Главная » Книги

Одоевский Владимир Федорович - Дневник. Переписка. Материалы, Страница 8

Одоевский Владимир Федорович - Дневник. Переписка. Материалы


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

огубу книжку по методе Шеве для музыкантов.
  
   2 октября
   Послал к Островскому в квартиру Рубинштейна мой ответ от 8 июня на его письмо от 6 июня.
  
   3 октября
   Пишу к Юргенсону, что словарь музыкальный пришлю ему через неделю354.
  
   4 октября
   В опере Жидовка [Галеви] - Радонежского бенефис. Он играл Кардинала (назван в афише каким-то президентом) - пел порядочно, но нерешительно, ибо плохо знает такт, особливо в синкопах - и бьет такт ногой.
  
   11 октября
   Работал над словарем Юргенсона.
  
   16 октября
   Юргенсон, коему я отдал А и В из его словаря и 15 р. на билет в Музыкальное Общество.
  
   22 октября
   Обедали у меня она [Лидия Александровна Ваксель], Соболевский и Дим. Вас. Разумовский, который принес мне весть, что [митрополит] Филарет разрешит печатание Потуловской обедни, но с переменою Херувимской.
   Вечером Д.Н. Свербеев, Евреинов, Колюбакин, Кашперов композитор.
  
   23 октября
   В Музыкальном Обществе - Кн. Николай Петрович Трубецкой - в Обществе 20 тысяч капитала, но Консерватория [жалуется?] нам на ежегодный дефицит в 5000 р.
  
   24 октября
   В Театре Громобой Верстовского, которого слышал в первый раз. Он только в этой опере начал созревать. Обстановка великолепная. Встретил Даргомыжского - звал его в середу обедать.
  
   26 октября
   В Театре на Русалке Даргомыжского - бенефис Рехт, которая прислала мне билет. Не досидел до конца.
  
   29 октября
   Обедал у меня Кашперов, а Даргомыжский не приехал.
  
   30 октября
   За обедом пришел Молчанов - отправил его к Альбрехту - в школу Шеве.
  
   6 ноября
   Кн. Голицына (сестра головы Щербатова), Колюбакин, лифляндец, рекомендованный бароном Ховен, Рубинштейн, которому я написал прошение к Генерал-Губернатору по поводу открытой баллотировки Якунчикова, Ковалинская, Кашперов, Сорокин.
   В концерте Музыкального Общества с Машей Врасской, наш разговор с Ольгой Ивановной [Тимирязевой] о вещах сего мира.
  
   8 ноября
   Оба молодые Свербеевы и кн. Оболенский спевались у меня - обедню положения Потулова - я познакомил с ними Кашперова.
  
   10 ноября
   В зале Общества любителей Российской словесности.
  
   11 ноября
   Разумовский, Орел.
  
   16 ноября
   Молодые Свербеевы и Оболенские (между ними сын Князя Димитрия) петь обедню, - но как они не разучили голосов, да и ошибки в их партиях - и оттого отложили до Потулова.
  
   17 ноября
   Раевский обещал мне прислать через Жомини Сербские мелодии, собранные по моей мысли Станковичем и посвященные им Государю. Дозволение посвятить пришло после смерти Станковича355.
   Потулов дал мне позволение цитировать его обедню в статье моей о музыке.
  
   18 ноября
   Обедал у меня Cohn - начальник книжной торговли Ашера - поручил ему отыскать Galuppi и Gerbert Scriptores356.
  
   20 ноября
   В концерте Музыкального Общества.
  
   21 ноября
   Написал маленькую статейку о Кочетовой, послал к ней на просмотр и потом отправил к Пановскому для Московских Ведомостей357.
   Я у Тимирязевых, где свез Ольге Ивановне корректуру Музыкальный лексикон для сверки с Беренсдорфом и Феодицею Лейбница358.
  
   26 ноября
   Устраивается у Потулова хор, певчие под разными предлогами отказываются петь переложение Потулова.
  
   1 декабря
   В театре с Колюбакиным и Машей - дебют Кочетовой (в театре Александровой) в Антониде в Жизни за царя. Написал для Великой Княгини отчет об этом тотчас после спектакля и послал к Эдитте Федоровне [Раден] в Петербург359.
  
   6 декабря
   Прокорректировал первый лист Музыкального словаря.
  
   7 декабря
   Ольга Ивановна Тимирязева (привезла свой учебник музыкальный по-немецки).
  
   10 декабря
   Д.В. Разумовский принес свою статью Об основных началах Богослужебного пения - которую он изменил по моим замечаниям360. Соллогуб, который нашел, что во мне знание, а не музыкальная способность, и на этом основании просит написать этюды для его арестантов - он их учит по методе Шеве и учатся 60 человек; это - славное дело.
  
   12 декабря
   Начал мою статью для сборника Общества Древнего Искусства361.
  
   17 декабря
   Вечером Гр. Соллогуб с дочерью, Путята с дочерью, Свербеев с сыном и с Зенаидой Сергеевной, Ровинский, который принес мне растений для Aquarium, Колюбакин, Поту-лов, Димитрий Васильевич, Орел, молодой Ропп, Княжна Вяземская с гувернанткой, Кочетова, которая пела.
  
   18 декабря
   На вечере Музыкального Общества - с Ольгой Ивановной.
  
   23 декабря
   Пришли снова за статьею для сборника Общества Древнего Искусства.
  
   25 декабря
   Диктовал Музыкальную азбуку для Юргенсона.
  
   26 декабря
   У обедни, у Егорья на Всполье с американцем Куртином (певчие были пьянехоньки так, что Потулов оставил клирос - и они пели не его обедню, а сами не знали что, на память. Я сказал певчим: "Вы бесстыдники - в церковь Божию приходите пьяные - уже не говорю о том, что вам платят роскошно. Вас следовало под начал, в монастырь за такой грех").
   Обед у меня для Куртина: Даль, Вельтман362, Орел, Свербеева, Елагин, Соболева, Софья Корнилова.
  
   27 декабря
   Во время обеда письмо от Головнина о Высочайшем повелении о назначении меня во Временную комиссию о введении преподавания церковного пения в народных училищах. Писал об этом к Замятнину363.
  
   30 декабря
   Продолжал мою переписку с Головниным - очень трудно писать к министрам о музыкальной технике.
  
   31 декабря
   Послал официальное письмо и копии с указов к Головкину - неофициального не успел переписать.
   Последний день года, - сколько было работы, а как мало успел сделать такого, что бы могло остаться после меня. Портфейли наполнены материалами и приготовлениями к работе - когда-то может быть возможной, может быть - никогда.
  

1866

  
   1 января
   Написал коротенькое письмо к Головнину в ответ на его предложение написать статью об учебниках Ломакина и Вильбоа и послал с Матюшкиным по 10 моих музыкальных брошюр. Начал переписывать мое большое письмо к Головнину.
  
   2 января
   Князь Николай Петрович Трубецкой и Ланин показали мне телеграмму от Великой Княгини Елены Павловны об утверждении консерватории в Москве.
  
   5 января
   Обедали у меня: Ольга Ивановна, Николай Рубинштейн, Альбрехт, Потулов - пили за здоровье Великой Княгини Елены Павловны по поводу утверждения Консерватории в Москве.
  
   7 января
   Кн. Николай Петрович Трубецкой (который звал обедать в воскресенье после общедоступного концерта).
  
   8 января
   Иванов, преподающий в Университете, занимающийся греческими невмами364, показал ему кое-что и отправил к Д.В. Разумовскому.
  
   9 января
   На свадьбе Константина Петровича Победоносцева с Екатериной Энгельгардт365 - в домашней церкви Шипова на Лубянке. Оттого не попал в заседание Общества Древнего Искусства - хотя хотел представить записку Орла и большие крюки, ни в общедоступный концерт Музыкального Общества, ни на обед у Масловых, ни у Кн. Николая Петровича Трубецкого, к которому писал извинительное письмо.
   Московские слухи: Бахметев был здесь и неоднократно жаловался [митрополиту] Филарету, что против него, Бахметева, составлен заговор, что я (!) интригую против него и изобрел Комиссию (Вышеназначенную) - и потом уверил, что его Филарет совершенно понял и что он уезжает совершенно спокойный. На здоровье!
  
   10 января
   Во время обеда Д.В. Разумовский - показал ему крюки, полученные от Орла.
  
   13 января
   Дома нашел указ о моем членстве и отношение Головнина о приезде моем в Петербург! - а у меня ни гроша! Писал к Замятнину о моем денежном затруднении - и просил назначения мне, что следует по закону командируемому чиновнику.
  
   14 января
   Был у Буслаева, чтобы объясниться о заметке Орла - и об корректурах статьи Разумовского. Требуют сильно моей статьи. Вечером: Потулова, которая мне принесла работу мужа над Кругом простого пения. Разумовский.
  
   15января
   В концерте Музыкального Общества. Кочетова пела Erlkonig ["Лесной царь" Шуберта]. Кочетову через брата звал завтра обедать. Альбрехт должен у меня быть в понедельник.
  
   16 января
   Работал над Кругом простого пения366.
  
   17 января
   Не поехал в Сенат и занялся приготовлением к Комиссии, ибо не могу еще найти моих разных работ по этому предмету. Так я забыл о его существовании по милости Сената. Писал к Головнину о желании моем съездить к Филарету - и послал [письмо?]. Писал к Эдитте Федоровне о Кочетовой. Диктовал окончание Музыкальной азбуки.
  
   18 января
   Почти окончил Музыкальную азбуку, хотя мешали. Послал к Юргенсону текст Азбуки и корректуру 1-го листа Словаря.
  
   19 января
   Провозился над Музыкальной азбукой для народных школ и разными приготовлениями к Комиссии. Отправил к Александре Андреевне Колюбакиной ее 3-ю тетрадь с объяснениями, что торопить нельзя, и вчера к Юргенсону корректуру 2-го листа Словаря. Обедали с женою одни. Д.В. Разумовский. Опять за работу.
  
   20 января
   Отправил к Юргенсону корректуру 2-го листа с просьбой прислать еще. Все над Комиссией.
  
   21 января
   В Русской фотографии - снял снимок с [иероглифической?] рукописи Тихона Макарьевского к делам Комиссии. Орел (отдал ему две строки нот из двойного Ирмология)367. Получил корректуру статьи Д.В. Разумовского.
  
   22 января
   Купил у Андрея Ефимовича Сорокина Ирмологий полный (двойной с крюками) в лист без конца и только на первом листе пометы - и заплатил 25 рублей серебром, насилу уговорил; он все хотел подарить мне да еще переплести368.
   На вечере Музыкального Общества.
  
   24 января
   Исправил корректуру статьи Разумовского и вечером послал к нему с Николаем Андреевичем. В Театре на Мазепе369 (Кочетова была удивительна в сцене сумасшествия - отзывы публики вообще к опере были неблагоприятны - и я удивил, сказавши qu' elle etait a la hauteur de Faust de Gounod {что она была на высоте "Фауста" Гуно (франц.).}. Познакомился в театре с Араповым370.
  
   25 января
   Работа по Комиссии.
  
   26 января
   Наработал много для Комиссии.
  
   27 января
   Писал к Потулову, чтобы прислал мне записку о своей службе для Толстого и свод Обихода с Синодальным. Работал для Комиссии. Написал письмо к Гр. Димитрию Андреевичу Толстому о Потулове и о Комиссии.
   У Тимирязевых - играли с Ольгой Ивановной Grande Messe D dur Бетховена.
  
   28 января
   Работал над Комиссией. В Русской фотографии - не удалось снять с Ирмология двойного.
  
   30 января
   В Обществе Древнерусского Искусства - показал ново-вырезанный крупный шрифт крюков, присланный от Ошмянцева (который болен).
  
   31 января
   Получил 500 р. из Министерства Народного Просвещения за подписом Петерса.
  
   1 февраля
   Письмо от Головнина от 29 января с брошюркой, содержащей заметки Филарета - его взгляд совершенно совпал с моим372.
  
   3 февраля
   Работал по Комиссии. После обеда учредили втроем с Потуловым и Разумовским маленький комитет по делам Комиссии.
  
   4 февраля
   Работал над Комиссией. Потулов и Разумовский.
  
   6 февраля
   Мы с женою неожиданно провели une journee folle {сумасшедший день (франц.).}; поутру в Русалке (Кочетова); потом жена, соснув дома, приехала ко мне к Дюссо, где я обедал, чтобы не держать лошадей под 18® R - и потом вечером на акте из Жизни за царя (Оноре - Ваня), ибо Неклюдов пригласил жену в свою ложу; в балете - Шапошникова, Собещанская, Гранцева - букеты - дождем - я насчитал до 35 или 40; букеты от 5 до 25 р.
  
   7 февраля
   Послал к Ольге Ивановне ее музыкальную немецкую тетрадку - и мою формулу триад гармонических (?). Работал по Комиссии.
  
   8 февраля
   Кончил ответ на предположения Великого Князя [Константина Николаевича] по Комиссии. Обедал Орел-Ошмянцев и принес пуд матриц крюков с письмом в Общество Древнего Искусства, что он предоставляет мне распоряжение этими материалами.
  
   9 февраля
   У обедни у Егорья на Всполье, где пели преждеосвященную [литургию] переложения Потулова, и потом у Разумовского, где до вечерен протолковали о методах обучения в народных школах, я читал им мою записку373.
  
   11 февраля
   В Русской фотографии - опять снимок с октавного Ирмология - и утвердил одну мою удавшуюся карточку. Работал над предположениями. Едва я отправил на почту письмо к Головнину, как получил призывную телеграмму в Петербург. Отвечал на телеграмму, что постараюсь выехать через 24 часа.
  
   13 февраля
   Потулову отдал 50 р. для передачи Разумовскому из денег, кои у меня оставались на певчих374. Ему же типографские крюки, письмо Ошмянцева в Общество Древнего Искусства и строку из 2-го Ирмология для набора.
  
   14 февраля
   Выезжаю в Петербург с почтовым поездом.
  
   15 февраля
   Приехал в Петербург, и о моем приезде телеграфировал жене. У Великого Князя Константина - весьма обрадовался - заседания Комиссии отложить нельзя - дело важное - будет назначено заседание в конце недели.
  
   16 февраля
   Потуловы оба. На генеральной репетиции Elias375 в Дворянском Собрании. Исправил и свез к Головнину мою записку о 4-х пунктах по Комиссии.
   Вечер у Великого Князя, Лауб - квинтет sol mineur Моцарта.
  
   18 февраля
   У Абазы - где Оболенский Димитрий - толковали о назначенном в понедельник заседании у Великого Князя Комиссии.
  
   19 февраля
   Работал. Головнин; все утро провели в толках о предстоящем деле, за которое Великий Князь принялся весьма горячо. Он был поражен цифрою 2074 неверностей в Придворном Обиходе376.
  
   20 февраля
   В концерте Штокгаузена377.
   После обеда: Заремба, Ломакин, Потулов и протолковали у Оболенского вплоть до ночи о предмете Комиссии.
  
   21 февраля
   Работал по делу Комиссии. Заседание назначенное сегодня в 8 часов, за болезнью Адлерберга378, отложено до пятницы в 1 час. (Если бы сделать заседание заочно, то Адлерберг сохранил бы право протеста против всех действий Комиссии.)
   Обедал у Веневитиновых, которые сегодня получили телеграмму о смерти Графа Матвея Юрьевича Виельгорского379. На вечере для Штокгаузена у Великой Княгини. Великий Князь и Александра Иосифовна, которая усадила меня возле себя и мы толковали о сонате Бетховена, посвященной Крейцеру.
  
   22 февраля
   Работал по Комиссии - отправил корректуру моей записки в типографию Академии Наук. На панихиде по Графе Матвее Юрьевиче Виельгорском у Веневитинова. Получил копию с мнения Графа Адлерберга по делу Комиссии в защиту привилегий Капеллы380.
  
   23 февраля
   Начитывал мнение Графа Адлерберга - и прочел корректуру моей записки, привезенной Нагелем. На панихиде у Веневитиновых. Обедали в трактире с Потуловым - за Обиходами. Проспался и снова за работу, Ответ Министру Двора, которую разделил на две части: Логомахия, сиречь словопрение, и Дело381.
  
   24 февраля
   Проработал всю ночь, кончил и поутру послал мои замечания на записку, подписанную Графом В.Ф. Адлербергом, к Головнину. С Юлией Федоровной [Абаза] в концерте, где играл Боттезини382.
  
   25 февраля
   Афанасьев383, которого я познакомил с Потуловым. В Мраморном Дворце, где собрались Адлерберг, Толстой, Оболенский, Бахметев и я. Великий Князь вышел к нам, извиняясь, что заседание быть не может, ибо Министр Просвещения болен и слег в постелю. У Графа Толстого - Прокурор Синодальной Московской Конторы уже назначен, некто Потемкин, которого Толстой знает уж лет 12-ть. Следовательно для Потулова нет надежды на это место - жаль. Протолковал с Толстым о деле Комиссии (он - увы! - понятия не имеет о музыке) - и приехал к Зенеиде лишь в 8 часов - взял Any и повез ее в концерт Рубинштейна384.
  
   26 февраля
   Гирт, Игнатий Осипович, Н.М. Потулов, Афанасьев - и разумеется толки о деле Комиссии.
  
   1 марта
   Афанасьев, которому отдал его заметки для означения страниц Обихода.
  
   3 марта
   Работал все утро над дополнительною запискою для Великого Князя. Графиня Борх сказывала, что Неклюдов хлопотал о введении Итальянской оперы и что ее муж только оставил Русскую.
  
   4 марта
   Докончил дополнительную записку. Обедал у меня Егор Андреевич Петерсон385; советовал мое энгармоническое фортепиано послать на Парижскую выставку - я предоставил это Кампе.
  
   5 марта
   Афанасьев, которому мы возвратили его сличение переложений Капеллы с синодским изданием, ибо в последнем, ему мало известном, он не нашел соответствующих друг другу и несогласных напевов.
  
   7 марта
   Обедал один, а в то время Потулов работал и спорил со мной о гласах.
  
   8 марта
   Работал, написал письмо к Великому Князю, чтобы приложить к новой конфиденциальной записке, и прочел Потулову, ибо речь идет и о нем.
  
   9 марта
   Работал по Комиссии. Получил повестку на заседание Комиссии завтра в 1 1/2 в Мраморном Дворце. Послал с вечера к Великому Князю мою конфиденциальную записку, фотографии и нотные примеры.
  
   10 марта
   Заседание Комиссии церковного пения. Великий Князь, Адлерберг и проч. с 1 1/2 до 4 1/2.
  
   11 марта
   Великий Князь передал к делам Комиссии - и мою конфиденциальную записку и мое конфиденциальное письмо и все приложения, фотографии, мнения, - и получил журналы Комиссии (проект) с просьбою Головнина о замечаниях.
   Повестка о похоронах завтра Виельгорского.
  
   12 марта
   В Невском на похоронах Гр. Матвея Юрьевича Виельгорского. Отправил журнал к Головнину, который между тем был у меня и послал ко мне записку об ускорении.
   На музыкальном вечере у Константина Николаевича (Моцарт - квинтет g moll и Ottetto Мендельсона - и Рубинштейн) , человек 40 - меня позвала Королева к чайному столу с старым Литке, в числе приглашенных Серов - и horrendum dictum {страшно сказать (лат.).} Ленц387 (!), который все приклеивался к Новиковой. Ленц спрашивал меня, читал ли я статью его о Рогнеде; я ему сказал наотрез qu'on ne peut pas ecrire un Opera dans les tonalites gregoriennes - он: с. a. d. dans les gammes grecques - я: il n'existe pas de gammes qrecques dorique, phrygique, mais des modes - он: mais c'est la meme chose - я: non! il n'y a que trois gammes: diatonique, chromatique et encharmonique - et puis le plaint-chant n'est pas cantus firmus et cantus firmus n'est pas le plaint-chant {...что невозможно написать оперу в григорианских тональностях. Он: то есть в греческих гаммах. - Я: не существует греческих гамм дорийских, фригийских, но лады. - он: да ведь это одно и то же. - я: нет! есть только три гаммы: диатоническая, хроматическая и энгармоническая, и потом le plaint-chant не есть cantus firmus и cantus firmus не есть le plaint-chant (франц.).}.
   Я сказал Константину Николаевичу: честь Вам и слава - он: за то, что у меня такая музыка? - я: нет, а что позвали Серова, - честь и слава за то, что славно председательствуете; Вы знаете, что у Вас есть враги, - он: как не знать - я: они распускают слух, что в Государственном Совете Вы не даете никому слова выговорить, что первые высказываете Ваше мнение - он: Вы видели - я: и очень счастлив, что был в этом Комитете - и de visu et auditu {увидев и услышав (лат.).} - могу сказать этим господам доброго дурака.
  
   13 марта
   Приглашение к Императрице к 1 1/2. Императрица продержала меня около получаса, так что я успел рассказать ей почти всю историю наших древних напевов - кажется, ее заинтересовало; много смеялась стриженым девкам на клиросе и удивлялась, что Бортнянский был отдан на выучку к Галуппи. Едва возвратился домой, как пришло приглашение на вечер Их Величеств к 9 1/2. На вечере с дамами человек 30 - Комиссаржевский и Лефорт пели, Боттезини играл, Рубинштейн тоже Ruinen ["Афинские развалины" Бетховена] и Sommernachtstraum ["Сон в летнюю ночь" Мендельсона]; кто-то мне сказал: c'est un cheval de bataille. - Oui! dis-je, mais il en a toute une ecurie {Вот боевой конь. - Да, ответил я, но их у него целая конюшня (франц.).}. [Великая княгиня] Ольга Николаевна посадила меня возле себя, романс Глинки "Только узнал я тебя" - она знала (Комиссаржевский пропел прескверно - с выкрикиванием с самого начала). "Музыка прекрасна, - сказала она, - но я чрезвычайно люблю слова, здесь что-то особое для женщины слышать: каждую светлую мысль, высокое чувство ты зарождаешь во мне" (что у ней пробегало в это время в голове?). Qu'est-ce que Bottesini? - il у a quelqu'un qui portait ce nom. - Je crois qu'il у a un peintre de ce nom. - Mais Vous devez le savoir, Vous qui savez tout. -Non, V. M., en fait de peinture je suis Masetto, je n'ai jamais ose touche a deux choses: a la peinture et a la numismatique. -Pourquoi cela? - Боюсь пристраститься. - C'est vrai que Vous avez a faire avec la musique. {Кто такой Боттезини, был кто-то носивший это имя. - Я полагаю, что был художник с таким именем. - Но вы должны это знать, вы, который все знает. - Нет, ваше высочество, в деле живописи я Мазетто (то есть "мазилка"), я никогда не смел касаться двух вещей: живописи и нумизматики. - Почему это? - Боюсь пристраститься. - Да, правда, вам достаточно дела с музыкой (франц.).} Государь мне сказал: "Скоро ли едешь? - Я почти все кончил. - Да, брат мне сказывал..." Тут Государь остановился, как будто не желая сказать прежде своего мнения. Я понял это и сказал только: "Проработали, Государь..."
   Сегодня я сказал Замятнину: великая честь мне прилагается, - а в то же время в трактире нечем расплатиться.
  
   14 марта
   У Константина Николаевича на домашнем вечере, он на органе, Александра Иосифовна с Кюнигером на фортепьянах388, Requiem Моцарта. Всего было человек 10, и с домашними.
  
   16 марта
   В конце вечера, когда я благодарил и откланивался, Великий Князь сказал мне: "Мы вас должны благодарить, ибо без вас все мы бы пришли в тупик. Вы были столб" (столбовое пение, на которое можно было опереться).
   Просил Ферреро переписать ноты (4-ручное переложение и обедня Потулова) и переслать к Серову, который их передаст в контору Михайловского дворца для пересылки мне.
  
   17 марта
   У Делянова389 - о Грамматике Мезенца; Тютчева не застал. Переписка с Гиртом и затруднение перепечатать место о "барыне" в моем "Мнении"390 - писал, чтобы доложили Министру, - и приложил все Приложения (фотографии) к моему Мнению, что пойдет завтра к Гирту.
  
   18 марта
   У Замятнина - объявил о назначении мне 1000 р., ибо я получил уже 500.
  
   20 марта
   Стасов с поручением Разумовскому391. Обещал Юлии Федоровне [Абаза] копии с разных древних напевов и всю обедню Потулова.
  
   22 марта
   У Головнина. Головнин сказывал, что вопрос об учреждении Комиссии предложил сам Государь.
  
   23 марта
   Выехал с 2 1/2 часовым почтовым поездом.
  
   24 марта
   Приехал в Москву.
  
   29 марта
   В концерте Рубинштейна с Ольгой Ивановной и с Зенеидой Сергеевной, в ложе была также Муравьева. Театр полон, рукоплесканий без конца. Романс Кочетовой "Она моя" a ete bisse {был бисирован (франц.).}392.
  
   30 марта
   На квартете Лауба - в Дворянском Собрании с Ольгой Ивановной. Звал на завтра к 1 часу Лауба, Рубинштейнов обоих и Николая Петровича Трубецкого.
  
   31 марта
   Завтракали у меня оба Рубинштейна, Кн. Николай Петрович Трубецкой, Ольга Ивановна с братом, Соболевский.
  
   1 апреля
   В концерте Лауба с Рубинштейном, где встретил Неклюдова.
  
   2 апреля
   Показывал Осбергу393 чтение нашей церковной ноты, которой он не знал.
  
   3 апреля
   Работал над Словарем Юргенсона. У Киреевой на музыкальном вечере, где познакомился с чехом Избера, издателем Словенина394.
  
   13 апреля
   Священник от Покрова, которому показывал мою нотную азбуку.
  
   16 апреля
   Рубинштейн.
  
   18 апреля
   Обедали: Разумовский, Рубинштейн, Потулов; речь о том, чтобы Разумовский был законоучителем в Консерватории и взял бы также класс истории церковного пения в России. Разумовский отказывается, боясь решиться без позволения своего начальства. Завтра Рубинштейн будет просить Леонида395 указать, кого может пригласить Консерватория. Молчанов, с которого я записал одну песню.
  
   22 апреля
   Рубинштейн, дожидавшийся Разумовского.
  
   29 апреля
   У нас вечером Разумовский - дело о его преподавании в консерватории не ладится, ибо в уставе не упомянуты ни Закон Божий, ни церковное пение, на что, по причине Капеллы, непременно обратит внимание духовное начальство. Материальное положение этого вопроса. Консерватория предлагает за два урока в неделю 150 р., но священнику часто заказывают обедню; если он отсутствует, то должен нанимать монаха, которому платит 1 р. 50 коп.; на провоз и отвоз его 2 р. 50 коп., тогда как если ему дадут и рубль за обедню, то ничего не теряя, все-таки приобретает полтину. Сорокадневные обедни невелики, если по рублю - то все-таки священник получает 20 р., а остальные 20 р. идут на причт.
  
   30 апреля
   Никита Петрович Гиляров, с которым толковали о церковном пении.
  
   5 мая
   Кончил слова и музыку "Нашей молитвы"396.
  
   8 мая
   Кончил "Русскую молитву". В заседании Общества Любителей Древности, где за отсутствием и Левшина и Дашкова был вынужден председательствовать. Сделал предложение о fac simile с древних Ирмологов - на сем условии обещал статью о сем предмете. Объяснить к протоколу участие в крюках Разумовского. Переложил "Русскую молитву" для мужских и для женских голосов - насилу мы с Орлом справились со стихами.
  
   9 мая
   Показал Потулову мою "Русскую молитву".
  
   10 мая
   Окончил Музыкального словаря по 57 стр. и завтра отправлю к Юргенсону.
  
   11 мая
   Рубинштейн мне сказывал, что он слышал на фабрике хор из учеников Альбрехта по методе Шеве.
  
   13 мая
   У нас: Разумовский, Рубинштейн, Кн. Николай Петрович Трубецкой [и многие другие].
  
   18 мая
   Blunt397 потребовала от меня органа - я не мог отказать. Зато я просил послушать ее декламацию. Эта женщина претворилась - из неподвижной, неловкой сделалась красавицей. Я понимал весьма плохо, - но ее сценический талант меня и всех поразил. Будем со Свербеевым хлопотать о публике для нее, что очень трудно.
  
   20 мая
   Разумовский, который получил разрешение на преподавание истории церковного пения в Музыкальном Обществе. Увы! его две редчайшие рукописи остались у Орла-Ошмянцева для образца крюков. Соболевский получил от Ашера сведения, что он нашел для меня 3 оперы Галуппи за 150 фр.
  
   20 мая
   Вот как толкуют историю управляющего московскими театрами Львова. Он, неизвестно по какой надобе и с какою целью, скрыл от Министра половину дефицита, то есть до 100 тысяч; Государь велел заплатить этот дефицит; между тем Львов не платил актерам, и 60 человек подали о том жалобу Адлербергу. Заплата, и весьма недавняя, дефицита, который, как полагали, был ограничен 100 тысячами, стала в явное противоречие с неплатежом жалованья. Какая могла быть цель Львова скрывать дефицит?
  
   21 мая
   Рубинштейн с вопросами о решении Разумовского относительно преподавания в Музыкальном Обществе. Молчанов со своим музыкантом, который будто бы играет на фисгармонике, дал ему деление нот и написал несколько упражнений.
  
   24 мая
   Заезжал к Рубинштейну, который мне отдал назначение Музыкального Общества по профессорству Разумовского, он не получил моего письма из Артистического кружка, - почему писал к старшинам и к Бегичеву, чтобы не вышло недоразумения.
  
   26 мая
   В театре Эпилог из Жизни за царя, отрывок из балета Фиаметта - потом довольно скучная пьеса Кохинхинка и отрывок из Дочери Фараона [Ц. Пуни].
  
   27 мая
   Говорил с Шуваловым (шефом жандармов) об Орле-Ошмянцеве398. Во-первых, о том, как мне добыть находящуюся у него весьма редкую, заплаченную Разумовским 50 р. нотную рукопись: стихирарь 12-го века399, и во-вторых, что Орел был вхож ко мне в дом, что никогда я не мог предполагать в нем чего-либо, могущего возбудить подозрение; занятый, сколько мне могло быть известно, единственно филологией и этнографией, он не только выражал свою преданность и любовь к Государю, но был всегда врагом всякой оппозиции. Шувалов отвечал мне, что это дело поручено непосредственно М.Н. Муравьеву. Обер-полицмейстер Арапов, к которому я обратился с тем же, сказал мне, что

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 385 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа