sp; 7 января
Обедал Рахманинов, с которым я вчера познакомился у Бартенева, он привез мне свои композиции - очень недурно, есть изобретение и вкус - недостает знания.
10 января
Бессонов, Гатцук, Ларош, Маклаковы отец и сын, показывал им мои погласицы.
11 января
Рахманинов, который оставил мне свои музыкальные сочинения и просил дозволения одно из них посвятить мне. По милости глаз не поехал в концерт Музыкального Общества.
13 января
Орел, который мне принес образец первого листа для погласиц - для перемены.
14 января
Кочетова со своею сестрой Соколовой, Ольга Ивановна с матерью, Рахманинов, которого Кочетова звала к себе в четверг.
15 января
Сергей Андреевич Юрьев - читал мне статью о Рогнеде - очень замечательную - я прочел ему мое послесловие к Музыкальной Грамоте528.
17 января
Д.В. Разумовский, Гатцук - толки о вопросах по части музыки для Археологического съезда529.
Петр Андреевич Щуровский ученик и преподаватель Консерватории530 - очень замечательная молодая личность - со знанием и любовью к делу.
18 января
Обедал Орел - принесший корректуру погласиц.
20 января
Обедали Кочетова со своею сестрой. Кочетова получила приглашение-приказание ехать в Петербург. Дал Кочетовой Малороссийскую колыбельную песню Гр. Михаила Юрьевича Виельгорского дуэтом.
21 января
Разумовский торопит меня с Археологическими вопросами.
22 января
Работал над вопросами для Археологического съезда.
23 января
Кочетова - в воскресенье ее бенефис, Жизнь за царя, и сестра ее (под именем Александрова 2-я) дебютирует в роли Вани.
24 января
Вечером Д.В. Разумовский, с которым перетолковали еще об Археологических вопросах.
Молодой Щуровский, Кашперов, который взял у меня мой (раздвижной) резонатор.
25 января
Обедали Алексей Враский и Орел, который принес мне корректуры.
26 января
На бенефисе Кочетовой с Свербеевыми и Муромцевой - Жизнь за царя - не все места были заняты, но однако расчитывают, что ей очистится до 1500 р. Цены были возвышены (ложа 15 р.). Дебютировала сестра Кочетовой, Соколова, в роли Вани - хороши высокие и низкие звуки - medium'a нет. Была очень хорошо принята - и рукоплескания усиливались от нескольких шиканий.
Замечательно хорошо, что публика, хотя и не торжественный день, потребовала Боже, Царя храни. Благодарность к государю проникает во все классы и усиливается ежедневным опытом успеха преобразований. Избегнутая война (на Грецию) здесь также имеет место.
27 января
Редакция Московских Ведомостей отказала Юрьеву в напечатании его статьи о Рогнеде Серова. Вот то-то и есть! Как скоро нам попадет хоть маленькая власть в руки - мы и начнем деспотничать.
28 января
У Тимирязевой, для которой взял ложу в четверг на Воеводу. Писал к Бегичевой, чтобы меня не прогнали с репетиции.
Бессонов говорит, что есть Панин певец, знающий до 1000 песен - просил меня с ним познакомить.
29 января
На репетиции Воеводы Чайковского531. Русская тональность господствует, - но даровитый Чайковский также не устоял против желания угодить публике разными итальянизмами. Эта опера - задаток огромной будущности для Чайковского.
Обедала графиня Толь с Лилинькой - и Орел, принесший окончательную корректуру погласиц.
Писал к Чайковскому звать его к нам в ложу No 14, которая приходится прямо против сцены.
30 января
Чайковский отвечал мне, что намерен спрятаться в ложу на сцене, чтобы никто его не видал. Заехал за Муромцевой и поехали на Воеводу - в ложе были Кочетова и Ольга Ивановна. Приходил Рубинштейн, раздосадованный припиской Николая Ивановича [Петровича?] Трубецкого и какого-то Похвиснева. Представление удалось - Чайковского несколько раз вызывали, и Меньшикову также, хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз; а голос удивительный - чисто взяла: верхний re bemol, - но что проку. Если бы она, Демидов и Орлов - учились!
31 января
Д.В. Разумовский - толковали об Археологических вопросах Съезда - разобрались, на какой кому приготовить ответы. Подарил ему рукописный крюковой сборник - которого почерк весьма похож на рукописи Мезенца. - Щуровский, с которым толковали о гласах.
2 февраля
На квартете Музыкального Общества - сегодня в один и тот же час лекция Герца по истории искусства532 и публичное заседание Общества Любителей Российской Словесности.
3 февраля
Самарин с поручением от Смирновой прислать ей наши богослужебные ноты533.
4 февраля
Купил для Чайковского Piatti, - ибо театральные зазубренные портят его музыку.
Бессонову свез мою статью: Русская и общая музыка и песни, собранные [Альбрехтом?]534
5 февраля
Сравнивал с Орлом статью Лароша с партитурой Руслана535.
6 февраля
Послал к Чайковскому Piatti - взамен театральных обгрызанных.
В Руслане (Меньшикова) - идет прескверно во всех отношениях.
Писал к Димитрию Васильевичу Разумовскому о желании 14 февраля (кончина св. Кирилла и Мефодия) для Славянского Комитета устроить духовный концерт в пользу Славян536.
В Голосе статья против Александровой-Кочетовой, написанная с остервенением537.
7 февраля
В концерте Музыкального Общества.
11 февраля
В Воеводе, в ложе с Калачевой. Чайковского вызывали, но актер вышел объявить, что его в театре нет.
В январской книжке Отечественных Записок меня упрекают в самоунижении, потому что на вечере Музыкального Общества в честь Берлиоза я сказал несколько слов о том, что от Берлиоза был дружеский прием (accueil amical), что эти господа перевели: "благосклонное внимание". Нечего делать - надобно возражать, иначе молчание будет знак согласия538.
12 февраля
Ездил на репетицию Духовного Концерта, чтобы хоть что-либо сделать для Славянского Комитета - не тут-то было. Господа Славяне так распорядились, что назначенной в повестке репетиции не было.
13 февраля
На репетиции Духовного Концерта в пользу Славянского Комитета. Музыка изряднехонька - и Зверев539 порядочный регент (лучше и гораздо Багрецова). Господа Славяне никаких распоряжений ни о билетах, ни о нумерах, ни о прислуге, словом об весьма существенных мелочах этого дела... Я написал Погодину, что нам грозит кавардак и неудовольствие публики. Не позаботились даже, чтобы у регента была палочка, а не смычок, неприличный при управлении нашей церковной музыки. Характерно и то, что в Москве я не мог отыскать капельмейстерской палочки ни в музыкальных магазинах, ни у токарей, принужден был заказать и завтра пошлю к Звереву.
14 февраля
Послал рано утром письмо мое к Погодину и капельмейстерскую палочку Звереву. В духовный концерт не поехал, а дал мой билет Щуровскому.
15 февраля
С Муромцевой в концерте Музыкального Общества. Меня, как и следовало ожидать, бранят за то, что в Духовном Концерте (где, по словам журналистов, я распоряжался музыкальною частью) пели Бортнянского, Львова, Турчанинова. Кому я могу рассказать, что я хотел только помочь Погодину, который уведомил меня лишь дней за 10 до 14 февраля - а наши певчие и в 10 месяцев нового порядочно не разучат.
20 февраля
Обедали: Лауб с женой и Кикин, Ольга Ивановна, Муромцева, Екатерина Алексеевна Хомякова с меньшим братом и Димитрий Свербеев - музыканили. Екатерине Алексеевне дал коллекцию симфоний Гайдена. Лаубу - Reismann'a, жене его Merkel's Stimme und Sprache Organ540.
22 февраля
В концерте Музыкального Общества с Муромцевой.
1. Баев - лицо не установлено.
2. Имеется в виду, вероятно, родственница бывшего сослуживца Одоевского М.А. Корфа.
Корф Модест Андреевич, барон (1800-1872) - директор Императорской Публичной библиотеки (1849-1861), позже главноуправляющий II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии (1861-1864), председатель Департамента законов Государственного Совета (1864).
3. Разумовский Димитрий Васильевич (1818-1889) - протоиерей (священник церкви св. Георгия на Всполье), исследователь древнего церковного пения, истории и теории знаменной нотации, основоположник научной разработки истории церковного пения в России; профессор истории церковного пения в Московской консерватории (1866-1889), автор книги "Церковное пение в России. Опыт историко-технического изложения" (1867-1869) и ряда других работ.
4. Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862) - композитор и театральный деятель; с 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара Императорских московских театров, в 1848-1860 управляющий конторой дирекции Императорских московских театров. С Одоевским его связывала дружба с 1820-х годов, они состояли в переписке.
5. Песня, записанная Одоевским и Далем, была опубликована в "Русском архиве" за 1863 (стлб. 107-111) под названием "Первая супруга Петра I, Евдокия Федоровна. Старинная песня с заметкой о ней".
6. Ежемесячные ведомости-отчеты регентов Синодального хора за 1850-е годы свидетельствуют, что Одоевский совершенно прав: по Придворному Обиходу велись в этот период все основные службы суточного круга, и Бортнянский занимал главное место в репертуаре хора, далее шли Турчанинов и Львов (см.: Русская духовная музыка... Т. II. Кн. 1. С. 678-679).
7. Риба (Рыба) Иосиф Вячеславович (1821-1895) - пианист, педагог, автор рациональной методы игры на фортепиано, член Московского отделения РМО.
8. Свербеевы - московская дворянская семья, издавна близкая Одоевскому. В Дневнике упоминаются: хозяин дома Дмитрий Николаевич Свербеев (1799-1874) - дипломат, общественный деятель, славянофил, друг и родственник А.С. Хомякова; его сыновья - Михаил Дмитриевич, Александр Дмитриевич (1836-1917), впоследствии сенатор; Дмитрий Дмитриевич (род. в 1845), впоследствии камергер и курляндский губернатор; супруга Д.Н. Свербеева Екатерина Александровна (урожденная княжна Щербатова; 1808-1892), дочери Анна Дмитриевна, Екатерина Дмитриевна, Варвара Дмитриевна (род. в 1831; в замужестве Арнольди).
9. Труд под названием "Осьмогласие" неоднократно упоминается в Дневнике, но ни среди опубликованных работ, ни в архиве нет работы, которая бы носила такое название. Много раз на протяжении 1860-х годов Одоевский говорит о законченном или почти законченном сочинении по древнерусской музыке, которое называет по-разному: "О древнем русском песнопении", "Главные основания древнего русского песнопения", "Осьмогласие" и т.д. В течение этого времени Одоевский непрерывно трудился над вопросами теории древнерусского церковного пения; результаты этого труда - несколько опубликованных статей в периодике и разрозненные фрагменты текста, сохранившиеся в архиве.
10. Смирнова-Россет (урожденная Россет) Александра Иосифовна (1809-1882) - фрейлина, приятельница А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя; в ее мемуарах упоминается, что Одоевский "открыл ключ к древней церковной музыке". В.Д. Свербеева была замужем за братом (сводным) Смирновой-Россет Львом Ивановичем Арнольди (1822-1860).
11. Имеется в виду Екатерина Александровна Свербеева или одна из ее дочерей.
12. Сорокин Андрей Ефимович - купец, библиофил; член-сотрудник Общества древнерусского искусства (избран в заседании 10 января 1865); вместе с Одоевским состоял в комиссии для организации духовного концерта Общества (в 1865).
13. Мельников Павел Иванович (псевдоним Андрей Печерский) (1818-1883) - писатель, в тот период служащий Министерства внутренних дел по "раскольничьим делам".
14. В бытность свою в Петербурге Одоевский обследовал все доступные ему хранилища древних рукописей. После переезда в Москву он продолжал эту деятельность. В одном из писем к В.В. Стасову (от 5 октября 1862; см.: РМГ, 1909, No 1, стлб. 3) Д.В. Разумовский сообщает о своем знакомстве с Одоевским и о том, что князь уже осмотрел все московские библиотеки - Синодальную (Патриаршую), Синодальной типографии и Публичную - в поисках крюковых рукописей, которых нашел очень мало. Знакомства Одоевского с московскими любителями книжности расширяли возможности подобных поисков, так же как и поездки в монастыри, в частности, в Троице-Сергиеву лавру.
15. Шайдуров Иван Иоакимович - средневековый мастер церковного пения, который считался изобретателем так называемых киноварных помет, уточняющих высоту роспева знамен (конец XVI - начало XVII века).
16. Имеется в виду Ряжский Александр Дмитриевич (1835-1910) - преподаватель латинского языка в Рязанской духовной семинарии, исследователь русского церковного пения. Его первые публикации вышли в середине 1860-х, но старообрядцем он, конечно, не был.
17. Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824-1887) - член московского цензурного комитета, чиновник особых поручений при Министерстве народного просвещения, профессор Московской духовной академии; с 1867 всецело посвятил себя публицистической деятельности: издавал газету "Современные известия", журнал "Радуга", участвовал в других изданиях.
18. Имеется в виду протоиерей Михаил Федорович Раевский (1811-1884) - настоятель русской посольской церкви в Вене (см. подробнее в разделе "Разные письма").
19. Вероятно, речь идет о книге И.И. Фукса "Gradus ad Parnassum" (изд. 1725). В основу этого трактата о контрапункте были положены не современные тональности, а церковные лады. Именно это могло привлечь особое внимание Одоевского.
20. Наиболее известные труды филолога и этнографа Петра Алексеевича Бессонова (1828-1898), связанные с музыкой: "Песни, собранные П.В. Киреевским" (1862-1864); собрание духовных стихов "Калеки перехожие" (вып. 1-6. М., 1861-1864), в котором принял участие и Одоевский: в 5-м выпуске опубликовал свое "Письмо к издателю об исконной великорусской музыке" (1863). Бессонов также автор очерков "Судьба нотных певческих книг" (1864), "Знаменательные года и знаменитейшие представители последних двух веков в истории церковного русского песнопения" (1872), в которых, наряду с прочим, дана характеристика деятельности древнерусских роспевщиков и теоретиков, а также В.Ф. Одоевского и Д.В. Разумовского.
21. Из песен, записанных Одоевским с голоса Бессонова, по-видимому, составился целый сборник, который, к сожалению, был утерян. Бессонов упоминает об этом в статье "К вопросу о собирании и издании памятников народного песнетворчества": "У Киреевского пропал один из лучших отделов, подготовленный к печати - свадебный; у меня целый ряд: беловой сборник текста моего, нот - по моему голосу - Одоевского" (М., 1896. С. 71).
22. Хилкова Анна Михайловна (?-1868) была в первом браке за князем Сергеем Григорьевичем Щербатовым (1779-1855), во втором браке - за графом Александром Николаевичем Толстым (1793-1866).
23. Воячек Игнатий Каспарович (1825-1916) - русский дирижер, композитор, органист и педагог чешского происхождения (уроженец Моравии). С 1850-х жил в России, работал военным капельмейстером, органистом, фаготистом, дирижером Михайловского театра в Петербурге. В 1863-1912 - профессор Петербургской консерватории (теория музыки, инструментовка, чтение партитур). Автор славянских маршей для военного оркестра, романсов.
24. Мельгунов Николай Александрович (1804-1867) - писатель, музыкальный критик и композитор. Служил в архиве коллегии иностранных дел (1824-1834), входил в Общество любомудрия. Соученик по Благородному пансиону и близкий приятель М.И. Глинки, а также давний московский приятель Одоевского.
25. По-видимому, речь идет о "Письме к издателю об исконной великорусской музыке", написанном в ответ на предложение Бессонова записать на ноты сообщенные Бессоновым Одоевскому напевы.
26. Волконский Михаил Дмитриевич, князь (1811-1876) - писатель. В своих мемуарах С.Д. Шереметев так его характеризует: "...Князь Волконский был необыкновенный оригинал и автор книжечки под заглавием "Дарьюшка странница". Он немного юродствовал, но был искренно богомолен и человек вполне православный. Ревность его к церкви заставляла его терять хладнокровие с духовенством, а нрава он был крутого и вспыльчивого. <...> Он был близок к Шаховским и Оболенским" (Шереметев С. Д. Мемуары. М., 2001. С. 182). Именно М.Д. Волконский познакомил Д.В. Разумовского с Одоевским вскоре после его переезда в Москву.
27. Историк и этнограф Иван Петрович Сахаров (1807-1863) оставил большую коллекцию рукописей, приобретенную графом А.С. Уваровым (подробнее см. в разделе "Разные письма").
28. Тимирязев Иван Семенович (1790-1867) - первоприсутствующий одного из департаментов Сената, в прошлом астраханский губернатор. Его сын Федор Иванович Тимирязев (1832-1897) - пианист-любитель, участник концертов РМО; в 1879-1881 саратовский губернатор. Дочь И.С. Тимирязева Ольга Ивановна - пианистка, ученица Н.Г. Рубинштейна. Ольга Ивановна и Федор Иванович Тимирязевы были в числе членов-исполнителей РМО. Ф.И. Тимирязев дважды избирался в члены ревизионной комиссии Общества, второй раз - совместно с Одоевским.
29. Имеется в виду Львов Леонид Федорович (1813-1890) - в 1860-1864 управляющий Императорскими московскими театрами, музыкант-любитель; брат директора Придворной певческой капеллы А.Ф. Львова.
30. Пашкевич Василий Алексеевич (1742-1797) - композитор, скрипач, дирижер. Играл в оркестре, позже был концертмейстером оркестра бальной музыки в Петербурге. Совместно с Дж. Сарти и К. Каноббио Пашкевич создал музыку к пьесе Екатерины II "Начальное управление Олега" (1790).
Сарти Джузеппе (1729-1802) - итальянский композитор, органист. В 1784-1801 служил в Петербурге в должности придворного капельмейстера.
Каноббио (у Одоевского - Канибо) Карло (1741-1822) - итальянский скрипач и композитор, в 1779-1800 капельмейстер и концертмейстер придворного оперного оркестра, композитор балетной музыки, капельмейстер итальянской оперной труппы в Петербурге. В музыке к данной пьесе ему принадлежали оркестровые антракты, написанные на материале популярных песенных мелодий.
31. Правильно - в доме Голицына. На ул. Б. Дмитровка дома Челищева не было. Участок от Столешникова переулка до Б. Глинищевского в начале XIX века занимала усадьба генерал-губернатора Москвы Дмитрия Владимировича Голицына (1771-1844). Главный дом стоял за садом в глубине участка (сейчас здание Прокуратуры РФ).
32. В 1861 по заказу Мариинского театра Верди написал оперу "Сила судьбы" (2-я ред. 1869) и в связи с ее постановкой дважды посетил Россию. Композитор приезжал в Москву в январе и сентябре-ноябре 1862.
"Сезон 1862-1863 гг. ознаменовался приездом в Москву двух знаменитых композиторов: Верди и Вагнера. <...> Приезд Верди был вызван постановкой заказанной ему в Петербурге оперы La forza del destino. В Москве вслед за тем Верди побывал уже в качестве туриста. <...> Вообще посещение Верди прошло в Москве очень мало замеченным" (Кашкин Н.Д. Воспоминания о Н.Г. Рубинштейне // Московские ведомости, 1899, No 43).
33. Тучков Павел Алексеевич (1803-1864) - генерал от инфантерии, генерал-адъютант, московский генерал-губернатор, член Государственного совета. Его сын Тучков Михаил Павлович - кандидат в дирекцию Московского отделения РМО в 1864-1865.
34. Леонид (Лев Васильевич Краснопевков) (1817-1876) - епископ Дмитровский, викарий Московский, впоследствии архиепископ Ярославский.
35. Лонгинов Михаил Николаевич (1823-1875) - библиофил, литератор, сотрудничал в "Русском архиве", "Русской старине" и других изданиях.
36. Катков Михаил Никифорович (1818-1887) - публицист, общественный деятель, с 1851 редактор газеты "Московские ведомости". Одоевский, по-видимому, просит Лонгинова забрать у Каткова рукопись какой-то своей статьи (возможно, одной из опубликованных позже в других изданиях).
37. Севастьянов Петр Иванович (1811-1867) - археолог, коллекционер; во время путешествий по России, Западной Европе и Востоку собрал ценные коллекции икон, рукописей и фотографий с различных памятников зодчества, изобразительного искусства и письменности. Часть коллекций была передана им в Публичную библиотеку.
38. Личность протоиерея армянской церкви не установлена; материалов по армянскому церковному пению в московском архиве Одоевского нет.
Вообще к вопросам "технического устройства" гласов, а также различия между ладами и гласами Одоевский обращался неоднократно в своих статьях, подчеркивая важность этого различия "для уразумения характера русской музыки". Об этом он говорит в письме к издателю "Калек перехожих", в статье "Русская и так называемая общая музыка", этому посвящена статья "Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Kirchentonarten, tons d'eglise)", напечатанная посмертно в Трудах Археологического съезда (М., 1869). Понятие гласа Одоевский определяет здесь таким образом: "...Под гласами мы разумеем не самые напевы, не какую-нибудь определенную мелодию, но систему или схему звуков, входящих в тот или другой напев, или, так сказать, материал напевов".
39. Кошелева Ольга Федоровна (урожденная Петрово-Соловово) (1816-1893) - жена старого друга Одоевского, славянофила и деятеля крестьянской реформы Алексея Ивановича Кошелева, в то время издателя журнала "Русская беседа".
40. Посетителей поражало обилие и разнообразие собранных Одоевским аппаратов и приборов, которые вместе с музыкальными инструментами превращали его кабинет в своего рода музыкально-акустическую лабораторию. Среди них почетное место занимали знаменитый орган "Себастианон", коллекция китайских инструментов, гусли, эолова арфа, монохорд, сирена Каньяра-Латура, резонаторы, звучащий цилиндр, "звукосниматель" и проч. Некоторые из них целиком или частично являлись изобретениями самого Одоевского.
41. Сухотин Сергей Михайлович (1818-1886) - камергер, позднее гофмейстер, советник, затем вице-президент Московской дворцовой конторы.
42. Погодин Михаил Петрович (1800-1875) - историк, писатель, академик Петербургской Академии наук (1841). Издавал журналы "Московский вестник", "Москвитянин". Автор трудов по истории Древней Руси, повестей, исторических драм.
43. В программе 2-го симфонического собрания РМО находились увертюра к опере "Лодоиска" Керубини, концерт для фортепиано ор. 102 Литольфа, интродукция из оперы Шпора "Йессонда", симфония Es dur Шумана.
44. Дробиш А.Ф. - член совещательной комиссии Московского отделения РМО с момента основания до сезона 1864/1865.
45. Жемчужников Алексей Михайлович (1821-1908) - поэт, один из соавторов сочинений, выходивших под коллективным псевдонимом Козьма Прутков. Член Московского отделения РМО с момента основания.
46. Голынская Прасковья Михайловна - фрейлина, певица-любительница, участвовала в хоре РМО.
47. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) - поэт, публицист, издатель славянофильской еженедельной газеты "День" (1861-1865) и газеты "Москва" (1867-1868). В газете "День" опубликовано три статьи Одоевского по церковному пению.
48. Беляев Иван Дмитриевич (1810-1878) - историк-славянофил, автор труда "Крестьяне на Руси" (1860).
49. Чижов Федор Васильевич (1811-1877) - славянофил, крупный промышленный и финансовый деятель, один из руководителей московского Купеческого банка, издатель журнала "Вестник промышленности", сотрудник газет "День", "Москва".
50. Павлов Николай Филиппович (1803-1864) - писатель, поэт, критик, журналист, издатель-редактор газет "Наше время" и "Русские ведомости".
51. Киреевский Петр Васильевич (1808-1856) - русский фольклорист, археограф, публицист; младший брат Киреевского Ивана Васильевича (1806-1856) - религиозного философа, публициста, одного из основоположников славянофильства.
52. Имеются в виду Мария Алексеевна (1840-1919), Анна Алексеева и Екатерина Алексеевна Хомяковы.
53. Голицына-Похвистнева Мария Ивановна - музыкантша, преподавала пение по системе Шеве.
54. Шеве (Cheve) Эмиль Жозеф Морио (1804-1864) - первоначально врач, впоследствии музыкальный деятель, пропагандист упрощенной музыкальной нотации - цифровой (цифирной) системы; основал музыкальную школу, в которой применил этот метод. Помимо ряда брошюр ему принадлежат труды: "Methode elementaire d'harmonie" (1846), "Methode elementaire de musique vocale" (3-е изд., 1846). Будучи за границей в 1857, Одоевский имел возможность близко познакомиться с методой Шеве и с ним лично. Он несколько раз посещал класс хорового пения Шеве, изучал его труды и был поражен легкостью и доступностью его метода. Описания этих визитов имеются в неизданных заграничных дневниках князя. Одоевский всемерно пропагандировал в России цифровую методу Шеве и пытался внедрить ее в учебный план Петербургской консерватории. Но А.Г. Рубинштейн отнесся к этому делу скептически, хотя Одоевский прочил ему, что "не пройдет 10 лет, как он будет защищать Шеве" (Дневник, запись от 17 января 1862). Единственное, чего Одоевскому удалось добиться в Петербурге, это открытия хорового класса по методу Шеве под руководством Васса. В Москве в консерватории был организован бесплатный класс хорового пения (по воскресеньям) под руководством К.К. Альбрехта. Это начинание встретило горячее сочувствие и поддержку Одоевского, который поместил в газете "День" статью "Бесплатный класс простого хорового пения РМО в Москве" (1864, No 46; Бернандт, 291). Занятия имели успех, в классе было около 200 учащихся. При преобразовании музыкальных классов в консерваторию класс хорового пения остался отдельным, не входившим в программу консерваторского курса, и просуществовал еще несколько лет. Одоевский являлся негласным консультантом К.К. Альбрехта, а также снабжал его таблицами, приборами и проч. С помощью Одоевского Альбрехт издал "Руководство к хоровому пению по цифровой методе Шеве" (6 выпусков; см. дальнейшие записи в Дневнике). Впоследствии горячим сторонником цифровой системы был С.В. Смоленский, который составил и издал цифровой курс церковного пения.
55. Имеется в виду Аграфена Михайловна Погодина, младшая дочь историка Михаила Петровича Погодина.
56. Ломакин Гавриил Иоакимович (Якимович) (1812-1885) - учитель пения, хормейстер, основатель, совместно с М.А. Балакиревым, Бесплатной музыкальной школы; автор духовно-музыкальных сочинений и переложений. О его отношениях с Одоевским см.: Русская духовная музыка... Т. III. Раздел "В.Ф. Одоевский".
57. Вероятно, Одоевский имеет в виду работу Шеве "Methode elementaire d'harmonie".
58. Галлус (Gallus) Якоб (ок. 1550-1591) - словенский композитор, капельмейстер епископа Олмоуцского, затем императорский капельмейстер в Праге.
59. "Твоя победительная десница" - ирмос первой песни первого гласа.
60. О разысканиях Одоевского и Разумовского по поводу русского музыкального теоретика XVII века Тихона Макарьевского см. далее в их переписке.
61. Борх Александр Михайлович, граф (1804-1867) - обер-церемониймейстер, директор Императорских театров.
62. Композитор Владимир Никитич Кашперов (1826-1894) в это время закончил оперу на сюжет "Грозы" Островского (поставлена 30 октября 1867 в Большом театре в Москве). После смерти Одоевского Кашперов издал "Напевы русских песен, записанные кн. В.Ф.Одоевским" (Вестник Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее. М., 1876).
63. Имеется в виду Сариотти Михаил Иванович (1830-1878) - оперный певец (бас), первый исполнитель роли Олоферна в опере "Юдифь" Серова. Одоевский посвятил ему статью "Русский певец Михаил Сариотти" (Бернандт, 249-250).
64. Сабуров Андрей Иванович (1797-1866) - гофмейстер, директор конторы Императорских петербургских и московских театров (1857-1863).
65. Гедеонов Александр Михайлович (1791-1867) - директор Императорских петербургских театров (1835-1858); его сын Гедеонов Степан Александрович (1816-1878) - также директор Императорских петербургских театров (1864-1875).
66. Сабинина Марфа Стефановна (1831-1902) - пианистка, ученица Ф. Листа; дочь протоиерея Стефана Сабинина, ученого-филолога, прослужившего почти всю жизнь в Веймаре при эрцгерцогине Саксен-Веймарской Марии Павловне, дочери Павла I.
67. Багратион Петр Романович, князь (1818-1876) - генерал-майор, флигель-адъютант Александра II.
68. Соболевский Сергей Александрович (1803-1870) - библиограф, библиофил, товарищ по университетскому пансиону Льва Сергеевича Пушкина и М.И. Глинки, близкий друг А.С. Пушкина и Одоевского; с последним в 1860-х жил в Москве в одном доме - в доме Волконского на Смоленском бульваре, где Соболевский занимал весь нижний этаж, а Одоевский - верхний.
69. Шувалов Андрей Павлович, граф (1816-1876) - полковник, адъютант цесаревича Александра Николаевича, затем флигель-адъютант, обер-гофмаршал двора императрицы Марии Александровны.
70. Тютчева Анна Федоровна (1829-1889) - старшая дочь поэта Федора Ивановича Тютчева, фрейлина цесаревны Марии Александровны (с 1853), воспитательница детей императора Александра II; жена писателя И.С. Аксакова (с 1866).
71. Набросок письма к А.Ф. Тютчевой о Бессонове сохранился в бумагах Одоевского в РНБ (ф. 539, переплет 96, л. 258-260 об.).
72. Трубецкой Николай Петрович, князь (1828-1900) - председатель Московского отделения РМО (1861-1876).
73. Бегичев Владимир Петрович (1838-1891) - драматург, инспектор репертуара московских театров, позже управляющий московскими театрами, сотрудник дирекции Московского отделения РМО; муж певицы М.В. Бегичевой-Шиловской.
74. Лорис-Меликов И.Д. - один из директоров (уполномоченных) Московского отделения РМО.
75. Речь идет о неизвестном музыканте-любителе, которого прислал к Одоевскому его хороший знакомый писатель и публицист Иван Сергеевич Аксаков, в то время издатель газеты "День".
76. Программа 5-го симфонического собрания включала увертюру "Кориолан" Бетховена, Concertstuck Вебера, увертюру и музыкальные номера из мелодрамы "Прециоза" Вебера, Скерцо из музыки "Сон в летнюю ночь" Мендельсона, трио из оперы "Жизнь за царя" и "Арагонскую хоту" Глинки.
Лосев В.М. - один из основателей Московского отделения РМО, правитель канцелярии московского генерал-губернатора.
77. Концерт Общества посещения бедных, в котором исполнялась "Арагонская хота", состоялся 15 марта 1850 в зале Дворянского собрания в Петербурге.
Далее Одоевский ошибается: автограф "Арагонской хоты" датирован "Madrid 24 Septembre 1845". В "Записках", вспоминая о 1849, Глинка пишет: "Князь Одоевский пригласил меня к себе на вечер, меня и многих общих знакомых. На этом вечере, по совету князя, я назвал хоту "Испанской увертюрой", а свадебную и плясовую - "Камаринской"" (Глинка М.И. Литературное наследие. Т. I. Л.-М., 1952. С. 269).
78. Толстой Дмитрий Николаевич, граф (1806-1884) - в 1861-1863 директор департамента полиции Министерства внутренних дел, в 1870-е председатель Общества истории и древностей российских.
79. Оболенский Дмитрий Александрович, князь (1822-1881) - в начале 1860-х директор комиссариатского департамента Морского министерства, друг Одоевского (подробнее см. далее, в подборке "Дело о церковном пении").
80. Баумгарт (возможно, Баумгартен) - знакомый Одоевского.
81. Энгельгардт - предположительно стряпчий княжен Одоевских в их деле о продаже имения после смерти матери (известно, что Одоевский являлся опекуном княжен).
Может также иметься в виду Энгельгардт Василий Павлович (1828-1915) - органист-любитель, астроном; друг М.И. Глинки.
82. Вероятно, Оболенский Михаил Андреевич, князь (1805-1873) - управляющий московским главным архивом Министерства иностранных дел (1840-1873), заведующий рукописным отделом Оружейной палаты (с 1853).
83. Штуцман Сергей Иванович (1803-1864) - капельмейстер Большого театра; по словам Н.Д. Кашкина, "скромный и очень дельный музыкант" (Н. Дмитриев. Императорская оперная сцена в Москве. М., 1898. С. 61). В начале своей карьеры в Москве дирижировал один год спектаклями итальянской оперы, затем уступил свое место О.Ш.Л.Ф. Вианези.
84. Вероятно, Казначеев Александр Иванович (1788-1880) - сенатор, действительный тайный советник.
85. Ахматов Алексей Петрович (1818-1870) - генерал-адъютант, обер-прокурор Св. Синода (1862-1865); письмо к нему Одоевского см. в разделе "Дело о церковном пении".
86. Блудова Антонина Дмитриевна, графиня (1812-1891) - камер-фрейлина императрицы Марии Александровны (с 1863), религиозная деятельница.
87. По всей вероятности здесь и в следующей записи имеется в виду дирижер (в 1864 - капельмейстер Большого театра в Москве) Огюст Шарль Леонар Франсуа Вианези.
88. Фриччи (Фриччи-Баральди) А. - певица (сопрано), примадонна итальянской оперы в Москве.
89. Потулов Николай Михайлович (1810-1873) - регент, исследователь древнерусского церковного пения, духовный композитор, автор "Руководства к практическому изучению древнего богослужебного пения Православной российской церкви" (М.,1872) В данной записи Н.М. Потулов обозначается как "брат" - в смысле двоюродный брат, очевидно, ранее знакомого Одоевскому Николая Григорьевича Потулова, военного, находившегося на придворной службе.
90. Арнольд Карл Августович (1828-1887) - русский органный мастер, в 1860-х систематически настраивал орган Одоевского. Так как орган перевозили из Петербурга в разобранном виде, в Москве инструмент был установлен Арнольдом заново. В последние годы жизни Одоевский ежемесячно оплачивал работу Арнольда, не только настраивавшего орган, но и заменявшего отдельные трубы (подробнее см.: Ройзман Л. Орган в истории русской музыкальной культуры. М., 1979. С. 181).
91. Знаменитый орган "Себастианон" Одоевского был сконструирован им в 1840-х. Подробное описание инструмента появилось в "Отечественных записках" в 1849 (Т. 66. С. 340-342), а год спустя, в 1850, в Журнале Министерства народного просвещения (Т. 65. С. 31-32). В обеих статьях указывалось, что Одоевскому удалось разрешить задачу, над которой органные мастера бились более 40 лет: "Он посредством особой клавиатуры придал выразительность каждому звуку своего органа; большее и меньшее давление пальцем производит усиление или ослабление звука, и при переходе можно сохранить самую тонкую последовательность звуков. Устроенный по этой идее инструмент разрешает вполне задачу сочетания в органе комнатного характера с религиозным. Этому органу доступно исполнение всех быстрых и драматических фортепианных пьес и органных фуг Себастиана Баха, доселе неудобоисполнимых в комнате. Игра на оберверке требует особого навыка. Орган содержит 480 трубок; в клавиатуре его 5 октав, вышиною он в 3 аршина (шириною в три аршина и глубиною в два аршина), - не более большого ройяля".
О том, что этот орган был перевезен в Москву, свидетельствуют неоднократные записи в Дневнике. Запись от 28 декабря 1862, очевидно, относится к "инсталяции" инструмента в московской квартире князя. Об органе Одоевского в московский период имеется упоминание в Записках О.В. Демидовой-Даль. По ее словам, орган занимал полкабинета и почти касался потолка. (Подробнее об органе Одоевского см. статью Ю. Семенова в изд.: Князь Владимир Одоевский. Сочинения для органа. М., 2004.)
92. Музыкальные беседы устраивались Одоевским для небольшого кружка близких знакомых и проводились по пятницам, в приемный день Одоевских. С пропусками и не очень регулярно они продолжались в течение зимы 1862/63; всего состоялось 14 занятий (28 декабря 1862, 4, 11, 18, 25 января, 8, 25 февраля; 4 марта, 5, 12, 19, 26 апреля, 3, 18 мая 1863). Содержание бесед раскрывается записями в Дневнике, а также некоторыми архивными документами (одна музыкальная беседа - первая - опубликована у Бернандта). Одоевский предпослал занятиям небольшое философское вступление о сущности музыки. Душа, говорил он, выражает себя в искусстве посредством слов, очертаний, звуков или красок. "В каждом искусстве есть нечто им недосказываемое; нет возможности в ограниченную черту, в ограниченное слово вложить всю беспредельную обширность человеческой мысли, элементы человеческого чувства <...> в музыке более, нежели где-либо замечается это психологическое чувство". Музыка не может изобразить ничего материального, ею нельзя даже выпросить себе стакан воды (любимое сравнение Одоевского), но музыка больше, чем какое-либо другое искусство открывает перед человеком духовный мир. Поэзия в сочетании с музыкой становится более понятной, более доступной: "слово одухотворяется музыкой; она выразимое сопрягает с невыразимым, ограниченное с беспредельным". Музыка сглаживает все противоречия реального мира. "В ней радость и страдание имеют представительством лишь мажорный и минорный интервалы - к последнему я отношу и диссонансы". Неопределенность, недосказанность, то, что "чувствуется так сильно, что и рассказать нельзя, то и есть именно область музыки. Нет препон, нет препятствий, нет нарушенного блаженства; недосказываемое словами дополняется музыкой, - от того так сильно впечатление, соединяемое с музыкой, воспоминания, мечтания" (ГПБ, переплет 22, л. 256; ГЦММК, ф. 73, ед. хр. 428-432).
В воспоминаниях О.В. Демидовой-Даль описаны монохорд, стеклянный круг, усыпанный мелким песком, который складывался в узоры при сотрясении стекла от звука. Этот опыт, очевидно, служил иллюстрацией к разъяснениям акустической основы музыки. Вторая беседа была посвящена акустическому и математическому обоснованию гаммы. Третья была повторением второй. На четвертой был показан фарадеев опыт. На седьмой, 25 февраля - излагались начала гармонии. Восьмая явилась некоторым отступлением от курса в связи с приездом Вагнера и была посвящена его творчеству; она называлась "Вагнер как естественный продолжатель развития музыки", причем очень много места и времени уделялось предшествовавшим Вагнеру периодам развития музыки. На двенадцатом занятии, 26 мая, писали мелодии из церковного Обихода.
Музыкальные беседы записывали Орел-Ошмянцев и некоторые другие посетители. Одоевский сам диктовал конспект работавшим у него писцам. Впоследствии этот материал послужил основой его труда, изданного под названием "Музыкальная грамота для немузыкантов" (Бернандт, 346-367).