Главная » Книги

Амфитеатров Александр Валентинович - Переписка М. Горького с А. Амфитеатровым, Страница 3

Амфитеатров Александр Валентинович - Переписка М. Горького с А. Амфитеатровым



ния дела, которое меня сильно удивляет. Однако Адрианов называет вас в качестве сотрудника несомненного, обещавшего участвовать литературно, относящегося к делу с большой симпатией" (телеграмма от 22 июля 1916 г.). При всем том что организации газеты сопутствовало много разных слухов, имя Горького было названо не случайно.
   Дело в том, что в самом начале, когда направление новой газеты было совсем неясным, к ней хотел примкнуть как пайщик И. Д. Сытин, с которым Горький был связан давно и вел переговоры о некоторых издательских предприятиях104. В письме к Короленко от 17 сентября 1916 г. Амфитеатров утверждал, что от Сытина и Протопопова еще в апреле 1916 г. он знал, "что Горький стоит как-то около их будущего предприятия", а приехавший к Амфитеатрову для переговоров С. А. Адрианов сообщил, что "с Горьким у них налажено, и даже указал беллетристическую вещь, которую он пишет для газеты" 105.
   О том, что Горький, возможно, не столь решительно, как это делал Короленко, отвергал приглашения участвовать в новой газете, свидетельствуют не только публичные выступления Короленко, но и его переписка с Горьким 106.
   25 июля 1916 г. в газете "День" была напечатана "Беседа с А. Д. Протопоповым", в которой последний вносил уточнения в сообщение, опубликованное в "Речи". "Я не утверждал, что Короленко и Горький участвуют в газете <...> Короленко болен и уже потому не может в настоящее время писать и вообще усиленно работать <...> Степень участия Горького в нашей газете выявится, я надеюсь, к горести врагов и радости друзей. Могу только сказать, что, чем можно помочь, Горький нам поможет". 1 августа 1916 г. в газете "День" появилось письмо Короленко, в котором он заявил, что хочет "самым решительным образом отделить свое имя от нового органа", что он не желает работать в газете, которая издается "на средства г.г. торговцев, промышленников и банкиров, которые, конечно, не напрасно решаются тратиться на эту дорогую затею". 6 августа в той же газете было напечатано короткое "Письмо в редакцию" Горького: "...позвольте через посредство издания вашего заявить, что слухи о сотрудничестве моем в газете, организуемой г. А. Д. Протопоповым, неверны".
   Возможно, тогда же Горький отправил телеграмму Амфитеатрову, текст которой Амфитеатров привел в том же своем письме к Короленко: "Считаю необходимым предупредить вас, что я не принимаю никакого участия в газете Протопопова". Сама телеграмма утрачена или не разыскана, и можно только полагаться на свидетельство Амфитеатрова. Но, очевидно, она существовала, так как Амфитеатров писал о ней и М. М. Горелову (Гаккебушу), а в письме к Короленко подробно описывал свои и Адрианова сомнения по поводу этой телеграммы: "Адрианов, считавший дело с Горьким совершенно поконченным и давший мне тому обстоятельные доказательства <...> ничего не понимал. Так что некоторое время мы даже сомневались, от Горького ли эта телеграмма и не подложная ли она, ибо и подписался-то он странно, как никогда раньше не подписывался: Горький-Пешков. Смущенный, я послал Горькому в "Летопись" весьма пространную телеграмму, прося разъяснить, в чем дело. Но ответа на нее до сих пор не имею. Газеты, в которых явился краткий отказ Горького, тоже пришли, но ничего не сказали" 107.
   Очевидно, определенная позиция Короленко укрепила Горького в его решении не сотрудничать в новой газете. 17 августа 1916 г. Короленко написал статью "Старые традиции и новый орган" 108, в которой подтвердил свое отношение к газете Протопопова.
   Кроме Короленко и Горького, отказались сотрудничать в "Русской воле" Блок, Шмелев, Чириков. Писатель Никандров делился с Горьким своими "тягостными впечатлениями" от газеты: "Надо разобраться, как это так, шеф жандармов вдохновляет "Русскую волю", союз фабрикантов берет ее на содержание. Человеческое стадо поклоняется Л. Андрееву и другим, предающим рабочий класс"109. Андреев, как известно, упомянут в письме Никандрова не случайно, так как именно он сразу согласился сотрудничать в газете и возглавил в ней литературный отдел. Имя Андреева помогло собрать вокруг газеты крупных литераторов. "...Ваше имя парализует все злые толки",- писал ему А. Толстой 110. Свое желание работать в газете выразили Бунин, Куприн, Ф. Сологуб, Сергеев-Ценский, Тан.
   Через Амфитеатрова были приглашены в газету Г. В. Плеханов и Г. А. Алексинский, члены редакции газеты "Призыв". Н. И. Иорданский, считавший, что "в истории русской печати не было издания, которое возникло бы при таких темных и подозрительных обстоятельствах, как газета "Русская воля"", приводил телеграмму к нему редакции "Призыва" от 17 октября 1916 г.: "Плеханов и его друзья, за исключением Алексинского, нашли полезным выждать появления газеты для решения вопроса о сотрудничестве" 111.
   Амфитеатров признавался, что только слух о возможном участии Горького в новой газете удерживал его от положительного решения. Узнав об отказе Горького сотрудничать в газете, Амфитеатров немедленно дал свое согласие. Он писал об этом Короленко 17 сентября и одному из организаторов газеты - М. М. Горелову 27 сентября. В своем письме к Короленко Амфитеатров не удержался от оскорбительных выпадов по адресу Горького и "Летописи", перемешивая их, как это бывало и в его статьях, с уверениями в любви к нему. Амфитеатров отметил главный вопрос, решение которого поставило его и Горького "на диаметрально противоположные точки",- отношение к войне112.
   О том же, только в более спокойных тонах, Амфитеатров писал Горелову: "Максим Горький - мой ближайший друг, которого я сердечно люблю и уважаю, но разве мыслимо было приглашать его, редактора заведомо пораженческой "Летописи", в газету, руководить которой Вы приглашаете меня, а несколькими важными отделами в ней будет заведовать Леонид Андреев, и, следовательно, орган наш предполагается интервентиским безусловно? М. Горький прислал мне телеграмму, что он не принимает участия в газете, вероятно думая меня предостеречь,- между тем я именно только после его телеграммы и начал серьезно размышлять о начинании Протопопова как деле, мне подходящем, потому что раньше совмещение Горького с Андреевым (особенно после письма этого второго) сбивало меня с толку, давая картину программы, безразличной к основному политическому вопросу времени". Далее Амфитеатров писал о "неприятнейшем скандале с Короленко и тем же Горьким", имея в виду их публичные отказы от участия в новой газете, и заявлял: "...меня не испугают никакие клеветы и нападки ни на газету, ни на ее капитал, ни на ее сотрудников, ни на меня самого (ох, какой только ругани я не жду!) - хотя бы против нас выступили не то что Клячко с Гессеном, ни даже Горький с Короленко, но хоть сам Лев Николаевич Толстой выполз из могилы" 113.
   Но и приняв решение работать в газете Протопопова - в письме к Горелову он даже развернул свой план "Русской воли",- Амфитеатров продолжал хитрить. Почти одновременно с письмом Горелову им была послана телеграмма Сытину, в которой, как писал Горький Короленко, Амфитеатров ссылался "на участие Плеханова в министерской газете, как на факт, который и его, Амфитеатрова, побудил подписать условие с новой газетой". Правда, если у Горького еще оставались какие-то иллюзии насчет поведения Амфитеатрова, то Короленко почти не сомневался в его добровольном согласии участвовать в протопоповской газете. "Амфитеатров, вероятно, пойдет. Он ведь очень свободен от наших предрассудков",- писал он Горькому114.
   В конце 1916 г. Амфитеатров вернулся в Россию и стал деятельным участником "Русской воли" (название газеты было предложено им). С Горьким они, по-видимому, встречались редко, хотя Горький, как он писал В. Князеву, не питал "враждебных чувств ни к "Р[усской] в[оле]", ни тем более к А. В. Амфитеатрову, которого давно знаю и люблю" 115. Но, разумеется, ни о какой близости не могло быть и речи.
   Горький рассердился на Амфитеатрова, когда тот напечатал в газете материал, порочащий Шаляпина. "Недавно у меня был скотина Амфитеатров,- в вчерашнем - 2-го - No "Рус[ской воли]" он допустил гнусную выходку против Федора",- писал он Е. П. Пешковой 116.
   Вскоре Амфитеатров еще раз оправдал приведенное выше предсказание Толстого: "Ах, он когда-нибудь такую штуку сделает, что всех удивит, он именно такой". 22 января 1917 г. Амфитеатров напечатал в "Русской воле" свои "Этюды", содержавшие криптограмму, которая была расшифрована и действительно удивила всех своей дерзостью. Говоря о гонениях цензуры, Амфитеатров обвинил в этом самого Протопопова. "Более усердного холопа реакция еще не создавала. Страшно и подумать, куда он ведет страну. Его власть - безумная провокация революционного урагана",- писал Амфитеатров 117.
   Естественно, что после такой эскапады Амфитеатров был выслан из столицы. Но на этот раз Горький воспринял эту высылку как комический эпизод. В письме к Короленко он в самых иронических тонах описывал визит к нему и поведение Амфитеатрова: "Уморителен был Амфитеатров перед отъездом в Минусинск! Он так было разохотился спасать Русь. С такой милой легкостью взялся за это дельце, и вдруг: пожалуйте вон! И послы за него хлопотали, и важные дамы, а - всё без успеха! Очень ушиблен был он этой неожиданностью"118. До места ссылки Амфитеатров доехать не успел: произошла Февральская революция, приговор о ссылке был отменен, и Амфитеатров вернулся в Петроград119.
   Октябрьскую революцию Амфитеатров принял враждебно. В книге "Горестные заметки", вышедшей в Берлине в 1922 г., он признавался, что в 1917-1918 гг. принимал участие в заговорах против Советской власти. Позже, поняв бесполезность вооруженных выступлений, он стал распространять нелегально свои антисоветские писания. В августе 1921 г. Амфитеатров с семьей бежал в Финляндию.
   В книге "Горестные заметки" Амфитеатров заявил, что в августе 1918 г., т. е. когда Советской властью были приняты решительные меры против буржуазной печати, он дал себе слово, что в пределах "Совдепии" не напечатает "ни единой своей строки". "Многим это решение показалось самоубийством"120, - горделиво - "напоказ" - добавлял Амфитеатров. Но сохранившиеся письма его к Горькому свидетельствуют, что, напротив, он настойчиво добивался переиздания своих книг, что он работал в издательстве "Всемирная литература", организованном, кстати сказать, в августе-сентябре того же 1918 г.
   Во "Всемирной литературе" он занимался главным образом переводами с итальянского, в частности переводами пьес Гольдони. Редактор итальянского отдела А. Л. Волынский дал работе Амфитеатрова высокую оценку121. Однако известно, что об амфитеатровском переводе с итальянского пьесы Сем Бенелли "Рваный плащ" неодобрительно отозвался Блок122. Блок критически оценил и амфитеатровскую пьесу "Василий Буслаев", в которой, как писал он М. Ф. Андреевой, "все изрядно упрятано в литературу, сглажено, как у Ал. Толстого (или Римского-Корсакова), отчего эта самая русская мордобойная "правда" выходит немного "слащавой, книжной, даже... газетной. Есть, однако, и живые слова, и та сочность, которая свойственна Амфитеатрову всегда". А спустя некоторое время Блок сделал запись о пьесе Амфитеатрова "Аввакум": "28 мая 1920 г. Моховая. Амфитеатров с Аввакумом. О, тоска и бездарность!"123
   В ЦГАЛИ хранится машинопись, озаглавленная "Рукотворный рай. (Турецкая легенда)", датированная 13 марта 1918 г. На ней, очевидно, более поздняя надпись Горького: "Восточная литература. Перевод А. Амфитеатрова" - и помета А. Н. Тихонова: "Вернуть автору"124. В AГ находится рукопись Амфитеатрова "Предисловие к рассказам П. Милля" с правкой Горького. Мы упоминаем об этих работах Амфитеатрова, так как они опровергают его более поздние свидетельства о решении не печататься в Советской России. Еще более опровергают их многочисленные договоры (более двадцати), заключенные Амфитеатровым с Гржебиным и другими издателями 125.
   Выступал Амфитеатров и с чтением лекций (преимущественно по истории итальянской литературы), в частности в Государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. В издательских делах Амфитеатрову неизменно помогал Горький. Он же вступился за Амфитеатрова, когда того, очевидно, отстранили от чтения лекций. В АГ хранится записка Горького: "Почему Гринберг против публичных выступлений Амфитеатрова?" Не исключено, что эта записка адресована A. В. Луначарскому, так как упоминаемый в ней З. Г. Гринберг был членом Коллегии Наркомпроса.
   Послеоктябрьские письма Амфитеатрова заполнены нескончаемыми жалобами. Амфитеатров лишился привычного комфорта и оказался в достаточно трудных условиях, в которых жила тогда вся страна. И вчерашний радикал превратился в "озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца"126 - ленинская характеристика А. Аверченко освещала типическое явление.
   Письмо Амфитеатрова Горькому от 27 марта 1919 г. написано в связи с отмечавшимся в марте 1919 г. пятидесятилетием Горького. Это определило торжественный тон письма, как бы подводящего итог многолетним отношениям. Но мы вправе усомниться в искренности этого, в сущности последнего, носящего отпечаток личных отношений, письма Амфитеатрова, потому что совсем иначе оценивал он деятельность Горького в письме к Короленко в 1916 г., а в 1920 г. он станет автором отвратительной статьи "Ленин и Горький", которую он размножит на машинке и распространит в Петрограде. Поводом к ее написанию послужило выступление Горького в журнале "Коммунистический интернационал", посвященное В. И. Ленину.
   В книге "Горестные заметки" Амфитеатров издевательски комментировал воззвание Горького "Честные люди", обращенное к гражданам Европы и Америки с просьбой о помощи голодающей России. Он назвал это воззвание одним "из бестактнейших и неудачнейших выступлений" Горького. Деятельность Горького по организации помощи ученым и литераторам рассматривалась Амфитеатровым как измена интеллигенции. Злоба Амфитеатрова распространялась не только на большевиков и Горького, но даже и на Уэллса и Ф. Нансена, посетивших Россию и увидевших грандиозную созидательную работу Советской власти. Со свойственной ему развязностью Амфитеатров "заклеймил" Уэллса за "легкомысленное до преступности изучение Советской России" и за то, что своей книгой он, кроме большевиков, "никому не угодил". Нансена он посчитал "превосходно обряженным в узду большевизма" 127.
   О жизни Амфитеатрова за рубежом сохранилось мало сведений. Известно, что он пробовал переиздавать свои старые романы, но писать новые произведения, очевидно, уже не мог. Г. Струве в своей книге "Русская литература в изгнании" называет имя Амфитеатрова лишь в перечне сотрудников берлинского журнала "Сполохи" и монархического журнала "Возрождение" (Париж) 128. В советской печати сообщалось, что вместе с Врангелем, Красновым, митрополитом Антонием и Бурцевым он поддерживал монархическую организацию "Братство русской правды", созданную для борьбы с СССР, т. е. занимал крайне правую позицию129. Жил Амфитеатров в Чехословакии, в Берлине, Париже, но большую часть времени - в Италии. Умер он в 1938 г.
   С Горьким он, очевидно, больше не встречался. Амфитеатров превратился в заурядного злобствующего антисоветчика. Прочитав его статью о Зиновии Пешкове "Не брат своих братьев", Горький насмешливо писал З. А. Пешкову: "Ох, не дай Боже постареть до такой глупости" 130.
   Красноречива одна из заметок Горького: "В Италии умер Александр Валентинович Амфитеатров, сын протоиерея московского Архангельского собора.
   Оказалось: еще не умер. Искренно сожалею" 131.
   В 1930 г. в переписке Горького с Груздевым состоялся интересный диалог о "Жизни Клима Самгина". Груздев размышлял о романе Горького в связи с книгой B. Поссе "Мой жизненный путь": "Вот - умный, образованный, передовой человек эпохи - и, вдруг, как-то изнутри, оказывается непроходимым пошляком - жуткая тема!.. Это же тема и "Самгина" - так мне кажется. В Самгине есть какая-то частица и Поссе, и Амфитеатрова, и Ляцкого, по-видимому, многих-многих Ваших современников".
   Горький в ответном письме подтвердил догадку Груздева относительно Поссе и далее писал: "Есть в Самгине и частица Бунина... Василий Алексеев[ич] Маклаков - тоже Самгин". Амфитеатров в этом ряду в письме не упоминался. Но через несколько месяцев Горький вспомнил Амфитеатрова в связи со Львом Шестовым, который сейчас, по словам Горького, "пытается ничто превратить в нечто и напоминает Амфитеатрова, когда тот, сильно пьяный, неожиданно ставит такие, например, вопросы: "А - вдруг пойдут народы?" - Откуда? - "Да черт их знает, ходили же с Аттилой. Впрочем, может Аттилы-то и не было". Вообще Амфитеатров в пьяном виде любил сомневаться, а Шестов любил эту забаву и трезвый". В таком сопоставлении Амфитеатрова и Шестова вновь возникла тема Самгина, был назван источник емкого, символически звучащего в романе повтора: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?" 132.
   Завершение переписки Горького и Амфитеатрова имело, как мы видим, свой логический конец. Индивидуальные отношения двух писателей обрели общие - типологические - черты, стали частью истории русской литературы в предоктябрьские и послеоктябрьские годы. Конец Амфитеатрова, его нравственное, духовное и творческое падение были исторически закономерны. Закономерны были и, если воспользоваться выражением А. Белого, "перепрыги" Амфитеатрова от рептильного "Нового времени" к либеральному "Красному знамени" и манифестам "Современника", а от них к яростному шовинизму "Русской воли" и далее к монархическому эмигрантскому "Возрождению".
   Переписка Горького с Амфитеатровым - отражение той сложнейшей идейной борьбы, в процессе которой формировались социалистические идеалы русской литературы, борьбы, в центре которой находился Горький.
  
   Небольшая часть публикуемой ниже переписки была напечатана ранее в тридцатитомном Собрании сочинений Горького, в сборниках и журналах: "М. Горький. Материалы и исследования", "Ф. И. Шаляпин", "Вопросы архивоведения", "Новый мир", "Вопросы литературы" и др.
   Ниже публикуются 172 письма Горького по подлинникам, хранящимся в АГ (167 писем), ЦГАЛИ (1 письмо), Биб-ке им. Лилли (Блумингтон, Индиана, США) (4 письма), а также 178 писем Амфитеатрова по подлинникам, хранящимся в АГ (175 писем), ЦГАЛИ (2 письма), ЦГАОР (1 письмо) {В кн.: "Переписка М. Горького" (М., 1986. Т. 1. С. 299) неточно указано количество хранящихся в АГ писем Горького (более 170) и Амфитеатрова (около 200).}.
   Письма подготовили: Ф. М. Иоффе (No 1-82), А. Е. Погосова (No 83-161), Е. Г. Коляда (No 162-249), С. И. Доморацкая (No 250-350).
  

Примечания

   1 Это письмо опубликовано в кн.: Дневник А. С. Суворина М.; Пг.: изд. Л. Д. Френкеля, 1923. С. 189-190.
   2 ЦГАЛИ, ф. 34.
   3 Гиляровский В. Избранное. М., 1960. Т. 2. С. 251.
   4 В. И. Ленин. Т. 6. С. 274.
   5 Амфитеатров был настолько "прощен" правительством, что в сентябре 1904 г. получил разрешение Главного штаба на проезд в качестве специального корреспондента журн. "Нива" на Дальний Восток (ЦГАЛИ, ф. 34).
   6 Амфитеатров. Т. 5. С. XXV.
   7 Львов-Рогачевский В. Л. Писатель без выдумки//Современный мир. 1911. No 9. С. 242. В воспоминаниях А. А. Золотарева сохранилось любопытное свидетельство о том, как работал Амфитеатров: "...к утру чинили ему десятки карандашей и раскладывали десятками на письменном столе и конторках. Ал[ександр] Вал[ентинович], переходя от конторки к столу и опять к другой конторке, одновременно работал и над своим романом-хроникой (70-ники и 80-ники), и над историческими очерками, и над фельетоном на злобу дня, причем карандаши у него тупились, исписывались, а сам он от работы становился и веселее, и подвижнее, и здоровее" (ЦГАЛИ, ф. 218, оп. 1, ед. хр. 21).
   8 Там же, ф. 34.
   9 Брюсов В. Царства Араратские. А. В. Амфитеатров. Армения и Рим. Царство зверя. Историческое сочинение. Т. I. Пг: изд-во "Просвещение", [1916]// Русская мысль. 1916. No 6. Отд. III. С. 16.
   10 Об отношениях Амфитеатрова и Лопатина см. в ст. "Один из талантливейших русских людей".
   11 Чехов А. П. Полное собр. соч. и писем. М., 1949. Т. XV. С. 362; Т. XVIII С. 64.
   12 Дневник А. С. Суворина. С. 278.
   13 ЛН. Т. 90. Кн. I. С. 180. Там же. Кн. II. С. 408.
   14 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л, 1963. Т. 8. С. 346.
   15 Розанов В. Саша Амфитеатров и его эпилог//Новое время. 1915. No 14251. 11/24 нояб.
   16 Литературный Ленинград. 1934. No 21. 8 мая.
   17 АГ.
   18 МИ. Т. I. С. 377.
   19 Амфитеатров. Т. 14. С. 169.
   20 Новое время. 1898. No 7989. 27 мая/8 июня.
   21 АГ.
   22 Россия. 1900. No 301. 26 февр.
   23 Там же. 1902. No 964. 2 янв.
   24 Арх. Г. Т. IV. С. 64.
   25 ЛН. Т. 72. С. 96.
   26 Арх. Г. Т. IV. С. 72.
   27 Энергия. 1913. No 1. С. 243.
   28 АГ. Ранние письма Амфитеатрова, очевидно, не сохранились.
   29 О том, что библиотека Амфитеатрова представляла собой большую ценность, свидетельствует тот факт, что в 1923 г. она была приобретена чехословацким правительством. Посвящая свою книгу "Одержимая Русь" президенту Чехословакии Т. Масарику, Амфитеатров разъяснял в предисловии к книге: "Эмигрантская безработица вынудила меня еще в 1923 г. расстаться с моею весьма обширною библиотекой. Ее приобрело у меня правительство Чехословацкой республики, но, благодаря любезности президента, мне было предоставлено право удержать в своем пользовании отделы библиотеки, нужные для завершения некоторых книг" (Амфитеатров А. Одержимая Русь. Берлин: изд-во "Медный всадник", 1929. С. 3).
   30 АГ. Столь же сильное впечатление производил Амфитеатров на А. А. Золотарева. "Этот человек был энциклопедистом,- вспоминал он,- и трудно было найти такую область человеческого знания, о которой он не мог бы найти в сокровищницах своей памяти если не подлинных фактических данных, то, по крайней мере, веселого анекдота, каламбура или исторической справки о том, кто, когда и как работал над нею" (ЦГАЛИ, ф. 218, он. 1, ед. хр. 21).
   31 Новое время. 1911. No 12550. 18 февр./З марта.
   32 Слово. 1908. No 626. 20 нояб./2 дек.
   33 АГ.
   34 Арх. Г. Т. IV. С. 72.
   35 В этой связи представляется спорным сопоставление Горького и Амфитеатрова в ст.: Евстигнеева Л. А. А, М. Горький и А. В. Амфитеатров //Горьковские чтения 1980.
   36 Арх. Г. Т. IX. С. 40.
   37 Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX в. М.: Наука, 1975. С. 284.
   38 Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1973. С. 209-210.
   39 Арх. Г Т IX С 123
   40 Русская мысль. 1916. No 6. Отд. III. С. 15.
   41 Всеобщий журнал. 1911. No 3. С. 222.
   42 См., например, ст. Т. Ренодо "В Кави ди Лаванья" (Одесские новости. 1908. No 7634. 4/17 окт.), в которой описывалась жизнь русской колонии в Кави во главе с Амфитеатровым. Автор отмечал внешнее сходство Амфитеатрова с М. М. Ковалевским и "более всего с Бальзаком". В статье сообщалось и о Горьком (очевидно, со слов Амфитеатрова): "Горький собирается в гости (в Кави.-Н. Д.), он пишет теперь пьесу, но больше всего учится. В последний момент он увлечен математикой. Здоровье его превосходно".
   43 Амфитеатров. Т. 11. С. XVII.
   44 ЛН. Т. 72. С. 345.
   45 Арх. Г. Т. IV. С. 247.
   46 Слово. 1908. No 626. 20 нояб./2 дек.
   47 ЦГАЛИ, ф. 34.
   48 АГ.
   49 Амфитеатров А. Литературный альбом. СПб.: изд-во "Общественная польза", [1904]. С. 13.
   50 Новое время. 1898. No 7989. 27 мая/8 июня.
   51 Амфитеатров. Т. 22. С. 152, 163, 164.
   52 Там же. С. 169, 177-179, 187.
   53 Русская мысль. 1907. No 4. Отд. II. С. 122, 127, 141.
   54 Амфитеатров А. Современники. М., 1908. С. 82. Надо сказать, что Горький чувствовал неискренность иных восторженных слов Амфитеатрова, известную "приторность" его оценок. В одном из писем к Е. П. Пешковой он отмечал: "...писал мне А. В. дважды дифирамбы Максиму, очень сын наш понравился ему. Это, конечно, рекомендация не самой высокой марки, ибо есть в ней немножко неискреннего, заигрывающего". И далее: "Амф[итеатров] политику делает, но - не очень искусно и - едва ли хорошо" (Арх. Г. Т. IX. С. 119-120).
   55 Амфитеатров А. Современники. С. 100. См. также: Очерки истории русской театральной критики. Л., 1979. Т. 2. С. 120, 121; Евстигнеева Л. А. Указ. соч. С. 62.
   56 Амфитеатров А. Современники. С. 100, 112.
   57 Арх. Г. Т. XIV. С. 19.
   58 Луначарский А. В. Великий переворот. Пг: изд. З. И. Гржебина, 1919. С. 47.
   59 В. И. Ленин. Т. 47. С. 220.
   60 Там же. Т. 19. С. 251.
   61 Там же. Т. 47. С. 220.
   62 В. И. Ленин и А. М. Горький. С. 51.
   63 В. И. Ленин. Т. 47. С. 241.
   64 М. Ф. Андреева. С. 172-173.
   65 В. И. Ленин. Т. 48. С. 4-5.
   66 Амфитеатров. Т. 22. С. 205, 209, 210, 201.
   67 Плеханов Г. В. Искусство и литература. М., 1948. С. 757.
   68 Г-А, п. от 20 или 21 сентября 1911 г.
   69 Литературный Ленинград. 1934. No 21. 8 мая.
   70 Арх. Г. Т. VII. С. 146.
   71 ЛН. Т. 72. С. 330. Любопытно, что совершенно независимо от Горького и Андреева сходную характеристику Амфитеатрова дал И. Кугель: "Вся карьера Амфитеатрова - это пестрая лента приспособления своих дарований к хозяйским требованиям, а установка на хозяина была самая прозаическая: с кем выгодно, тот и хозяин..." (Литературный Ленинград. 1934. No 21. 8 мая).
   72 Амфитеатров. Т. 22. С. 181.
   73 Муратова. С. 13.
   74 МИ. I. С. 201.
   75 Арх. Г. Т. XIV. С. 340.
   76 Там же.
   77 АГ.
   78 Амфитеатров. Т. 15. С. 271, 266.
   79 Там же. С. 271.
   80 Там же. С. 281, 285, 302, 323.
   81 Боровский В. И. А. Бунин // Боровский В. Литературно-критические статьи. М., 1948. С. 142. Статья Воровского появилась одновременно со статьями Горького и Амфитеатрова - в февральской книге журн. "Мысль".
   82 После ухода Горького из "Современника" Амфитеатров с обидой писал ему: "Не думаю, чтобы хоть одна сколько-нибудь яркая и значительная черта в жизни "Современника" осталась в них (письмах.- Н. Д.) без освещения с моей стороны, хотя очень часто я недоумевал, надо ли это делать, потому что Ваши письма редко проявляли интерес к ходу журнала и иногда молчали о нем так выразительно, что я уже думал, приятен ли он Вам" (п. А-Г; п. от 9 ноября 1911 г.).
   83 Арх. Г. Т. IX. С. 111.
   84 АГ.
   85 В. И. Ленин. Т. 48. С. 33.
   86 Арх. Г. Т. IX. С. 117.
   87 ЦГАЛИ, ф. 34.
   88 АГ.
   89 Там же. См. также Г-Ч.
   90 Там же.
   91 Там же.
   92 Арх. Г. Т. IX. С. 127. На решение Горького уйти из "Современника" оказали воздействие и другие обстоятельства, в частности поведение Амфитеатрова по отношению к Шаляпину.
   93 АГ.
   94 Арх. Г. Т. IX. С. 121, 128.
   95 В. И. Ленин. Т. 48. С. 47-48.
   96 ЦГАЛИ, ф. 34.
   97 Амфитеатров. Т. 35. С. 236-237.
   98 В. И. Ленин и А. М. Горький. С. 82.
   99 ЦГАЛИ, ф. 34.
   100 Там же.
   101 Там же.
   102 ЛН. Т. 2. С. 168.
   103 Речь. 1916. No 198. 21 июля.
   104 Позже И. Д. Сытин отказался от участия в этом издании. Об этом можно судить по телеграмме к нему Амфитеатрова, посланной, очевидно, в августе 1916 г.: "10-го прибыл присланный Протопоповым Адрианов, назначенный во главе нового предприятия <...> неприятно удивлен, узнав, что Вы не принимаете участия в этом новом предприятии; между тем как в мае Протопопов говорил мне о Вас как о директоре. Судя по словам Адрианова, дело это безупречно в денежном смысле. Мне предлагают великолепные условия и широкие полномочия. В разговоре с Адриановым буду осторожен" (АГ). Однако в сентябре Амфитеатров писал Короленко, что организаторы газеты сами отказались от приглашения Сытина, так как считали, что он входит в "дело" с деньгами Путилова, за которым стоит банкир Рубинштейн, чье присутствие в новой газете было нежелательно для ее организаторов (ЦГАЛИ, ф. 34).
   105 Там же.
   106 См.: Горький и Короленко.
   107 ЦГАЛИ, ф. 34.
   108 Русские записки. 1916. No 8.
   109 АГ.
   110 ЛН. Т. 2. С. 183.
   111 Иорданский Н. Политические заметки//Современный мир. 1917. No 1. С 295.
   112 ЦГАЛИ, ф. 34.
   113 Там же.
   114 Горький и Короленко. С. 78.
   115 АГ.
   116 Арх. Г. Т. IX. С. 192.
   117 ЦГАЛИ, ф. 34.
   118 Горький и Короленко. С. 91.
   119 После возвращения в Петроград, в марте 1917 г., Амфитеатров заключил договор с издателем И. Ф. Вейсбергом об издании двухнедельного литературного, политического и исторического журн. "Красное знамя" (ЦГАЛИ, ф. 34). До июля 1917 г. вышло два номера журнала. См. п. Амфитеатрова Золотареву. - Там же, ф. 218, оп. 2, ед. хр. 2, л. 8.
   120 Амфитеатров А. Горестные заметки. Берлин: изд-во "Грани", 1922. С. 138.
   121 Вестник литературы. 1919. No 8.
   122 Блок А. Собр. соч. Т. 8. С. 521-522. Стоит напомнить характеристику, данную Блоком переводу Амфитеатрова: "...хорошая пьеса, но я очень серьезно боюсь, что Амфитеатров не только внешне, но и внутренне исказил ее. Не говоря о том, что стихи - часто просто не стихи, отсутствует не только ритм, но и размер,- я боюсь, что всей пьесе, при помощи сочных словечек и залихватского тона, сообщена вульгарность, идущая вразрез с ее подлинной демократичностью. Смешны, но не так и не потому смешны поэты-петраркисты, как думал Амфитеатров, стоящий далеко от стихов вообще и, очевидно, увлекавшийся иногда пародией на русскую современность, ненавистную ему, но Амфитеатров как-то по-буренински просто не разбирается, всё валит в одну кучу. У него... нет настоящей разницы между словарем петраркистов и словарем их противников, или эта разница подчеркивается улично,- я сказал бы, как в театрах "миниатюр". Театру убыли не будет, если сделать все это тоньше, а в таком виде это может подействовать на дурные инстинкты и сослужить еще одну плохую службу культуре - прозвучать как фельетон из "Нового времени"".
   123 Блок А. Записные книжки. М., 1965. С. 493.
   124 ЦГАЛИ, ф. 34.
   125 Там же. Надо сказать, что, заключая договоры, Амфитеатров получал значительные суммы, и его бесконечные жалобы на полное безденежье лишены основания. Кроме того, он получил достаточно крупную, даже по тем временам, сумму за постановку переведенной им пьесы "Рваный плащ". Впрочем, на постоянное безденежье Амфитеатров жаловался часто, как это видно из переписки, несмотря на крупные гонорары. Даже в первом, написанном после начала мировой войны, письме он прежде всего выразил беспокойство по поводу того, что не сможет получить деньги с издательства "Просвещение". См. п. от 11 августа 1914 г.
   126 В. И. Ленин. Т. 44. С. 249.
   127 См.: Амфитеатров А. Горестные заметки. С. 93.
   128 Защита монархических идей, когда Амфитеатров не только участвовал в парижском "Возрождении", но даже и протестовал на его страницах против перепечатки своего фельетона "Господа Обмановы" во французской прессе, была своего рода "возвращением на круги своя". В 1902 г. из минусинской ссылки Амфитеатров подавал прошение о смягчении наказания. "Верноподданный государю-императору, русский верою и происхождением,- писал Амфитеатров,- я всегда проводил в печати идеи монархические и строго государственные: деятельность моя как публициста всегда отличалась патриотическим направлением..." (ЦГАЛИ, ф. 34).
   129 Красная газета. Веч. вып. 1925. No 214. 2 сент.; Известия ВЦИК. 1927. No 215. 20 сент.
   130 АГ
   131 Арх. Г. Т. XII. С. 247.
   132 Там же. Т. XI. С. 214, 217-218, 245.
  

1. Горький - Амфитеатрову

[Кореиз. Январь, не ранее 16, 1902 г.]

Господину А. Амфитеатрову.

   Покорно прошу выслать ваши книги: "Святочная книжка", "Недавние люди", "Столичная бездна"1 по адресу: Кореиз. Таврической губернии. Олеиз. Е. П. Пешковой2.
   4 р. 50 к. посланы переводом по почте одновременно с этим письмом.

А. П.

   Датируется по п. Пятницкого Горькому от 16 января 1902 г. и п. Горького Амфитеатрову от 24 февраля 1902 г.
   1 Речь идет о книгах Амфитеатрова, выпущенных петербургским изд-вом "Т-во художественной печати" в 1901-1902 гг. Все книги, наряду с настоящей фамилией автора, подписаны псевдонимом Old Gentleman (Старый джентльмен - англ.): "Святочная книжка" (1902) состоит из записанных или переработанных автором легенд и притч, характеризующих эпоху раннего христианства ("Богатырь Христофор. Амельфийская легенда", "Притворщик Матвей" и др.), главы из исторического сочинения Амфитеатрова "Зверь из бездны" - "Рождение непобедимого солнца" (см. следующее письмо, прим. 8), средневековых легенд и повести "Ноэль. Французские святки" и др. Сб. "Недавние люди" (1901) включает статьи о первой поездке Амфитеатрова в Болгарию в 1894 г. ("Степан Стамбулов", "Софийское житье-бытье") и фельетоны ("Памятник царю Освободителю", "Захарьин", "Московский городской голова Алексеев" и др.). "Столичная бездна. Этюды, листки, типы и картины" (1902) представляет фельетоны и рассказы 1892-1899 гг. В их основе, как пишет автор во вступлении к сборнику, лежат "правдивые житейские истории".
   2 Екатерина Павловна Пешкова (1878-1965) - первая жена Горького. См. письма Горького к Е. П. Пешковой (Арх. Г. Т. V и IX).
   Горький в это время находился в положении политического ссыльного, переписка его перлюстрировалась, поэтому он просил писать ему на имя Е. П. Пешковой.

2. Горький - Амфитеатрову

  

Кореиз. 24 февр(аля) 1902 г.

Александр Валентинович!

   С деньгами вышла канитель такого рода: послал я деньги эти в Петербург, на ваше имя, при письме, в котором просил прислать ваши книги. Кто-то получил письмо и выслал мне книги наложенным платежом, а другой кто-то получил перевод и направил его вам. Вот и всё. Деньги эти вы кому-нибудь отдайте - какому-нибудь жигану1,- пусть выпьет за ваше здоровье. И на том разговор о рублях - покончим.
   Вы позвольте мне посоветовать вам - от души, поверьте! - не падайте духом! Такое настроение не гармонирует с большой, крепкой вашей фигурой, которую знаю по портретам.
   Не падайте духом, голубчик! Невозможно, чтобы вас держали долго в этом Минусинске2, уверен, что невозможно это! От недомоганий - можно оправиться, а работать - кто вам мешает? Пишите книгу о Сибири, о Минусинске, о его - говорят - удивительном музее3. Смотрите поспокойнее на вашу ссылку - право же, беда невелика! И - опять говорю - долго это не продлится, говорю не только по внутреннему убеждению, но и потому, что слышал,- за вас хлопочут в Питере.
   Работайте, пока что главное - чтобы человек был занят. Соберите в кучу ваш талант и опыт и хорошим усилием воли пустите себя в дело.
   Подумайте: ведь этот кавардак, происходящий в жизни русской наших дней, - долго продлиться не может. И тем, что будут отливать на окраины России бунтующую русскую кровь по каплям,- ведь не исчерпают взволнованного моря этой крови. Зря только раздражают людей и этим раздражением - весьма возможно - создадут такую сумятицу взаимного непонимания и ожесточения, что - право же - лучше бы теперь же немножко отпустить вожжи. Не тот только силен, кто прет на рожон, но - тот, кто умеет отклонить удар его в сторону.
   Глуп медведь, который сам всаживает в себя рогатину, и - вы знаете - не надолго хватает его сил для такого вредного занятия.
   Вы, может, думаете: Хорошо тебе, дяденька, рассуждать, сидя на южном-то берегу Крыма4. Нет, знаете, нехорошо. Я, вообще, терпеть не могу этого места, а теперь, живя в нем поневоле,- ненавижу его всеми силами души.
   Каюсь, что не поехал жить в Арзамас, куда меня посылало начальство. Я - северянин, волгарь, и среди здешней декоративной природы мне - неудобно, как волкодаву в красивой конуре, на цепи. Я не хочу сказать, что поменялся бы с вами местом жительства - зачем врать? - но искренно предпочитаю Крыму - Вятку. Да и в ваши нынешние места попасть - не теряю надежды, зная внимание начальства к русскому писателю вообще и к моей персоне в том числе.
   Не грустите же, товарищ, а лучше - затейте-ка работу! Единственное утешение для нашего брата - работать!
   За всё, что вы писали обо мне5,- сердечное спасибо, но - по совести сказать - взгляд ваш на меня мне кажется немножко гиперболичным. Вообще,- поскольку знаю я вас, журналиста,- в писаниях ваших вижу некое преувеличение - должно быть, физическая величина ваша влияет на характер творчества.
   Недавно прочитал три ваши книжки: "Недавние люди", "Святочную", "Столичную бездну". В последней - очень хорош рассказ о Нелли Раинцевой"6. Порою - со злобой на вас - видел, как вы руками мастера, способного лепить крупные фигуры,- создаете безделушки для забавы сытых и праздных мещан. Простите, не время теперь говорить с вами об этом, но я уж как-то не могу не сказать.
   Завтра увижу Чехова и Л[ьва] Ник[олаевича]7 - скажу им о вас и всегда буду сердечно рад, если смогу чем-либо быть полезным для вас.
   Ну, не скучайте же, не падайте духом, работайте! Когда выйдет ваш "Зверь"? 8
   Буду ждать. Напишите, если нужно что-либо.
   Крепко жму вашу руку!

А. Пешков

  
   1 Жиган - вор, бандит (воровской жаргон).
   2 Речь идет о ссылке Амфитеатрова в город Минусинск за опубликование в газ. "Россия" (1902, No 975, 13 янв.) под псевдонимом Old Gentleman фельетона "Господа Обмановы. (Провинциальные впечатления)". В фельетоне была дана в завуалированной форме сатирическая характеристика последних Романовых. Под именами покойного помещика Алексея Алексеевича Обманова, его вдовы Марины Филипповны, их сына Ники-Милуши были изображены император Александр III, вдовствующая императрица Мария Федоровна и император Николай II.
   В п. от 16 января 1902 г. Пятницкий сообщал Гор

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 828 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа