Главная » Книги

Амфитеатров Александр Валентинович - Переписка М. Горького с А. Амфитеатровым, Страница 25

Амфитеатров Александр Валентинович - Переписка М. Горького с А. Амфитеатровым



>   4 Произведения Гаяза Исхакова "Знанием" не издавались.
   5 Упоминаемые Горьким материалы в "Современнике" не появлялись. Говоря о латышах, Горький мог иметь в виду писателя Яна Яковлевича Страуяна (1884-1941), рассказы которого были присланы ему Г. А. Алексинским для "Знания". В ЗК Миролюбива мартом 1911 г. отмечено чтение рассказа Страуяна "С того берега". В апреле 1911 г. Горький писал Алексинскому: "Спросите Страуяна - не хочет ли он поместить свои вещи в "Совр[еменнике]" Амф[итеатрова] или в "Мире"? А я похлопочу, и это будет скорее, чем в "Знании"?" (сообщено И. С. Зильберштейном). В "Современнике" и "Современном мире" рассказы Страуяна напечатаны не были.
   Предположительно статью о латышах Горький мог связывать с Янисом Эрнестовичем Янсоном-Брауном (наст. фам. - Янсон) (1872-1917) - одним из лидеров латышского социал-демократического движения, литературным критиком, который в то время находился в эмиграции; ст. "о культурном движении в поволжской мордве" - с Михаилом Прокофьевичем Герасимовым (1889-1939) - поэтом, революционером, находившимся с 1907 г. в эмиграции. Он встречался с Горьким в Париже и на Капри. Мать Герасимова была мордовкой. От нее Герасимов унаследовал знание мордовского языка.
   6 Слова, заключенные в кавычки,- из ст. "От редакции" (Современник. 1911. Кн. 1). Этот свой замысел Горький вынашивал на протяжении 1910-х годов. Он помышлял не только об отдельном издании такого типа, но и о расширении в этом направлении программ других журналов. См.: Г-Ч, Г-М, Г-Ляц.
   7 Несмотря на обмен нотами в феврале 1911 г. (см.: Г-А, п. от 17 марта 1911 г., прим. 1), положение на границе России и Китая оставалось напряженным.
   В русских газетах печатались в это время тревожные сообщения под заголовком "Русско-китайский конфликт", и в частности сообщения о том, что китайские войска спешно стягивались к северо-маньчжурской границе. 11/24 марта 1911 г. китайскому правительству была вручена ультимативная нота, которая была принята 15/28 марта. Эти события освещались в "Современнике" в политическом обозрении Кояловича (1911, кн. 3).
   8 Имеется в виду речь П. А. Милюкова в Государственной думе (Речь. 1911. No 60. 3/16 марта). Речь содержала критику деятельности Столыпина и министра иностранных дел С. Д. Сазонова. "Можем ли мы в таком ответственном положении, в какое поставила нас страна, давать этим людям возможность продолжать делать дальше то, что они делают?" - спрашивал Милюков. И далее, обвиняя их в умении "в момент наступления внешней опасности создавать себе внутренних врагов, везде, где только можно их найти, и даже там, где их нет", заявил: "...мы присутствуем при каком-то вальтасаровом пире в тревожном ожидании, что наконец грозная рука исторического рока напишет огненные слова".
   9 Пятницкий записал 3/16 января 1911 г. сообщение Горького: "Вот письмо Каменского о предложении Сытина. Дает 100 000 : 50 000 - мне, 50 000 - на расширение дела. Тогда я мог бы взяться за дело, для которого есть силы: организовать молодых писателей <...> Г[орький]: Я напишу - и он (Сытин.- ред.) приедет <...> Он еще раньше собирался приехать ко мне. Он говорил дважды, что дал бы 20 000 за 6 фельетонов для "Р[усского] слова". Мне он интересен как русский купец" (АГ).
   Сытин и Ладыжников приехали на Капри 22 марта, Каменский - 23 марта. Вместе с Горьким, Пятницким и Миролюбовым они вели 23 и 24 марта переговоры о дальнейшей судьбе изд-ва "Знание" (ЛЖТ, Вып. 2. С. 190-191; см. также: Арх. Г. Т. IX. С. 114, 332). Намерение Сытина войти пайщиком в изд-во "Знание" не осуществилось. Подробнее см.: Голубева О. Д. Два издателя. (И. Д. Сытин и М. Горький) // М. Горький и его современники. Л.: "Наука", 1968.
   10 Поездка эта откладывалась Горьким вплоть до начала апреля. См. телеграмму Горького от 3 апреля 1911 г.
  

189. Амфитеатров - Горькому

  

Fezzano. 1911.III.26

   Дорогой Алексей Максимович!
   Вот-то была бы радость, если бы Вы в самом деле вместе с В[иктором] С[ергеевичем] приехали. Оно следовало бы, очень следовало повидаться и обсудить дальнейшие планы некоторых кампаний.
   То, что Вы пишете мне относительно будущих книжек "Совр.", исполнило меня надеждами славы и добра1. Конечно, душою рад. Споемся - и давайте.
   На В. С. возлагаю большие упования и жду его крепко 2.
   Сейчас приехали Лидо-Зины3, но я их еще не видал, ибо маюсь над академическим изданием Лермонтова4. То-то плохо!
   Шаляпин продолжает дурить и шебаршить, стараясь и невинность сохранить, и капитал приобрести. Сомневаюсь, чтобы первое удалось. И изолгался же несчастный парень!
   В 3-й книжке "Совр." не будет ни "Литер[атурных] впеч[атлений]", ни "Пестрых глав". Уступаю честь и место старику Антоновичу5. Даю кусок из 2-й части "Зверя" - "О гуманной власти"6. Хотя почти дословный перевод из Сенеки, боимся, что - под конфискацию.
   Нет, какова штука со Столыпиным и Каковцовым?!7
  
   И на Тибре, и на Ниле
   Телеграф пошел трубить:
   Слово Каком заменили -
   Како Слову тверду быть?
  
   Ах, под нашим зодиаком
   Ненадежен алфавит -
   Како ль Словом, Слово ль Каком,-
   Никого не удивит! 8
  
   До свидания. Желаю Вам всего хорошего. Сердечный привет М. Ф.

Ваш А. А.

  
   1 "В надежде славы и добра гляжу вперед я без боязни" - первые строки "Стансов" (1826) Пушкина.
   2 В. С. Миролюбова.
   3 Л. П. и З. А. Пешковы.
   4 Амфитеатров писал рецензию на "Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова" (т. 1-3. под ред. и с примеч. Д. И. Абрамовича, изд. разряда изящной словесности Имп. академии наук. СПб., 1910). Рецензия под названием "Новое издание сочинений Лермонтова" напечатана в "Современнике" (1911, кн. 4). Собр. соч., состоящее из 5 т., было завершено в 1913 г.
   5 Предполагалась публикация ст. Антоновича "о письмах Толстого, поскольку в них характеризуется его личность, его философия" (ЦГАЛИ, ф. 34). 3/16 апреля 1911 г. Водовозов, сообщая Амфитеатрову о материалах петербургской редакции "Современника", писал: "Имеется корректура статьи М. Антоновича о письмах Л. Толстого. Статья сама по себе недурная и заслуживающая напечатания, но таковое, очевидно, невозможно. Не понимаю, когда и как могла быть получена и набрана эта статья" (Там же). Статья напечатана не была.
   6 "Апостол гуманной власти. Девятнадцать веков тому назад. (Этюд к книге "Зверь из бездны")" (Современник. 1911. Кн. 3).
   7 Имеется в виду так называемый министерский кризис, в результате которого председатель Совета министров П. А. Столыпин подал в отставку: его преемником называли министра финансов В. Н. Коковцева. Отставка Столыпина не была принята Николаем II, о чем сообщалось в газетах 11/24 марта 1911 г.
   8 В стихотворении Амфитеатрова "Слово" и "Како" употребляются в значении согласных С и К. С - намек на Столыпина К - намек на Коковцева. Стихотворение было напечатано в сатирическом разделе "Сверчок" с изменениями во втором четверостишии, без подписи, под заглавием "Алфавитная реформа (7 марта 1911 г.)". Далее по тому же поводу публиковались "Мысли, сомнения и недоумения" (Современник. 1911. Кн. 3).
  

190. Горький -Амфитеатрову

  

[Капри. 27 или 28 марта 1911 г.]

   Посылаю - куриозное письмо Льдова и мой ответ ему1; так как дело касается "Современника" - вам нехудо ознакомиться с этими финиками.
   Миролюбив собирается к вам и меня тащит.
   Вы как об этом мыслите? Ежели двое свалятся на вас, а?
   Кланяюсь.

А. Пешков

  
   Датируется по упоминанию п. К. Н. Льдова.
  
   1 Константин Льдов (Витольд-Константин Николаевич Розенблюм) (1862 - после 1935) - поэт. См. о нем в кн.: Поэты 1880-1890-х годов. Л., 1972. С. 175- 178. Имеется в виду п. Льдова Горькому от 25 марта из Монако, в котором он жаловался на то, что Коялович отказался печатать в "Современнике" три его поэмы, переданные в редакцию за месяц или полтора до выхода в свет первой книги журнала. Льдов писал: "Обратиться к Вам с жалобою на Вас же, так как журнал "Современник" выходит при Вашем ближайшем участии и делает Вас нравственно ответственным за всякое бесчинство там, проделанное Вашими помощниками и доверенными, я считаю справедливым на основании уважения, внушенного мне как Вашими сочинениями, так (и еще более!) Вашим человеческим обликом" (АГ).
   В АГ сохранилась машинописная неавторизованная копия ответного п. Горького к К. Льдову:
   "Милостивый государь Константин Николаевич.
   Возвращая Вам Ваше письмо, считаю необходимым сообщить следующее: я рядовой сотрудник "Современника", у меня нет в редакции этого журнала ни "помощников", ни "доверенных", и как старый литератор Вы, конечно, знаете, что издание журнала с "помощниками" и "доверенными" вообще невозможно.
   Я не нахожу, чтобы г. Коялович поступил "бесчинно" по отношению к Вам, отказавшись печатать Ваши поэмы,- будучи на его месте я поступил бы так же. Полагаю, что и Вы, в бытность Вашу редактором разных изданий, нередко отказывались печатать те произведения, которые находили недостаточно интересными или не отвечающими тону Вашего издания".
  

191. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. 29 марта 1911 г.]

   Дорогой А. В.!
   Посылаю письмо Малышева1, пригодится на случай, если Родионов полезет в словесную драку2. Нет, каковы эти страдальцы о России - фон-Визину она "опротивела"3, Родионов именует ее "хамской и варварской". Тесно, видно, им, душечкам. А стихи ваши тоже вызвали у меня некия потуги лирические <...>
   Вышло, пожалуй, в стиле нижегородской речной полиции, уж не обессудьте!
   Дня через два-три, устроясь тут с некиими делами, повалимся на вас.
   Поклоны, приветы.
   Стишки-то вслух не читайте, я славы не жажду, нет.

А. Пешков

  
   Датируется по сопоставлению с ответным п. Амфитеатрова от 31 марта 1911 г.
  
   1 Возможно, имеется в виду п. Сергея Васильевича Малышева (1877-1938) - профессионального революционера, большевика, позднее - сотрудника дооктябрьской "Правды". Знакомство его с Горьким относится ко времени первой русской революции. Упоминаемое письмо неизвестно.
   2 По-видимому, в связи с публикацией в "Современнике" (кн. 2) ст. Амфитеатрова "Литературные впечатления". "Г[осподин] Родионов может хвалиться,- писал Амфитеатров,- ему удалось написать одну из самых гнусных и бесчеловечных книг, какие когда-либо появлялись в европейской печати. В своем роде эра российского одичания!" (с. 295). В статье подробно излагаются также обстоятельства уголовного дела об избиении подъесаулом Родионовым крестьянина Кузьмы Григорьева (на основании газетных сообщений) (с. 268-269).
   3 "Россия опротивела" - этими словами завершается дневник Хорвата, героя романа Фонвизина "В смутные дни", который он вел в самый разгар революционных событий.
  

192. Амфитеатров - Горькому

  

Fezzano. 1911. III. 31

  
  Дорогой Алексей Максимович!
   Ждем Вас и В[иктора] С[ергеевича] усиленно!
   Сейчас получил Ваше письмо с припискою М. Ф.1, что она также имеет намерение прокатиться и побывать у нас. Нечего и говорить, как я и Лара были бы ей рады. Но смущает нас сейчас то, что, по обилию в доме "женщин", не можем сейчас комбинировать удобного помещения для М. Ф. Двух мужчин благоустроить расположение комнат легко позволяет, а даме не выходит. Ну, да об этом пусть Лара пишет.
   Относительно Малышева. Если он добудет подлинный экземпляр, надписанный Родионовым, или фотографический снимок2, почему же и не сделать этому казаку-разбойнику скандала еще и еще?
   И в желллллезные сердца - бей!
   Кстати, о железных сердцах. Сахновский пустился в беллетристику и написал рассказ, в коем какая-то дама хочет "зажечь" русского композитора и говорит ему что-то вроде:
   - Мой чуткий! хрупкий, огненный!
   А он зажечься никак не может. Действие, кажется, где-то в горах3. В самом деле, зажечь Сахновского, когда он взошел на горную вершину, вряд ли возможно. Но зато, если уж загорится, то-то копоти будет! Отчего это все романтики в России жиреют? Вы едва ли не единственное исключение.
   Гостят у нас Лидо-Зины, они же кенгуру4. В воскресенье думают ехать в Милан. Очень они милы и приятны. Думаю, что жизнь у них сладится и будет хорошая и трудовая. Я впервые имел случай поговорить с Зиною поближе и посерьезнее, и очень он мне понравился. Умный паренек и много знает. Я его тяну в журнализм5, и наметили мы с ним ряд статей об итальянском земельном и рабочем устройстве на живой лад, с бытовыми иллюстрациями. Об этом он Вам, конечно, сам писать будет.
   Герман Александрович не очень здоров в последние дни. Взволновался очень одним совершенно напрасным разговором с проезжим боевиком 6, а ему это вредно. Бросается на желудок и сердце. Два дня сидит слабый-преслабый. Сегодня стал бодрее.
   Был Бурцев. Очень ему надо с Вами видеться. Когда приедете - поговорим.
   Степан Голубь две тетради своих сочинений прислал! Ну, что я с ними буду делать?7
   Вчера уехал от нас проф. Лутугин8. Намеревался побывать у Вас на Капри.
   Прошло несколько интересных боевых фигур. Вообще, весна.
   Погода чудесная.
   На меня напала лень. Сижу, читаю Иеронима Ясинского и изумляюсь, что дожил до 48 годов, не подозревая, что на Руси был такой писатель, чуть мне не современный! Каким манером он сошел на нет?9 Ведь даже, когда он пасквили, погубившие его репутацию, пишет, талантлив и ярок дьявольски. В "Лицемерах" Лесков, Максимов, Пыляев и др. так написаны, что жутко делается: словно напротив тебя покойники сидят10. И женщин писать мастер, особенно девушек. В "Вечном празднике" у него есть такая Софи11 - отдай все, да и мало. И многое предвидел этот господин Иероним умом своим - зловещим и недоброжелательным. Свенцицкий в жизнь пришел двадцатью годами позже, чем был им написан 12. Андреев так и смотрит из "Города мертвых", равно как и Сергеев-Ценский13. К сожалению, у меня Ясинский только до "Старого друга"14. Нет ли у Вас дальнейших его вещей?
   До свидания. Желаю Вам всего хорошего. Крепко жду! Сердечный привет М. Ф.!

Ваш А. А.

   Виктор Сергеевич! Двигайтесь! Померяемся главами!
  
   1 П. от 29 марта 1911 г. Текста приписки (видимо, она была сделана на отдельном листе) в АГ нет.
   2 О чем идет речь, установить не удалось.
   3 Возможно, Юрий Сергеевич Сахновский (1866-1930) - композитор, критик и дирижер. С 1901 г. вел музыкально-критическую деятельность, печатал статьи в газ. "Курьер", "Русские ведомости" и др. Был на Капри у Горького в 1907 г. О каком рассказе идет речь, неизвестно.
   4 "Лидо-Зины, они же кенгуру" - намек на предполагавшееся путешествие З. А. Пешкова и его жены в Австралию.
   5 См.: А-Г, п. от 16 февраля 1911 г.
   6 Боевик - член боевой организации партии эсеров.
   7 Произведения Степана Голубя в "Современнике" не публиковались.
   В кн. 10 "Современника" было напечатано его "Письмо в редакцию" - "Рабочие и министры" по поводу брошюры А. Морского "Исход русской революции 1905 года и правительство Носаря" (М., 1911). В своей значительной части это письмо было перепечатано в корреспонденции Ильина [Ф. Ф. Раскольникова] "Витте и рабочие", в легальной большевистской газ. "Звезда" (1911, No 28, 5/18 нояб.).
   В советское время были изданы кн.: Глебов-Путиловский Н. Н. Пролог к киноспектаклю "Нетерпимость" Пг., 1921; Глебов-Путиловский. Дом здоровья: Рассказ эмигранта / Обложка работы Филонова. Л., 1930; Сборник памяти Ильича: 25 лет. По воспоминаниям членов Петербургского совета рабочих депутатов / Под общей ред. Глебова-Путиловского. М., 1931 (в этом сборнике помещены воспоминания Глебова-Путиловского "Ильич в Совете" и другие статьи). См. также: Г-Ив.-Р, п. 15, прим. 2.
   8 Леонид Иванович Лутугин (1864-1915) - геолог, прогрессивный общественный деятель, принимал участие в многолетних исследованиях Донбасса. За обзорную геологическую карту Донбасса, составленную в 1911 г., получил на международной выставке промышленности и труда в Турине большую золотую медаль. Некоторое время жил у Амфитеатрова в Феццано (ЦГАОР, ф 539 оп. 1, ед. хр. 2057, л. 25).
   9 Иероним Иеронимович Ясинский (псевдонимы Максим Белинский, Чуносов, Независимый) (1850-1931) - беллетрист и публицист. Начал печататься в 1870 г. В первый период своей деятельности был близок к демократическому лагерю литературы, позднее сотрудничал в консервативной печати. Автор романов охранительного характера - "Иринарх Плутархов" (1886), "Первое марта" (1900) и др.
   А. М. Скабичевский отмечал в "Истории новейшей русской литературы. 1848-1892 гг.": "Стараясь писать как можно более, поставляя свои вещи разом во многие издания. Ясинский с каждым годом более и более выдыхается и опошляется. Как вследствие этого обстоятельства, так и бесцеремонного списыванья портретов с живых личностей, доходящего до неблаговидного пасквилянтства, произведения Ясинского перестали принимать в наиболее порядочных и уважаемых публикою органах, и он опустился до исключительного сотрудничества в иллюстрированных изданьицах и таких убогих журнальчиках, как "Наблюдатель"" (2-е изд. СПб.. изд. Ф. Павленкова, 1893, с. 342).
   Отношение Горького к Ясинскому было неизменно отрицательным. В п. к Л. Андрееву Горький высказал свое возмущение по поводу приветственной телеграммы Ясинскому, посланной Андреевым в день 40-летия его литературной деятельности (XXIX, 193). Осенью 1911 г. Горький отказался от сотрудничества в журн. "Новая жизнь", узнав, что в нем должна быть напечатана повесть Ясинского (см.: Г-А, п. от 17 окт. 1911 г., прим. 4). В ноябре Горький писал Ясинскому о "совершенной непримиримости" их "отношений к людям, к литературе" (XXIX. 209).
   10 Ясинский Иер. Лицемеры. СПб., 1894.
   Ясинский был некоторое время близок к Н. С. Лескову. В 1892 г. отношения были прерваны в связи с публикацией ст. Ясинского "Анекдот о Гоголе" (Исторический вестник. 1891. No 6), которая вызвала полемический отклик Лескова - ст. "Нескладица о Гоголе и Костомарове" (Петербургская газета. 1891. No 192. 16 июля) (Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1958. Т. 11. С. 208-212. См. также с. 652-653). Воспоминания Ясинского о Лескове см. в его кн. "Роман моей жизни" (М.; Л., 1926). В кн. А. Н. Лескова "Жизнь Николая Лескова" (М., 1954) в эти воспоминания вносятся некоторые уточнения.
   Сергей Васильевич Максимов (1831-1901) - писатель, этнограф. Литературную известность приобрел очерками из народного быта, собранными в кн.: "Бродячая русь Христа ради" (1887) и др.
   Михаил Иванович Пыляев (1842-1899) - историк-бытописатель.
   11 Героиня романа "Вечный праздник" (СПб., 1888) Софья Рахманова (Софи) - эмансипированная молодая девушка, собственными усилиями прокладывающая себе дорогу в жизни.
   12 Валентин Павлович Свенцицкий (1879-1931) - писатель, публицист. В 1905 г. возглавлял вместе с философом В. Ф. Эрном Христианское братство борьбы. Автор нашумевшего романа "Антихрист. (Записки странного человека)" (1908) и драмы "Пастор Реллинг" (1909), в которых современники увидели проповедь декадентского аморализма.
   Амфитеатров, по-видимому, имеет в виду повесть Ясинского "Учитель" (Полн. собр. повестей и рассказов И. Ясинского. СПб., 1888. Т. 4).
   13 Повесть Ясинского "Город мертвых" (Там же) проникнута мотивами безумия, смерти, ужаса жизни, душевной катастрофы. В этом, по-видимому, видит Амфитеатров близость Андрееву и Сергееву-Ценскому, раннее творчество которого отмечено декадентскими влияниями.
   14 Роман "Старый друг" был напечатан в кн.: Ясинский И. И. Старый друг. Путеводная звезда. СПб., 1891.
  

193. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. 3 апреля 1911 г.]

   Будем завтра утром1.

Горький

  
   Текст на телеграфном бланке, латинскими буквами.
   Подлинник хранится в ЦГАЛИ, (ф. 34); в АГ - фотокопия.
  
   1 Горький телеграфировал о выезде в Феццано вместе с Миролюбовым. Пятницкий записал в своем дневнике: "19 марта [1 апреля] <...> Мир[олюбов] рассказывает, что сегодня пришел к нему Г[орький]. Завтра они едут к Амфит[еатрову] <...>
   20 марта [2 апреля]. Воскр[есенье]. Завтрак с Мир[олюбовым]. Провожаю на пароход" (АГ). В Феццано Горький заехал проездом в Париж. Время пребывания Горького в Феццано может быть установлено по п. Г. А. Лопатина В. Я. Богучарскому от 5 и 9 апреля 1911 г., в которых он сообщал, что Горький гостит в Феццано. День отъезда Горького из Феццано в Париж устанавливается лишь предположительно по фразе из п. Лопатина к Богучарскому от 21 апреля 1911 г.: "Горького здесь нет уже. Он уехал в Париж еще до получения Вашей открытки". Открытка Богучарского была получена в Феццано 16 апреля 1911 г. (ГЛМ, ф. 2, оп. 1, д. 234). Следовательно, Горький находился в Феццано более недели. В Париж уехал между 10 и 15 апреля 1911 г.
  

194. Горький - Амфитеатрову

  

[Париж. Вторая половина апреля, до 22, 1911 г.]

   Сижу у Е[катерины] П[авловны] - вдруг является большой и сочный индивидуй - я, говорит, Тотомианц1. Верно ли, что Амф[итеатров] едет в Неаполь и Испанию? И как раз в этот момент - ваше письмо!2 Я подтвердил Тотовы сомнения: едва ли можно вас видеть на сей земле!
   А к вам я не заеду, не имею на сие времени3. На Капри еду обязательно к 22, жду вас к тому же дню4. Ехать вместе? Устраивайтесь. Имею остановиться в Риме5 и Орвиетто.
   Жму руку

А. Пешков

   Зина, который со мной, кланяется.
  
   Датируется по содержанию и времени отъезда Горького из Парижа (прим. 4).
  
   1 В. Ф. Тотомианц.
   2 Упоминаемое п. Амфитеатрова не разыскано.
   3 В Париже Горький был занят рядом литературно-организационных дел. Особенно большое значение имела встреча Горького с В. И. Лениным. "...Я увидел его в Париже, в студенческой квартирке из двух комнат <...> - вспоминал Горький в очерке "В. И. Ленин".- Тогда разваливалось "Знание", и я приехал поговорить с Владимиром Ильичей об организации нового издательства, которое объединяло бы, по возможности, всех наших литераторов. Редактуру издательства за границей я предлагал Владимиру Ильичу, В. В. Воровскому и еще кому-то, а в России представлял бы их В. А. Десницкий-Строев.
   Мне казалось, что нужно написать ряд книг по истории западных литератур и по русской литературе, книги по истории культуры, которые дали бы богатый фактический материал рабочим для самообразования и пропаганды.
   Но Владимир Ильич разрушил этот план, указав на цензуру, на трудность организовать своих людей <...> Но главный и наиболее убедительный для меня довод его был приблизительно таков:
   - Для толстой книги - не время <...> Нам нужна газета, брошюра <...> нам нужно бросить в массы десятки, сотни тысяч листовок <...> Подождем с издательством до лучших времен" (20, 19-20).
   4 22 апреля Горький уехал из Парижа в Рим. На Капри вернулся 25 апреля. Возвращаясь на Капри, Горький ненадолго заехал в Феццано с Черновым обещая вскоре вернуться туда вместе с Миролюбовым (п. Лопатина Бурцеву от 30 апреля 1911 г.- см. сообщение Е. Г. Коляды "О Горьком и Лопатине...") для обсуждения вопроса о формировании коллективной редакции "Современника", куда вошли Чернов (см.: Г-Ч) и Миролюбов. Впоследствии на редакционное совещание в Феццано приехал только Миролюбов.
   5 В Риме 24 (?) апреля Горький посетил международную художественную выставку (ЛЖТ. Вып. 2. С. 194). Выставка открылась 9 апреля 1911 г. в связи с пятидесятилетием провозглашения города Рима столицей Италии. Промышленный отдел выставки был открыт в Турине.
   На художественной выставке в Риме были представлены "все страны Европы, Соединенные Штаты С. Америки, Аргентина, Китай, Япония и др. <...> Выставка расположена в главном дворце искусств и в 11-ти павильонах, рассыпанных по Винья Картони" (Международная художественная выставка 1911 г. в Риме: Очерк с планами выставок и г. Рима. М.: изд-во "Образовательные экскурсии", 1911. С. 26).
   Горький писал художнику С. М. Прохорову, что на него произвели сильное впечатление работы испанских художников - Игнасио Сулоага (1870-1945) и Эрменхильдо Англада-и-Камараса (1872-1959), а также хорватского скульптора Ивана Мештровича (1883-1962) (АГ).
   Этой выставке в кн. 6 "Современника" была посвящена специальная ст. "Римская международная художественная выставка" за подписью Э. X. В статье отмечалось, что достоинством выставки являлось ознакомление "с нарождающимися национальными школами стран, до сих пор еще не успевших заявить о себе своим участием в общей художественной жизни <...> Дания, Норвегия, Венгрия, Сербия и многие другие страны дали все, что имеют". См. также: Г-А, п. от 9 или 10 октября 1911 г., прим. 5.
  
  

195. Амфитеатров - Горькому

  

Fezzano. 1911.V.8.

   Дорогой Алексей Максимович!
   Рычу.
   Во-первых, не приехали.
   Во-вторых, никаких известий с о. Капри.
   В-третьих - а Гусев-Оренбургский?1
   В-четвертых - с Чайковским относительно книг, очевидно, ничего не вышло? 2
   В-пятых - "Жалобы" когда чаять к написанию: к маю или июню?3
   В-шестых - Чернов, очевидно, утонул, ибо от него ни слуха, ни духа, ни корректуры, а предисловие, как ему свойственно, он, по сказанию летописца Миролюбова, превратить намерен в послесловие4.
   В-седьмых - граждане! ахейцы!5 изверги! голубчики! Конституция так конституция, программа так программа, но время договориться до отправных точек и являть поступки 6. Ибо время идет, и до второго полугодия осталось всего два No, кои - коллегиально ли, мною ли одним, но должны быть выпущены. Сегодня 8-й день, что М[иролюбов] и Ч[ернов] к Вам уехали, а я ничего не знаю: как же стоит предприятие? М[иролюбов] сегодня прислал открытку, но - в отношении общего положения дела - она ребусу подобна. Жду Ч[ернова].
   Жду также в скором времени Кускову7. Она в Ospedaletti. Получил от нее любопытное письмо, из которого вижу, что нелегкая штучка будет навешивать демократический-то блок 8. Хорошо, если бы она съехалась с Черновым 9.
   Отправил вчера 2-й том "Зв[еря] из б[ездны]" - корректуру - в печать. Мука печатать такую вещь заглазно10. Мрачно жду множества опечаток, да и недосмотров. Разве можно - с одной-то корректуры!
   4-я книжка выходит 27/10 11. Сейчас получил телеграмму от Певина.
   До свидения. Желаю Вам всего хорошего. Всем приветы и поклоны. М. Ф. в особину.

Ваш А. А.

   В AГ хранится также первоначальный вариант этого п. от 7 мая 1911 г.
   На обороте первой страницы публикуемого письма запись Горького красным карандашом: "Уст[инов] Алексей Михайлов".
  
   1 См.: А-Г, п. от 21-24 мая 1911 г.
   2 Модест Ильич Чайковский (1850-1916) - драматург, либреттист, брат и биограф композитора П. И. Чайковского. Часто бывал у Горького на Капри. О каких книгах идет речь, неизвестно.
   3 Рассказ "Жалобы" III.
   4 Речь идет о предисловии Чернова к очерку С. Т. Семенова "Легко ли у нас выделяться из общины?" на злободневную для того времени тему о земельном законе 9 ноября (см.: Г-Ч, п. 2, прим. 8).
   Сергей Терентьевич Семенов (1868-1922) - писатель-самоучка, автор произведений из крестьянской жизни. Сборник Семенова "Крестьянские рассказы" (1894) вышел с предисловием Л. Н. Толстого. В 1908 г. Семенов был приговорен к ссылке, замененной выездом за границу. В декабре 1910 г. он был приговорен к "3 месяцам крепости" за "издание сочинений, оскорбительных для царствующей фамилии" (Утро России. 1910. No 321, 9/22 дек.).
   5 Ахейцы - древнегреческое племя.
   6 Речь идет о программном выступлении "От редакции", которое должно было предварять второе полугодие журнала, и об изменениях в организационной структуре журнала.
   7 Екатерина Дмитриевна Кускова (1869-1958) - общественная деятельница, публицист. В 90-х годах была близка к группе Освобождение труда, однако вскоре под влиянием бернштейнианства стала на путь ревизии марксизма. В 1906 г. вместе с С. Н. Прокоповичем издавала полукадетский журн. "Без заглавия", была активным сотрудником газеты левых кадетов "Товарищ". Амфитеатров пытался привлечь Кускову к "Современнику" еще в январе 1911 г. Но Кускова отказалась тогда сотрудничать в журнале, в котором, как она считала, "есть политический отдел без определенной политической линии" (п. Кусковой Амфитеатрову от 13/26 янв. 1911 г. ЦГАЛИ, ф. 34). Пытаясь на основе "Современника" осуществить идею блока всех левых партий, Амфитеатров пригласил в начале мая Кускову и Прокоповича для переговоров с новым составом редакции. 10 мая 1911 г. Кускова писала Г. А. Лопатину: "Алек[сандр] Вален[тинович] спрашивал, не имеем ли мы что-нибудь против "конгресса" "Современника" <...> 19-20, наверное, будем у Вас" (ЦГАОР, ф. 9104, оп. 1, д. 10).
   8 6 мая 1911 г. Кускова писала Амфитеатрову по поводу первых четырех книг "Современника": "С "Современником" так ничего и не вышло <...> У Вас журнал вполне определившийся: журнал эсеровский" (ЦГАЛИ, ф. 34).
   9 См.: А-Г, п. от [21-24 мая 1911 г.], прим. 2.
   10 Т. 2. "Зверя из бездны" - "Золотое пятилетие".
   11 Амфитеатров сообщает о выходе кн. 4 "Современника".
  

196. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. 10 или 11 мая 1911 г.]

   Дорогой Александр Валентинович!
   Не приехав к вам - хорошо поступил, ибо - устал я, как собака на охоте, и кашляю, яко овца.
   Почему к вам не прибыл Гусев1 - не понимаю.
   С Чайковским - ничего не вышло, занят он по музыке и собирается в Клин. Не решился беспокоить. Сам зайти - не успел, одначе слышал, что в разбивку продавать не желают.
   "Жалобу" получите на днях2.
   Чернова, по болезням моим, не вижу, а слух о нем таков: пишет. Миролюбова же вижу, и вижу, что он старается 3.
   О конституции и программе - что скажу? В сих вопросах я - швах, ибо они практические, анафемы.
   На что вам Кускова? Дайте спокойно умереть даме. Она, чу, больнехонька.
   Вышел первый "Зверь из бездны", я объявление видел4. Ох, жду!
   Вас Измайлов измаял похвалами?5 А за всем этим - будьте здоровеньки! И[лларии] В[ладимировне] и Гер[манну] Ал[ександровичу] - низенько кланяюсь. Гер. А-ча сюда ждем, хорошо стало туточки.
   Жму руку

А. Пешков

   Приписка М. Ф. Андреевой:
   Кланяюсь низко.

М.Ф.

  
   Датируется по содержанию и сопоставлению с п. Амфитеатрова от 8 мая 1911 г.
  
   1 См.: А-Г, п. [от 21-24 мая 1911 г.], прим. 6.
   2 Рассказ "Жалобы" III.
   3 Приблизительно в это время Миролюбов писал В. В. Муйжелю: "Беллетристика моего приема пойдет в "Современнике" в июле. Пришлите что-нибудь ради бога. Только что вернулся от "Современника", где провел две недели <...> Спешить приходится вовсю" (ИРЛИ, ф. 123, оп. 2, No 337. с. 3).
   4 Т. 1 "Зверя из бездны" вышел в свет только 23-30 июня / 6-13 июля 1911 г. (Книжная летопись. 1911. No 26. 2 июля).
   5 См. ст. А. Измайлова "Александр Амфитеатров" (Биржевые ведомости. Утр. вып. 1911. No 12281. 21 апр./4 мая; No 12283. 22 апр./5 мая).
  

197. Амфитеатров - Горькому

  

Fezzano. 1911.V.19

   Дорогой Алексей Максимович.
   Посылаю Вам горестное письмо Шолома-Алейхема. А что тут будешь делать? Могу написать обстоятельный обзор этой великой исторической несправедливости, но будет это столь же результатно, как черпать воду решетом1. Если выдумаете что-нибудь более осязательное, напишите: заранее присоединяюсь.
   5-я кн. "Совр." выйдет 20 мая/3 июня. Поспешите, если можно, с "Жалобою" или известите, чтобы перенести ее на июнь, хотя очень хотелось бы на май 2.
   Чернов написал о Гиппиус хорошо3, о Семенове средне 4. Пишет по поводу столыпинских деяний 5. Нанял он квартиру 6.
   Я для мая дал статью о Ферреро 7.
   Маемся чрез отдаление Миролюбова. На что он "Знанию" на Капри? А предчувствую, что с каждым днем будет труднее для "Совр.": подумайте, ведь нам 12 книжек надо составлять!
   А и мерзкая же эта сударыня Гиппиус! Чернов ее выпорол, но, по грехам ее, мало.
   До свидания. Желаю Вам всего хорошего. М. Ф. привет.

Ваш А. Амфитеатров

  
   1 Упоминаемое п. Шолома-Алейхема (С. Н. Рабиновича) не разыскано. Оно касалось, по-видимому, обстоятельств так называемого дела Бейлиса.
   Приказчик кирпичного завода в Киеве еврей М. Бейлис был ложно обвинен в убийстве 12/25 марта 1911 г. тринадцатилетнего мальчика Андрея Ющинского якобы с ритуальной целью. 29 апреля/12 мая 1911 г. правые внесли в Думу для обсуждения запрос по поводу ритуальных убийств, он сопровождался разнузданной антисемитской кампанией, в которой особенно усердствовала газ. "Новое время".
   2 Рассказ "Жалобы" III был напечатан в кн. 5 "Современника".
   3 Ст. Чернова "Литературные впечатления" о романе З. Гиппиус "Чертова кукла" (Русская мысль. 1911. 1-3) была напечатана в кн. 5 "Современника". Чернов писал о богоискательских тенденциях романа, стремлении Гиппиус повернуть революционеров "в сторону познания" религиозного смысла собственной практики, отмечал "фатальную раздвоенность русского революционера" в изображении Гиппиус (с. 323). См.: Г-Ч, п. 2.
   4 См. А-Г, п. от 8 мая 1911 г., прим. 4.
   5 Чернов написал для кн. 5 "Современника" внутреннее обозрение. Но вместо него там появилась ст. Водовозова "На Родине. (Министерский и парламентский кризис в стране, в которой, слава богу, нет парламента)". См.: Г-Ч, п. 2, прим. 2.
   6 Уехав из Парижа, Чернов поселился в Феццано.
   7 Ст. Амфитеатрова "Гульельмо Ферреро и его критики" (Современник. Кн. 5) была посвящена труду Ферреро "Величие и упадок Рима" и критическим работам о Ферреро, вышедшим в 1910-1911 гг.
  

198. Горький - Амфитеатрову

[Капри. 19 мая 1911 г.]

   Александр Валентинович, дорогой!
   Нельзя ли возможно скорее выслать гонорар Исхакову за статью о татарской литературе? Адрес прилагаю.
   Что с вами, как дела, почему не пишете? Как поживает "Зверь"?
   Кланяюсь всем.
   Здоровьишко трещит, и нерв попискивает.
   Вечером сегодня отдам "Жалобу".

А. Пешков

   Датируется по сопоставлению с первой фразой ответного п. Амфитеатрова от [21-24 мая 1911 г.].
  

199. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. 21 или 22 мая 1911 г.]

   Дорогой Александр Валентинович.
   "Жалоба" сдана Миролюбову, вероятно, сегодня же он ее отправит Вам1.
   Очень прошу Вас: не можете ли Вы сейчас же получить с конторы деньги и, вычтя мой Вам долг, прислать мне остаток?
   Письмо Рабиновича не нравится мне2. Антисемиты Дрюмон и Лютостанский 3 - евреи, Азеф - тоже. Это и многое другое в таком духе - позорит Рабиновича? В моих глазах - нет, и мне странно, что - по Рабиновичу - Амфитеатров и Горький опозорены выходкой хулигана Савенко4. Надо бы ему, литератору, писать грамотнее или осторожнее, что ли.
   И затем, он плохо знает провинциальную прессу, коя полна горячих протестов по поводу этого хулиганства, не знает он того, что даже Меньшиков 5 - отказался от защиты Савенко.
   Мне бы тоже хотелось "двинуть" г. Рабиновича на доброе дело: за последнее время евреи, работающие в желтой прессе - почти сплошь еврейской, принимают весьма деятельное участие в травле демократии, всячески издеваясь над демократическими идеями. Вот бы г. Рабиновичу и другим умным людям и внушить этим журналистам - "господа, действуя так в демократической стране, вы тем самым можете сильно способствовать росту антисемитизма, ибо евреи вы и ваше непохвальное поведение легко может отозваться не на вас только, а вообще на евреях".
   О еврейских же погромах можно говорить с меньшей похвальбою, после того как черный российский погромщик устроил томскую и иные гекатомбы 6.
   Весьма тороплюсь, а посему пишу кратко. М. Ф. приветствует вас.

А.


Другие авторы
  • Макаров Александр Антонович
  • Потехин Алексей Антипович
  • Неизвестные А.
  • Сумароков Панкратий Платонович
  • Случевский Константин Константинович
  • Иванчин-Писарев Николай Дмитриевич
  • Аничков Евгений Васильевич
  • Алябьев А.
  • Тур Евгения
  • Ширяевец Александр Васильевич
  • Другие произведения
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Шекспир
  • Мошин Алексей Николаевич - Неразлучники
  • Губер Петр Константинович - Внутренняя рецензия на книгу Стефана Цвейга "Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля"
  • Блок Александр Александрович - Шуточные стихи и сценки
  • Сервантес Мигель Де - Интермедии
  • Достоевский Федор Михайлович - Рассказы Н. В. Успенского
  • Доде Альфонс - Певец и певица
  • Маурин Евгений Иванович - Возлюбленная фаворита
  • Скабичевский Александр Михайлович - Наш исторический роман
  • Катаев Иван Иванович - И. И. Катаев: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа