виде представления.
15 марта
Обедал профессор Любимов, которому я дал некоторые акустические аппараты. Пропасть народа. Между прочим Путята привез ко мне путешественника кругом света Рачинского, брата профессора Рачинского, Бугаев-математик и Столетов, с которыми толковал о математической формуле темперации490.
16 марта
У всенощной у Егорья на Всполье - с 6 часов до 8 3/4 - гармонизация Потулова - вполне правильная и соответствующая старинным напевам.
Типографический курьез: Орел непременно хочет, чтобы Музыкальная Грамота была без опечаток, при младенческом состоянии наших типографий я считаю это невозможным. Привез он мне третьего дня первые два листа на веленевой и перламутровой бумаге с уверенностию, что опечаток нет - и что же: на заглавном листе в эпиграфе из Александра Мезенца, где сказано "Рукопись около 1667" - так было во всех корректурах, но перед спуском в стан чья-то рука поправила: 1867!
17 марта
На акустической лекции Любимова.
18 марта
В концерте Шрадика491 - который каждый год лучше, -только бы ему получше скрипки. Серов полагает, что он превзойдет Лауба.
24 марта
Принял в 8 часов gr. s[alis] хинина. Припадка не было; но по всем вероятностям у меня начало angina pectoralis {грудной жабы (лат.).} - дело плохое; будет возобновляться - нельзя же целый век принимать хинин. На половину больных этою болезнию умирают во время припадка. Sapienti sat {Для мудрого достаточно (лат.).}.
31 марта
Обедали Скайлер, Корнилова и Орел, принесший мне 15 чистых экземпляров Грамоты. 400 он предложил Комитету голодающих.
2 апреля
У Кошелевых - Чаев с Серовым рассказывали мне чудесный план затеянной ими Русской комической сказки-оперы: Незнайка. Я благословил.
3 апреля
В Большом Театре в ложе Свербеева - на представлении итальянцами Фауста Гуно - гадость непомерная, одна Арто порядочная и годилась бы для водевиля; прочие все каркают или мяукают.
4 апреля
В концерте Серова в Малом Театре492 - было человек сто, не более, все ложи, кроме четырех, пустые. Серова вызывали после каждой пиесы.
5 апреля
Пропасть народа. Хвостова с двумя дочерьми - младшая пела, старшая аккомпанировала, Ларош, с которым толковал о нашем спорном взгляде на церковную музыку. Муромцева играла. И Хвостовой помогла все-таки Елена Павловна, отдала ее на выучку (в течение двух лет) к Саломан-Ниссен, потом в консерваторию на счет Великой Княгини. Жаль, что Хвостова весьма некрасива собой, что для сопрано весьма невыгодно, в воскресенье утром дает концерт, на который надобно ехать493.
7 апреля
В концерте г-жи Хвостовой, в доме Шипова - человек до 200 по 5 р.
8 апреля
В Большом Театре - Дочь 2-го Полка [Доницетти] с Арто - застал лишь 2-й акт; она прекрасная актриса и вокалистка, но по этой дрянной музыке нельзя судить о существе ее таланта.
Сказал Соллогубу, что зову Арто в четверг обедать, и Ларошу о том же, чтобы сказали Рубинштейну.
10 апреля
У Сергея Андреевича Юрьева (математика) на углу Мещанской и Садовой, дом Пятницкого на лекции Серова - о 9-й симфонии494. Мысль Серова о 9-й симфонии весьма оригинальна и основательна. Юрьев предполагал дать ему обед, я предложил лучше подписаться всем вкупе на его журнал.
Арто занемогла - Соллогуб пишет, что она не может приехать.
11 апреля
В Консерватории, чтобы сказать Рубинштейну, Ларошу, Чайковскому и Альбрехту (а кстати встретившемуся Трубецкому), что обед у меня все-таки состоится, хотя Арто занемогла. Оболенский князь Димитрий Александрович. Кроме этих лиц обедали Кочетова-Александрова, Муромцева, Соболевский.
12 апреля
Обедал Орел и привез мне 150 экземпляров Музыкальной грамоты, - отдал переменить перламутровые (свинцовые) обертки на простые белые Кулешову.
Разумовский - Княгиня Четвертинская молодцом (ей 75 лет). Гатцук, который обещал мне черепа для полковника Кнорринга (швед), который мне прислал шведские песни. Скайлер, Димитрий [Николаевич?] Свербеев, Лопухина, Потулова.
17 апреля
В театре Жизнь за царя - не полон был театр, зато в экзерциргаузе делали штуки Раппо. Зашел к Арто извиниться, что у ней не был. Она очень мила и восхищалась музыкой Глинки, но предпочитает Руслана - это понятно.
В бенефис Радонежского остроумие какого-то москвича разразилось тем, что чрез оркестр поднесли Радонежскому шкатулку, в которой было - говно. Бедный Радонежский занемог от этой элегантной эпиграммы. Сегодня публика хотела загладить этот свиной поступок. Радонежскому (в роли Сусанина) поднесли в три приема: корзинку цветов с золоченым кубком, золоченую стопу, венок. Это хорошо - мы начинаем быть неравнодушными к свинству.
19 апреля
Пропасть народа - Стромилин (Николай Михайлович), привезший мне рекомендательное письмо от И.С. Тургенева. M-lle Artot и Dupont495, рассматривали мое энгармоническое фортепьяно. Dupont говорил мне о книге весьма ученого музыканта Vivier496, - и мы с нею [Арто] проиграли почти половину Жизни за царя, которою она восхищается.
20 апреля
Арнольд - трубы для моего органа получены.
21 апреля
Арнольд разобрал мой орган. Сверил мою статью о церковном пении с подлинными рукописями.
В концерте Славянского - звал его завтра обедать, чтобы потолковать о его пении497.
22 апреля
Обедал Николай Михайлович [Потулов], Славянский (Ангарев) [правильно: Дмитрий Александрович Агренев-Славянский] - Пановский и Потулов, после обеда - Ольга Ивановна - Славянский пел. Лонгинов - читал его комментарии к письмам Глинки498.
23 апреля
У Кошелевой - было всего человек пять, Бартенев, Плещеев, которого я довез домой, - Павлову толковал о гласах.
24 апреля
Обедал Васс (Александр Адрианович). Профессор цифирной методы в Петербурге, едет в Ильинское, куда поступили от него учителя - подарил ему Синодский Обиход.
26 апреля
В консерватории, где видел всю братию.
Обедал Серов.
Пропасть народу, между прочим Сергей Андреевич Юрьев - математик, Славянский Ангарев [Агренев] и его товарищ галичанин Ягевич. Разбирали мои инструменты.
27 апреля
Обедали Серов и Алеша Враский.
30 апреля
В Театре с Ахлестышевыми. Бенефис Арто - в Barbiere di Siviglia - она чудесная актриса и славная музыкантша - но певица руладная, настоящего пения [нет], а наша публика в восторге самом нелепом. В Театре небольшой припадок.
1 мая
Арнольд работает над моим органом с утра.
4 мая
Дал Арнольду 150 р. за поставленные трубы в органе - за мной осталось 55 р.
5 мая
В Консерватории - по призыву к слушанию отчета Музыкального Общества и Отчета Ревизионной комиссии, но заседание не состоялось, ибо сверх десятка дам было всего двое мужчин: я и Кн. Юрий Оболенский. Хотят попробовать в сентябре - с приманкой музыки.
14 мая
С Ольгой Ивановной пробовали орган мой после его переделки - но много еще в нем недоделанного - для сего я имел во время игры при себе Арнольда.
15 мая
Переехали в Михайловский [Остоженский] Дворец.
18 мая
На экзамене в Консерватории истории церковного пения Разумовского. Воспитанницы (Зографос [Зограф], Кн. Ухтомская и Муромцева) знают церковные ноты и крюки лучше всех регентов Капеллы вместе.
Кашперов и Сариотти, отправляющийся с Леоновой499 - до Перми играть вместе сцены из разных опер: Жизни за царя, Русалки, Рогнеды, Грозы и проч.
Начал работу над русскими предлогами в их сопряжении с глаголами.
25 мая
В Консерватории, где мне хотелось быть на экзамене у Лароша (Истории музыки и Контрапункта), но экзамен был отменен.
30 мая
В Консерватории - в классе Лароша (Контрапункт и История музыки).
1 июня
Сорокин (бухгалтер-математик) принес свое вычисление гамм. Машинист университета - резонаторы.
2 июня
Поутру с Ларошем у Хлудова посмотреть орган Ладегаста (в 3 т[ысячи рублей]) - но мех был испорчен .
5 июня
Архимандрит Херсонийского монастыря Евгений501 - подарил ему прадедовский образ в серебряном вызолоченном окладе с надписью, что в его распоряжение.
Евгению я играл на органе гармонизации Потулова - он был в восторге - но едва ли понял техническую суть этого дела. NB. Ему бы очень хотелось иметь у себя фисгармонику.
7 июня
Кашперов - с которым делал опыты над Гельмгольцевы-ми резонаторами.
11 июня
Машинист университетский принес мне придуманный мною раздвижной резонатор - в котором отражается всякий тон по произволу.
13 июня
Обедали архимандрит Евгений, священник Д.В. Разумовский (которому я дал греческую брошюру о музыке Викторова502), Алексей Иванович, Корнилова, Калачев.
16 июня
Сегодня на Москве-реке была гонка лодок - музыка играла Боже, царя храни - народ кричал: ура.
17 июня
Вписал в альбом княгини Анны Львовны Долгорукой (Боде) музыкальную строку.
18 июня
[Ю.К. Арнольд?] играл увертюру к Иоанну Грозному Толстого503. Механику Силину заплатил за резонаторы 10 р. на дороге во дворец.
19 июня
В 7 часов поехали с женою к Митрополиту Иннокентию504, я свез ему мои брошюры о церковном пении - и довольно подробно рассказал ему состояние вопроса, который кажется его заинтересовал. Обещал видеться с Разумовским.
22 июня
После обеда - фортепьянист Кенюле [Канилле]505 - которого я знавал в Петербурге. Познакомил его с церковными нотами, которых он до сих пор и не видывал.
24 июня
С женою в саду Фомина на Петровке, где встретил Пановского, который говорит, что Рогнеда в Москве будет новопреставленной. Пишет статью, где бы достать Мерелли (impresario Итальянской оперы) - для Русской оперы.
26 июня
Канилле, которого я водил показывать мое энгармоническое фортепиано, чтобы он рассказал Гензельту, и оставил Канилле у себя обедать.
10 июля
Был у Арнольда, который сказал мне, что деньги к Лукасу за трубы отосланы.
20 июля
Математика.
21 июля
Математика - по поводу Музыкальной Грамоты.
22 июля
Сделал первый опыт над звучащим цилиндром, от которого нити шли к одному уху; вся гамма проделывается посредством ударов по цилиндру.
24 июля
Обедал в клубе между Лопухиным и Кн. Николаем Петровичем Трубецким (сказал, что в Петербурге готовится новый устав для Музыкального Общества - с жалованьем Директорам).
26 июля
Заехал к инструментальному университетскому мастеру, которому заказал металлическую жердь для акустического микроскопа. Замечательная московская черта: во всей Москве один только резчик умеет делать на металле правильные деления - но он в больнице и некому делать. По всей Москве нельзя найти стеклянной жерди длиннее аршина, ни даже трубки стеклянной, которая бы с одного конца не была тоньше другого. Вот тут и делай опыты!
28 июля
Выехали из Москвы с 4-х часовым поездом в Троицу с Сорокиным и маленьким Сережею. Остановились в Старой Гостинице в 33 No, который в нижнем этаже и весьма просторен (по 3 р. в день).
29 июля
В Фотографии и Литографии (весьма плохой); фотографический портрет, но не копии рукописей. В Вифании.
30 июля
Сегодня мне исполнилось 64 года. У обедни в Лавре. У отца Арсентия506 - библиотекаря, которого не застал. В Фотографии.
Отца Аарона, регента507, позвал к себе обедать - толковали о церковном пении.
Я говорил Горскому и Аарону, что Лавра, славная своим благочестием и достойными деятелями, должна бы быть хранилищем и рассадником православного пения; собрание рукописей по сей части дает возможность их разработать, сделать издания, подобные Герберту, Куссемакеру и друг. Хор ее, который бы ограничился Синодским Обиходом, мог бы сделаться образцовым для всех монастырей России, а равно, по мере возможности, для приходских церквей. И установился бы православный Троице-Сергиевский напев. Здесь могли бы образоваться ученые православные регенты, кои положили бы древние напевы на 3 и 4 голоса, подобно Потулову и, может быть, лучше его, и такие положения не были бы разработками Западной музыки, подобно переложениям Капеллы. Мне отвечали, что Потуловские положения показались монотонными. Я отвечал: кто боится в церкви монотонности, тот пусть идет в оперу. Все это от того, что никто этого предмета не изучал и не знает, в чем суть дела.
После обеда ходил с Сорокиным к отцу Арсентию и с ним в Библиотеку Лавры - рылись в Кондакаре и Стихираре 13-го века.
Арсентий пил у меня чай.
Из Стихираря (No 22-й или 25-й) 1303 года заказал отцу Моисею (фотографу) копии с первого листа и другого единственного листа с нотными крюковыми знаками.
31 июля
Выехали из Троицы с поездом в 1 1/2. Приехали в Москву в 3 ч. 50. Перед самым отъездом принесли мне из Лаврской фотографии снимки (по 30 к. за экземпляр).
1 августа
Взял у Зальцфиша изготовленный им для меня снаряд - акустический микроскоп - прекрасно действует.
6 августа
Делал опыт с моими акустическими очками в саду; на расстоянии 60 сажень звук струн в 1/2 миллиметра в диаметре был явственно слышен, словно удар колокола или далекой пушки. Как назвать? Телефон или звукособиратель? - далекозвук - не хорошо. Бартенев и Шнейдер испытывали вместе со мной.
7 августа
Окончил мои замечания к письмам Глинки (для Русского Архива).
Показывал Муромцевой мой опыт (на 60 саж.) с телефоном.
8 августа
Отдал Бартеневу мои примечания к письмам Глинки.
10 августа
Получил французское издание Гельмгольца - есть дополнение против немецкого. Сверял французское издание Гельмгольца с немецким508.
12 августа
Федор Иванович Тютчев - делал ему опыт с моим звукособирателем.
17 августа
Альбрехт - обедня, им переложенная на 3 голоса цифирным способом509.
Обедал в клубе и пробежал массу журналов. За обедом мой сосед был Враский - [имя пропущено]510. От слова к слову мы дошли до аскетизма; Враский большой аскет и занимается так называемою внутреннею молитвою, этот психологический процесс весьма любопытен; но трудно заставить его разговориться.
18 августа
Работал над звукособирателем.
20 августа
Опыты над звукособирателем.
21 августа
Обедали Скайлер и Бессонов, который принес мне свои "Детские песни", - и их напевы, записанные Кашперовым. Довольно замечательно, что Бессонов, поющий с голоса и знающий пропасть Русских песен, часто сбивается на итальянизмы - так di tanti palpiti {всеми способами (итал.).} вытравляют нашу родную музыку511.
25 августа
Писал к Бартеневу о корректуре писем к Глинке.
26 августа
Работаю над звукособирателем - удивительные вещи открываются.
28 августа
Музыкальная Грамота.
30 августа
Обедали: Коренев и Леви; потом показывал Леви опыт с звукособирателем.
Вечером: Лопухин, Исаковы и Даль с дочерью - Даль советует назвать звукособиратель звучник. Не лучше ли созвучник?
31 августа
Маклаков Николай Васильевич (отец) - и Сорокин университетский бухгалтер-математик. Делали опыты с звукособирателем.
4 сентября
В консерватории - звать Лароша, Рубинштейна, Трубецкого, Чайковского обедать у меня в субботу.
5 сентября
Повторил опыты Блейна512 над цилиндрическими звучащими телами - он слышал звуки лишь поверхности их - звукособиратель дает звук вибрации всего цилиндра с силою неимоверною.
7 сентября
Обедали: Николай Васильевич Маклаков, Николай Рубинштейн, Любимов, Сорокин (математик), Ларош, Чайковский, Альбрехт, Кашперов. - Делали опыты с созвучником. - Маклаков просил приезжать хоть и без меня для опытов.
14 сентября
Николай Васильевич Маклаков с мальчиком скрипачем Иваном Ефимовым513.
20 сентября
Альбрехт - дал ему вопросы о хоровом классе.
Всеволод Всеволожский, Ховен, Евреинов с сыном, Муромцева, Исакова и Ольга Ивановна неожиданно. Всеволожский показывал и пел свои сочинения. Я показывал ему мой созвучник. Бартенев.
22 сентября
На музыкальном вечере итальянскому Марьи Васильевны Бегичевой. Болтал с Арто и с Кочетовой.
Воля ваша, господа итальянцы, - то, что вы называете музыкой - не музыка. Я давно уже не слыхал порядочных итальянцев - и мне любопытно было проследить самого себя - какое впечатление они произведут на меня? Для сего я уничтожил в себе всякое предубеждение и приготовил себя вполне девственно. Стенио [Станьо] - чудесный голос, напоминающий Тамберлика; Рота - славный баритон, старшая примадонна после Арто (забыл, как звать) также с голоском и уменьем; хорошенькая Беннати покуда дрянцо с пыльцой. Пели они - Bossi - i mioi (?) tampolli - на сцене это еще сносно, - на эту музыку смотришь, как на арлекинаду - в комнате это - клохтанье, пляска Пьерро у вас под носом, он обсыпает вас мукою. Какое-то пенье из Ambroise Thomas ниже всякой критики - претензии ужасные - в существе нелепость. Ария, петая Рота, из Maria di Rohan Доницетти, которая длинна, скучна, а пуще всего пошла. Все это выпевается с болезненным усилием голоса, сходящим на едва слышимое piano, -все это оченно удивительно, - но музыкальное чувство не удовлетворено. Клоун, ломающийся для потехи, клоун важный - все клоун, а на клоуна нельзя смотреть без негодования на унижение им человеческого достоинства. Здесь нет художества, а только акробатика; условная красота, условное искусство. Утешила меня лишь Арто, хотя в сильном насморке, небольшой песенкой негров и испанским простонародным дуэтом; тут - хоть тень музыки. Вредны итальянцы тем, что приучают слух и чувство народа к своей условной красоте и ложной выразительности. Клиндворт играл фантазию на манерный квартет из Риголетто - манерного Верди; октавы обеими руками без конца - также оченно удивительно, но музыки я ожидал тщетно.
Искусство тем велико, что мирит с жизнию - но итальянская музыка проходит мимо жизни.
27 сентября
Переехали.
30 сентября
Отдал Кн. Димитрию Оболенскому несколько экземпляров Музыкальной Грамоты для библиотеки Государя Императора, Великого Князя Константина Николаевича и для Наследника.
2 октября
На квартете Музыкального Общества - несмотря на представление Итальянской оперы зала (концертная - малая) Дворянского Собрания была переполнена - я насчитал около 500 человек514.
Клиндворт, фортепьянист Листовой школы - механизм удивительный, но не чистый; нет определительности фразы; главное - нет звука, несмотря на сильные удары. Что за притча этот звук, который слышится у обоих Рубинштейнов! На манер Листа, но в карикатуре Клиндворт взбрасывает руки и отдергивает их. Я сказал, что Рубинштейны накалили своей игрой клавиши докрасна - оттого Клиндворт беспрестанно обжигается. Так он не удовлетворил меня, что, несмотря на обычное мое деликатство, - когда Клиндворт подошел ко мне и видимо ожидал от меня комплимента, - у меня язык не поворотился.
5 октября
На музыкальной пробе у Кашперова: M-lle Caspari, готовящая к сцене свой чудный голос, молодой тенор (пропуск) - Оболенский (сын Сергея), у которого голос развился удивительно. Познакомился с ларингоскопистом Шкоттом.
9 октября
В квартете Музыкального Общества, где играл Антон Рубинштейн - торжество из торжеств515.
10 октября
Дома нашел Антона Рубинштейна и Карамзина, который позвал меня в свою ложу на Гугенотов. Кочетова-Александрова в Маргарите Валуа была весьма мила.
11 октября
С женою и Лопухиною на квартетном вечере Музыкального Общества (с Рубинштейном Антоном)516. Директоры просили меня вместе с ними поднести ему при публике presse papier серебряный с золотом, стоящий 500 р.
На ужине в Консерватории в честь Антона Рубинштейна по подписке по 5 р. с человека с вином. Кто хотел больше вина, тот должен был за него платить. Распорядителем был Дюбюк, которому я советовал написать записки о Фильде517.
19 октября
Священник Озеров, с которым мы сверили нотную книгу Петра 1-го с Обиходом и Ирмологием.
9 ноября
Юрьев (математик) хочет читать лекции о упругости тела и влиянии тепла на звуковые явления.
Кудрявцев начал у меня списывать древние музыкальные рукописи.
13 ноября
У Митрополита [Иннокентия] поблагодарить за посещение меня и кстати поговорить о церковном пении, о священнике Озерове и о том, что не худо бы сделать новое издание Записок Уналашского отдела518, к чему пригласить Бартенева.
Когда я говорил Иннокентию о необходимости ввести сериозное преподавание церковного пения в Семинарии, дабы предохранить его с одной стороны от раскольников, с другой от итальянщины, - он вздохнул и сказал: какое пение! - у нас читать не умеют.
15 ноября
Обедали неожиданно: Юрьев-математик, Александр Николаевич Серов и Николай Михайлович Потулов.
16 ноября
Юрьев, который привез мне Цвилинева, скрипача, желающего поступить в Консерваторию. Власов - сын Петербургского (в Михайловском Дворце), желающий быть капельмейстером - я и Рубинштейн советуем ему ехать на Кавказ (он учился в Праге).
17 ноября
В духовном концерте Штиля519 в Петропавловской кирке с Муромцевой. После обеда молодой Власов и Николай Михайлович Потулов - немного помузыканили.
21 ноября
Молодой Власов, которому хочется в Тифлис учителем пения - спросил у него его учебную биографию и сообщил ему сведения и книги.
Арнольд настроил мой орган.
22 ноября
В концерте Музыкального Общества (на хорах). Увертюра Балакирева, состоящая из чудесных элементов, но не округленная520. Арто удивительно пела I verdi prati Генделя. Чайковский что-то очень ухаживает за Арто.
23 ноября
Николай Михайлович Потулов, который привез мне экземпляр своего переложения для хлопот в Капелле о дозволении напечатать.
25 ноября
Николай Михайлович Потулов - читал ему мое письмо к Николаю Ивановичу Бахметеву.
Работал над распределением гласов.
28 ноября
Послал страховым письмом к Николаю Ивановичу Бахметеву с обедней Потулова и письмом просительно-настоятельным о дозволении напечатать. У Свербеевых, чтобы уговориться на ложу в Рогнеду.
29 ноября
На вечере Музыкального Общества - на хорах.
30 ноября
Работал с Потуловым над гласами - мы совершенно сходимся.
2 декабря
Очень хотелось мне быть на Дон Жуане, но не достал билета и принялся за сенатские бумаги. Серов зовет завтра с 10 1/2 часов на репетицию Рогнеды, но возможно ли мне это? Послал его записку к Николаю Михайловичу Потулову521.
3 декабря
На репетицию Рогнеды так и не попал.
4 декабря
В Большом Театре - Рогнеда - которую слышу в 1-й раз; она идет дальше, нежели сколько обещает партитура, несмотря на неловкое исполнение и на то, что итальянизм прорывается. На разные заметки - я отвечал на немецком диалекте: ein grosser Werk lasst sich nicht detailliren {Крупное произведение не поддается критике по мелочам (нем.).}.
7 декабря
Цвилинев скрипач, которому хочется учиться в Консерватории, - пускают даром, но ему нечем жить - ищет место.
8 декабря
Нездоров. Написал 4-ручную Tonica et Dominanta. Исправил корректуру Глинкиных писем для Русского Архива. Инсарский зовет на спевку (увы!) Бортнянского.
11 декабря
В Рогнеде, где слушал суждения Кн. Николая Ивановича Трубецкого о музыке вообще и о Рогнеде в особенности.
12 декабря
Обедали Серов и неожиданно его жена - словно голубь с голубкой522. От Инсарского, что спевка у него 15-го совпадает с днем раута у Фон Визина.
13 декабря
Инсарский не хочет отменить своей спевки в воскресенье.
14 декабря
У Юрьева (математика, Сергея Андреевича), где Серов играл первые три акта своей оперы "Не так живи, как хочется" - 3-й акт чудесен - здесь действительно Русская песня доведена до трагедии.
15декабря
На спевке духовной музыки у Инсарского с женою, которую мне удалось наконец вытащить, чтобы немного рассеять.
17 декабря
Заезжал в Консерваторию - где слышал целый оркестр учеников (до 25 человек), разыгрывавших очень порядочно симфонию Гайдена. Муромцеву свез домой, она у нас обедала и с ней в Рогнеду (с Мансуровыми в ложу). Театр был полон - идет лучше, но Демидов фальшивит, Радонежский (Владимир) не играет. Всего более произвел на публику впечатление в этот раз 3-й акт с хором странников; следственно публика способна слушать сериозную музыку, и нечего ее прикармливать макаронами на розовом масле.
19 декабря
Штиль - органист - показывал ему мои погласицы на древнерусские тетрахорды523. С Толями взял ложу завтра на Жизнь за царя - зову Муромцеву.
20 декабря
В Жизни за царя - с Толями, Левшиным (сыном Алексея Ираклиевича) и Муромцевой. Все ложи, кроме нас, были заняты инвалидами и воспитанниками и воспитанницами заведений, - остальные в бельэтаже - наша так называемая аристократическая публика поддерживает в обществе свою репутацию анти-патриотизма.
21 декабря
Юрьев (математик) - которому дал собрание моих музыкальных статей.
В концерте Музыкального Общества. Иоанн Грозный - музыкальная картина (!) Антона Рубинштейна. Очень жаль! Музыка прекрасная, но до сих пор Рубинштейн был против musique a programme524.
22 декабря
Выспался. Работаю над погласицами.
23 декабря
Погласицы.
24 декабря
Погласицы - и нездоров.
Обедал у меня Штиль, органист, и привез мне программу своего духовного концерта - 7-го числа; показывал ему мои погласицы.
26 декабря
Погласицы. Вечером мы сыграли их с Ольгою Ивановною и Муромцевой.
27 декабря
Путята - Кашперов, которому я показывал мою работу над погласицами.
28 декабря
У Кашперова - Каспари пела Вальс Шопена, аранжированный Кашперовым.
29 декабря
Работаю над погласицами, чем дальше в лес, тем больше дров.
31 декабря
Вечером встречали у меня новый год: Соболевский, Орел, который принес мне корректуру погласиц, и Михаил Димитриевич Свербеев.
1 января
Николай Михайлович Потулов прощаться. Дал ему комиссию достать Calvisius'a и Raimondi525. Бартенев - зовет познакомить с музыкантом Рахманиновым526.
4 января
На концерте Музыкального Общества. Садко Корсакова - чудная вещь, полная фантазии, оригинально оркестрованная. Ежели Корсаков не остановится на пути, то будет огромный талант527. Клиндворт играл концерт Шопена - разумеется меня окружили со всех сторон вопросами о моем мнении. Я, употребив хитрость, ответил: Klindworth est fait pour la musique de Chopin, и на этом останавливал мою речь, - но для немногих прибавлял: il y'a dans son jeu tout le faux et le maniere qui se trouvent dans la musique de Chopin, et au bredouillage du compositeur il ajoute le sien avec une grace tout particuliere {Клиндворт создан для музыки Шопена... в его игре налицо вся та фальшь и манерность, которая есть в музыке Шопена, и к бормотанью композитора он прибавляет свое с совершенно особой грацией (франц.).}. Ольга Ивановна и Муромцева в отчаянии от такого моего отзыва.
5 января
Прибавляю понемногу кое-что к Музыкальной Грамоте, Выпуску 2-му - самому трудному для вульгаризирования.
6 января
Обедали с женою у Петра Ивановича Бартенева, которому хотелось меня познакомить с Рахманиновым, тамбовским помещиком, учеником Фильда, весьма хорошим музыкантом и сочинителем. Звал его завтра обедать.
&nb