Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История русской жизни с древнейших времен, Страница 9

Забелин Иван Егорович - История русской жизни с древнейших времен



звестно; а вместе с тем говорит, что Руя, Руна есть сокращение Руяна, Руяни и прибавляет, что иные имя Руги неправильно приписывают Руссам {Шафарик: Славянские Древности, т. II, кн. III, стр. 124-126.}.
   По-видимому, намерение противников Рюгенской Руси заключается в том, чтобы имя Ругов оставить навсегда Немецкому племени, как его вековую собственность, и с этою целью превратить Славян-Ругов в отдельное племя Ранов, с именем которых уже никак невозможно связывать имя Руси. Так это теперь и утвердилось в науке: оказалось, что Славян-Ругов никогда не существовало, а существовали только Раны, и исследователи нередко Латинское Руги Rugi, Ruteni переводят именем Раны.
   В разрешении подобных вопросов весьма немаловажны именно географические показания, к которым мы и обратимся.
   Из всего Славянского побережья между Одрою и Травою остров Рюген выдается далеко в море и в топографическом очертании своего северного полуострова представляет весьма заметное сходство с рогом. Впрочем, по своему положению относительно берегового материка весь остров в действительности представляет рог, то есть часть далеко выдавшуюся в море. В древнейших народных представлениях словом рога обозначался вообще всякий угол, даже сторона, крыло, бок войска, а вместе этим же словом выражалось понятие о крепости, силе, преимуществе.
   Обозначая угол матерой земли, выдающийся по берегам рек и моря, слово Рог в Славянстве принадлежите особенно топографическому языку южного края России, между Днестром и Днепром, именно того края, где существовали древнейшие поселения восточного Славянства. На Днепре Никитин Рог (местечко Никиполь) против Запорожского Великого Луга, Мишурия Рог вблизи устья Ворсклы, Кривой Рог на Ингульце при впадении Саксагани; на Днестре Роги, Рогея вблизи Новых Дубассар. Укажем еще Липовый Рог вблизи Ржищева; урочища: Соколий, Синий, Острый, Плетеный Рог, Мыслий Рог, Красный Рог, имение графа А. Толстого, и мн. др. Рог, Рожек, вообще мыс на Днепре.
   Нет ни малейшего сомнения, что точно также и Балтийское Славянство наименовало приморский угол своей земли Рогом, который по западному славянскому произношению {У Древан и в Верхних Лужицах вместо о нередко употребляется у: двор-двур, пол-пул.} или по латинскому написанию прежде всего явился в форме Руг, как слово бог-буг. Реку Буг Запорожцы именовали Бокг и Бог. Византиец Прокопий, получавший сведения от южных Славян, написал имя Роги вероятно по их же выговору.
   На северном море не одни Славяне так именовали морской угол своей земли. Французский полуостров Бретань, западный угол Галлии, подобным же образом прозывался Галльским Рогом (Cornu Galliae), как и близлежащий противоположный ему полуостров Британии тоже именуется и до сих пор Корнуаллисом, Рогом Валлии {О. Тьерри: История завоевания Англии Норманнами, I, 32.}.
   Припомним к этому, что Рог у древних Славян вообще имел значение религиозно-символическое, почему у Балтийских же Славян храм Радегаста в городе Ретре был воздвигнуть на основании из рогов различных зверей. Рога служили украшением храмов, служили священными сосудами. Рюгенский истукан Святовида держал в руке рог-сосуд. В его храме в числе разных других священных предметов находились и рога зверей, удивительные сами по себе и по своей обделке {Срезневский. Исследования о языческом богослужении древних Славян. Спб. 1848, стр. 40, 41, 46.}.
   Все это объясняет, что древнейшее название острова, страны и народа Руг-Рог несомненно Славянское. Естественно полагать, что и Тацитовы Ругии были Славяне и произведены в Немцев только по случаю их местожительства в Германии, имя которой, повторим, вовсе не было этнографическим, а чисто географическими подобно Сарматии или Скифии.
   Из слова Руг, Ругия образовалось слово Руяна и сокращенно Рана, Руяни, Руни, Раны, Рены. Вот эти прозвания по всей справедливости и должно почитать ложными или в сущности сокращенными, онемеченными, олатышенными из коренных звуков Руг, Руги, Ругия, Ругияне, Ругины.
   Что же касается форм, составленных из того же корня и употреблявшихся также для обозначения Рюгенской страны, каковы для народа: Рузи, Русси, Рутены, Рудены; и для страны Руиция, Русция, Руссия, то эти формы идут уже от Славянского изменения корня Рог. Видимо, что народ Руги именовал себя также и Рузи-Рози (Варяг-Варязи, Фряг-Фрязи и т. д.) и уже от этого изменения произошло более умягченное Руси, Русси и Русь, в собирательном смысле, так как и по другому произношению Рози, Роси, Росси, Росс {Между прочим и "Куник утверждает, что Russia, Ruzzia есть псевдо-Русь, что это производная форма от Rugi, тоже что Rugiland". Ламанский о Славянах в Мал. Азии, 61.}. Латинское письмо вместо того нередко употребляло Paitia, Ruthos, Ruthenos, Ruzen, Rutzen и т. п., так что Птолемеевы Рутиклии необходимо указывают на олатыненную форму Руси и обозначают время (второй век по Р. X.), когда это имя было уже в употреблении.
   Все это достаточно подтверждается именами мест во всем Баггийском Славянском Поморье и, особенно, на острове Рюгене и в Померании.
   Хотя прошло уже целых семь веков с той поры, как Балтийское Славянство совсем было методически и систематически по-немецки истреблено и изведено Германством, однако имена мест и доселе сохраняют о нем весьма широкую память и конечно останутся вечными свидетелями, что вся эта страна принадлежала Славянам с самых древних времен.
   Вот что рассказывает карта Померании, гравированная Николаем Гейлькеркиусом, вероятно, в первой половине 17-го столетия (см. Приложение III).
   На этой карте остров Рюген именуется по-древнему Rugia. Как известно он состоит из нескольких полуостровов и островов. Северный полуостров называется Виттовым (Wittow).
   На этом Виттовом полуострове протяжение северного берега выдается к востоку мысом, на котором показана Аркона. От нее к западу в расстоянии полмили на северном берегу полуострова находится селение Russevase, самое крайнее место к северу; в равном же расстоянии от Арконы на южном берегу находится Grote Vitte и также в равном расстоянии от Арконы между этими двумя селениями посредине стоит Putgarten. Дальше к западу от Russevase вблизи северного берега находятся Swarb и Varnkevitz, Tresser vitte, Minnevitz, Darwitz, Granlitz, Crepitz и пр. Затем полуостров образует как бы косу (рог) в направлении к югу, которая обозначена именем Derbueg, а ее конец именем Bugort. В числе селении ближайших к Арконе упомянем: Wollin, Svittz, Drewolck и далее: Gronowenitz, Guselitz, Sudderitz, Lubkevitz, Woldenitz, Starrewitz, Lutkevitz, Bowhof, Kolehoff, Veiervitz и пр.
   Пролив называется Wittowitsche Fehr. Острова Devarnow, de Lubbe, Rassower strom. В самой средине полуострова показана Alten kirche.
   На полуострове Ясмунте, который лежит южнее Виттова и еще дальше выдвигается на восток, почти в самой его средине находим опять селение Russevase, а выше его Boistrin, потом Slubbenitz, Chlove (сравн. киевский Клов) Ruskevitz, Sallesitz, Valckzitz, Ratnevitz, Dubbitz, Strachevitz, Vitte, Lubtzitz, Rochenberg, Babbin и т. д. Залив с востока наименован Pronerwyck.
   На самом острове встречаем подобный же имена и между ними: Verei, Grubno, Resse, Rugarten, Lubcow, Delan, Bliscow, Swatsin, Medow, Necla, Virevitz, Stolpe, Strowe, Lavenitz, Konitz, Liseow, Unrow, Ralow, Rugehoff, Bitegast, Suine, Ruse, Suantow, Siggelow, Sadow, Weltzin. Река Duvenbeke.
   На материке точно также имена по большой части Славянская и в числе их Wolthoff, Woltckow, Woltkow.
   Потом (мы будем идти по алфавиту, не выключая и немецкие имена дабы видеть их количество в отношении к Славянским): Besin, Resse, Biscow, Risnow, Ristow, Rochow, Rocow, Roggatz, Roggezow, Roggow (6 мест), Roglow, Rogsow, Rosarn, Roscbitz, Roscow, Rosegar, Rosengard, Rosemazow, Rosenfeld (4), Rosenhagen, Rosenow (3), Rosenthal, Roslasin, Rosow (2), Rossentin, Rossin, Rossow, Rostin, Rostock, Rotten, Rottow, Rotznow, Rugarten, Rugehoff, Rugemvalde, Rusbertow, Ruschemolen, Ruschende, Ruse, Rushagen, Ruskevitz, Ruspernow, Russenfeld, Rüstke, Rustorholtz, Rustow, Rutzenhagen (2), Rutznow, Rutzow. Фамилии: Rusken, Ruste, Rustoken, Rostken, Ristoven, Roggenpane, Roggenbuke {Имя: Раны, Рены, Руны, указываются только следующими названиями: Ranefelt, Rankevitz, Rantzow, Reinberg, Reineberg, Reineckeliagen, Reinefeld, Reinekendorf, Reinewater, Remniekendorp, Renekendorp, Renschow, Rentsin, Rentz, Rentzin, Ronnekendorp, Runow (5), Runta.}.
   Имя Варны: Yarakevitz, Vareneamp, Varenhold, Yarenhop, Warmin, Warnekow, Warnin, Warnitz, Wamow.
   Варги: Varchland, Varchmin,; Vargitz, Vargow, Warsin, Warsow, Warzin. Вагры-Wagnm.
   Затем встречается множество родных или знакомых по летописи имен, в числе которых иные могут объяснять имена Олеговых и Игоревых послов, как и некоторые другие задачи и преткновения нашей изыскательности {См. Приложение III, имена всех мест Померании.}.
   Таким образом, в отношении имени Рус и Рос, мы находим, что оно в Померанской стране составляешь ее родное земское имя. Встречается Руг и Рун, но несравненно реже.
   Этот географический именослов может также доказывать, что вопреки ученым исследователям, писатели среднего века вовсе не были так глупы и безграмотны и вовсе не ошибались, когда именовали так различно Рюгенскую страну и народ. Это могло зависеть лишь от местожительства каждого писателя, или от того обстоятельства, с какой стороны он получал свои сведения об острове. Разные соседи, по различию языка, различно и обозначали имя известной им страны. Пусть Немцы и западные люди писали и произносили это имя Руяна и Рана, но на востоке, у нас на Руси, оно могло быть известным только в форме Руси, как оно было известно и на Западе под именами Russi, Rusci, Rusen, Ruzen, Reussen.
   Из тех же средневековых писаний 11 и 12 веков становится весьма очевидным, что именем Руси они нередко обозначали остров Рюген и тем вводили в заблуждение последующих хронистов и изыскателей, которые иные свидетельства, принадлежащая Рюгенской Руси, относили к нашей Восточной Руси. Таково весьма сомнительное свидетельство о посольстве Ольги к императору Оттону I в 959 г., с просьбою о присылке проповедников для водворения римской веры в России: здесь Руги и Руссы смешаны. Это хорошо раскрыто Морошкиным (Рейца: Опыт Истории Росс. Законов. Примечания 335-364).
   Таковы же свидетельства о некоторых браках наших князей на немецких княжнах, напр. брак Оды, родившей Вартеслава, и жившей по смерти мужа в Саксонии, откуда Вартеслав был призван в Россию на княжение {Карамзина И. Г. Р. II, пр. 48.}.
   Не в России, а у Поморян были князья Братиславы и княжеские жены Иды.
   Точно также и в Исландских сагах, по всему вероятию, существует большое смешение исторических обстоятельств и лиц Рюгена и нашей Руси. Там самые древнейшие сказания, относимые к первым векам христианства, упоминают уже о Русской Земле и о Русских князьях. Положим, что их должно относить к более позднему времени; но по близости связей и отношений Рюгена со скандинавами должно также заключить, что саги, по крайней мере древнейшие, именуя в своих повестях Русь, скорее всего описывают дела Рюгенской Руси. Этот вопрос требует еще внимательного расследования.
   Но вообще из всех показаний средневековых писателей все-таки становится ясным одно, что Рюгенская страна именовалась также и Русью в то самое время, как наша Русь прозывалась Грециею по той причине, что Христова Вера была принята ею из Греции, а не из Рима.
   История Рюгенской области излагается в старинных Космографиях, из которых самую полную составляет Космография Герарда Меркатора, распространенная его преемниками. В приложении No I мы помещаем из этой Космографии в русском старинном перевод описание Рюгенской земли с ее Историею. Упомянутая Космография составлена по старым писателям, начиная с Плиния и Страбона и оканчивая Гельмольдом. Следовательно в ней необходимо сохранились отголоски среднего века вместе с тогдашними географическими именами. По ее свидетельству Ругийское княжество существовало особою областью от времен князя Крита до смерти последнего князя Братислава (1352 г.) и потом перешло во владение князей Померанских.
   Итак нам теперь известно, что сами же немецкие писатели среднего века весьма точно говорят о весьма значительном торговом и промышленном развитии всего балтийского Славянского побережья и особенно страны лежавшей в устьях Одры, вблизи острова Рюгена. Они же говорят, что в Винете-Воллине постоянно, как свои люди, жили Греки, то есть Русские. Это было во второй половине одиннадцатого века и, конечно, тоже было и в 10 и в 9 веках, так как торги и промыслы Поморян естественно должны были получить свое начало гораздо раньше. Те же писатели говорят, что обитатели острова Рюгена, как и других соседних островов, отличались всеми качествами истинных Варягов, ни в чем не уступая Норманнам-Скандинавам.
   Дальше: разноречивые показания тех же писателей именуя Рюгенскую страну по своему Руяною и Раною, прозывают ее и Русью, то есть поминают настоящее коренное Славянское ее название. Эта страна в числе других Славянских балтийских областей всегда составляла, так сказать, особое существо, независимое и самостоятельное, и славилась между всеми Поморянами древностью своего языческого храма, первенством своего бога, которому давала дань вся Славянская Земля.
   По словам Адама Бременского, Руги были храбрейшими из всех Славян. Они могущественны и страшны, говорит летописец, по любви к ним богов, которых они почитают с большим усердием пред другими. Вот почему и остальные Славяне почитали для себя законом ничего в общих делах не предпринимать без воли Ругов. Все это свидетельствует, что Руги были сильнейшим и почетнейшим племенем между Поморянами. Можно полагать, что в сущности это была военная и необходимо морская сила всего Поморья, подобно нашим Запорожцам относительно всего Русского юга. Вот по какой причине об них упоминает Плиний, Тацит, Птолемей и другие позднейшие писатели, говорившие о здешних балтийских берегах. По той же причине и наша летопись знает в числе своих Варягов особое племя Русь, откуда, по ее словам и были призваны наши первые князья.
  

---

  
   Но кроме Ругенской Руси существовала на Балтийском же Поморье и еще Русь в устьях реки Немана, о чем мы говорим во 2-й части нашего труда, стр. 40 и след., а теперь позволим себе некоторые повторения и пополнения к сказанному прежде.
   Норманисты об этой Руси промолчали. Карамзин, I, 30, упоминает, что Курский залив назывался Русною, северный рукав Немана Руссою, окрестности их Порусьем. Варяги-Русь, продолжает он, могли переселиться туда из Скандинавы, из Швеции, из самого Рослагена.... О Славянах ни слова. Славян нет на свете, когда существуют Варяги-Норманны.
   Здесь посреди Литовского племени в незапамятные времена поселился некий Русс. В свое время он настолько был силен и стало быть славен, что его именем прозывалась и доселе прозывается река Неман-Русс, Русна, и самое море у этих берегов именовалось Русским, Руценским морем {Это море именовалось Русским и в официальных актах, напр., в мирном договоре короля Польского Владислава с Великим Магистром Русдорфом, имя которого также отзывается Русью. Соревн. Просв. 1822 г. No 17, стр. 293. Кар. I, пр. III.} как и занимаемая им страна прозывалась даже и в позднее время, напр. в XV ст. Русскою землею, а население Русичами (Гедеон, прим. 219). Равенский географ IX ст. указывает здесь в приморье жительство Роксолан, несомненно имея в виду этот Неманский Русс.
   Устье Немана, как известно, распределяется на несколько потоков, в средине которых на острове существовали город Русс, носивший имя Русс или Холм, Russe sive Holm; главный ноток реки и на нем остров именовался Alt-Russe - древний Русс.
   Кто был этот Русс, обладавши здешнею Русскою землею и Русским морем?- Ломоносов относил его к Славянскому племени; но Костомаров доказывал, что этот Русс был чистая, природная Литва, которую в лице ее князей Новгородцы и призвали к себе на княжение. Конечно, доказательства явились не весьма убедительными. При этом автор не доглядел весьма сильного ему противоречия в том обстоятельстве, что возле Русса, несколько выше его по течению реки находилась по обеим берегам Словония или по Литовскому говору Шалавония {Schalavonia, Schalaven, Sehlavoni, Slavi.}, земля населенная Славянским племенем. К тому же в самом устье Немана не малый залив именовался Складою (scklada), а над ним и на мысу стоял немецкий город Винт-бург, явно обозначающей, что здесь жили Винды-Венеды и что здешний Русс был Славянин. Вообще, по словам Фойгта, вся область нижнего Немана до р. Свенты на восток в древнее время принадлежала этой Шалавонии {Истор. Прусеии I, 508-510.}. Припомним, что в половине второго века по Р. X. географ Птолемей называет этот край Балтийского моря Венедским заливом, почему можем заключить, что и устья Немана были заселены Венедами, то есть Балтийскими Славянами, о которых под именем Ставан на этом же месте упоминает тот же Птолемей. Самое слово Неман-Славянское слово, которым Венды, сюда впервые пришедшие, обозначили здешнее население, что оно язык нем, как они обозначили и самих Немцев.
   Таким образом возможно с достоверностью предполагать, что Русс Неманский пришел сюда от Славян Венедов, собственно от Ругов с острова или от острова Ругена почему и Иорнанд называет здешний народ Хльме-Ругами {Неманские Шалавоны-Славяны тем же путем пришли сюда от Славянского Балтийского побережья и со собою принесли свое имя, так как имя Словен, говорит Каченовский, простиралось на все племена Поморья и земля их называлась Славиею, на что он приводит подлинные свидетельства (Учен. зап. М. Унив. 1835 г. No IV, стр. 17).}.
   Эти поселения конечно происходили не на памяти письменной Истории. В позднее время эта Неманская Славония по-видимому простиралась до впадения в Неман реки Юры, где по картам имя Русс сменялось именем Мемель. Русс таким образом обозначал местность Славонии, о которой упоминает Адам Бременский, говоря, что из пристани Шлезвига корабли обыкновенно ходят в Славонию, или Сведию (Швецию), или в Семландию и даже в Грецию, как обозначалась наша Новгородская область (Шлецера Нестор I, 155) {Это имя Шалавония Schalavonia, возможно производить, как и производили, от Литовского слова Salawa (Шаф. т. II, кн. I, 73), что значит - остров, холм. Немецкие географические карты как бы удерживают такое значение имени, обозначая его именем Schalawen; но в старолатинском письме оно пишется Scalawo, Scalowia, Scalowitae, что уже прямо указывает, что речь идет об имени Славян. Это вполне раскрывается Космографиею XVI ст., где при описании Древне-Прусской земли говорится, что она Русская или Прусская земля ее Князем Вендусом была разделена на XII областей или княжеств, в числе которых находилось и особое княжество Словония, Словониское княжество, а в нем 15 городов, именно Рагнета, Тилса, Ликовия, Салавно, Лобята, Ренум (от Рены, Раны-Руги, т. е. Русс), а также Винтбург и прочие с онемеченными именами. Таким образом Шалава, обозначая остров, вместе с тем обозначала и Славянское население страны, по случаю сходства звуков. Меркатор на карте Пруссии прямо обозначаем эту местность именем Schalawonia.}.
   Возможно также с достоверностью предполагать, что заселение Новгорода Славянами происходило постепенно от неманской Словонии, от Птолемеевых Ставан второго века по Р. X. передавших Новгороду и свое имя Славян, а потому и самое призвание князей могло совершиться и от здешнего Русса. Сам Погодин, как увидим, склоняется к тому, что призванную Русь (конечно все-таки норманскую) вероятно надо искать в устьях и низовьях Немана, чем в других местах Балтийского Поморья. При этом вполне может быть объяснена и заметка Летописи, что призванные князья пояша по собе всю Русь.
   Область Неманского Русса была не особенно значительна. Она занимала едва ли более 30 или 40 верста по течению реки. Поэтому вся дружина этой Руси не могла быть многочисленна и могла подняться к Новгороду со всеми своими родичами, всем племенем.
   В XIV ст. к Московскому князю Ивану Калите по его призыву пришел в Москву Киевский боярин Родион Несторович с дружиною в 1700 чел.
   Вся Русь конечно должна была составлять не совсем малосильную дружину, так как она призывалась главным образом для военной защиты призывавшtго населения, особенно для водворения порядка внутри страны.
   Теперь предстоит вопрос, была ли эта Русь, называлась ли она Варягами? На это утвердительно отвечает наш древний Варяг Шимон Африканович, пришедший на службу к В. К. Ярославу-Правосуду, изгнанный из отечества своим дядею Якуном Слепым, также сподвижником Ярославу. Он привел со собою дружину 3000 Варягов (Кар. II, пр. 60).
   В Патерике Печерском сохранилось следующее сказание об этом Варяге: "Бысть в земле Варяжской князь Африкан, брат Якуна Слепого, что бился полком по Ярославе с лютым Мстиславом. У сего Африкана было два сына, Фрианд и Шимон. По смерти их отца, Якун изгнал их обоих из области. Шимон пришел на службу к Ярославу, который принял его с честью и дал его своему сыну Всеволоду да будет у него старейшина".
   Шимон очень много радел о построении соборной церкви в Печерском монастыре.
   Имя Шимон вместо Симон явно указывает, с какого берега пришел этот достопамятный Варяг, именно с того берега, или с той земли, где буква С произносилась как Ш, где Славония именовалась Шалавониею, река Свента Швентою и тому подобным Литовским говором.
   В этой стране на север от р. Русса верстах в 40 к востоку от Поневежа находим селение Шиманцы, а к югу от Поневежа сел. Аскильды и Якунцы, имена знакомые для нашей летописи, все будто бы имена Норманские. Якун Слепой назван у Карамзина Скандинавским витязем, а эти Якунцы очень роднят его с Литвою {Надо заметить, что Неманский Русс, как племя Славянское, долгое время живя среди Литвы необходимо должен был усвоить себе кое что Литовское, почему становится понятным и то обстоятельство, что многие так называемые Норманнские имена среди послов Олега и Игоря отзываются Литовским складом (И. Р. Ж. 503).}.
   Далеко на юг от Русса в древней Судавии встречаем сел. Шимоникен (Schimonicken). Недалеко от гор. Шавди к востоку есть сел. Шимкайцы и т. п. свидетели, что имя Шимон принадлежало не Норманству, а туземному человеку Русской Литвы, Варягу-Руссу, переселившемуся в Киев.
   Об отце Шимона Африкане, Карамзин замечает, что "В Скандинавских историках нет ни слова о князе Африкане" (Кар. II, пр. 60). Да оно и не могло быть, потому что эти Варяги-Русь никогда не были Скандинавами.
   Таким образом из приведенных свидетельств выясняется, что на Балтийском Славянском Поморье существовали и в Неманском краю быть может самые подлинные для нашей Истории Варяги-Русь.
   В последний раз Варяги вероятно этой местности упоминаются в 1380 году по случаю войны с Мамаем, когда Литовский князь Ягайло, помогая Мамаю против Москвы, "совокупил Литвы много и Варяг и Жемоти" (Ник. IX, 104). Здесь прямо указывается и местожительство этих Варягов между Жемоитью - Самогитиею и Литвою.
   Впоследствии, когда страною, где еще не мало оставалось Славянства, овладели Немцы, она вместо Русса стала прозываться Пруссиею, от имени того же Русса, как По-Русье, то есть область Русса подобно составу слов поморье, поречье, побережье и т. п., очень нередко встречаемому именно в этой Литовской стране, напр. многие места по Неману называются Понемуни, по р. Невеже-Поневеж, по р. Юре-По-Юр и многие другие.
   Карамзин (I, пр. 111) соглашался на такое происхождение имени Пруссия, но Шафарик утверждал, что "мнение будто бы слово это составлено из По-Руси не заслуживаете никакого внимания. Прус, Прусин, Ирусак есть имя коренное, простое". Вопрос останется спорным; мы следуем за Карамзиным, Фойгтом и другими толковатаиями в смысле По-Русья. Припомним, что (стр. 178) город Старая Руса находится при слиянии рр. Полисти с Порусью.
   Это по-Русье вместе с тем носило и имя Немцев, почему становится очень понятным показание некоторых летописцев, что Рюрик "прииде от Варяг от Немец из Немец и даже из Прусс" (Кар. I, пр. "3; Гедеонов 141 и сл.).
   Отсюда же пришел и Варяг Шимон в XI стол, и приходили многие родовитые люди в XII, XIII и XIV ст., указывавшие в своих родословных, что они приходили то из Немец, то из Пруссии. Таких родичей пришло к нам по Бархатной Родословной Книге более ста выходцов, а может быть и больше, так как не все родословные доставляли сведения о своем происхождении.
   Это были последние Могиканы Балтийского Славянства, плотно" окруженные немецким племенем и несомненно по-немецки теснимые им не только по берегам Русса, но и в Шалавонии или Славонии, в последнем их гнезде, откуда мало помалу они и переселялись в братскую Русь. Иные писатели напрасно думают и так пишут, что эти Могиканы были все немцы, предполагая вероятно, что и тогда существовала такая же Немецкая Пруссия, какая существует ныне.
  

---

  
   Итак предыдущее изложение раскрывает нам, что на Балтийском Славянском Поморье в оное время существовали две очень значительные в этнографическом отношении Руси, подавляющие своим значением две крайности бедных Родсов, и им подобных Рустрингов, Рослагов и пр., вся сила которых содержится только в голых беспочвенных словах. От какой Руси были призваны князья, об этом судить утвердительно не можем, пока не откроются более точные указания.
   К Балтийским именам Русс, Росс, Руст, Рост, Рош, Руш, припомним Киевскую область реки Роси, Россы с ее притоками Ростовища, Рошок, Росова, Роска и местами Росава, Ростовка, Росоша, Росошки, из числа которых два последние хотя и могут происходить от Россоши или речной развилины, но находясь вблизи течения р. Роски и по сторонам селения Ростовки, вернее всего происходят от того же корня Рос. Присоединим сюда и Ружин, древний городок при р. Растовице, от которого пошла польская фамилия Ружинских.
   Каким образом и в какое время Русь Балтийская могла поселиться на берегах Днепра, об этом наши соображения будут впереди. Но по именам мест мы можем проследить ее дороги в нашу сторону, останавливаясь только на ее коренных звуках Руг, Рог, Рус, Рос и на именах ее родичей Велетов-Волотов-Лютичей с их священными словами Вить, Рад и различными другими именами Балтийского Славянства.
   Начнем от устья Вислы.
   Отсюда начинался Венедский Залив Птолемея (ныне Фриш-Гаф и Куриш-Гаф), который простирался очень далеко к северу и на котором жили Венеды и севернее их Вельты, Велеты, - племена Славянские. Несмотря на то, что все места этой области и по всему берегу до Финского залива все в полной мере онемечено, однако и теперь еще сохраняются имена напоминающие Славянство, каковы напр. в заливе Фриш-Гаф при самом входе в залив, Пиллава, потом Волитта, Волитникен, Ротенец, Варникен, Росенен, Варгенов и т. п. О Славянстве Неманского Русса и его Шаловонии мы говорили выше. Упомянем к этому некоторые места этой области. На Косе Куриш-Гафа существует древняя крепость Росситен также Карвейтен, напоминающий Карвонов Птолемея. На мысу северного берега Русса - Винденбург; у города Мемеля к северу - Руссен, к югу - Руслен. В Шаловонии ее старые места Тильзит, Лабия, Рагнит или Рогонита (Рогнедь, Рожнеть). Внутри страны Войнута, Кракав, - древнейший город Россиены на р. того же имени, по Немецким летописям Rossigen, Ruschigen, по-литовски Rosejnej. Далеко вверх по Неману, за Гродно есть болото и река Росса, Рось, текущая рядом с рекою Сельвянкою; от нее перевал в Ясельду, и в область Припяти, и в Зап. Буг, в область Вислы. На Россе приметим города Россу и на ее притоке Волковиск и Ружану при р. Сельвянке.
   Возвращаемся к морю, где по берегу находим у озера Либа, Либаву, Виндик, Рюцен, Рутцау, Виндаву город и реку, иначе Вента, Варвен, Варзикен, озеро Девин.
   Затем р. Двина Западная, имя которой прямо напоминает морской приток Одера, Дивина, Дивенов и реку на острове Рюгене Duvenbeke. По Двине, не смотря на совершенное онемечение этого края, все еще попадаются имена, напомпнающие Русь и Руг, каковы: Рушон, Рушендорф, Резица-Rositen, древн. Ружбор (Руцборх или Круцборх-Крейцбург). Возле Двины к северу от Друи отметим озеро Роспу.
   Над Чудским озером на морском берегу - Варгел. Затем входим в реку Нарову, которая при устье же соединяется с р. Лугою посредством реки Расон или Росонь. Потом встречаем город Ругодив (Нарва), дальше по течению сел. Роспедай, остров Русини. К западу от выхода Наровы из озера сел. Русной, Рясенец, Ростали. К северу от города Луги р. Рошак.
   Нарова открывала путь через Чудское озеро в устье р. Великой к Пскову, а так же и к Изборску.
   Луга открывала путь к озеру Ильменю под самый Новгород и нет никакого сомнения, что это был ближайший путь в Новгородскую область из Варяжского моря. Тут в начале мы встречаем речку Вильку, ручей Веряжский.
   В верху Луги на перевале в Ильмень, встречаем р. Видогощ, которая и течет в Ильмень, рядом с р. Веряндою и Веряжею. На самом верху Луги сел. Велегощь и около р. Роговка, сел. Веряжено, Рогайцы, Радгощи, Радовижи. У впадения Меты в Ильмень р. Русская. На р. Мсте один из значительных порогов носит имя Витцы.
   Само собою разумеется, что еще важнее был путь через Неву и Ладожское озеро в Волхов. Весь этот путь до верховьев Днепра и Двины звучит именами, которые не оставляюсь никакого сомнения о присутствии здесь Балтийских Велетов. Первое имя Волхов, сопровождаемое по местам селениями Вельсы, Вельц, Велья, Валим, Витка, Дымна, Варзина и вблизи Новгорода Валитова, Волыня, Волотово и т. п. Новгородский Волхов имеет несомненных прародителей в Вендских именах Wolthoff, Woltkow различно от Wolckow.
   Дальше дорога из Ильменя к Днепру именуется Ловотью, что переиначено тоже из слова Волоть, как и обозначается в некоторых летописях, удерживающих даже форму Ловолоть. Притоки Ловати: Вергот или Пола, Полнеть, у слияния которой с Порусью стоит город Старая Русь, Руса. Самый лес Волковский. Волоконский, Воковский сохраняет тоже память о Волхове и Волоти, хотя по близкому сходству звуков, а еще более по своему положению, и дает основание называть его лесом Волоков.
   Верх Ловати близко подходить к озеру Усвят, где стоит и древний город Усвят, Всвят. Из озера течет в Двину река Усвячь и против нее в Двину же течет Каспля, подходящая своим верхом к самому. Днепру вблизи Смоленска, соименного местам в земле Оботритов и Лютичей. От Усвята и Ловати недалеко течет река Лютиница, есть большое озеро Двиновилинское, и с востока в Двину впадает р. Велеса. У Смоленска: Рясино, Волутина гора, Волино, а вьшге и дальше к северу за Касплею - Словены.
   Другой перевал из Двины в Днепр лежал у Витебска. На приближении обеих этих рек, вблизи устья Лучесы, текущей с юга и верх которой, называемый Верхитою, подходить почти к самому Днепру, стоит древний город Витебск, Витвеск, на речке Витбе. Это имя сходно с Витбеновым озером на самом верху Двины, близ которого есть озеро и р. Волкита, Волкота, откуда и течет Двина в Волоконском лесу.
   Витеб есть племенное название, такое же, как Дулеб, Сереб, Кашеб, Гареб. Очевидно, что это первое имя Вятичей. Оно напоминает Рюгенского Вита.
   К северу от Витебска, вблизи р. Дриссы, р. Варужа. Река Лучеса вытекает из озера Бабиновичи, где стоит и город Бабиновичи. Переваливши на Днепр по Верхите, тотчас встречаем по ту сторону Днепра Росасну или Росану, место и реку, а ниже по Днепру город Оршу, по древнему Ръша, следовательно изменение того же звука Рос. От Орши к югу течет р. Проня, в нее впадает с запада от стороны Днепра Реста; к востоку от Прони, течет Волчеса, обе впадают в Сож. Проня наноминает Поморского Проне-Перуна. По Сожу: Волосовичи, Ветка, Радога, Волотово и пр.
   Ниже по Днепру встречаем город Рогачев, вблизи впадения Березины озеро Словенское, сел. Росово, р. Вердичь, селение Добрагощи, Мыслий Рог. Потом на устье Сожа - Лоев, потом Радуль, Любеч, р. Тетерев, соименный Teterow-y Мекленбургскому, р. Болгачь, Дымер, Лютеж, Сваромье, Любка на Ирпени; Ветова Могила, Ветичи при устье Десны.
   У Киева (Kiez) упомянем Клов, Выдубичи, которое сходно с Видбском-Витебском и с озером Видбеновым; ниже Киева река Вета. Затем между Киевом и р. Росью находится Витичев Холм, который несомненно праправнук Вита (Вит-ич-ев), столь часто поминаемого в Поморье и особенно на острове Рюгене.
   С верхнего Днепра существуешь перевал в Оку по Угре, где у Днепра стоит город Дорогобуж. От Дорогобужа, направляясь вверх по р. Осме, попадаем в р. Рославль, текущую в Городсту, а с нею в Угру. Здесь между Рославлем и Угрою заметим селение Вергово, по другую сторону погост Бабиновский. В верх Угры падает р. Демина, а от верха Осмы взялась Волста, текущая в Угру.
   На перевале из верхней Десны, от Брянска в Оку течет Ресета (сравни Росситен на Куриш-Гафе), а рядом с нею Вытебета, обе впадают в Жиздру, а эта в Оку. В Ресету между прочим текут, Белья, Ловать, а у Вытебети есть селение Волосово и в нее текут притокп Лютня, Серебет.
   В этих же местах к северу от Жиздры течет в Угру р. Реса; на запад от Жиздры в Десну впадает Ветьма-Витьма, а в нее Волын; и на одном из ее притоков стоит селение Любегощ.
   Несколько южнее существовал другой перевал из Десны в Оку от города Трубчевска. В этом месте к западу от Трубчевска на р. Судости стоял древний город Радогост (ныне Погар), от которого неподалеку встречаем рр. Рог, Бабинец, впадающие в Судость; селения Рогово, Витовка, у Десны Любец; вблизи тех же мест Росл, Расуха. Переволок в Оку шел из Десны вверх по реке Не-Русе, подходящей прямо к р. Ероме, впадающей в Оку выше Орла. На пути по Не-Русе встречаем у озера селение Радогощ, также Бабинец, Волоконское.
   Из Десны, впадающая в нее река Сейм также открывала путь и к верхней Оке, и к верхнему Дону и Донцу; не потому ли дано ей и это имя, означающее союз, соединение. Из Сейма к самому верховью Оки можно было пройти Свапою, на одном из верхних притоков которой, стоит селение Расторог. Пониже Сваигы в Сейм впадает Волынка, а еще ниже Руса. Ниже впадения Сейма в Десну, на притоке Десны, называемом Пулка, заметим древнее селение Влъстовит, или Блъстовит, иначе Блестоветье, а севернее - Волосковцы (Wolstw Wolsckow).
   На перевале из Оки в верхний Дон обращаете на себя особое внимание имя Ряс, которое распространяется на здешнее поле-степь (Рясское поле) и на многие небольшие реки, называемые Рясами, и дает также название городам Рязани и Ряжску, или собственно Рясани, Рясску.
   Здешняя переволока из Оки в Дон существовала еще в 1502 г., когда Московски государь Иван Васильевичу отпуская из Москвы Турецкого посла, приказывал Рязанской княгине Анне проводить посла по своей земле: "Отпустил я судном, писал он, посла Турецкого до старой Рязани, а от Старой Рязани ехать ему Пронею вверх, а из Прони в Пранову (ныне р. Ранова), а из Прановой Хуптою вверх до Переволоки до Рясского поля... Переволокою Рясским полем до реки до Рясы, текущей в Воронеж {Карамзин, И. Г. Р. VI, пр. 563.}.
   Нет никакого сомнения, что этот переволок существовал от глубочайшей древности, которая и на этом месте поминает уже знакомые нам Велетские имена, Проню и Пранову, указывающие Велетское имя Перуна.
   Река Проня и впадающая в нее Пранова подходят своими истоками к истокам Дона, где встречаем селение Валщуту у озера Ивановскаго. Заметим также некоторые притоки Прони, левые: Вилинка, Катагощ, Ерополь, Лютик; правые: Асинец (Iasenick, Iasenitz), Ясменка, Виленка, Роговая, Волосовка, Келец, Калузевка, Литогощь, Лютик.
   Вблизи впадения Прони в Оку встречаем селение Перкино, а дальше вниз по Оке Старую Рязань, древнейшую столицу Рязанского края. Неподалеку еще ниже в Оку впадает р. Пара, вытекающая с той же вершины, которая именовалась Рясским полем, откуда к Дону текут Воронежи и Рясы, а в Оку Проня, Пранова, Пара. На этой вершине, на верху Пары и ее притока Верды, находим селение Витищи, а также Троицкие Расляи, довольно точно намекающие, откуда образовалось и самое слово Ряс, соответствующее Расу и Росу, как и рожденная от него Рясань-Рязань, соответствующая Расони или Росони, соединяющей на севере Нарову и Лугу, и Росани Днепровской, текущей с одной вершины с Пронею же, притоком Сожа.
   К востоку от этой Рязанской местности за рекою Цною жили уже Буртасы, как на это указывает и текущая там р. Вуртас. Заметим, что в озерной области к северу от Рязани сохраняется память об Ильмене, как теперь называется одно небольшое озеро, находящееся подле Великого, и от которого далее на востое лежит озеро Орса-Арпса-Праса, напоминающее здесь же обитавших древних Аорсов, а вместе с тем и имя Русь. По этой Озерной области протекает река Пра, а в нее на истоках впадает р. Варна. Ниже мы увидим, что эти озера, в качестве одного большого озера, были известны еще Геродоту.
   Замечательно, что и под Муром, где также сидели Варяги, течет в Оку и впадает несколько ниже города р. Ведетьма, от верха которой начинается верх Варнавы, текущей в противоположную сторону в Мокшу. Эта река Варнава напоминаете реку Варнову, на которой стоит теперь Немецкий Росток.
   Возвращаясь к северу, нельзя забыть, что в Новгородской Деревской Пятине существовал город Демань, Демен, стоявший на прямом пути от Новгорода к верхней Волге, соименный Померанскому Демину, на что указывал еще Каченовский.
   В высшей степени примечательны имена мест на Белом озере. Там в числе Белозерских волостей по переписным доимочным книгам XVII ст., находим волость Даргун {В Вагрии Даргунская жупа, волость. Даргун монастырь 1174 г. в Помории. Извест. А. Наук 1902. Том VII, кн. 2-я, 198.} и волость Комонев, которые служат самым явственным свидетельством о пребывании там Варягов-Вендов, по всему вероятию, еще до прихода туда Варяга Синеуса, такого же Венда-Поморца. Имена других волостей также указывают сходство с Вендскими именами, каковы Коркучь (Korkewitz) Лупсарь (Lupse, Lopsent, Lupo, Lupow, Lupofske), Кемская (Kemes), Сухачь (Suchen), Хилеть (Chilow), Тунбаж (Tunow).
   Северная Двина, подобно Западной, несомненно также приняла свое имя от промышленных и предприимчивых Велетов, которые ходили, как видно, и в устье Печоры, ибо за Святым Носом, на Тиманском берегу, не доходя Печоры, в море впадала река Венть иначе Велть, между речкою Горностаем и рекою Колоконковою; откуда, пройдя мыс Русский Заворот, входили в Губу Печорского устья.
   Это на восток к Печорскому краю; а на западной стороне у Ледовитого Поморья существует даже Волитово городище в заливе, который именуется Варангским, Варенгским. Об этом городище в 1601 г. наш посланник Ржевский рассказывал Датскому королю Христиану IV, по преданию Лапландских старцев, следующую повесть: "Был некогда в Кореле и во всей Корельской земле большой владетель, именем Валит, Варент тож, а послушна была Корела к В. Новгороду с Двинскою землею и посаженик был тот Валит на Корельское владенье от Новгородских посадников"... В поздних летописных записях сообщено, что Рюрик послал в Корелу воеводу Валета, который повоевал Корелу и дань на них возложил (Др. Р. Вивл. XVI, 52, 53). "Он сам собою был дороден, ратный человек и к рати необычный охотник: то у него был большой промысл, что рать... и побивал Немец. Мурманскую землю (Мурманский берег) Немцы отстоять не могли, он привел ее под свою власть... А в Варенге, на побоище Немецком, где Варенгской летний погост, на славу свою, принесши с берегу, своими руками положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косой сажени; а около его подале выкладено каменьем, кабы городовой оклад в 12 стен; а назван был у него тот оклад Вавилоном; а тот камень и по сейчас слывет Валитов камень. Такой же город в 12 стен был у него и в Коле, но разорен, как острог делали. А меж Печенги и Паз-реки есть губа морская, вышла в берег кругла; а середь ее остров камен высок, кругом сверху ровен: тут у него для крепости и покоя вместо города было". Это и есть Волитово городище {И. Г. Р. Карамзина, XI, пр. 56.}.
   Память об этих исполинах Волотах сохраняется в урочищных названиях по преимуществу в северной половине нашей страны, на северо-запад от верхней Оки и верхнего Дона. Так и на соединении Ладожского озера со северною Двиною и стало быть с Ледовитым морем, посредством Сухоны, существовало предание, что около Вологды и Кубенского озера и около текущих там рек обитал некогда народ Волоты-исполины, от которых получила имя и самая Вологда {По народным преданиям, (в Сибири) племя Волотов заживо ушло в землю. Его остатки народ видит в костях допотопных животных. Большие могилы-курганы на верховьях Западной Двины народ называет Болотовками, относя их к тем же великанам. Волотами и теперь называют очень рослых людей. В южном говоре Волот изменяется в Велет, Велетень, то есть сохраняет свою западную форму.}.
   А в самом Новгороде, в его улицах и других местностях, мы находим имена довольно верно указывающие, от какой стороны, если не возродилась, то во многом зависела его промышленная и торговая жизнь. Самое старое Новгородское место называется Славно. Это был Славянской конец города, где находилась улица Варяжская, Щетиница от Штетина, Рогатица, ручей Витков. Этот конец рядом с Плотницким концом лежал на правом берегу Волхова, т. е. на нашей восточной Русской стороне.
   На западном левом берегу, где находится Кремль, ближе к Ильменю жили Пруссы в Прусской улице, заселившие свое место, придя от запада рекою Лугою. Здесь же, вероятно, жили и Деигуницы - Латыши с реки Двины, которая по их выговору - Daugawa. Потом упомянем Росткину улицу, указывающую на Ростку, как на селение от балтийского Ростока. Так точно по всему вероятью образовалось имя Чудинцевой улицы от Чудинца, отдельного поселка Чуди, находившегося на том же краю города. Припомним еще урочища Витославичи, Перынь, Волосово и Раком или Роком, напоминающий Рюгенскую Аркону, имя которой дошло до нас в ее латинонемецкой переделке. Теперь есть сел. Ракомо, верстах в 12-ти от Новгорода между озером и рекою Веряжею, на ее протоке в озеро, который быть может именовался Ракомо. Древнее Ракомо, где сел во дворе Ярослав и избил созванных сюда Новгородцев, находилось, по свидетельству летописи, над Волховом, в 3 верстах от города, к озеру Ильменю, что приближается к упомянутому протоку.
  

---

  
   Представив этот краткий и беглый очерк географических и топографических имен нашей страны, которые содержать в себе указания на следы очень древнего пребывания в нашей стране людей поклонявшихся Виту, Радегосту, Перуну под именем Прона или Прана, носивших имя Волотов, Велетов, Вендов, Ругов-Рогов, Русов-Росов, и т. п., мы однако вовсе не настаиваем, что все приведенные имена непременно обозначают только следы этих Волотов. Мы вперед соглашаемся, что иные из этих имен принадлежат общим основам топографического языка у всех Славянских племен, как и у других родственных с ними народов; иные образовались уже вследствие преданий о давнем господстве Волотов, вследствие перенесения имен на новые селитьбы и т. д. Но мы не можем оставить без внимания того обстоятельства, что приведенные имена, сходные с именами далекого Балтийского Поморья, рассеяны преимущественно в таких местах, которые служили тоже преимущественно торговыми и промышленными дорогами и как бы узлами, связывавшими разнородное население страны. Мы видели, что важнейшие перевалы от Ладоги к Киеву, от верхней Двины и верхнего Днепра к верхней Оке, от средней Оки к верхнему Дону, - больше, чем другие местности, служат свидетелями, что здесь некогда, задолго до нашей истории, проходила другая история, о которой нет письменных известий и есть только известия, извлекаемые от имен земли и воды.
   Для историка в этих именах, обнаруживается какой то особый геологический слой особого исторического периода, заслуживающего во всяком случае подробнейшего исследования. В тумане местных имен уже обозначается слой или исторический пласт господства или пребывания в нашей стране Славянского племени Велетов или Волотов, а потом обозначается другой пласт другого пребывания Славян под собственным прозванием, как это видно в наших поисках во 2-й части нашего сочинения, стр. 50. После Славян является Варяжский пласт, возродивши настоящую Русь.
   И новгородцы глубоко верно говорили, что прежде они были Славяне, а теперь стали Варяги. Наша летопись очень помнить, что Радимичи и Вятичи, распространившиеся по Сожу, по Десне и Оке, пришли

Другие авторы
  • Красов Василий Иванович
  • Коста-Де-Борегар Шарль-Альбер
  • Дашков Дмитрий Васильевич
  • Малеин Александр Иустинович
  • Тетмайер Казимеж
  • Щиглев Владимир Романович
  • Купер Джеймс Фенимор
  • Сю Эжен
  • Соболь Андрей Михайлович
  • Воинов Владимир Васильевич
  • Другие произведения
  • Гоголь Николай Васильевич - Портрет
  • Одоевский Владимир Федорович - Дневник. Переписка. Материалы
  • Полянский Валериан - Социальные корни русской поэзии от символистов до наших дней
  • Козлов Иван Иванович - Козлов И. И.: Биобиблиографическая справка
  • Мультатули - Сказка о японском каменотёсе
  • Никитенко Александр Васильевич - Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был
  • Парнок София Яковлевна - Стихотворения, не вошедшие в сборники (1925—1927)
  • Федоров Борис Михайлович - Федоров Б. М.: биографическая справка
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - Когда-то
  • Державин Гавриил Романович - На покорение Парижа
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 618 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа