н_е_ _п_и_ш_е_т_ _и_з_ _П_а_р_и_ж_а_ _Г_н_а_т_о_в_с_к_и_й3, _ч_т_о_ _в_ _р_у_к_а_х_ _Б_у_р_ц_е_в_а_ _н_а_х_о_д_и_т_с_я_ _н_е_ _т_о_л_ь_к_о_ _о_с_т_а_т_о_к_ _р_е_д_а_к_ц_и_о_н_н_о_г_о_ _м_а_т_е_р_и_а_л_а, _н_а_к_о_п_л_е_н_н_о_г_о_ "Б_ы_л_ы_м", _н_о_ _и_ - _г_л_а_в_н_ы_й_ _к_о_з_ы_р_ь_ - _и_н_т_е_р_е_с_н_е_й_ш_и_е_ _в_ы_е_м_к_и_ _и_з_ _д_е_л_ _д_е_п_а_р_т_а_м_е_н_т_а_ _г_о_с_у_д_а_р_с_т_в_е_н_н_о_й_ _п_о_л_и_ц_и_и, _в_ы_к_р_а_д_е_н_н_ы_е_ какою-то выгнанною и оскорбленною особою из сего милого _у_ч_р_е_ж_д_е_н_и_я, _а_л_ч_у_щ_е_й_ _м_е_с_т_и. Об этом, действительно, были разговоры еще перед концом "Красного знамени", но я не знал, что сделка осуществилась. Я очень верю в моральный успех такого журнала, но советовал Бурцеву начинать его только в том случае, если сойдется с Вами и Ладыжниковым, т. к. у последнего - уже налаженная европейская агентура. А что такое проба новых и случайных агентов, я знаю по печальному опыту "Кр[асного] зн{[амени]": из 14 агентов 13 недобросовестны.
Очень бы мне хотелось поговорить с Вами о 80-летнем юбилее Льва Толстого4. Никак не могу понять этого удивительного празднества. Если будут чествовать Льва Т[олстого-] художника, то он - во-первых, против своего художества, а, во-вторых, это уже слишком спустя лето по малину5. Непротивление злу - противное учение, несомненно сыгравшее вреднейшую роль, содействуя расслаблению и эгоистическому самодовольству общества 90-х годов. Толстовская закваска украла у революции много людей. Об опрощении - нечего и говорить: это - "ваше дело господское"! В век пролетариата носиться с такою игрушкою просто конфузно. В религиозной реформе Толстого обществу, идущему по дороге позитивизма, тоже как будто радости нет ни малейшей. Наконец, как фигура политическая Толстой в 1905-1908 гг. вел себя недоброжелательно и надменно по отношению ко всем революционным движениям. Да и вообще когда какое-либо освободительное выступление пользовалось его сочувствием? Что же остается для всенародного ликования и звона во все колокола? Старик, которому посчастливилось дожить до 80 лет. Но бывают литературные старики и еще старше. Например, Жемчужникову сейчас 87 лет6. Словом, с какой стороны ни поверни - недоумение... Сергеенко прислал мне приглашение в какой-то товарищеский сборник имени Толстого7. Я уклонился. Кажется, не один я недоумеваю. Был у меня на днях Плеханов8 - тоже. Айзман - тоже. Кое-кто из парижан - тоже.
Видели Вы возрожденную "Искру" - "Голос социал-демократа"?9
Как поживаете? каково здоровье? Не мучат ли Вас каприйские ветры?
У нас сейчас очень хорошая весна.
Айзманы в апреле едут во Флоренцию, а потом думают ехать в Россию.
Посылаю Вам 3-е издание моего "Женского настроения" 10, потому что оно сильно распухло от новых статей.
До свидания. Желаю Вам всего хорошего.
1 Константин Михайлович Оберучев (1864-1929) - генерал, военный литератор, автор ряда работ по теории артиллерийского дела, участник журн. "Голос минувшего". "Очерки русско-японской войны" в сб. "Знания" не были напечатаны. См.: Арх. Г. Т. IV. С. 233.
2 Владимир Львович Бурцев (1862-1942) - публицист, издатель и редактор сборников "Былое". Издание было основано в Лондоне в 1900 г., затем переведено в Женеву. В 1906-1907 гг., после октябрьской амнистии, под тем же названием в Петербурге начал выходить исторический журн. "Былое", посвященный истории освободительного движения в России, под редакцией В. Я. Яковлева-Богучарского, П. Е. Щеголева, при ближайшем участии В. Л. Бурцева. В 1907 г. журнал был запрещен царским правительством. В 1908 г. в Париже Бурцев возобновил издание сборников "Былое" и обратился за поддержкой к Горькому. В "Былом" публиковались статьи и документы, разоблачающие действия царской охранки и провокаторов. Первый номер вышел в июле 1908 г. с подзаголовком "Сборник по истории русского освободительного движения". Издание журн. "Былого" возобновилось в июле 1917 г., в Петрограде (ред. Бурцев, П. Е. Щеголев, В. В. Водовозов). После Октябрьской революции в журнале печатались материалы и исследования по истории революционного движения в России. В 1926 г. издание "Былого" прекратилось.
3 Антон Доминикович Гнатовский (Преккер, 1863-1919) - народоволец. В 1888-1889 гг. жил в Швейцарии. С января 1890 г.- в Париже, где входил в группу молодых народовольцев.
4 Речь идет о подготовке к 80-летию со дня рождения Л. Н. Толстого (28 авг./9 сент. 1908 г.). Петербургский комитет по подготовке юбилея сообщил, что во многих "пунктах Европы" образованы комитеты по чествованию великого русского писателя, в том числе в Париже - во главе с Анатолем Франсом, в Берлине - во главе с Г. Гауптманом, в Лондоне - с участием Р. Киплинга. Царское правительство опасалось, что юбилейные торжества будут использованы "неблагонадежными элементами" в целях противоправительственной агитации (ЛЖТ Толстого. С. 616).
5 В 1891 г. Толстой публично отказался от авторского права на все свои сочинения, написанные после 1880 г. Амфитеатров считал, что к концу жизни Толстой исчерпал себя как художник. Это объясняется тем, что в последний период своего творчества писатель, продолжая создавать художественную прозу, почти не печатал ее. Только после его смерти были опубликованы "Живой труп", "После бала", "Хаджи Мурат", "Отец Сергий" и др. См. также ст. Б. А. Бялика.
6 Алексей Максимович Жемчужников (1821-1908) - поэт. Один из создателей "Сочинений Кузьмы Пруткова".
7 Петр Алексеевич Сергеенко (1854-1930) - литератор, биограф Л. Н. Толстого, автор кн. "Как живет и работает граф Л. Н. Толстой" (2-е изд., М., 1908).
Речь может идти об одном из сборников, посвященных юбилею Л. Н. Толстого: Международный толстовский альманах. (Воспоминания о Л. Н. Толстом разных лиц и письма к нему) /Сост. П. Сергеенко. М.: изд-во "Книга", 1909; Л. Н. Толстой. Жизнь, личность, творчество / Сб. статей П. И. Бирюкова, В. В. Калагла, проф. В. Ф. Лазурского, П. А. Сергеенко, Н. И. Тимковского. М.: изд-во "Образование", 1910.
8 Позже Г. В. Плехановым для юбилейного сборника Комитета по ознаменованию 80-летия со дня рождения Толстого была написана статья "Л. Н. Толстой и природа". Однако сборник этот в свет не вышел (см.: Плеханов Г. В. Искусство и литература. М., 1948. С. 651-654, 877).
9 "Искра" - первая общерусская политическая нелегальная газета революционных марксистов, орган РСДРП. Организатором и руководителем "Искры" был В. И. Ленин, секретарь, с весны 1901 г.,- Н. К. Крупская. Первый номер "Искры" вышел 11/24 декабря 1900 г. в Лейпциге, последующие номера - в Мюнхене, с апреля 1902 г.- в Лондоне, с весны 1903 г. газета выходила в Женеве. 19 октября/1 ноября 1903 г. В. И. Ленин вышел из редакции "Искры". Редактирование "Искры" перешло к меньшевикам. Меньшевики издавали "Искру" до октября 1905 г., но после выхода В. И. Ленина из редакции газета не пользовалась популярностью в рядах рабочего класса.
"Голос социал-демократа" - журнал, заграничный орган меньшевиков-ликвидаторов. Выходил в Женеве, затем в Париже с февраля 1908 по декабрь 1911 г.
10 Сб. "Женское настроение" (3-е изд, СПб., изд-во "Общественная польза", 1908) был посвящен женскому вопросу "в его современном понимании и положении", как сообщал автор в предисловии к третьему изданию. Его основные темы: борьба с женской проституцией, женское образование, женщина в семье и общественной жизни, участие женщин в революционном движении России и т. д.
20. Амфитеатров - Горькому
[Кави ди Лаванья]. III.16.08
Дорогой Алексей Максимович.
Сейчас получил от Влад[имира] Льв[овича] Бурцева из Парижа записку, которую Вам и пересылаю
1.
1 Вместе с публикуемым письмом Амфитеатров переслал Горькому записку Бурцева, в которой говорилось: "Сейчас узнал, что в Италии живет известный польский писатель Бржозовский. Говорят, он знаком с Горьким. Он (Брж.) шпион - вне сомнения. Сейчас напишите это от моего имени Горькому" (Арх. Г. Т. IV. С. 365). Сообщения о провокаторской роли польского писателя Станислава Леопольдовича Бржозовского (1876-1911) были ложными. См.: Арх. Г. Т. IX. С. 305; Т. XIV. С. 38-39.
21. Горький - Амфитеатрову
[Капри. Март, не ранее 16, 1908 г.]
Уважаемый Александр Валентинович!
Оберучеву - отвечено1. Работа его - очень интересна по фактам, но - полковник - не литератор. Сборники же "Знания" перегружены скучными вещами - вроде Дейча2, к примеру. Я рекомендовал Оберучеву поместить его работу в "Образовании"3, а потом издать ее отдельной брошюрой.
Бурцеву - тоже отвечено4. Поскольку могу быть полезен осуществлению этого дела - в той или иной форме,- буду стараться.
Чествование "Льва Великого" - мною тоже плохо понимается. Вижу в этом начало какой-то игры, но - смутно все. Кажется мне, что всероссийское мещанство хочет устроить генеральную мобилизацию своих сил и что предполагаемое торжество должно играть роль как бы самосмотра. Если это так - жалко Толстого, и делу этому следует дать настоящее освещение5. Каким образом? Подумаем.
Вы представьте-ка себе все это современное наше "культурное" общество: половиков, эстетов, кадетов и прочих не помнящих родства своего людей, - видите вы их серый и душный вихрь вокруг колосса? Пусть он, Толстой, чужой мне человек духовно, но он краса и гордость моя,- разве он для того, чтобы за ноги его хваталась вся эта полуумная, разбитая, искаженная масса "неустойчивой психики"?
Проект воззвания6 - тускл и минорен. И вся эта затея - вы правы - непонятна, если это не есть желание мещан объявить Толстого - всего! - своим. Преподлая экспроприация - не правда ли?
Написал я некую повесть и буду ждать о ней вашего мнения, уверенный, что вы, по поводу этой вещи, можете сказать мне много ценного - больше, чем кто-либо другой.
Печататься она будет в "Знании"7.
Надо мне вас видеть, очень надо! А поехать к вам - не могу, ибо - работы на десять каторжан. Не найдете ли вы время и охоты передвинуться сюда? Очень обрадуете, и думаю, что мы поговорим не без пользы друг для друга. Посему - отвечайте скорее,- можете ли?
Здесь милейший Луначарский 8, который кланяется вам. Сей талантливый и любимый мной человече, слыша имя ваше, всегда радостно улыбается. Здесь же - Фроленко. По скорости явится Гусев и жду Леонида9.
Видите, какой цветник людей?
Так вот - приезжайте!10
Книгу вашу еще не получил11 - спасибо вам! А что своих не посылаю - не обращайте на это внимания: надо - пришлю, хоть сто штук. Сим - богат.
Крепко жму руку, поклон супруге вашей.
Приписка М. Ф. Андреевой:
Очень кланяюсь и очень буду рада видеть Вас, дорогой Александр Валентинович, привет супруге И[лларии] В[ладимировне] - всего доброго.
Датируется по п. Амфитеатрова от 14 марта 1908 г.
1 В п. к Пятницкому (ок. 26 февр. 1908 г.) Горький сообщал: "Сегодня возвратил рукопись Оберучева ему - получена она мною была сегодня же. Печатать ее в сборниках не следует <...> но - мне кажется, можно бы издать отдельной брошюрой, она очень интересна по материалу. Об этом я написал автору" (Арх. Г. Т. IV. С. 233). Упомянутым п. Горького к Оберучеву АГ не располагает.
2 Лев Григорьевич Дейч (1855-1941) - народник 70-х годов, участник группы "Освобождение труда", с 1903 г.- меньшевик. Дейч - автор ряда работ из истории народнического движения, в том числе книги "Четыре побега", напечатанной в XXI сб. "Знания" за 1908 г.
3 "Образование" - литературный, научно-популярный и общественно-политический журнал. Выходил в Петербурге с 1892 по 1909 г. С 1902 г. в отделе беллетристики печатались: В. Вересаев, А. Чапыгин, Е. Чириков, С. Сергеев-Ценский и др. В 1905-1907 гг. в нем выступали со статьями литераторы-большевики: В. Фриче, А. Луначарский, М. Ольминский, В. Боровский и др. В 1906 г. (No 2) в "Образовании" были опубликованы главы из работы В. И. Ленина "Аграрный вопрос и "критики Маркса"".
4 "Искренне уважаемый товарищ,- писал Горький Бурцеву,- предложение ваше сообщено мною Ладыжникову, ибо ему в этом деле принадлежит решающий голос. Я же - всеми зависящими от меня способами буду содействовать осуществлению затеваемого вами безусловно полезного дела. Однако мне кажется, что форма журнала не так удобна, как форма сборников. Почему? Дешевле, не обязывает вас к периодичности. Позволит собирать наиболее ценный исторический материал по мере его накопления - преподносить сюрприз нашему поганому правительству. В журнале - как это было в "Былом" - попадают порою малоценные вещи, в сборнике это легче избежать. А впрочем - это лишь мое мнение, решать же дело вам придется с Ладыжниковым..." (АГ).
5 Горький писал Пятницкому около 4/17 марта 1908 г. о своем намерении составить сборник статей о Толстом в связи с юбилеем: "Сие необходимо. Видимо, мещанство хочет уцепиться за Толстого и создать вокруг его грандиозно пошлый кавардак. Я получил целый ряд приглашений написать заметки о моих впечатлениях о Л[ьве] Н[иколаевиче]. Все приглашатели разновидные Сергеенки.
В нашем сборнике были бы статьи:
С. Попов - общая характеристика Л. Н. как художника,
Базаров - Анархизм Толстого,
Луначарский - Религиозные воззрения,
Войтоловский - Психология масс у Тол[стого],
Я - небольшая заметка о личности.
И еще несколько статей.
Время требует, чтобы наша группа определенно и резко выступила против этого хаоса и анархизма в литературе и в жизни" (Арх. Г. Т. IV. С. 235).
Издание сборника не было осуществлено. Свое намерение написать очерк личности Толстого Горький осуществил много лет спустя, создав литературный портрет "Лев Толстой" (1919-1923).
6 "Проект воззвания" "От Комитета почина празднования 80-летнего юбилея Льва Толстого" был напечатан в газ. "Русь" (1908, No 50, 20 февр. / 4 марта). Отрицательная оценка Горьким "Проекта воззвания" определялась, по-видимому, тем, что "Комитет почина", сформировавшийся в газ. "Русь", был очень разнохарактерен по своему составу. Наряду с Короленко, Златовратским и Репиным в него входили Хомяков, Милюков, Струве и др. "Проект" не содержал никакой определенной точки зрения на Толстого, текст его состоял из штампованных громких фраз и не намечал конкретной программы мероприятий. Созданный в июле 1908 г. на съезде представителей русской печати, Комитет для ознаменования юбилея Толстого принял решение о кооптации в состав Комитета трех лиц: Горького, Андреева и Плеханова. Горький отказался от участия в юбилейном Комитете. Мотивы своего отказа он изложил в письме к С. А. Венгерову. Отдавая должное гению Толстого-художника ("Граф Лев Толстой - гениальный художник, наш Шекспир"), Горький резко выступал против его философских и политических взглядов: "...с лишком двадцать лет с этой колокольни раздается звон, всячески враждебный моей вере <...> Нет, он мне чужой человек, несмотря на великую его красоту" (XXIX, 74).
7 Речь идет о повести "Исповедь". Впервые напечатана в изд. Ладыжникова в мае 1908 г., затем в XXIII сб. "Знания" (1908).
8 Об отношениях Горького и Луначарского см. Арх. Г., т. XIV, где опубликована их переписка, а также ст.: Трифонов Н. А. А. В. Луначарский и М. Горький. (К истории литературных и личных отношений до Октября) // М. Горький и его современники. Л.: Наука, 1968.
С начала января 1908 г. по декабрь 1909 г., с некоторыми перерывами, Луначарский с семьей жил на Капри.
9 Михаил Федорович Фроленко (1848-1938) - революционер-народник, один из организаторов убийства Александра II. Фроленко приехал на Капри в середине марта 1908 г.
Сергей Иванович Гусев-Оренбургский (1867-1963) - писатель, печатался в изд-ве "Знание"; после 1917 г.- эмигрант. Приехал на Капри в начале апреля 1908 г. Андреев в это время на Капри не приезжал.
10 Амфитеатров приехал на Капри в конце апреля 1908 г.
11 Сб. Амфитеатрова "Женское настроение".
22. Амфитеатров - Горькому
[Кави. 12 апреля 1908 г.]
Дорогой Алексей Максимович.
Сегодня поехала к Вам кулебяка с рыбою и снетками. Трепещем, в каком-то виде дойдет?
Получили ли вино? Рассчитываю скоро быть у Вас на Капри. Желаю Вам всего хорошего. Привет Марии Федоровне. До свидания.
23. Горький - Амфитеатрову
[Капри. Между 13 и 19 апреля 1908 г.]
Дорогой Александр Валентинович!
Третьего дня начал писать вам длинное письмо о кулебяке, которая получена и съедена немедля, о вине, кое еще не получено до сего дня,- писал о сих вещах глубокомысленно и подробно1, и вдруг посыпался на Капри русский народ.
Прекрасный русский народ - Гусев-Оренбургский, Винниченко2, малорусс-беллетрист, Богданов, еще один хохол, еще беллетрист, и еще, и еще!
И еще приедут не сегодня-завтра несколько хороших людей3, а посему - вам бы тоже упасть сюда яко капле росы с небес - что вы скажете? Богданов прочитал два чудесных реферата о своем "Эмпириомонизме" 4 - прочитает и третий, а это дьявольски интересно и - освежает.
Вышел сборник "Литературный распад"5 - книжка ничего себе, прочитайте, есть веселые страницы. Так вот: ждем. К тому же - пасха, время, когда надо гулять.
А кулебяка, действительно, вещь! Все народности, дом мой населяющие, единогласно признали ее достоинства. Кто сотворил кулебяку? Донеслось ли до существа сего единодушное наше ура в честь его талантища? Передайте наше спасибо кулебяк-мейстеру. Что же до вина касается - штилем Ф. Сологуба говоря,- то начинаю думать, что итальянские почтари, не довезя оное до Капри, сами его, дорогой, выглохтят, как, однажды, искурили папирос моих три тысячи.
Здесь - хорошая погода и прекрасное настроение. Гляжу на окружающих с восторгом и думаю с гордостью словами суздальскими:
А и крепок этот русский - не изломится!
А и жиловат, миляга,- не изорвется!6
Очень хорошо! К тому же м. б. явится Шаляпин7.
Вы пишете?
Кланяюсь супруге вашей, и благодарю ее - все благодарим, ибо - она до кулебяки тоже причастна и хлопотала, разумеем.
До свидания! До скорого? А - супруга - не могла бы сюда передвинуть себя? Чудесно бы!
Александр Валентинович! Представьте себе пьесу - трагедию, комедию - все равно! - Сцена. Собрались актеры. Сказаны первые реплики. И - вдруг - общее смущение всех героев. Молчание некое, и затем - косноязычная болтовня и отсебятина. В чем дело? Очень просто - суфлер сбежал! Понимаете - нету его! М. б.- пьян, м. б.- свидание любовное, но - всего вероятнее, что он раньше актеров понял, что пьеса бездарна, и - сбежал!
Сие есть картина символическая, изображает же она состояние российской литературы. Приедете - буду читать свою повесть8. А вы - свое. А Гусев - свое. Господи! что может быть лучше литературы честных людей, людей, которые любят жизнь, любят природу и до слез радостно чувствуют этот великолепный праздник - быстрый ход земли во вселенной!
На сем месте - кончаю. Ибо могу наговорить такой лирики, что вы смеяться будете.
Очень уж я рад тому, что у нас, в нашей русской жизни, намечается, и очень уж хорош русский человек, когда он хорош.
Но уж если подл, то - презренно!
Крепко жму вашу грациозную ручку. Кланяюсь, желаю радостей, успехов, здоровья.
Датируется по п. Амфитеатрова Горькому от 12 и 20 апреля 1908 г.
1 Упомянутое письмо Горького, по-видимому, не было закончено и отправлено, его текстом АГ не располагает. 12 апреля 1908 г. (дата почт, шт.) Амфитеатров послал Горькому открытку с сообщением, что к нему "поехала кулебяка".
2 Владимир Кириллович Винниченко (1880-1957) - украинский писатель, один из руководителей националистической контрреволюции на Украине (1917-1920), министр Центральной Рады, эмигрант.
Горького привлекали демократические тенденции раннего творчества Винниченко, но с годами его отношение к Винниченко менялось. Уже в конце 1909 г. он подверг критике пьесу Винниченко "Базар" (Г-А, п. от середины июня 1909 г., прим. 1). Резко отрицательную оценку Горького получили романы Винниченко "Честность с собой" и "Заветы отцов".
3 В это же время Горький сообщал Е. П. Пешковой: "...сейчас здесь - Елпатьевский, Гусев, Измайлов, Трейшер, Винниченко. А у меня живет Богданов с женой, да еще пара людей, да художница Боткина - дочь знаменитого Сергея Петровича. На днях жду Базарова и Степанова - приедут они,- явится Ленин и - недели на две затянется длинный разговорище на темы чрезвычайно сложные и "мудрые". К сему прибавь - Луначарского" (Арх. Г. Т. IX. С. 49).
В конце января 1908 г. Горький писал Ладыжникову: "Луначарский здесь уже. Затеваем мы с ним устроить маленький литературный съезд для комбинаций действий и дележа мыслями. Завлекаем сюда Ильича, Богданова, Базарова..." (Арх. Г. Т. VII. С. 173). См. также вступ. ст. к переписке.
4 "Эмпириомонизм" - один из основных философских трудов Богданова (1904-1906), в котором выдвигалась идея о мире как едином организованном опыте. Эта идея живо интересовала и Горького, размышлявшего в те годы о коллективизме и коллективном опыте. К тому же он высоко ценил личность Богданова, разносторонность его интересов. Однако вскоре, столкнувшись с Богдановым по работе в каприйской школе, Горький изменил свое отношение к нему. В 1908-1909 г. В. И. Ленин в письмах Горькому резко критиковал субъективно-идеалистическую философскую концепцию Богданова. Развернутая критика эмпириомонизма содержится в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1909).
5 Литературный распад. Критический сборник. СПб.: изд-во "Звено", 1908. Кн. I. В сборнике были напечатаны ст.: Горький "О цинизме", Ю. Стеклов "Социально-политические условия литературного распада, П. Юшкевич "О современных философско-религиозных исканиях", А. Луначарский "Тьма", Л. Войтоловский "Истоки русского модернизма" и др.
6 Измененные строки из былины об Илье Муромце и Идолище поганом:
А и крепок татарин - не изломится!
А и жиловат, собака,- не изорвется!
7 Шаляпин приехал на Капри в конце апреля и уехал в начале мая 1908 г.
8 Речь, по-видимому, идет о повести "Исповедь", которую в это время Горький закончил.
24. Амфитеатров - Горькому
Cavi di Lavagna. 1908.IV.20
Дорогой Алексей Максимович.
Спасибо за письмо. Надеюсь быть у Вас дён через десять.
Утешен фурором кулебячным и огорчен винным провалом. Сегодня же наведутся на этот счет строжайшие справки.
Могу кричать, как дикари, когда Колумб приплыл в Америку: - Увы! увы! нас открыли!.. Потому что ходят-бродят русские и снимают в окрестностях квартиры. Впрочем, покуда все ребята хорошие. Один из Колумбов - Колосов, сотрудник "Русского богатства"1 - очень просил меня, буде писать Вам буду, кланяться Вам весьма и напомнить имя его. Он пишет громадную работу о Михайловском2 и, вероятно, оказывается недостаточно правоверен, так как на редакционную цензуру рычит зело, и очень экзаменовал меня, что - если мол "Знание" обзаведется литературно-критическим отделом, то нельзя ли будет туда проникнуть.
Если мой план насчет Ферреро3 Вам продолжает улыбаться, то к осуществлению оного у меня теперь все сорганизовано. Имеются пять (три на месте - два в Сори и один в Пизе, да два приезжают) переводчиков, хорошо знающих итальянский язык и достаточно грамотных по-русски, которые таковую работу могут беспрепятственно исполнить, считая по 8 страниц в день, в течение 2 месяцев. Месяц надо положить на окончательное редактирование к печати (стилистическое). Стало быть, вопрос только в материальных условиях, чтобы публика эта была обеспечена на время перевода и не нуждалась бы в постороннем заработке стомаха {желудок (греч.).} для. Всего у Ферреро вышло 2423 страницы, что для пяти работников составит по 8 страниц в день, 61 рабочий день. Я думаю, что если бы можно было авансировать им 1500 франков в один или в два приема, глядя по работе, то это совершенно бы разрешило и устроило вопрос. Я не знаю, как "Знание" платит за переводы, а потому и не намекал даже ни на какие условия. Если можно, напишите мне насчет этого поскорее. Достоинство перевода я Вам гарантирую своим редактированием, коему предаться обещаю.
Сяду писать рассказ-памфлет, один из тех, о которых мы говорили4. Теперь здесь дразним бедного Айзмана, который, столь неожиданно для себя, ко порнографам сопричислен5 обретося. Человек жаждал "славы" и, можно сказать, пресыщен ею по горло. На днях порнограф и порнографиня покидают Кави и едут в Питер. Его пьеса принята на Александринку 6.
Привезу я к Вам пьесу большую 7, которую кончил-таки, дней через пяток будет она переписана, и я ее в пятый раз проредактирую и точку поставлю. Написал я капиталистическую Москву, околевающую и изъёрничавшуюся Собачью площадку, авантюристов, прихлебательскую публику из газет, театра, художества - весь бал на вулкане, под коим - террор. Писал все это - как на первый дебют, с большою любовью. Если не вышло, брошу раз навсегда всякие драматические попытки: значит, не мое это дело. Читал Айзманам, Владимирову 8, Лубковской9 - они-то все очень хвалят. Ну а я еще весьма в сомнениях и трепетах. Конечно, буду еще много работать над нею, но в ход-то пустить придется ее в том виде как есть, ибо дорога к постановке длинная, а путь пьес из-за границы - черепаший. Императорские театры, для меня, закрыты. Следовательно, если художественники10 пьесы не возьмут, она останется только для чтения. А это обязывает.
Вообще - страсть сколько у меня работы в голове и охоты к работе, пестрой и живой. Решительно неудобно помирать раньше, чем во сто лет.
Привет наш общий Марии Федоровне и Луначарским!11
Ой, какая у Вас колоньища на Капри! Аж страшно. Очень мне интересно повидать Богданова. Я к нему чувствую большое уважение.
По письму видать, что Вы здоровы и в духе. Лучше чего - желать нельзя! Продолжайте совершенствоваться в этом же направлении.
Да! Я очень заинтересовал Лубковскую оперою Вашего Шана Нугэс 12. Ей нужны новинки для великосветского сезона 1909. На днях она будет в Неаполе. Если Нугэс интересуется поставить свою "Чикиту" в Одессе, то сможет ли он побывать в Неаполе? Потому что Лубковская насчет мореплавания человек ненадежный и к слову "остров" относится с священным трепетом. Известите меня, пожалуйста, немедленно - ежели Нугэс принципиально не прочь против одесского дебюта, то как ему телеграфировать насчет приезда в Неаполь?
До свидания. Желаю Вам всего хорошего.
Посылаю Вам "Пять пьес"13 - для "полного собрания сочинений", а не для чтения, ибо такового они, с полною искренностью говорю, не заслуживают.
1 Евгений Евгеньевич Колосов (1879-1937) - журналист, сотрудник журн. "Русское богатство". эсер, знакомый Пешковых по Нижнему Новгороду. В п. Е. П. Пешковой Горький советовал ей с сыном Максимом поселиться в Кави ди Лаванья, сообщая, что там "хорошо, и дешево, и много интересного народа с семьями. Там Колосов, Булгаков и другие..." (Арх. Г. Т. IX. С. 94). См. также о Колосове: Ратнер А. В. Он родился в Нерчинске//В мире книг. 1979. No 1. С. 71.
"Русское богатство" - общественно-политический, научный и литературный журнал, издававшийся в Петербурге с 1876 до середины 1918 г. С начала 90-х годов - орган либерального народничества.
2 Николай Константинович Михайловский (1842-1904) - публицист и литературный критик, теоретик либерального народничества, один из основателей и редакторов журн. "Русское богатство".
Колосову принадлежат две книги о Михайловском: "Очерки мировоззрения Н. К. Михайловского. Опыт литературного анализа" (СПб., изд-во "Общественная польза", 1912) и "Н. К. Михайловский. Социология, публицистика, литературная деятельность, отношение к революционному движению", под ред. Р. Иванова-Разумника (Пг., изд-во "Общественно-политическая библиотека", 1917).
3 Гульемо Ферреро (1871-1942) - итальянский историк, психолог и публицист. Министр в кабинете Муссолини в 1922 г. С 1930 г. - эмигрант, антифашист, профессор в Женеве: автор ряда работ по истории древнего Рима. Амфитеатров предлагал издать в "Знании" главный труд Ферреро - "Величие и падение Рима" (1902-1907). "Огромное впечатление произвел на меня в свое время (1907) великолепный труд Ферреро - "Величие и упадок Рима" <...> Грандиозное творение Ферреро поразило меня общностью во множестве взглядов, а главное, в самом типе публицистической обработки исторических данных, которою создался мой собственный труд и которую Момсен предрекал как характерную и необходимую для XX века". Амфитеатров сообщал далее, что отложил печатанье "Зверя из бездны", решив выпустить в свет перевод труда Ферреро. Но этот замысел не был осуществлен (Амфитеатров. Т. 5. С. XXVIII - XXIX).
4 О намерении Амфитеатрова печататься в сборниках изд-ва "Знание" в качестве критика и памфлетиста Горький сообщал в п. Пятницкому от 16 марта/ 29 апреля 1908 г.: "Здесь Амфитеатров; предлагает нам свои услуги как литературного критика-памфлетиста. Мне его планы нравятся, посмотрим, как он их выполнит" (Арх. Г. Т. IV. С. 239). И в другом письме тому же адресату: "Кстати: мною заказано Амфитеатрову несколько литературных памфлетов, и я уверен, что он их сделает хорошо. Темы - мои. Скоро я пришлю их вам. Если вы найдете их неудобными для сборников, оплатите работу за мой счет <...> Амфит[еатров] - очень популярен, как вы знаете, главное же, он искренно любит литературу и искренно возмущен ее порчей. Я жду от него интересных вещей" (Там же. С. 243).
Как видно из публикуемых ниже писем, вопрос о памфлетах обсуждался писателями до декабря 1909 г. Особенно большое значение придавал Горький созданию памфлета, в котором должен быть выведен собирательный тип писателя-декадента. Он же дал ему имя Смертяшкин, ставшее впоследствии нарицательным. Позже Амфитеатров отказался от работы над памфлетами. В 1912 г. Горький возвратился к давно вынашиваемому образу и в цикле "Русские сказки" (сказка III) создал собирательный образ писателя-декадента Евстигнея Закивакина, избравшего себе литературный псевдоним Смертяшкин.
5 Намек на реакцию, которую вызвали у передовых читателей повести Айзмана "Белый роман" и "Черный роман" под общим заглавием "Любовь", напечатанные в арцыбашевском альманахе "Жизнь" (1908. No 1). В том же альманахе публиковались "Миллионы" Арцыбашева, "Морская болезнь" Куприна, "Грех" Муйжеля и др. Горький воспринял новые повести Айзмана как дальнейший шаг на пути его отхода от революционно-демократических традиций "Знания" (Арх. Г. Т. VII. С. 162).
6 По-видимому, речь идет о пьесе Айзмана "Жены" (СПб., изд-во "Театр и искусство". 1909). Поставлена Александрийским театром на сцене Михайловского театра в Петербурге в декабре 1908 г. (Русское слово. 1908. No 293. 18 док.). В дни, свободные от спектаклей, Александрийский театр использовал сцену Михайловского оперного театра.
7 Пьеса Амфитеатрова "Княгиня Настя".
8 Возможно, Л. Владимиров - историк и журналист, специалист по балканскому вопросу, автор статей "Война и Балканы". См.: Арх. Г. Т. XIV. С. 140.
9 Мария Мечиславовла Лубковская - опорная певица, пайщик Оперного товарищества Прянишникова (Тифлис, Киев, Москва). Лубковской Амфитеатров посвятил вторую часть романа "Сумерки божков".
10 Имеется в виду Московский художественный театр.
11 Луначарскому и его жене Анне Александровне Луначарской (1883-1959).
12 Жан Нугес (1875-1932) - французский композитор, автор оперы "Камо грядеши" (1909) па сюжет романа Г. Сенкевича. Бывая на Капри, играл для Горького и его окружения. В России были поставлены оперы Нугеса: "Красная гостиница" (на сюжет философского этюда О. Бальзака, 1910), "Камо грядеши?" (1912), "Орел" (1912). Постановка его оперы "Чикита" не была осуществлена.
13 Речь идет о сб. Амфитеатрова "Пять пьес" с посвящением М. Н. Ермоловой (СПб., изд-во "Общественная польза", 1908). В книгу вошли: "Полоцкое разорение", "Отравленная совесть", "Virtus antique" ("Оруженосец"), "Волны" ("В стране любви"), "Чёртушка".
25. Горький - Амфитеатрову
[Капри. Апрель, не ранее 22, 1908 г.]
Дорогой Александр Валентинович!
Через десять-то дней Богд[анов] уедет, да и все, наверное, разъедутся.
О Нугесе известит М[ария] Ф[едоровна]. А о Ферреро - не могу сказать ни да, ни нет, ибо не ведомо мне отношение Пятницкого1.
Сегодня ему написал, ответ же получу лет через шестнадцать, в лучшем случае.
Книгу вашу еще не получил2, а получив - прочитаю, не внимая совету вашему.
Памфлетов ожидаю - три. С нетерпением.
Всего доброго всем!
Ускорить свое появление не можете?
Датируется по предшествующему письму.
1 П. Горького Пятницкому по поводу издания сочинений Г. Ферреро АГ не располагает.
2 "Пять пьес".
26. Горький - Амфитеатрову
[Капри. Май, не позднее 10, 1908 г.]
Дорогой Александр Валентинович!
Вы забыли привезти "Царь-Голод"1 - авторский экземпляр, взятый вами в прошлый еще приезд. Пришлите сию книгу.
Пьеса ваша - поехала 2.
Очень прошу вас - не рассказывайте разным людям о затеваемом нами издательстве и о возможном участии в нем Федора3. Говорить об этом преждевременно. А лишний разговор может повредить делу, серьезность коего для меня неизмерима.
Как доехали? 4
P.S. А не согласитесь ли вы убрать в корректуре имя Шаляпина?5 Есть что-то лишнее в этом, что-то, напоминающее фельетон. Будьте добренький!
Датируется по п. Амфитеатрова Горькому от 12 мая 1908 г.
1 Драма Андреева "Царь-Голод" впервые напечатана изд-вом "Шиповник" (СПб., 1908, с иллюстр. Е. Лансере); для закрепления авторских прав за границей она, как и другие произведения Андреева, была выпущена изд-вом Ладыжникова.
Горький дал отрицательную оценку пьесе. "...Если Леонид с этой тропы но сползет, - писал он Пятницкому, - быть ему в мракобесах!" (Арх. Г. Т. IV. С. 237). Резкой критике подверг "Царь-Голод" Луначарский в статье "Тьма" (сб. "Литературный распад", кн. 1).
2 "Княгиня Настя". В п. Пятницкому от 26 апреля/9 мая 1908 г. Горький сообщал: "Посылаю пьесу Амфитеатрова, просил бы поместить ее рядом с "Последними" - она сливается с ними темой. Амфитеатров все более решительно идет налево, пьеса его интересна, своевременна, обнаруживает хорошее знание быта. Он не скомпрометирует "Знание", как это могут сделать купринообразные люди, талантливые, но - пустые внутри и в опьянении вином и славой не разбирающие дорог" (Арх. Г. Т. IV. С. 247).
В связи с печатанием в сб. "Знания" пьесы "Княгиня Настя" Амфитеатров писал Пятницкому: "Соединиться со "Знанием" я тоже очень рад. Собственно говоря, давно пора бы стать - думаю и надеюсь, что к взаимной пользе. Вы знаете по печати, что я всегда относился к "Знанию" дружественно и с большою симпатией. Теперь же надеюсь и поработать для него хорошенько" (АГ).
Пьеса "Княгиня Настя" напечатана в XXIV сб. "Знания" за 1908 г. с подзаголовком "Роман для театра"; пьеса Горького "Последние" (в ранних редакциях "Отец") - в XXII сб. "Знания" за 1908 г.
3 Речь идет о неосуществленном намерении Горького издавать "Энциклопедию для изучения России". Материальную поддержку в организации издания должны были оказать Шаляпин и известный русский музыкант и дирижер С. А. Кусевицкий (Арх. Г. Т. XIV. С. 39-41). План издания "Энциклопедии для изучения России", выработанный совместно с Базаровым, Богдановым. Луначарским, был подробно изложен Горьким в п. Пятницкому от 17/30 апреля 1908 г. (Арх. Г. Т. IV. С. 244).
4 Амфитеатров. Шаляпин с женой, Ладыжников и Базаров уехали с Капри около 8 мая 1908 г. (ЛЖТ. Вып. 2. С. 35).
5 Речь идет об исключении из текста пьесы "Княгиня Настя" упоминания имени Шаляпина. Амфитеатров выполнил просьбу Горького.
27. Амфитеатров - Горькому
Cavi di Lavagna. 1908.V.12
Дорогой Алексей Максимович.
"Понту преплывше", свершили мы странствие благополучное и приятное. Федор все время спал, как сурок, Марья Валентиновна1 немножко пострадала, а мы с Базаровым2 созерцали прыгающих дельфинов. В Неаполе потеряли было Базарова, но он обнаружил находчивость гениальную и сам обрел нас в ресторане Giardini internazionali. Уехали в Рим ночью, предварительно найдя в Gambrinus'e Ладыжникова. Вообще день, вечер и утро прошли в сменах неожиданных встреч и неожиданных исчезновений. В Риме мы очень спокойно уселись пить кофе с Федором, тогда как Мария Валентиновна и Иван Павлович3 отправились за какою-то покупкою, в уверенности, что наш поезд отбывает в 9 часов. Смотрю в путеводитель: в 8. Расцеловались с Федором, и спешу вскочить в первый попавшийся вагон - с Марьей Вал. и Ладыжниковым так и не простился. Был вознагражден за потерю встречею с Анатолем Франсом. Любопытный мужчина. Говорили долго и много - без знакомства, сидя за одним столом вагона-ресторана.
Дома застал дела неприятные. Новые мои сборники - "Современники" (Лев Толстой, Новый Горький, Леонид Андреев, Давид Айзман, Бальмонт) и "Красивые сказки" - конфискованы 4. Первый - за цитаты из запрещенных стихов Бальмонта. Второй - черт их знает за что: собрание всевозможных обрывков средневекового фольклора. За фамилию, должно быть. Еще одно дело по 73!5 Чего-чего другого, а уж этого безобразия ждать я никак не мог, и оно меня сильно сажает на мель.
Поэтому думаю просить Вас - яко возможно, поторопите "Княгиню Настю", дабы она не лежала на боку, но трудилась бы и родителя своего кормила. Едучи путем-дорогою, думал я о ней и о 20 000 экз., которые обычно печатает Пятницкий, и пришел к тому убеждению, что раз таков обычный всероссийский тираж, то - для московского на сей раз следовало бы увеличить. Говорю сие не по литературному самомнению, а потому, что Москву знаю: шибко бросится она искать портретов, намеков и т. д.
Как только свалю черновой набросок 2-го тома "Сумерков божков" 6, сяду за памфлеты. Три хорошие темы имею. Две обработаю к июню, не знаю, справлюсь ли с третьего. Смертяшкин-то у меня выйдет 7.
Пришла новая корректура "Против течения" 8. Прислать Вам?
Айзман совсем раскис и убит рознью с Вами. Напишите ему поскорее, ибо моим утешениям он плохо внемлет 9.
Был у меня Тарле 10. Рассказывал нового не ве