жении Одоевский писал в статьях "Заметки о пении в приходских церквах" и " К вопросу о древнем русском песнопении".
222. Имеется в виду св. митрополит Московский Филарет (Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867) (подробнее см. в разделе "Дело о церковном пении").
223. Имеется в виду статья П.А. Бессонова "Судьба нотных певческих книг. Одна из ветвей истории московского печатного дела", опубликованная в журнале "Православное обозрение" (1864, No 5, 6). Статья помечена 26 января 1864.
224. О константинопольском музыкальном обществе см. в комментариях к переписке Одоевского и Разумовского.
225. Программа спектакля состояла из произведений принца Ольденбургского: "Сцены из оперы Катерина фон Гейльброн" и кантата "Поэзия и музыка".
226. Толстой Феофил Матвеевич (1809-1881) - композитор и музыкальный критик, писавший под псевдонимом "Ростислав".
227. Майков Аполлон Николаевич (1821-1897) - поэт, член-корреспондент петербургской Академии наук.
228. Корш Евгений Федорович (1810-1897) - литератор, в прошлом редактор газеты "Московские новости" и журнала "Атеней", библиотекарь Румянцевского музея.
229. Программа 8-го симфонического собрания РМО включала Серенаду для оркестра Брамса, Фортепианный концерт Шумана, отрывки из оперы "Иосиф" Мегюля и симфонию Es dur Моцарта.
230. Энгармоническое фортепиано представляло собой клавишный инструмент, в котором "совершенно устранена темперация звуков и диез и бемоль двух соседних звуков получили свои отдельные клавиши" ("Русская духовная музыка..." Т. III. С. 47). Диезные и бемольные клавиши были разного цвета: красные и черные. Изобретение относится к текущему году, почему Одоевский и собирался "крестить" этого "новорожденного младенца" (см. запись от 18 февраля).
231. По-видимому, речь идет о введении нового устава РМО.
232. Имеются в виду сочинения Турчанинова Петра Ивановича (1779-1856) - протоиерея, духовного композитора.
233. Воротников Павел Максимович (1810-1876) - учитель пения, регент, композитор; член Общества древнерусского искусства (подробнее о нем см.: "Русская духовная музыка...". Т. III. С. 137 и далее).
234. Общество любителей церковного пения было образовано в Москве полутора десятилетиями позже, из окружения Одоевского в него вошли В.Н. Кашперов и Д.В. Разумовский (последний, впрочем, довольно скоро покинул ОЛЦП из-за разногласия в подходах к церковному пению; см. раздел "Общество любителей церковного пения" в: "Русская духовная музыка..." Т. III).
235. Имеется в виду рукопись, ныне хранящаяся в собрании Одоевского в РГБ под No 17 - Ирмологий двузнаменный последней трети XVII века, на котором имеется запись о приобретении рукописи у А.Е. Сорокина 22 января 1866.
236. В дневнике Одоевского рядом с этой записью наклеен пригласительный билет: "Станок Петра Великого приветствует К.В.Ф.Одоевского с исполнившимся трехсотлетием московского книгопечатания. 1 марта 1864 г., в час пополудни".
237. Савва (Иван Михайлович Тихомиров) (1819-1896) - архимандрит, синодальный ризничий, в тот период викарий Московской епархии.
238. Горский Александр Васильевич (1812-1875) - протоиерей, ректор Московской духовной академии, духовный писатель и историк.
239. Имеется в виду работа А.Д. Ряжского, которая в 1866 вышла в журнале "Православное обозрение" под названием "О происхождении русского церковного пения" (1866, No 9-11).
240. Лешетицкая (у Одоевского - Лечетицкая; урожденная Фридебург) Анна Карловна (1829-1903) - камерная певица (контральто) и педагог, первая жена пианиста и фортепианного педагога Т. Лешетицкого. С детских лет проявила яркие музыкальные способности и обратила на себя внимание великой княгини Елены Павловны, которая взяла ее в семилетнем возрасте на воспитание. Выступала в оперных спектаклях с итальянскими певцами Д. Марио, Э. Тамберликом, Л. Лаблашем, П. Виардо. Неоднократно музицировала с А.Г. Рубинштейном, много концертировала в России и за границей вместе с мужем. Принимала деятельное участие в создании РМО и часто (до 1863) выступала в его симфонических концертах.
241. Фробергер (Froberger) Иоганн Якоб (1616-1667) - немецкий композитор, органист, один из выдающихся предшественников И.С. Баха.
Кирхер (Kircher) Афанасий (1602-1680) - иезуит, профессор естественных наук при Вюрцбургском университете. Из сочинений, относящихся к музыке, наиболее известны: "Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni", "Phonurgia nova, sive conjugium mechanico-physicum artis et naturae, etc.".
242. Статья "К вопросу о древнерусском песнопении" опубликована в газете "День", No 17 за подписью "К.В.О.".
243. Тромонин Корнелий Яковлевич - литограф, автор известного указателя водяных бумажных знаков.
244. В рукописи Одоевского ошибка: Прасковья Михайловна Голынская.
245. Имеется в виду Венявский Генрик (1835-1880) - польский скрипач, педагог и композитор. В 1869-1872 жил в России, был придворным солистом, в 1862-1868 - профессором Петербургской консерватории.
246. Концерт Генрика Венявского состоялся во вторник 17 марта в Большом театре с участием И. Оноре, Ф. Комиссаржевского, А. Лешетицкой.
Программа 10-го симфонического собрания РМО включала: увертюру "Мелузина" Мендельсона, арию из оперы "Дон Жуан" Моцарта, Второй концерт для виолончели с оркестром К. Давыдова (солист - автор), арию из оперы "Фауст" Гуно, Пятый концерт для скрипки с оркестром Вьётана, романсы Балакирева, Дессауера и А.Г. Рубинштейна, Седьмую и Восьмую симфонии Бетховена.
247. Вероятно, родственник Розена Георгия (Егора) Федоровича, барона (1800-1860) - поэта и драматурга, автора либретто оперы "Жизнь за царя".
248. Программа концерта Н.Г. Рубинштейна включала: увертюру к опере "Весталка" Спонтини, Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена (Рубинштейн, Кламрот, Эзер), "Колыбельную" Глинки (Оноре), Ноктюрн Фильда, Скерцо А.Г. Рубинштейна, Балладу Шопена (Н.Г. Рубинштейн), хоры из 3-й части оратории "Времена года" Гайдна, "Венгерскую рапсодию" Листа (Н.Г. Рубинштейн), Симфонию Фолькмана.
249. Отставной поручик, композитор-дилетант А.В. Лазарев ("абиссинский маэстро") давал в Москве два концерта в пользу "бедствующих под игом турецким восточных православных церквей". В концерте должны были быть отражены "четыре элемента музыки: германской, итальянской, халдейской и славянской с участием пианиста А. Лешетицкого для всех фортепианных партий".
В бумагах Одоевского сохранился небольшой отрывок письма или статьи о Лазареве, где говорится, что еще задолго до объявления концерта в магазинах появились портреты Лазарева, "под портретом находилось facsimile почерка сочинителя, как под портретом Листа, только с той разницею, что в facsimile г-на Лазарева, состоящем из двух музыкальных строчек, знатоки заметили музыкально-грамматические ошибки"...
Можно заметить, что Лазарев не впервые предпринимал подобную "акцию": в 1855 он объявил в Москве концерт в пользу святых мест Палестины и бедствующей на Востоке Христианской церкви, который, однако, был запрещен митрополитом Филаретом ввиду его программы: "...сотворение мира и страшный суд, требующие благоговейного размышления, унижаются и оскорбляются, когда обращаются в игралище музыканта для забавы слушателей" (Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды. Письма. Воспоминания. М., 2003. С. 579).
250. В понедельник, 23 марта в зале Благородного собрания состоялся концерт Лешетицкой с участием Г. Венявского, Ф. Коммиссаржевского и Н.Г. Рубинштейна.
251. Шуман (урожденная Вик) Клара (1819-1896) - пианистка и композитор, концертировала в России дважды: в 1844 (приезжала вместе с Р. Шуманом) и в 1864. Следует отметить, что Одоевский обошел полным молчанием ее выступления в Москве, не отозвавшись на них ни в печати, ни в Дневнике (за исключением упоминаний чисто регистрационного порядка).
252. Эни - Анна Карловна Лешетицкая.
253. В номере "Московских ведомостей" от 25 марта (No 68) было помещено письмо Венявского о том, что он вынужден отменить свой концерт, назначенный на 26 марта в Большом театре, так как привык играть с оркестром лишь под управлением Н.Г. Рубинштейна, а на этот раз управляющий московской конторой императорских театров Л.Ф. Львов не дал разрешения Рубинштейну дирижировать театральным оркестром. Запрет казался тем более странным, что незадолго перед тем Рубинштейн выступал как дирижер в концерте, данном дирекцией императорских театров.
254. Кинд - вероятно, лицо из ближайшего окружения великой княгини Елены Павловны.
255. По отчету Московского отделения РМО за 1864-1865 Юхновская числилась ученицей музыкальных классов по классу Осберга (пение), стипендиаткой РМО.
256. Пастор И. Юнг, "делегат нью-йоркской конвокации" (американской епископальной церкви) не первый раз посещал Россию. Он появился в Москве в 1864 с окружными грамотами от некоторых епископов американских к епископам Восточной церкви, где выражалось желание мира и союза и предлагалось присылать в Россию юношей, способных изучить русский язык и переводить на английский все, что "лучшим образом могло бы ознакомить их с Православием". Пастор был принят митрополитом Филаретом и имел с ним ученую беседу о догматах. Юнг сообщил также, что катехизис митрополита Филарета производит в США очень сильное впечатление (Митрополит Филарет (Дроздов). Цит. изд. С. 832-835). Во время второго визита пастора в Россию в 1864 переговоры были продолжены.
257. Об иеромонахе Палладии см. в разделе "Разные письма"; по-видимому, ему дали часть денег, собранных по подписке для исполнения в храмах переложений Потулова.
258. Речь идет о статье "К вопросу о древнерусском песнопении".
259. Урусов Сергей Николаевич, князь (1816-1883) - сенатор, товарищ обер-прокурора Св. Синода (с 1864), государственный секретарь (1865-1867).
260. Имеется в виду либо Леон Оноре - пианист, либо его жена Ирина Ивановна Оноре (Онноре; урожденная Пилсудская) - певица (контральто) (1838-?), которая в 1862-1873 выступала на сцене Большого театра в Москве.
261. Имеется в виду виолончель Карла Давыдова работы Антонио Страдивари. Эта виолончель была подарена ему Матвеем Юрьевичем Виельгорским (1794-1866) - крупнейшим из предшественников Давыдова в русском виолончельном искусстве. Одна из современниц так описывала это событие: "Мне довелось присутствовать, когда граф Матвей Юрьевич передал свой знаменитый виолончель, будучи уже преклонных лет, известному виолончелисту Давыдову как русскому артисту, сказав при этом следующие слова: "Не нахожу никого достойнее получить мой Страдивариус, кроме вас!" Вся зала Дворянского собрания задрожала от аплодисментов, когда маститый старик, взойдя на эстраду, перед всей публикой вручил свой инструмент молодому концертанту, удостоившемуся своим талантом столь драгоценного дара" (Фредерике М.П. Из воспоминаний // Гинзбург Л. К.Ю. Давыдов. М., 1950. С. 16).
262. Статья "К вопросу о древнерусском песнопении" напечатана в газете "День" (1864, No 17).
263. В списке дам, присутствовавших на вечере, вероятно, допущены какие-то ошибки: кроме великой княгини Елены Павловны и Э.Ф. Раден, названы "принцесса Нейвидская", которую не удалось отождествить ни с кем, и "Елизавета Павловна". Что касается последней, то, если предположить, что имеется в виду великая княгиня, то дам с таким именем в данную эпоху нет, но возможно, что имеется в виду Екатерина Михайловна, дочь Елены Павловны: ошибка в отчестве может оказаться просто опиской, ошибка в имени вызвана тем, что у Елены Павловны была и дочь Елизавета, к этому времени однако уже скончавшаяся. Екатерина Михайловна была замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким.
264. Михайловский Петр Филиппович (1838/39-1881) - помощник регента Синодального хора.
265. "Примирительный акт" - возможно, документ, связанный с разделом наследства, который касался жены Маслова, урожденной княжны Одоевской.
266. Колюбакин Николай Петрович (1810-1868) - сенатор 7-го департамента, писатель-историк.
267. Имеется в виду статья Разумовского "Об основных началах богослужебного пения православной Грекороссийской церкви", впоследствии опубликованная в сборнике Общества древнерусского искусства (1866).
268. Долгорукая (урожденная княжна Голицына) Екатерина Дмитриевна, княгиня (1801-1887) - жена обер-шенка князя Николая Васильевича Долгорукова (1789-1872).
269. Одоевский сделал переложение этого хорала для фортепиано и органа (ГЦММК, ф. 73, No 651/10); в архиве имеются также наброски к сочинению для органа на тему фуги Баха ("Fugue de Seb. Bach") e moll (ф. 73, No 657/15).
270. Имеется в виду Всеволожский Александр Всеволодович (1794-1864) - камергер, музыкант-любитель.
271. Упоминаемая работа А.В. Горского называется "Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по рукописным и печатным источникам" (М., 1841); в книге имеются приложения, составленные архимандритом Леонидом (Кавелиным).
272. Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) - музыкальный и художественный критик, историк искусства, археолог; в тот период занимался изучением древнерусского церковного пения.
Статья Стасова "Заметки о демественном и троестрочном пении" (опубликована в Известиях Императорского Русского Археологического общества. Т. 5. Вып. 4. СПб., 1864) была представлена в Общество древнерусского искусства и на заседании 17 октября передана на отзыв Одоевскому. На заседании 9 января 1866 было оглашено мнение Одоевского, подчеркивавшего большое значение этой статьи. В записи от 6 августа говорится, по-видимому, о предварительном знакомстве с работой Стасова.
273. То есть на Смоленский бульвар, на зимнюю квартиру.
274. Гавриилу Головне, придворному певчему XVIII века, автору нотной азбуки, печатавшейся в составе Сокращенного (Учебного) Обихода, уделяется внимание, в частности, в статье П.А. Бессонова "Судьба нотных певческих книг", а также в исследовании Д.В. Разумовского "Церковно-русское пение" (см.: "Русская духовная музыка...". Т. III. С. 116 и далее).
275. Пановский Николай Михайлович (1797-1872) - журналист, сотрудник газеты "Московские ведомости".
276. Проект Н.Г. Рубинштейна осуществился: с сезона 1864/65 в РМО открылся бесплатный класс хорового пения по методе Шеве. Преподавателем его стал К.К. Альбрехт. Как видно из последующих записей, Одоевский знакомил Альбрехта с системой Шеве.
277. Имеется в виду жена Николая Петровича Колюбакина.
278. Альбрехт Карл (Константин) Карлович (1836-1893) - виолончелист, композитор, инспектор Московской консерватории и преподаватель элементарной теории и хорового пения; один из основателей Русского хорового общества (1878), ближайший помощник Н.Г. Рубинштейна по руководству Московской консерваторией, друг П.И. Чайковского.
279. Рехт Элиза - оперная певица (контральто). Родилась в Будапеште, дебютировала в родном городе в 16 лет, затем пела в Германии. С 1863 - артистка Большого театра в Москве.
280. Неклюдов Василий Сергеевич (1818-1880) - камергер, действительный статский советник, сотрудник "Русского вестника" по политическим вопросам, управляющий императорских московских театров (1864-1866).
281. "Эсфирь" - имеется в виду "Юдифь" Серова.
282. Тиндаль (Tindall) Джон (1820-1893) - знаменитый английский физик и акустик; его основной труд в области акустики "Звук" ("Sound") был издан в русском переводе.
283. Статья "Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве" опубликована в газете "День" (1864, No 46).
284. Вероятно, имеется в виду статья "Услышим ли мы оперу Юдифь в Москве", которая не была в свое время опубликована (см.: Бернандт, 286).
285. Евреинова Е.П. - мать либо Евреинова Н.М. - дочь.
286. Ховен Христофор Христофорович фон дер, барон (1795-1890) - генерал от инфантерии, сенатор в одном из департаментов вместе с Одоевским.
287. Имеется в виду Ю.Ф. Абаза.
288. До сезона 1864/65 музыкальные классы РМО не имели собственного помещения. Занятия проходили на квартирах преподавателей. В 1864 был нанят дом Воейковой на Моховой, впоследствии перешедший Румянцевскому музею. Вероятно, это новоселье и праздновалось у Рубинштейна.
289. Находясь осенью 1864 за границей, Серов хлопотал о постановке "Юдифи" в Москве. Он писал Одоевскому, что от этой постановки зависит его возвращение домой (см.: Из переписки кн. В.Ф. Одоевского // Музыкальная старина. Вып. IV. СПб., 1907. С. 118-141). По мере возможности Одоевский пытался содействовать постановке путем разговоров с Л.Ф. Львовым и B.C. Неклюдовым, но безуспешно. Постановка "Юдифи" в Москве состоялась лишь 15 сентября 1865.
290. Мысль о назначении Н.Г. Рубинштейна капельмейстером Большого театра возникла за некоторое время до того, как появилась эта запись в Дневнике Одоевского. Бедственное положение русской оперы давно обращало на себя внимание; об этом неоднократно поднимался разговор в печати, и все единодушно указывали на Николая Рубинштейна как на единственного человека, способного занять пост руководителя русской оперы вместо Шрамека. В 1864 в это дело вмешался Одоевский. Его письмо к великой княгине является одной из попыток достижения поставленной цели (письмо опубликовано: Бернандт, 526).
291. Речь идет об Артистическом кружке. Одоевский принимал участие в его организации, главным образом в выработке устава, который был подписан им, Н.Г. Рубинштейном и К.А. Тарновским.
292. Программа 3-го симфонического собрания РМО включала: Симфонию с moll Гайдна, арию из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро" "Voi che sapete" (Лаборд), Концерт для фортепиано g moll Юзефа Венявского (солист - автор), "Сон в летнюю ночь" Мендельсона. Следует отметить расхождение между записью Одоевского и отчетом РМО: Одоевский называет исполнительницу Иванову, в отчете указана Лаборд.
293. Герберт (Gerbert von Gornau) Мартин (1720-1793) и Куссемакер (Coussemaker) Шарль Эдмон Анри (1805-1876) - исследователи западноевропейской средневековой музыки. Герберт начал издание "Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum" (1784, 3 тома), которое было продолжено Куссемакером под названием "Scriptores de musica mediaevi" (1864-1876, 4 тома).
294. Офросимов Михаил Александрович (1797-1868) - генерал от инфантерии, в 1864-1866 московский генерал-губернатор, член Государственного совета.
Крейц Генрих Киприянович, граф - московский обер-полицмейстер.
295. Имеется в виду Артистический кружок.
296. Взаимоотношения Серова с отделениями РМО складывались по-разному. Серов не был привлечен в состав дирекции в Петербурге. Будучи явно задетым этим, он на первых же порах заявил о своем отрицательном отношении к Обществу. Его "война" с петербургской дирекцией длилась довольно долго и, проходя различные стадии, закончилась лишь к 1870 году, когда он был выбран председателем комитета для обсуждения программ симфонических концертов.
Весной 1865-го Серов был избран почетным членом Московского отделения, но еще до того вставал вопрос о его приглашении в Москву для ведения кафедры истории музыки. "Предложение сделаться преподавателем теории музыки в Москве, - пишет Кашкин, - было им принято, и я даже ездил летом 1865 г. в Петербург со специальным поручением договориться с ним в качестве его будущего сотрудника относительно системы преподавания. <...> Приезд А.Н. Серова в Москву замедлялся сначала постановкой его Рогнеды в Петербурге, а потом колоссальный успех оперы окончательно приковал его там и он отказался от профессорства в будущей московской консерватории. Тогда был приглашен никому неведомый, только что еще окончивший курс в Петербурге П.И. Чайковский" (Кашкин Н.Д. Воспоминания о Н.Г. Рубинштейне // Московские ведомости. 1899. No 43).
297. 29 июня 1864 на заседании Общества древнерусского искусства Одоевский внес некоторые дополнения в записку Буслаева о целях и значении Общества. Записка с дополнениями Одоевского была опубликована в газете "Современная летопись" (1865, No 1) и затем в Вестнике Общества (1874, No 4/5; см.: "Русская духовная музыка...". Т. III. С. 102 и далее).
298. В фонде Одоевского в ГЦММК (ед. хр. 624) есть сочинение (ария для сопрано, хора и оркестра) написанное Еленой Сухтелен, возможно, супругой финляндского губернатора графа Сухтелена.
299. Программа 5-го симфонического собрания РМО включала оркестровую сюиту D dur И.С. Баха, Концерт для фортепиано h moll, op. 22 Литольфа (Доор), увертюру и антракты к трагедии "Струензее" Мейербера.
300. Лавровская (по мужу Цертелева) Елизавета Андреевна (1845-1919) - певица (контральто). С юности обладала яркими вокальными данными, обратила на себя внимание кн. С.М. Голицына, который определил ее на казенный счет в Московский Елизаветинский институт, где она обучалась музыке у итальянского педагога Фензи. В 1865 поступила в Петербургскую консерваторию в класс Ниссен-Саломан. В 1867 дебютировала в Мариинском театре в партии Вани в "Жизни за царя"; по окончании консерватории (1868) была зачислена в труппу театра, где пела до 1872.
301. Программа 1-го общедоступного концерта РМО: Пятая симфония Бетховена, хор Марчелло, "Венгерская фантазия" для фортепиано с оркестром Листа (Н.Г. Рубинштейн), Фантазия для хора и оркестра на русскую песню "Возле речки, возле моста" К.Н. Лядова, Торжественная увертюра, посвященная императору Александру II А.Г. Рубинштейна.
302. Врасская (Враская) Мария Борисовна - дочь Врасского Бориса Александровича, родственника Одоевского по жене; см. коммент. 156.
303. Программа 2-го общедоступного концерта РМО: Третья симфония Мендельсона, заключительный хор из оратории "Самсон" Генделя, "Венгерская фантазия" для фортепиано с оркестром Листа, хор из "Рогнеды" (пир в княжеской гриднице) Серова, Торжественная увертюра, посвященная императору Александру II, А.Г. Рубинштейна.
304. Рядом с записями о Лавровской в Дневник Одоевского вклеена записка рукой Одоевского:
"Лавровская Прасковья Васильевна, вдова титулярного советника, служившего в 4-м Округе Путей сообщения. Дочь певица - Елизавета Андреевна - 19 лет (восп[итывалась] на экон[?]). 2-я дочь Марья 16 лет в Елизаветинском Институте (на Гороховом поле) пенсионеркой гр. Шереметева. Два сына - помещены.
Николай Павлович Шипов (Преображенского полка) дал им у себя помещение для матери и дочери и хочет везти в чужие края".
305. Имеется в виду Франсуа Вианези (см. комм. 87).
306. Фигье (Figuier) Луи (1819-1894) - французский литератор и естествоиспытатель; Ляйель (Лайелл, Lyell) Чарльз (1797-1875) - геолог; его главный труд "Основы геологии" появился в 1830-1833 и неоднократно переиздавался при жизни автора; Паскаль (Paskal) Блез (1625-1662) - французский философ; его основная работа - "Мысли" ("Pensees") была издана впервые в 1669, критически исправленное издание, на которое указывает Одоевский, появилось в 1852.
Musica sacra - возможно, "Musica sacra. Sammlung beruhmter Kirchenchore", сборник церковных хоров под редакцией А. Дёрфеля с пояснениями К. Риделя в двух тетрадях, выпущенный лейпцигской фирмой "Peters". Позже этот сборник широко использовался Синодальным хором.
307. Имеется в виду поездка в Петербург.
308. Платон (Николай Иванович Городецкий; 1803-1891) - архиепископ Рижский, впоследствии архиепископ Донской и Херсонский, митрополит Киевский и Галицкий; известен активной деятельностью по укреплению православия в Прибалтике и широкой миссионерской работой; духовный писатель.
309. Изменение устава РМО было вызвано его ростом и появлением новых отделений в провинции. Петербургский комитет, от которого исходила инициатива их учреждения, пытался сохранить за собой право контроля и руководства, что вызывало неудовольствие, прежде всего Московского отделения, требовавшего самостоятельности. В связи с этим возникли горячие споры между Петербургским и Московским отделениями. В конце концов была учреждена Главная дирекция как орган, объединяющий все отделения, а для управления делами отделений - местные дирекции, состоявшие каждая из трех-пяти директоров и стольких же заместителей. Проект этот был введен на один год, но просуществовал до 1875, когда последовало его утверждение.
Одоевский принимал горячее участие во всех этих предприятиях. В его московском архиве сохранились дополнения к уставу РМО с его запиской, помеченной 30 января 1865 (ф. 73, No 744/1, а также No 744/2, 3).
310. Бажанов Василий Борисович (1800-1883) - протопресвитер, богослов; с 1835 законоучитель и духовник цесаревича Александра Николаевича (в будущем императора Александра II), с 1848 духовник императора Николая I, тогда же назначен протопресвитером придворного собора Зимнего дворца; с 1858 главный священник гвардии и гренадер; с 1852 преподавал Закон Божий великому князю Александру Александровичу (в будущем императору Александру III); член Св. Синода; духовный писатель.
Визит Одоевского к Бажанову связан не только с высоким авторитетом, который тот имел в придворных кругах, но также и с заинтересованным отношением Бажанова к проектам преобразований в положении белого духовенства, расширения его прав, а следовательно, и участия в просвещении народа.
311. Имеется в виду Александрова-Кочетова (урожденная Соколова, в замужестве Кочетова, по сцене Александрова) Александра Доримедонтовна (1833-1902) - выдающая русская певица (лирико-драматическое сопрано), педагог. В 1865-1878 солистка Большого театра, профессор Московской консерватории со дня ее основания до 1880. В молодости занималась композицией, опубликовала под фамилиями Соколова и Кочетова несколько романсов на стихи Майкова, Фета и др.
В записях упоминается также сестра Александровой-Кочетовой, тоже певица, фигурирующая под фамилией "Соколова".
312. Сын А.Н. Серова Валентин (в будущем знаменитый русский художник) родился 7 января 1865; мать композитора А.К. Серова скончалась 23 января того же года.
Статья Ц.А. Кюи о "Юдифи" вышла в "Санкт-Петербургских ведомостях" 26 января 1865.
О попытке примирения Серова со Стасовым B.C. Серова рассказывает иначе, чем Одоевский: "Когда он [Серов] встретился с Вл. Вас. [Стасовым] на похоронах, то, пораженный горестной утратой своей матери, Серов, вероятно, надеялся заглушить свое горе приобретением старого товарища и друга; воспользовавшись случаем, который мог не повториться, он поверх тела матери, не дав покрыть гроба крышкой, протянул руку Вл. Вас. с просьбой забыть все прошлое и возобновить прежнее доброе отношение. Вл. Вас. отверг просьбу... и руки не принял! (сообщено мне самим Вл. Вас. Стасовым)" (Серова B.C. Серовы Александр Николаевич и Валентин Александрович. Воспоминания. Цит. изд. С. 72).
313. О передаче В.В. Стасовым накопленных им материалов по истории русского церковного пения в полное распоряжение В.Ф. Одоевского и Д.В. Разумовского см.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. С. 98. Материалы, ныне хранящиеся в фонде Разумовского в РГБ, включают выписки из летописей, из Полного свода законов и разных печатных источников, собранные Стасовым воспоминания, а также документы о синодальном издании певческих книг и сравнительные таблицы некоторых древних крюковых песнопений, составленные по рукописям из петербургских и московских собраний.
314. Каншин Дмитрий Владимирович - член главной дирекции РМО, впоследствии автор популярной книги по правильному питанию ("Энциклопедия питания").
315. Письмо В. Бьянки к Одоевскому от 31 января 1865 о постановке "Юдифи" в Москве хранится в фонде Одоевского в РНБ.
316. Сетов (Сетгофер) Иосиф Яковлевич (1836-1893) - певец (тенор), режиссер и антрепренер. В 1864-1868 пел в московском Большом театре, профессор Московской консерватории, в 1868-1872 режиссер Мариинского театра; в дальнейшем содержал частную оперную антрепризу.
317. Соллогуб Владимир Александрович, граф (1814-1882) - поэт и писатель, давний приятель Одоевского; в описываемый период - член комиссии по преобразованию тюрем. В статье "Бесплатный класс простого хорового пения..." Одоевский упоминает брошюру В.А. Соллогуба "Les musiciens contre la musique" (СПб., 1860), написанную в защиту обучения пению по цифровому методу Шеве (см.: Бернандт, 294).
318. Я.С. Орел-Ошмянцев был выбран в члены-сотрудники Общества древнерусского искусства 7 марта 1865.
Об устройстве духовного концерта Общества см. далее отдельную публикацию.
319. О работе Одоевского над фрагментами рукописи Тихона Макарьевского см. далее, в публикации материалов о духовном концерте Общества древнерусского искусства.
320. В этом концерте были исполнены: увертюра к опере "Le Pardon de Ploermel" Мейербера, Концерт для клавира с оркестром И.С. Баха, "Крейслериана" Шумана, полонез Шопена, "Morceau de salon" И. Венявского, музыка к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" Мендельсона.
321. Ребу М. - певица (сопрано), примадонна итальянской оперы в Москве.
322. См. комм. 269.
323. Статья Одоевского "Лауб в Моцартовском ге-мольном квинтете" опубликована в "Московских ведомостях" от 12 марта 1865 под псевдонимом "О.О.О." (Бернандт, 302). Квинтет исполнялся в 1-м квартетном собрании РМО, вместе с квартетом Гайдна, ор. 17, No 5 и трио Бетховена ор. 70, No 2. Исполнители: Ф.Г. Лауб (1-я скрипка), К.А. Кламрот (2-я скрипка), В.В. Безекирский (альт), К.Ф. Эзер (виолончель), А.К. Доор (фортепиано).
324. Концерт П.А. Радонежского прошел в Большом зале Благородного собрания при участии М. де Петрис, А.Р. Анненской, Э. Рехт, Ю.К. Кох, Н.Г. Рубинштейна, Ю.Г. Гербера, Ф. Кавалли (тенор, учившийся в Неаполитанской консерватории), В.И. Гордеева, М.П. Владиславлева, В.И. Живокини и др.
325. В Отчете Московского отделения РМО за 1864-1865 годы указывается: "По окончании музыкальных собраний Общества Дирекция, воспользовавшись предложением г. Серова прочесть шесть публичных лекций "об опере как музыкальной драме", - пригласила гг. членов к бесплатному слушанию оных" (с. 3). Далее значится, что Серову за шесть прочитанных им лекций было выплачено 300 рублей.
326. В бумагах Одоевского (РНБ, переплет 11, л. 57-58) имеется написанный им проект протеста Молчанова. Там говорится: "фирма" Молчанова известна уже около сорока лет под названием "Хор петербургских песенников под управлением Ивана Молчанова"; в хоре - от 26 до 30 человек, мужчин и мальчиков, и этот хор, так же как и его управляющий, не имеют ничего общего с хором Молчанова, выступающим при гостинице "Эрмитаж", публикация о котором была сделана в No 54 "Ведомостей" московской городской полиции.
327. В 10-м собрании РМО исполнялись: вступление к опере "Лоэнгрин" Вагнера, Концерт для скрипки с оркестром Бетховена (солист Лауб), Реквием Шумана, Венгерская фантазия для скрипки Эрнста (солист Лауб), симфоническая поэма "Тассо" Листа. Дирижер - Н.Г. Рубинштейн.
328. Элиза Рехт была, в частности, исполнительницей партий Вани в "Жизни за царя", Авры в "Юдифи", Княгини в "Русалке".
329. Имеются в виду Константин Августович Тарновский и Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) - в те годы профессор ботаники Московского университета и музыкант-любитель, позже крупнейший деятель народного просвещения, публицист.
330. Публикацию текста этой "брошюры" см. далее, в документах о духовном концерте Общества древнерусского искусства.
331. Голицын Юрий Николаевич, князь (1825-1872) - сын известного мецената Н.Б. Голицына, дирижер и композитор. Организовал хор из своих крепостных, с которым выступал публично в России и за границей. Репертуар составляли русские народные песни, большею частью в переложениях Голицына, а также сочинения русских композиторов. Хор располагал обширным репертуаром духовных песнопений и, разделяясь на группы, пел в разных храмах Москвы. Большинство сочинений Голицына осталось в рукописях; он выступал также в печати по музыкальным вопросам.
В заметке Пановского о данном концерте ("Московские ведомости" от 17 марта 1865) указывалось, что будут исполнены русские песни (хор с сопровождением оркестра), хоры из опер "Жизнь за царя", "Сомнамбула" Беллини и "Карл Смелый" (то есть "Вильгельм Телль" Россини), а также фантазия на русские песни, сочиненная Голицыным.
332. Мальчики, участвовавшие в хоре Молчанова, жили у него в доме на его содержании и обучались пению. Благодарю заступничеству Одоевского удалось отменить запрет, наложенный было полицией на публичные выступления детей. Все эти обстоятельства изложены в докладной записке, находящейся в бумагах Одоевского в РНБ (переплет 5).
333. Духовный концерт Общества древнерусского искусства сначала был отложен, а затем и вовсе не состоялся (см. подробнее далее, в отдельной публикации). Одновременно Одоевский представил "первые типографские крюковые знаки с отпечатками", по поводу которых членами Общества было признано, что этим опытом разрешается проблема печатания крюков типографским способом. Вскоре эти знаки были использованы, с определенными усовершенствованиями, Д.В. Разумовским при издании его труда "Церковное пение в России".
334. О министре народного просвещения А.В. Головнине и его отношениях с Одоевским см. публикацию далее.
335. Потулов Николай Григорьевич - кузен Н.М. Потулова (сын его дяди, богатого помещика Григория Александровича Потулова).
336. "Лествица степеней звуков и расстояний между ними" приложена к работе Одоевского "Музыкальная грамота для немузыкантов", изданной Я.А. Орлом-Ошмянцевым (М., 1868; Бернандт, 346-367).
К названию работы Одоевский делает следующее примечание: "Под этим наименованием часто встречается в наших старинных рукописях подобная таблица; мы воспроизводим ее с некоторыми изменениями". "Лествица степеней" Одоевского представляет собой "идеальное (отвлеченное) изображение струны, разделенной на хватки; пространство между хватками есть интервал". Разумеется, "Лествица" Одоевского имеет мало общего с "горовосходным холмом", который содержится во многих старообрядческих певческих рукописях, хотя бы потому, что там не идет и не может идти речь о каких бы то ни было струнах.
337. Неизвестно, что имеется в виду; возможно пробный печатный лист с изложением стихиры "Явишася источницы бездны", сохранившийся в архиве Одоевского (ф. 73, No 650/16) и содержащий три версии песнопения: на крюках с пометами, на квадратной ноте и в четырехголосной гармонизации.
338. Как уже говорилось, в 1865 в Москве возник Артистический кружок; его основателями были Н.Г. Рубинштейн и А.Н. Островский, при некотором участии Одоевского, помогавшего в разработке устава Кружка.
Кроме устава записи в Дневнике связаны с баллотировкой Якунчикова (имеется в виду Василий Иванович Якунчиков - московский предприниматель, скрипач-любитель, отец известных впоследствии художниц Марии Васильевны Якунчиковой и Наталии Васильевны Поленовой). При первом голосовании Якунчиков провалился, но так как Кружок был ему многим обязан и его избрания хотел Рубинштейн, то Островский предложил вновь баллотировать Якунчикова открытым голосованием, и он прошел большинством голосов. Тогда в дело вступился Одоевский, заявивший о незаконности такого рода действий. В своем письме учредителям Кружка от 12 мая 1865 (копия - РНБ, переплет 93, л. 322-323 и 326-327) он подчеркивает, что на последнем собрании нарушалась ст. 20 устава, где идет речь о количестве присутствующих членов, необходимых для законности выборов. Необходимо, по мнению Одоевского, признать последнюю баллотировку недействительной и переголосывавать вновь кандидатуру Якунчикова. Этот инцидент вызвал переписку между Одоевским и А.Н. Островским; в частности, 8 июня 1865 Одоевский писал, обосновывая свою точку зрения:
"...Во всем этом деле, независимо от его неловкой формальной стороны, для меня существует другое, высшее соображение. Не о том речь, что одного забаллотировали, другого выбаллотировали; относительно выборов каждое общество должно действовать самовластно, в этом самовластии основа всякого общественного сопряжения, и никто не имеет права спрашивать у Общества: зачем оно употребило свои шары так, а не иначе, даже если оно забаллотировало и дам. Но не в том дело, а вот в чем: все мы страждем язвою, которая портит лучшие в нас соки, эта язва: "презрение к законности", от чего бы ни происходила эта язва, но она существует...<...> С этой язвой я боролся всю мою жизнь, с большей или меньшей удачей, что зависело от разных случайностей, и в новое время полагал, что борьба эта приходит к концу. Вот почему мне горько было видеть, что Общество молодое, с прекрасною, бескорыстною целию, с первого шага начинает подражать нам, отжившим старикам, и считать закон ни во что" (Неизданные письма к А.Н. Островскому. Л., 1932. С. 317-318).
339. В письмах о. Павла Флоренского есть упоминание о его очень дальнем родственнике - московском певце и учителе Готлибе Федоровиче Пекоке (у Одоевского - Пикоке).
340. О певческой азбуке, которая с конца XVIII века помещалась при переизданиях синодального Сокращенного (Учебного) Обихода церковного пения на квадратной ноте, Разумовский писал неоднократно, в том числе в книге "Церковное пение в России". См. об этом также далее, в публикации переписки с Разумовским.
341. Московский купец-предприниматель Никандр Матвеевич Аласин (1828-после 1873), владелец "Русской фотографии" (1861-1872), был одним из членов-основателей Общества древнерусского искусства, крупнейшим деятелем единоверия в ту эпоху, а также старостой Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище, которую, возможно, посетил Одоевский.
Как раз в это время общественная деятельность Н.М. Аласина достигла пика активности. В письме митрополита Филарета к епископу Леониду (Краснопевкову) от 10 августа 1865 читаем: "Призовите Никандра Матвеевича Аласина и скажите ему, чтобы готово было письмо для Государя Наследника Цесаревича. Есть надежда, что избранные единоверцами депутаты могут быть представлены Его Императорскому Высочеству, а может быть и Государю Императору" (Письма митрополита Московского Филарета к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии архиепископу Ярославскому. М., 1883. С. 77). Таким образом, именно Аласин должен был представлять перед высшей властью единоверчество. Несколько позже, в 1869, Аласин получил "благословенную грамоту Св. Синода" за свои издания, способствующие единству православия (см.: Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском, Саввы (Тихомирова), епископа Харьковского. Харьков, 1877. С. 208). В 1867 Аласин являлся членом-распорядителем комитета Всероссийской этнографической выставки.
Под "гуслицким напевом", упоминаемым Одоевским, подразумевается певческая традиция старообрядцев, приемлющих священство, а также и единоверцев; Гуслицы - местность в Подмосковье, где проживало компактно старообрядческое население, в том числе множество переписчиков книг, и сложился определенный стиль оформления этих книг, в особенности певческих. Принципиального различия между пением "знаменным" и "гуслицким" не существует; речь идет о манере исполнения, сложившейся в старообрядческой среде.
342. Рассказ Людвига Вальсроде "Die unsichtbare Geistermusik. Ein Graudenzer Erlebniss" был напечатан в журнале "Die Gartenlaube" (1863, No 32-33).
343. Историком и археологом графом Алексеем Сергеевичем Уваровым (1825-1884) было куплено собрание рукописей историка И.П. Сахарова. См. об этом во второй части настоящего издания публикацию письма Сахарова, являющегося ответом на запрос Одоевского.
344. Имя регента или хоросодержателя Свиридова по документам данной эпохи не известно, однако речь может идти просто об очень второстепенном деятеле. Известны исполнения переложений Потулова синодальными певчими, а также певчими хоров B.C. Лебедева и А.И. Нешумова.
345. В последние годы Одоевский жил на Смоленском бульваре в приходе церкви Неопалимой Купины в Зубове, но чаще посещал находившуюся неподалеку церковь Покрова в Левшине, священник которой протоиерей Симеон Симеонович Озеров, упоминающийся в ряде дневниковых записей, был духовником князя. После кончины Одоевского отпевание происходило (2 марта 1869) в храме Неопалимой Купины, причем синодальные певчие "пели обедню древним напевом, гармонизованным г-ном Потуловым при содействии покойного князя", обряд погребения на кладбище Донского монастыря совершил близкий знакомый Одоевского - епископ Леонид, а "последнее напутственное слово" произнес его духовник, настоятель Покровского храма (см.: "Русские ведомости", 1869, 4 марта).
346. Не совсем понятно, что имеется в виду: песнопения литургии сочинения Ю.Н. Голицына или его управление собственным хором за литургией. Опубликована Херувимская Голицына, но есть также сведения, что он был автором двух литургий.
347. Имеется в виду работа архимандрита Михаила (Лузина) "О Евангелии и Евангельской истории. Опыт разбора и обзора так называемой отрицательной критики Евангелий и Евангельской истории" (М., 1865), написанная по поводу книги Э. Ренана "Жизнь Иисуса".
348. Запись о поездке в Николаевский Угрешский монастырь (тогда Московского уезда, ныне в границах Москвы) представляет собой вклеенную в том Дневника отдельную книжечку маленького формата с надписью: "1865. Поездка к Николе Угреша. С 23 и