анизации этого вечера (см.: Бернандт, 526).
10. Приятель Одоевского граф Владимир Александрович Соллогуб (1814-1882), поэт и писатель, был женат на Софии Михайловне Виельгорской.
11. Так, в архиве Одоевского имеется его докладная записка "По поводу дела о приглашении знаменитого музыкального педагога Шеве в Россию" (24 июня 1860; ф. 73, No 440-443, л. 1-22: черновик и копия), а также его выписки из упоминаемой брошюры Соллогуба на французском языке (No 444) и печатный экземпляр журнальной статьи Соллогуба "Les musiciens contre la musique" (ф. 73, No 445).
12. A.A. Васс был преподавателем пения в женских институтах (Мариинском и Павловском), находившихся под покровительством великой княгини Елены Павловны.
13. В архиве хранятся две рукописи Одоевского: объяснительная записка по поводу деятельности РМО (ф. 73, No 714), а также "Изменения в проекте Устава РМО, внесенные ее Императорским Высочеством" (ф. 73, No 744/1-3); к последней рукописи прилагается записка Одоевского от 30 января 1865, обращенная к Н.Г. Рубинштейну: "Вот, Ваше Сиятельство, чистая копия трех пунктов, о которых идет дело. Я показывал их Князю Оболенскому, который просил Вас и Петра Николаевича с ним повидаться, если можно, завтра, и привезти с собою эту бумагу...".
14. Московский присяжный поверенный Беллинг (Белинг) был одним из активных членов Артистического кружка.
В одном из писем к А.Н. Островскому Н.Г. Рубинштейн рассказывает:
"...Сегодня утром заезжал ко мне Бел[л]инг и сказал, что всякое наше письмо в руках Одоевского может сделаться официальным документом, чего нам в настоящую минуту следует по возможности избегать, а потому мы решили: ехать завтра утром к Одоевскому и о результатах нашего разговора немедленно тебя уведомить" (А.Н.Островский и русские композиторы. М.-Л., 1937. С. 58).
26 мая 1865 Одоевский пишет в Дневнике: "Беллинг... который обещал мне прислать свой адрес и адрес Островского, чтобы я мог написать ему ответ по вопросу Артистического Кружка".
15. Братья Рубинштейны еще детьми бывали у Герценов в Москве. Едва ли не в каждую поездку за границу Н.Г. Рубинштейн посещал А.И. Герцена. 6-8 июня 1862 Рубинштейн приезжал к нему в Лондон. Известно, что было дано указание арестовать Рубинштейна и В.В. Стасова при переезде границы. Но "Колокол" неожиданно раскрыл этот замысел и опубликовал список предполагавшихся к аресту лиц, чем спас их от тюремного заключения (см.: Бернандт, 683-684).
16. Дирижер Огюст Шарль Леонар Франсуа Вианези (1837-1908) работал в оперных театрах Нью-Йорка, Москвы, Петербурга, Лондона, Парижа. Ранее служивший в Итальянской опере в Москве, в 1864 году он был приглашен дирижером в Большой театр.
По мнению Г.Б. Бернандта, Одоевский имеет в виду не Огюста, а его брата, который с 1864 был хормейстером Итальянской оперы в Москве.
17. В преддверии этой поездки, в январе-феврале 1866 Одоевский в своих дневниковых записях уделяет много внимания вопросам церковного пения. Так, он отмечает, что "в русской типографии снял снимок с рукописи Тихона Макарьевского" (21 января), "купил у Андрея Ефимовича Сорокина Ирмологий" (22 января), в Обществе древнерусского искусства показывал новый крупный шрифт крюкового письма (30 января) и т. д.
18. Это подтверждают и записи в Дневнике, например: "У нас вечером Разумовский - дело о его преподавании в консерватории не ладится, ибо в Уставе не упомянуты ни Закон Божий, ни церковное пение, на что, по причине Капеллы, не преминуло обратить внимание духовное начальство" (29 апреля); "Обедали: Разумовский, Н.М. Потулов... Николай Григорьевич Рубинштейн. Толковали про наш проект" (3 мая).
19. Уточнено по черновой рукописи, хранящейся в РНБ: третьим участником был Доор. Он, по всей видимости, являлся постоянным участником этого ансамбля (см. запись в Дневнике Одоевского от 16 февраля 1867: "У Киреевой музыкальный вечер. Лауб, Косман, Доор").
Доор Антон (1833-1919) - пианист, с 1866 по 1869 профессор Московской консерватории.
В статье "О музыкальном утре в пользу 9-летнего органиста Антона Яцкевича" Одоевский пишет: "Наши знаменитые артисты были оживлены сознанием доброго дела, ими творимого; казалось, никогда г-жа Александрова не была так в голосе, г. Лауб никогда не играл с таким одушевлением, г. Косман с таким глубоким чувством; г. Доор с редким самоотвержением не покидал фортепиано во время концерта; ему пришлось аккомпанировать шесть раз, и всегда с тою художественной отчетливостью, которая отличает игру г. Доора, как будто бы дело шло о блистательном соло..." (Бернандт, 316).
20. Псевдоним Николая Степановича Назарова.
21. Подробнее о знакомстве В.Ф. Одоевского с П.И. Чайковским см.: Кузина О.П. Неизвестные автографы П.И. Чайковского в фонде В.Ф. Одоевского // Труды ГЦММК имени М.И. Глинки. Альманах. Вып. 2. М., 2003. С. 298-306.
22. 20 января 1867 Одоевский пишет в Дневнике, что "Венявский вышел из Музыкального Общества, потому что инспектор Консерватории не впустил в залу ученика Венявского, который шумел во время музыки".
23. Одоевский дважды отмечает в Дневнике о том, что бывал на концертах немецкой пианистки Элизы Гарф: 6 мая и 12 ноября 1867.
24. В Отчетах Московского отделения РМО за 1866/67 указывается: "В общем собрании членов Русского Музыкального Общества 7 мая 1867 г. члены Князь В.Ф. Одоевский, А.Н. Мамонтов и Ф.И. Тимирязев были избраны для поверки приходо-расходных книг за 1866-67-й год. Гг., ревизовавшие книги и кассу, нашли приход и расход верными и правильными, что они и засвидетельствовали своими подписями в книгах" (С. 1).
25. Бельгийский скрипач Александр Жозеф Арто (1815-1845), дядя известной певицы Дезире Арто, концертировал в России в 1836, 1838, 1842.
Статьи "Скрипач Арто" и "Музыкальные вечера Арто" были опубликованы Одоевским под псевдонимом "Любитель музыки" в "Санкт-Петербургских ведомостях" от 20 марта 1842 и 24 марта 1842 соответственно.
26. Еще 3 августа 1867 Одоевский писал Альбрехту:
"Я готов Вам от души помогать, но - дайте мне время. Ошибок очень много: и в мелодии, и в ритме, и в словах. Я далеко не все исправил. - Чего Вы держались? Из печатных изданий можно положиться лишь на Трутовского (1776 года), все другие издания песен неверны. - Дайте мне неделю; я найду у себя Трутовского и проверю. Жаль будет, если Ваше полезное издание появится с ошибками для русского уха явными.
Вам пред[анный]
КВОд[оевский]. <...>
Зачем Вы мне не дали раньше? Ведь это технико-археологическая работа" (Бернандт, 614-615).
27. При графологическом анализе удалось установить другое окончание данного слова. Одоевский имел в виду прозвучавший отрывок из оперы "Воевода" - "совершенно русский по моим понятиям".
28. Возможно, Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892) - художник и археолог, ученик К.П. Брюллова. Но, скорее всего, неточность расшифровки Ляпуновой - читай: "Соллогубу".
29. См. записи в Дневнике от 8, 10, 11, 19, 30 апреля 1868.
30. А.С. Ляпунова сохраняет неправильную запись Одоевским фамилии немецкого пианиста Карла Клиндворта.
31. Посвященная Тимирязевой литературная рукопись Одоевского ""Музыка и жизнь". В альбом Ольги Ивановны Тимирязевой (Высказывания об искусстве)" находится в фонде Одоевского в ГЦММК (ф. 73, No 407).
Хроника музыкальных событий
16 мая
Выехали из Петербурга в 12 час.
17 мая
В 8 часов утра мы в Москве, на станции ожидали нас Баев1 и человек Соболевского Николай с каретами.
22 мая
У баронессы Корф2 - где встретил священника Разумовского3, занимающегося древним церковным песнопением.
26 мая
У Верстовского4 на даче (в 6 верстах от Химки) - насилу отыскал (у него два дома, один в [?], другой в Хлебном переулке), звал его обедать по пятницам.
27 мая
В.И. Даль, который звал меня на старуху, что поет старые песни.
9 июня
У Даля - 70 л[ет] старуха Мария Ивановна Лапшина - пела мне старые песни, а я с Далем записывали5.
16 июня
В Успенском соборе - поют по Бортнянскому 6, и даже Господи помилуй.
17 июня
Риба7 - музыкант, которого я рекомендовал Свербеевым8 - наше толкование о чешской музыке.
23 июня
У Даля - читал мое Осьмогласие 9.
2 июля
Россет10; Варвара Димитриевна Арнольди, Свербеева11 - после спора читал им отрывки из Осьмогласия.
3 июля
У Свербеевых - играл на фортепиано для бедной больной, - и удалось ее успокоить.
8 июля
Андрей Ефимович Сорокин12, археолог с письмом от Мельникова13 (который занят теперь отчетом Министерства Внутренних Дел). Показывал Сорокину мои рукописи об Осьмогласии. Не музыкант! Звал его в четыре обедать с Разумовским.
10 июля
В Чудовом монастыре14: Блаженный Иосиф, ризничий Феодосии. Ничего не нашел, чего бы не видел уже в Императорской Публичной библиотеке и у самого меня. О моих рукописях (Шайдурова и т. п.)15 и понятия не имеют. Сказывали, что некто ст[арообрядец-?] Ряжский 16 занимается также Осьмогласием.
12 июля
Залили из стакана с цветами мой melodium, - насилу спас. Обедал у меня Сорокин, Димитрий [Андрей-?] Ефимович, привезший мне рукопись: Грамматика петая.
13 июля
Даль с Гиляровым17, Михаил Григорьевич Раевский (Венский священник)18 толковали об Осьмогласии - никто из всех, с кем я доныне говорил, не понимает дела.
Даль лучше всех вник.
16 июля
У Даля; толковали о словах: енот, предлоге па, о слове timbre, которое я предлагаю назвать позвук или еще лучше пазвук, на манер: паводок.
17 июля
Ходил в Румянцевский Музей искать Фукса19, которого не нашел.
21 июля
Бессонов20 и Даль обедали у меня, после обеда записывали разные русские напевы21, которые пел Бессонов.
25 июля
Дома нашел княгиню Хилкову22 с дочерью и Свербееву. Княжна Хилкова хорошая музыкантша.
27 июля
Кольчугин прислал мне дюжины две нотных рукописей - ни одной важной.
28 июля
Бессонов, который обедал. Записал с его и Даля голоса с десяток старинных напевов.
4 августа
Бессонов - записал еще с полдюжины Русских напевов. Работали с Бессоновым.
11 июля
Воячек 23 принес мне сербские песни (то есть моравские).
26 августа
В театре на Жизни за царя. Бельэтаж почти пустой - остальное - полно, - в креслах мало.
27 августа
Был Мельгунов 24 - рассказывал ему мои изыскания по Осьмогласию.
Писал статью 25 для Бессонова.
1 сентября
Князь М. Волконский26 и Димитрий Васильевич Разумовский, коим я читал мое Осьмогласие. Разумовский понимает это дело лучше других, - но не вполне; ему недостает музыкальных познаний.
Чтение крюков мною он вполне одобрил.
2 сентября
Были: Сорокин, которого я просил отыскать, куда девались рукописи Сахарова 27 по музыкальной части.
У Тимирязевых - дочь его Ольга28 очень хорошая музыкантша, любит Себастиана Баха.
7 сентября
Послал к Ольге Ивановне Тимирязевой все оперы Вагнера.
9 сентября
Верстовский, которому я читал некоторые главы из Осьмогласия.
10 сентября
У Львова29, проведать про его жену - видел у него китайские инструменты, подобные моим, - надобно изучить.
14 сентября
Николай Рубинштейн со старинной партитурой Олега - музыка Канибо, Сарти и Пашкевича30.
Толковали с ним об Осьмогласии.
15 сентября
Были Бессонов и Надежда Степановна Соханская (Кохановская).
19 сентября
У Екатерины Алексеевны Челищевой на Большой Дмитровке в доме Челищева 31 - чтобы извиниться от приглашения на обед... с Верди!32 Сегодня этому бездарному господину дают вечером у Львова торжественное пиршество с тостами и транспарантом - удивляюсь, как Львов меня не пригласил.
21 сентября
Были с женой у Тучковых 33, где встретили викарного Леонида 34, с которым говорили о переводе обедни на пьемонтское наречие и об Осьмогласии.
22 сентября
Были Лонгинов35 с женою, которая очень мила и красива. Просил Лонгинова достать мое Осьмогласие от Каткова 36.
6 октября
Разбирался - писал заметки для Бессонова о способе записывания напевов. Был у меня священник Димитрий Васильевич Разумовский и принес свое письмо к барону Корфу о фотографических снимках Севастьянова37.
7 октября
Доканчивал заметки для Бессонова.
13 октября
Димитрий Васильевич Разумовский и протоиерей Армянский, с которым мы старались перевести на ноты Армянские крюки, которых ключ потерян. Никак не могу хорошенько им растолковать техническое различие гласов 38 .
20 октября
С Ольгой Федоровной Кошелевой 39 в концерте Музыкального Общества.
21 октября
Разбираюсь - дошло дело до акустического кабинета40.
22 октября
Приглашение от Тучкова на обед и оперу. Что за дрянь Вердиевская музыка, чем больше слушаешь, тем хуже; ничего кроме избитых фраз с претензиями.
27 октября
Баев привез ко мне Ивана Ивановича [пропуск], самоучку механика, который понял тотчас устройство сирены и взялся починить ее. Сухотин41 - Бессонов - последнему я отдал мои замечания (не оставив у себя чернового) о способе записывать русские напевы.
С Погодиным42 в концерте Русского Музыкального Общества43 в первый раз слышал Николая Рубинштейна; он играет не хуже брата.
Видел Дробиша44, Жемчужникова45, Голынскую46, Тимирязеву.
28 октября
Был у меня Иван Сергеевич Аксаков47 по поводу моего Осьмогласия, которое просит нигде не печатать, как у него.
4 ноября
Сорокин - обещал мне болгарский ирмологий. Священник Разумовский обещал мне греческие гласы - надобно посмотреть его работы над крюками, кажется весьма любопытные; как жаль, что он не поглубже музыкант.
6 ноября
У Кошелевой - толковал об Осьмогласии с Беляевым48, Чижовым49, Павловым50. Видел Даля с дочерьми, меньшого Киреевского51, дочерей Хомякова52 , Бессонова.
8 ноября
Свербеева - просит завтра привезти княгиню Голицыну-Похвисневу53, музыкантшу, жаждущую Осьмогласия.
9 ноября
Священник Разумовский обедал - и привез мне греческие гласы.
Княгиня Мария Ивановна Голицына, урожденная Похвиснева, приезжала узнать, что такое Осьмогласие - она учит в Пензенском имении мальчиков по методе Шеве54 - с большим успехом - едет в Париж - просил ее привезти портрет Шеве.
10 ноября
У Кошелевой, с которой мы поехали в концерт Музыкального Общества. Из концерта завез Грушу Погодину55 к Кошелевой.
13 ноября
Княгиня Мария Ивановна Голицына - толки о музыке.
15 ноября
Писал к Разумовскому математическое письмо.
Послал к Княгине Марии Голицыной письмо к Ломакину56, ее книгу Manuel d'harmonie Cheve57, Miserere Галлуса58 и Твоя победительная59.
16 ноября
Пришел Даль, который обещал у меня обедать в будущую пятницу; я передал ему мою находку в Тихоне Макарьевском60.
Тимирязева (дочь) - проболтали о музыке весь вечер.
17 ноября
Обедал у нас Граф Александр Борх61.
Говорил я Борху о Кашперове62, о Балакиреве, о Сериотти63, вообще о необходимости подымать Русскую оперу и вообще Русскую сцену; он совершенно разделяет мое мнение и обещает обратить на это дело не такое внимание, как невежественные Сабуровы64 и Гедеоновы65. Дай-то Бог. Не мог исполнить обещания Княгине Марии Ивановне Голицыной прочитать ей Гласы.
24 ноября
С Мартой Сабининой66 в концерте Музыкального Общества.
25 ноября
Обедали у нас: Марта Сабинина, Князь П.Р. Багратион (Тверской Губернатор)67, Соболевский68, Даль.
27 ноября
После обеда Императрица приказала мне спросить у Шувалова69 программу Музыкального Общества, где она намеревается быть; я предложил [Арагонскую] Хоту Глинки, Scherzo из Sommernachtstraum [Мендельсона] и какую-нибудь пиесу, сыгранную Рубинштейном, например, Concertstuck Вебера.
28 ноября
Обедал у меня Бессонов, который не ожидал, что у меня есть и пара. Записали еще стих с Бессоновым; - завтра везу его к Тютчевой70.
29 ноября
Писал к Анне Федоровне Тютчевой71 о Бессонове. Отвечала, что готова принять нас сегодня в 7 часов.
В мое отсутствие была депутация от Музыкального Общества, которая просит меня faire les honneurs de reception a l'Imperatrice {представительствовать на приеме императрицы (франц.).} - я отвечал Рубинштейну из дворца qu'il faut l'agrement de L.M. {что необходимо согласие их величеств (франц.).}, - о чем говорил Тютчевой.
30 ноября
Был у Шувалова, чтобы условиться о завтрашнем приеме Императрицы в Музыкальном Обществе. В благородном собрании для совещания с Князем Трубецким72, Владимиром Петровичем Бегичевым73, Лорис-Меликовым74 и Рубинштейном. Нашел у себя Лонгиновых мужа и жену.
Приезд Их Величеств в Музыкальное Общество производит вообще самое благоприятное впечатление.
1 декабря
Нильсон музыкант-самоучка от Аксакова - у меня фортепиан нет, а на органе он с трудом играет - нот не знает, а хочет сочинять75.
Вечер Музыкального Общества. Их Величества - я принимал - представил Рубинштейна, Лорис-Меликова, Князя Трубецкого, Лосева76. Их Величества были весьма милостивы - все хвалили: в самом деле концерт весьма удался. Государь, услышав Прециозу, сказал мне: je considere cela comme une personnalite {Я это рассматриваю, как намек (франц).} - я знал, что Государь любит музыку Прециозы. Императрица благодарила за Concertstuck Вебера, который она давно не слыхала. Jota arragonese ей тоже понравилась - C'est bien que un Concert il у a deux morceaux si remarquables d'un auteur russe. {Хорошо, что в концерте исполняются два столь замечательных произведения русского автора (франц.).} - Было Трио из Жизни за царя. На вопрос Императрицы, когда она слышала Jota arragonese - я отвечал, что это было в концерте Общества посещения бедных, для которого Глинкою была написана эта испанская ночь77. За чайным столом я очень рад, что мог выговорить на слова Императрицы об моем участии в деле музыки: Si, Votre Majeste, j'aide dans la mesure de mes forces aux progres de la musique dans notre pays, c'est qu'une longue serie d'observations m'a prouve qu'en dehors de la question de l'art le gout de la musique est un puissant moyen pour la moralite, c'est un adoucissant, un calmant dand l'interieur des families - et chasse les altercations domestiques {Ваше величество, если я, по мере сил, содействую прогрессу музыки в нашей стране, то это потому, что долгие наблюдения убедили меня, что помимо того, что она является искусством, музыка - мощное нравственное и умиротворяющее средство, отвлекающее от стремлений к семейным переменам (франц.).}. Государь уехал после 1-й части, я провожал Его Величество, - он благодарил меня, - et maintenant je vais aller a ma besogne {А теперь я должен вернуться к моим делам (франц.).} - сказал он мне.
Дирекция телеграфировала о вечере к Великой Княгине Елене Павловне. А между тем у меня украли шинель, которую я сбросил в угол, принимая Императрицу.
2 декабря
Ездил с Директорами Музыкального Общества благодарить Их Величества за вчерашнее посещение. Были очень милостивы - и, что всего больше меня порадовало, к Рубинштейну, который был под опалою за визит к Герцену.
Дома: Граф Димитрий Николаевич Толстой78 и Княгиня Мария Голицына - толковали об Осьмогласии.
3 декабря
Обедали у меня Д.В. Разумовский и Соболевский.
После обеда Граф Димитрий Николаевич Толстой, Княгиня Мария Ивановна Голицына, Князь Димитрий Оболенский79. Толковали об Осьмогласии.
4 декабря
Бессонов уведомил меня, что Их Величества пожаловали ему 600 рублей на издание "Калик", - писал о сем к Тютчевой благодарность.
5 декабря
Ездил к Орфею за фортепианом.
7 декабря
Баумгарт80, Энгельгардт81 обедали у нас, - но я обедал у Князя Николая Петровича Трубецкого (его братья, Рубинштейн, Князь Михаил Оболенский82 , Лосев, Бегичев). Толки о втором приглашении Императрицы на вечер Музыкального Общества. Рубинштейн просил замолвить слово Борху о замене Штуцмана83, капельмейстера Русского театра.
11 декабря
Казначеев84 уговаривает меня писать биографию Верстовского. Был у Ахматова85 - оставил у него записку об отливке нотных знаков.
13 декабря
Был у меня перед обедом Игнатьев, председатель какого-то Общества в пользу дворовых людей, с запиской от Антонины Димитриевны Блудовой86 - помочь устроить духовный концерт. Я обратил к регенту придворных певчих - кажется дело невозможное.
15декабря
Дал 1-й урок музыки Нильсону.
Даль обедал.
На вечере Музыкального Общества.
17 декабря
Музыкальный вечер в комнатах государя (внизу) - человек 60. Мой спор со Львовым о Danesi87, которого считаю весьма посредственным музыкантом.
Императрица говорила мне, что жалеет, что не была во 2-й раз в Русском Музыкальном Обществе. "Je n'osais pas meme l'esperer", - отвечал я, - "Non en verite je serais venu si je n'etais pas si fatiguee" {Я не смел даже на это надеяться. - Нет, правда, я бы приехала, если бы не была так утомлена (франц).}.
18 декабря
В театре с сестрой жены Лонгинова. Les Huguenots - капельмейстер Anesi или Niaisi [Vianesi] - не знаю - перековеркал все tempo, у г-жи Фриччи88 постоянная лихорадка в голосе - хинин ей необходим.
19 декабря
Потулов (брат)89, с коим мы читали мое Осьмогласие; он своим путем дошел до того же самого результата, как и я.
21 декабря
Варвара Димитриевна Арнольди, ее сестра, Кошелева с дочерью, Бессонов, - но Дали не приехали, не был и Нильсон, - так что музыкальный вечер не состоялся.
22 декабря
Сухотин, Лорис-Меликов с приглашением завтра на музыкальный обед. Обедал Даль.
23 декабря
Обед у Лорис-Меликова - для членов Музыкального Общества, где нашел и Антона Рубинштейна.
24 декабря
Работал над монохордом.
28 декабря
Арнольд90 начал составлять мой орган91. Обедал один. После обеда моя 1-я музыкальная беседа92: полные семьи Свербеевых, Погодиных93 и Далей, Кошелева с дочерью, Потулов, рекомендованный Кошелевою этнограф и музыкант. Начали в 9 - кончили в 11-ть.
30 декабря
В общедоступном концерте Русского Музыкального Общества94. 200 мест по 1 рублю, остальные в зале по 50, на хорах 25 копеек. Играли Глинку, Даргомыжского, Вебера, Бетховена. Более 2000 человек - энтузиазм большой.
1 января
Обедал у Свербеевых и промузыканили с Варварой Димитриевной.
4 января
Нанял у [Петра Александровича] Грессера фортепиано Эшенбаха по 15 рублей в месяц на 6 месяцев, заплатил за 2 месяца вперед.
Моя музыкальная беседа - было около 15 человек.
5 января
Мамонтов95, которому я дал алфавит церковных нот. Герингер, приносивший мне работу своего отца: хронология музыки - весьма плохую.
6 января
У нас Корнилова, Соболевский, Свербеева и Варвара Димитриевна. Музыканили.
7 января
Настройщик настраивал фортепиано в 1-й раз.
9 января
Диктовал Ведринскому96 мою прошедшую музыкальную беседу.
11 января
Ездил с женой (сегодня ее рожденье) слушать оркестрион Блессинга из Шварцвальда стоимостью 20 тысяч рублей.
Вечером моя лекция - на которую пришел Разумовский, но не пришел Бессонов.
12 января
В концерте Музыкального Общества97; Генделя публика не раскусила; Вагнер (Lohengrin) понравился. Рубинштейн просится на мои музыкальные беседы.
13 января
Орел-Ошмянец (Яков Анисимович) с вопросами о музыке - он записал мои обе лекции. Герье - мастер обещает прийти завтра98.
18 января
Вечером на музыкальной лекции Буслаев99 просил о том же [приехать завтра в Общество Любителей Российской Словесности] - я тоже отказался. На лекции был Рубинштейн - его объяснение Ошмянцеву о Русском Музыкальном Обществе.
19 января
В концерте Музыкального Общества100 Passion Баха слышал (1-е Andante) в первый раз - c'est ecrasant {это подавляюще (франц.).} - а всего утешительнее - подействовало на публику.
21 января.
Настроили мой орган.
22 января
Заплатил Герье за настройку органа 25 р.
24 января
Диктовал свод своих бесед о музыке.
25 января
Насилу отыскал в Москве несколько стеклянных трубок для Фарадеева акустического опыта101. Моя 4-я музыкальная беседа. Фарадеев опыт удался как нельзя лучше. - Ольга Тимирязева и княжна Хилкова в 1-й раз.
26 января
Написал для Архива Бартенева102 введение к песне об Евдокии.
27 января
Диктовал статью для Бессонова.
28 января
В итальянской опере Un ballo in maschera ["Бал-маскарад"] - что за балаганная полька. Достал билеты через Львова и только в 3 р[убля], - ходил благодарить Львова.
31 января
После обеда Орел-Ошмянцев - толки о музыке - я ему подарил записанный мною напев о Евдокии.
1 февраля
После обеда все мои ученики и ученицы.
7 февраля
Грессера просил заказать мне фортепиано у Иогансена. Варвара Димитриевна осталась на вечер и мы разбирали с ней Лала Рук Фелисьена Давида103.
8 февраля
Мой музыкальный класс. После урока - Kindersymphonie Гайдена104 и с Ольгой Ивановной Тимирязевой - Passions-Musik Баха.
9 февраля
Исправлял статью о музыкальной грамоте105.
16 февраля
Послал к Ивану Ивановичу Давыдову106 - Эйлера107 Tentamen novae theoriae musicae и Prony108. Потулов Николай Михайлович, который привозил ко мне свою обедню - по правилам Осьмогласия. Я ему дал: Niedermeyer109 et d'Ortigue110 Traite d'accompagnement du plaint chant и аббата Godard111.
21 февраля
Отдал визит Орлу-Ошмянцеву (Якову Анисимовичу), которого нашел зарытым в книгах с верха до низа.
22 февраля
У Димитрия Васильевича Разумовского, который мне показывал свои дивные работы о крюках.
Письмо от Julie Абаза112 о Мюллерах113.
В концерте Русского Музыкального Общества. Говорил с княгинею Ольгой Оболенскою114 и Рубинштейном о Мюллерах.
Отдал Юргенсону за ноты 12 рублей.
24 февраля
Потулов снимал фотографию с моего кабинета.
25 февраля
Мой музыкальный урок; начал гармонию.
1 марта
Потуловы - 9-я симфония Бетховена.
В концерте Рубинштейна115 - концерт Себастьяна Баха на 3 фортепиано, 9-я Symphonie Бетховена - зала полна, букеты, венки. Писал к Юлии Федоровне Абаза о том, что я устроил Мюллеров.
2 марта
Ольга Ивановна Тимирязева с матерью - музыканили.
4 марта
Мой музыкальный урок; новое лицо: Хитрово, брат Долгорукой (Юрий)116.
5 марта
Письмо от Юлии Федоровны Абазы о Мюллерах.
6 марта
Продиктовал статьи: 2 о Мюллерах, одну о Вагнере117.
7 марта
Послал письмо к Юлии Абаза, - с Ведринским к Каткову статьи о Мюллерах и Вагнере118, к Павлову о Мюллерах119 и лист к Юргенсону.