѣ Московск³е нищ³е въ эти похоронные дни благоденствовали, получая непрестанную милостыню. Кромѣ особыхъ дачъ въ дни церковныхъ поминовенныхъ службъ, они каждый день и въ первую и во вторую четыредесятницу собирались на патр³арш³й дворъ и пол

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа