Датируется по содержанию и фразе из п. Амфитеатрова от [21-24 мая]: "V. 24. Сейчас получил Ваше письмо".
1 III рассказ из цикла "Жалобы" был получен Амфитеатровым, вероятно, 27 мая (А-Г. п. от 27 мая 1911 г.).
2 П. Шолома-Алейхема.
3 Эдуард Адольф Дрюмон (1844-1917) - французский историк, публицист, автор ряда антисемитских книг и статей. О деятельности Дрюмона Горький мог получить, в частности, обстоятельное представление из большой ст. Е. Смирнова "Эдуард Дрюмон и антисемитское движение во Франции", напечатанной в журн. "Жизнь" (1899, т. X, окт.).
И. Лютостанский - автор кн. "Вопрос об употреблении евреями-сектаторами христианской крови для религиозных целей в связи с вопросом об отношениях еврейства к христианству вообще" (М., 1876) (Описание).
4 Имеется в виду письмо по поводу "дела Бейлиса" сотрудника газ. "Киевлянин" Савенко (писал под псевдонимом Запорожец), напечатанного в газ. "Новое время" (1911, No 12617, 29 апр./12 мая) под названием "К убийству Ющинского". В нем утверждалось, что убийство Ющинского носило ритуальный характер. Письмо это послужило поводом к антисемитской кампании в правой прессе.
5 Горький мог иметь в виду, например, ст. "Размышления", в которой говорилось о полемике Меньшикова с Савенко (Речь. 1911. No 104. 8 апр. / 1 мая).
6 Речь идет о зверской расправе над народной милицией и гражданским населением, учиненной черносотенцами и полицией 20 октября 1905 г. в Томске (см.: W. В. Очерки современного революционного движения в России // Красное знамя. 1906. No 3. С. 102-107).
200. Амфитеатров - Горькому
[Феццано. 21-24 мая 1911 г.]
Дорогой Алексей Максимович!
Ну, вот, Певин ищет Неджиба, а он оказывается Исхаковым. Немедленно пишу1.
Были у нас Прокопович и Кускова. Ничего. После первого дня сражения - увы, не столь о журнале, сколь по существу - с Викт[ором] Мих[айловичем] второй день принес мир и соглашение, которое я, так сказать, вымолчал. Словом, к блоку принципиально примыкают, а в деталях, я так полагаю, время поможет спеться2. Они мне очень понравились, хотя говорили много странного и неожиданного. Например, ужасно запуганы великим могуществом Петра Струве и "Русской мысли" 3 и, весьма сочувствуя борьбе с ними, воздыхают в то же время, что, мол, дай бог нашему теляти волка поймати.
Обрадовали известием о "Жалобе". Жду.
Завтра пошлю Вам мой проект по еврейскому делу 4.
Был у меня Каржанский и, кажется, обиделся, ибо приехал в страшную суету и не до него было. Не нравится он мне. Но интересен как неистощимый кладезь сплетни. Благодаря ему узнал, что повесть Влад. Сарматова писана с определенных лиц, которых я очень знаю 5.
Я не ждал к себе Гусева-Оренб[ургского], а Вы мне обещали прислать его сочинения для статьи о русском духовенстве и даже в книжку о том записать изволили - и позабыли. Пришлите. Тогда к июньской книжке напишу 6.
Так как Вы великий частушник, просмотрите у Миролюбова рукопись Френкеля, которую я через Венгерова получил 7.
Нет, знаете, Кускову Вы рано хороните. Она жиляная!
Ужас, как тонко стали мыслить и чувствовать в Питере. Боюсь, что так нельзя. Нарождается какая-то интеллигенция над интеллигенцией, которая, по-моему, дьявольски аристократична. Меня страшно поразило, когда В. М. на указание необходимости отвоевать читательскую массу у безразличного либерализма получил весьма презрительный ответ:
- Это меня нисколько не интересует.
Однако:
?????? (не знаю как оформить объединяющую скобку)
"Русское слово" - 150 000
|
500 000, а каждый No газеты, по статистике, читают мало-мало 5 человек. Пренебрежение к читателю, расползшемуся в 27 ¥ миллиона, диковато, как хотите...
|
"Биржевка" - 150 000
|
|
"Утро России" и прочие "Утра" - 100 000
|
|
Разные аплике - 100 000
|
|
Я нездоров. Нога всё болит. Капоцци говорит, что надо одеть какие-то особенные чулки, а я негодую: что я, старый архимандрит, что ли?
Измайлова читал. Ах, какой я хороший писатель!
Ил. Вл. уверяет, что это он ввиду распространившегося, было, первоапрельского слуха о моей смерти написал мне некролог, а потом, чтобы материал не пропадал, использовал в виде статьи.
Жду "Зверя" с нетерпением. Как получу - Вам.
До свидания. Всего Вам хорошего. Привет М. Ф.
Выздоравливайте поскорее; что касается нервов - да усмирит их весна!
О семиреченских казаках читали? Недурное предзнаменование для войны!
8
V.24
Сейчас получил Ваше письмо9. Так-то оно так, а поддержать евреев все же надо. Очень я этой ритуальной легенды не люблю - быть может, потому, что много изучал ее. О деньгах сейчас же написал.
1 Гонорар за очерк Неджиба "Пробуждение русских татар и их литература" задержался из-за того, что деньги были направлены Певиным в Константинополь на имя Неджиба, в то время как Исхаков в п. к Горькому от 31 марта 1911 г. просил выслать деньги на его имя (АГ).
2 Встреча Амфитеатрова и Чернова с Кусковой и ее мужем - публицистом и экономистом Прокоповичем состоялась в Феццано и Специи 20-21 мая. Отношение Кусковой и Прокоповича к результатам этой встречи было гораздо более критическим, чем у Амфитеатрова. 23 мая 1911 г. Кускова сообщила Водовозову: "...только что покинули Spezia <...> В Spezia я застала Чернова, который расположился там как редактор "Соврем[енника]". К нашему приезду там вышла уже вся черновская музыка. Амфитеатров оказался вполне в их руках и потихоньку признался мне, что они желали бы Вашего удаления, но что на это "он" не согласился <...> Два дня мы проспорили с Черновым. Опять эта злосчастная община и главное - бойкот Думы <...> Как же быть? Спорить в журнале? Но ведь там предполагается - и основательно, система блоков, а не споров" (ЦГАОР, ф. 539, оп. 1, ед. хр. 2254, л. 17-18, 19).
Однако, как видно из последующих п. Кусковой к Амфитеатрову, она продолжала сочувственно относиться к самой возможности объединения. 18 июня 1911 г. Кускова писала Амфитеатрову: "Я очень рада, что последнее письмо Ваше дает мне так много определенного. Во 1-х, относительно идеи М. Горького о "блоке". По-моему, идея эта настолько ценна сейчас для России, что, сколько бы ни пустили средств и сил для ее пропаганды - всё будет мало. Меня смущает только одно, как и раньше, что в вашем предполагаемом блокированном комитете нет ни одного кровного с.-д. Мы все - ревизионисты. Затем идут кровные (вроде Чернова) с.-р." (ЦГАЛИ, ф. 34). Основным условием сотрудничества Кускова поставила отказ от бойкота выборов в Думу и от пропаганды эсеровской идеи террора: "...блок может состояться лишь при признании выборов и замолчании террора <...> Все мы, в свою очередь, конечно, обязались бы ничего не писать против террора. Но за выборы - это же необходимо!" (п. Кусковой Амфитеатрову от 19 июня - Там же).
На этой противоэсеровской платформе Кускова и Прокопович объединились с Водовозовым (который в то время примыкал к трудовикам), настаивая на сохранении за Водовозовым руководящей роли в общественно-политическом отделе журнала.
В это же время, 14 июня 1911 г., Водовозов писал Амфитеатрову: "Блок на почве бойкота решительно невозможен, потому что выборы в Думу начинаются, они имеют большое значение для всех партий" (Там же). Здесь же, высказываясь об общих перспективах блока, Водовозов замечал, что Чернову мог бы противостоять "кто-нибудь вроде Плеханова или даже Ленина; но редакции из Ленина, Чернова, Плеханова, Вас, Миролюбова, меня - я решительно не в состоянии представить" (Там же).
3 "Русская мысль" - ежемесячный литературно-политический журнал; выходил в Москве с 1880 по 1918 г. После революции 1905 г. в своей общественно-политической платформе выражал позиции правого крыла кадетской партии; с 1907 г. выходил под редакцией П. Б. Струве.
Памфлет о Струве и "Русской мысли" Я. Вечева (Чернова) был напечатан в "Современнике" (1911, кн. 8) под заглавием "Кризис либерализма".
4 Так называет Амфитеатров свое "Письмо в редакцию" (с датой: "Fezzano. 1911.V.21"). Очевидно, письмо это было выслано Горькому не на следующий день, а несколько позже. См.: Г-А, п. между 26 и 29 мая 1911 г.
5 Роман В. Сарматова "Таких много" в ЗК Миролюбова помечен буквой Н (не принят).
8 Тема русского духовенства была одной из центральных в творчестве Гусева-Оренбургского. Статья Амфитеатрова, названная "Благоденственное житие", была напечатана в кн. 10 "Современника" за 1912 г.
7 Упоминаемая рукопись значится в ЗК Миролюбова: "23 [мая]. Новгородская частушка. Кир. Львов. Френкель. СПб., В[асильевский] О[стров], 16 л., д. 55, кв. 8. Статья студента. Сыро, необстоят[ельно]. Выводы в[есьма] сомнительны. Систематика - тоже. Ценно как материал".
8 Амфитеатров имеет в виду сообщение, помещенное в вечерней хронике "Нового времени" (1911, No 12621, 3/16 мая) о том, что "Государь император собственноручно соизволил начертать" на телеграмме с выражением верноподданнических чувств чинов 1-го Семиреченского казачьего полка: "Благодарю семиреченских казаков за вековую честную службу". Эта телеграмма приобрела особый смысл в связи с тем, что в начале марта 1911 г. в Семиреченском военном округе (на границе с Китаем) была проведена пробная мобилизация войск. См. сообщения в газ. "Утро России" (1911, No 53 и 54, 5/18 и 6/19 марта).
9 Приписка была сделана Амфитеатровым после того, как он получил п. Горького от 21 или 22 мая 1911 г.
201. Амфитеатров - Горькому
Дорогой Алексей Максимович.
"Жалобу" получил1. Спасибо. Миролюбов назначил ее на июнь, но я надеюсь, что она успеет войти в май. Уже поехала.
Эта "Жалоба" нравится мне гораздо менее двух первых, особенно второй. Субъективного много вложили Вы в уста неподходящие, а тона субъективности последовательно выдержать не решились. От этого вещь вышла пегая, неопределенная и как бы робкая: производит такое впечатление, будто не действующее лицо, но автор боится сказать что-то, рвущееся у него из души,- откроет рот, вот-вот отрежет, ан смолчал... пауза... и опять пошел разговор "вообще".
Увидите Миролюбива, скажите ему о перемещении "Жалобы" в май. Он прислал мне чью-то принятую рукопись с украинского, а чью - не обозначил. Завтра отошлю.
Чернов о Столыпине написал очень хорошо2. Он-таки выпишется в чудесного политического фельетониста. Притом легко с ним очень, с редакторской точки зрения. Покладистый автор, желающий, чтобы у него все было по-хорошему. И работник.
Я в V-й книжке буду представлен только Феррерой и несколькими рецензиями 3.
До свидания. Желаю Вам всего хорошего!
У Вас теперь пунктик - Судьба, Доля и т. п. Я, грешный человек, в российский фатализм очень плохо верю, и сдается мне, что теория Ваша относительно XVII века более находчива и остроумна, чем надежна...4
Гранатова "История XIX века" кончилась какими-то спешными комками, а не выпусками 5.
А Винниченкова "Честность с собою", извините за выражение, свинья!
Разные беллетристы присылают разные сочинения, а читать некогда! О, жизнь!
Еще раз - всего Вам лучшего! М. Ф. привет!
1 III рассказ из цикла "Жалобы".
2 См.: А-Г, п. от 19 мая 1911 г., прим. 5.
3 По-видимому, Амфитеатрову принадлежали три неподписанные рецензии в кн. 5 "Современника" на кн. Вас. Немировича-Данченко "Ранние огни" (М., 1910), А. Тырковой "Ночью" (СПб., 1911) и М. Арцыбашева "У последней черты" (Париж, книгоизд-во "Bibliopolis", 1911, ч. 1).
4 Интерес к представлениям Горького о Судьбе и Доле, связанный с раздумьями писателя о русском национальном характере, отражен и в третьем рассказе цикла "Жалобы", о котором идет речь в этом письме (Бялик Б. А. Коллективное творчество народа//Бялик Б. О Горьком: Статьи. М., 1947. С. 175-190).
5 Книгоизд-вом братьев А. и И. Гранат и К0 выпускались многотомные издания: "История XIX века" под редакцией французских историков Э. Лависса и А. Рамбо (СПб., 1905-1907, т. 1-8), "История России в XIX веке" (СПб.. 1907-1911, т. 1-9). Амфитеатров имеет в виду последнее. В 1911 г. вышли в свет т. 8 и 9 "Истории России в XIX веке" - "Конец века. (1892-1900)". Эти тома отличались от предшествующих менее полным освещением различных сторон русской жизни, что сказалось и на объеме томов. По-видимому, именно для этих томов была написана по предложению издателей ст. В. И. Ленина "Аграрный вопрос в России к концу XIX века", которая по цензурным условиям не была напечатана. Об изд-ве см.: Белов С. В. Братья Гранат. М., 1982.
202. Горький - Амфитеатрову
[Капри. Между 26 и 29 мая 1911 г.]
Придумали вы, Александр Валентинович, весьма остроумно1: представил я себе протестующую Академию с высочайшим Ером2 во главе и - расхохотался - озорство!
Само собою разумеется, что я лично во всякий коллективный протест пойду, а один - вдвоем, втроем - не сунусь. Бесполезно да и смешно.
А вот пусть все Куприны, Андреевы - Арцыбашево-Толстые с Ценскими и прочими заявят о своем отношении к сему вопросу, ну - и я тоже подпишу бумагу, ежели она будет написана с достаточной определенностью 3.
Где печатаете вы ваше письмо? И нет ли у вас желания вовлечь в дело В. Г. Короленко?
"Сказки" мои чли?4 Как? Следует ли печатать их в "Современнике"?
На сие жду ответа. И денег жду. Очень. Беден я, как турок.
Кланяюсь, во всех направлениях.
Датируется по сопоставлению с п. Амфитеатрова от 21-24 и 31 мая 1911 г.
1 Горький имеет в виду амфитеатровское "Письмо в редакцию" (см. п. от 21- 24 мая, прим. 4). В нем содержалось предложение "соединить те индивидуальные усилия, которыми до сих пор русские литераторы боролись с мрачною ритуальною легендою, в усилие дружного коллектива". Такой "коллектив" Амфитеатров увидел прежде всего в отделении изящной словесности Императорской Академии наук (К. Р., Кони, Голенищев-Кутузов, Арсеньев, Боборыкин, Веселовский, Котляревскии, Овсянико-Куликовский, Бунин), которому и предложил содействовать в создании специальных брошюр для народа ("200-300 000 брошюр").
"Письмо в редакцию" появилось в "Парижском вестнике" (1911, No 22, 3 июня). В России было напечатано значительно позднее в сб. "Ау!" под заглавием "К делу Ющинского".
2 Подразумевается великий князь Константин Романов (1858 -1915) - поэт. Свои стихи подписывал "К. Р.". Был президентом Российской Академии наук с 1889 г. по день смерти.
3 Идея коллективного обращения к русскому обществу в связи с "делом Бейлиса" возникла, как о том сообщал Короленко своей жене 15/28 октября 1911 г., "в Петербурге, в кружке литераторов" (Короленко В. Г. Собр. соч. М., 1955. Т. 9. С. 761). Воззвание "К русскому обществу (по поводу кровавого навета на евреев)", написанное Короленко, было напечатано в газ. "Речь" (1911, No 329, 30 нояб./13 дек.) и перепечатано многими газетами. Воззвание, кроме Короленко, подписали: Горький, А. Блок, Л. Андреев, А. Серафимович, Я. Купала, В. Засулич, 3. Гиппиус, Вяч. Иванов, Е. Чириков, Ф. Сологуб, Алек. Толстой, А. Федоров, М. Арцыбашев, Н. Олигер, Скиталец, С. Н. Сергеев-Ценский, А. Бенуа и мн. др.
4 Имеются в виду V, VI п VII "Сказки" из цикла "Сказки об Италии".
203. Горький - Амфитеатрову
А. В., дорогой.
Я послал этим аргентинцам1 все издания "Знания" и очень прошу вас помочь им в свою очередь!
Кое-кого я знаю там - весьма хорошие ребята!
Кланяюсь, желаю всего лучшего!
Датируется по сопоставлению с ответным п. Амфитеатрова от 2 июня 1911 г.
1 Возможно, имеются в виду русские эмигранты, покинувшие Россию в связи с репрессиями, последовавшими в ответ на революционные выступления 1905-1906 гг.
Как сообщалось в "Парижском листке" (1910, No 24. 20 авг.), в Буэнос-Айресе (Аргентина) существовала русская рабочая социал-демократическая группа и "скромная русская библиотека".
204. Амфитеатров - Горькому
Дорогой Алексей Максимович.
"Сказки" получил...
Ну что ж?
1) Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман.
2) Ты сам доволен ли, взыскательный художник?1
Отправил их с пометкою на июнь. Написал, чтобы деньги переведены были по выходе майской книжки 2. Увы! в "Сказках" не более ¥ листа!
Приехал вчера ночью из Милана Зина потолковать о работах. Очень он мил и трогателен в качестве молодого супруга и являет большое трудолюбие. Не знаю, за что Миролюбов забраковал его американский рассказ3. Я прочитал вчера, Герм. Ал. также, и оба мы нашли, что это, при некоторой наивности и элементарности, все же и жизнь, и живая лепка, и, во всяком случае, головою выше и таракановской мути пессимистической, и Винниченковой болтовни, которые он принял4. Мне не хочется на первых порах спорить, иначе я отстаивал бы Зинин рассказ. Пошлю его в другое место5. Парню надо печататься и печататься. Да и гонорар ему - ох, как не лишний!
Еврейскую мелодию послал я в несколько газет, между прочим, в "Речь", которая поймет и потому не напечатает, в "Бирж[евые] вед[омости]", которые не поймут и потому напечатают, в "Русское слово", которое поймет, но притворится, что не поняло, и, пожалуй, напечатает, и в "Утро России", которое ничего не поймет, но все равно напечатает, а если не напечатает, то с перепуга от старых за меня штрафов.
До свидания. Желаю Вам всего хорошего. М. Ф. привет.
1 Неточные цитаты из стихотворений Пушкина "Герой" и "Поэту".
2 Для кн. 5 "Современника" предназначался рассказ "Жалобы" III.
3 Речь идет о рассказе З. А. Пешкова "Без работы", который Миролюбов оценил как "скучн[ые] воспоминания об америк[анских] скитаниях" (запись от 20 мая - ЗК Миролюбова). Оценка Миролюбова совпадала с горьковской (Г-А, п. от 2 июня 1911 г.). В журн. "Современник" (кн. 5) был напечатан другой рассказ З. А. Пешкова - "Страна Надежд".
4 Имеются в виду рассказ И. А. Тараканова "Один в природе", о котором Миролюбов отозвался так: "Есть стиль, есть идеи, есть замысел" (напечатан в кн. 6 "Современника") и рассказ Винниченко "Кузь и Грыцунь", оцененный Миролюбовым как "хороший рассказ, с юмором, сильный" (ЗК Миролюбова). Напечатан в XXXVII сб. "Знания".
5 Амфитеатров отослал рассказ З. А. Пешкова "Без работы" А. А. Измайлову в газ. "Биржевые ведомости". Он писал ему 19 июня 1911 г.: "...решился направить Вам рукопись одного молодого автора, имя коего Зиновий Алексеевич Пешков. По отчеству и фамилии можете догадаться, что это приемный сын Горького. Парень любопытнейший. Исходил и изъездил весь свет, был на возу и под возом. Теперь он начал писать" (ИРЛИ, ф. 115, оп. 3., No 8, л. 3). Сведениями о публикации рассказа не располагаем.
205. Горький - Амфитеатрову
Дорогой Александр Валентинович!
"Сказки" посланы на тот случай, если б "Жалоба" пошла в 6 книге, а раз она идет в 5-й - "Сказки" я считаю лишними, и следовало бы возвратить их мне, о чем я писал вам или говорил Миролюбову?1 Не помню. Не нахожу их удобными для журнала.
Рассказ Зинин я в свое время читал и содержание оного не одобрил, как и Миролюбов 2. Работать Зине - надо, так, но - я его знаю более десяти лет и знаю, что ленив он на работу, хотя несомненно талантлив и много обещает. Его следует подталкивать, и, если это сделает умелая и сильная рука, как ваша,- толк из малого будет, надо думать3.
Пишу, все пишу!
Попросите - при случае - контору прислать вместе с деньгами и расчетишко мой - нужен для некиих соображений хозяйских.
Ох, как много у меня нет денег!
Поклоны, приветы, рукопожатия.
А Зине бы не жаловаться на недостаток средств: на 300 лир в месяц вдвоем можно жить здесь, люди живут и на меньшее до половины, да и недурно живут4.
Датируется по п. Амфитеатрова Горькому от 31 мая и 4 июня 1911 г.
1 В п. В. С. Миролюбову между 26-30 мая 1911 г. Горький просил вернуть Рукописи V, VI, VII "Сказок" (из цикла "Сказки об Италии"), если они не войдут в кн. 5 журн. "Современник" (МИ, III. С. 51, дата уточнена). "Сказки" были напечатаны в кн. 6 "Современника".
2 Рассказ З. А. Пешкова "Без работы".
3 4 июня 1911 г. З. А. Пешков писал Горькому из Милана: "Я понемногу пишу, а главное, работаю над улучшением своего русского языка. Взял у Алек[сандра] Валентиновича немного книг: Печерского, Писемского, Лескова, Тургенева, Островского" (АГ).
4 300 лир - деньги, которые Горький ежемесячно высылал З. А. Пешкову (АГ).
206. Амфитеатров - Горькому
Дорогой Алексей Максимович.
Конечно, пошлю аргентинцам все, что есть. Жаль, что поздно. У нас mademoiselle Alice1 уехала в Бразилию. С нею можно было бы отправить хоть десять пудов книг, ибо пароходчики на багаж добры.
Я очень огорчен смертью Ключевского. Потерять на расстоянии 6 месяцев таких людей, как Толстой и Ключевский,- это жуткое дело для страны. А в промежутках, хоть и поменьше калибром, а все же крупные мертвецы - Сергеевич, Муромцев, Якубович...2
Ключевского мне особенно жаль и потому, что умер рано, не кончив своего великого и мудрого дела (в противоположность Льву Ник[олаевичу], который, наоборот, слишком пережил свое дело), да и потому, что - как смолоду зачаровал он меня с кафедры, так и в склоне к старости чаруюсь книгою. Если у нас за последние 30-40 лет являлся литературно-научный гений, то, конечно, это был Ключевский... Думаю, что суждено этому человеку расти по смерти долго и мощно. Народная фигура3.
Сейчас я читаю полемику против его "Боярской думы" - Сергеевича и др. Умный человек Сергеевич и знает свое дело, как чёрт, и, покуда допекает Ключевского, кажется неотразимым. Но он поневоле должен вставлять подлинные тексты Ключевского и... после каждого из них все допекание Сергеевича разлетается дымом, а в памяти остается Ключевский: этакий же резец у человека! что ни удар, то фигура...4
А вообще историк у нас неплохой пошел. Какая великолепная фигура как научный художник Платанов! Покойник Павлов-Сильванский. Молодой Пресняков5. Ничего. Живет земля святорусская. Хоть и подлец же она, эта земля.
Какого Вы мнения насчет обращения газеты "Русское слово" в прокурорский надзор по уголовным делам?! Совершенно прокуроры No 2. Уж добро бы один Влас, а то и старик Немирович - туда же! 6
Получил вчера от Водовозова тревожное письмо7. Приидоша к нему эсдеци нецыи, от них же краю угла сый Львов Рогачевский, муж разума детьска, сплетнеточив же от младости своея... Напугали Водовозова Черновым и Миролюбовым до полусмерти, и пришлось мне вчера целый день сидеть и писать успокоительное письмо8.
Между прочим, Водовозов пишет, что "Жалоба", ввиду запоздания, вряд ли может попасть в май, т. к. пришлось бы ее (он пишет, когда она еще не получена) верстать в конец беллетр[истического] отдела, телеграфировал, чтобы все-таки ставили. Не знаю, успеют ли9. Я получил ее 14/27 и сейчас же отправил - значит, в Питере она 18/31, а книжка должна выйти 20/3 - 23/6.
О деньгах я написал. Но Певина нет в Петербурге. Ездит, налаживая провинциальные агентуры. Послал бы Вам своих, но сейчас нищ. Подождем несколько дней. До свидания. Желаю Вам всего хорошего, М. Ф. привет.
1 По-видимому, Алисетте де Бельтран, о встрече с которой много лет спустя в Рио-де-Жанейро рассказал журналист Ю. М. Гальперин: "В один из обычных дней в пресс-центр пришла седая дама в белом костюме. Визитная карточка рекомендовала ее весьма внушительно: "Профессор Алисетте де Бельтран, основатель, директор-президент Института психопедагогики" <...> "<...> я родилась в Бельгии, училась в Италии, и там судьба свела меня с русскими эмигрантами, революционерами <...>" Мадам Бельтран развернула пакет, достала довольно объемистый старенький альбом. И вот в далеком Рио-де-Жанейро я увидел никому не ведомые строки, написанные рукой Максима Горького:
"Свобода любит красоту,
А красота - свободу.
М. Горький
10/3 - 1911"
- Вы были знакомы с Горьким?!
- Да, и довольно близко. В течение целого года мы часто встречались в кругу русских эмигрантов, их итальянских друзей" (Гальперин Юрий. Человек с микрофоном. М" 1971. С. 244-245).
2 В. О. Ключевский умер 12/25 мая 1911 г. Василий Иванович Сергеевич (р. 1832 - ум. 26 нояб. / 9 дек. 1910 г.) - историк русского права. Его памяти посвящена значительная часть ст. "Из траурных воспоминаний" А. Артемьева (М. Кояловича) (Современник. 1911. Кн. 1). Сергей Андреевич Муромцев умер 4/17 октября 1910 г. Петру Филипповичу Якубовичу (р. 1860 - ум. 17/30 марта 1911 г.) был посвящен некролог Водовозова и ст. Амфитеатрова "Литературные впечатления. П. Я. (П. Якубович-Мельшин). Стихотворения. Том I. Изд. 6-е. Том II. Изд. 4-е. СПб., 1910, изд. книготов-ва "Просвещение"" (Современник. 1911. Кн. 4).
3 Через десять лет, в 1921 г., Амфитеатров вспоминал: "Мы, студенты первых курсов, увлекались Ключевским, обожали Ключевского. Однако сомневаюсь, чтобы многим из нас было тогда ясно все огромное значение нашего любимого профессора". Упомянув о переиздании произведений Ключевского в 1919 г., Амфитеатров писал далее, что это переиздание "уже опять превратилось в библиографическую редкость <...> и нет сомнения, что, живи мы в сколько-нибудь нормальных типографских условиях, Ключевского можно бесстрашно издавать еще и еще, как издаются Пушкин, Толстой, Лермонтов, Чехов" (текст выступления на вечере, посвященном памяти В. О. Ключевского - ЦГАЛИ, ф. 34).
4 Монография В. О. Ключевского "Боярская дума Древней Руси" неоднократно издавалась в 1882-1919 гг. "Критику" Сергеевича см. в кн.: Сергеевич В. Древности русского права. 3-е изд. СПб.. 1908. Т. II. С. 463-501.
5 Сергей Федорович Платонов (1860-1933), Николай Павлович Павлов-Сильванский (1869-1908), Александр Евгеньевич Пресняков (1870-1929).
6 Амфитеатров имеет в виду корреспонденции из зала суда Дорошевича и Вас. Ив. Немировича-Данченко по делу Вонлярлярских, печатавшиеся в газ. "Русское слово" начиная со 2/15 мая 1911 г. Крупный промышленник В. М. Вонлярлярский и его сын Д. В. Вонлярлярский обвинялись в подлоге завещания. В своих корреспонденциях Дорошевич и Вас. Ив. Немирович-Данченко высказывали тревогу по поводу ведения дела и возможного оправдания подсудимых, пользующихся поддержкой в правительственных кругах. По приговору суда Вонлярлярский был оправдан, а его сын признан "виновным, но заслуживающим снисхождения" (Русское слово. 1911. No 119. 26 мая/8 июня).
7 В п. Водовозова от 15/28 мая 1911 г. содержалось сообщение о предложении, сделанном Водовозову как представителю петербургской редакции "Современника" М. С. Ольминским (Александровым) "от группы следующих лиц: Бонч-Бруевич, Б. Б. Веселовский, В. Базаров, В. Величкина (Бонч-Бруевич), Лосицкий, И. В. Чернышев <...> они входят в журнал в качестве сотрудников, но только групповым образом с следующей конституцией:
1. Они имеют право отвода сотрудников.
2. Рекомендации сотрудников.
3. Внутреннее обозрение должно быть в руках одобренного ими человека, причем, если оно будет в моих руках, то они заранее дают мне свою инвеституру.
4. Должны быть регулярные собрания ближайших сотрудников журнала" (ЦГАЛИ, ф. 34).
Водовозов писал Амфитеатрову далее: "...их сотрудничество, в особенности Бонч-Бруевича, действительно, очень желательно, но <...> их конституция <...> представляется крайне опасной" (Там же).
8 Водовозов не был информирован Амфитеатровым об изменениях в редакционном комитете журн. "Современник". Он узнал об этом от Львова-Рогачевского, о чем и написал Амфитеатрову 15/28 мая 1911 г. Кандидатура Чернова как "вдохновителя и направителя <...> общественного отдела" журнала была неприемлема для Водовозова, ведущего этот отдела (Там же).
9 Рассказ "Жалобы" III был напечатан в кн. 5 "Современника", в конце беллетристического отдела (десятым номером).
207. Амфитеатров - Горькому
Дорогой Алексей Максимович.
Ни единого слова о возврате "Сказок" Вы мне не писали, за исключением того случая, если я найду их непригодными для "Совр.". Таковыми я их не нашел, как не найду ничего, над чем Вы ставите свое имя. Вошла ли "Жалоба" в май, не знаю, ибо рукопись попала ко мне страшно поздно, 14/27 - значит, за неделю до выхода книги. Все, что надо, в контору написал. Расчет Ваш очень прост. 500 р. внесено Певиным в Народный дом Толстого, 225 переведено Napoli Morgano, 228 р. взяли у меня. Всего материала, печатанного и сданного, около трех листов. Вот почему я и писал Вам прошлый раз: увы! мал капитал, ожидаемый Вами. О счете конторе написано.
Вы напрасно предположили, что Зина мне жаловался на недостаток средств. И не думал. На 300 фр., хотя и втроем (а не вдвоем, как Вы пишете), конечно, жить можно, хотя и не скажу, чтобы недурно. Парню просто и хочется, и время, и надо самостоятельно зарабатывать деньги, к чему и следует открыть ему дорогу. О том и стараюсь.
Относительно его рассказа4 я остаюсь при особом мнении, поддержанном, впрочем, всеми, где сущими. Рассказ как рассказ. По крайней мере, кусок жизни, и не совсем обыкновенной. Повествование бодрое, грамотное, при некоторой редакционной правке - даже гладкое и складное. Если можно принимать к печати полуграмотное кисляйство Тараканова 2 и болтовню Винниченки 3, то Зину печатать и бог велел. У Вас в "Знании" я Вам насчитаю десять-пятнадцать рассказов, которые хуже Зинина. Уж эти мне повышенные требования к "своим" и страх литературного "непотизма" {От лат. nepos (nepotis) - замещение по протекции доходных или видных должностей родственниками.}! Подталкивать хорошо, когда есть куда. Вы знаете, что в рукописях литературные дебютанты не вырабатываются. Не знаю, как заленится, а покуда чрезвычайно деятелен.
Вот, кажись, и все покуда - очередное. Тону в делах. До свидания. Желаю Вам всего хорошего. М. Ф. привет.
1 "Без работы".
2 Помимо очерка Тараканова "Один в природе" (см. п. 204, прим. 4), Миролюбов одобрил также его очерк "Айне Булак". Он записал 15 июля 1911 г.: "...есть свой стиль. Есть красивая природа". 16 августа Миролюбов читал еще один его очерк "В большом городе" (ЗК Миролюбова). Очевидно, именно два последних очерка имел в виду Горький в п. к Миролюбову [до 12 сентября 1911 г.]: "Тараканову надо возвратить очерки. Как жаль, что он манерничает. Очень интересен" (XXIX, 181). Очерк "Айне Булак" был напечатан в "Современнике" значительно позже (1912, кн. 8).
3 Имеется в виду рассказ Винниченко "Кузь и Грыцунь".
208. Амфитеатров - Горькому
Дорогой Алексей Максимович.
Как же быть все-таки с "Сказками"? Они набраны1. Если дадите что-либо в июль - а следовало бы дать ввиду дебютности этой книжки2, - то, если не хотите печатать "Сказок", конечно, дело Ваше; если же не дадите, то лучше бы их напечатать в июне, чтобы не было долгого перерыва без Вас. А, по-моему,- еже писах, писах: печатать "Сказки", а в июле бы "Жалобу" No 4?3
С Водовозовым приходится разойтись. На редакторском экзамене он провалился безнадежно, а главное, явил уж слишком большое своевольство: напихал в 5-ю книжку авторов и статей, о которых я не имел никакого понятия до тех пор, пока не увидал книжки4. Вот-те и коллектив, и коллегиальная редакция! А главное, он, никому не показав, напечатал свою статью5 (явно науськаный), столь вызывающую и программную, что эс-эров и эс-деков-отзовистов 6 она должна была, очевидно, поссорить с журналом. И так как все это - после обмена писем о блоке и визита Кусковой, которая была его депутаткою и с которою мы тут хорошо договорились насчет общей платформы, какие табу соблюдать, то, очевидно, статья написана не случайно, а с намерением ангажировать журнал и заставить меня помириться с свершившимся фактом. Ну, нет. Не на таковского напал. Вчера я телеграфировал, а сегодня написал Быкову, чтобы все рукописи и корректуры направлялись теперь в Fezzano и без моей подписи ни единая не поступала бы в набор. Будем редактировать здесь, а там посадим добросовестных приказчиков, которые должны печатать, не рассуждая.
22-го приезжает Певин. Непременно жду к этому времени Миролюбова, и было бы очень хорошо и важно, если бы хоть на денек приехали Вы. Помимо всех иных обстоятельств, второе полугодие журнала должно начаться манифестом союзной редакции, и манифест сей, конечно, должно выработать коллективно7. Вы, стало быть, как вдохновитель идеи демократического блока тут в первую голову8.
Видеть не могу 5-й книжки - так она меня удручает. Этакий опреснок! И как подумаешь, какой политический фельетон Чернова в редакции недвижим остался!9 Давно такой блестящей памфлетической вещи не читал. Вообще, вот работник - это я Вам доложу! А вместо этого какие-то Коробки, Гешины, Клочковы... Тьфу!
До свидания. Желаю Вам всего хорошего. М. Ф. привет. Если сколько-нибудь возможно, приезжайте, ибо времени до июля - как кот наплакал.
1 См.: Г-А, п. от 2 июня 1911 г., прим. 1.
2 Кн. 7 "Современника" была подготовлена новой редакцией журнала: Амфитеатровым, Миролюбовым (редактор беллетристического отдела), Черновым (редактор общественного отдела). Но состав нового редакционно-издательского комитета в кн. 7 (и в последующих) указан не был. Сообщалось о подписке на "новый большой ежемесячный журнал "Современник", издаваемый при ближайшем участии А. В. Амфитеатрова, М. Горького, В. С. Миролюбова и В. М. Чернова". Далее печатался значительно расширенный по сравнению с кн. 1 "Современника" список авторов, сотрудничающих в журнале. Среди новых имен Н. Д. Авксентьев. А. В. Вережников, Ю. П. Виппер, Н. И. Коробка, Е. М. Милицына, В. С. Миролюбов, Вас. И. Немирович-Данченко, Н. И. Ракитников, В. М. Чернов, Саша Черный, С. А. Щепотьев.
3 Рассказ "Жалобы" IV был напечатан в кн. 9 "Современника". В кн. 7 журнала Горький не дал своего произведения.
4 Амфитеатров имеет в виду ст.: Н. Коробка "Декабристы братья Борисовы и Общество соединенных славян", Е. В. Гешин "Очерк приказчичьего движения", М. Клочков "Из траурных воспоминаний. В. О. Ключевский".
5 Имеется в виду обозрение Водовозова "На Родине. Министерский и парламентский кризис в стране, в которой, слава Богу, нет парламента" (Современник. 1911. Кн. 5). Свое обозрение Водовозов поместил вместо рекомендованного Амфитеатровым внутреннего обозрения Чернова, в котором утверждалась неприемлемая для Водовозова идея бойкота выборов в Государственную думу (п. Водовозова Амфитеатрову из Петербурга от 29 мая, 14 и 25 июня 1911 г.- ЦГАЛИ, ф. 34).
6 Отзовисты - фракционная группа бывших большевиков. Оформилась в 1908 г. (А. А. Богданов, Г. А. Алексинский, А. В. Луначарский, М. Н. Лядов и др.). Отзовисты требовали отзыва социал-демократических депутатов из III Государственной думы и прекращения работы в легальных организациях. В 1909 г. вошли в группу "Вперед". Еще в июне 1909 г. в резолюции Совещания расширенной редакции "Пролетария" отмечалось: "Отзовистско-ультиматистская агитация уже стала приносить несомненный вред рабочему движению и социал-демократической работе. При дальнейшем ее продолжении она может стать угрозой единству партии, ибо эта агитация приводила уже к таким уродливым явлениям, как объединение отзовистов и эсеров (в СПб.) для проведения отказа в помощи нашему партийному Думскому представительству..." (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т. 1. С. 276).
7 Окончательно вопрос решился в начале июля. 3 июля 1911 г. Амфитеатров написал Водовозову о невозможности дальнейшей совместной работы: "Во всем черновском инциденте выясняется между нами полное разногласие и взаимонепонимание". Он писал далее о своем нежелании предоставить петербургской редакции самостоятельность (на чем особенно настаивал Водовозов): "...надо сосредоточить его ("Современник".- Ред.) редакцию здесь, за границею, и вести его как наш заграничный изгойский отклик на русские дела. В этом смысле мы и говорили и пришли к соглашению с П. И. Певиным" (ЦГАЛИ, ф. 34). Водовозов получил это письмо 25 июня / 8 июля, в день, когда им было написано п. Амфитеатрову с отказом быть членом редакции в журнале эсеровского направления (Там же). В связи с этим и Кускова, ранее предложившая "Современнику" свои статьи, отказалась от сотрудничества в журнале (п. Амфитеатрову от 7 июля 1911 г.- Там же).
&nb