4 Тургенев выехал из Москвы в Петербург 6 ноября ст. ст. 1851 г/ (см. письмо 182, примеч. 2).
Печатается по подлиннику: Государственный музей И. С. Тургенева в Орле, инв. No 651,
Впервые опубликовано: Рус Обозр, 1894, No 5, с. 403-404.
1 "В 1841 г. <...> мать <В. П. Тургенева>, ожидая своего сына из-за границы, приготовила ему сюрприз: у Кривцовых (чернские помещики) купила пять свор борзых, девять смычков гончих и лошадей вместе с седлами. Много лет спустя после этого у Тургенева шла переписка с опекуном малолетних Кривцовых, Михневым, по поводу будто бы недоданных за собак денег" (Рында И. Ф. Черты из жизни И. С. Тургенева. СПб., 1903, с. 41).
2 H. H. Тургенев.
3 По-видимому, писатель имеет в виду свою мать - В. П. Тургеневу.
4 Вероятно, речь идет об А. С. Кривцове.
Печатается по подлиннику: Одесская публичная библиотека, инв. No 121 298, л. 1.
Впервые опубликовано: BE, 1909, No 8, с. 628.
1 См. письмо 182, примеч. 2. Тургенев подчеркивает то обстоятельство, что он выезжает "по железной дороге", потому что движение по Петербургско-Московской железной дороге тогда только что открылось - 16 (28) октября 1851 г.
Печатается по подлиннику: ГВЛ, ф. 231 (М. П. Погодина), раздел II, оп. 33, ед. хр. 105.
Впервые опубликовано: Барсуков, Погодин, кн. 11, е. 419 (с пропусками и ошибочной датировкой - 5 ноября 1851 г.).
В действительности письмо следует датировать 4 (16) ноября 1851 г., несмотря на то, что подлинник имеет помету: "Воскресение, 5 ноября 51",- потому что в этом году воскресенье приходилось на 4 ноября и более вероятна ошибка Тургенева в числе, чем в дне недели.
1 "Древлехранилищем" М. П. Погодина называлось составленное им замечательное собрание старинных книг, рукописей, эстампов и пр., описание которого он опубликовал в No 16 "Московских ведомостей" 1849 г. В 1852 г. оно было приобретено Публичной библиотекой. О том, что Погодин выполнил просьбу писателя, свидетельствует запись его в дневнике: "Тургеневу показывал музей, а об участии (т. е. в "Москвитянине") не промолвил" (Барсуков, Погодин, кн. 11, с. 419).
2 Первоначально Тургенев собирался выехать из Москвы 4 ноября ст. ст. 1851 г., о чем сообщил И. Ф. Миницкому 31 октября того же года (письмо 181). Этим письмом к М. П. Погодину устанавливается иная дата отъезда Тургенева из Москвы - 6 ноября ст. ст. 1851 г.
3 По утверждению Барсукова, Тургенев познакомился с Погодиным 9 декабря 1850 г. (Барсуков. Погодин, кн. 11, с. 108), Однако эти сведения неверны. Тургенев знал Погодина еще по Московскому университету, где в 1833-1834 гг. слушал его лекции. Более близко они познакомились в Мариенбаде в 1842 г. См.: Т, ПСС и П, Письма, т. 2, с. 457, а также указатель H. M. Чернова: ИРЛИ, Р. 1, оп. 29, No 430, с. 38.
Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 391 (А. Л. Краевского), л. 169.
Впервые опубликовано: Письма к Краевскому, с. 19-20, с предположительной датировкой - конец 1851 - начало 1852 г.
Датировка уточняется на основании следующих данных. Тургенев пишет: "Посылаю Вам комедию Леонтьева, которую проворил". Эта комедия - "Женитьба по любви" (см. письмо 177, примеч. 5). Безусловно, речь идет об окончательной проверке комедии перед напечатанием ее в "Отечественных записках" (возможно, "проверке" в связи с замечаниями о ней, изложенными в письмо С. С. Дудышкина к Тургеневу от 13 (25) сентября 1851 г.- ИРЛИ, No 5805, л. 1-4). Однако через некоторое время цензура запретила комедию, о чем Тургенев и сообщил Леонтьеву (см. письмо 185, примеч. 1). Таким образом, настоящее письмо написано до цензурного запрета комедии Леонтьева, т. е. самое позднее - в ноябре 1851 г. (не ранее 7 числа этого месяца - даты возвращения Тургенева из Москвы в Петербург,- см. письмо 189, примеч. 2).
1 Речь идет о разделе имений, унаследованных И. С. и Н. С. Тургеневыми после смерти их матери (16 ноября ст. ст. 1850 г.). Дела но управлению имениями оказались очень запутанными; может быть, поэтому раздел их между братьями был оформлен только в 1855 г. (см.: Орлов. вестн., 1899, No 76).
2 По всей вероятности, А. С. Комаров.
3 Это письмо Тургенева до нас не дошло.
4 "Провинциалка" была напечатана в январском номере "Отечественных записок" за 1851 г. Ни одно произведение Тургенева в "Отечественных записках" за 1852 г. напечатано не было.
5 Цитата из стихотворения М. В. Ломоносова "Ода IX, выбранная из Иова".
Печатается по фотокопии: ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
Впервые опубликовано: Т, Lettres ined. p. 52-53.
Во второй дате письма Тургеневым допущена ошибка: 30 ноября ст. ст. соответствует не 11-му, а 12-му декабря н. ст.
1 В ночь на 2 декабря 1851 г., в годовщину Аустерлицкого сражения, племянник Наполеона I, президент Французской республики (с 10 декабря 1848 г.) Луи Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот, а год спустя был официально провозглашен императором французов. Тургенев, как и Виардо, относился отрицательно как к личности Наполеона III и его системе правления, так и ко Второй империи в целом. См. письмо Тургенева к П. В. Анненкову от 10 (22) июня 1859 г. и А. А. Фету от 5, 7 (17, 19) ноября 1860 г. Не менее резко, хотя и в иносказательной форме, Тургенев отзывался об империи Наполеона III в "Призраках". Летая вместе с Эллис над Парижем, герой повести-фантазии, "минуя церковь св. Роха, на ступенях которой первый Наполеон в первый раз пролил французскую кровь", останавливается "над Итальянским бульваром, где третий Наполеон сделал то же самое и с тем же успехом" (гл. XIX).
2 Дом на улице Дуэ, в котором жили Виардо, находился недалеко от заставы Ротошуар и Монмартра, где проходили ожесточенные столкновения 4 декабря н. ст. (см. ниже примеч. 3). Дочь Тургенева Полина жила в пансионе Ренар на улице Менильмонтан, 14 (см.: Т, Lettres ined, p. 53; Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 62).
3 4 декабря Национальная гвардия устроила в Париже настоящую бойню, в которой погибли не только республиканцы, противники будущего императора Наполеона III, но и парижане, случайно оказавшиеся на улицах. О событиях этого дня сообщали "С.-Петербургские ведомости" (1851, No 275, 8 декабря). Подробное описание их содержится в памфлетах В. Гюго "Наполеон Малый" (1852) и "История одного преступления" (1852, изд. в 1877 г.), где Гюго, в частности, утверждал: "События 4 декабря - самый жестокий удар, когда-либо нанесенный - скажем прямо - не одному народу, нет: всему человечеству - озверелым разбойником, с ножом в руке ринувшимся на цивилизацию" (Гюго В. Собр. соч. М., 1954. Т. 5, с. 511).
Печатается по подлиннику: ГЛМ, ф. К. Н. Леонтьева, No 4855/2, л. 1-2.
Впервые опубликовано: Рус Мысль, 1880, No 12, с. 66-67.
1 О возможности цензурного запрещения комедии "Женитьба по любви" говорится еще до ее цензурования в письме Дудышкина к Тургеневу от 13 (25) сентября 1851 г.: "Вы знаете, что поступающему в Университет дается книжечка, в которой подробно изложены все правила поведения студентов. В этой книжечке нет позволения студенту влюбляться, особенно во время экзаменов. Поэтому можете быть уверены, что в печати Киреев <главный персонаж пьесы.- Ред.> никогда не будет называться студентом... Затем могут сконфузить цензора бесцеремонное обращение гвардейца с невестой и нежная привязанность тетки к племяннику. Особенно первое: оно непременно будет стушевано" (ИРЛИ, No 5805, л. 2 об., 3 об.).
2 Главы из романа "Булавинский завод", оставшегося незавершенным; см. письмо 193, примеч. 3.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 3, оп. 4, No 624, л. 1-2.
Впервые опубликовано: Лит Арх, т. 4, с. 189-190.
1 Имеется в виду письмо И. С. Аксакова от 26 ноября 1851 г., в котором он просил Тургенева принять участие в "Сборнике", подготовляемом к изданию им и его братом (Рус Обозр, 1894, No 8, с. 458). Издание это вышло в 1852 г. под названием "Московский сборник" (т. I), но ни одно из произведений Тургенева в нем помещено но было.
2 Отвечая на это письмо, И. С. Аксаков писал Тургеневу 27 декабря 1851 г.: "И не принуждайте себя писать, <...> ждите, пока послышите в себе "внутреннюю необходимость". Это нежелание литературничать, мне кажется, служит верным ручательством В пробуждении в вас лучших, искренних требований..." (Рус Обозр, 1894, No 8, с. 459).
3 О "прошениях из записной книжки моего деда" (просьб Оленина) см. письмо 190, примеч. 5.
4 По-видимому, речь идет о том "раскольническом стихе", который И. С. Аксаков позже переслал Тургеневу "с оказией", как он сообщал об этом в письмо к нему от 4 января 1852 г. (Рус Обозр, 1894, No 8, с. 461). И. С. Аксаков узнал о нем, занимаясь в 1849 г. в Ярославле изучением секты "бегунов", привлекшей внимание властей своим антиправительственным характером (см.: Дунин А. А., И. С. Аксаков в Ярославле - Рус Мысль, 1915, No 8, с. 107-131). Лить спустя 15 лет И. С. Аксаков смог опубликовать "Краткую записку о странниках, или бегунах" - заключительную статью "особого сочинения", в свою очередь представляющего "часть обширной деловой записки (до 600 стр.), состав ленной <...> из подлинного дела, которое производилось <...> в Ярославской губернии" (Рус Арх, 1866, No 4, стлб. 627). В этой "Краткой записке..." И. С. Аксаков писал: "Укажем <...> в немногих словах, в чем состоит протест раскольников против современного гражданского порядка вещей. Раскольники говорят в одном из своих духовных стихов:
Не могу пребыть без рыдания!..
До конца тлеет благочестие;
Процветает ныне всё нечестие:
Духовный закон с корения ссечен,
Чин священническ сребром весь пленен.
Закон градской вконец истреблен.
Вместо законов водворилось беззаконие,
Лихоимцы вси грады содержат,
Но милосердые в градах первые,
На местах злые приставники!
Дух антихристов возвел на нас...
Не могу пребыть без рыдания!..
Предоставляю самому правительству судить,- в какой степени справедливы сетования раскольников..." (Рус Арх, 1806, No 4, стлб. 630). Вероятно, именно этим "раскольническим стихом" интересовался Тургенев и просил И. С. Аксакова прислать его.
5 Первое издание "Записок ружейного охотника Оренбургской губернии" С. Т. Аксакова вышло в Москве весной 1852 г. Тургенев поместил заметку о нем (без подписи) в апрельской книжке "Современника" за этот год и большую рецензию (за подписью "И. Т.") в январской книжке того же журнала за 1853 г.
Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. 231 (М. П. Погодина), раздел II, оп. 33, сд. хр. 105.
Впервые опубликовано: Барсуков, Погодин, кн. 11, с. 420-421.
1 Пригласить Тургенева участвовать в "Москвитянине" советовали Погодину А. Ф. Писемский и И. Е. Забелин (см.: Барсуков, Погодин, кн. 11, с. 420).
2 Убежденный "западник", в прогрессивном значении этого понятия, Тургенев во многом расходился с "Москвитянином",
3 На титульном листе декабрьской книжки "Современника" за 1851 г. было напечатано сообщение о том, что для этого журнала на 1852 г. "изготовлены", наряду с произведениями других авторов, "рассказы И. С. Тургенева". Однако но ясно, о каких именно рассказах идет речь, так как в "Современнике" в течение 1852 г. появились следующие произведения Тургенева: статья о "Племяннице" Евг. Тур (No 1), повесть "Три встречи" (No 2), статья "Несколько слов о новой комедии г. Островского "Бедная невеста"" (No 3) и заметка о "Записках ружейного охотника Оренбургской губернии" С. Т. Аксакова (No 4).
4 Вероятно, О. М. Новицкий. Какую именно справку собирался наводить о нем Тургенев - неизвестно. В 1843 г. об О. М. Новицком писал Погодину один из его корреспондентов как об авторе "Опытной психологии", в которой "ужасный натурализм и родной его материализм" (см.: Барсуков, Погодин, кн. 7, с. 240).
5 20 октября (1 ноября) 1851 г. Тургенев в Москве посетил Гоголя, а через два дня присутствовал на авторском чтении "Ревизора". Позже в "Литературных и житейских воспоминаниях" Тургенев упомянул, что в числе слушателей был Погодин.
6 Тургенев имеет в виду второй том "Мертвых душ", который Гоголь писало начала 40-х годов. В данном случае речь идет о второй редакции этого тома, так как первая была уничтожена автором еще в 1845 г.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, No 22600, л. 7-8 об.
Впервые опубликовано: Т и круг Совр, с. 148-150.
Стр. 112. показной добродетели (франц.).
1 В письме от 24 декабря 1851 г. Феоктистов сообщал: "Я начал было много заниматься, дельно принялся за статью о М. Стюарт, но проклятая болезнь всё испортила. Будьте добры, возьмите на себя труд сказать И. И. Панаеву, что статья эта не может поспеть, как я хотел, к февр<альской> книжке "Современника)". Что делать!" (ИРЛИ, ф. 166, ед. хр. 1539, л. 30). "Первая статья" Феоктистова о Марии Стюарт была напечатана только в июньской книжке "Современника" за 1852 г.
2 Статья Тургенева "Племянница. Роман. Соч. Евгении Тур" появилась в январской книжке "Современника" за 1852 г. Графиня Е. В. Салиас по этому поводу писала Тургеневу в приписке к письму Феоктистова от 18 февраля 1852 г.: "Я слышала от Катк<ова>, что вам неприятно то впечатление, которое произвела на меня ваша критика. На это я скажу вам одно: пора и вам и мне забыть ее. Ужели мы станем разыгрывать Монтекки и Капулетти (ваше любимое выражение) из-за журнальной статьи; я тем более не могу сердиться, что роман мой покупается, следовательно) критика не такова, чтобы повредить ему..." (ИРЛИ, ф. 166, ед. хр. 1539, л. 38 об.). Плетнеев и Ильмонев - герои романа "Племянница". Тургенев в своем письме иронически искажает их фамилии.
3 Феоктистов 24 декабря 1851 г. писал Тургеневу: "Молодой Леонтьев был несколько раз после Вас у графини. Он мне решительно не нравится: знаете ли, ведь это тоже губитель женских сердец, т. е. теперь сердец худосочных русских барышень, а потом провинциальных русских барынь. Признаюсь Вам, я не вижу даже в нем того ума, который Вы в нем находили" (там же, л. 31 об.).
4 Речь идет о "Бедной невесте"; о ней Феоктистов в том же письме от 24 декабря 1851 г. сообщал Тургеневу: "Остр<овский> написал <...> новую комедию, которую будет на этой неделе читать у графини" (там же, л. 31). Свои впечатления от чтения пьесы он позднее изложил в письме к Тургеневу от 18 феврали 1852 г.: "Комедия эта - одно из оригинальнейших явлений в пашей литературе, в которой, по моему мнению, никогда еще не было ничего в этом роде" (там же, л. 36). Мнение Тургенева было значительно более сдержанным, хотя он и отдавал должное таланту Островского. Об этом свидетельствует статья Тургенева "Несколько слов о новой комедии Островского "Бедная невеста"", опубликованная в мартовской книжке "Современника" за 1852 г.
5 Тургенев имеет в виду "молодую редакцию" "Москвитянина", но трудно сказать, кого именно из ее состава - возможно, что Ап. А. Григорьева.
8 Эраст Благонравов - псевдоним Б. П. Алмазова, члена "молодой редакции" "Москвитянина". Феоктистов сообщал о ном Тургеневу 24 декабря 1851 г.: "Эраст Благонравов написал роман в 4 част<ях>. Он будет помещен в "Москвитянине", и юная партия говорит, что это верх искусства и прелести" (ИРЛИ, ф. 166, од. хр. 1539, л. 31 об.). Роман этот, однако, не был опубликован в "Москвитянине" и вообще в печати неизвестен. По-видимому, именно о нем, как о произведении, не увидевшем света и впоследствии уничтоженном автором во время его предсмертной болезни, упоминается и в кратком биографическом очерке Алмазова (см.: Алмазов Б. Н. Сочинения. М., 1892. Т. 1, с. XX).
7 Речь идет о петербургской итальянской опере. Феоктистов в том же письме от 24 декабря 1851 г. сообщал Тургеневу: "Один из членов юной редакции ездил в Петерб<ург> и говорит, что итальянская опера у вас - мерзость!.." (ИРЛИ, ф. 166, ед. хр., 1539, л. 31 об.).
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, No 8907.
Впервые опубликовано: Т, Первое собрание писем, с. ИЗ, с предположительной датой - конец 1862 г. Затем перепечатано: Т сб (Кони), с. 207, с другой предположительной датой - конец декабря 1859 - начало января 1860 г.
Обе эти даты неверны. В конце 1859 - начале 1860 г. Тургенев жил в доме Вобера на Большой Конюшенной, между тем как в доме Гиллерме, на углу Малой Морской и Гороховой, он жил в конце 1851 - начале 1852 г. (см. письма 185, 186); письма Феоктистова к Тургеневу от 27 февраля и 7 марта от. ст. 1852 г. направлены по тому же адресу: "На углу Мало)! Морской и Гороховой, дом Гиллерме, квартира под No 9" (ИРЛИ, ф. 166, ед. хр. 1539). Слова "позвольте <...> пожелать Вам счастливый Новый год" могли быть написаны в самом конце декабря. Кроме того, письмо Тургенева к Е. М, Феоктистову от 29 декабря ст. ст. 1851 г. (No 188) свидетельствует о том, что именно в это время Тургенев болел воспалением легких.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 3, оп. 4, No 625, л. 1-2 об.
Впервые опубликовано: Лит Арх, т, 4, с. 191-192.
1 Тургенев отвечает на письмо к нему И. С. Аксакова от 27 декабря ст. ст. 1851 г. (см.: Рус Обозр, 1894, No 8).
2 В письме от 27 декабря 1851 г. И. С. Аксаков писал Тургеневу ""Современник" и "Отечественные записки" объявляют о вашем сотрудничестве, а первый - о вашем романе. Сохрани вас бог подумать, что участие каше в журналах, при неучастии в "Сборнике", оскорбляя меня, внушает мне эти слова. Нет, это огорчит меня за вас; мне будет жаль этой невозможности нравственной писать что-нибудь "так", от которой в будущем ожидал я столько добра" (Рус Обозр, 1894, No 8, с. 460).
3 Речь идет о повести "Три встречи", которая была опубликована в февральской книжке "Современника", за 1852 г.
4 Цензура не пропустила в печать некоторые места в статье Тургенева о романе Евгении Тур (В. В. Салиас до Турнемир) "Племянница", в частности, начиная от слов: "Эти романы у нас возможны..." и кончая фразой: ""Мертвые души" действительно поэма - пожалуй, эпическая, а мы говорим о романах". Впоследствии, подготовляя свою статью к переизданию в "Сочинениях" (М., 1880. Т. 1, с. 308-327), Тургенев восстановил эти строки, которые, но его словам, "были выкинуты цензором, питавшим личное неблаговоление к Гоголю" (там же, с. 313).
5 См. письмо 186. В письме от 4 января 1852 г. И. С. Аксаков сообщал Тургеневу: ""Просьбы Оленина" я получил. Все советуют напечатать, по все сомневаются, пропустит ли цензура. Если отдел смеси устроится, то я отдам их цензору. А в самом деле, какой замечательный язык в этих "просьбах"!" (Рус Обозр, 1894, No 8, с. 461). В "Московском сборнике" "Просьбы Оленина" напечатаны но были, может быть, потому, что отдел "Смесь" в нем вообще отсутствовал. Впоследствии они появились в "Русском архиве" (1870, стлб. 1270-1280). Посылая эти "просьбы" П. И. Бартеневу, Тургенев 18 (30) ноября 1869 г. писал ему, что они "действительно любопытны как знамение того времени, как образчик чистейшего ябеднического слога, возвышающегося иногда до красноречия и не лишенного своеобразной юмористической окраски" (Рус Арх, 1870, No 1, стлб. 269). См. также наст. изд. Сочинения, т. 10, с. 589-592.
6 В письме к издателю "Русского архива" Тургенев подчеркивал: "Особенно замечательна вторая <...> просьба, в которой проводится сравнение между тамбовским наместником и "нашим общим праотцом Адамом". Что Аленин был крючкотвор первого сорта - это не подлежит сомнению; но накипевшее в нем негодование также несомненно и неподдельно" (Рус Арх, 1870, No 1, стлб. 269- 270).
7 Тургенев имеет в виду "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" С. Т. Аксакова. См. письмо 186, примеч. 5.
Печатается по фотокопии: ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
Впервые опубликовано: Т, Lettres ined, p. 53-55.
1 Это письмо Тургенева неизвестно.
2 Речь идет о И. Д. Шипулинском.
3 Окончательный раздел имений между братьями Н. С. и И. С. Тургеневыми был оформлен лишь в 1855 году. См. письмо 183, примеч. 1.
4 Помещиками Симбирской губернии были друзья и знакомые Тургенева - Л. В. Анненков (см. письмо 220), И. А. Гончаров, М. Н. Лонгинов. Вероятно, планируя поездку по Волге, Тургенев надеялся встретиться с кем-нибудь из них. Возможно, он имел в виду и Н. П. Огарева, который в то время находился в ссылке в с. Проломихе Симбирской губ.
5 Речки недалеко от Данса в Шотландии, где в то время находилось семейство Виардо.
6 Это письмо, если Тургенев действительно его написал, неизвестно.
7 Статья Г. Берлиоза о постановке оперы Ш. Гуно "Сафо" на сцене парижской Большой оперы появилась в "Journal des Debats" 21-22 апреля 1851 г. В русском переводе эта статья неизвестна. Позднее, 15, 17 (27, 29) апреля 1851 г., П. Виардо сообщала об успехе этой оперы Тургеневу: "Вы, я думаю, прочитали статьи, помещенные во всех наших больших газетах о "Сафо". Берлиоз по атому поводу написал великолепную статью, в которой брань сочетается с восторженными похвалами, сразу же поставившими Гуно на первое место во мнениях музыкантов" (Т, Leitres ined, p. 316, пер. с франц.). То же самое П. Виардо писала Ж. Санд 22 апреля: "Некоторые из статей, появившихся до последнего времени, великолепны. Утренние "Les Debats" добавили еще одну - Берлиоза, ею я очень довольна - за Гуно, так как рядом с резкой критикой содержатся не менее горячие похвалы" (Tbe Musical Quarterly, 1945, v. 31, No 2, пер. с франц.). Сам Гуно так отозвался об этой статье: "Берлиоз написал о "Сафо" рецензию,- без сомнения одну из самых лестных и высоких оценок, какие я имел честь и счастье получить за всё время моей композиторской деятельности" (Гуно III. Воспоминания артиста. M., 1962, с. 90-97).
8 См. письма 156, примеч. 9, и 160, примеч. 3 и др.
9 В семействе Виардо в то время ожидали ребенка. 21 мая н. ст. 1852 г. у П. Виардо родилась дочь Клоди.
10 В письме от 11 января 1851 г. Л. Виардо сообщал Тургеневу о посылке Ш. Гуно своего сценария опоры в четырех действиях, основанного на мифе об Орфее, взятого из "Истории" Павсания. В том же письме Виардо информировал Тургенева о том, что он посоветовал Гуно предложить этот сценарий для стихотворной обработки Э. Ожье.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 3, оп. 13, No 70, л. 1-2.
Впервые опубликовано: BE, 1894, No 1, с. 331-332.
1 Имеется в виду письмо С. Т. Аксакова от 12 января 1852 г (Рус Обозр, 1894, No 8, с. 462-463).
2 "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" вышли в свет с подписью "С. А-в" в начало 1852 г. (ценз. разр. от 17 января). С. Т. Аксаков 12 января 1852 г. писал Тургеневу: "Вате участие в моих "Охотничьих записках" и одобрительные слова для меня дороже всех других, и не мудрено: вы соединяете в себе ценителя по литературной и охотничьей части" (Рус Обозр, 1894. No 8, с. 463).
3 Первое издание "Записок об уженье рыбы" С. Т, Аксакова появилось в 1847 г.
4 См. письмо 186, примеч. 5.
5 Планы Тургенева были нарушены его арестом и последовавшей за тем высылкой в Спасское в мае 1852 г. Аксаковы, к которым намеревался заохать Тургенев, жили в Абрамцеве.
6 Тургенев имеет в виду К. С. и И. С. Аксаковых.
7 Речь идет о "Московском сборнике", который собирались выпустить братья Аксаковы. Том 1 вышел в марте 1852 г.
8 Повесть "Три встречи".
9 Г.. Т. Аксаков сообщал об этом Тургеневу в письме от 12 января 1852 г. (Рус. Обозр, 1894, No 8, с. 463).
Печатается по подлиннику: ГЛМ, ф. К. И. Леонтьева, 4855/3, л. 1-2.
Впервые опубликовано: Рус Мысль, 1886, No 12, с. 67-68.
1 "Женитьба по любви" была запрещена цензурой (см. письмо 185, примеч. 1).
2 Речь идет о повести К. Леонтьева "Немцы", которую Тургенев впоследствии, 28 января 1853 г. (см. письмо 258), отправил Краевскому для непечатания в "Отечественных записках". По цензурным причинам она не была тогда напечатана (см.: Леонтьев К. Страницы воспоминаний. СПб., 1922, с. 30). В 1854 г. повесть была опубликована под названием "Благодарность", без подписи, в литературном отделе "Московских ведомостей" (No 6-10).
3 Впоследствии Леонтьев вспоминал: "Я принес ему Тургеневу) две-три первые главы романа, который я начал почти в одно и то же время с комедией. Название романа было: "Булавинский завод"".
4 Роман Писемского "Богатый жених" начал печататься в "Современнике" в 1851 г. (No 10, 11 и 12), т. е. до окончания работы над ним, которое датируется апрелем 1852 г. Продолжение и окончание этого произведения публиковались в том же журнале в 1852 г. (No 2, 3, 4 и 5).
5 См. письмо 190, примеч. 4.
Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
Впервые опубликовано: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 61-62.
1 Это письмо П. Виардо неизвестно.
2 Тургенев имеет в виду неизданное письмо Л. Виардо от 28 января н. ст. 1852 г., хранящееся в собрании М. и А. Ле Сен (Париж). Упоминание см.: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 61.
3 См. письмо 191, примеч. 9.
4 Премьера оперы Дж.-Э.-А. Алари в 5 действиях и 5 картинах "Сарданапал" на либретто Э. Пачини и Береттони по одноименной поэме Байрона (1821) состоялась в Петербурге 26 января 1852 г. в бенефис Дж. Марио. Кроме него, в спектакле участвовали Ф. Ронкони, Д. Тальяфико; Дж. Гризи исполняла роль греческой невольницы Мирры. Подробный разбор этой постановки был дан в газетах: СПб Вед, 1852, No 49, 29 февраля; Сев Пчела, 1852, No 38, 18 февраля. "С.-Петербургские ведомости" большое место уделили недостаткам либретто. Газета, в частности, писала: "Г-ну Алари, новому итальянскому композитору, нужно было либретто для оперы; он и обратился за этим к своим отечественным писателям а известно, как составляют итальянцы либретто <...>. Одни романы Вальтера Скотта доставили на некоторое время огромный запас сюжетов для составителей итальянского либретто. Но вот этот запас мало-помалу истощился; а французские мелодрамы и трагедии не обещают много для опорных переделок, как всегда эфемерные, умирающие при самом рождении; и гг. Пачипи и Береттони принялись для г. Алари переделывать байронова "Сарданапала" <...>. Перетасовывать сцены таким образом, чтобы в каждом действии пришлось нужное количество арий, дуэтов, трио и проч., чтобы к концу акта было поболе народа на сцене для приличных финалов! <...> наконец, вставить две-три сцены, которые нужны композитору для произведения каких-нибудь особенных эффектов - и дело в шляпе. Гг. Лачини и Береттони составили свое либретто как раз по этому рецепту". Отказывая опере Алари в оригинальности, газета, тем не менее, положительно отзывалась об исполнителях и в их числе о Гризи.
5 П. Виардо высоко ценила этого итальянского певца. 7 ноября н. ст. 1851 г. она писала Матв. Ю. Виельгорскому: "Это превосходный малый, который кроме своего артистического таланта имеет еще один, столь же редкий дар ("уж больше не лезет", как говорят в Бургундии) - быть всеми любимым. В нем нет ничего, что отдавало бы театральным сбродом, никакого запаха кулис" (Муз Насл, т. 2, ч. 2, с. 93, пер. с франц.).
6 Первые сообщения о Гуно появились в русских газетах еще весной 1851 г. Так, например, собственный корреспондент "С.-Петербургских ведомостей" в Париже писал о Гуно и связи с представлением в парижской Большой опере "Сафо": "Г. Гуно недюжинный артист. Он артист серьезный, мыслящий и не любит тех оперных поэм, в которых нет ни поэзии, ни возвышенного, ни слога, который можно слушать только с помощью музыки <...> Характер музыки г. Гуно более симфонический, нежели мелодический. Пение беспрестанно утихает в общей гармонии и очень редко снова всплывает на поверхность. Молодой композитор долго жил в Риме, но не принял, как видно, итальянских музыкальных верований. Он скорее метафизик, чем поэт, человек рассуждающий, а не чувствующий, более склонен к немецкой музыке, особенно же к музыке Мендельсона и Мейербера" (СПб Вед, 1851, No 99, 5 мая).
7 См. письмо 184, примеч. 2.
8 Бельгийский виолончелист Юбер Леонар был женат на двоюродной сестре П. Виардо Антонии Сичес ди Менди. Свадьба их состоялась летом 1849 г. См. наст. изд., Письма, т. 1, письма 83, 120.
Печатается по подлиннику: ГЛМ, ф. К. Н. Леонтьева, 4855/4, л. 1.
Впервые опубликовано; Рус Мысль, 1886, No 12, с. 08.
1 О возможности напечатания плана целого романа "Булавинский завод" вместе с его отрывками см. письмо 193. Впоследствии Леонтьев находил, что "цензура была бы совершенно права, если бы не пропустила "Булавинского завода" в том виде <...> Содержание его было в высшей степени безнравственно, особенно со стороны эротической" (см.: Леонтьев К. Тургенев в Москве,- Рус Вестн, 1888, No 3, с. 282). Роман этот не был окончен автором и в печати не появился.
2 Тургенев имеет в виду повесть Леонтьева "Немцы" (см. письмо 193, примеч. 2).
3 Леонтьев был в то время студентом медицинского факультета Московского университета (ом.: Леонтьев К. Н. Страницы воспоминаний, СПб., 1922, с. 16).
Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
Впервые опубликовано (не полностью): во французском оригинале - Cosmopolis, 1896, No 7, juillet, p. 141, 11; в русском переводе - Гальп.-Кам., Письма, с. 116, XXVI.
Полностью во французском оригинале впервые опубликовано: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 63-65; в русском переводе - Неделя, 1978, No 39.
1 Это письмо П. Виардо неизвестно.
2 О смерти Гоголя и о сожжении им перед смертью 2-го тома "Мертвых душ" и других произведений Тургенев узнал (как он сам свидетельствует) от И. И. Панаева, с которым встретился 24 февраля на утреннем заседании Общества посещения бедных, в Дворянском собрании; впрочем, по другим сведениям, он уже получил до заседания письма из Москвы (очевидно, от В. П. Боткина и Е. М. Феоктистова) с сообщением о том же. См.: Литературные и житейские воспоминания. Гоголь; Никитенко, т. 1, с. 345-346, запись от 24 февраля; Боткин и Т, с. 18-21, письмо Боткина к Тургеневу от 21 февраля ст. ст.
3 Полина Виардо могла знать, очевидно, лишь те из произведений Гоголя, которые были переведены Тургеневым и изданы в 1845 г. Луи Виардо: Gogol Nicolas. Nouvelles russes. Traduction francaise, publiee par Louis Viardot. Paris, 1845. Это "Тарас Бульба", "Записки сумасшедшего", "Коляска", "Старосветские помещики", "Вий".
4 П. Мериме поместил в журнале "Revue des Deux Mondes" (1851, т. 12, 15 декабря) большую статью "Николай Гоголь. Русские повести. "Мертвые души". "Ревизор"", в которой утверждал, что Гоголь "наблюдатель тонкий до мелочности, искусный в схватывании смешного и смелый в его показе, но склонный доводить смешное до шутовства", что он дает лишь преувеличенно отрицательные, неправдоподобные или искаженные картины русской жизни, но что тем не менее как романист и драматург заслуживает большого внимания и, переведенный на распространенные в Европе языки, он может "получить известность, равную известности лучших английских юмористов". Эту поверхностную и неверную оценку Гоголя с радостью подхватил Ф. В. Булгарин, развив ее в двух статьях "Северной пчелы" (1851, No 277 и 283, 12 и 19 декабря), а также в статье, посвященной выходу "Московского сборника", где была помещена статья И. С. Аксакова, посвященная памяти Гоголя (Сев Пчела, 1852, No 99, 3 мая).
Печатается по подлиннику: ЦГДА, ф. 109, оп. 1852, ед. хр. 92, дело "По письмам: от Никольского к Ивану Сергеевичу Аксакову, от Ивана Тургенева к нему же, Аксакову, и от Тургенева к Василию Боткину насчет смерти литератора Гоголя. Начато 15-го марта 1852 г.", на 126 листах, л. 35-36. Первая фраза письма (со словами "друзья мои") обращена не только к Феоктистову, но и к В, П. Боткину. Однако письмо в целом адресовано Феоктистову.
Впервые опубликовано: Всемирный вестник, 1907, No 3, Приложение, с. 43-45; ИВ, 1907, No 2, с. 501 - 562 (в статье Н. В. Дризена "Арест и ссылка И. С. Тургенева").
1 Н. В. Гоголь умер 21 февраля (4 марта) 1852 г. Письмо Тургенева является ответом на письмо к нему Феоктистова от 25 февраля 1852 г., содержащее описание похорон писателя (см.: Лит Насл, т. 58, с. 743), а также одновременно откликом на письмо Боткина от 21 февраля 1852 г. с известием о смерти Гоголя (см.: Боткин и Т, с. 17-21).
2 Это письмо Тургенева к Боткину неизвестно.
3 В ответном письме к Тургеневу от 3 марта ст. ст., ошибочно датированном 1851 г. самим Феоктистовым, он указывал: "Очень заинтересовали в вашем письме слова о тех обстоятельствах, которые вас подготовили к смерти Гоголя. До сих пор мы тут но имеем и понятия о этих обстоятельствах" (ИРЛИ, ф. 166, ед. хр. 1539, л. 8).
4 Это образное выражение психологического состояния вновь возникает в главе XI "Рудина" при описании того, что чувствует Наталья Ласунская поело прочтения прощального письма героя романа.
5 К 10 апреля ст. ст. Тургенев в Москву не выехал, а 16 апреля он был арестован.
6 В письмах Феоктистова и Боткина, о которых упоминалось выше (см. примеч. 1), никаких обращений к Тургеневу с просьбой написать статью о Гоголе для "Современника" не содержится. Однако впоследствии в "Литературных и житейских воспоминаниях" Тургенев снова указывал, говоря о смерти Гоголя: "Вскоре потом я получил от одного приятеля из Москвы письмо, наполненное упреками; "Как! - восклицал он;- Гоголь умер, и хоть бы один журнал у вас в Петербурге отозвался! Это молчание постыдно!""
7 Об отпевании Гоголя в университетской церкви сообщал Тургеневу Феоктистов в письме от 25 февраля 1852 г. (см.: Лит Насл, т. 58, с. 743). Там же Феоктистов писал: "Гроб не дали ставить на колесницу и на руках донесли его до могилы в Даниловом монастыре, вероятно, 6 верст. Я нес его до могилы и опускал в нее гроб".
8 Это - ответ на слова Феоктистова: "Погодин не был тогда (в день похорон Гоголя.- Ред.) в Москве, а Шевырову еще и теперь не говорят о смерти Гоголя, ибо он сам болен тифом. Но Аксаковы и Хомяков - великолепны; когда-нибудь вы услышите об их похождениях. Много рассказывать!" (Лит Насл, т. 58, с. 743).
9 Стихотворение Некрасова "Блажен незлобивый поэт", опубликованное потом в третьей (мартовской) книжке "Современника" за 1852 г.
10 Статья Тургенева о Гоголе была запрещена столичной цензурой и в газете "С.-Петербургские ведомости" не появилась; она была напечатана в "Московских ведомостях" (1852, No 32, 13 марта). См. об этом: Лемке М. К. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг. 2-е изд. СПб., 1909, с. 204-212; Дризен Н. В. Арест и ссылка И. С. Тургенева.- ИВ, 1907, No 2, с. 559-509. Документы, использованные в этих работах, частично опубликованы во "Всемирном вестнике", 1907, No 4, с. 1-48. См. также: Никитенко, т. 1, с. 349-352; Барсуков, Погодин, кн. 12, с. 5-7.
11 Б. В. Салиас де Турнемир.
12 "Письмо из