Главная » Книги

Амфитеатров Александр Валентинович - Переписка М. Горького с А. Амфитеатровым, Страница 10

Амфитеатров Александр Валентинович - Переписка М. Горького с А. Амфитеатровым



> Намерение это не было осуществлено.
  

55. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. 8 или 9 декабря 1908 г.]

  
  Дорогой Александр Валентинович!
   Не писал - ибо все время занят был, сочиняя, беседуя, ругаясь. И - полон дом гостей, а народ все - отличный: Боткина, художница1, Богданов, молодой беллетрист один, Луначарский, конечно.
   "Сумерки" - второй том - читал: разволновался, слушая "Крестьянскую войну", до того, что взревел - хорошо! Для моей души - превосходно! Потом - мысленно - лаял вас и проклинал газеты, сожравшие большущий кусок вашей здоровенной души. Эх, вы, бронтозавр московский,- на кой черт понадобилась вам история этой окаянной алкоголички, Дорошевичевой жены?2 Такая досада была читать о ней, и так неуместна она в книге, которая даже в анахронизмах своих - приятна.
   Жилкин - есть такой гениальный журналист - "Настю" - не хвалит3; сирийско-петербургский писатель Кондурашкин - тоже. Последнему за это - влетело. Должно быть, я еще с одним литератором поссорился.
   Жду вас со Смертяшкиными4 и очень рад буду попить красного винца с вами. А что Герман Николаевич5 - кажется - не захочет сюда заглянуть? Коли бы не мои немощи - я б и сам махнул в Кави пожать ему и вам руки, да здоровьишко скрипит. И - устал тоже.
   М. Ф.- поправилась; она ненароком хватила вместо воды полосканья для горла, но - немножко, и хотя был опасный момент - теперь все прошло вполне бесследно.
   Из Питера пишут: "литературный сезон начинается уныло, по всей линии торжествует серый октябрист. Концентируются вокруг двух лозунгов: "искусство для искусства" и - "России необходима прежде всего - культура, долой политику, долой революцию""6. Не очень ново, как видите.
   Рейнботова история - нравится?7 Душисто вышло?
   Ну, пока всего доброго!
   Должен отдохнуть. Привет, поклоны.

А. Пешков

  
   Датируется по п. Амфитеатрова от 10 декабря 1908 г. и упоминаемым газетным публикациям.
  
   1 Мария Сергеевна Боткина (1870-1960) - художница, друг семьи Горького, дочь врача-клинициста Сергея Петровича Боткина (1832-1889). Ей принадлежит ряд портретных зарисовок Горького.
   2 Во второй части романа рассказана история падения и гибели жены героя, известного оперного певца Берлоги, - Надежды Филаретовны, или Наны. По-видимому, Горький нашел в этом образе какие-то черты первой жены В. М. Дорошевича.
   3 Иван Васильевич Жилкин (псевдоним И. Вершинин) (1874-1958) - журналист. Ст. Жилкина "Тень ненужности" (Слово. 1908. No 625. 19 нояб./2 дек.) посвящена критическому разбору повести Горького "Жизнь ненужного человека" и пьесы Амфитеатрова "Княгиня Настя". Рецензент считал, что пьеса написана в фельетонном стиле, ее ситуации и персонажи придуманы автором, оторванным от русской жизни в силу "независящих от него обстоятельств".
   4 См.: А-Г. п. от 20 апреля 1908 г.. прим. 4.
   5 Имеется в виду Г. А. Лопатин.
   6 О каком письме идет речь, установить не удалось.
   7 Речь идет о печатавшихся в газетах сообщениях о ходе следствия по делу бывшего градоначальника Москвы генерала А. А. Рейнбота (Резвой. 1868-1918), обвинявшегося в превышении власти, растратах, взяточничестве и подлогах. Рейнбот был назначен на пост градоначальника в январе 1906 г. Отличался крайней жестокостью при подавлении революционного движения. Он должен был "навести порядок" в Москве после Декабрьского восстания 1905 г., но осенью 1907 г. был снят с занимаемого поста и предан суду. Следствие по делу Рейнбота длилось несколько лет и закончилось в 1911 г. вынесением легкого приговора. После этого Рейнбот сменил фамилию на Резвой и продолжал служить в армии в том же чине.
   В ЛБГ хранится "Ответ А. А. Рейнбота на обвинение его в преступлениях должности. Полный текст заявлений на имя члена Московской судебной палаты Л. Б. Шадурского в ответ на постановления о привлечении к следствию" (М., тип. А. П. Поплавского, 1910; на правах рукописи). Пометы предположительно Горького (Описание).
  

56. Амфитеатров - Горькому

[Кави ди Лаванья.] 1908.XII.10

  
  Дорогой Алексей Максимович.
   Сердечное спасибо за письмо о Поссе. Я читал эту прелесть уже до Вашей вырезки. Откровенно скажу: в первый момент не выдержал, было, характера, оскорбился. Не тем, что обо мне написано, а тем, что писал Поссе, которого я, хотя совершенно его не знаю и мало читал, считал, по слухам и на веру, человеком порядочным и неспособным к недобросовестной злобности, с какою он на меня накинулся. Так полемизировал со мною раньше только Меньшиков1 - с теми же попреками и тем же тоном, только еще ту смешную подробность прибавьте, что из фельетона "Н[ового] вр[емени]" лаял. Напрасно Поссе напечатал свое произведение в "Слове"2. Следовало бывшему эс-деку сделать еще шаг направо и сдать рукопись именно в "Новое время". Буренин3 напечатал бы с наслаждением.
   Ваша характеристика г. Поссе настолько выразительна, что о нем больше и толковать не стоит. Может быть, когда-нибудь, выпуская отдельное издание "Княгини Насти" или при другом удобном случае, я займусь этим барином, если только... не забуду. В конце концов, что мне за дело, как незнакомец, каков для меня он, думает о другом незнакомце, каков для него я? Я не ангел и индейским чувствам не чужд, но жизнь так быстра, работы так много, на плечах 45 лет, надо успеть столько сделать, что считаешь полезным сам и одобряют хорошие люди,- некогда и жаль на личное словопрение тратить трудовое время и рабочие нервы. Посчитаемся как-нибудь на досуге.
   А вот Вам я глубоко благодарен, что Вы написали мне Ваши строки по поводу Поссе, не выжидая, что я Вам напишу. Я вижу в этом сердечный акт доверия, и нравственного, и политического, и никогда не забуду Вашего дружеского движения - ни как оно кстати пришло навстречу моим смущенным мыслям, ни как деликатно Вы им поспешили. Это Ваше письмо смыло с души моей много печальной и скептической сажи, накопленной за "круговращение" 45 годов. Пестрая штука жизнь. На днях, по случаю смерти художника Реджио 4. начал я перетряхать в памяти "пыль веков" и показалось мне, что я живу на свете не 45 лет, а мало-мало 90.
   Сейчас получил второе Ваше письмо. Искренно счастлив, что приключение с Марией Федоровной обошлось так легко. В прошлом году одна моя свойственница в Москве таким-то манером на тот свет отправилась. Говоря изящным слогом: угораздит же! Ненавижу склянки и аптеку. Вечно позабудешь, где лекарство, где яд.
   Жилкина читал. Надо Вам сказать, что я не получал "Слова" и никаких связей с оным не имел, но вдруг, недели две тому назад, журнал сей начали мне прелюбезно посылать. Я уже собирался чувствительно благодарить редакцию за трогательное внимание, ан, оказывается, "умысел другой тут был"5. На Жилкина я нисколько не в претензии, только он до смешного самодоволен и уверен, что уж он-то знает, где таится нерв эпохи. И он, и Поссе столь радостно играют словами "нужный" и "ненужный", что, очевидно, сознают себя настоящими, патентованными нужниками и очень тем гордятся. Кому что нравится!
   Кондурушкина, кажется, никогда ничего не читал.
   К моему удивлению, недурно написал о "Княгине Насте" Кугель в "Т[еатре] и и[скусстве]"6. Подошел к красивой и оригинальной точке зрения. Удивление мое тем больше, что я ждал ругани, так как Кугель - индеец добродушный, но гневный и мстительный, а я недавно отказался сотрудничать в его журнале до тех пор, покуда он не перестанет притонодержательствовать господам вроде Л. Л. Толстого, Бобрищева-Пушкина, Старка, Евреинова, Сукинсынникова и иных от сих же, стремящихся под сень "объединения в искусстве" 7.
   Герман Александрович очень благодарит Вас за приглашение на Капри и имеет громадное желание воспользоваться им. В половине января здешнего, между 15-20, мы объявимся к Вам всенепременно. Экая жалость, что сейчас я не могу тронуться: опять не познакомлюсь с Богдановым, который меня так глубоко интересует!
   Спасибо за добрые слова о 2-м томе "Сумерков". Вы меня очень ими обрадовали! Откровенно сказать, "Крестьянская война" и самим автором жестоковыйным, местами, не без слезы написана. Сережа Горелов все просит меня написать "Фра Дольчино", да много возиться с этим надо, а столько ранее намеченных работ.
   Насчет алкоголички8. Очень я много баб подобных знал, и всегда они меня отравленностью своею органическою интересовали. Жена Дорошевича, Эльяшева, Зоя Кочетова9 и др. В роман я поместил ее потому, что Лубковская рассказывала мне, как, при черносотенном разгроме киевского театра какая-то пьяная баба лезла через оркестр на сцену. Это дало мне идею заключительной главы, а для нее вообще Нану написать. Ну, эпизод-то и расползся.
   Работаю над своею пьесищею усиленно. Многим сестрам будет по серьгам. Назову, должно быть, "Триста тысяч"10. Для отдыха сочиняю, по просьбе Волховского, статьи для солдатского чтения. Написал уже четыре: "Царь", "Отечество", "В чем сила русского государства" и "Великий князь Алексей Александрович". Очень увлекаюсь. Тоже привезу Вам. Моя мечта составить этакую обиходную хрестоматию революционного характера. Сильно рассчитывал на помощь в этом деле Петрова Григория, да он утопист и брендит.
   У нас недавно было приключение. Вас. Ив. Немирович, похваляясь новым револьвером, выпалил из него ненароком за обеденным столом и мало-мало не ухлопал юную m-e Владимирову. Револьвер мы конфисковали, а Немировичу объявили, что в будущем временном правительстве ни военным министром, ни главнокомандующим ему не бывать: не умеет обращаться с оружием.
   До свидания. Еще раз спасибо, и желаю Вам всего хорошего. Привет Марии Федоровне! Поклоны каприйцам.

Ваш А. А.

  
   Сохранилось неотправленное п. Амфитеатрова Горькому от 9 декабря 1908 г. См. о нем в ст. Н. И. Дикушиной.
  
   1 Михаил Осипович Меньшиков (1859-1919) - реакционный публицист. С начала 1900-х годов постоянный сотрудник "Нового времени", где вел "воскресный" фельетон "Письма к ближним".
   2 "Слово" - ежедневная газета, выходила в Петербурге в 1904-1909 гг. С ноября 1905 г.- орган октябристов. С ноября 1906 г.- орган конституционно-монархической партии "мирнообновленцев", по существу ничем не отличавшихся от октябристов. В передовой статье No 1 за 1906 г. газета объявляла себя органом Конституционного центра, стоящего за власть сильную и авторитетную и действующую "на строго конституционной почве".
   3 Виктор Петрович Буренин (1841-1926) - писатель и публицист. До середины 1870-х годов активно сотрудничал в журн. "Искра" и других демократических изданиях. Порвав с прогрессивными изданиями, в 1876 г. вошел в редакцию "Нового времени", где стал ведущим публицистом. Ленин употреблял имя Буренина как синоним бесчестности и продажности.
   4 Александр Николаевич Беклемишев (Реджио) (ум. в 1908 г.) - художник-декоратор, работал в тифлисском оперном театре, где в 1887 г. с ним познакомился Амфитеатров; долгие годы жил в Италии. Амфитеатров писал о его судьбе в ст. "Александр Николаевич Реджио" (сб. "Тризны", СПб., 1909).
   5 Цитата из басни И. А. Крылова "Музыканты".
   6 Александр Рафаилович Кугелъ (псевдоним Homo Novus) (1864-1928) - театральный критик, основатель в Петербурге театра пародий "Кривое зеркало". Издатель и редактор журн. "Театр и искусство" (выходил в Петербурге с 1897 по 1918 г.). На протяжении ряда лет журнал отстаивал реализм на русской сцене, высмеивал декадентство, но четко выраженного направления у него не было. Во второй части цикла театральных обзоров ("Записная книжка") Кугель писал о пьесе Амфитеатрова "Княгиня Настя" (Театр и искусство. 1908. No 47).
   7 Лев Львович Толстой (1869-1945) - писатель, сотрудник газ. "Новое время", сын Л. Н. Толстого.
   Александр Владимирович Бобрищев-Пушкин (выступал под псевдонимами Громобой, Не-коммунист) (1875-?) - реакционный публицист, белоэмигрант.
   Эдуард Александрович Старк (1874-1942) - театральный критик. Начал печататься в издаваемой Амфитеатровым газ. "Россия" в 1901 г.
   Николай Николаевич Евреинов (1879-1953) - театральный критик и историк театра. Явился одним из создателей в России так называемого "Старинного театра", что приобщило его к модернистскому направлению в театральном искусстве тех лет.
   8 См.: Г-А, п. от 8 или 9 декабря 1908 г., прим. 2.
   9 Эльяшева - пианистка-аккомпаниатор.
   Зоя Разумниковна Кочетова (1857-1892) - известная оперная певица.
   10 Пьеса вышла под названием "Два часа в благородном семействе, или О чем скрипела дверь. (Происшествие)" (сб. ""Княгиня Настя" и другие драматические сочинения").
  

57. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. Декабрь, не ранее 12, 1908 г.]

   Дорогой Александр Валентинович!
   Очень, очень рад, что Герман Александрович хочет приехать с вами на остров сей дикий, окутанный серыми тучами.
   И рад, что Поссе-Ланде-Струве, троеглавый символ ренегатства1, не трогает вас.
   Я, знаете, "Русскому знамени"2 сочувствовать начинаю в вопросе об инородцах, а ежели они знаменитых шведов потомки,- то - особенно, ибо всё с большей очевидностью доказывают мне, потомки сии, что Русь для них - место кормления, - не больше того.
   Конечно, аз есмь человек преувеличивающий - и это знаю.
   Нужно бы мне книжку вашу "Житейская накипь"3 - буде имеете под рукой, - пришлите, - возвращу.
   Вчера занимался статистикой: за год текущий прочтено мною 153 рукописи4 - из коих лишь 19 написано "именами" и 32 - людьми интеллигентными, авторы же остальных: рабочие, крестьяне, солдаты, дворники, швейцар, пожарный, две горничных, швея, прачка, два извозчика, сапожников трое, ссыльно-каторжных 2, и - генерал!
   Жму руку, кланяюсь всем, а Г. А. особо.

А. Пешков

  
   Датируется по предшествующему письму.
  
   1 Петр Бернгардович Струве (1870-1944) - буржуазный экономист и философ, представитель "легального марксизма". С образованием в 1905 г. партии кадетов стал членом ЦК и лидером ее правого крыла. После 1917 г.- белоэмигрант.
   Александр Соломонович Ланде (псевдоним А. Изгоев) (1872-1935) - один из лидеров правых кадетов. Журналист. Был выслан в 1922 г. из Советской России. В годы реакции Струве и Ланде активно выступали против революции и демократии, участники сб. "Вехи". Струве и А. Изгоев принимали участие в газ. "Слово".
   2 "Русское знамя" - черносотенная газета, орган Союза русского народа. Выходила с 1905 по 1917 г. в Петербурге.
   3 Сб. Амфитеатрова "Житейская накипь" (СПб., изд-во "Общественная польза", 1905, 2-е изд.) включал в себя фельетоны, очерки и рассказы: "Фармазоны", "Птичка божия", "Травля подсудимых", "О неудачном поколении", "Владыки будущего", "Юные", "Татьяны", "Железнодорожный разбой", "Аркадийское пожарище", "Несторова летопись за 1899 год" и др. Сборник носил ярко выраженный сатирический характер. Возможно, что Горького привлекала в нем постановка проблемы современной молодежи, в частности проблема хулиганства, его социальных истоков.
   4 На материале рукописей, присылаемых ему на отзыв, Горький написал ст. "О писателях-самоучках".
  

58. Амфитеатров - Горькому

[Кави ди Лаванья. 25 декабря 1908 г.]

   Дорогой Алексей Максимович.
   Пишу в день бусурманского Рождества и заранее поздравляю с бусурманским Новым годом. Буду к Вам около русского Нового года, может быть, опоздаю на неделю. Заранее угрожаю зачитать Вас.
   Прислал мне Первухин "Лебедя"1. О, господа! Доколе же? "Не вынесла душа поэта" - написал о них довольно кусательное сочинение2.
   Так как чувствую себя капиталистом, ибо Пятницкий аккурат вчера прислал мне миллион, то думаю на днях поехать на денек в Милан оперу послушать. А то уши заросли.
   "Восьмидесятники" по-немецки выходят.
   До свидания. Будьте здоровы. Всего Вам хорошего.

Ваш Ал. Амф.

   Датируется по почт. шт.
  
   1 Михаил Константинович Первухин (1870-1929) - писатель и журналист, в 1900-1906 гг. редактор газ. "Крымский курьер"; печатался в ряде столичных газет и журналов. В 1907-1909 гг. жил в Италии, бывал у Горького, о чем рассказал в очерке "У М. Горького на Капри" (Одесские новости. 1907. No 73302. 11 авг.). В сб. "Заметы сердца" Амфитеатров дал положительную оценку первой книги рассказов Первухина "Догорающие лампы" (СПб., изд-во "Общественная польза", 1909), отмечая реалистическую манеру письма и новое освещение темы "маленького человека".
   "Лебедь" - журнал литературы и искусства, выходил в Москве в 1908 и 1909 г., редактор-издатель С. А. Поперек. Во главе редакционного совета стояли С. Н. Сергеев-Ценский и Д. Н. Крачковский. В ст. "От редакции" (1908, No 1) сообщалось, что журнал "посвящается исключительно вопросам искусства" и в "сфере искусства журнал беспартиен" (с. 1). Первухин послал Амфитеатрову два первых номера журнала за 1908 г. Большое место в них занимала полемика по поводу повести Сергеева-Ценского "Береговое" (1908): ст. "О "Береговом". Беседа с Сергеевым-Ценским" (No 1) и "Открытое письмо журналу "Весы" Сергеева-Ценского" (No 2), в котором Сергеев-Ценский защищался от несправедливой и грубой критики журн. "Весы".
   2 Намерение было осуществлено в ст. "О Сергееве-Ценском", в которой первый раздел был посвящен журн. "Лебедь", второй - роману Сергеева-Ценского "Бабаев". "Получил я,- писал Амфитеатров,- два номера журнала "Лебедь". Издается в Москве, зачем - неизвестно, но как будто со злости на "Весы". "Лебедь" кричит так громко и пространно, точно с тем лишь именно пришел он к нам, чтобы "спеть песнь о Сергееве-Ценском"" (сб. "Заметы сердца", СПб., 1909, с. 53-61).
  

59. Амфитеатров - Горькому

[Кави ди Лаванья. 9 января 1909 г.]

   Дорогой Алексей Максимович!
   С Новым русским годом! Всего хорошего в нем Вам и Марии Федоровне!
   Я совершенно растрепан мессинскими ужасами1. Даже работоспособность всякую потерял. Откровенно сознаюсь, что не _с_м_о_г_ поехать на место катастрофы: воображение испугалось двухсот тысяч трупов.
   Завтра еду в Милан проведать Федора Ивановича. Не знаю, сумею ли дождаться его выхода в "Борисе"2. А, конечно, хотелось бы очень.
   20/I выезжаем с Германом Александровичем к Вам на Капри3. Приеду, кажется, с пустыми руками. Перечитал пьесу свою и швырнул в угол4. Не то. Совсем не то.
   Скучно без России. Да еще весна скоро. А я каждую весну заболеваю тоскою по Оке, Волге и прочей среднерусское слякоти любезной... От Айзмана имею известия о питерских триумфах5, коими, кажется, он очень счастлив. До свидания. Будьте здоровы.

Ваш А. Амфитеатров

  
   Датируется по почт. шт.
  
   1 15/28 декабря 1908 г. произошло землетрясение в Южной Италии - в Калабрии и Сицилии. В первые же дни Горький выехал на место катастрофы и написал воззвание о помощи пострадавшим от землетрясения, организовал сбор пожертвований. "Воззвание Максима Горького о помощи" (Речь. 1909. No 312. 19 дек. 1908/ 1 янв. 1909) было перепечатано в нескольких изданиях.
   Организуя сбор пожертвований, писатель также внес свою долю в Каприйский комитет помощи. 1/14 января 1909 г. "Русское слово" опубликовало "Письмо в редакцию", в котором Горький выражал благодарность русским людям за посланные на его имя пожертвования. В короткий срок - менее месяца - Горький написал большой очерк "Землетрясение в Калабрии и Сицилии", который явился основой книги того же названия. Вторым автором был швейцарский ученый-астроном В. Мейер, долго живший в Сицилии. "Весь доход с настоящего издания поступает в пользу пострадавших",- значилось на титульном листе книги.
   В кн. М. Горького и В. Мейера "Землетрясение в Калабрии и Сицилии 15/28 декабря 1908 г." (СПб., изд-во "Знание", 1909) выражалось восхищение мужеством, чувством солидарности и развитым чувством собственного достоинства итальянского народа. Горький писал также об участии в спасательных работах русских моряков: "Нет слов, чтобы рассказать, с каким самоотвержением работали русские матросы! Где только было опаснее всего, куда никто не решался идти, они шли и спокойно делали свое дело <...> Удивительно трогательно относились они к детям и женщинам!" (с. 38). См. также: Быковцева Л. Горький в Италии. М., 1979. С. 255, 260-261, 262.
   В газ. "Речь" (1909, No 294, 26 окт./8 нояб.) была напечатана ст. Блока о кн. М. Горького и В. Мейера "Землетрясение в Калабрии и Сицилии". Блок высоко оценил эту книгу и деятельное участие Горького в организации помощи пострадавшим.
   2 В это время в миланском оперном театре Ла Скала шли репетиции оперы "Борис Годунов" с участием Шаляпина.
   3 Намерение не было осуществлено.
   4 По-видимому, речь идет о пьесе "Триста тысяч", о которой ранее сообщал Амфитеатров.
   5 Подразумевается успех пьесы Айзмана "Жены", поставленной на сцене Михайловского театра в Петербурге. Постановка была отмечена в рецензиях А. Измайлова ""Жены" Айзмана в Михайловском театре" (Русское слово. 1908. No 293. 18 дек.). ""Жены" на сцене Михайловского театра" (Новое время. 1908. No 11773. 19 дек.) и др.
  

60. Амфитеатров - Горькому

[Милан. 11 января 1909 г.]

  
  Дорогой А. М.!
   Слушал вчера одну из репетиций Бориса! Федор, конечно, великолепен, но итальянцы - собаки (кроме оркестра). Работает Федор великолепно и строго. Школит итальянцев1. Надо им отдать справедливость, что слушаются и стараются. Но, несмотря на все то, ничего не выходит: другое мировоззрение и другие тона. Опера будет иметь успех. Приятно, что исполнители смотрят на нее не сверху вниз, а снизу вверх: уже это прогресс немалый. Декорации возмутительно скверны2. Словно в Стерлитамаке3. А в России такой спектакль был бы смешон, но здесь, повторяю, понравится. Завтра генеральная репетиция. Спектакль в четверг. Ужаснейшая здесь погода. Поголовный кашель. Всего хорошего Вам, Марии Федоровне и всем присным!

Ваш А. Амфитеатров

  
   Датируется по почт. шт.
  
   1 Как видно из публикуемого письма, Шаляпин осуществлял также и режиссерское руководство постановкой.
   В воспоминаниях "Страницы моей жизни" он писал: "Естественно, что во время репетиций на мою долю выпала роль режиссера - приходилось показывать и объяснять артистам, хору многое, что было чуждо итальянцам, не понималось ими. Все относились ко мне с редким вниманием. Я чувствовал, как русское искусство побеждает и восхищает этих впечатлительных людей и, тронутый до глубины души, ликовал" (Шаляпин. Т. 1. С. 647).
   2 Можно лишь предположить, что итальянцы использовали эскизы декораций и костюмов, выполненных Александром Яковлевичем Головиным (1863-1930) для "Русских сезонов" С. П. Дягилева; премьера постановки "Бориса Годунова" с Шаляпиным в заглавной роли состоялась 14 мая 1908 г. в Париже. Если это предположение верно, то Амфитеатров был глубоко не прав, отрицательно оценивая сценическое оформление спектакля в Милане. Знаменитый французский композитор Морис Равель, вспоминая "лихорадочные боевые минуты 1908 года", писал о тогдашней постановке "Бориса Годунова" в Париже: "Спектакль обернулся триумфом. Публика восхищалась решительно всем". А писатель Камиль Моклер в ст. "Уроки русских сезонов" заявлял: "Все эти русские, исполнившие такие декорации,- Билибин, Лев Бакст, Рерих, Головин, Серов, Александр Бенуа - все они хорошие художники, смело порвавшие с условностями и сразу понявшие, что декорации музыкальной драмы совершенно отличаются от декораций драматического театра и должны являться симфонией цвета, которая созвучна оркестровой симфонии и стремится к красоте в нереальном мире". И далее: "Наши композиторы балетов и хоровых сцен, декораторы, режиссеры, танцовщики, танцовщицы - все могли без ложного самолюбия получить в один голос у русских благородный урок" (см.: Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2-х т./ Сост., авторы вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков. М., 1982. Т. 1. С. 420, 428).
   3 Стерлитамак - город на территории Башкирии.
  

61. Амфитеатров - Горькому

  

[Милан. 15 или 16 января 1909 г.]

  
  Дорогой Алексей Максимович!
   Великую победу одержало русское искусство "Борисом Годуновым". Успех был огромный, неслыханный в чинной и сдержанной "Skala". Итальянцы ходили в антрактах восторженные и ошалелые и - что удивительно - поняли дух и значение Бориса. Особенно ошеломляло их то, что опера написана почти 40 лет назад, а новее и свежее всего, что они слышат как признанное и знаменитое. Так вот откуда Дебюсси! Так вот откуда Штраусы!1 Очень было интересно и трогательно. Каюсь, благо темно в зале, весь спектакль с мокрыми глазами просидел. Федор был превосходен. В последней сцене захрипел, было, и закатился, но умирающему полагается. Итальянцы откровенно говорили, что на оперной сцене подобного исполнения никогда не имели, а в драме, кроме Сальвини2 и покойника Росси, соперников у Федора нет. Вот Вам! Доставил себе удовольствие телеграфировать это "Русскому слову". До свидания. Всего Вам хорошего!

Ваш Ал. Амфитеатров

   Совсем, было, забыл послать Вам прилагаемое3, хотя, вероятно, Вы уже имеете этот ужас. Столь страшной катастрофы, которой не было в истории нашей какой бы то ни было революции. Это не провал, а крушение.
   Скольких людей этот человек посылал в могилы, за десять лет своей почти что диктатуры!
   Теперь выясняются все "непостижимые" провалы, вроде спасения Столыпина, Щегловитова4 и т. п. Вера Николаевна5, говорят, в совершенном отчаянии, потому что она за Азефа горою стояла даже (?) в первые дни суда над ним.
   Бурцев победил. Я рад за него, но - какой ужас!

Ваш Амфитеатров

  
   Датируется по упоминанию о премьере оперы "Борис Годунов".
  
   1 Речь идет о композиторах Клоде Дебюсси (1862-1918) и Рихарде Штраусе (1864-1949).
   В ст. "Борис Годунов в Милане" Амфитеатров писал, передавая впечатление итальянцев от оперы Мусоргского: "Подумайте только, что эта опера написана в 1870 году! У них уже сорок лет назад существовала в грандиозных размерах школа, к которой наши современные веристы едва прикасаются своими миниатюрами.
   - А мы-то считали новаторами Штрауса и Дебюсси!" (сб. "Заметы сердца", СПб., 1909, с. 212).
   2 Томмазо Сальвини (1829-1915) - итальянский драматический актер. Прославился исполнением ролей Отелло и короля Лира. Сальвини неоднократно гастролировал в России.
   3 Амфитеатров послал Горькому материалы, связанные с разоблачением члена ЦК партии эсеров, провокатора Евно Азефа (1869-1918).
   4 Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) - с 1906 г. министр внутренних дел и председатель Совета министров. Руководил подавлением революции 1905- 1907 гг. (По имени Столыпина веревка для повешения стала называться "столыпинским галстуком".)
   Амфитеатров, по-видимому, упоминает о покушении на Столыпина, которое подготовлялось Активной дружиной социалистов-революционеров и было назначено на 7 января 1908 г., но 29 декабря 1907 г. начались аресты членов дружины, и покушение не состоялось.
   Иван Григорьевич Щегловитов (1861-1918) - министр юстиции (1906-1915), сподвижник и правая рука Столыпина, покровитель Союза русского народа. Покушение на Щегловитова подготовлялось Летучим боевым отрядом Северной области во главе с Марио Кальвино. Предупрежденный охранным отделением, Щегловитов не выехал в назначенный день из дома, покушение не состоялось, все члены отряда были арестованы и преданы военно-полевому суду.
   5 В. Н. Фигнер.
  

62. Амфитеатров - Горькому

  

[Кави ди Лаванья. 23 января 1909 г.]

  
  Дорогой Алексей Максимович!
   Думал сегодня выехать к Вам, но получил от Лопатина тревожное письмо, что его экстренно вызывают в Париж. Азевское дело перепутало все отношения и, вообще, продолжает быть полно ужаса и ядовитых угроз. Надо его подождать, т. е. Лопатина-то.
   Драму свою я окончательно уничтожил1.
   Чувствую себя очень скверно. Не в унынии, а в озлоблении большом. Самому не пишется, а что приходится читать, производит впечатление: "не то!"
   2-го или 3-го февраля хотел приехать проездом в Монте-Карло Ф. И. Шаляпин. Молодчина он. Большое дело сделал.
   Мне перестали высылать "Русское слово". Не знаю, поместили ли они мои телеграммы. Я нарочно посылал им после глупой вылазки Дорошевича2. Все остальные газеты поместили.
   До свидания. Желаю Вам всего хорошего. Привет Марии Федоровне. Виктор, бывший у Вас3, просил Вам кланяться. Он молодчина. Отличный ряд корреспонденции написал.

Сердечно Ваш А. А.

  
   Датируется по почт. шт.
  
   1 Имеется в виду пьеса "Триста тысяч".
   2 Речь идет о ст. Дорошевича "Шаляпин" (А-Г, п. от 18 нояб. 1908 г., прим. 7). Сообщения Амфитеатрова об успехе "Бориса Годунова" в Милане в газ. "Русское слово" не печатались.
   3 О ком идет речь, установить не удалось.
  

63. Горький - Амфитеатрову

[Капри. Начало февраля 1909 г.]

  
  Дорогой Александр Валентинович!
   Знаю из письма В. Л. Бурцева, что он на днях будет у вас в Кави1.
   Убедительнейше прошу вас сообщить и - по возможности - внушить ему глубокое мое убеждение в том, что несомненно и непременно будут сделаны попытки уничтожить его, Бурцева.
   Нисколько не удивлюсь, если сии попытки будут сделаны с двух сторон. Ценность же В. Л. - высока, - вы сие, наверное, понимаете?
   Предложите ему ехать сюда, если он с доводами вашими согласится. Убедите - во всяком случае - позаботиться о самоохране.
   Сейчас прочитал вашу статью в "Речи" о Годунове2 - ура и ура!
   А Богданов уже уезжает3 отсюда в четверг, и опять вы не увидите этого человека, коего - в будущем - поставят на высоту огромную. И, разумеется, прежде нас его оценит Европа, как она начинает оценивать "смешного" русского ученого Наума Котика4. От сих дел v меня - кости ноют!
   Видеть вас весьма приятно было бы, по - далеки вы, сударь, как новооткрытая планета 5 системы нашей!
   Кланяюсь, приветствую.

А. Пешков

   Датируется по упоминанию ст. Амфитеатрова "Победа "Бориса Годунова"" (Речь. 1909. No 12. 13/26 янв.).
  
   1 В упомянутом письме В. Л. Бурцев сообщал Горькому: "Дело сделано, но до сих пор ужас берет, когда подумаешь, какую роль играл этот господин. Я чуть с ума не сошел, когда более года бился около с-р. ЦК, убеждая его, Е[вн]о А[зеф]> - шпион!... Сегодня-завтра я еду в поисках документов. Буду в Ницце и Генуе, конечно, я не удержусь, побываю в Cavi у Амфитеатрова" (АГ).
   2 В ст. "Победа "Бориса Годунова"" Амфитеатров писал об огромном успехе оперы Мусоргского и Шаляпина в роли царя Бориса в театре Ла Скала.
   3 В 1908-1909 гг. А. А. Богданов неоднократно приезжал на Капри из Парижа.
   4 В это время Горький был увлечен работами доктора Н. Г. Котика: "Эманация психо-физической энергии. Экспериментальное исследование явлений медиумизма, ясновидения и мысленного внушения в связи с вопросом радиоактивности мозга" (М., изд-во В. М. Саблина, 1907); "Непосредственная передача мыслей (экспериментальное исследование)" (М., изд-во "Современные проблемы", 1908). Обе книги с пометами Горького хранятся в ЛБГ, вторая - с дарственной надписью: "Искренне уважаемому Алексею Максимовичу от автора. Москва, 27 сент. 1908 года" (Описание).
   После прочтения первой книги Горький писал Пятницкому: "Меня одолевают, может быть, наивные и смешные мысли, но - я все более увлекаюсь ими. Мне кажется, например, что мысль - вид материи или, вернее, один из видов эманации материи. Что мысль и воля - едино суть. Я делаю отсюда выводы - удивительные, не забывая о том, что они, опять-таки, могут показаться смешными.
   Но я не совсем мечтатель и фантазер: д-р Котик в своей книжке "Эманация психо-физической энергии" позволяет мне опереться на его опыты. Он - не один, на днях я прочитал удивительную книжку Содди о радиоактивности" (Арх. Г. Т. IV. С. 251).
   5 Галлеева комета - названа в честь английского астронома Эдмунда Галлея (1656-1742), который установил периодичность (76 лет) обращения кометы вокруг Солнца. Согласно расчетам, комета Галлея должна была стать видимой на земле в 1909 г.
  

64. Амфитеатров - Горькому

  

Cavi di L[avagna. 3 февраля 1909 г.]

  
  Дорогой Алексей Максимович.
   Письмо получил, Бурцеву показал, но он - фаталист и, как турок иль татарин, судьбе за все благодарен.
   Сейчас проводил в Monte-Carlo Федора1. Был у меня два дня здесь. Кончил Милан с большими овациями. Голос все еще больной!
   Я выезжаю из Кави в воскресенье, послезавтра, а к Вам попаду не раньше чем во вторник, и не позже чем в четверг. От Вас же - прямо в Черногорию2.
   Азевское землетрясение3 измучило нашу колонию до последней возможности.
   До скорого свидания. Сердечный привет Марии Федоровне. Желаю Вам всего хорошего.

Ваш А. Амфитеатров

  
   Датируется по времени отъезда Шаляпина из Милана в Монте-Карло. См. прим. 1.
  
   1 Шаляпин уехал в Монте-Карло 3 февраля 1909 г. (Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. Л., 1964. Кн. 1. С. 292).
   2 См. следующее письмо, прим. 1.
   3 Разоблачение Азефа.
  

65. Амфитеатров - Горькому

[Антивари. Начало марта 1909 г.]

  
  Дорогие Алексей Максимович и Мария Федоровна.
   Не знаю, как у Вас на Капри, а у нас в Антивари каша, т. е. дождь.
   Красоты здесь непомерные, а великолепнее всего люди. Вот уж где звучат-то гордо. Спутник мой, который впервые видит черногорцев, сбесился от восторга, зря эту породу.
   Край поставлен на военную ногу1. Приезжих, видимо, боятся, и очень внимательно вычитываются паспорта. Нам, как русским, сделаны всякие любезности, но все-таки мы едва ли не под надзором. Завтра едем в Цетинье. Жаль, если погода не исправится.
   Предстоит нам один из живительных в мире переездов на Вир-Пазар, Скутарийское озеро, а потом в горы.
   Прохладно здесь, а я все еще болен. Очень много работаю и пишу. В Риме перевидал миллионы народу.
   До свидания. Сердечное Вам спасибо за каприйское житье-бытье и еще раз извините, что так много пришлось Вам со мною возиться. Напала на меня какая-то внутренняя печаль, и никак вылезти не могу. Ну уж теперь собою заниматься некогда. Отложим все до возвращения.
   Был вчера в Старом Баре. Великолепнее этих развалин, кажется, еще не видывал.
   А война - ох, будет! Ох, все-таки будет.
   Очень всех вас люблю.

Ваш Амфитеатров

  
   Датируется по содержанию.
  
   1 В начале 1909 г. Австро-Венгрия готовила военное нападение на Сербию. См.: Г-А, 7 или 8 октября 1908 г., прим. 10. Амфитеатров, неоднократно бывавший на Балканах в качестве корреспондента "Нового времени" (1894-1896) и "России" (1901), в 1909 поехал на Балканы как корреспондент либерально-кадетской "Нашей газеты" (СПб.. 1907-1909). Перед отъездом он побывал у Горького на Капри, где им были написаны две первые статьи цикла "Балканский дневник", печатавшийся в феврале - марте в "Нашей газете". Одновременно в "Киевской мысли" печатался другой цикл статей - "Балканские впечатления" (см. п. 67, прим. 2). Публикуемое письмо было написано из Черногории.

66. Амфитеатров - Горькому

  

[По пути в Солоники. 14 марта 1909 г.]

   Дорогой Алексей Максимович!
   Плыву Эгейским морем из Пирея в Солоники. Совершенно разбила мои нервы несчастная, умирающая Черногория. Вот уж - ходит зверье неведомое, родит зверье неслыханное. Написал в "Нашу газету" статью, кажется очень горячую1. Прямо душит, за горло берет, как садишься писать. И нет, черт побери! Чувство расовой обиды берет свое. Уж больно подлецами оборачиваются немцы с нашим братом славянином. Спутник мой, Биркенгейм, еврей и чужд каких бы то ни было славянских чувств, а и тот говорит: невозможно! Ведь это же люди, и какие великолепные люди, а их довели до свиного хлева, до свиного корма - только не до свиных нравов, потому что по этой части у черногорцев надо поучиться всем культурным людям.
   Я все время болел. Чем - не знаю. В Цетинье пришлось, к отвращению моему, звать доктора. Коновал классический. Выслушал - ничего нет. А мне каждый день скверно и все как-то по-новому.
   Напишите весточку в Белград, Hotel Bulgarie, либо в Софию. Послезавтра буду в Солониках, Hotel Imperial, очень рассчитываю застать там какие-нибудь деньги. Хорош буду, если нет. В кармане 50 франков.
   Милая Мария Федоровна! Целую Вашу ручку и шлю Вам сердечный привет. З[иновию] А[лексеевичу], М[арии] С[ергеевне] и Екатерине Великой2, когда она была еще маленькая, - поклон и рукопожатия. А тов[арищ] Михайло - удивительно черногорский тип3. Выдержка его напоминает! До свидания, все! Обнимаю Вас, дорогой А. М.

Напишите же! Ваш А. А.

  
   Датируется по почт. шт.
  
   1 Речь идет о четвертой статье цикла "Балканский дневник", написанной Амфитеатровым на пароходе "Султан" 8 марта 1909 г. (Наша газета. 1909. No 51, 3/16 марта).
   Рассказывая о мужестве черногорцев, готовящихся дать отпор А

Другие авторы
  • Циммерман Эдуард Романович
  • Ожегов Матвей Иванович
  • Лабзина Анна Евдокимовна
  • Буринский Владимир Федорович
  • Писарев Александр Александрович
  • Дараган Михаил Иванович
  • Индийская_литература
  • Филимонов Владимир Сергеевич
  • Де-Фер Геррит
  • Розанов Василий Васильевич
  • Другие произведения
  • Бестужев-Рюмин Михаил Павлович - Бестужев-Рюмин М. П.: Биографическая справка
  • Катенин Павел Александрович - Катенин П. А.: биографическая справка
  • Булгаков Валентин Федорович - Опомнитесь, люди-братья!
  • Куприн Александр Иванович - Письмо к А. В. Амфитеатрову
  • Телешов Николай Дмитриевич - Слепцы
  • Светлов Валериан Яковлевич - В огне
  • Байрон Джордж Гордон - Стихотворения
  • Касаткин Иван Михайлович - Тюли-люли
  • Львов-Рогачевский Василий Львович - На пути в Эммаус
  • Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна - Переписка с Вальтером Нувелем и Михаилом Кузминым
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 639 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа