> 93. Характеристика семьи и семейной жизни М.П. Погодина имеется в Записках О.В. Демидовой-Даль (неизданная часть - ныне РНБ, ф. 1141, No 395-402). В 1860-е Погодин был вторично женат; из детей с ним жили два сына и младшая дочь Грушенька, посетительница занятий Одоевского.
94. Программа общедоступного концерта 30 декабря включала музыку Глинки к драме Кукольника "Князь Холмский", Четвертый скрипичный концерт Минкуса, хоры и танцы из 2-го акта оперы "Русалка" Даргомыжского, Польский Е dur Вебера, Пятую симфонию Бетховена, "Камаринскую" Глинки.
95. Могут иметься в виду Мамонтов Михаил Петрович - член комитета уполномоченных от дирекции Московского отделения РМО в 1862/63 или Мамонтов Анатолий Иванович - московский издатель.
96. Ведринский - вероятно, знакомый и помощник Одоевского.
97. В программе 7-го симфонического собрания прозвучали: Венгерская рапсодия Ф. Шуберта, оркестрованная К. Шубертом, гимн D dur для хора Генделя, Концерт a moll для скрипки с оркестром Вьётана, антракты и хор (свадебный) из оперы "Лоэнгрин" Вагнера, Вторая симфония Бетховена.
98. Ошмянцев (Орел-Ошмянцев) Яков Онисимович (1828-1893) - библиограф, библиофил, археолог, секретарь Славянского комитета, член-сотрудник Общества древнерусского искусства (избран 7 марта 1865).
О.В. Демидова-Даль характеризует его с отрицательной стороны: "Замешается еще какой-нибудь Орел-Ошмянцев, пройдоха, который, чтобы снискать благоволение славянофилов, начал составлять карту славянских земель, за неимением в себе другого славянского материала. Исподволь, однако, он был повытеснен отовсюду и только пользовался милостями кн. Одоевской, которую он снабжал книгами и был готов на разные прочие услуги. Самой неприятной наружности, с вкрадчивыми манерами, глупым приплюснутым лбом, со злым выражением, он напоминал хищную птицу. Он был только на одно [способен]: быть замеченным и чем-нибудь отличиться. Он перебывал во всех домах: Кошелевых, Вельтманов, Погодиных, Аксаковых, Одоевских. Везде было время, когда он царствовал и затем исчезал, иногда с историей, а иногда и тихо" (Записки О.В. Демидовой-Даль, неизданная часть - РНБ, ф. 1141, No 395-402).
Герье - органный мастер.
99. Буслаев Федор Иванович (1818-1897) - филолог, искусствовед, действительный член Академии наук; ученый секретарь Общества древнерусского искусства.
100. В программу 8-го собрания РМО входили: Концертная увертюра A dur Ритца, ария из "Miserere" Меркаданте и ария из оперы "Cosi fan tutti" Моцарта, Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, хоры из Пассионов И.С. Баха, Третья симфония А.Г. Рубинштейна.
101. Фарадей (Faraday) Майкл (Михаил) (1791-1867) - английский ученый-физик.
102. Бартенев Петр Иванович (1829-1912) - редактор и издатель (с 1863) периодического издания "Русский архив". Как уже упоминалось, там была напечатана статья Одоевского за подписью К.В.О. "Первая супруга Петра I Евдокия Федоровна".
103. Опера Ф. Давида "Лалла Рук" была поставлена с большим успехом в Париже в 1862.
104. Об этом исполнении Kindersymphonie имеется запись в воспоминаниях О.В. Демидовой-Даль: "Чтобы немного оживить наши уроки, Владимир Федорович вздумал исполнить у себя "Детскую симфонию" Гайдна. Всем нам роздали инструменты, а Тимирязева села за фортепиано. Катенька Хомякова так смеялась, что не могла сложить рта подобающим образом для лейки с водой. Одоевский обиделся за такое отношение к "музыке" и, взяв лейку, стал в нее булькать сам" (Цит. изд. С. 144).
105. Вероятно, имеется в виду "свод бесед о музыке", о котором идет речь в записи от 24 января 1863.
106. Давыдов Иван Иванович (1794-1863) - профессор философии и латинской словесности Московского университета.
107. Эйлер (Euler) Леонард (1707-1783) - знаменитый математик и физик, работал в России в 1727-1741 и с 1766; главное его сочинение, относящееся к музыке - "Tentamen novae theoriae musicae" (1729), где предпринята попытка обосновать музыкальную систему с помощью математики.
108. Прони (Prоnу) - автор "Instruction elementaire sur les moyens da calculer les intervalles musicaux" (Paris, 1832). Этой книгой Одоевский пользовался при составлении статьи "Акустика в музыкальном отношении".
109. Нидермейер (Niedermeyer) Луи (1802-1861) - основатель парижского Института церковной музыки, композитор, составивший себе известность главным образом духовными сочинениями.
110. Ортиг (d'Ortigue) Жозеф Луи д' (1802-1866) - музыкальный писатель, занимавшийся теорией и историей церковной музыки; его главные сочинения в этой области: "Traite theorique et practique de l'accompagnement du plaint-chant" (1856), "La musique a l'eglise" (1881), "Introduction a l'etude comparee des tonalite et principalement du chant gregorien et la musique moderne" (1853) и др.
111. Возможно, речь идет о сочинении "Symbolisme de la nouvelle eglise Saint Andre a Bayonne au triple point de vue de l'architecture, de la peinture et de la musique, esquisse de monographic chretienne par l'abbe C.-F. Godard" (Bayonne, Impr. De V-ve Lamaignere. 1862).
112. Абаза (урожденная Штуббе) Юлия Федоровна (1830-1915) - певица-любительница (контральто). О ее пении писал Ф.И. Тютчев в стихотворении "Ю.Ф. Абазе" (22 декабря 1869). Ее музыкальные вечера пользовались известностью, она принимала участие в организации РМО и по предложению А.Г. Рубинштейна была удостоена звания почетного члена консерватории. Некоторое время была фрейлиной великой княгини Елены Павловны.
В дневнике А.Ф. Тютчевой в записи от 11 октября 1858 говорится: "Вечером... я пошла в Арсенал. Там была музыка. Играл Рубинштейн, пела некая m-lle Штуббе, обладающая прекрасным голосом, которую великая княгиня Елена Павловна привезла из Германии" (Анна Тютчева. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. М., 2002. С. 302).
113. Извещение о приезде квартетистов Мюллеров ("Братья Мюллеры в Москве") появилось в "Московских ведомостях" 9 марта за подписью "О". Это одна из двух статей Одоевского, о которых он говорит в Дневнике. Вторая была опубликована в газете "Наше время" от 8 марта за подписью "О.О.О". Записи в Дневнике от 22 февраля, 6, 7, и 9 марта показывают, что Одоевский принимал участие в организации этого концерта путем переговоров с Н.Г. Рубинштейном и переписки с Ю.Ф. Абаза.
114. Оболенская Ольга - жена князя Юрия Александровича Оболенского, председателя казенной палаты в Москве, одного из основателей Московского отделения РМО.
115. По объявлению в "Московских ведомостях", программа концерта Рубинштейна была следующая: увертюра к опере "Hans Heiling" Маршнера, Концерт для трех клавиров И.С. Баха (исполнители Оноре, Доор и Рубинштейн), Berceuse Ласковского, Баркарола Глинки, Серенада А.Г. Рубинштейна ("Московские ведомости", 1863, No 45). В рецензии Н. Пановского на этот концерт указано, что Рубинштейн исполнял: Vogel als Prophet ("Птица-вещунья") Шумана, Spinner-Chor (хор прях) из оперы Вагнера "Летучий голландец", эпизод из оперы "Фауст" [Гуно?] в переложении Листа. Что же касается Девятой симфонии, то в этой рецензии говорится лишь, что "Девятая симфонии Бетховена была исполнена на концертах Общества с редким совершенством, в особенности первое Andante и скерцо", но не сказано, что это исполнение происходило в концерте Рубинштейна. В воспоминаниях Демидовой-Даль говорится следующее: "В последнем концерте в этом году исполнялась 9-я симфония Бетховена. Наши хоры порядочно осрамились, и, кажется, даже в зале шикали. Но Рубинштейн не позволял этого говорить: "Шикали тем невежам, которые уходили во время музыки и мешали другим слушать" -пояснил он. <...> Не в том дело, говорил Николай Григорьевич, что плохо исполняли, а в том, что 9-я симфония исполнялась. В музыкальном мире это событие. И наше Музыкальное Общество в несколько лет доросло до него. Этими словами мы все утешались" (Цит. соч. С. 150). 9-я симфония исполнялась в 10-м (последнем) симфоническом собрании РМО 8 марта.
116. Предположительно, Хитрово Василий Иванович (1834-1903) - чиновник Министерства народного просвещения, один из учредителей православного Палестинского общества.
117. Этой записью открывается в Дневнике ряд высказываний, относящихся к Вагнеру, его пребыванию в Москве и его московским концертам. Из Дневника следует также, что Вагнер посетил дом Одоевского два раза: 14 марта (четверг) и 18 марта (понедельник). Если ко всем статьям Одоевского прибавить его речь, произнесенную на обеде в честь Вагнера 16 марта, и домашнюю лекцию о Вагнере 5 апреля, то окажется, что львиная доля печатной и устной пропаганды творчества композитора в Москве принадлежит именно Одоевскому.
О.В. Демидова-Даль пишет:
"В Москву приехал Рихард Вагнер и был в пятницу у Одоевского... Вагнер пожелал слышать знаменитый орган князя, занимавший полкомнаты. Князь играл охотно. Он любил разыгрывать свои фантазии, переходя от одной вариации к другой, долго, долго, без конца. Дамы восхищались, только не знаю, не из любезности ли.
Прослушав орган, Вагнер уехал, извиняясь недосугом. Вообще он был какой-то кислый, недовольный, измученный, даже, пожалуй, злой. На вопросы, что он теперь предполагает делать и куда ехать, он отвечать не мог, ссылаясь на то, что зависит не от себя; что жизнь его - ряд неприятных случайностей, которыми управлять он не может и обязан лишь подчиняться им или избегать их" (цит. по: История русской музыки в исследованиях и материалах / Под ред. К.А. Кузнецова. Т. I. M., 1924. С. 144-145).
Ко времени приезда композитора в Москву Одоевский составил себе определенное и твердое суждение о его музыке. Как на маленький штрих, характеризующий степень осведомленности Одоевского в области вагнеровского творчества, можно указать на дневниковую запись от 7 сентября 1862, где князь пишет, что послал О.И. Тимирязевой все оперы Вагнера.
К сожалению, Одоевский в краткие моменты общения не смог привлечь внимание Вагнера своими научно-музыкальными идеями. Вагнер отнесся к Одоевскому без особого интереса: просто как к одному из новых знакомых в России.
В своих воспоминаниях композитор замечает: "Вследствие рекомендации... я имел возможность вне музыкального мира познакомиться с князем Одоевским. В лице этого человека я должен был, по словам моей приятельницы, встретить благороднейшего из людей, который вполне поймет меня. В самом деле, попав после бесконечно долгой, чрезвычайно утомительной езды в его скромную квартиру, я был принят всей семьей, сидевшей за обеденным столом, с патриархальной простотой. Однако дать ему представление о моих идеях и намерениях оказалось чрезвычайно трудно. Его же собственные вкусы проявились только в том, что он стал мне показывать стоявший в обширном зале огромный, похожий на орган инструмент, который был изобретен и изготовлен по его указаниям. К сожалению, не было никого, кто умел бы на нем играть. Все-таки я должен был составить себе представление о богослужении, которое, по какой-то его собственной системе, под аккомпанемент этого инструмента совершалось каждое воскресенье для его родственников и знакомых" (Вагнер Р. Моя жизнь. Т. 2. М., 2003. С. 549-550).
Разумеется, здесь все перепутано: судя по записям в Дневнике, орган все же звучал, а разговоры Одоевского об осмогласии, которые, по мнению князя, Вагнер сочувственно воспринял, обернулись в сознании последнего каким-то невероятным "богослужением по собственной системе" под орган.
118. Статья "Братья Мюллеры в Москве" за подписью "О." вышла 9 марта, статья "Вагнер в Москве" в воскресных прибавлениях к "Московским ведомостям"" No 8 за подписью "Quod", статья "Рихард Вагнер и его музыка" в воскресных прибавлениях No 11 за подписью "Беспристрастный".
119. Вторая статья о Мюллерах вышла в газете "Наше время" 8 марта.
120. Имеется в виду Юзеф (Иосиф) Венявский (1837-1912) - пианист и композитор, брат скрипача Генрика Венявского, в 1866-1867 профессор Московской консерватории.
121. Эпиграмма Соболевского была адресована Одоевскому и его "буфетному мужику" Сидору, который обычно качал мехи для органа. Однажды Сидор попросился в отпуск в деревню, и хозяин его будто бы так выражал свое горе:
С тобою, милый Исидор,
Сиамские мы точно братья.
Как буду музыкальный вздор
Без помощи твоей играть я?
Для ут, ре, ми, фа, соль, ля, си
Уход твой от меня ужасен!
Какой прибавки ни проси,
Вперед я на нее согласен.
122. В первом из концертов Вагнера, назначенном на 10-е и состоявшегося 13 марта, прозвучали: Пятая симфония Бетховена, увертюра и "Грезы" Эльзы из оперы "Лоэнгрин"; увертюра, марш, хор и ария из оперы "Тангейзер".
Во втором концерте, состоявшемся 15 марта, прозвучали: увертюра, марш и хор из оперы "Тангейзер"; увертюра, интродукция и "Грезы" Эльзы (в исполнении И. Оноре) из оперы "Лоэнгрин", увертюра и "Песня любви" (в исполнении И. Оноре) из оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Полет валькирий" и две песни Зигфрида из оперы "Зигфрид" (М. Владиславлев), интродукция и хор из третьего акта оперы "Лоэнгрин" (см.: Бернандт, 606).
Программа 3-го концерта, 17 марта: Седьмая симфония Бетховена, увертюра к "Тангейзеру", интродукция и "Грезы" Эльзы из оперы "Лоэнгрин", "Песня любви" (солистка И. Оноре) и Шествие из оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры".
123. Статья "Первый концерт Вагнера в Москве, 13 марта" за подписью "О.О.О." напечатана в газете "Наше время" (1863, No 57).
124. Молчанов Иван Евстратьевич (1809-1881) - певец, из крестьян Ярославской губернии. В докладной записке о Молчанове Одоевский писал: "...известный в публике под прозванием "Русский певец", имеющий медаль по работам Московского Дворца, содержит хор песельников, более 11-ти лет исполняющий публично Русскую народную музыку" (РНБ, ф. 539, переплет 5). См. о Молчанове подробнее: Грановский Б.Б. Очерки о певцах Ярославского края. М., 1988.
125. Лабади - владелец ресторана и гостиницы в Москве.
Н.Д. Кашкин вспоминал: "Мы вздумали дать Вагнеру обед, на котором присутствовало человек 50 музыкантов и некоторых любителей; помнится, в числе их присутствовали князь В.Ф. Одоевский, князь Н.П. Трубецкой, К.А. Тарновский и др.
Обед происходил в зале гостиницы Лабади, на Лубянке, помещавшемся в доме, принадлежащем теперь Страховому Обществу" (Кашкин Н. Воспоминания о Рубинштейне // Московские ведомости. 1899. No 43). У Лабади первоначально располагался и Артистический кружок.
126. Тарновский Константин Августинович (1826-1892) - писатель-драматург, переводчик, автор нескольких романсов.
127. Ладраг (Ladrag) - органист голландской церкви в Москве.
128. Путята Николай Васильевич (1802-1877) - литератор.
Замятина - вероятно, имеется в виду супруга Замятнина Дмитрия Николаевича (1805-1881) - министра юстиции (см. подробнее в разделе "Дело о церковном пении").
Ваксель Лидия Александровна - певица.
129. Финокки (Finochi) Людвиг Бернардович - итальянский оперный певец (бас), в 1855-1881 солист Большого театра.
130. Имеется в виду Мария Ивановна Голицына-Похвистнева.
131. Дельсарт (Delsarte) Франсуа Александр Никола (1811-1871) - французский певец, учитель пения, организатор исторических концертов, в которых исполнялись произведения старинных композиторов. Издал сборник "Les archives du chant", представляющий собой точное воспроизведение оригинальных старинных изданий.
132. Радонежский Платон Анемподистович (1826-1879) - оперный певец (бас). Учился в Петербурге у Риччи, позже в Италии у Романи. С 1863, вернувшись в Россию, выступал в Петербурге, затем в Москве; состоял в труппе Большого театра. Одоевский находил у него хороший голос, но плохую школу.
133. Виельгорский Матвей Юрьевич, граф (1794-1866) - музыкант-любитель, выдающийся виолончелист, один из первых директоров РМО в Петербурге.
134. Шиловская Мария Васильевна (урожденная Вердеревская, во втором браке Бегичева) (1825-1879) - певица-любительница, автор романсов на стихи Тютчева, Лермонтова, Боратынского, Соллогуба и др. Одоевский помогал Шиловской в ее композиторских опытах, о чем имеются записи в Дневнике (например, 28 марта 1864).
135. Вторая половина письма к Бессонову не была опубликована и, возможно, не сохранилась. Сам Одоевский, перечисляя свои статьи (в предисловии к "Музыкальной грамоте"), упоминает лишь "Письмо к издателю", напечатанное в пятом выпуске "Калек перехожих", то есть первую половину письма. Дальнейшие упоминания в Дневнике (24, 28, 29 апреля) о корректурах письма к Бессонову относятся, вероятно, к пятому выпуску "Калек", имеющему цензурное разрешение от 30 апреля 1863.
136. А.И. Кампе - инструментальный мастер, владелец мастерских, располагавшихся в Газетном переулке; сконструировал по проекту Одоевского энгармоническое фортепиано.
В Москве помимо крупных фирм по производству роялей существовали и мелкие мастерские Петрова, Мейбома, Сигунова, Кампе и др., "занимавшиеся сборкой инструментов из готовых заграничных частей и ограничивавшиеся в собственном производстве лишь минимумом столярной работы. Изделия этих мастеров были в общем довольно посредственного качества и находили себе сбыт лишь благодаря относительной дешевизне и выносливости" (Зимин П. Фортепиано в его прошлом и настоящем. М., 1934. С. 110).
137. Толь Константин Карлович, граф (1817-1884).
138. Концерт Радонежского состоялся в зале Александровского кадетского корпуса. Кроме Радонежского в нем участвовали Яковлева, Живокини, Владиславлев, Гербер.
139. Могут иметься в виду:
Большаков Тихон Федорович (1794-1863) - купец-старообрядец, библиограф, антиквар; его собрание древнерусских рукописей вошло в коллекцию Румянцевского музея, и о нем упоминает П.А. Бессонов в своей статье "К вопросу о собирании и издании памятников народного песнетворчества" (М., 1896. С. 13);
Большаков Сергей Михайлович - торговец старопечатными книгами. Его лавка, которую часто посещали писатели и ученые, находилась на углу Старой площади и Варварских ворот.
140. Соколов Николай Андреевич - переписчик, работавший для Одоевского и, возможно, выполнявший секретарские обязанности (см. также далее, в переписке Одоевского с Разумовским).
141. Раден Эдит (Эдитта Федоровна), баронесса (1820-1885) - фрейлина великой княгини Елены Павловны, ее ближайшая подруга.
142. Имеется в виду статья "О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения" (см. подробнее в переписке Одоевского с Разумовским).
143. Ундольский Вукол Михайлович (1816-1864) - историк, библиограф и коллекционер; один из первых публикаторов документов по древнерусскому певческому искусству.
144. Предположительно, князь Егор Иванович Грузинский (ум. в 1886) - писатель и переводчик.
Борисов - возможно, помещик, зять А.А. Фета.
145. Авзоний Деций (Decimus Magnus) - римский поэт IV в. н. э.
146. О рукописных певческих книгах из собрания Одоевского см. в примечаниях к его переписке с Разумовским.
147. Имеется в виду архимандрит Антонин (Андрей Иванович Капустин; 1817-1894) - подробнее см. в разделе "Разные письма".
148. Имеется в виду поэт Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин; 1820-1892).
149. Имеется в виду архимандрит, позже епископ, Порфирий (Константин Александрович Успенский; 1804-1885) - археолог, начальник Русской миссии в Иерусалиме, крупнейший собиратель памятников древней письменности.
150. Дювернуа Александр Львович (1840-1886) - известный славист, профессор Московского университета.
151. Nesselmann Georg Heinrich Ferdinand. Litavische Volkslieder, gesammelt, kritisch bearbeitet und metrisch ubersetzt von G. H. F. Nesselmann. Berlin, F. Dummel, 1853.
Возможно, что речь идет также о сборнике "Volkslieder der Wenden in der Ober- und Nieder-Lausitz..." Grimm'a, 1841-1843, изданном Леопольдом Гауптом (Haupt).
Имеется в виду Леопольд Гаупт - протодиакон церкви свв. Петра и Павла в Гёрлице, член многих ученых обществ в Германии. Приобрел известность своей коллекцией народных вендских песен; был сторонником системы ритмического пения псалмов; композитор, автор сочинений "Семь псалмов Давида", сборника "Чешская песнь во славу Иоанна Гуса", изданных в 1854 его сыном М. Гауптом.
В архиве Одоевского сохранились ноты сочинений Л. Гаупта: "Чешская песнь во славу Иоанна Гуса" - шесть вариантов цифровой записи мелодии гимна (выписки из сборника Леопольда Гаупта, 1854 - ед. хр. 206), рукописная копия нот "Семь псалмов Давида" (Гёрлиц, 1861), а также два письма сына Гаупта к Адольфу Гензельту и его жене (ед. хр. 375-377). Заметим, что Одоевский собирал и изучал песни разных народов. Так, в тетради эскизов No 218, озаглавленной Одоевским "Разные народные песни" (ед. хр. 208), среди прочих находятся записи вендских песен, которые, возможно, Одоевский получил от Гаупта.
152. Имеется в виду жена князя Александра Алексеевича Щербатова (1829-1892), в 1862-1869 московского городского головы, родственника Одоевского (Щербатов - сын одной из теток Одоевского).
153. Самарин Юрий Федорович (1819-1876) - писатель, общественный деятель, славянофил.
154. Имеется в виду Михаил Дмитриевич Свербеев.
155. Своеобразная манера пения, принятая в Симоновом монастыре, была связана с деятельностью регента и композитора иеромонаха Виктора (Василия Парфентьевича Высоцкого; 1795-1871; в Симоновом монастыре с 1822 по 1839). Тихое пение симоновской братии характеризовалось современниками как необычайно стройное и умилительное; после ухода иеромонаха Виктора оно долгое время поддерживалось его учениками.
156. Враские (правильно: Врасские) - родня Одоевского по жене: сестра Ольги Степановны Одоевской (Ланской) Зинаида Степановна была замужем за Борисом Алексеевичем Врасским (1795-1880) - переводчиком, библиотекарем Румянцевского музея в Петербурге, впоследствии чиновником III отделения собственной его императорского величества канцелярии. В Дневнике упоминаются также их дети: сын Алексей, дочери Мария и Анна.
Козлово - имение Врасских в Тверской губернии (ныне Спировского района, на реке Судомля). В селе Козлово до наших дней сохранилась Введенская церковь, построенная в 1834. Одоевский там бывал неоднократно, о чем свидетельствуют его пометы на записях народных песен. К примеру, в одной из тетрадей эскизов запись песни помечена: "Тверская губерния. Село Козлово. 1863 июля 2" (ф. 73, No 153, л. 91 об.).
157. Азанчевский Михаил Павлович (1839-1881) - композитор, пианист; в 1871-1876 директор Петербургской консерватории.
158. Забелин Алексей Николаевич - вероятно, кто-то из родственников знаменитого историка и археолога Ивана Егоровича Забелина (1829-1908), с которым был знаком Одоевский и который был родом из Твери, где Одоевский посетил библиотеку в духовной семинарии.
159. Имеются в виду Э.Ф. Раден и княжна Екатерина Владимировна Львова - фрейлина великой княгини Елены Павловны и сестра друга Одоевского писателя и цензора Владимира Владимировича Львова.
160. Коларж (Kolaf) Осип Иванович - профессор Пражского университета, славянский общественный деятель, впоследствии участник Славянского съезда в Москве в 1867. Принимал большое участие в организации постановки "Руслана и Людмилы" Глинки в Праге, был близко знаком с Балакиревым. По свидетельству О.В. Демидовой-Даль, Коларж свободно говорил по-русски.
161. Звонарж (Zvonar) Иосиф Леопольд (1824-1865) - чешский композитор, составитель первого учебника гармонии на чешском языке, исследователь в области чешской церковной музыки.
162. Имеется в виду Общество любителей духовного просвещения, основанное в 1863 в Москве по инициативе митрополита Филарета. Д.В. Разумовский был членом Общества (в "Чтениях" Общества напечатаны некоторые его труды); Одоевский же туда не вступил.
163. Herbinius Ioh. Religiosae Kijovienses cryptae sive Kijovia subterranea. Ienae, 1675. Одоевский ссылается на Гербиниуса в ряде своих работ.
164. В фонде М.А. Балакирева в РНБ имеется рукопись Обедни в переложении для четырехголосного хора В.Ф. Одоевского с надписью: "Музыка Князя Одоевского, петая 1-й раз 2 февраля 1864 г. у Георгия на Арбате [правильно: на Всполье] Синодальным хором)" (см.: Зайцева Т.А. В поисках духовной опоры (М.А. Балакирев в 1870-е годы) // Балакиреву посвящается. СПб., 1998. С. 133). Можно предположить, что это исполнение было устроено Д.В. Разумовским.
165. Имеется в виду церковь Покрова в Левшине и ее настоятель протоиерей Симеон Симеонович Озеров (1822-1897), упоминающийся в ряде дальнейших дневниковых записей.
166. Священник привез Одоевскому первые синодальные издания певчих книг на квадратной ноте.
167. Имеется в виду Веневитинов Михаил Алексеевич, в других записях "молодой Веневитинов" (1844-1901) - в будущем секретарь Воронежской губернской статистической комиссии, член Археографической комиссии; сын сенатора Алексея Владимировича Веневитинова (1806-1872), племянник поэта и друга Одоевского Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805-1827).
168. Это письмо Одоевского к А.Н. Серову опубликовано (Бернандт, 507-508). Речь в нем идет о способах гармонизации традиционных церковных роспевов; тут же Одоевский упоминает об открытой им "любовной песне, написанной крюками и на гласы" (см. далее, в приложении "Мирская песнь"). Что касается письма к Бессонову и старинной песни, то здесь, очевидно, идет речь о "Письме к издателю "Калек перехожих" об исконной великорусской музыке" и о песне, опубликованной Одоевским и Далем.
169. Поведение публики во время польского акта "Жизни за царя" объясняется началом польского восстания. Одоевский тоже относился к нему резко отрицательно.
170. Куров Дмитрий Васильевич (1817 - после 1866) - оперный певец (бас). С 1830 певчий Синодального хора, в 1837-1841 - помощник регента, в 1841-1842 - солист петербургского Большого театра, в 1842-1866 - солист московского Большого театра.
171. В программе этого спектакля значатся "пантомимное представление" "Медея", соч. К. Блазиса и баллада с танцами "Эвтерпа и Терпсихора", соч. принца Ольденбургского. О поэтических достоинствах баллады можно судить по следующим отрывкам:
Нам миф упоминает
О музах древности.
Художниц обрекает
Жизнь в девстве провести.
Одна очаровала
Прелестным пением.
Другая танцовала
Волшебным гением.
Ольденбургский Петр Георгиевич (1812-1881) - генерал-адъютант, главноуправляющий IV отделением канцелярии по учреждениям императрицы Марии (с 1860), член Государственного совета, попечитель педагогических учреждений, музыкант-любитель.
172. Гензельт Адольф Львович (1814-1889) - немецкий пианист и педагог, композитор. Приехав впервые в Россию в 1838, остался в Петербурге. Преподавал в Училище правоведения, в Смольном институте, был инспектором музыкальных классов всех женских институтов, профессором Петербургской консерватории. Будучи близким знакомым принца Ольденбургского, приводил в порядок плоды его музыкального вдохновения.
173. Статья не была написана.
174. Фитингоф-Шёль Борис Александрович, барон (1829-1901) - композитор. Его опера "Демон" была окончена в 1863, но вследствие успеха одновременно появившейся оперы Рубинштейна на тот же сюжет и под тем же названием была поставлена на сцене Мариинского театра лишь в 1886 под названием "Тамара".
Барон был издавна, с 1840-х годов, знаком с Одоевским и оставил о нем небольшие воспоминания (в книге "Мировые знаменитости. Из воспоминаний". СПб., 1899). Там, в частности, говорится:
"Одоевского можно бы сравнить с музыкальным хирургом; он разбирался в звуках и в их сочетаниях, как опытный хирург в перепутанных составных частях человеческого тела, и в этом находил большое наслаждение.
В заглавии автографа, написанного им в моем альбоме, он сам себя назвал музыкальным химиком.
В нем сказано:
"Majeur et mineur combines (experience musico-chymique - dediee a un musicien veritable) [Сочетание мажора и минора (музыкально-химический опыт - посвящается истинному музыканту)]".
Затем на двух строках написаны два мотива: верхний в Re majeur, а нижний в re mineur, чтобы быть сыгранными вместе" (С. 47).
175. О статье Разумовского см. в разделе переписки Разумовского и Одоевского.
176. Блудов Дмитрий Николаевич, граф (1785-1864) - министр юстиции и министр внутренних дел, с 1855 президент Академии наук, с 1862 председатель Государственного совета и Комитета министров.
177. О работе Одоевского над Азбукой ("Грамматикой") Александра Мезенца см. в комментариях к его переписке с Разумовским и в разделе "Дело о церковном пении".
178. Шнейдер Н.Ф. - певец (бас), ученик Музыкальных классов, участник концерта РМО 1 декабря 1862 (5-го симфонического собрания, в котором Н.Г. Рубинштейн играл Concertstuck Вебера). В дальнейшем Шнейдер от артистической карьеры отказался (см.: Кашкин Н.Д. Воспоминания о Н.Г. Рубинштейне. М., 1899. С. 23).
179. Боткин Василий Петрович (1811-1869) - глава (старший брат) известного семейства предпринимателей и меценатов Боткиных, писатель, переводчик, критик; страстный любитель музыки, в особенности квартетной игры.
180. Имеется в виду мастер из Дерпта (ныне Тарту) Мюльферштедт (Mullverstedt) Виллен (1840-1899) - органостроитель, часто выезжавший по вызовам в Москву и другие города России; органы его работы сохранились в Эстонии.
181. Виноградов Иван Васильевич (1824-1871) - регент Синодального хора.
182. Могут иметься в виду: Давидов Август Юльевич (1823-1886) - математик, профессор Московского университета, брат виолончелиста К.Ю. Давыдова, либо Давыдов Иван Иванович - профессор словесности Московского университета, академик.
183. Скорее всего, Николай Дмитриевич Маслов - муж Софьи Ивановны, кузины В.Ф. Одоевского.
184. Быковский - органный мастер, который наряду с Мюльферштедтом и Герье консультировал Одоевского по поводу инструмента.
185. Имеется в виду мастер Мюльферштедт.
186. Над вопросом печатания крюков типографским способом Одоевский задумывался неоднократно; развитие темы см. в последующих записях.
187. Фриччи (Фриччи-Баральди, сопрано), Гасье (Гассье, тенор), Виалетти (бас) - артисты итальянской оперы в Москве.
Лагруа Эмми (1836-?) - выдающаяся итальянская певица (драматическое сопрано), в 1859 была приглашена в петербургскую итальянскую оперу, концертировала также в Москве. Одоевский был большим поклонником ее таланта, в частности, исполнения ею роли Донны Анны в "Дон Жуане" Моцарта (см.: Бернандт, 240; письмо Одоевского к Лагруа - Бернандт, с. 510).
Лаблаш Луиджи (1794-1858) - певец (бас); в 1850-х гастролировал в Петербурге в составе итальянской труппы.
Замбони Луиджи (1767-1837) - знаменитый баритон итальянской оперной труппы в Петербурге.
188. Программа 1-го симфонического собрания РМО включала: увертюру к опере "Тангейзер" Вагнера, Концерт As dur для фортепиано с оркестром Фильда, финал первого акта из неоконченной оперы "Лорелея" Мендельсона, Третью симфонию Бетховена.
189. Вальдстек (Вальзек) Берта Осиповна (1803-1878?) - певица (меццо-сопрано), педагог; с 1862 преподавала сольное пение в музыкальных классах РМО, а затем в Московской консерватории.
190. Предположительно, оптический магазин Швабе на Кузнецком мосту в Москве.
191. Практическая академия коммерческих наук была основана в Москве в 1804; в 1806 переименована в академию. В 1860-х профессора Практической академии читали бесплатные публичные лекции по различным предметам. Во главе академии с 1857 стоял известный технолог Модест Яковлевич Киттары.
192. Любимов Николай Алексеевич (1830-1897) - профессор физики Московского университета, публицист (печатал статьи в "Московском вестнике", ближайший помощник Каткова по изданию "Русского вестника").
193. Бабст Иван Кондратьевич (1824-1881) - профессор политической экономики Московского университета, публицист.
194. Одоевская (в замужестве Новикова) Нина Ивановна - кузина Одоевского, дочь князя Ивана Сергеевича Одоевского, дяди Владимира Федоровича. После смерти Ивана Сергеевича (в 1839) Владимир Федорович по праву старшего родственника взял на себя опекунство над племянницами Софьей, Марией и Ниной. Последняя часто бывала у него дома, состояла с ним в переписке.
195. Приезд Серова в Москву был связан с его женитьбой. Об этом рассказывает B.C. Серова в своих воспоминаниях: "Избегая толпы любопытных зрителей, мы решили венчаться вне Петербурга, а будучи оба врагами церемоний, отказались от всяких свадебных пиршеств. Я предложила совершить обряд в Москве, так как Серов там был еще мало известен" (Серова В.С. Воспоминания. Серовы Александр Николаевич и Валентин Александрович. СПб., 1914. С. 38).
Но в Москве их постигло разочарование, так как в те дни наступил рождественский пост и венчаться было невозможно. Валентина Семеновна предложила отложить исполнение обряда и просто объявить себя повенчанными. "Вечером мы помчались к князю Одоевскому. Серов велел лакею доложить: "А.Н. Серов с женою". Князь старческими шажками поспешно поплелся навстречу, облобызался с Серовым, радовался несказанно его приезду, удивлялся, что ничего не слыхал о женитьбе. Супруга его, довольно тучная особа, редко разлучавшаяся с креслом и своей неотлучной собачкой, ради такого торжественного случая решилась покинуть их, чтобы посмотреть на женатого Серова" (Цит. изд. С. 42).
Как видно из дневниковых записей, визит к Одоевскому прошел не совсем так, как описывает Серова. Серов встретился с Одоевским 16 ноября в концерте и там объявил ему о своей женитьбе. Через четыре дня, 20 ноября, он, по-видимому, впервые привел Валентину Семеновну в дом Одоевских, представив ее в качестве жены; 23 ноября они оба обедали у Одоевских.
196. Тучкова - жена московского генерал-губернатора; далее имеется в виду скорее всего жена князя Александра Васильевича Мещерского, московского предводителя дворянства (1869-1875).
197. Серова (урожденная Бергман) Валентина Семеновна (1846-1924) училась в Петербургской консерватории по классу фортепиано у А.Г. Рубинштейна, занималась композицией с А.Н. Серовым и вместе с ним издавала в 1867-1868 журнал "Музыка и театр". Автор опер "Уриель Акоста" (1885) "Мария д' Орваль", "Хай-девка", "Илья Муромец" (1899) и др.
198. В программе 3-го симфонического собрания РМО находились Сюита си минор Баха, Концерт для фортепиано с оркестром Бетховена (солист Доор), Requiem Керубини, увертюра "Король Лир" Берлиоза.
199. Каньяр-Латур (Cagnard de la Tour) Шарль (1777-1859) - физик и механик, известен усовершенствованием сирены - инструмента, при помощи которого можно точно определять число колебаний, производимых любым тоном в любом промежутке времени.
200. Сытин - предположительно, переписчик.
201. В сезоне 1863/64 один из членов дирекции московского отделения РМО Н.П. Трубецкой подал мысль устроить общедоступные концерты в экзерциргаузе. Затраты на устройство двух концертов достигали значительной суммы (около 10 000 р.), но оправдали себя, так как имели большой успех и принесли доход в 3 000 р.
202. Давидов (Давыдов) Карл Юльевич (1838-1889) - виолончелист, солист оркестра Итальянской оперы в Петербурге, профессор Петербургской консерватории.
Супруги Барбо - Жозеф (1824-1897), французский певец, и его жена Каролина; работали в Петербурге.
203. Штарк Ингеборг (1840-1913) - пианистка и композитор, ученица петербургского пианиста и педагога Н.С. Мартынова, позднее совершенствовалась у Листа. В статье "Концерт Русского музыкального общества в пользу учреждаемого Обществом музыкального училища..." Одоевский пишет: "...В Петербург возвратилась, на время, наша знаменитая фортепианистка Ингеборг Штарк, ныне г-жа Бронзарт, которая родилась и образовалась в России, выросла на наших глазах и теперь принадлежит к числу первых музыкальных художниц в Европе" (Бернандт, 251).
204. В бумагах Одоевского сохранился отрывок статьи под названием "18-е представление Юдифи, оперы А.Н. Серова (отрывок из письма в Москву)" (РНБ, ф. 539, переплет 93, л. 334). См. комментарий ниже.
205. Бьянки Валентина (1839-1884) - оперная певица, первая исполнительница роли Юдифи в опере Серова, пела в Петербурге в 1862-1865, в Москве - до 1867.
206. В годы общения с Одоевским И.С. Тургенев создал романы "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862). В 1868 Одоевский вступил в прямую публичную полемику с любимым им писателем, ответив своим эссе "Недовольно!" на известный текст Тургенева, озаглавленный "Довольно!" и выражающий разочарование в жизни.
207. Речь идет о пении сделанных Ломакиным переложений традиционных роспевов: об их совместных с Одоевским опытах Ломакин рассказывает в "Автобиографических записках".
208. Прохорова (в замужестве Маурелли) Ксения Алексеевна (1836-1902) - певица (лирическое сопрано) и педагог, в 1863-1866 солистка Мариинского театра.
209. Ниссен-Саломан Генриетта (1819-1879) - выдающаяся певица (сопрано) и педагог. С 1860 жила в Петербурге, преподавала в классах РМО и в Петербургской консерватории.
210. Александр Адрианович Васс был преподавателем пения в женских институтах (Мариинском и Павловском), находившихся под покровительством великой княгини Елены Павловны.
Одоевский принимал активное участие в работе Васса. В Дневнике он отмечает: "Васс - от него на экзаменах в М[ихайловском дворце] - требовал, чтобы ученицы читали все ключи!.. Васс просил прислать ему тетрадку и литографические оттиски урока Альбрехта". В музейном фонде Одоевского находятся упомянутые оттиски (ф. 73, No 446/1), а также автограф вступительной статьи к цифровому руководству Альбрехта (No 447).
211. Милютин Николай Александрович (1818-1872) - министр внутренних дел. Подробнее о нем см. в разделе "Дело о церковном пении".
212. Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) - историк, юрист, философ; в 1861-1868 профессор Московского университета, позже, в 1882-1883 московский городской голова.
213. Упоминаемое письмо опубликовано - Бернандт, 521. В нем идет речь о самых разных вещах: о методах преподавания музыки, о системе Шеве, о необходимости изучения акустической и математической основ музыкального искусства. Содержание письма не имеет непосредственной связи с высказыванием о "нигилистском болоте", и слова Одоевского, возможно, следует толковать в том смысле, что он находил необходимым для молодой женщины заняться самообразованием, расширением кругозора; отрицание культуры, в чем бы оно ни выражалось, Одоевский считал одним из главных проявлений нигилизма.
214. Славянский М.Е. - композитор, автор обработок народных песен.
215. Бахметев Николай Иванович (1807-1891) - в 1861-1883 директор Придворной певческой капеллы. О его отношениях с Одоевским см. в разделе "Дело о церковном пении".
216. Вельяминов-Зернов - не удалось выяснить, о ком идет речь.
217. Заремба Николай Иванович (1821-1879) - музыкальный теоретик и композитор, профессор, в 1867-1872 директор Петербургской консерватории.
218. Петерсен Павел Леонтьевич (1831-1895) - пианист, совладелец фортепианной фирмы "Беккер", член дирекции Петербургского отделения РМО.
219. Кедров - петербургский педагог.
220. Речь идет о статье Одоевского "Заметка о пении в приходских церквах", напечатанной в газете "День" (1864, No 4).
221. Речь идет о первом исполнении переложений Потулова в церкви Георгия на Всполье. Обедня в переложении Потулова была также исполнена в Большом Успенском соборе (см. запись от 25 февраля 1864). Об этом перело