Главная » Книги

Тургенев Иван Сергеевич - Письма (1850-1854), Страница 26

Тургенев Иван Сергеевич - Письма (1850-1854)



раз и в разных редакциях (см. письма: к П. Виардо от 12 (24) июля 1857 г., к Л. Пичу от 23 февраля (7 марта) 1809 г. и др.).
  

139. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сон (Париж).
   Впервые опубликовано: в русском переводе (по полностью) - Литературная газета, 1972, No 25, 21 июня, с. 7; полностью во французском оригинале - Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 42-44.
   В дате письма число не соответствует дню недели. 21 июня н. ст. в 1850 г. приходилось на пятницу, а не на среду. Можно было бы предположить, что Тургенев ошибся в указании числа и письмо было написано им в среду 7 (19) июня. Однако в неизданной книге Г. Дюлона (Dulong, Viardot, p. 200) упоминается находящееся и собрании Болье (Париж) неопубликованное письмо Тургенева к Полине и Луи Виардо от 20 июня н. ст., 1850 г., написанное накануне комментируемого (подробнее об этом см. в примечаниях А. Звигильского в кн.: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 42-43). Поэтому настоящее письмо, по всей вероятности, следует датировать пятницей 9 (21) июня.
  
   1 Тургенев обещал это в письме от 8 (20) июня.
   2 Очевидно, решение вернуться в Россию было продиктовано прежде всего политическими соображениями. Тургенев не без основания опасался, что его длительное пребывание за границей и связи с русскими политическими эмигрантами могут вызвать недовольство и репрессии со стороны царского правительства.
   3 Сочинение М. Малибран с такими словами неизвестно.
   4 Тургенев вспомнил об этом в письме к В. П. Боткину от 12 (24) апреля 1859 г. Отголоски воспоминаний звучат в его стихотворении в прозе "Я встал ночью..." (1879).
   5 "Анжело, тиран Падуанский", драма В. Гюго (1835).
   6 Лондонские знакомые Виардо и Тургенева.
   7 С М. Л. Бакуниным Тургенев познакомился в Берлине в июле 1840 г. и прожил там с ним в одной комнате, с перерывами, до начала 1841 г.- времени своего возвращения в Россию. Поело подавления прусскими войсками революционного восстания в Дрездене, участником которого был Бакунин, он был арестован в ночь с 9 на 10 мая 1848 г. и заключен и крепость Кенигштейн. В 1850 г. Саксонский военный трибунал приговорил его к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В июне того же года Бакунин был передан австрийскому правительству, которое, в свою очередь, выдало его России.
  

140. А. И. Герцену

  
   Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 2197, оп. 1, ед. хр. 110, л. 2-2 об.
   Впервые опубликовано: Письма к Герцену, с. 89.
  
   Стр. 26. но вино откупорено, нужно его пить (франц.).
   Стр. 26. что г-н Луи Мориссе из Кана (франц.).
  
   1 В июне 1850 г. Герцен уехал из Парижа в Ниццу.
   2 См. письмо 132, примеч. 4.
   3 Намерение Герцена не возвращаться в Россию - вопреки требованию царского правительства - было, очевидно, известно Тургеневу. Герцен был политически скомпрометирован участием в событиях 1848-1849 гг., и открытая переписка с ним из России была невозможна.
   4 Н. П. Огарев в феврале 1850 г. был арестован в Симбирске. Одновременно с ним были арестованы А. А. Тучков, H. M. Сатин, И. В. Селиванов. Главной причиной ареста была их связь с Герценом. В апреле все они были освобождены из-под ареста, о чем Герцену в мае сообщил Т. Н. Грановский, а затем - и сам Огарев (см.: Герцен, Летопись, 1812-1850, с. 551, 562, 565).
  

141. Луи Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж). На письме в верхнем левом углу помета рукой П. Виардо: "Oui. Copiee" ("Да. Скопировано" - франц.).
   Впервые опубликовано: во французском оригинале - Revue Hebdomadaire, 1899, No 10, 4 fevrier, p. 44-45; в русском переводе - Моск Вед, 1899, No 176, 29 июня (11 июля).
  
   1 Письмо написано в день отъезда Тургенева из Парижа в Россию после трехлетнего пребывания за границей.
   2 Письмо Л. Виардо неизвестно.
  

142. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранятся в собрании М. и А. Ле Сен (Париж). Впервые опубликовано: Г. Nouv corr ined, t. 1, p. 44-40.
  
   1 По-видимому, речь идет о недатированном письмо П. Виардо с припиской Л. Виардо, опубликованном в кн.: Т, Lettres inoil, p. 309.
   2 Свое письмо П. Виардо заканчивала словами: "Я вам напишу еще до вашего отъезда, чтобы напутствовать вас всеми благословениями моей души, души вашей преданной Полины".
   3 Имеется в виду басня Ж. де Лафонтена "Молочница и кувшин с молоком". Героиня ее, Перетта, предавшись мечтам о выгодах, которые принесет ей продажа молока, спотыкается и разбивает кувшин.
   4 В письме от 25 апреля (7 мая) 1850 г. (No 135) Тургенев такие вспоминал об этом чтении поэмы Гете.
  

143. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - Иностранная литература, 1971, No 1, с. 178-179; во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 26-27.
  
   1 Во вторник 25 июня 1850 г., в 8 часов вечера, Тургенев выехал поездом из Парижа в Брюссель; затем, через Берлин, он направился в Штеттин, где сел на судно, доставившее его в Кронштадт.
   2 "Вечер", романс Ш. Гуно на слова А. де Ламартина (1840). "Плач" - видимо, предсмертная ария Сафо.
   3 С середины июня по конец августа 1850 г., по окончании гастролей в Берлине, П. Виардо с большим успехом снова пела на сцене театра Ковент-Гарден в Лондоне.
  

144. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж). Первый лист письма утрачен.
   Впервые опубликовано: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 48-51.
   Датируется по содержанию: выехав из Парижа во вторник 13 (25) июня 1850 г., Тургенев прибыл в Петербург морем через поделю, во вторник 20 июня (2 июля). Письмо написано на борту судна, на котором Тургенев следовал из Штеттина в Кронштадт, в Финском заливе.
  
   1 См. письмо 143, примеч. 3.
   2 "Долина" - романс Ш. Гуно на слова А. де Ламартина (1840).
   3 Слова из романса П. Виардо на стихи Ж. де Ларенодьера "В море", вошедшего под No 6 во второй сборник ее вокальных сочинений: "10 melodies par Pauline Viardol. Album de chant pour 1850".
  

145. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано: Т, Neuv corr ined, t. 1, p. 48-51.
  
   1 Недалеко: от Крестцев Новгородакой губернии, находились поместья И. В. Зиновьева. Здесь Тургенев и П. Виардо охотились. См.: наст. изд., Письма, т. I, с. 569-570; Т сб, вып. 4, с. 110.
   2 В гостинице "Дрезден" (на углу Тверской улицы и Столешникова переулка; ныне это здание не существует) Л. и П. Виардо останавливались во время первых гастролей певицы в Москве, между 11 (23) апреля и 25 апреля (7 мая) 1845 г.
   3 Имеется в виду дом на Пречистенке, рядом с пожарным депо, купленный В. П. Тургеневой для старшего сына (см.: Житова, с. 110-115).
   4 О тяжелой обстановке, создавшейся в доме В. П. Тургеневой в связи с женитьбой Н. С. Тургенева на ее камеристке А. Я. Шварц, подробно пишет в своих воспоминаниях В. Н. Богданович-Лутовинова, которую прежде всею и имеет в виду Тургенев, говоря о людях, влияющих на его мать, см.: Житова, с. 108-152. См. также письмо 163.
   5 П. Виардо снова гастролировала в России только в январе - апреле 1853 г.
  

146. Полине и Луи Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Парик). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 51-56.
  
   1 См. письмо 145, примеч. 4.
   2 Тургенев пишет о своей внебрачной дочери от А. Е. Ивановой Пелагее (Полине).
   3 Тургенев в письме к Марианне Виардо от 4 (16) марта 1880 г. по акварели 1824 года сделал набросок своего детского портрета таким образом, что он существенно отличался от выполненного неизвестным художником оригинала.
   4 П. И. Тургенева родилась 26 апреля (8 мая) 1842 г.
   5 Это письмо неизвестно.
   6 П. Виардо в ответ написала Тургеневу о своем согласии взять на себя заботу о воспитании его дочери. См. об этом, в письме 149.
   7 В доме на Остоженке, где, очевидно, писались эти строки, Тургенев занимал две комнаты на антресолях с видом на церковь Успения и на Зачатьевский монастырь. См. письмо В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 26 сентября 1841 г. (ГПБ, ф. 795, No 98).
  

147. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422.
   Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - Иностранная литература, 1971, No 1, с. 179-180; во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 28-30.
  
   1 Тургенево - небольшое имение в Чернском уезде Тульской губернии, в 18 верстах от Спасского, принадлежавшее С. Н. Тургеневу, после смерти которого перешло к его сыновьям. Имение оставалось до 1850 г. в нераздельном владении: двух братьев - Николая и Ивана, а затеи И. С. Тургенев передал свою часть брату Николаю. Писатель, пробыв 10 дней в Москве, в середине июля ст. ст. приехал в Тургеневе и поселился там, не желая жить в Спасском из-за плохих отношений с матерью.
   2 В дате письма допущена ошибка: в 1850 г. воскресенье приходилось не на 21-е, а на 23 июля ст. ст. Вероятнее предположить, что Тургенев ошибся в указании числа, а не дня недели.
   3 См. об этом: Житова, с. 133-142.
   4 В 1850 г. среда приходилась не на 4-е, а на 7-е августа н. ст.
   5 Одно из этих писем П. Виардо - от 29 июня, 1, 2 июля н. ст. 1850 г. с припиской Л. Виардо от 3 июля 1850 г. см.: Т, Lettres ined, p. 310-314.
  

148. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Вibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - Литературная Россия, 1972, No 32, 4 августа, с. 10; во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 31-34.
  
   1 Это письмо неизвестно.
   2 См. письмо 144.
   3 Консуэло (по-исп.- утешение) - героиня одноименного романа Ж. Санд (1842), прототипом для которой послужила П. Виардо.
   4 Тургенев в это время работал над рассказом "Певцы" из "Записок охотника".
  

149. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания Л. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж). На письме в верхнем левом углу помета рукой П. Виардо: "Oui" ("Да" - франц.).
   Впервые опубликовано: во французском оригинале - Revue Hebdomadaire, 1899, No 10, 4 fevrier, p. 45-52; в русском переводе - Моск Вед, 1899, 29 июня (11 июля), No 176. Перепечатано в русском переводе - Гальп.-Кам., Письма, с. 108-115, XXV; Письма к Виардо, с. 239-252, XXV; во французском оригинале - Halp.-Kam., Viardot, p. 133-143, XXVI.
  
   1 Эти письма неизвестны.
   2 Речь идет о К. Д. Шеншиной (см. письмо 150).
   3 См. письма 146, примеч. 2-4, 150, 152, 154.
   4 Речь идет о романсе Анжелы из комической оперы Ф. Обера "Черное домино" (1837): "Une fee, un bon ange" ("Фея, добрый ангел",- франц.), д. I, сц. 6.
   5 "Прекрасная Инсса" - по-видимому, название дерева в саду в Куртавнеле, подобное названиям других деревьев, перечисленным в письме 114 (наст. изд., Письма, т. 1); эти названия придумывались Тургеневым, П. Виардо и другими обитателями Куртавнеля.
   6 Дж. Паста пела в Петербурге в сезон 1840/41 г., когда Тургенев был за границей.
   7 Мысль о вечном и абсолютном значении красоты, сложившаяся под влиянием эстетики, Гегеля, неоднократно высказывалась Тургеневым: см., например, рассказ "Довольно", написанный в 1860-1864 гг.
   8 Мнение Тургенева о Гуно разделяла и Полина Виардо. В письмо к Матв. Ю. Виельгорскому от 4, 8 марта н. ст. 1850 г. она писала: "Это великий композитор, сейчас еще совершенно неизвестный, но которому суждена огромная будущность. Я буду петь в его опере ("Сафо".- Ред.) будущей зимой. Музыканты могут заранее радоваться и готовиться к высокому и благородному наслаждению..." (Муз Насл, т. 2, ч. 2, с. 88, пер. с франц.). С не меньшим восторгом писала она о Гуно Ж. Санд 10 февраля 1850 г.: "С некоторого времени я очень счастлива. Мы познакомились с одним молодым композитором, который будет великим человеком, как только музыка его станет известна. Он получил римскую премию лет десять тому назад и с того времени уединенно работал в своем кабинете, по-видимому не догадываясь о том, что каждая фраза, выходящая из-под его пера, несет печать гениальности. Право, это утешительно для искусства любоваться большим музыкальным будущим без необходимости вывихнуть себе шею, оглядываясь на прошлое. Я много дала бы, чтоб вы послушали божественную музыку этого человека. Она была бы вам по сердцу. Мы твердим ее с утра до вечера и мечтаем о ней с вечера до утра. Он напишет оперу к будущей зиме, если я там (в Опере.- Ред.) буду, как это вероятно. Помимо гениальности, это человек очень приятный, благородный по природе, воспитанный и простой. Я уверена в том, что он очень вам понравился бы" (там же, с. 128, пер. с франц.). Сходное высказывание о Гуно и его опере "Сафо" содержится в письме Ж. Санд к П. Бокажу от 16 марта 1851 г.: "Гуно, новый Моцарт, первый композитор века, музыкальный гений, который откроет новую эру: я но тучу. Он еще малоизвестен <...>. При первой репетиции певцы, трубачи, суфлеры, распорядители, слуги, стар и млад, все заливались слезами. Я жду эту оперу; он мне пропел со всю целиком под фортепьяно у Полины. Это шедевр. Это великое, это единственное, самое прекрасное из того, что только может быть. Более того, это очаровательный молодой человек - сердцем, и характером, и взглядами" (Sand, Corr, t. 10, p. 147-148, пер. с франц.).
   9 "Жидовка" - опера Ж. Галеви. Главную партию Рахили пела П. Виардо.
   10 "Долина" - романс Гуно на слова Ламартина.
   11 О дальнейшей судьбе А. Н. Тургеневой см.: Гутьяр, с. 118-119. Образ этой девочки и ее происхождение дали материал для изображения детства Аси, героини одноименной повести, написанной в 1857 г. (см. рассказ Гагина в VIII главе повести).
   12 "Фауст", часть 1, сцена "Перед городскими воротами" (стихи 1098-1099); Тургенев цитирует не совсем точно: "Wenn uber..." вместо "Und uber..."
  

150. Луи и Полине Виардо

  
   Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 795 (И. С. Тургенева), No 35.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - BE, 1911, No 8, с. 175-178, во французском оригинале - Т, ПСС и 11, Письма, т. 1, с. 393-398.
  
   1 Это письмо неизвестно.
   2 С оперой Ш. Гуно "Сафо" П. Виардо познакомилась по возвращении в Куртавнель; первое представление ее на сцене состоялось в Париже 16 апреля н. ст. 1851 г.
   3 Мемуары г-жи Ролан, изданные впервые в 1794 г.,- выдающийся памятник эпохи французской революции.
   4 Цитата из "Божественной комедии" Данте ("Ад", песнь III, терцина 17).
   5 Письмо к Робеспьеру, написанное г-жей Ролан перед казнью, помещено во втором томе ее мемуаров; оно помечено: "из тюрьмы Сент-Пелажи, в 23-й день 1-го месяца второго года", т. е. 15 октября 1793 г., и представляет собой патетическое обращение, направленное против революционного террора.
   6 В этом месте к письму приклеен сверточек папиросной бумаги с прядью волос Тургенева.
   7 Тургенев проезжал через Брюссель, где жила X. Гарсия, по дороге из Парижа в Штеттин, на пути в Россию, в середине (13 ст. ст.?) июня 1850 г.
   8 "Испанский моряк" - Пабло Сичес.
   9 Воспитанница В. П. Тургеневой - В. Н. Богданович (Лутовинова), в замужество Житова. См. таким письма 145 и 165.
   10 С генералом А. И. Философовым П. Виардо могла встречаться в 40-х годах в Петербурге. Тургенев проводит аналогию между фамилиями Философов и Шеншина, так как последняя может восприниматься как происходящая от французских слов chene (дуб) и Chine (Китай).
   11 См. письма 146 и 149.
   12 Г-жа Гуно - мать композитора. Ее письмо, составлявшее, вероятно, часть коллективного письма из Куртавнеля, неизвестно.
   13 Это письмо неизвестно.
  

151. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано в русском переводе (с неточностями) - BE, 1911, No 8, с. 178-179; во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 35-36.
  
   1 Одно из этих писем, от 10-15 сентября и. ст. 1850 г. (No 10), с припиской Л. Виардо опубликовано в кн.: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 343-348.
   2 Любовша - малодоходное лутовиновское имение в Новосильском уезде, подаренное Тургеневу матерью в августе 1850 г. См.: Шапочка В. В., Богданов Б. В. Новые документы о И. С. Тургеневе.- Советские архивы, 1968, No 6, с. 98.
   3 Имеется в виду почтово-пассажирское сообщение с Францией на пароходах из Петербурга в Гавр, наиболее тогда быстрое и удобное. Тургенев пишет об этом в связи с предстоявшим отправлением во Францию его дочери Полины. Она поехала, однако, сухим путем, через Варшаву.
   4 "Ничего, ничего, молчание" - слова, неоднократно повторяющиеся в дневнике Поприщина, героя "Записок сумасшедшего" Гоголя,
  

152. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - Иностранная литература, 1971, No 1, с. 180-181; во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 30-38.
   Тургенев ошибочно пометил комментируемое письмо ноябрем вместо октября, о чем свидетельствует его содержание.
  
   1 Это письмо неизвестно.
   2 См. письма 151, примеч. 3, и 156.
   3 См. письмо 155.
   4 Неверную дату рождения П. И. Тургеневой (см. письмо No 146, примеч. 4) Тургенев впоследствии исправил, указав точное число в письме к П. Виардо от 12 (24) мая 1853 г.
   5 В настоящее время Невский пр., д. 68/40. Дом сохранился в перестроенном виде.
   6 To есть на контору Языкова.
  

153. Н. М. Щепкину

  
   Печатается по подлиннику: ГИМ, ф. 276, ед. хр. 33, л. 1-2 об. Впервые опубликовано: Культура театра, 1921, No 7-8, с. 46-47.
  
   1 "Комета, учено-литературный альманах, изданный Николаем Щепкиным", вышел в Москве в начале 1851 г.
   2 Имеется в виду комедия "Месяц в деревне" (в первой редакции - "Студент"), которую Тургенев окончил 22 марта 1850 г. и 8 апреля того же года отправил Некрасову для опубликования в "Современнике". Пьеса была, запрещена петербургской цензурой. Попытка Тургенева напечатать ее под новым заглавием ("Две женщины") в альманахе Н. М. Щепкина также не увенчалась успехом. Московская цензура не разрешила комедию.
   3 "Разговор на большой дороге" был впервые напечатан в альманахе "Комета". Рассказ "Два помещика" в "Комете" опубликован не был и появился впервые в отдельном издании "Записок охотника" (1852).
   4 Тургенев был в Москве проездом (на пути из деревни Тургеневе в Петербург) и пробыл там последние дни сентября 1850 г.
   5 Далее следует приписка Н. Н. Тютчева: "К словам Тургенева, кажется, нечего прибавить, разве только о цене. "Современник" платил ему с листа прежде 50 р. сер., а теперь 75 р. сер. Впрочем, Тург<енев> не привык барышничать. Напишите Вы сами, что Вы находите возможным и справедливым назначить за лист или за пьесу, и он всегда согласится.

Душевно вам преданный

H. Т.

   18 окт<ября> 1850 ".
  

154. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: Т, Lettres Ined, p. 39-40.
  
   1 Тургенев в это время заканчивал работу над рассказами из "Записок охотника" "Певцы" и "Свидание", появившимися в 11-й книжке "Современника" за 1850 г.
   2 См. письма 151, примеч. 3, и 152.
   3 См, письмо 155.
  

155. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 28, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - BE, 1911, No 8, с. 181; во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 41.
  
   1 См. письма 151, 152, 154.
  

156. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе (не полностью) - BE, 1911, No 8, с. 181-184; полностью во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 41-44.
   В дате последней части письма ошибка: в 1850 г. понедельник приходился на 30 октября (11 ноября), а не на 31 октября (12 ноября). Датируем предположительно по дню недели, а не по числу месяца.
  
   1 Имеется и виду рассказ "Певцы"; первоначально он назывался "Притынный кабачок"; напечатай в No 11 "Современника" 1850 г. Сцена, описанная в рассказе, происходила в конце августа, когда Тургенев жил в своей усадьбе Тургеневе. См. статью М. К. Азадовского ""Певцы" И. С. Тургенева" (Азадовский M. К. Статьи о литературе и фольклоре. М., 1960, с. 395-437, в особенности с. 421-422).
   2 Тургенев ошибался, когда писал, что вступает в "тридцать второй год" (ср. в письме к П. Виардо от 28 октября (9 ноября) 1852 г.). 28 октября ст. ст. 1850 г. ему уже исполнилось 32 года.
   3 Тургенев познакомился с Л. Виардо 28 октября ст. ст. 1843 г. в Петербурге у А. С. Комарова.
   4 Тургенев был представлен П. Виардо 1 ноября ст. ст. 1843 г. (см., в т. 1 письмо 54, примеч. 3).
   5 О чем просил Тургенев П. Виардо для Тютчевых - не установлено.
   6 См. письма 151 (примеч. 3), 152, 155.
   7 См. письмо 154.
   8 Партия Фидес - в опере Мейербера "Пророк".
   9 Ш. Гуно нашел в Тургеневе горячего поклонника и пропагандиста его музыки. "Санктус" и "Реквием" - два ранних произведения Гуно. Виельгорские исполнением музыки Гуно на своих домашних концертах могли способствовать ее известности в музыкальных кругах Петербурга (см.: Дневник А. С. Пушкина.- Труды Гос. Румянцевского музея, вып. 1, М., 1923, с. 271-274).
   10 Это письмо неизвестно.
   11 Комедия "Провинциалка" была написана Тургеневым для бенефиса актрисы Александрийского театра Н. В. Самойловой; главную роль, Дарьи Ивановны, исполняла сестра бенефициантки, В, В. Самойлова (см. письмо 157}.
   12 Сообщение Тургенева о том, что его комедия объявлена на послезавтра, т. е. на 1 ноября ст. ст.,- неточно или преждевременно: ни одна из его комедий в это и следующие числа не шла. Только в воскресенье 12 ноября, согласно объявлению в "Северной пчеле" (1850, No 255, 1 ноября), была поставлена в Александрийском театре комедия "Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ".
   13 Комедия "Месяц в деревне", написанная Тургеневым в Париже и оттуда посланная Некрасову для "Современника".
  

157. Н. В. Самойловой

  
   Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 795 (И. С. Тургенева), No 16, л. 5; текст, начатый как беловой и обращенный затем в черновик; оборот листа занят большой вставкой к рассказу "Свидание", Отправленный беловой текст неизвестен.
   Впервые опубликовано: Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та, No 76, сер. филол. наук, вып. 11, 1941, с. 118, с датировкой: "начало октября 1850 г. Петербург".
   Датируется октябрем 1850 г. по содержанию. Р. Б. Заборова датирует это письмо "1850, конец сентября. Москва" (ГПБ, Описание, с. 83) на основании того, что неразборчиво написанное в конце письма слово читает как "Москва". Однако письмо не могло быть написано до возвращения писателя из Москвы в Петербург впервой половине октября 1850 г. Кроме того, в письме к П. Виардо из Петербурга от 26-30 октября (7-11) ноября Тургенев сообщал о работе над комедией в одном действии для Самойловой (см. письмо 156, примеч. 11).
  
   1 Речь идет о В. В. Самойлове.
   2 Комедия "Провинциалка". На обороте л. 6 рукописи рассказа "Свидание" набросан (в первоначальной редакции) список действующих лиц с распределением ролей (см.: Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та, No 76, сер. филол. наук, вып. 11, 1941, с. 118-119).
   3 Бенефис Н. В. Самойловой состоялся 22 января (3 февраля) 1851 г. "Новая комедия И. С. Тургенева "Провинциалка", - писал рецензент "Современника",- весьма хорошо разыгранная гг. Самойловым и Мартыновым и В. В. Самойловой, доказывает давно известную истину: у г. Тургенева больше таланта к рассказу и повести, но он может, если пожелает, не без успеха пробовать свои силы и в драматическом роде. Однако ж "Провинциалка" показалась нам слабее "Завтрака у предводителя" и даже "Холостяка" того же автора. Г. Самойлов был очень на месте в роли графа (столичного немолодого волокиты). В. В. Самойлова - в роли самой Провинциалки - была очень грациозна, играла безукоризненно хорошо" (Совр, 1851, No 2, отд. VI, Театральная хроника, с. 269-270). Что же касается Н. В. Самойловой, то она, как это видно из рецензии, исполняла в свой бенефис арию-попурри из переводного водевиля И. Куликова "Бедовая девушка" ("Une fille terrible") и затем выступала в пьесе "Елка" Ф. Корфа. Тургенев не был на первом представлении "Провинциалки", так как еще не вернулся к тому времени из поездки в Москву, но присутствовал на одном из следующих спектаклей. Отзыв его об игре В. В. Самойлова и В. В. Самойловой см. в письмо к Е. М. Феоктистову от 16 (28) февраля 1851 г.
  

158. H. M. Щепкину

  
   Печатается по подлиннику: ГИМ, ф. 276, од, хр. 33, л. 3-3 об. Впервые опубликовано: Культура театра, 1921, No 7-8, с. 47.
  
   1 Речь идет о комедии "Две женщины" (впоследствии названной "Месяц в деревне"), которая предназначалась для альманаха "Комета".
   2 "Разговор на большой дорого" и "Два помещика".
   3 Тургенев приехал в Москву 21 ноября (3 декабря) 1850 г. в связи с болезнью и смертью матери.
   4 Речь идет о комедии "Провинциалка", которую Тургенев написал для бенефиса Н. В. Самойловой.
   5 Во время пребывания в Москве с конца ноября 1850 г. по начало февраля 1851 г. Тургенев несколько раз встречался с М. С. Щепкиным, а также присутствовал на представлении "Холостяка" с его участием.
  

150. В. Н. Богданович-Лутовиновой

  
   Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 509, оп. 1, ед. хр. 57, л. 1.
   Впервые опубликовано: Шитова, с. 153-154.
  

160. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания Л. Звигильекого (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и Л. Ле Сен (Париж). На подлиннике в верхнем левом углу помета рукой П. Виардо: "a revoir" ("пересмотреть" - франц.).
   Впервые опубликовано: в русском переводе - ВЕ, 1911, No 8, с. 185-188; во французском оригинале - Т, Nouv corr inid, t. 1, p. 56-60.
   В датировке письма Тургеневым допущен ряд ошибок: 1 (13) ноября 1850 г. приходилось на среду, а не на вторник, 8 (20) ноября - также среда, 12 (24) ноября - воскресенье, а не суббота. Датируем письмо по числам месяца, а не по дням недели, ввиду упоминания о годовщине знакомства Тургенева с П. Виардо - 1 (13) ноября.
  
   1 Дом Демидова на Невском проспекте, ныне не существующий (на его месте дом No 54 на углу Невского и Малой Садовой), был занят меблированными комнатами, известными под названием "Демидовской гостиницы" и сдававшимися приезжим артистам (см.: Яцевич А. Пушкинский Петербург. Л., 1935, с. 310-319). Семейство Виардо жило у квартировавшего в этом доме тосканца Филиппо Мориччи (см.: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 57, примеч. З).
   2 Комедия, предназначенная для бенефисного спектакля Н. В. Самойловой,- "Провинциалка".
   3 Музыкальные произведения Ш. Руно для голоса, исполнявшиеся П. Виардо: "Санктус" - латинское церковное песнопение (см. письмо 150, примеч. 9); "Чокнемся", "Мой фрак" ("Mon habit", а не "Старый фрак" - "Vieil habit", как пишет Тургенев) и "Вечный жид" - на слова Беранже, "Венеция" - на слова Л. до Мюссе.
   4 Граф Виельгорский - вероятно, Матвей Юрьевич. "Le Vallon" ("Долина") - романс Гуно на слова Ламартина.
   6 "Худита" и "Мексиканские песни" - вокальные произведения Гуно.
   6 Это письмо неизвестно.
   7 Оперу Гуно "Сафо" Тургенев называет "нашей любимой дочерью", потому что она создавалась при его и П. Виардо участии и поддержке и предназначалась для выступления П. Виардо в главной партии.
   8 Последние два рассказа нз "Записок охотника" - "Певцы" и "Свидание", напечатанные в No 11 "Современника" 1850 г. Тургенев имеет в виду, очевидно, слышанные им устные рассказы,
   9 "Записки охотника" отдельной книгой вышли в Москве в августе 1852 г.
   10 Письмо, в котором Тургенев просил Г). Виардо о позволении посвятить ей отдельное издание "Записок охотника", неизвестно. Книга вышла без посвящения.
   11 Итальянская опера в Петербурге в сезон 1850/51 г. имела второразрядный женский состав, и хотя в ней были очень хорошие мужские голоса (Марио, Тамбурини, Тамберлик), успех ее был посредствен. По словам А. Вольфа, "красавец Марио частенько бывал не в голосе... Вообще он порядочно неглижировал, часто сказывался больным и тем возбудил противу себя негодование некоторой части публики" (Вольф, Хроника, ч. I, с. 148). Персиани, как ее определяет Вольф,- "парижская экс-знаменитость, старуха, которая спала уже с голоса и немилосердно фальшивила" (там же, с. 147- 148). Тамберлик, имевший громадный успех в Италии, Испании, Англии, выступал в Петербурге впервые, будучи здесь "тогда еще совсем неизвестным" (там же, с. 148).
   12 "Вильгельм Телль" - опера Дж. Россини, шедшая в Петербурге под искаженным цензурой названием "Карл Смелый", чтобы не напоминать о предводителе народного восстания. В ней, кроме Тамберлика, выступали второстепенные исполнители, что и вызвало недовольство Тургенева, поклонника музыки Россини.
  

161. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано: в русском переводе - BE, 1911, No 8, с. 188-189; во французском оригинале - Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 60.
  
   1 Это письмо было, вероятно, от Н. С. Тургенева или от воспитанницы В. П. Тургеневой - В. Н. Богданович-Лутовиновой; оно неизвестно. Мать Тургенева, Варвара Петровна, умерла в Москве 16 (28) ноября 1850 г.
  

162. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. 1, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - BE, 1911, No 8, с. 189; во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 45.
  
   1 Тургенев выехал из Петербурга вечером 16 (28) ноября и приехал в Москву 21 ноября (3 декабря), пробыв в пути пять суток, что в осенний период было обычным - до открытия движения по железной дороге в 1851 г.
  

163. Полине Виардо

  
   Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 795 (И. С. Тургенева), No 35.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - BE, 1911, No 8, с. 180-192; во французском оригинале - Т, ПСС и II, Письма, т. I, с. 411-415.
  
   1 Печати были наложены после смерти В. П. Тургеневой на ее бумаги впредь до выполнения юридических формальностей по вводу сыновей-наследников во владение.
   2 Сложные, тяжелые отношения между Тургеневым и его матерью нашли отражение в этом и других письмах его к П. Виардо. Отношения их особенно ухудшились в последние годы жизни В. П. Тургеневой, несмотря на то, что писатель был ее любимым сыном. Этому способствовали как деспотический в тяжелый характер Варвары Петровны, так и денежные соображения, а главное - стремление В. П. Тургеневой, лишив сына материальной поддержки, заставить его порвать с П. Виардо и вернуться в Россию. Отношения ее со старшим сыном, Николаем, были осложнены его женитьбой на А. Я. Шварц; этот брак В. П. Тургенева долго не признавала, в связи с чем лишила и старшего сына материальной помощи.
   3 Тургенев пробыл в Москве до начала февраля ст. ст. 1851 г., задержавшись там из-за болезни (отъезд в Петербург был намечен сначала на 6 января ст. ст.); в середине апреля он выехал из Петербурга через Москву в Спасское, где прожил до середины октября, затем вернулся в Москву, а 7 ноября ст. ст. был уже в Петербурге.
   4 Раздел имений между И. С. и И. С. Тургеневыми, вследствие запутанности дел в хозяйстве В. П. Тургеневой, затянулся до 1855 г.
   5 О своем успехе в Париже в опере Дж. Мейорбера "Гугеноты", где она исполняла две партии - Валентины и пажа, П. Виардо, очевидно, писала в не доше

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа