0.- 12 дек. (No 315).- С. 2) говорилось: "...милая, изящная, с мягким музыкальным голосом, г-жа Заньковецкая порою производит впечатление даже не как артистка, а просто как человек <...> г. Садовский и г-жа Заньковецкая производят глубокое впечатление и дают истинное эстетическое наслаждение своею игрою. Так, например, в пьесе "Пидгоряне", поставленной труппой в прошлое воскресенье, роли и первого и второй были не особенно сильные, но все-таки исполнение их было безукоризненное, а местами даже потрясающее". В рубрике "Дневник" (Орловский вестник.- 1890.- 13 дек. (No 316).- С. 1) отмечалось: "Вчерашний спектакль малороссийской труппы под управлением г. Садовского имел такой же блестящий успех, как и предыдущие, с участием г-жи Заньковецкой. Роль Оксаны в драме "Доки солнце зiйде, роса очi виiст" была исполнена ею безупречно; последняя сцена смерти произвела на зрителей очень сильное впечатление, выразившееся в громких и долгих аплодисментах и вызовах".
2 Будучи членом орловского "Музыкально-драматического кружка", В. В. Пащенко участвовала в любительских спектаклях в Ельце и Орле. Так, "Орловский вестник" сообщал: "В помещении Орловского музыкально-драматического кружка вчера были исполнены две пьесы: водевиль Руднева "Две капли воды" и комедия Крылова "До поры до времени". Лучше исполнена была, конечно, вторая, благодаря участию в ней Н. Ф. Королева, Ф. М. Орлова и В. В. Пащенко, расположившей к себе орловскую публику" (1890.- 18 дек. (No 321).- С. 1). "На 28-е января в Ельце назначен любительский спектакль с благотворительной целью. В этом спектакле будут участвовать Е. А. Хлебникова и В. В. Пащенко" (1891.- 20 янв. (No 20).- С. 1). "На завтра назначен спектакль членов "Музыкально-драматического кружка". Будет исполнена комедия "Лакомый кусочек" В. Крылова. Участвуют В. В. Пащенко, А. С. Озерова, П. Д. Потемкин и др." (1891.- 7 февр. (No 37).- С. 1.- Об этом спектакле см. отрицательный отзыв в той же газете: 1891.- 11 февр. (No 41).- С. 1). "После праздников предполагается любительский спектакль, для которого выбрана комедия г. Хотева "Степная красавица". В спектакле будет участвовать В. В. Пащенко, приехавшая на днях из Ельца" (1891.- 17 апр. (No 103).- С. 1).
3 См. коммент. 8 к п. 24.
4 Далее Бунин упоминает следующие передовые статьи в "Орловском вестнике": "Очень важное постановление" (1890.- 12 дек. (No 315).- С. 2), "Матери-страдалицы" (1890.- 15 дек. (No 318).- С. 2). Атрибутировать другие передовые статьи этого периода не представляется возможным, т.к. все они печатались без подписи.
5 См. п. 47.
6 При этом письме никаких приложений не сохранилось.
Печатается по автографу: РГБ ОР, ф. 331, к. 37, ед. хр. 54, л. 1-2.
Впервые: Новый мир.- 1956.- No 10.- С. 199- 200.
Датируется по содержанию.
Бунин познакомился с А. П. Чеховым в 1895 г. в Москве, писатели на всю жизнь остались большими друзьями. Бунин написал о Чехове несколько мемуарных очерков, готовил книгу о нем, но не успел ее закончить (О Чехове.- Нью-Йорк, 1955.- Книгу выпустила В. Н. Муромцева-Бунина). Переписка Бунина с Чеховым сначала носила эпизодический характер, но с начала 1900-х гг., когда Бунин стал "своим человеком" в доме Чеховых, переписка становится регулярной. Все известные письма Бунина к Чехову за 1891, 1895, 1901- 1904 гг., а также сохранившиеся ответные письма Чехова опубликованы.
По поводу этого письма В. Н. Муромцева-Бунина писала: "Она <В. В. Пащенко> давно уговаривала его написать Чехову, спросить, считает ли он его талантливым? стоит ли ему заниматься литературой? Он долго не соглашался. Наконец уступил ее настойчивости. <...> Молодой писатель, несмотря на согласие Чехова, ни разу ничего ему не послал. А перед своей смертью Иван Алексеевич сетовал, что "Варварка уговорила его написать это письмо" <...> себе же он не прощал своего первого письма Чехову" (Муромцева-Бунина.- С. 113).
1 А. П. Чехов ответил Бунину 30 января 1891 г.: "Очень рад служить Вам, хотя, предупреждаю, я плохой критик и всегда ошибался, особенно когда мне приходилось быть судьею начинающих авторов. Присылайте мне Ваши рассказы, но только не те, которые уже были напечатаны" (Чехов. ПСС.- Т. 4.- С. 172).
2 К этому времени Бунин опубликовал 10 стихотворений в "Книжках "Недели"", 2 стихотворения в "Северном вестнике", 4 рассказа и 12 стихотворений в "Орловском вестнике", а также 19 стихотворений и 2 рассказа в "Родине", 3 стихотворения в "Наблюдателе".
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 18, л. 1.
Написано на именном бланке Н. А. Семеновой.
См. коммент. 5 к п. 23. Письма В. Е. Пащенко к Бунину неизвестны.
1 Имеются в виду, вероятно, фотографии, упоминаемые в п. 37.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No11, л. 1-3.
Впервые: Лит. Смоленск.- С. 290-292.
1 Мещеринов Николай Николаевич - заведующий библиотекой при редакции "Орловского вестника", впоследствии сотрудник Статистического бюро Орловской губернской земской управы.
2 В. П. Пащенко.
3 Бунин приезжал в Елец на свидание с В. В. Пащенко, вероятно, 13 января 1891 г.
4 Источник цитаты не установлен.
5 Имеются в виду статьи, опубликованные Буниным без подписи в "Орловском вестнике" в начале 1891 г.: "Мукомольное дело в Елецком уезде" (13 янв. (No 13).- С. 2), "Крестьянский кредит в Мценском уезде" (16 янв. (No 16).- С. 2-3), "Народные чтения" (15 янв. (No 15).- С. 2), "Важная отрасль нашей промышленности" (17 янв. (No 17).- С. 2) о развитии садоводства и огородничества.
6 В "Орловском вестнике" Бунин вел рубрику "Дневник", в которой помешались заметки о городских событиях.
7 В рубрике "Дневник" сообщалось о втором выступлении Н. П. Рощина-Инсарова, исполнявшего роль Пропорьева в драме А. И. Сумбатова-Южина "Цепи", спектакль состоялся в Орловском городском театре (Орловский вестник.- 1891.- 17 янв. (No 17).-С. 1).
8 Это слово подчеркнуто четыре раза.
9 Семья Турбина Ивана Сергеевича - председателя Елецкой уездной управы, коллежского секретаря.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 13, л. 3-5.
Год и место написания определены по содержанию и по связи с п. 45.
1 Возможно, Травина Евгения Витальевна, ставшая женой Д. В. Померанцева.
2 Б. П. Шелехов.
3 "Орловский вестник" (1891.- 1 янв. (No 1).- С. 1) упоминал о постановке в городском театре пьесы "Вокруг света в восемьдесят дней".
4 Васильев Михаил Дмитриевич - участник любительских спектаклей орловского "Музыкально-драматического кружка".
5 Черепанов А. А. - руководитель орловского "Музыкально-драматического кружка", актер театра М. В. Лентовского.
6 См. коммент. 6 к п. 45.
7 Рощин-Инсаров Николай Петрович (1861-1899; наст. фам. Пашенный) - актер. Служил в театрах Москвы и Киева, гастролировал по разным городам России. В Орле Н. П. Рощин-Инсаров с 15 по 18 января 1891 г. выступил четыре раза в этот свой приезд: в комедии Анн Опоре Дюверье "Любовь и предрассудок", в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума" в роли Чацкого, в драмах А. И. Сумбатова-Южина "Арказановы" в роли Новорыгина и "Цепи". Бунин в рубрике "Дневник" дал общую оценку игры этого актера: "...г. Рощин-Инсаров, как мы вполне убедились, не только может произвести впечатление простотой и силой своей игры, по обладает даром настоящего сценического искусства, способностью быть крайне разнообразным в передаче ролей и выдерживать эти роли до конца..." (Орловский вестник.- 1891.- 19 янв. (No 19).- С. 1-2).
8 Иванов-Козельский Митрофан Трофимович (1850-1898; наст. фам. Иванов) - актер. Работал в различных театрах Москвы и Петербурга. Гастролировал по городам России. Во время нынешних гастролей в Орле М. Т. Иванов-Козельский дал первый спектакль 20 января 1891 г.: в пьесе Лангаммера "От судьбы не уйдешь" он исполнил роль старика Артамонова. Гастроли продлились до 6 февраля 1891 г.
9 Неточная цитата из стихотворения А. А. Фета "Великой княгине Елисавете Маврикиевне" (1889). У Фета: Людские так грубы слова, // Их даже нашептывать стыдно!
Печатается по автографу: РГАЛИ, ф. 1292, оп. 1, ед. хр. 18, л. 48-49.
Впервые: Лит. Смоленск.- С. 313 (с неточностями и широкой датировкой: 1891).
Дата и место написания определены по содержанию.
1 Евдокимов - заведующий Статистическим бюро Орловской губернской земской управы, титулярный советник.
2 Зайцева С. А. - владелица типографии в Орле.
3 Намерение Бунина принять участие в издании "Смоленского вестника" не осуществилось.
4 В это время Бунин снимал квартиру в Орле на Введенской ул. (ныне ул. 7-го ноября).
Печатается по автографу: РГАЛИ, ф. 1292, оп. 1, ед. хр. 18, л. 50.
Датируется по содержанию и по связи с п. 47.
1 Потемкин П. Д. - начальник Управления Орловско-Витебской железной дороги; активный участник любительских спектаклей орловского "Музыкально-драматического кружка".
Печатается по автографу: ОГЛМТ, ф. 14, No 2761 оф.
Впервые: Весна пришла.- С. 216-218 (с мелкими неточностями).
Год и место написания определены по содержанию и по карандашной помете Бунина: "1891 г.".
1 В Ельце у В. П. Пащенко.
2 Речь идет о близких отношениях Бунина и В. В. Пащенко, которые они скрывали. Об обстоятельствах, при которых В. П. Пащенко узнала об этом, см. п. 55.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 4.
Датируется по содержанию.
1 См. коммент. 4 к п. 47.
2 Семья орловского настройщика Аб Е. Л.
3 Берчанский Л. З. - зубной врач, действительный член Орловского медицинского общества.
4 Ныне ул. Маяковского в Орле.
5 Чехов А. П. Рассказы.- СПб., 1888.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 5-6.
Впервые: На родной земле (1956).- С. 391-393.
Написано на бланке редакции газеты "Орловский вестник".
1 См. коммент. 6 к п. 45.
2 Имеется в виду дуэт Саффи и Шандора Баринкая из оперетты Иоганна Штрауса (1825-1899) "Цыганский барон" (1885).
3 В. П. Пащенко.
4 В. Е. Пащенко.
5 Хлебникова Е. А. - знакомая Бунина и Пащенко, владелица модной мастерской по изготовлению дамских корсетов; участница любительских спектаклей в орловском "Музыкально-драматическом кружке".
6 Речь идет о стихотворении К. М. Фофанова "Песня", опубликованном в газете "Звезда" (1891.- No 9.- С. 199).
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 7-9.
Написано на бланке редакции газеты "Орловский вестник".
1 См. коммент. 3 к п. 30.
2 Имеется в виду "История России с древнейших времен" (1851-1859, т. 1-29) Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879).
3 Соловьев Всеволод Сергеевич (1849-1903) - автор исторических романов "Сергей Горбатов" (1881), "Вольтерьянец" (1882), "Изгнанник" (1885), "Великий Розенкрейцер" (1889) и др.
4 Имеются в виду произведения "Страдания молодого Вертера" (1774) и "Письма из Швейцарии" (1808).
5 Фортепьянная пьеса П. И. Чайковского "Май. Белые ночи" из цикла "Времена года".
6 Илья Сергеевич (фамилия неизвестна) - орловский знакомый Бунина.
7 Катерина Александровна (фамилия неизвестна) - из круга орловских знакомых Бунина.
8 На следующий день в рубрике "Дневник" появилось сообщение о результатах вчерашнего собрания гласных орловской городской думы (Орловский вестник.- 1891.- 8 марта (No 64).- С. 1).
9 Возможно, Турчанинов Владимир Михайлович - орловский знакомый Бунину, участник любительских спектаклей орловского "Музыкально-драматического кружка".
10 Вероятно, Жедринский Павел Николаевич - орловский нотариус, коллежский секретарь.
11 Вероятно, Аб Ефим Львович, с семьей которого Бунин был знаком.
12 Померанцева Евгения Витальевна - жена Д. В. Померанцева.
13 Письмо неизвестно.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 10-13.
Впервые: На родной земле (1956).- С. 393-397.
Написано на бланке редакции газеты "Орловский вестник".
1 В. М. Турчанинов.
2 "Берлин" - гостиница в Орле.
3 Письмо к Е. А. Бунину неизвестно.
4 Речь идет о возбуждении дела в суде раввином Исааком Симоном Вороновым против редактора-издателя "Орловского вестника" Н. А. Семеновой и автора заметки в газете Б. П. Шелехова, который писал о непорядках в Орловской еврейской общине.
5 Афишер - здесь "заявитель" (фр.).
6 Ховайло Иван Иванович - владелец шляпного магазина в Орле, член уездного податного присутствия.
7 Возможно, Аб Раиса Львовна.
8 Имеется в виду третья неделя Великого поста, в 1891 г. она была с 18 по 24 марта.
9 Бунин начал печататься в феврале 1887 г., впервые в столичном толстом журнале "Книжки "Недели"" его стихотворения появились в сентябре 1888 г.
10 Письма к Вл. Вл. Пащенко неизвестны.
Печатается по автографу: ОГЛМТ, ф. 14, No 2758 оф.
Год и место написания определены по содержанию и по связи с п. 53.
Печатается по автографу: РГАЛИ, ф. 1292, оп. 1, ед. хр. 18, л. 90-91.
Впервые: Весна пришла. - С. 218-220 (с ошибочной датировкой: май - октябрь 1891 г.).
Дата и место написания определены по содержанию и по связи с п. 49 и 57.
1 Бунин проходил воинский призыв в середине ноября 1891 г.
2 Казаки - железнодорожная станция (Елецкий уезд Орловской губернии).
3 Пасхальная неделя в 1891 г. была с 22 по 28 апреля.
4 Речь идет о выступлении газеты "Московские ведомости" против инициативы создания фонда имени М. Е. Салтыкова-Щедрина при Комитете грамотности, о чем сообщал "Орловский вестник", в котором, в свою очередь, появлялись ответные заметки в защиту этой идеи и имени великого писателя, а также давалась информация о новых изданиях сочинений Салтыкова-Щедрина. Статья "Новые течения", опубликованная без подписи в "Орловском вестнике" (1891.- 29 мая (No 139).- С. 2.- Авторство Бунина устанавливается по карандашной пометке: Бун. в редакционной подшивке газеты - ГАОО, No 1274), подытоживает взаимные выступления "Орловского вестника" и "Московских ведомостей" и выступает в защиту таких провинциальных газет как "Орловский вестник" и "Харьковские губернские ведомости" и против столичной печати, которая "в значительной степени изменилась качественно". В заключении статьи есть оговорка о том, что провинциальные газеты (в частности "Орловский вестник") "выходят с разрешения предварительной цензуры, - значит, ничего дурного и противозаконного в них не бывает" (ЛН.- Т. 84, к. 1.- С. 308). Эта оговорка свидетельствует, что статья эта была написана уже после того, как Бунин помирился с Б. Шелеховым и вновь начал работать в редакции "Орловского вестника". Под упоминаемыми в письме заметками имеются в виду сообщения "Орловского вестника" в рубрике "Литература и печать" в феврале 1891 г. по поводу создания фонда имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и полемика с "Московскими ведомостями" по этому поводу.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 14.
Дата и место написания определены по содержанию и по связи с п. 57.
1 Е. М. Токарева.
2 Имеется в виду, вероятно, суббота 6 апреля 1891 г.
3 Становая - станция Орловско-Витебской железной дороги.
4 Чижовка - полицейский участок (простореч.). Об этом эпизоде см. п. 57.
Печатается по автографу: РГАЛИ, ф. 1292, оп. 1, ед. хр. 18, л. 22-25.
Впервые: На родной земле (1956).- С. 386-388.
Год определен по содержанию и по связи с п. 56.
1 Бунин приводит вторую половину своего стихотворения "...Голубчик! Зачем говорить?..", опубликованного в "Орловском вестнике" (1891.- 22 янв. (No 22).- С. 2). Первая строка в цитате изменена, в газете - "Да и кому рассказать?"
2 Неточная цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова "А. О. Смирновой": "Все это было бы смешно, // Когда бы не было так грустно".
3 Ф. М. Цвиленев.
4 Страстная неделя - последняя неделя Великого поста в 1891 г. была с 15 по 21 апреля.
5 Фомина неделя - следующая за пасхальной в 1891 г. была с 29 апреля по 5 мая.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 15-17.
Впервые: Лит. Смоленск.- С. 292-294.
Год определен по содержанию и по связи с п. 57.
1 Шеншин Владимир Александрович - сотрудник Статистического бюро Орловской губернской земской управы, предводитель дворянства от Кромского уезда Орловской губернии, действительный член губернского статистического комитета, младший помощник надзирателя акцизных сборов, член попечительского совета Орловской женской гимназии.
2 См. коммент. 4 к п. 57.
3 См. коммент. 3 к п. 55.
4 См. коммент. 5 к п. 57.
5 Бунин не поступил в статистики (см. п. 60).
6 Письмо неизвестно.
7 Д. В. Померанцев (?).
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 18-20.
Впервые: На родной земле (1956).- С. 388-390.
Год определен по содержанию.
1 По-видимому, орловский парикмахер.
2 Вероятно, П. Н. Жедринский.
3 Р. Л. Аб.
4 Возможно, Аб Варвара Львовна - сестра Р. Л. Аб.
5 Источник цитаты установить не удалось.
6 В. В. Пащенко поступила на работу в Управление Орловско-Витебской железной дороги в середине августа 1891 г.
7 Имеется в виду, вероятно, Роза Л. Аб.
8 Пасха в 1891 г. праздновалась 21 апреля.
9 Мартынова Глафира Ивановна (1860-1928) - актриса, работала в театрах Ф. А. Корша и М. В. Лентовского. Людвигов Людвиг Казимирович (1854-1929; наст. фам. Маевский) - актер и режиссер, играл в театрах Орла, Воронежа и других городов России. Речь идет об участии этих актеров 24 апреля в комедии В. Сарди "Надо разводиться" и комедии-шутке А. Александровича "Подозрительная личность: Позвольте пошутить", 25 апреля в комедии Д. А. Мансфельда "Нина" и комедии А. П. Чехова "Предложение" (см.: Орловский вестник.- 1891. - 26 апр. (No 107).- С. 1).
Печатается по автографу: РГАЛИ, ф. 1292, оп. I, сд. хр. 18, л. 45.
Впервые: Лит. Смоленск.- С. 294-295.
Год определен по содержанию и по связи с п. 47 и 57.
1 См. коммент. 1 к п. 65.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 26.
Датируется по содержанию.
На обороте приписка другим почерком: "Приходите поскорее, а то чай прогуляете".
1 Анитова М. Н. - зубной врач в Орле.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 21-23.
Впервые: Лит. Смоленск.- С. 295-296.
1 Неточная цитата из стихотворения К. М. Фофанова "Поэт". У Фофанова: "Он мрачен, оп угрюм, душа его полна, // Каких-то смутных снов и ноющей печали" (ср. п. 24).
2 Неручев Анатолий Васильевич - сотрудник редакции "Орловского вестника", корректор.
3 Бунин не уехал 15 мая из Орла (см. п. 63).
4 Измалково - станция Орловско-Витебской железной дороги.
5 Бахтеяров - владелец винокуренного завода.
6 Садовский Николай Карпович (1856-1933; наст. фам. Тобилевич) - украинский актер и театральный деятель. С 1890 по 1898 г. вместе с А. К. Саксаганским руководил "Товариществом малороссийских артистов". 15 мая 1891 г. в орловском городском театре был дан первый спектакль этой труппы: драма украинского драматурга, актера, театрального деятеля Карпенко-Карого (1845-1907; наст. фам. и имя Иван Карпович Тобилевич) "Безталанны" и фаре-водевиль Похвиснева Аркадия Николаевича (1816-1862) "На узелки, или Прыжок с третьего этажа".
7 Речь идет о грубом отказе В. П. Пащенко в просьбе Бунина разрешить жениться на В. В. Пащенко (см. п. 58).
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 23.
Написано на именном бланке Н. А. Семеновой.
1 А. В. Померанцева.
2 Эрмитаж - городской сад в Орле с летним театром.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 24-25.
Написано на бланке редакции газеты "Орловский вестник".
1 Имеется в виду предстоящая поездка В. В. Пащенко на французскую выставку, открывшуюся в Москве 13 мая 1891 г. на Ходынском поле.
2 Имеется в виду оперетта французского композитора А. Ш. Лекока (1832-1918) "Сердце и рука, или Принц Аррагонский".
Печатается по автографу: РГАЛИ, ф. 1292, оп. 1, ед. хр. 18, л. 81.
Год определен по содержанию и по связи с п. 57.
1 Ю. А. Бунин писал брату 12 мая 1891 г. из Полтавы, отвечая на п. 60: "Милый Ваня! <...> в данное время у меня нет решительно никакой возможности послать просимые тобою 10 руб. Мне самому очень хочется повидаться с тобой и переговорить серьезно и не только это мне хочется, а даже прямо необходимо. <...> Быть может, я достану денег, тогда, конечно, вышлю тебе. Во всяком случае нам необходимо, если не сейчас, то в очень скором времени увидеться. <...> Самое главное скажу тебе, - не решайся без личного свидания со мною на какой-либо серьезный шаг, помни, что это дело всей жизни и спешить так с венчанием положительно невозможно. Я, брат, прямо удивляюсь тебе: почему ты, переписываясь со мной так редко, не пишешь мне подробно, что такое с тобою случилось, а говоришь лишь, что произошло много различных обстоятельств и оставляешь меня в неведении. <...> Ты пишешь "я в июле обвенчаюсь", по как, почему, для чего? - Не понимаю. Почему, наконец, в июле? Удивительный ты человек! Ведь ты, конечно, знаешь мой взгляд на брак и, насколько мне известно, сам разделяешь в принципе этот взгляд. Чтобы решиться на брак, надо прежде всего окончательно убедиться, есть ли у вас у обоих настолько крепкая нравственная связь и взаимное, чтобы идти всю жизнь (пойми это!) рука об руку. Достаточно ли вы понимаете друг друга и с надлежащим ли уважением относитесь друг к другу? Надо непременно заглянуть в будущее, что из всего этого выйдет, насколько прочно вы сможете связать себя. Здесь нельзя отдаваться течению, нельзя не только вследствие того, что необходимо оцепить это явление с точки зрения нравственного долга (это, конечно, важнее всего), нельзя даже прямо из самоохраны и охраны другого человека. Если ваша любовь построена на безотчетной только симпатии друг к другу и на чувственном влечении, хотя бы и опоэтизированном, то этого всего еще недостаточно, если только не предаваться рутине и не помириться с будничной пошлостью и со всеми теми дрязгами, которые наполняют семейную жизнь огромного большинства общества. Брак, кроме того, как ты знаешь, налагает и другие обязанности: могут предстоять в недалеком будущем дети, воспитание которых составляет нравственный долг родителей, причем я говорю, конечно, не о физическом только уходе за ними, а и о выработке из них людей в настоящем смысле слова. Затем, при вашем положении, весьма существенную роль играет вопрос о материальных средствах. <...> мне кажется, что ты все это недостаточно прочувствовал и недостаточно оцениваешь, а кроме того, ты слишком как-то отдаешься впечатлениям и я жду даже от тебя такого возражения: "все это справедливо, но я не могу иначе поступить, не могу отказаться от любви и брака". Во-первых, такое твое "не могу" несомненно весьма сильно преувеличено, и ты совершенно неразумно порешил о себе, как о человеке слабохарактерном и неспособном к борьбе, никогда притом и не старавшемся серьезно о выработке своего характера и поведения, а во-вторых, что особенно важно, с моей стороны <речь> вовсе не идет о том, чтобы отказаться совсем от любви и брака с нею, а о том, чтобы не спешить с этим делом. Надо тебе еще проверить свои чувства, проверить свои отношения к ней и ее к тебе, - а ты этого не сделал еще; тебе надо еще позаботиться, чтобы устроиться как-нибудь, и если ты действительно ее любишь, то одно это обстоятельство должно тебе вдохнуть энергию и бодрость, а то ты за последнее время слишком уж измаялся и до глупости отчаиваешься; твое теперешнее состояние я не иначе могу считать, как болезненным, переходным. Ты вспомни, что жизнь еще вся стоит перед тобою и в будущем представит еще много светлого и хорошего. Ты никогда серьезно и с любовью не работал еще и ничем не занимался. У тебя есть несомненный талант и способности и в будущем тебе может предстоять серьезная работа в области художественного творчества, а самый процесс солидной работы, успех и сознание важности принятого на себя дела доставят нравственную бодрость и высокое удовольствие. На твоем месте прямо грешно и стыдно не заботиться о себе, а ведь ты совершенно не заботишься и предаешься до безумия минутным порывам тоски и апатии. Вспомни же, сколько у других бывает несчастий, тяжелых и невыносимых положений и люди все-таки борются. Будь же и ты хоть сколько-нибудь стоек и энергичен, сумей выждать время и не спешить с делами серьезной важности какие бы обстоятельства у тебя ни случились, их ведь все-таки можно поправить. Напиши мне тотчас же обо всем, о чем ты умолчал и я постараюсь разобраться в этом; не падай только духом и не малодушничай. Не решайся, повторяю, на серьезный шаг без моего совета и личного со мною свидания <...>" (ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 50, л. 1-4).
В другом письме, от которого сохранился только отрывок из середины, Ю. А. Бунин писал брату: "<...> может и должна понять тебя и твое положение. Оставь только всякую мишуру в твоих с ней отношениях. Как человек еще слишком юный, почти мальчик, ты мог быть легкомысленным, но надо оглянуться посерьезнее. Я понимаю, что через ложный стыд тебя могут приводить в отчаяние обстоятельства вроде тех, что у тебя накопились долги и ты не можешь ими пока расплатиться, но ты сумеешь их выплатить со временем; я понимаю, что ты больше всего беспокоишься за свое реноме в глазах В<арвары>, вроде того, как перед Рождеством чуть не приходил в отчаяние за свой долг в гостинице. Правда, что ты в этом деле много запутался, но я убежден, что это случилось по легкомыслию, по недостатку добрых советов и руководительства - положение, конечно, прискорбное и тяжелое, но я убежден, что твоя душа чиста и что в тебе живы все благородные наклонности. Я вполне уверен в этом и думаю, что В<арвара> также должна понять это и чувствовать и не придавать серьезного значения тому, что о тебе будут говорить, раз ваша любовь основана не на чисто физической симпатии друг к другу, а ведь это даже и не любовь. Ты много за это время пережил и перестрадал, и я не стану тебе еще раз указывать, что ты должен пересилить себя и начать жить иначе. Ты думаешь, что сила воли есть только дар природы, это - неверно; в страшно сильной степени это зависит от перевоспитания самого себя, и ты, повторяю, за это и не принимался ни разу" (ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 51).
2 См. п. 57.
3 См. п. 60.
4 См. п. 55 и коммент. 4 к нему.
5 Бунин ездил в Полтаву в начале июня 1891 г.
6 Имеется в виду книга Бунина "Стихотворения 1887-1891 гг.", которая вышла в Орле в конце 1891 г. и рассылалась бесплатным приложением к газете "Орловский вестник" начиная с 24 декабря 1891 г., о чем в газете были помещены объявления.
Печатается по автографу: ОГЛМТ, ф. 14, No 2775 оф.
Впервые: Материалы (1).- С. 29-30 (отрывок с мелкими неточностями).
Год и место написания определены по содержанию, по карандашным пометам Бунина: "1892 г.? 1891 г.?" и по связи с п. 65.
1 Речь идет о романе немецкого писателя Фридриха Шпильгагена (1829-1911 ) "Загадочные натуры" (СПб., 1865).
Печатается по автографу: ИMЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 30-31.
Впервые: Новый мир.- 1956.- No 10.- с. 203-204.
Год определен по содержанию.
1 К этому времени, очевидно, относится недатированное письмо В. В. Пащенко: "Уезжаю, Ваня! Чтобы хотя сколько-нибудь привести в норму наши, как и сам знаешь, ненормальные отношения, нужно вдали взглянуть на все наиболее объективно; последнее возможно именно, когда мы с тобой в разлуке. Надо сообразить, что собственно не дает мне покою, чего я хочу и на что способна. Да ты, голубчик, сам знаешь, что у меня в душе. А так, как жили, не приведя все душевные смуты в порядок, нельзя продолжать жить. Ты без меня будешь свободнее, бросишь, наверное, службу. И этот мотив сильно звучит в душе. Результат всех моих размышлений напишу из дому. Будь мне другом, верь, что я столько выстрадала за это последнее время, что если бы дольше осталась - сошла бы с ума. Не фраза это, если ты хотя капельку знаешь меня, ты бы это понял. Будь же другом дорогим - пиши мне. Дома я и полечусь, и успокоюсь, и вернусь бодрая, готовая и трудиться, и жить хороню со всеми людьми. Сколько раз ты говорил, что я тебя измучила, но ведь и сама я мучилась не меньше, если не больше. Каждая ссора оставляла след, все накопилось, не могу так жить, тяжело, не вижу смысла в этой жизни. Прости, родимый! И пойми, что это не каприз, это необходимо для дальнейшей жизни. Лучшего не придумаю. Пиши, голубчик. Твоя Варя. Не придумаю и не могу думать. Стравлю тяжело, помоги разобраться. Не забудь меня. Не езди за мной - все напишу, и лучше, если что-либо выясним. Голубчик, родимый, не забудь меня, ведь я все равно приеду, дай отдохнуть мне. Отдохни сам, успокойся, одумайся" (ОГЛМТ, ф. 14, No 8942 оф). Вероятно, в связи с этим письмом Бунин ездил в начале июня 1891 г. в Елец для разговора по поводу женитьбы на В. В. Пащенко, встречался с подругой Пащенко Е. Н. Токаревой и ее братом Вл. Вл. Пащенко. Н. А. Семенова в связи с этим писала Ю. А. Бунину 8 июня 1891 г. из Орла: "Вы, Юлий Алексеевич, конечно, удивитесь моей смелости, но это неважно... Пишу под впечатлением проводов Ив<ана> Ал<ексееви>ча в Елец, оставивших во всех нас тяжелое и тревожное чувство. Легко может случиться, что эта поездка туда будет последняя, а вместе с тем может произойти и нечто другое - И<ван> А<лексеевич> поехал в таком возбужденном состоянии, что меня это положительно тревожит. Надо Вам сказать, что он мало-помалу убеждается, что Пащенко его не любит, а только жалеет и это, по моим наблюдениям, более чем вероятно - я почти убедилась в этом. Временные же порывы, которые довели И<вана> А<лексееви>ча до такого состояния, когда человек, что называется, не волен в себе, - могут иметь весьма печальную развязку... Говорю это не без основания и с большой тревогой жду его письма. 12-го он обещал быть в Орле, а потом поедет к Вам. Если все это обойдется так благополучно, то лучше этого ничего быть не может - в Ваше же влияние на него я верю и все мы возлагаем на эту поездку большие надежды. А Вас, конечно, не учить нам, как сгладить и помочь ему совладать с своим настроением. Мы же употребим все старания, чтобы понудить его поехать в Полтаву - помогите и Вы нам. Может случиться и то, что они опять примирятся и старая канитель будет тянуться бесконечно, заедая здоровье и нервы И<вана> А<лексеевича>. Это также неутешительно - не стоит она его и никогда он с нею не будет счастлив... Простите за вмешательство, но И<вана> А<лексеевича> мы давно привыкли считать членом нашей семьи и все искренно любим его и жалеем" (ОГЛМТ, ф. 17, No 3403/1 оф). 11 июня 1891 г. Н. А. Семенова сообщала Ю. А. Бунину: "За брата не тревожьтесь - вслед за ним уехал Борис Петрович и не позволит ему сумасшествовать. Что делается в Ельце - я не знаю <...> но надеемся, что все обойдется к лучшему. Если состояние его не изменится, то до Полтавы постараемся тоже проводить. Было бы лучше, конечно, чтобы Вы приехали за ним, но этого, пожалуй, нельзя" (ОГЛМТ, ф. 17, No 3403/2 оф).
2 В пьесе В. Шекспира "Генрих IV" эти слова не обнаружены.
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 11, л. 32-33.
Впервые: Собр. соч. (1). - Т. 4.- С. 459-460 (с неточностями и опечаткой в дате: 19 июня).
Год и место написания определены по почтовому штемпелю на конверте.
1 Цитата из стихотворения А. Н. Майкова "Рассвет" из цикла "В степях".
Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 12, л. 11.