Главная » Книги

Вяземский Петр Андреевич - Старая записная книжка. Часть 1, Страница 31

Вяземский Петр Андреевич - Старая записная книжка. Часть 1



y">  умов начало улегаться. Небо очищалось и прояснялось, но старые дрожжи еще
  кое-где бродили. Политических Орловых на сцене уже не было; но Орловское
  молодечество, хотя уже отрекшееся от кулачных боев, еще проглядывало в
  нравах и обычаях. Проказы гвардейских офицеров в Новой Деревне и в других
  окрестностях столицы пугали дам, проезжавших по этим местностям. Много
  забавных, но немного скабрезных случаев и встреч бывало в то время. Лучшие
  по рождению и по положению своему в полку и в обществе офицеры
  отличались подобными похождениями. Время шло, молодость перебесилась, и
  многие из этих шалунов сделались не только порядочными, но некоторые и
  полезными людьми на поприще гражданской и государственной деятельности.
  А все-таки благочиние целомудренной печати не позволяет, и по миновании
  многих десятилетних давностей, представить читателю, а тем паче
  читательнице, некоторые из этих проказ во всей их естественной и буквальной
  наготе. Выберем из этой эпохи другой пример, более удобный для рассказа, но
  все же подкрепляющий вышеприведенные соображения наши.
  
  В 1808 или 1809 году часть блестящей московской молодежи, сливки
  тогдашнего отборного общества, собралась на обед пикником в Царицыно. В
  ожидании обеда гуляли по саду. В числе прочих был Новосильцев (Сергей
  Сергеевич). Он имел при себе ружье. Пролетела птица. Новосильцев готовился
  выстрелить в нее. Князь Федор Федорович Гагарин (оба были военные)
  остановил его и говорит ему: "Что за важность стрелять в птицу! Попробуй
  выстрелить в человека". - "Охотно, - отвечает тот, - хоть в тебя". -
  "Изволь, я готов. Стреляй!" И Гагарин становится в позицию. Новосильцев
  целит, но ружье осеклось. Валуев, Александр Петрович, кидается, вырывает
  ружье из рук Новосильцева, стреляет из ружья, и выстрел раздался. Можно
  представить себе смущение и ужас зрителей этой сцены. Они думали сначала,
  что все это шутка, и мало обращали на нее внимание.
  
  Но есть еще продолжение этой сцене. Гагарин говорит Новосильцеву:
  "Ты в меня целил: это хорошо. Но теперь будем целить друг в друга; увидим,
  кто в кого попадет. Вызываю тебя на поединок". Разумеется, Новосильцев не
  отнекивается. Но тут приятели вмешались в наездничество двух отчаянных
  сорванцов и насилу могли прекратить дело миролюбивым образом. Сели за
  стол, весело пообедали, и вся честная компания возвратилась в город
  благополучно и в полном составе. Бойцы, готовившиеся совершить убийство
  друг над другом, остались по-прежнему добрыми товарищами, как будто ни в
  чем не бывало.
  
  Рассказ, приведенный нами, разумеется, случай частный и отдельный, но
  и в нем можно подметить дух и знамение времени.
  
  
  ***
  
  Спрашивали ребенка: "Зачем ты солгал? Тебе никакой не было выгоды
  лгать". - "Боялся, что не поверят мне, если правду скажу".
  
  
  ***
  
  Когда бываю в русском театре (этому давно), припоминаю отзыв одного
  слуги. Барин, узнав, что он никогда не видал спектакля, отпустил его в театр.
  Любопытствуя проведать, какие вынес он впечатления, барин спросил его на,
  другой день:
  
  - Ну, как понравился тебе театр?
  
  - Очень понравился, - отвечал слуга.
  
  - А что именно и более понравилось?
  
  - Да все: тепло, светло, люстра пребогатейшая, так и горит, народу
  много, ложи наполнены знатными господами и барынями, музыка играет.
  Праздник, да и только.
  
  - Ну, а далее, как понравились тебе комедия и актеры?
  
  - Да, признаться, когда занавес подняли и начали актеры разговаривать
  между собою про дела свои, я и слушать их не стал.
  
  Этот простосердечный слуга едва ли не вернейший и лучший критик
  нашей драматургии.
  
  
  ***
  
  Издатель журнала должен был Баратынскому довольно крупную сумму.
  Из деревни писал он должнику своему несколько раз о высылке денег. Тот
  оставлял все письма без ответа. Наконец Баратынский написал ему такое, что
  могло назваться ножом к горлу.
  
  Журналист пишет ему: "Как вам не совестно сердиться за молчание мое?
  Вы сами литератор и знаете, что мы народ беспечный и на переписку ленивый".
  - "Да я вовсе и не хлопочу, - отвечает Баратынский, - о приятности
  переписки с вами; держите письма свои при себе: они мне не нужны, а нужны
  деньги, и прошу и требую их немедленно".
  
  
  ***
  
  Кто-то спрашивает должника: "Когда же заплатите вы мне свой долг?"
  - "Я и не знал, что вы так любопытны", - отвечает тот.
  
  
  ***
  
  Чиновник Р. славился в канцелярии министерства красивым почерком и
  надписыванием особенно важных письменных пакетов. N.N. говорил, что
  следовало бы предложить его в Парижскую академию des inscriptions et belles
  lettres.
  
  
  ***
  
  Спрашивали паломника, недавно возвратившегося из Палестины, как
  доволен он путешествием своим?
  
  "Очень доволен, - отвечал он, - но неприятно, что вообще на Востоке
  нет порядочных сливок, а особенно в Иерусалиме. После многих поисков и
  трудов, нашел я наконец кое-какие сливки на Английском подворье; да и те, от
  дневного жара и от неимения льда, совершенно скисались к вечернему чаю.
  Такое лишение в насущной потребности имеет большое влияние на общее
  настроение духа. Зато нельзя не отдать справедливости Вифлеему и голубям
  его. Они необычайно вкусны. А что всего удивительнее, очень порядочно
  изготовляют их на монастырских кухнях. Вообще, я очень рад, что сподобился
  посетить святые места".
  
  
  ***
  
  Между тем другой паломник - а может быть, и тот же - стоял однажды
  в Вифлееме на плоской кровле монастырского дома и любовался великолепною
  месячною ночью, ночью, поистине, восточной. Месяц и звезды были
  невыразимо светлы, небо и воздух синевы необычайной. Все кругом было тихо
  до святости, до благоговения. В воздухе и в уме мелькали и слышались одни
  таинственные голоса неумолкаемых преданий.
  
  Паломник представлял себе, что, может быть, на том же месте, где он
  стоит, стоял за 1850 лет тому и любовался так же подобной ночью современник,
  почти зритель события, которое озарило благодатным сиянием одну из страниц
  летописи мира и человечества. Паломник говорил себе, что стоит при скромном
  роднике, из которого разлились потоки света и любви на грядущие поколения,
  потоки, преобразившие судьбы Мира, еще доныне не иссякшие и благотворно
  разливающиеся. Посетителю этих мест не нужно особенной набожности,
  особенного верующего настроения, чтобы увлекательно, почти бессознательно,
  подчинить себя всемогуществу преданий, которые здесь струятся в воздухе и
  всего тебя обхватывают, как этот тихий, теплый и глубоко проникающий
  воздух. Даже неверующий в чудеса должен сознаться, что эта земля,
  сокровищница и прорицательница чудесных преданий.
  
  Здесь вековые события не сменяются, не стираются с лица земли и с
  истории новыми событиями мимотекущего дня; здесь, как по глаголу Иисуса
  Навина, солнце остановилось в течении своем, но солнце не единого дня, а
  столетий. Здесь читаешь Евангелие с тем же любопытством и вниманием, как в
  других странах читаешь местный дневник текущих происшествий и новостей.
  Все возбуждает любознательность и отражается в душе свежим, глубоким
  впечатлением. Все здесь отзывается древностью, и вместе с тем все постоянно,
  все вековечно и ново.
  
  
  ***
  
  С людскою злобой еще как-нибудь справишься, по крайней мере на
  время; с людскою глупостью невозможно. Она носит на лбу своем надпись
  Данта: оставь всякую надежду, если имеешь дело до меня. Злоба - ухищрение;
  можно перехитрить ее. Глупость - сила самородная и неодолимая. Злоба -
  крепость; но есть возможность и надежда сделать в ней пролом. Глупость -
  голая, плешивая, большущая скала; нет к ней приступа, не за что уцепиться.
  Попробуй взлезть на нее: неминуемо скатишься вниз после первой попытки.
  
  
  ***
  
  М.Ф. Орлов был прикомандирован императором Александром к
  знаменитому генералу Моро, когда он из Америки приехал в нашу главную
  квартиру.
  
  Однажды утром Орлов сидит перед зеркалом и бреется. Входит Моро,
  смотрит на Орлова и, говоря ему: "Да вы совсем не так, как следует, держите
  бритву!" - вырывает ее из руки Орлова и начинает брить его. Ошеломленный
  Орлов не знал, что и думать и как объяснить эту выходку. После спрашивает он
  адъютанта Моро, что это может значить? Тот рассмеялся и говорит: "Генерал
  очень любит брить и полагает, что никто лучше его не бреет". (Рассказано мне
  Орловым.)
  
  Бывают же такие странные вкусы в человеческой натуре! Знавал я
  одного барина, который по любви к искусству и из чести выучился рвать зубы.
  Он никогда не выходил из дому без футляра с зубными инструментами в
  кармане, как другой без сигарочницы. Ко всем он в зубы так и заглядывал. Беда
  тому, кто при нем заикнется, что у него зуб болит или болел: он так на него
  сейчас и кинется и с инструментом в рот залезет.
  
  А царь Федор, который любил звонить в колокола? Один наш поэт
  обессмертил эту любовь в поэме своей и сказал:
  
  Федор
  Звонил в колокола:
  Его любимая охота в том была.
  
  Кажется, в этой же поэме поляк старается совратить русского боярина с
  пути чести и верности и увлечь его на свою сторону. Тот отговаривается и
  выставляет обязанности свои перед Отечеством.
  
  Отечество! Увы, что может быть глупей?
  
  возражал поляк. N.N. говорит, что Гречу следовало бы взять этот стих в эпиграф
  для журнала своего "Сын Отечества". Кто-то приветствовал вышеупомянутую
  поэму следующим четверостишием:
  
  Пожарским, Мининым и взрывом сил народных
  От козней вражеских Россия спасена;
  Но от стихов твоих эпически-негодных
  Ах, не спаслась она!
  
  
  ***
  
  Алексей Михайлович Пушкин рассказывает, что из дома
  воспитательницы его Мелиссино старый слуга был отпущен на волю. Несколько
  лет спустя встречает он Пушкина и говорит: "Что же вы, барин, никогда к нам
  не пожалуете?" Пушкин, воображая, что он при месте в каком-нибудь клубе или
  в гостинице, спрашивает его: "Да где же ты теперь находишься?" - "Как же,
  ваше превосходительство, - отвечал он, - вот уже третий год, что служу при
  Иверской".
  
  Он же рассказывал, что у какой-то провинциальной барыни убежала
  крепостная девушка. Спустя несколько лет барыня проезжает через какой-то
  уездный город и отправляется в церковь к обедне. По окончании службы дьячок
  подносит ей просвиру. Барыня вглядывается в него и вдруг вскрикивает: "Ах,
  каналья, Палашка, да это ты?" Дьячок в ноги: "Не погубите, матушка! Вот уже
  четыре года, что служу здесь церковником. Буду за ваше здравие вечно Бога
  молить".
  
  
  ***
  
  Дельвига знавал я мало. Более знал я его по Пушкину, который нежно
  любил его и уважал. Едва ли не Дельвиг был, между приятелями, ближайшая и
  постояннейшая привязанность его. А посмотреть на них: мало было в них
  общего, за исключением школьного товарищества и любви к поэзии. Пушкин
  искренно веровал в глубокое поэтическое чувство Дельвига.
  
  Впрочем, не было мне и случая короче сблизиться с ним. Он постоянно
  жил в Петербурге, я постоянно жил в Москве. Когда приезжал я на время в
  Петербург, были мы с ним, что называется, в хороших отношениях, встречаясь
  нередко на приятельских литераторских обедах, вечеринках. Но и тут казался он
  мне мало доступен. Была ли это в нем застенчивость, или некоторая
  нелюдимость, объяснить я себе не мог; но короткого сближения между нами не
  было. На сходках наших он мало вмешивался в разговор, мало даже вмешивался
  в нашу веселость. Во всяком случае был он малоразговорчив: речь его никогда
  не пенилась и не искрилась вместе с шампанским вином, которое у всех нас
  развязывало язык.
  
  Спрашивали одного англичанина, любит ли он танцевать? - "Очень
  люблю, - отвечал он, - но не в обществе и не на бале (jamais en societe), a
  дома один, или с сестрою".
  
  Дельвиг походил на этого англичанина. Однажды убедился я в том и
  имел возможность оценить его и понять нежное сочувствие к нему Пушкина.
  Мы случайно провели с ним с глазу на глаз около трех часов. Мы ездили к
  общему знакомому нашему обедать на дачу, верст за пятнадцать от Петербурга.
  Тут разговорился он. Я отыскал в нем человека мыслящего, здраво и самобытно
  обдумавшего многое в жизни. Я удивился и обрадовался находке моей.
  
  Между прочим, рассказал он мне план повести, которую собирался
  писать. План был очень оригинальный и совершенно новый, а именно рассказ о
  домашней драме, подмеченной с улицы. Лица, имена, происхождение их
  оставались тайною как для читателей, так и для самого автора; но при этой
  тайне выказывалась истина и подлинная, живая жизнь со всеми своими
  переворотами, треволнениями, радостями и скорбью. Как мы уже заметили,
  автор не вводил читателей в дом действующих лиц, и сам не входил в него, но
  все сквозь окна подсмотрел с улицы, и вышел полный рассказ, создалась полная
  повесть.
  
  Вот как это было. Кто-то, пожалуй сам автор, нанял себе две-три
  комнаты в доме на Петербургской стороне. Он был человек, озабоченный
  разными занятиями, часто должен был выходить из дому и домой возвращаться.
  Куда бы он ни шел, он должен был проходить мимо одноэтажного низенького
  домика с садиком. Домик не имел ничего замечательного, но как-то обратил на
  себя внимание соседа. Каждый раз, что он проходил мимо, а это случалось
  часто, он заглядывал в окна; а как окна были низки, он мог читать в комнатах и
  в том, что в них делается, как в открытой книге.
  
  Жилец домика должен был быть и хозяин его, холостой, одинокой. Судя
  по первым впечатлениям, по усам его, по архалуку, по чапраку, прибитому к
  стене, и по сабле, на нем повешенной, вообще по ухваткам его, можно было
  заключить достоверно, что он отставной кавалерийский офицер, может быть,
  бывший кавказец. Казался он уже не молод, но и не стар: походка бодрая,
  движения свободные, развязные; лицо светлое, еще довольно свежее и
  выражающее много простоты и добродушия.
  
  Сосед задал себе как будто задачу изучить его. Каждый раз, что
  проходил мимо, он пристально вглядывался в окошко. Замечает он, что
  незнакомый хозяин начал как-то опрятнее и щеголеватее одеваться. Спустя
  несколько дней заметил он большое движение в домике: его обчищают снаружи
  и внутри, обивают стены новыми светлыми бумажками, изукрашенными
  яркими гирляндами и какими-то фигурочками, чуть ли не амурчиками с
  крыльями и со стрелами. Из Гостиного Двора приносятся коврики, столовые
  часы, приносятся маленькие клавикорды, различная мебель, и, между прочим,
  большая, красного дерева двуспальная кровать. Загадка начинает разгадываться.
  
  Недели чрез две в домике справляется свадебный пир. Сосед наш еще
  медленнее, чем прежде, проходит мимо домика, еще с большим любопытством,
  даже с нескромностью, проникает глазами во внутренность комнат. Никакой
  добросовестный и хорошо оплаченный шпион не мог бы так следить за лицом,
  на которое указало ему начальство, как он сторожит, допытывает этот домик и
  совершенно неизвестных ему жильцов его. Да он и не хочет знать, кто они; а с
  каким-то темным предугадыванием ожидает удобного случая, чтобы сами
  события, сама жизнь открыли ему, кто и что они и что будет с ними. Как
  читатель, пристрастившийся к чтению романа, он не хочет, чтобы автор намекал
  ему заранее на действия и положение героев; он даже боится, что автор
  как-нибудь проговорится и слишком скоро укажет на развязку романа.
  
  Молодая хозяйка красива, стройна, одета всегда просто, но всегда со
  вкусом. Выражение лица ее живое, беспечное, веселое. На глаза она годами, по
  крайней мере, пятнадцатью моложе мужа; но и муж как будто помолодел, еще
  выпрямился и вторично расцвел. Медовые месяцы проходят благополучно, во
  всей сладости, во всем благоухании своем. Супруги неразлучны; они милуются,
  целуются; муж жену - в щеки и в губы; она обыкновенно целует его в лоб:
  знак нежности и вместе почтительности. Она разливает чай и подносит чашку
  ему, прихлебнув ее немножко, чтобы знать, довольно ли чай крепок и
  подслащен сахаром. Она оправляет трубку и подает ему курить. Иногда садится
  она за клавикорды, играет и поет. Он, облокотясь на стул, слушает со
  вниманием, кажется умилительным: переворачивает листы нотной тетрадки.
  Часто по вечерам, поздней осенью и зимою, сидят они перед камином: он в
  широких креслах, она на стуле, почти не опираясь на спинку его. Она вслух
  читает ему газеты или книгу.
  
  Сосед все это видит. Он жалеет, что еще не последовал примеру соседа
  своего и не обзавелся женкою и домиком. Между тем смутно ожидает, что
  будет впереди. Ожидал он недолго, то есть с год, не более. К двум
  действующим лицам присоединяется третье: молодой офицер, наружности
  очень красивой. Быт и порядки в доме не изменились: все идет по-прежнему,
  только часто и все чаще и чаще приемная комната оживляется присутствием
  нового лица. Гость и муж за чайным столом беседуют и покуривают вместе:
  один трубку, другой сигару. Гость с каждым разом засиживается долее и
  позднее, часов до одиннадцати, однажды даже до половины двенадцатого. Муж
  начинает зевать; жене, по-видимому, спать вовсе не хочется.
  
  Так тянулись дни довольно однообразно, в течение двух или трех
  месяцев. Наконец, соглядатай наш замечает, что в доме идет как-то неладно.
  Муж нахмурен, в лице как будто похудел и пожелтел. У жены нередко
  заплаканные глаза. Офицер все-таки еще является, а иногда и по утрам; хозяйка
  и он сидят вдвоем; мужа, вероятно, нет дома. Вечером все три налицо, но уже
  как будто не вместе: хозяйка с гостем в одном углу комнаты; в другом муж
  сидит за столом и раскладывает пасьянс, а может быть, и гадает. Чего тут
  загадывать?
  
  Тут шпиону нашему пришла необходимость выехать из Петербурга.
  Больно было ему оставить обсерваторию свою; больно было прервать чтение
  романа, который живо заинтересовал его. Месяцев чрез семь возвращается он на
  свое жительство. Нечего и говорить, что только отряхнувшись с дороги,
  побежал он к своей сторожке. Смотрит: хозяин дома так же и тут же, со
  знакомою трубкою во рту. Но он, в это короткое время, постарел десятью
  годами: осунулось лицо, изнуренное и скорбное. Видно, что большое горе
  прошло по этому лицу и по этой жизни. Вдруг из дверей показывается
  кормилица с грудным ребенком на руках и проходит по комнате. Хозяин,
  озлобленно взглянув на них, что-то пробормотал сквозь зубы; по выражению,
  по сморщившимся чертам лица, можно было догадаться, что слова были
  недобрые: он скорыми шагами вышел из комнаты и сердито хлопнул дверью за
  собою.
  
  Не помню, как намеревался Дельвиг кончить свою семейную и келейную
  драму. Кажется, преждевременною смертью молодой женщины.
  
  Разумеется, в этом беглом рассказе, в этом сколке, не упоминается о
  многих подробностях и частных случаях, которые связывали эти сцены,
  наметанные на живую нитку, и пополняли накинутый рисунок. Не знаю, как
  вышла бы повесть из-под пера Дельвига; неизвестно, и вышла ли бы она,
  потому что Дельвиг был, кажется, туг на работу; но в первоначальной смете
  своей повесть очень естественна и вместе с тем очень занимательна и
  замысловата. Много тут жизни и движения; под покровом тайны много истины.
  Все проходит тихомолком, а слышишь голоса живые. Дельвиг рассказал мне
  свой план ясно, отчетливо и с большим одушевлением. Видно было, что эта
  повесть крепко в уме его засела.
  
  В эту же поездку речь наша как-то коснулась смерти. Я удивился, с
  какою ясной и спокойной философией говорил он о ней: казалось, он ее ожидал.
  В словах его было какое-то предчувствие, чуждое отвращения и страха;
  напротив, отзывалось чувство не только покорное, но благоприветливое. Для
  меня, по крайней мере, этот разговор был лебединая песня Дельвига: я выехал
  из Петербурга и более не видал его, а он скоро затем умер.
  
  
  ***
  
  Вспоминаю, что у меня было еще два подобные, предсмертные
  разговора, тоже с людьми мне не особенно близкими. Это было, кажется, в 1838
  году. Во Франкфурте-на-Майне встретился я с Н., который возвращался в
  Россию.
  
  Опять не знаю, как речь зашла о смерти. Он говорил мне, что смерти не
  боится, а боится одного: быть заживо погребенным, и потому не желал бы
  умереть в деревне, в отсутствие домашних своих. А через несколько месяцев
  затем он именно так и умер: в деревне, и кажется, никого из семейства его не
  было при нем. Во Франкфурте было мое последнее свидание с ним, а мысли его
  о смерти - последние слова, которые слышал я от него.
  
  Гораздо позднее, был у меня еще и третий разговор в такой же
  обстановке. В какой-то праздничный, торжественный день, при многолюдном
  стечении разных лиц во дворце, встречаю С., только что возвратившегося из
  заграницы. С. любил жизнь и, по-своему, умел пользоваться ею. Он был богат,
  занимал в обществе довольно видное место, не тревожился загадочными
  задачами жизни, а скорее радел о житейских задачах ее и решал их всегда
  удовлетворительно для себя. Мы тут обменялись с ним несколькими
  шляпочными словами. Но ни с того, ни с другого - видно, лицо мое какое-то
  memento mori - разговор круто повернул на смерть. "В жизни и в свете, -
  сказал он мне, - все довольно хорошо придумано и устроено; одно не хорошо:
  срок жизни слишком короток. Нужно было бы дать человеку прожить по
  крайней мере лет двести". Спустя несколько дней узнаю, что С. умер
  скоропостижно. Вот так кончилась и третья моя упокойная беседа.
  
  
  ***
  
  Был в Москве всем известный и во многих домах очень хорошо
  принятый итальянец Осип Негри. N.N. говорил ему, что он и без спиртуозных
  напитков всегда под хмельком. - Как же так? - "Да, разумеется: vous etes ne
  gris" (непереводимая игра звуков: вы рождены пьяным).
  
  Он же ему: "Тебе никак нельзя петь дуэт с красавицей твоей". (Он был
  влюблен в певицу из Итальянской оперы.) - А почему же? - "Потому, что ты
  вечно Осип".
  
  
  ***
  
  Есть у нас приятель; он, с некоторым заиканием, говорит скороговоркою,
  а воображение его еще и языка скороговорчивее. Спрашивают его: есть ли лес в
  купленной им подмосковной? - Как же, отвечает он: сорок четыреста четыре
  тысячи сорок тысяч десятин строевого леса. - Мы думали, что он дойдет до
  четырехсот тысяч десятин: да, как-то духу у него не хватило, и он остановился.
  
  Заметка для читающего или для повторяющего этот рассказ: не надобно
  ставить запятых между цифрами ни письменно, ни устно; иначе пропадет вся
  прелесть этого crescendo.
  
  
  ***
  
  В этом же роде рассказывал Алексей Перовский. Был ему хорошо знаком
  один зубной врач, не опровергавший французской поговорки: mentir comme un
  arracheur de dents (лгать как зубодерг).
  
  Однажды говорит он Перовскому: "На прошлой неделе вырвал я зуб у
  старого князя ***. Как думаете, что он дал мне за операцию?" Перовский, зная
  хорошо приятеля своего, отвечает ему: тысячу рублей. - "Мало". - "Три
  тысячи?" - "Мало". - "Десять тысяч?"
  
  Ошеломленный зубной врач не посмел идти далее и сказал: "Да, именно
  десять тысяч рублей, вы угадали". Но, одумавшись немножко, добавил: "И еще
  подарил мне славного рысака".
  
  
  ***
  
  К празднику Светлого Воскресенья обыкновенно раздаются чины, ленты,
  награды лицам, находящимся на службе. В это время происходит оживленная
  мена поздравлений. Кто-то из подобных поздравителей подходит к Жуковскому
  во дворце и говорит ему: "Нельзя ли поздравить и ваше превосходительство?"
  - "Как же, - отвечает он, - и очень можно". - "А с чем именно, позвольте
  спросить?" - "Да со днем Святой Пасхи".
  
  Жуковский не имел определенного звания по службе при дворе. Он
  говорил, что в торжественно-праздничные дни и дни придворных выходов он
  был знатной особой обоего пола (известное выражение в официальных
  повестках).
  
  
  ***
  
  Кривой К., после долгого разговора с кривым О., сказал: "Я очень люблю
  беседовать с ним с глазу на глаз".
  
  
  ***
  
  Заметка о N.N. Не знаю, простит ли Бог ему грехи его, но он не прощает
  Богу ни малейшего насморка своего.
  
  
  ***
  
  Добрая старушка, довольная участью своею, говорила с умилением: "Да
  будет Господь Бог вознагражден за все милости Его ко мне".
  
  
  ***
  
  Прогрессивные провинциалы - а есть такие провинциалы и в столицах
  - говорят с ужасом, с ожесточением, о нравах и обычаях старого времени,
  особенно проявлявшихся в помещичьем быту.
  
  Боже сохрани защищать и оправдывать все эти нравы и обычаи; но за
  исключением тех из них, которые имели на себе неблаговидные и
  предосудительные оттенки, почему предавать анафеме и те обычаи, которые
  были чисто комического свойства и невинно забавны? Если все доводить до
  правильного и благочинного однообразия и благообразия, если хотеть всю
  жизнь подчинить законам и условиям платонической академии и платонической
  республики, то куда же денем мы смех, который также есть радостная и
  животворящая принадлежность жизни и человека? Не дай Боже заглушить,
  задушить в нас это физиологическое явление, которое служит нам отдыхом и
  отрадою за слезы, проливаемые нами тоже по законам натуры нашей и жизни.
  
  Я, по крайней мере, не вхожу в исступление при картинах, имеющих
  более забавный, нежели порочный характер. Если умел бы я писать комедии
  или романы, я дорожил бы преданиями нашей старины: без озлобления, без
  напыщенного декламатерства выводил бы я на сцену некоторых чудаков,
  живших в удовольствие свое, но в прочем не в обиду другим. Старый быт наш
  имел свое драматическое олицетворение, свое движение, свои разнообразные
  краски. Имей я нужное на то дарование, я обмакивал бы кисть свою не в желчь;
  не с пеною во рту, а с насмешливою улыбкою, растирал бы я для картин своих
  свежие и яркие краски простосердечной шутки. Я возбуждал бы в читателях и
  зрителях симпатический смех, потому что сам давал бы я им пример не
  злостного, а искреннего и необидного смеха. Я бегал бы, чуровался бы от
  всякого тенденциозного направления, как от злого наития.
  
  Так, кажется, вообще поступал и Гоголь. Где в художествах, в
  литературе, в живописи является тенденция, с притязаниями на учительство,
  там уже нет ни натуры, ни искусства. Реальная правда в созданиях мысли и
  воображения не может быть живою правдою: она уже охолодивший труп под
  лекарским ножом, не в театре живых людей, а в театре анатомическом, по
  французскому выражению.
  
  Например, был один помещик, принадлежавший довольно знатному
  роду, по воспитанию своему образованный. Когда бывал в столицах, жил и
  действовал он как другие в среде ему подобающей; но столичная жизнь
  стесняла его.
  
  Мне душно здесь, я в лес хочу, -
  
  то есть в село свое, говорил он про себя. И там в деревне, на свежем воздухе, на
  просторе, разыгрывались прирожденные и таившиеся в нем наклонности,
  причуды и странности. Он любил, ему, по натуре его, нужно было чудачить, и
  он чудачествовал себе в свое удовольствие.
  
  По преданиям старого барчества, которые могли быть ему не чужды, он
  дома завел обряды и этикет наподобие любого немецкого курфюршества. Он
  составил свой двор из дворни своей. До учреждения мундира он достигнуть не
  осмелился; но завел в прислуге официальные жилеты разного цвета и покроя,
  которые, по домашнему значению, равнялись мундирам. Жилеты были
  распределены на разные степени, по цвету и пуговицам. Он жаловал,
  производил, повышал, например, Никифора в такой-то жилет высшего
  достоинства. Панкратий, за пьянство или за другой поступок, был разжалован в
  жилет низшего достоинства, с внесением в формулярный список. Когда, по
  воскресеньям и другим праздничным дням, барин отправлялся в церковь,
  дворовой штат его, по старшинству жилетов, становился в две шеренги на пути,
  по которому он изволил шествовать.
  
  Были дни, в которые все жилеты и все находящиеся при них юбки имели
  счастье лобызать барскую ручку.
  
  Все дома и в домашнем быту подходило к таковому порядку. Дни и часы
  были распределены, как восхождение и захождение солнца, по календарю.
  Хозяин музыку любил, особенно

Другие авторы
  • Зуттнер Берта,фон
  • Чеботаревская Александра Николаевна
  • Веревкин Михаил Иванович
  • Сушков Михаил Васильевич
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Иванов Вячеслав Иванович
  • Анненков Павел Васильевич
  • Элбакян Е. С.
  • Лукашевич Клавдия Владимировна
  • Лисянский Юрий Фёдорович
  • Другие произведения
  • Толстой Лев Николаевич - Предисловье к статье Эдуарда Карпентера "Современная наука"
  • Аксаков Иван Сергеевич - О взаимном отношении народа, государства и общества
  • Шкловский Исаак Владимирович - Брожение в Индии
  • Толстой Иван Иванович - И. И. Толстой: биографическая справка
  • Розанов Василий Васильевич - Вековые причины пьянства
  • Вагнер Николай Петрович - Вагнер Н. П.
  • Толстой Лев Николаевич - Неизвестный автограф Льва Толстого
  • Крейн Стивен - Избранные стихотворения
  • Брюсов Валерий Яковлевич - В подземной тюрьме
  • Михаловский Дмитрий Лаврентьевич - Ю. Д. Левин. Д. Л. Михаловский
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 517 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа