Главная » Книги

Амфитеатров Александр Валентинович - Переписка М. Горького с А. Амфитеатровым, Страница 20

Амфитеатров Александр Валентинович - Переписка М. Горького с А. Амфитеатровым



ов эту мысль Горького изложил следующим образом: "Встреча с перевозчиком Тюлиным ("Река играет") вылилась поистине "перлом создания", вырос новый всероссийский тип "Обломова снизу"". "Обратите внимание на Тюлина, - писал мне Горький, - в том, что наверху Обломов, а внизу Тюлин, - фатум русского прогресса" (см.: Амфитеатров. Т. 15. С. 378).
   О Тюлине как о национальном типе Горький писал в статье "Разрушение личности" (XXIV, 52-53), в лекциях "История русской литературы" (Арх. Г. Т. I), в воспоминаниях "О В. Г. Короленко" (16, 240-259): "Говорят, я довольно удачно читал рабочим реферат, темой которого была роль Тюлина в русской истории, - у меня вышло так, что и Минин, и Болотников, и Пугачев - все Тюлины!" (XXIX, 311),- писал он Короленко.
   Однако Горький видел и многообразие русского национального характера: "Платон Каратаев и Калиныч несомненно русские мужики, но это мужики центральной, московской Руси, и такие типы "смирных" людей - очень редки на Волге, едва ли возможны в Сибири, их нет на "Украине. И. А. Бунин очень верно, очень умело пишет орловского мужика, но для Верхнего и Среднего Поволжья этот тип почти неправда - психику волжанина наилучше уловил Короленко в лице Тюлина. "Мужики" Чехова - правдивый этнографический очерк, да, около Москвы - в Калуге. Туле, Орле - этакие фигуры не редкость и очень естественны, но - разве похожи на них вологжане, новгородцы, поморы". И далее: "У нас на Руси не было и нет еще того единства социальных, политических и, словом говоря, культурных условий, которые позволили бы нам создать единодушие, выработать твердый, определенный тип русского человека, русского мужика...",- писал Горький А. Г. Туркину (Урал. 1968. No 3. С. 150).
   6 См.: А- Г, п. от 7 ноября 1910 г.
   7 Очевидно, Горький имеет в виду кн.: Хомяков А. С. Стихотворения: С портретом автора и биографическим очерком. СПб.: изд. А. С. Суворина, 1910.
  

148. Амфитеатров - Горькому

  

[Fezzano. 4 декабря 1910 г.]

1910.ХI {Видимо, описка - должно быть XII.} 4

  
   Написал в Петербург, чтобы сняли и "постоянного".
   Относительно праздничности объявления Вы совершенно превратно понимаете, господине! Не думаю, чтобы за последнее десятилетие Вы нашли в русской журналистике объявление, которое, без крика и зазывательства, отметило бы только пять постоянных и действительных своих сотрудников. Относительного жирного шрифта - что поделаешь? Объявлений много, и надо, чтобы читатель газет видел Вас, меня, другого, третьего. Когда "Знание" печатает свои объявления, его шрифты еще жирнее. Это Вы мне, будучи не в духе, написали.
   Что касается траура, я того мнения, что горе горем, а дело делом, и из-за смерти большого русского писателя нет никакого основания задерживать объявление о журнале, который собирается сделать тоже немаленькое русское литературное дело.
   Относительно Алексея Толстого Вы правы: тон взят высокий, но я вообще имею эту манеру: когда вижу настоящую надежду, скорее перехвалить, чем недохвалить. Это обязывает. Время критики разжалования и снимания эполет, если придет, то никогда не опоздает. А когда талант начинает и не слышит счужа яркого привета, горько ему и темно. Всегда я в таких случаях вспоминаю свою литературную молодость, и хочется мне, чтобы сменникам было светлее и легче и видели они большую к себе любовь. К тому же этот Алексей Толстой уж очень потрафил на меня, изобразив во весь рост дворянское гадючье гнездо - сословие, к которому питаю искреннейшее отвращение.
   Шмелев Ваш очень плох1. Подражатель ничтожного типа, размазывающий то щедринского Гришку-портного2 ("Гражданин Уклейкин"), то Ваши образы из "Фомы Гордеева" и т. д. Может быть, "выпишется", но покуда Бог с ним.
   От Сургучева получил очень милое письмо. Вот этот со способностями. "Деревни" не читал и не имею где достать. Если у Вас свободна, пришлите. Меня интересует Бунин двойственностью своего таланта: всё, что я читал его в стихах, - жидкая версификация; всё, что в прозе,- поэзия, творчество. Если у этого человека есть за душою что сказать, может написать большую вещь.
   Получил вчера от А. А. Богданова письмо о школе в Болонье3. Сия последняя для меня совершенный сюрприз, и, конечно, ничего равно ни уму, ни сердцу не говорящий. Конечно, просят денег. Я отказал. Что такое "впередовцы" и почему я должен радоваться, что Ленин в чем-то и как-то там провалился с первою школою? Я всего этого не знаю. Когда Вы у меня были, то о школе мы говорили довольно много, но сих глубокомыслей как-то не коснулись, а Ленина, помнится, Вы мне очень хвалили. Просветите, если сами просвещены.
   Соображение насчет Короленки - о Тюлине и Обломове передал к сведению пишущего статью. С мнением, что Тюлин и Обломов погубили 1905 год, не совсем согласен. Было и это, но коренная причина представляется мне иною. Вы знаете мой взгляд: социальной революции не может быть в стране, которая не прошла сквозь революцию национальную. В 1905 году, уповая на экономическое движение рабочих, позабыли, что дело идет в России и о России, революция оказалась ни русскою, ни народною - метафизическою в конце концов. Стеньку Разина разбудить не сумели, да и не захотели <...> На политическую революцию смотрели свысока, а материал социальной революции даже вооружить не позаботились. Ну да об этом лучше не начинать! А то содрогнешься, и сердцу больно!
   Перечитываю "Войну и мир". Эка слоновий разгул! Если бы я был Леонидом Андреевым, то есть человеком с огромными литературными способностями и совершенно обеспеченным крупною доходностью старых своих сочинений, без надобности зарабатывать новыми,- я засел бы лет на пять за материалы для нового романа этой эпохи. Он нужен. Ответственность и ужас померяться с Толстым велики, но новый роман нужен. Уж очень много новых данных открыто и накопилось с тех пор, как писал Л[ев] Н[иколаевич] свою эпопею. Знаете ли, когда перечитываешь ее теперь, после нескольких мемуаристов, сделавшихся известными в 1880-1908 гг., поминутно изумляешься удивительной прозорливости Л. Н., который часто отгадывал ему неведомое, и поминутно жалеешь, зачем он многого не знал, описывая, как десять лет спустя узналось. Так, например, в русской литературе есть ли более страшная художественная картина, чем убийство Верещагина?4 Но - представьте себе - после ужасного в педантическом тоне своем рассказа сухого и скучного Рунича 5 о чудовищной интриге, погасить которую должно было это злодейство, интерес толстовской картины значительно блекнет, и тезис, им излюбленный, о случайности и стихийности коллективных движений получает подрывающий удар. Нужен новый Александр, новый Наполеон, крестьянство, которого в романе нет, купцы и попы-бонапартисты, сектанты-наполеоновцы, князья, которые вдруг об уделах почему-то вспоминать стали, и пр.
   Опять болтаю! Ну, не буду. До свиданья. Всего Вам хорошего М. Ф. и дому привет.

Ваш А. А.

   Нет, Андреев не сделает. Очень мещанин с песенником жестоких романсов. Может быть, Бунин или новый Толстой, если вырастет. Вас не считаю: за Вами Стенька Разин числится в долгу!6
  
   Дата п. уточнена по предыдущему п. Горького.
  
   1 Речь идет о т. 1 "Рассказов" И. Шмелева. См.: А- Г, п. от 30 ноября 1910 г.
   2 Герой рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Портной Гришка" (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. сочинений. М., 1937. Т. 16).
   3 После закрытия каприйской школы "впередовцы" решили организовать новую школу для рабочих в Болонье. Она открылась 21 ноября 1910 г. Приглашенные для чтения лекций Ленин и Горький в Болонью ехать отказались. "Со впередовцами дел иметь не хочу",- писал Ленин Горькому 3 января 1911 г. (В. И. Ленин. Т. 48. С. 14). Подробнее о школе см.: Арх. Г. Т. XIV. С. 68-69.
   Амфитеатров в ответе Богданову сообщал, что не может дать денег на новое начинание, которое Горький не поддерживает. Свой долг за каприйскую школу (750 франков) он обещал выслать, как только сможет.
   4 Убийство Верещагина - эпизод из третьей части романа "Война и мир" (гл. XXV). Михаил Верещагин (1790-1812) обвинялся в переводе из газ. "Гамбургские известия" и распространении "Письма Наполеона к прусскому королю" и "Речи Наполеона к князьям Рейнского союза в Дрездене", был приговорен к бессрочной каторге. Перед вступлением Наполеона в Москву граф Ростопчин распорядился отдать его на самосуд толпе, приказав: "Руби его!" Верещагин был растерзан толпой.
   По поводу этого эпизода известный общественный деятель, юрист А. Ф. Кони писал: "Описание этого события у Л. Н. Толстого в "Войне и мире" является одной из гениальнейших страниц современной литературы. Проверяя это описание по показаниям свидетелей, приходится заметить, что указание толпе "на изменника, погубившего Москву", и затем расправа с ним - всеми рассказывается совершенно одинаково, а предшествовавшее ей приказание рубить Верещагина передается совершенно различно" (Кони А. Ф. Психология и свидетельские показания // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб. 9).
   5 Амфитеатров имеет в виду воспоминания Павла Дмитриевича Рунича (1778-1860), в которых рассказано о расправе графа Ростопчина с Федором Петровичем Ключаревым (1754-1820), московским почт-директором. Его арест и ссылка были результатом личной вражды Ростопчина. Поводом для ссылки Ключарева стала передача его сыном иностранных газет Верещагину (Из записок П. Д. Рунича // Русская старина. 1901. No 3).
   6 Речь идет о намерении Горького написать о Степане Разине.

149. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. 10 декабря 1910 г.]

   Дорогой А. В.!
   Вы посмотрите-ка, что делает нахальный этот жидёнок Ауслендер - умереть со смеха! 1
   "Нам, уставшим" - каково?2 Ему двадцать две годины неполных, ножки у него, как спичечки, - посылаю вам его портретик для "Сверчка".
   "Успокоительный" Лесков!
   Спросить бы г.г. Гессенов-Набоковых-Милюковых - как они относятся к этому изблеванию мальчишескому в своей архикультурной газете?3
   Рецензию - пришлите обратно. Сохранить желаю. "Успокоительный" Лесков, трактирный писатель - это так оригинально.
   Жму руку и будьте здоровы.

А. Пешков

   Приписка М. Ф. Андреевой:
   Дорогой Александр Валентинович.
   А. М. посылает Вам карикатуру - весьма, впрочем, похожую на портрет г.г. С. Ауслендера и Нины Петровской4, сделанную М. С. Боткиной, когда те наносили визит vill-e Blaesus три года тому назад. Впоследствии этот визит был изображен ими в весьма превратном виде5. Теперь они с Н. Петровской чуть ли не в контрах, а тогда путешествовали вместе, ей было лет 40, а ему- 22-23 максимум... Кстати, миленький Александр Валентинович, на днях в разговоре с Лидочкой6 мимоходом выяснилось, что Вы с Илларией Владимировной заподозрили меня в ридикюльном (от слова - ridicule {Смешно, смешной (фр.).}) желании уменьшать свой возраст. Смею Вас уверить, что родилась я от законных супругов Юрковских7 и в метрике значусь младенец Мария - родилась 21 июня 1871 года; в 1886 году в мае месяце кончила Литейную гимназию, причем меня не хотели выпускать, т. к. мне не хватало 1 месяца до 16-летнего возраста; в 1886 же году 1 ¥ месяца играла в Казани у Медведева8 - выдержать этой марки по младости своей не могла и в 17 лет 29 июля 1887 года вышла замуж9; в 1888 году 29 ноября родился мой сын Юрий 10, которому вот сегодня, значит, минуло 22 года, это явствует еще и из того, что он только что освободился от воинской повинности. Мы с Вами познакомились в 1889 году, в Тифлисе уже, после того, как Вы перестали давно быть певцом, а мне было тогда только 19 лет, хотя я и была уже мамаша годовалого сына, или даже двухгодовалого. Сестре моей Надежде Федоровне, всего на два года моложе меня бывшей, ровесник кто-то из Гореловых11, так что подлинность моих цифр легко засвидетельствовать. Неужели я в 40 лет - 8 лет тому назад - решилась бы связать судьбу А. М. со старой бабой, каковою в настоящее время себя считаю? Нет, миленький, я до смерти боюсь всего смешного! Сведения сего письма могут пригодиться для некролога, т. к. надеюсь, что Вы меня переживете; только, ради бога, не подумайте, что я обиделась - это было бы тоже ридикюльно. Будьте здоровы, дорогой мой, хоть и заняты очень - пишите нам, пожалуйста, поклон Илларии Владимировне. Как доехали деревья?

М.

  
   Датируется по содержанию.
  
   1 Сергей Абрамович Ауслендер (1888-1943) - писатель, драматург.
   2 Горький цитирует рецензию Ауслендера на кн. Амфитеатрова "Княжна. Роман-хроника" (Речь. 1910. No 321. 22 нояб./5 дек.). Рецензия С. Ауслендера с подчеркиваниями Горького хранится в АГ.
   3 В. Д. Набоков - издатель газ. "Речь". И. В. Гессен, П. Н. Милюков - редакторы газ. "Речь".
   4 Нина Ивановна Петровская (1884-1928) - писательница. Брюсов в своем романе "Огненный ангел" изобразил Петровскую в образе Ренаты.
   5 Мария Сергеевна Боткина в 1908 и 1909 г. гостила у Горького. Петровская писала о своем пребывании на Капри в ст. "Максим Горький на Капри (литературный силуэт)" (Астраханец. 1908. No 7. 5 мая).
   6 Л. П. Пешковой.
   7 Федор Александрович Федоров-Юрковский (1842-1915) - отец М. Ф. Андреевой, режиссер.
   Мария Павловна Юрковская (по сцене Лелева) (1843-1919) - мать М. Ф. Андреевой, актриса Александрийского театра. М. Ф. Андреева родилась в 1868 г.
   8 Петр Михайлович Медведев (1837-1906) - антрепренер, режиссер, актер. Драматическая и оперная труппа Медведева выступала в Саратове, Казани и других городах.
   9 Андрей Андреевич Желябужский (1850-1932) - первый муж М. Ф. Андреевой. Главный контролер Курской и Нижегородской железных дорог, член правления Российского театрального общества.
   10 Юрий Андреевич Желябужский (1888-1955) - сын Андреевой, деятель советского кино. Кинорежиссер, сценарист.
   11 Речь идет о С. И. или Е. И. Гореловых.
  

150. Амфитеатров - Горькому

Fezzano. 1910.XII.11

   Дорогой Алексей Максимович.
   Во избежание возможных недоразумений пробегите прилагаемые письма.
   Затем так уж и позвольте мне поступить с посылкою денег, как я пишу в конце второго письма, то есть направить их к Вам, потому что, кроме Вас, я решительно не считаю себя связанным с кем-либо в этом деле и переписки с Богдановым поддерживать не намерен. Я не мальчишка, чтобы мною распоряжались, как им нравится,- я даже не знаю, кто1.
   Очень сожалею, что не могу сию же минуту послать деньги. В конце ноября и начале декабря когда же бывают деньги у литератора? К святкам жду гонорара за сданный 3-й том "Зверя из бездны". Если же, кроме того, "Прометей" успеет до праздников начать 2-е издание 1-го тома "Девятидесятников", то пришлю вам всю сумму полностью без рассрочки.
   По целым дням занят формировкою "Совр[еменника]". О Муромцеве пишет Водовозов. Будем прилагать портреты. В первом даем Пушкина, Льва Толстого и, по случаю столетия, Альфреда де Мюссе2. Нет ли у вас в портфеле лишнего "Знанию" рассказа на тему о ноябрьском законе? 3 Нужен очень. Брусянин4 прислал, но ерундища газетного происхождения, без всякого наблюдения - отказал.
   Тихонов5 повествует о литературных временах и нравах, анекдоты столь изумительные, что даже забывает привирать, и глаза наливаются самыми горестными слезами, странными на лице такого жизнерадостного человека. Не говоря уже о пьянстве и разврате прямо-таки чудовищных и даже неслыханных, дошли до фальсификации рукописей. Какой-то Маныч или Коптелев, Кибелев, черт его знает, приносит в редакцию рукопись. Ее признают возможною к напечатанию, предлагают 100 рублей гонорара. Означенный гусь отвечает:
   - Никакого расчета. За подписью Александра Ивановича я получу 125.- Как? - Очень просто. Он подпишет - рукописи цена станет 250 рублей; 125 - ему, 125 мне!.. Сидят, надо ехать к девкам, денег нет. Александр Иванович оглядывает свиту своих "манычаров" (сам прозвал) и вопиет:
   - У кого из вас есть рассказ?
   Кто-нибудь откликается.
   - Давай.
   Под рукописью ставится подпись "А. Куприн", и рассказ везется кем-либо из "манычаров" в редакцию поплоше, напр. в "Петербургскую газету". Худяков6 смотрит подпись, видит, что она настоящая, купринская, и приказывает: выдать деньги.
   Ему замечают:
   - Подпись купринская, но рассказ - такая дрянь, что, поверьте, нь купринский.
   - А мне какое дело?..
   Но вообще за последнее время, по наблюдению Тихонова, хулиган значительно схлынул. В театрах - ни одного полного сбора, кроме... Островского! В театре Леванта-Андреева пустынно. "Чудаки" публике не понравились, но к ним был интерес, и 4 представления дали сборы, ставшие редкостью в театре этом7. Говорят, что наследники Островского возьмут за этот сезон не один десяток тысяч.
   Заметку возвращаю. Ну что Вы! Ауслендер - христианин. Я его так отчитал за "Пушкина-сноба", а он еще кроток.
   Ой, устал!
   До свидания. Всего Вам хорошего.

Ваш А. А.

   Написали бы страниц 5-6 относительно Толстого-то и Короленки. Статья статьею, а Ваше слово как это сразу двинуло бы. А журналу - радость.
  
   1 Богданов обратился к Амфитеатрову с просьбой выслать для школы оставшуюся сумму (750 фр.) для расходов по школе. См.: А-Г, п. от 4 декабря 1910 г.
   2 К столетию со дня рождения Альфреда де Мюссе в журнале была опубликована его драма "Андреа дель-Сарто" и очерк Т. Щепкиной-Куперник "Альфред де Мюссе. (Набросок)" (Современник. 1911. No 1).
   3 Речь идет об указе от 22/9 ноября 1906 г. (закон Столыпина), по которому царское правительство взяло курс на сильное крестьянство. В изменение и дополнение к этому указу Николай II 14/27 июня 1910 г. утвердил закон о ликвидации крестьянской поземельной общины. О ноябрьском законе в "Современнике" (1911, No 5) была напечатана ст. С. Т. Семенова "Легко ли у нас выделяться из общин".
   4 Василий Васильевич Брусянин (1867-1919) - писатель, публицист, литературный критик. В последние годы жизни секретарь Л. Андреева. Сотрудничал в "Северном вестнике", "Новом слове", "Жизни", "Вестнике Европы" и др.
   В 1911 г. печатался в большевистской "Звезде", в 1913 г.- в "Правде". Автор кн.: "Леонид Андреев. Жизнь и творчество" (М., 1912), "Дети и писатели. Литературно-общественные параллели. (Дети в произведениях А. П. Чехова, Леонида Андреева, А. И. Куприна и Ал. Ремизова) (М., 1915) и др.
   5 В. А. Тихонов.
   6 Сергей Николаевич Худяков (1897-1928) - журналист, драматург. Редактор-издатель "Петербургской газеты".
   Горький с тревогой писал о фактах недостойного поведения Куприна в п. к Пешковой 26 ноября/9 декабря 1910 г. (см.: Арх. Г. Т. IX. С. 108).
   7 Премьера "Чудаков" состоялась 24 сентября 1910 г. в Новодраматическом театре в Петербурге. До начала репетиций Андреева 5/18 сентября 1910 г. предупреждала режиссера Дымова: "Если позволите - очень важно, чтобы артист, играющий Мастакова, не утрировал смешных или, вернее, комических черт, а Елена Николаевна была бы в высшей степени мила, проста и мягка" (М. Ф. Андреева. С. 187).
   6 октября Горький сообщал Пешковой: "Ты, конечно, знаешь, что моя пьеса провалилась в Питере? Говорят, однако, что в Киеве она шла с успехом. Не верю. А о провале - жалею. Никогда меня не трогали эти провалы, а на сей раз задело! Почему? Потому ли, что нездоровится, или же потому, что в пьесе есть, против обыкновения, нечто личное? Не знаю" (Арх. Г. Т. IX. С. 98).
   Рецензенты писали, что театр "пьесы не понял", а актер, игравший главную роль, скомкал ее. Пьеса быстро сошла со сцены (см.: Юзовский Ю. "Чудаки" М. Горького //Чудаки: Материалы и исследования. М.: ВТО, 1946. С. 5).
   "Чудаки" были поставлены в Париже членами большевистской эмигрантской кассы. 21 ноября/3 декабря 1910 г. на спектакле присутствовал Ленин. С. И. Гопнер вспоминала: "Не берусь сейчас утверждать, чья это была инициатива - поставить только появившуюся, возбудившую всяческие толки пьесу Горького. Быть может, это и подсказал Владимир Ильич <...> Что, однако, помню более твердо, так это то, что, когда, затеяв постановку, мы с ним делились планами, он эту пьесу уже знал и, как видно, высоко оценивал. Во всяком случае, к предположению ее поставить он с самого начала отнесся в высшей степени одобрительно, отмечая ее своевременность" (Гопнер С. И. В. И. Ленин в Париже // Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М.: Политиздат, 1969. Т. II. С. 295, 296).
  

151. Амфитеатров - Горькому

Fezzano. 1910.XII.13

   Дорогой Алексей Максимович.
   Некогда мне, как черту в аду, и устал я, аки пес, а между тем не могу оторваться от дела, чтобы написать Вам, какой милый писатель хохол Коцюбинский и как мне понравилась книжка его, изданная "Знанием"1. Я получил ее сегодня и прочитал урывками, между занятиями, а теперь всю ее держу в голове и радуюсь. Менее других мне нравятся его крымские рассказы, это все-таки экзотика и наблюдение вчуже, со стороны. Но все, что от Украины, Польши и Бессарабии, великолепно. Мягкий тон тургеневского ученика, хотя и почитал он уже Кнута Гамсуна ("Дебют")2. Ужасти, как мил. Я немедленно написал ему приглашение в "Современник", а Вы, если будете ему писать, скажите, что приобрел он большого поклонника. Два больших горя: Водовозова в январе сажают на 9 месяцев в Кресты, а Алексея Толстого тянут отбывать воинскую повинность3. Очень любопытное сегодня получил письмо от сына, из Москвы, о похоронах Льва Толстого. До свидания! Всего Вам хорошего!

Ваш А. А.

   Сегодня получил сведения, будто Егор Созонов застрелился из страха телесного наказания. Если правда, то вот и третья смерть большого русского человека, которую Вы предчувствовали. А еще вероятнее, что Егора С. пристрелили в тюрьме, как давно уже и неоднократно пытались.
  
   1 Амфитеатров пишет о первом томе рассказов Коцюбинского в переводе Мих. Могилянского (СПб., изд-во "Знание", 1911).
   В декабре 1910 г. Горький писал Коцюбинскому: "Книжку Вашу прочитал с большим наслаждением, с душевной радостью...", и сообщал, что посылает экземпляр книги с замеченными во время чтения, ошибками переводчика (XXIX, 149).
   В марте 1911 г. Горький извещал Коцюбинского об интересных рецензиях на первый том его рассказов в газ. "Речь", журн. "Современный мир", "Современник" и в провинции (Там же, 163).
   Второй том рассказов Коцюбинского также вышел в изд-ве "Знание" (СПб., 1911), третий - в книгоизд-ве писателей (М., 1914).
   2 "Дебют" - рассказ Коцюбинского, напечатан в первом томе.
   3 А. Н. Толстой был призван в армию в первую мировую войну. В 1914-1916 гг. он был военным корреспондентом "Русских ведомостей".
  

152. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. 15 декабря 1910 г.]

   Дорогой мой А. В.- что скажешь вам по поводу писем строгого человека Богданова?1 Формальная точка зрения: обещал? Подай! Мне было стыдно читать его письмо к вам. Может быть, вы позволите мне расплатиться за вас, да не обидит вас это предложение! Я просто не знаю, что мне делать: писать ему я - не могу, ибо давно уже отказался от всяких сношений и отношений с ним. И вообще с ними, но - с рабочими у меня есть отношения, хотя в школу я не поеду, о чем и заявил рабочим, указав причину: не хочу встречаться с людями, неприятными мне2.
   Посылаю вам новый рассказ Андреева: игра на цымбалах нутряного, исконно-русского анархизма, пропади он пропадом! Жидко, старо, скучно. И - вредно для нас, сыты мы этим 3.
   Ауслендер - земляк мне, зовут его Сергей Абрамович, в Нижнем его числили евреем. Есть у меня и еще земляк в поэтах Борис Садовской, он же Лев Пущин, а вернее - Поросенок выпущен4.
   Сегодня отъехал от меня Цейтлин Натан5; наездник храбрый, но - в боевом деле - не весьма хитер. Главная его сила - вся в убеждении, что коли русский - стало быть, мямля, ленив думать и цены себе не ведает. Думаю, что сему герою великие победы одержать суждено и даней хазарам мы еще поплатим обильно.
   Ни о Короленке, ни - тем паче! - о Толстом писать не стану - ни времени, ни сил не имею для этого.
   Сообщенное вами о диком племени "манычаров" знал из другого источника; боюсь, что это правда и - не верится. Маныч - это из тех, что кошек драли6.
   Будьте здоровеньки, желаю всего доброго и всем кланяюсь.
   Сообщите, когда выйдет 1-й No7.

А. Пешков

   На обложке 21-го выпуска журнала "Пробуждение" изображен Персей с головою медузы в руке и подписано8 "Персиянин".
   Там же, под картиною Кнауса, подписано Диффенбах9, но это - пустяки, а вот "персиянин" - очень веселая штучка!
   Достаньте "Записки литературного Макара" Сивачева10, очень любопытно: некий знакомый мой рабочий разносит Чирикова, Григория Петрова, Горького, говорит о Потапенке, будет говорить о Дорошевиче, Сумбатове11 и многих. Весьма негодующе, местами - верно и талантливо. Документ - ценный для характеристики человека, вылезающего с глубокого низа.
   Выходят - выпусками в Москве - лучше пошлю вам первый; есть уже второй.
  
   Датируется по дню отъезда Н. С. Цетлина с Капри 2/15 декабря 1910 г. (Дн. Пятницкого).
  
   1 См.: А-Г, п. от 11 декабря 1910 г.
   2 Горький был приглашен читать лекции слушателям школы в Болонье, однако не поехал, в письме к рабочим он писал:
   "Дорогие товарищи!
   Сердечно тронут Вашим письмом и горжусь отношением Вашим ко мне.
   Поверьте - мне очень хочется быть с Вами, но, если бы я приехал - мне пришлось бы молчать, ибо сильный кашель почти не позволяет говорить и все время мучают головные боли. Вместе с нездоровьем мне мешает приехать и обилие работы" (XXIX, 141-142).
   3 Рассказ Андреева "День гнева" (Современный мир. 1910. No 12).
   4 Борис Александрович Садовской (1881-1952) - писатель, литературный критик, примыкал к символистам. Сын нижегородского историка А. Я. Садовского.
   5 В автографе - Цейтлин. Горький и Пятницкий вели переговоры с Н. С. Цетлиным, вледельцем петербургского изд-ва "Просвещение", об издании и продаже продукции "Знания". Соглашение не состоялось.
   6 П. Д. Маныч - литератор, был близок к Куприну, использовал его имя в корыстных целях. См. также: Г-СМ, п. 5, прим. 8.
   7 Первый номер журн. "Современник" вышел в январе 1911 г.
   8 На обложке журн. "Пробуждение" (1910, No 21) была помещена репродукция с картины немецкого художника Кунца Майера "Персей" (Персей - древнегреческий герой, сын Зевса и Данаи, убивший Горгону Медузу).
   Репродукция с картины Людвига Кнауса "Прощенные" была помещена в No 26 журнала за 1910 г.
   9 Карл Вильгельм Диффенбах (1851-1913) - немецкий художник, жил на Капри. Осенью 1906 г. Горький писал Андрееву: "Вот я познакомился с одним чудаком - это известный художник Диффенбах" (ЛН. Т. 72. С. 278). В 1907 г. Горький вместе с Десницким посетил его мастерскую (Десницкий В. А. А. М. Горький: Очерки жизни и творчества. М., 1959. С. 161-162), 2 апреля 1910 г. Горький был на выставке картин Диффенбаха на Капри (Дн. Пятницкого).
   10 Михаил Гордеевич Сивачев (1887-1937) - писатель-самоучка, познакомился с Горьким в 1905 г. в Финляндии (XXVIII, 378-379). Автор книг автобиографического характера: "На суд читателя. Записки литературного Макара" (М., 1910, вып. I), "Прокрустово ложе. Записки литературного Макара" (Современные проблемы, 1911, выл. II), в которых Сивачев рассказывал о своей жизни и своем вхождении в литературу, о знакомстве с писателями. Осенью 1911 г. Горький писал П. В. Мурашеву, члену редакции газ. "Живое слово": "...к его (Сивачева.- Ред.) книге все отнеслись недостаточно внимательно, и никто не оценил социальной важности ее. Я лично не считаю книгу Сивачева искренной и правдивой в той мере, как он мог бы ее сделать, нахожу также, что она очень испорчена демагогией, но тем не менее это одно из значительнейших явлений современности, подтверждающих... раскол демократии с интеллигенцией..." (XXIX, с. 202-203).
   Письма Горького Сивачеву см. XXIX, 378-379 и в газ. "Литература и жизнь" (1960. No 107, 9 сент). В 1934 г. Сивачев в п. к Горькому просил содействия в переиздании кн. "Прокрустово ложе". Первый выпуск кн. Сивачева "На суд читателя" Горькому прислал Н. С. Каржанский. Он писал 5 декабря 1910 г.: "...посылаю Вам "печалования" Сивачова. Книжка не моя и дана мне с условием, что Вы ее продержите не более 2-х дней. Среди тех литераторов, которые живут в Париже, книга имеет успех: на этот единственный экземпляр охотников нет отбою" (АГ).
   11 Александр Иванович Южин (настоящая фамилия Сумбатов) (1857-1927) - артист, драматург, театральный деятель. С 1882 г. и до конца жизни работал в Малом театре. Лучшие роли Сумбатова-Южина - романтические - в пьесах Шиллера, Гюго. Ст. Амфитеатрова о Сумбатове-Южине см. в кн. "Маски Мельпомены" (с. 5-21).
  

153. Амфитеатров и др. - Горькому

  

[Феццано. 18 декабря 1910 г.]

   Редакция "Современника"1 в полном составе приветствует великого писателя и дорогого сотрудника. Сожалеем о его отсутствии. Самые лучшие пожелания.

Амфитеатров, Коялович, Певин, Лопатин

  
   Датируется по почт. шт.
   Телеграмма на итальянском языке. Перевод Р. И. Хлодовского.
  
   1 Редакционно-издательский комитет журн. "Современник" (1911, No 1) выступил в составе: А. В. Амфитеатров, В. Ф. Боцяновский, М. М. Коялович, П. И. Певин, В. А. Тихонов.
   Лопатин не входил в состав комитета, в первом номере журнала он был объявлен в числе сотрудников "Современника".
  

154. Горький - Амфитеатрову

  

[Капри. Декабрь, не ранее 19, 1910 г.]

   Александр Валентинович, дорогой мой!
   В "Речи" от 1/14 дек[абря] снова явилось это погребальное объявление, и - снова протестую против жирного шрифта и "постоянного сотрудничества".
   Напоминаю объявителям скандал "Речь" - "Совр[еменный] мир", вызванный справедливой по существу статьей Чуковского1. Повторять его не следовало бы, а ведь повторение скандала - возможно, ибо - сами вы судите - ну какой же я "постоянный"? И не обещал я постоянства, и невозможно оно для меня.
   Жму руку.

А. Пешков

   Очень мешает мне это похоронное объявление!
  
   Датируется по содержанию.
  
   1 Горький имеет в виду ст. Чуковского "Литературные стружки" (Речь. No 64. 7 марта), в которой редакция журн. "Современный мир" обвинялась в "обмане читателей", так как журнал не напечатал многих произведений, объявленных на 1909 г. О "скандале" "Речь" - "Современный мир" см. в разделе Г-СМ, п. 1.
  

155. Амфитеатров - Горькому

  

Fezzano. 1910.XII.20

   Дорогой Алексей Максимович!
   Ей-ей, не виноват: письма мои о жирном шрифте и постоянном сотрудничестве разошлись с Певиным, который в это подготовительное время мотается между Петербургом, Екатеринбургом и Феццано, так что он ничего не подозревал и не мог сделать распоряжений и только здесь, вчера узнал о Вашем желании, по которому и распорядится немедленно, как только приедет в Питер. Сегодня утром он, Тихонов и Коялович уехали. Значит, в субботу уже будут в Пб-ге.
   С какой стати Вы за меня платить будете?1 Мало у Вас собственных расходов?! Спасибо, но никак на сие согласиться не могу.
   Кстати. По скольку прикажете числить Ваш гонорарий? При определении оного себя не обидьте, а тонкость шкуры "Современника" примите в соображение.
   Бунин прислал мне "Деревню". Как его адрес? Надо мне ему ответить. Вещь любопытная, хотя, признаюсь, по Вашему отзыву я ждал большего. Напишу о ней в связи с Ал. Толстым и "Серебр[яным] голубем" А. Белого 2.
   Бальмонт прислал стихи. Чудовищные. Напечатать нельзя, а возвращать - больно.
   От Андреева начинает чем-то архаическим пахнуть. Фу, как давно это было! Тридцатые годы, что ли...
   Деревья приехали!
   У нас святочные приготовления елок домашней и школьной.
   До свидания, дорогой. Всего Вам хорошего.

Ваш Амфитеатров

   1 См.: Г-А, п. от 15 декабря 1910 г.
   2 Андрей Белый "Серебряный голубь", повесть в 7 главах (Весы. 1910. No 3-7, 10-12). Отдельное издание: М., изд-во "Скорпион", 1910. Роман получил восторженную оценку в критике: "капитальное издание" (М. Кузмин), "гениальный размах", "выход в ширь народной жизни" (Н. Бердяев) и др. См.: Русская литература конца XIX - начала XX в. 1908-1917. С. 441.
   Амфитеатров не разделял мнения критиков и писателей модернистского направления. По поводу "Серебряного голубя" он писал: "...главный и органический недостаток "Серебряного голубя" <...> холодная рассчитанность <...> Когда Андрей Белый <...> пытается уверить нас, что его вытканные "под Гоголя" узоры "вполне реальны", читатель пожимает плечами:
   - А, может быть, этого не было?
   И - вот поди же ты! В "Мелкого беса" верим, в "Городок Окуров" верим, в Симбирск Алексея Н. Толстого верим, в "Деревню" Бунина верим, а перед "Серебряным голубем" ежимся. "А, может быть, этого не было?"" (Современник. 1911. Кн. 1. С. 328-331).
   О "Деревне" Бунина Амфитеатров писал в ст. "Литературные впечатления" (Современник, 1911. Кн. 2). См. вступ. ст. к переписке.

156. Горький - Амфитеатрову

[Капри. Конец декабря 1910 г.]

   Дорогой Александр Валентинович!
   Прежде всего - с Новым годом! Поздравляю искреннейше вас, Ил. Вл., Герм. Алек. и всех жителей дома вашего! Почему-то верю, что наступающий принесет-таки нечто доброе и новое.
   Засим: напишите вы "современникам", чтоб они гонорарий, причитающиеся мне, немедленно, если это можно, переслали:
  
   казначею Фребелевского О-ва1
   Екатерине Петровне Чечулиной.
   СПб., Эртелев пер., д. No 12.
  
   Пожалуйста! Я не знаю, какой гонорар назначить: 500 - не много? Если возможно - очень прошу о 5-истах, дело-то хорошее: детский дом имени Льва Толстого 2.
   Был все время адски занят: маялся со 2-й частью "Кожемякина", устал и разнервничался весьма.
   Ну, будьте здоровеньки. А - "Жар-цвет"?
   Крепко жму руку.

А. Пешков

   Датируется по ответному п. Амфитеатрова от 2 января 1911 г.
  
   1 Фребелевские общества (по имени известного немецкого педагога Фридриха Фребеля, 1782-1852) возникли в России в начале 70-х годов XIX в. в Петербурге, Киеве, Харькове и других городах. Они открывали детские сады (на частные средства) и курсы, которые готовили квалифицированных руководителей детских садов, фребелевские курсы существовали до 1917 г. и после революции были преобразованы в Институт дошкольного образования.
   2 Идея создать Народный детский дом им. Л. Н. Толстого принадлежала слушательницам Фребелевских курсов в Петербурге (Речь. 1910. No 326. 27 дек.). Горький активно поддержал эту идею. По просьбе В. А. Герда, председателя комитета организации Народного детского дома им. Л. Н. Толстого (АГ), Горький написал обращение к итальянскому народу (Русская литература. 1968. No 2. С. 15-16).
   В декабре 1910 г. Горький писал редактору газ. "Киевская мысль": "Милостивый государь г. Редактор!
   В течение 1910 года я получал бесплатно редактируемое Вами издание.
   Искренно благодарю Вас за любезность, оказанную мне, посылаю Вам с этим письмом рукопись моего очерка.
   Считаю нужным указать, что одновременно рассказ послан: "Одесским новостям", "Южному краю", "Киевской мысли" и "Нижегородскому листку".
   Если издатель пожелал бы оплатить мой труд гонораром - покорно прошу сделать это так:
   гонорар он назначит по своему усмотрению, а я прошу выслать назначенную сумму по адресу: С.-Петербург, Эртелев переулок, д. No 12, казначею Фребелевского общества Екатерине Петровне Чечулиной, с пометкой: "В фонд детского дома имени Л. Н. Толстого".
   Посылать деньги от моего имени необязательно, издатель может сделать это от своего лица, если ему угодно.
   Настоящее письмо покорно прошу не опубликовывать, ибо опасаюсь, что известие о моем участии в деле организации Детского дома может вызвать нежелательный и вредный делу шум.
   Еще раз благодарю за любезность Вашу, милостивый государь, свидетельствую искреннее почтение Вам и всей редакции.
   Желаю в Новом году - новых сил, бодрости духа" (АГ).
   Об организации Детского дома Горький сообщал также сыну: "...огромнейший домище построим в Питере!.." (Арх. Г. Т. XIII. С. 83).
   В ст. "О писателях-самоучках" Горький писал: "К сведению господ авторов, из произведений которых составлена эта статья: гонорар за статью поступает в фонд по организации в С.-Петербурге Детского дома Льва Николаевича Толстого" (XXIV, 99).
   Однако идея создания Детского дома им Л. Н. Толстого не была реализована, так как средства для его строительства были собраны незначительные.
  

157. Амфитеатров - Горькому

  

[Феццано.] I.2.11

   Дорогой Алексей Максимович.
   Умеренность гонорарных жажд Ваших превзошла все ожидания Певина. Я немедленно написал ему Ваши распоряжения. Будет исполнено.
   Как - на март - будет вторая "Жалоба"? Жду усерднейше и с вожделением.
   А к Бунину, и после "Деревни", любви у меня мало. Барином писана вещь, с господской брезгливостью.
   Ко 2-й книжке буду писать "Деревню в новой русской литературе" (Бунин, Милицына, Родионов, Белый и др.)1.
   Перевел Вам сегодня 250 франков на богдановский предмет.
   Работишены у меня ... это - я Вам доложу!
   У нас все благополучно, хо

Другие авторы
  • Кирхейзен Фридрих Макс
  • Арватов Борис Игнатьевич
  • Гюнтер Иоганнес Фон
  • Брежинский Андрей Петрович
  • Духоборы
  • Линев Дмитрий Александрович
  • Грот Яков Карлович
  • Сологуб Федов
  • Урусов Сергей Дмитриевич
  • Краузе Е.
  • Другие произведения
  • Федоров Николай Федорович - О двух нравственностях: тео-антропической и зоо-антропической
  • Чернышевский Николай Гаврилович - По поводу смешения в науке терминов "развитие" и "процесс"
  • Фонтенель Бернар Ле Бовье - Мнение Фонтенеля о возможности путешествовать на Луну
  • Стеллер Георг Вильгельм - Г.-В. Стеллер: краткая справка
  • Брусянин Василий Васильевич - Облетели цветы, догорели огни
  • Матюшкин Федор Федорович - Ю. В. Давыдов. Ф. Ф. Матюшкин
  • Уоллес Эдгар - Мститель
  • Ранцов Владимир Львович - Кардинал Ришелье. Его жизнь и политическая деятельность
  • Вяземский Петр Андреевич - О "Бакчисарайском фонтане" не в литературном отношении
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Поэзия как волшебство
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 380 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа