Главная » Книги

Одоевский Владимир Федорович - Дневник. Переписка. Материалы, Страница 15

Одоевский Владимир Федорович - Дневник. Переписка. Материалы


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

юля - пятница". Далее следует нарисованная от руки карта расположения монастыря относительно Москвы и заметки об увиденном по дороге. Записи о монастыре начинаются с краткого описания гостиницы, обеда, монастырских мастерских, храмов и т. д. Кроме того, Одоевский делает заметки о посещении скита, об осмотре родника и роскошных цветников, являвшихся особой заботой настоятеля монастыря. (С радостью отмечаем, что и ныне цветники возрожденного Угрешского монастыря являют собой весьма отрадное зрелище.)
   Как говорится в "Историческом очерке Николаевского-Угрешского общежительного мужского монастыря", изданном в Москве в 1872, местоположение этого монастыря, основанного по преданию св. Димитрием Донским и находившегося тогда в 15-ти верстах от Покровской заставы, отличалось живописностью: "...В полуверсте от Москва-реки, орошающей обширную долину, он красуется на небольшой площадке, окруженной скатами гор, обрывистыми оврагами, зелеными холмами, многочисленными селами и деревнями" (С. 1). Монастырем руководил в те годы упоминаемый в записях Одоевского игумен Пимен (П.Д. Мясников, 1810-1880), воспитанник оптинских старцев, человек высокой духовной жизни, связанный дружбой со св. митрополитом Игнатием (Брянчаниновым). Интересен и автор упомянутого выше исторического очерка, подписанного "Один из меньшей Угрешской братии Димитрий": это Дмитрий Дмитриевич Благово, московский дворянин из знатной семьи, известный в истории русской литературы великолепной мемуарной книгой "Рассказы бабушки" - записанными и обработанными им воспоминаниями его родной бабки Екатерины Яньковой.
   Возможно, Одоевскому рекомендовал посетить именно Угрешский монастырь епископ Леонид, который особенно любил эту обитель и часто жил в ней. В числе прочего монастырь славился уставной службой и пением. Так, в 1853 обитель посетил Алексий, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и нашел "Угрешское столповое пение прекрасным" (Исторический очерк... С. 42). В 1858 в монастыре служил митрополит Филарет и тоже нашел, что "хорошо исполняется столповое пение" (Там же. С. 43). Как видно из записей, Одоевский не вполне разделял это мнение.
   349. Шрамек Иван Осипович (1814?-1876) - дирижер, композитор, с 1863 капельмейстер Большого театра. В "Музыкально-литературном наследии" опубликовано письмо Одоевского к великой княгине Елене Павловне от 3 ноября 1864, где приводится целый ряд аргументов в пользу назначения Н.Г. Рубинштейна дирижером оркестра Большого театра вместо Шрамека (см.: Бернандт, 526-527), однако эта замена не была осуществлена.
   350. Калгин - псевдоним певца (тенора) Орлова Дмитрия Александровича (1842-1919), в 1865-1869 солиста Большого театра.
   Еленинская школа - одно из благотворительных учреждений, которым во множестве покровительствовала эта великая княгиня; живя в Петербурге, Одоевский принимал участие в инспекции ряда подобных заведений, в частности женских институтов.
   351. Речь идет о концерте РМО, состоявшемся 1 декабря 1862 в присутствии царской четы (см. запись от этого числа). "Прециоза" - симфоническая увертюра К.М. Вебера из музыки к одноименной пьесе П.А. Вольфа.
   352. Аббат Безо - очевидно, католический священник в Москве; как следует из дальнейшего текста Дневника, содержал пансион для мальчиков.
   Имеется в виду Маклаков Николай Васильевич (1813-1882) - врач, выпускник Московского университета, поэт и переводчик.
   353. Это была премьера "Юдифи" в Большом театре.
   Статья Одоевского о московской постановке "Юдифи" (прошедшей весьма неудачно) не была опубликована, хотя в ряде других его работ неоднократно упоминается эта опера Серова. Черновики статьи имеются в ГЦММК, ф. 73, No 417.
   В статье К. Ц-ва (князя Николая Александровича Цертелева) в "Современной летописи" утверждалось, что оперу Серова публика "публика никак не признает русской".
   Э. - псевдоним Максимилиана (Максима Максимовича) Эрлангера (1811 или 1812-1873) - композитора, дирижера, в 1870-1872 редактора-издателя музыкально-литературного журнала "Музыкальный вестник". Его статья о Серове вышла в газете "Театральные афиши и антракт" (No 113 и 114).
   354. Одоевский работал в это время над словарем под названием "Ручной музыкальный словарь с прибавлением биографий известных композиторов, артистов и дилетантов, с портретами, составленный Адольфом Гаррас" (М., 1850). Одоевский выбросил из упомянутого издания все биографии и многие устарелые и малоупотребительные термины; итальянские термины он расположил в алфавитном порядке с переводом на русский язык.
   355. О протоиерее Михаиле Раевском и сербском композиторе Корнилии Станковиче см. далее, в публикации писем к Одоевскому разных лиц.
   356. Имеются в виду оперные партитуры Галуппи и труды по средневековой западной музыке (см. комм. 293).
   357. Статья Одоевского о Кочетовой (Александровой) в "Московских ведомостях" вышла под названием "Новая певица на сцене Московской оперы" (1865, No 258) и под псевдонимом "О.О.О." (Бернандт, 303).
   358. Бернсдорф (Bernsdorf) Эдуард (1825 - ?) - музыкальный критик, сотрудник журнала "Signale" (Лейпциг), композитор. Закончил начатый Шладенбахом "Universal Lexicon der Tonkunst", о котором, по-видимому, и идет речь в данной записи.
   Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - философ; его труд "Теодицея" ("Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de l'homme et l'origine du mal") был впервые издан в Амстердаме в 1710.
   359. В бумагах Одоевского в РНБ сохранился текст, озаглавленный "Debut de M-me Alexandroff dans le role d'Antonide dans la Жизнь за царя de Glinka. Moscou. 1 Decembre. Minuit". В нем говорится о большом успехе Александровой в трудной роли и дается ссылка на статью Одоевского, напечатанную до спектакля в "Московских ведомостях" (1865, No 258 - Бернандт, 304). Возможно, данная рукопись представляет собой черновик отчета для великой княгини (переплет 60, л. 10-11).
   360. О работе над этой статьей см. далее, в публикации переписки Одоевского и Разумовского.
   361. Эта статья не была написана. В сборниках Общества древнерусского искусства появилась лишь посмертная публикация записей Одоевским народных песен; возможно, однако, что материал начатой в 1865 статьи вошел в один из трех текстов, приготовленных Одоевским для Археологического съезда (см. далее).
   362. Вельтман Александр Фомич (1800-1870) - писатель, историк, археолог, директор Оружейной палаты (с 1852).
   363. Переписку Одоевского с А.В. Головниным см. далее, в разделе "Дело о церковном пении".
   364. По-видимому, Иванов Гавриил Афанасьевич (1828-1901 или 1902) - профессор классической филологии Московского университета (с 1859), преподаватель Катковского лицея, известный латинист и переводчик.
   365. Константин Петрович Победоносцев, юрист по образованию, в ближайшем будущем - воспитатель наследника престола, а затем в течение четверти века - обер-прокурор Св. Синода, в то время служил в Сенате обер-прокурором 8-го департамента. Князь счел необходимым присутствовать на венчании своего сослуживца с Екатериной Александровной Энгельгардт.
   366. Здесь и далее идет речь о работе Потулова и Одоевского над "сличением" песнопений в богослужебных книгах на квадратной ноте издания Св. Синода и в переложениях, выпущенных Придворной капеллой. Эта работа осуществлялась ими в порядке подготовки к заседаниям Комиссии по церковному пению; ее результаты изложены Одоевским (а также и Разумовским) в разных работах, фрагментарно материалы "сличения" сохранились в московских и петербургском архивах Одоевского.
   367. Возможно, имеется в виду рукопись "Ключа" Тихона Макарьевского, принадлежавшая Разумовскому (ныне - РГБ, ф. 379, No 2) или Азбука певческая, составленная с использованием "Ключа" и принадлежавшая Одоевскому (ф. 210, No 2).
   Двойной (правильнее: двознаменный) Ирмологий - певческая книга, в которой песнопения изложены параллельно, в крюковой и в пятилинейной нотации. Ирмологий двознаменный Одоевского находится в его собрании в РГБ (No 18).
   Копии ряда фотоснимков с певческих рукописей, сделанные Одоевским как для собственной работы, так и для демонстрации их членам Комиссии по церковному пению, в том числе великому князю Константину Николаевичу, сохранились в музейном фонде.
   368. Ирмологий двойной с киноварными пометами на первом листе, приобретенный у Сорокина, находится в собрании Одоевского в РГБ (ф. 210, No 17).
   369. Имеется в виду опера барона Б.А. Фитингоф-Шёля.
   370. Арапов Николай Устинович (1825-1884) - в 1866-1878 московский обер-полицмейстер.
   371. Здесь и далее имеется в виду граф Дмитрий Андреевич Толстой (1825-1889), с 1865 по 1880 - обер-прокурор Св. Синода, с 1866 совмещал эту должность с постом министра народного просвещения. Как указывает А.С. Ляпунова, набросок письма Одоевского к Толстому о Потулове сохранился в бумагах Одоевского в РНБ (переплет 96, л. 162-164). Аналогичный документ имеется и в архиве ГЦММК (см. далее). У Одоевского была мысль устроить Потулова на место прокурора Московской Синодальной конторы, чтобы тот мог заняться входившим в ведение конторы Синодальным хором (для этого и понадобился послужной список). Однако вскоре князь узнал, что на это место уже назначен А.Н. Потемкин (см. в следующих дневниковых записях).
   372. Имеется в виду "Мнение..." митрополита Филарета по делу о церковном пении, написанное по запросу Д.А. Толстого; см. далее, а также публикацию полного текста с комментариями: "Русская духовная музыка...", т. III.
   373. Имеется в виду "Мнение князя В.Ф. Одоевского по вопросам, возбужденным министром народного просвещения по делу о церковном пении"; см. далее, а также полную публикацию текста с комментариями: "Русская духовная музыка...", т. III.
   374. Имеются в виду деньги, собранные Одоевским у заинтересованных знакомых и предназначенные для оплаты исполнения за службой переложений Потулова.
   375. "Илия" ("Elias") - оратория Мендельсона, исполненная в концерте Филармонического общества в Петербурге 17 февраля; Одоевский посетил генеральную репетицию, состоявшуюся 16 февраля в 3 часа пополудни.
   376. Имеется в виду количество разночтений между капелльскими переложениями и текстами песнопений в синодальных изданиях.
   377. Концерт певца Юлиуса Штокгаузена состоялся 20 февраля в зале Русского купеческого собрания. Петербургская газета "Голос" в номере от 27 февраля 1866 напечатала заметку, в которой говорилось, что этот певец-баритон, приглашенный из-за границы, не оправдал ожиданий: его голос не отличался красотой, а исполнение талантом.
   378. Министр императорского двора граф Владимир Федорович Адлерберг (1791-1884) принимал участие в Комиссии по церковному пению в силу того, что Придворная капелла находилась в ведении его министерства.
   379. Матвей Юрьевич Виельгорский - крупный меценат, виолончелист, композитор - скончался в Ницце 21 февраля 1866.
   380. См. публикацию этого документа далее.
   381. См. публикацию этих документов далее.
   382. В Дворянском собрании состоялся концерт Филармонического общества под управлением А.Г. Рубинштейна, где выступал контрабасист М. Боттезини (см. рецензию Ц.А. Кюи в "Санкт-Петербургских ведомостях", 1866, 1 марта).
   383. Афанасьев Николай Яковлевич (1821-1898) - скрипач, композитор, педагог; в данный период - преподаватель музыки в Смольном институте; автор многочисленных хоровых произведений.
   384. Имеются в виду Зинаида Степановна Врасская, сестра жены Одоевского, и ее дочь Анна.
   В концерте А.Г. Рубинштейна с участием Ю. Штокгаузена, состоявшемся в зале Дворянского собрания, исполнялись увертюра к опере "Игра судьбы" Т. Лешетицкого, Концерт для фортепиано с оркестром Es dur Бетховена, Хроматическая фантазия и другие пьесы И.С. Баха, Баллада g moll Шопена, песни Шуберта в переложении Листа, а также арии и романсы (в том числе самого Рубинштейна) в исполнении Штокгаузена.
   385. Вероятно, имеется в виду Петерсон, упомянутый в письме Одоевского к великой княгине Елене Павловне от 22 марта 1847 - сотрудник Одоевского по комитету Института императрицы Марии (см.: Два письма князя Владимира Одоевского к великой княгине Елене Павловне. СПб., 1898. С. 18).
   386. Программа музыкального вечера во дворце вклеена в Дневник Одоевского; в ней значатся также романсы разных авторов и отрывки из опер Даргомыжского и Гуно.
   387. Ленц Василий (Вильгельм) Федорович (1808-1883) - музыкальный писатель, наиболее известный работами о Бетховене. Кроме того, Ленц сотрудничал в немецких и французских газетах, издававшихся в Петербурге. Выражение Одоевского "страшно сказать" связано с его отношением к Ленцу, который, будучи в 1830-х годах тепло принят в доме Одоевского и, по собственному признанию, будучи обязан Одоевскому своим поступлением на службу, тем не менее распространял слухи об ироническом отношении Пушкина к литературной деятельности князя. Так, в мемуарах Ленца "Приключения лифляндца в Петербурге" передается такой эпизод: ""Одоевский пишет тоже фантастические пьесы", - сказал Пушкин с неподражаемым сарказмом в тоне. Я возразил совершенно невинно: "Sa pensee mahleureusement n'a pas de sexe" ["Его мысли, к сожалению, не имеют пола"], и Пушкин неожиданно показал мне весь ряд своих прекрасных зубов: такова была его манера улыбаться... Слова, сказанные мною, впоследствии распространились в публике..." (цит. по сб.: Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1987. С. 341).
   388. Александра Иосифовна - супруга великого князя Константина Николаевича.
   Кюндингер (у Одоевского ошибочно - Кюнигер) Рудольф (1832-1913) - пианист, педагог, композитор, с 1860 учитель музыки у детей великого князя Константина Николаевича.
   389. Делянов Иван Давыдович, граф (1818-1897) - директор Публичной библиотеки, впоследствии министр народного просвещения.
   390. Имеется в виду "острый" пассаж из третьего раздела "Мнения..." Одоевского, где говорится следующее: "В Обиходе есть молитвы, воспеваемые преимущественно в заутреню Светлого Христова Воскресения, каков утренний канон Пасхи... Напев этих молитв в синодском Обиходе - радостный, но сохраняющий все достоинство церковного пения. В течение времени к этому напеву привился напев веселой плясовой песни, которой старинные слова "Ах Дон, ты наш Дон", а новейшие - "Барыня, барыня", - и в этом виде перешел в так называемый Круг простого церковного пения, издавна употребляемого при высочайшем дворе, изданный в 1837 году и перенесенный ныне в четырехголосное переложение, изданное от Капеллы" (см. далее, а также: "Русская духовная музыка..." Т. III. С. 71 и 78).
   391. Поручение состояло в передаче Разумовскому материалов В.В. Стасова по истории церковного пения в России (см. комм. 313).
   392. Концерт А.Г. Рубинштейна состоялся 29 марта в зале Большого театра. По этому поводу "Московские ведомости" писали: "...Он играл Бетховена, Баха, Генделя, Шопена, Шумана, Мендельсона, Фильда, Листа, и никто не решился сказать, какой характер музыкальных произведений более подходит к особенностям его исполнения: все было исполнено неподражаемо прекрасно" (1866, 1 апреля).
   393. Осберг Адольф Романович (1824-1869) - певец (тенор), в 1866-1869 преподаватель Московской консерватории.
   394. Избера (Иезбера) Федор - чешский ученый и публицист.
   395. Имеется в виду епископ Леонид (Краснопевков) как викарий Московской епархии.
   396. Рукопись "Нашей молитвы" ("Русской молитвы") см.: ГЦММК, ф. 73, No 15, 16.
   397. Блунт (Блант) Ки (Blunt Key) - американская поэтесса и декламатор, приезжавшая в Москву; Одоевский поместил в "Московских ведомостях" (No 130) заметку о ней за подписью "К. В. О.".
   398. Шувалов Петр Андреевич, граф (1827-1869) - в 1866-1874 шеф жандармского корпуса.
   Очевидно, полицейское задержание Орла-Ошмянцева было связано с серией арестов, прокатившейся после покушения Дмитрия Каракозова на императора; под особые подозрения при этом попадали лица с польскими фамилиями (или звучащими похоже на польские, как в данном случае), ибо у Каракозова были семейные связи с Польшей и подозревалось, что он имел контакты с польскими "бунтовщиками".
   399. Речь идет о копии с древнего Стихираря, принадлежавшей Разумовскому. Подробнее см. далее, в его переписке с Одоевским.
   400. Имеются в виду писатель, большой знаток старообрядчества Павел Иванович Мельников (Печерский) и инок Пафнутий (Поликарп Петрович Овсянников; 1827-1907). Пафнутий, рано приняв постриг в старообрядчестве белокриницкого согласия и став епископом, в 1861 совершил поездку в Лондон, где познакомился с русскими эмигрантами круга Герцена. По возвращении в Россию между епископом Пафнутием и старообрядческим архиепископом Московским Антонием возникли серьезные разногласия, в результате которых Пафнутий в 1865 перешел в единоверие, направив митрополиту Филарету просьбу о присоединении к господствующей церкви. Пафнутий был произведен в иеромонахи Чудова монастыря и ему было дозволено по воскресеньям произносить проповеди с кремлевского Красного крыльца и вести "народные беседы". Позже миссионер Пафнутий начал писать "Апологию христиан-старообрядцев..." и кончил тем, что в 1882 вернулся в старообрядческую церковь.
   В письме митрополита Филарета к А.Н. Муравьеву от 20 июля 1865 содержится отзыв о Пафнутий как "человеке очень способном" (Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. М. Киев, 1869. С. 628).
   401. Имеется в виду московский книгоиздатель А.И. Глазунов (1829-1896).
   402. "Мнение..." Одоевского было напечатано Министерством народного просвещения небольшим тиражом и предназначалось для ознакомления только членов Комитета по церковному пению и некоторых духовных лиц. Однако редактор журнала "Домашняя беседа" В.И. Аскоченский, вообще отличавшийся взбалмошным характером, без разрешения автора использовал попавший в его руки экземпляр.
   403. Епископ Полоцкий и Витебский Савва (Иван Михайлович Тихомиров) до произведения в архиереи служил синодальным ризничим; отличаясь усердием и любовью к истории, он оказывал большую помощь всем московским любителям и исследователям отечественных древностей. Ближайший друг викария Леонида, архимандрит был вхож во многие известные московские дома, в том числе, конечно, и в дом Одоевского.
   404. Волконский Михаил Сергеевич (1832-1909) - обер-гофмейстер, попечитель Петербургского учебного округа; позже, в 1882-1896 товарищ министра народного просвещения.
   405. Эта запись воспроизведена у Бернандта под названием "Музыка и жизнь" (483-485).
   406. Врасский Степан Борисович (1844-1922) - родственник Одоевского (по жене), сын переводчика и издателя Бориса Алексеевича Врасского (см. также коммент. 156).
   407. Бартоломей Иван Алексеевич (1815-1870) - генерал-лейтенант, нумизмат, член-корреспондент Академии наук; занимался этнографией Кавказа.
   408. Игнатий (Николай Дмитриевич Рождественский; 1825-1883) - епископ Можайский, викарий Московской епархии (с 1866).
   409. Обед по случаю открытия Московской консерватории состоялся в 4 часа дня в тогдашнем здании консерватории (в доме Черкасовой на Воздвиженке). Речь Одоевского была опубликована в "Современной летописи" (1866, No 30); перепечатана Бернандтом (305-307): в ней отмечается, что впервые в Московской консерватории введено преподавание истории церковного пения в России и предложен тост за "преуспеяние русской музыки как искусства и как науки".
   Косман Бернгард (1822-1910) - виолончелист, профессор Московской консерватории с 1866 по 1870.
   410. Карская Л. - актриса Малого театра.
   411. Имеется в виду труд "Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni..." (1650) Афанасия Кирхера.
   412. Имеется в виду труд Исаака Ньютона, опубликованный после его смерти: "Method of fluxions and infinite series with its application to the geometry of curved lines" (1736).
   413. Сестры Грюнберг - Изабелла Львовна (в замужестве Ласкос) и Юлия Львовна (в замужестве Тюрина) упомянуты в "Записках" М.И. Глинки в связи с его знакомством в 1848 в Варшаве с семейством доктора Грюнберга: "Его дочери были очень любезны и талантливы; старшая, по имени Юлия, играла весьма хорошо на фортепиано, она училась у Гензельта на иждивении государыни княгини Елены Павловны. Младшая, Изабелла, пела с увлечением и смыслом (intelligence)..." (М., 1953. С. 206). В 1850-х Изабелла Грюнберг жила в Петербурге, бывала в кругах Даргомыжского и Балакирева. Ей посвящены два романса Балакирева ("Баркарола" и "Колыбельная"), а также романс молодого Мусоргского "Где ты, звездочка?" (1858, 1-я редакция).
   414. Это письмо директора Придворной капеллы А.Ф. Львова к Д.В. Разумовскому опубликовано в журнале "Хоровое и регентское дело" (1917, без номера).
   415. Первое упоминание о Чайковском в Дневнике Одоевского; они познакомились на обеде в честь открытия Московской консерватории. Подробнее об их отношениях см.: Кузина О. Неизвестные автографы П.И. Чайковского в архиве В.Ф. Одоевского // Труды ГЦММК имени М.И. Глинки. Альманах. Вып. II. С. 298-306.
   416. Чаев Николай Александрович (1824-1914) - драматург; после смерти А.Н. Островского заведовал репертуарной частью московских театров. В фонде Одоевского сохранились черновые наброски: "Свекровь". Былина Чаева ("По небу по синему..."). Музыка Кирши Данилова. Обработка для голоса, хора и оркестра (ф. 73, No 682).
   417. Кросс Густав Густавович (1831-1885) - пианист, выпускник Петербургской консерватории (первый выпуск), а затем ее преподаватель.
   Безекирский Василий Васильевич (1835-1919) - скрипач, дирижер, композитор, в 1861-1891 солист оркестра Большого театра; в 1864-1865 преподавал в Музыкальных классах РМО.
   Приглашение в 1865 Ф. Лауба и Б. Космана в качестве профессоров будущей консерватории вызвало недовольство скрипачей Кламрота и Безекирского, преподавателей в Музыкальных классах РМО, вследствие чего они отказались от занятий в классах и в будущей консерватории.
   Пианист Иосиф Венявский разошелся с РМО, так как нашел для себя стеснительной статью контракта, согласно которой он мог принимать участие в концертах других лиц или учреждений только с разрешения дирекции Общества. Пробыв в консерватории полгода, Венявский вышел из нее в январе 1867. Вопрос этот дебатировался в печати: Венявский опубликовал два письма в "Московских ведомостях", а дирекция РМО опубликовала мотивировку формы заключаемых ею контрактов и продолжала придерживаться ее вплоть до 1875.
   418. В 4-м симфоническом собрании РМО исполнялись: увертюра "Морская тишь и спокойное плавание" Мендельсона, Концерт для фортепиано с оркестром ор. 102 А. Литольфа (солист - Г.Г. Кросс), хоры из оратории "Христос на Масличной горе" Бетховена и Симфония с moll Кессмейера.
   419. Имеется в виду программа учебника церковного пения для народных школ (см. об этом далее, в отдельной публикации), а также, по-видимому, переложение песнопения "Достойно есть". Среди рукописей Одоевского в Москве подобного песнопения нет, но в фонде М.А. Балакирева в РНБ имеется рукопись Обедни (в которую входит данное песнопение) в переложении для четырехголосного хора В.Ф. Одоевского (см. комм. 164).
   420. Записка В.Н. Кашперова "О собрании и издании напевов русских народных песен" была написана в связи с его вступлением в Общество древнерусского искусства. Впоследствии, уже после кончины Одоевского, Кашперов стал одним из инициаторов создания Общества любителей церковного пения в Москве (см. подробнее: Русская духовная музыка.... Т. III, специальный раздел).
   421. Статья А.Ю. Давидова о консерватории появилась в "Современной летописи" (1866, No 43). См. о ней подробнее в статье А.С. Ляпуновой.
   422. Муромцева Надежда Александровна (1848-1909) - пианистка, окончила в 1870 Московскую консерваторию с серебряной медалью (класс Н.Г. Рубинштейна); принимала активное участие в концертах РМО, в 1880-х открыла в Москве частную школу.
   423. Юркевич, правильно - Яцкевич Антон Антонович (1857-1912) - пианист, органист. Учился в Петербургской консерватории, далее работал в Чернигове.
   424. В 6-м симфоническом собрании РМО исполнялись: увертюра "Кориолан" Бетховена, речитатив и ария из "Фиделио" Бетховена (солистка Александрова-Кочетова), Концерт для фортепиано с оркестром As dur И. Гуммеля (солист Доор), "Я помню чудное мгновенье" Глинки (Александрова-Кочетова), симфоническая поэма "Мазепа" Листа.
   425. В этот день в зале Благородного собрания состоялся концерт в пользу христианских семейств, пострадавших во время восстания против турецкого владычества на греческом острове Кандия (Крит), с участием Александровой-Кочетовой, Бьянки, Оноре, Доора, Космана, Лауба, Н.Г. Рубинштейна.
   426. Булль (Bull) Уле (Оле) (1810-1880) - норвежский скрипач, композитор; своими выступлениями в Европе и Северной Америке приобрел мировую известность. С успехом гастролировал в России в 1838, 1841, 1866-1867 годах. В 1838 Одоевский посвятил Буллю три статьи, опубликованные в "Северной пчеле".
   427. Имеется в виду Федор Иванович Тимирязев.
   428. Юрьев Сергей Андреевич (1821-1888) - литератор, общественный деятель; окончил математический факультет Московского университета. Основал в своем имении училище для крестьян и народный театр, переводил Шекспира, Кальдерона, Лопе де Вега; издавал (с 1871) журнал "Беседа", в 1880 основал журнал "Русская мысль".
   429. Елагина Авдотья Петровна (1789-1877) - давняя знакомая Одоевского, хозяйка одного из самых интересных московских салонов той эпохи; мать писателей-славянофилов Ивана Васильевича и Петра Васильевича Киреевских (дети от ее первого брака с В.И. Киреевским); Николай Алексеевич - ее сын от второго брака.
   430. Имеется в виду книга Д.В. Разумовского "Церковное пение в России", которая представляла собой курс лекций для студентов Московской консерватории и выходила в свет отдельными выпусками.
   431. В Дневнике Одоевского нет высказываний по поводу оперы Рубинштейна "Дети степей", но среди его бумаг имеется следующая запись: "Наши народные напевы превосходны и оригинальны, когда аккомпанируются консонансными аккордами (хотя бы и не в одной диатонической гамме); напевы наши делаются пошлыми от прикосновения к ним септаккордов, - и в этом ошибка Рубинштейна в его опере "Дети степей", в которой мало истинно драматического, не говоря уже о музыке отдельно. Вообще не надобно вводить народного напева ни в оперу, ни в камерную музыку, - но писать в характере сих напевов (см. мою статью в "Русском" 1867 - "Русская музыка и ее отличие от так называемой общей")" [Бернандт, 318]) (РНБ, переплет 75, "Заметки 1866-1867 гг.").
   432. Имеется в виду "лечение посредством нагнетательного воздуха в московском заведении медика Басанина"; Одоевский на протяжении последних лет жизни лечился "под колоколом" от хронического катара горла.
   433. Как видно из дальнейших записей, речь идет о работе "Опыт о церковном пении". Работы с таким названием не имеется, однако речь может идти опять-таки об одной из глав книги "Церковное пение в России", которая снабжена подзаголовком "Опыт историко-технического изложения". Под "подметами" имеются в виду, конечно, киноварные пометы, определяющие высоту знамен в крюковой нотации.
   434. В концерте Лауба (с участием Александровой-Кочетовой) исполнялись Концерт Вьётана (No 1), фантазия Г. Эрнста на мотивы из "Отелло" Россини и др.
   435. В концерте Б. Космана были исполнены, в числе прочего, Тройной концерт Бетховена и три пьесы сочинения Космана; участвовал также Н.Г. Рубинштейн. Одновременно в Малом театре состоялся концерт артистов французской труппы Императорских петербургских театров, где исполнялись фрагменты из оперетт Оффенбаха "Прекрасная Елена", "Синяя борода", "Парижская жизнь".
   436. Отзыв Одоевского об опере Кашперова (написанный им во время медицинской процедуры - лечение сжатым воздухом "под колоколом"), не был напечатан в виде самостоятельной статьи, но частично был использован им в статье "Русская и так называемая общая музыка" ("Русский". 1867. No 11, 12). Здесь дана положительная оценка произведения: "Ему удалось даже, сколько мы могли судить по партитуре, развить музыкально русский характер (особенно в лице Кабанихи)". У Бернандта опубликовано впервые по рукописи "Письмо к Н.М. Пановскому о музыке В.Н. Кашперова к опере "Гроза"" (307-308; автограф - ГЦММК, ф. 73, No 405-406).
   437. Имеется в виду третий выпуск "Церковного пения в России" - "О партесном пении в Русской церкви".
   438. Статья "Русская или итальянская опера" появилась в издававшейся И.С. Аксаковым газете "Москва" 29 марта, за подписью "Московский обыватель" (Бернандт, 300).
   439. Гарф (Harf) Элиза - немецкая пианистка, ученица Карла Мейера и Г. фон Бюлова.
   440. Речь идет о лекции А.С. Владимирского "О физических основаниях музыкальной гармонии и о музыкальных инструментах, доставленных на Этнографическую выставку", входившей в цикл лекций Общества любителей естествознания, организованных в марте-апреле 1867, в связи с устройством в Москве Всероссийской этнографической выставки.
   И.Д. Беляев - член Общества, один из организаторов выставки. См.: Всероссийская этнографическая выставка и славянский съезд в мае 1867 года. М., 1867.
   441. Статья Одоевского "Русская или так называемая общая музыка" была опубликована в газете "Русский" (No 11, 12) за подписью "К.В.О." и с посвящением "старому товарищу М.П. Погодину" (Бернандт, 318). В этой статье Одоевский указывает на существование двух периодов русской музыки: допетровского и послепетровского, когда отечественное искусство подверглось сильным западноевропейским влияниям. Далее в статье дается теоретическое и математическое обоснование ладов и гласов, указывается, какие правила должно соблюдать при записи и гармонизации народных песен. Под конец, касаясь польской музыки, Одоевский высказывает гипотезу, что польская песня со свойственным ей трехдольным размером (мазурка, полонез) не есть музыка народная, но музыка польской шляхты, особого племени пришельцев, не имеющего ничего общего с коренным польским племенем. В своем примечании издатель газеты "Русский" М.П. Погодин подтверждает гипотезу Одоевского; в связи с этим находится замечание Погодина, приведенное в Дневнике в записи от 14 апреля: о том, что наблюдения Одоевского над польскою музыкою "имеют для Погодина великую важность".
   Черновой автограф статьи - ГЦММК, ф. 73, No 418.
   442. Статья о предстоящем концерте Александровой-Кочетовой появилась в "Московских ведомостях" 28 марта за подписью "О.О.О." (Бернандт, 309). Черновой автограф - ГЦММК, ф. 73, No 405.
   443. В программу концерта Н.Г. Рубинштейна входили: увертюра к опере "Геновева" Шумана, Четвертый фортепианный концерт Бетховена, "Песни без слов" и другие произведения Мендельсона, "Danse macabre" для фортепиано с оркестром Листа, фортепианные пьесы Дюбюка, Балакирева, И.Ф. Ласковского, А.Г. Рубинштейна, а также Каприччио (Scherzo a la russe) Чайковского.
   444. Статья "О музыкальном утре в пользу 9-летнего органиста Антона Яцкевича" вышла в "Современной летописи" (1867, No 14) (Бернандт, 315).
   445. Имеются в виду граф Андрей Петрович Шувалов (1802-1873), обер-камергер, и его сын - руководитель жандармского корпуса Петр Андреевич.
   446. Концерт первого тенора Парижской оперы Г. Роже (Roger) освещает заметка в "Московских ведомостях" (1867, 3 мая).
   447. С этого числа начинаются записи, относящиеся к Славянскому съезду в Москве в мае 1867. Славянская депутация переехала русскую границу 4 мая, о чем была послана телеграмма комитету Этнографической выставки. В связи с этим находится, вероятно, запись о просьбе Самарина устроить обедню с исполнением переложений Потулова (что и было осуществлено).
   448. Приветствие славянам, набросок которого был написан Одоевским, оглашалось Н.Г. Рубинштейном в торжественном заседании в Московском университете 18 мая. На этом же заседании было оглашено приветствие от Общества любителей российской словесности секретарем Общества П.К. Щебальским, также по эскизу Одоевского (см. дальнейшие записи).
   Меньшикова Александра Григорьевна (1840-1902) - оперная певица, педагог; дебютировала в Большом театре в 1866.
   449. В отчете Московского отделения РМО за 1866/67 говорится: "В общем собрании гг. членов Русского музыкального общества 7 мая 1867 г. члены князь В.Ф. Одоевский, А.Н. Мамонтов и Ф.И. Тимирязев были избраны для поверки приходо-расходных книг. Г.г., ревизовавшие книги и кассу, нашли приход и расход верными и правильными, что они и засвидетельствовали своими подписями в книгах".
   450. Имеется в виду книга К.Т. Никольского "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1856).
   451. В бумагах Одоевского в РНБ сохранился черновик его письма к городскому голове князю А.А. Щербатову, где речь идет об "обедне с древним пением" 21 мая в церкви Успения на Покровке.
   452. Головацкий Яков Федорович (1814-1888) - филолог, историк, профессор русского языка в Львовском университете; галичанин.
   Ливчак Иосиф Николаевич - писатель, журналист; галичанин.
   Павлевич Евгений Осипович - адвокат; галичанин.
   Молчан М.В. - консисторский нотарий.
   453. Одоевский искажает фамилии некоторых из выступавших ораторов. Так, правильно не Велланиш, а Виллани (барон), не Давидов, а В.Д. Давыдов, член клуба. Славяне, упоминаемые в записи:
   Полит Михаил Иванович - доктор права Венского университета, серб;
   Мудрон Павел - адвокат, словак;
   Палацкий Франтишек (1798-1876) - старейший представитель славянской депутации, чешский историк, философ, общественный деятель;
   Ригер Франтишек Владислав (1818-1903) - чешский политический деятель, публицист;
   Эрбен Яромир Карл (1811-1870) - чешский поэт, историк, фольклорист.
   454. Гатцук Алексей Алексеевич (1832-1891) - историк, публицист, издатель.
   Гай Людевит - филолог, политический деятель; хорват;
   Милутинович (у Одоевского ошибочно: Младенович) Урош -протопресвитер; серб;
   Маяр Матия - священник, общественный деятель, литератор; словенец;
   Ковачевич (у Одоевского ошибочно: Ковалевич) - архимандрит, член Далматинского сейма; серб;
   Кукич Рафаил - священник; серб.
   455. Имеется в виду Лебедев Василий Степанович (1833/1834-1897?) - учитель пения, регент, содержатель одного из лучших в Москве той эпохи частных певческих хоров.
   456. В предисловии к "Руководству к хоровому пению по цифирной методе Шеве, с приложением 70 русских песен..." (М., 1867) К.К. Альбрехт выражает благодарность Одоевскому за советы при гармонизации песен, "а равно и за сообщение мне некоторых мелодий из его рукописного сборника".
   457. Корани Елена - неустановленное лицо (возможна ошибка Одоевского в написании фамилии).
   458. Имеется в виду, вероятно, Федор Карлович Гедике (1839-1916) - органист французской католической церкви св. Людовика в Москве; отец А.Ф. Гедике.
   459. Кнорринг - шведский полковник.
   460. По сведениям отчета Московского отделения РМО за 1867/68 в этом сезоне курс истории музыки не читался; он был введен в следующем учебном году в числе обязательных предметов и поручен Г.А. Ларошу. Возможно, речь идет о предварительной разработке курса.
   461. Как следует из дальнейших записей, в "Крестном календаре" Гатцука статья о книге Разумовского "Церковное пение в России" (Вып. 1) не была напечатана, а ее материал вошел в статью Одоевского "Православное церковное пение и его нотные, крюковые и другие знаки" в газете "Современная летопись" (1867, No 27).
   По-видимому, сразу по выходе первый выпуск был послан Одоевским или Разумовским великой княгине Елене Павловне. В архиве Разумовского в РГБ сохранился ее ответ, датированный 9 февраля 1868:
  
   Отец протоиерей! С особенным удовольствием получила Я экземпляр первого выпуска сочинения Вашего "Церковное пение в России". Труды ваши по исследованию сего важного предмета и преподаванию оного в Московской Консерватории РМО уже прежде Мне были известны и обратили Мое внимание. Ныне Мне приятно выразить вам свою благодарность за прекрасный труд ваш, - надеюсь, что вы доведете его до конца и тем положите прочное основание к правильному изучению одной из важнейших отраслей музыкального искусства.

Поручаю себя молитвам вашим. Елена

  
   (РГБ, ф. 380, карт. 14, No 64).
   462. Премьеры оперы состоялась в Большом театре в бенефис А.Г. Меньшиковой.
   463. В программу 1-го квартетного собрания РМО 1-й серии входили также квартет В dur Гайдна и квинтет С dur Бетховена.
   464. Работа Одоевского "Музыкальная грамота для немузыкантов" вышла в свет в 1868 в издании Орла-Ошмянцева (Бер-нандт, 346).
   465. В программе 2-го квартетного собрания РМО 1-й серии, кроме квинтета F dur А.Г. Рубинштейна, находились квартет a moll Шуберта и соната для виолончели и фортепиано ор. 39 Бетховена.
   466. Во 2-м симфоническом собрании РМО исполнялись танцы из оперы "Воевода" Чайковского; в программе были также сочинения Глинки, Шумана, Боккерини, Моцарта.
   467. Валуев Петр Александрович (1814-1890) - в то время министр внутренних дел.
   468. Автором музыки на либретто А.О. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват" является М.М. Соколовский; в этом варианте опера была поставлена в Москве и в Петербурге в 1779; с 1792 исполнялась с музыкой Е.И. Фомина.
   469. Фуст, Гутенберг и Шеффер - немецкие первопечатники.
   470. Статья Г.А. Лароша "Глинка и его значение в истории русской музыки" публиковалась в журнале "Русский вестник" (1867, No 10; 1868, No 1 и 9).
   471. 26 декабря в бенефис Александровой-Кочетовой в Большом театре состоялась премьера оперы Зигфрида Саломана "Карпатская роза", в которой певица исполняла роль цыганки Кивы.
   472. В программу 4-го симфонического собрания РМО входили: Концерт для скрипки с оркестром Бетховена (солист Ф. Лауб) и сочинения Берлиоза - Увертюра к "Королю Лиру", Offertorium из Реквиема и "Гарольд в Италии" (солист Ф. Лауб, альт).
   473. Статья Берлиоза о Глинке под названием "Michel Glinka" датирована 16 апреля 1845; отдельным изданием напечатана (по-французски) в 1874. В "Записках" Глинки читаем: "Берлиоз написал огромную статью с краткой биографией моей под названием Michel Glinka в фельетоне Journal des Debate. Мельгунов доставил Берлиозу нужные сведения для этой статьи" (Л., 1953. С. 186).
   474. В этом концерте была повторена программа 27 декабря.
   475. Речь Одоевского на обеде в честь Берлиоза см.: Бернандт, 330.
   Одоевский особенно подчеркнул заслуги Берлиоза как "двигателя" (promouter) музыкальной жизни вообще и в частности в отношении Глинки. В 1845, во время пребывания Глинки в Париже, Берлиоз "протянул дружескую руку не только Глинке, но в его лице всей нашей музыке... Благодаря ему во Франции была впервые услышана наша национальная музыка, музыка Глинки; тот же Берлиоз в столь знаменитом тогда Journal des Debate написал теплые строки, раскрывшие западному миру существование новой ветви нашего искусства".
   476. Юджин Скайлер - американский консул и переводчик русской литературы - был частым гостем Одоевского в эти годы.
   А.Н. Серов в 1868 неоднократно приезжал в Москву по поводу устройства концертов и лекций, а также постановки его оперы "Рогнеда" (см. далее).
   477. Речь может идти о каком-нибудь отрывке из оперы "Воевода" (например, о "Танцах", которые ранее исполнялись в Москве) или о Первой симфонии, премьера которой состоялась в Москве 3 февраля 1868.
   478. Имеется в виду концерт в пользу Славянского благотворительного комитета с участием Н.Г. Рубинштейна, Лауба, Меньшиковой, Александровой-Кочетовой, Оноре; исполнялась главным образом русская музыка, а также чешские и русские песни.
   479. Статья "Лучше поздно, чем никогда", написанная по поводу возобновления "Руслана" Глинки в Большом театре, появилась в "Московских ведомостях" 25 января 1868 (Бернандт, 332). В петербургском архиве Одоевского сохранился цензурный экземпляр текста со многими сокращениями, касающимися политическ

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа