. 290, с пропусками.
1 Т. е. романа "Дворянское гнездо".
2 См. письмо 751.
3 См. наст. изд. Письма, т. 3, письмо 742, примеч. 7.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, P. I, on. 29, No 32, л. 13.
Впервые опубликовано: Фет, ч. 1, с. 290.
Стр. 10. Будь здоров и люби меня (лат.).
1 См. наст. изд., Письма, т. 3, письмо 742, примеч. 7.
2 "Дворянское гнездо".
Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 509, оп. 1, No 44, л. 34-35.
Впервые опубликовано: Mercure de France, 1932, No 807, 1 fêvrier, p. 536-537. Перепечатано: Sêmênoff, p. 85-87.
1 Тургенева очень беспокоили отношения между его дочерью и Полиной Виардо, становившиеся все более и более отчужденными.
2 Тургенев в 1859 г. выехал за границу в конце апреля ст. ст., провел июнь на водах и около 6(18) июля прибыл в Куртавнель; в середине сентября ст. ст. он вернулся в Россию, в Спасское.
3 Супруги Николай Иванович и Клара Тургеневы (см. также примеч. 2 к письму 828).
4 Это письмо Тургенева к Н. И. Трубецкому неизвестно.
5 Тургенев высылал Луи Виардо деньги на расходы, связанные с его дочерью (см. наст. изд., Письма, т. 3, письмо 735).
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 32, л. 5-6.
Впервые опубликовано: Фет, ч. 1, с. 230-231, с пропусками и искажениями.
Авторская дата - 1858 - очевидная описка. Письмо датируется по содержанию 1859 г.; кроме того, в январе 1858 г. Тургенев жил в Италии.
Стр. 12. Лишнее слово в стихе (франц.).
Стр. 13. сизый (франц. Буквально: голубиной шейки).
Стр. 13. "Прекрасная Венеция" (итал.).
1 Письмо Фета, на которое отвечает Тургенев, неизвестно,
2 Тургенев разбирает переводы двух стихотворений Андре Шенье, сделанные Фетом,- "Лида" и "Супруг надменный коз...",- присланные ему в рукописи, еще до напечатания, причем первое из них, очевидно, вторично, с исправлениями, внесенными в него после замечаний Тургенева (см. т. 3 Писем, No 742). С учетом критических замечаний Тургенева эти переводы были напечатаны в "Библиотеке для чтения" (1859, No 9, 10). Строки, отвергнутые Тургеневым, см. в издании: Фет А. А. Полн. собр. стихотв. / Под ред. Б. Я. Бухштаба. Л.: Сов. писатель, 1959, с. 705-706.
3 Этот стих (в стихотворении "Лида") Фет переделал: "Где ты пасешь стада? В которой стороне?"
4 Стих 15: "Прекрасное дитя, к тебе мечты манят" исправлен Фетом на: "...к тебе влекут мечты".
5 Стихи 23-24: "А детских щек твоих небесный этот жар / Единственно моих лобзаний будет дар" Фет исправил: "А детских щек твоих вот этот пышный цвет - Единственно моих лобзаний будет след". Стихи 38-39, где читалось: "...другая же (рука) спешит / Ласкать шелковый пух младенческих ланит", переделаны: "...другая же рука / Ласкает шелк кудрей младенческих слегка".
6 Стих "Та, у которой мог таким ты народиться" изменен Фетом на: "Та, у которой мог красавец ты родиться".
7 В стихе 61 "Из недра Мирры шел, одетого корою", слова "Из недра" заменены на "Из лона". Надпись на триумфальных воротах в Москве (1696), о которой идет речь, отличалась витиеватостью и напыщенностью.
8 Слова, взятые в кавычки, Фет исправил так: "Поняв его недружелюбный вид" (см.: Фет А. А. Полн. собр. стихотв., с. 673).
9 Я. П. Полонский и А. А. Григорьев, редактировавшие в это время журнал "Русское слово", посылали Фету корректуру его перевода трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра". Перевод появился в jN" 2 "Русского слова" за 1859 год.
10 Здесь, возможно, ироническая перефразировка заглавия стихотворения Р. Бернса "К полевой маргаритке..." (см.: наст. изд., Письма, т. 3, No 419, примеч. 11).
11 15 января ст. ст. 1859 г. в No 11 газеты "Северная пчела" было помещено объявление о выходе No 1 "Библиотеки для чтения" с рассказом Л. Н. Толстого "Три смерти" (см.: Гусев H. H. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого. М.; Л.: Гослитиздат, 1958, с. 196). Л. Н. Толстой приехал в Петербург 10 марта ст. ст. 1859 г. и пробыл там десять дней (см. там же, с. 198-199).
12 Кто такой Блюменфельд - неизвестно. Возможно, Фет пошутил, или же Тургенев не разобрался в "каракулях" его письма.
13 Н. Н. и Л. Н. Толстым и их сестре, M. H. Толстой, которая в это время жила в своем имении Пирогово, расположенном в 40 км от Ясной Поляны.
14 К слову "пуговки" примечание рукою А. А. Фета: "Выточенные мною".
15 Жене - М. П. Фет, сестре - Н. А. Борисовой и ее мужу - И. П. Борисову.
16 Очевидно, речь идет о "Воспитаннице" (Б-ка Чт, 1859, No 1).
17 Е. Ф. Корш был редактором журнала "Атеней" (1858- 1859).
18 Речь идет о составе сотрудников "Атенея". Наряду с людьми "нашего поколения" (П. В. Анненков, И. С. Тургенев, M. E. Салтыков-Щедрин, Н. X. Кетчер, К. Д. Кавелин) Е. Ф. Корш пригласил сотрудничать в своем журнале так называемых "молодых" - Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева, Ф. М. Дмитриева, И. К. Бабста, Н. С. Тихонравова и др. К моменту издания журнала почти все они имели репутацию талантливых ученых и уже были профессорами Московского университета. Характеристике сотрудников "Атенея" посвящено несколько страниц в "Современном обозрении" "Современника", написанном Чернышевским (Совр, 1857, декабрь, с, 285-288). См. также "Воспоминания Б. Н. Чичерина. Московский университет" (М., 1929, с. 8).
19 В февральской книжке журнала "Русское слово" за 1859 год (ценз. разр. 25 февраля) Фет напечатал свою статью "О стихотворениях Ф. Тютчева", которая в целом явилась демонстративным апофеозом красоты и "чистого искусства", Поэтический талант Тютчева, с присущей ему философичностью, получил в этой статье очень высокую оценку. Называя Тютчева "поэтом мысли", Фет добавляет, что, "кроме глубины, создания его отличаются неуловимой тонкостью и грацией, вернейшим доказательством силы". Далее Фет утверждал: "Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой, с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик. Но рядом с подобной дерзостью в душе поэта должно неугасимо гореть чувство меры. Как ни громадна лирическая смелость,- скажу более,- дерзновенная отвага г. Тютчева - не менее сильно в нем и чувство меры". Восхищаясь "художественной прелестью" стихов Тютчева, Фет заключал: "...мы <...> твердо уверены, что яркому поэтическому огню г. Тютчева суждена завидная будущность не только освещать, но и согревать грядущие поколения" (Рус Сл, 1859, No 2, отд. "Критика", с. 75, 76, 83). Мнение Фета о Тютчеве было "любопытно" Тургеневу и потому, что ему предоставлялась возможность сравнить фетовское мнение со своим собственным, высказанным еще в 1854 г. в статье, посвященной характеристике своеобразия поэзии Тютчева (см. наст. изд., Сочинения, т. 4, с. 524-528).
20 Упоминаемая здесь "фраза" явилась причиной размолвки между Я. П. Полонским и А. А. Григорьевым, редактировавшими журнал "Русское слово" в 1859 г. Много лет спустя Полонский вспоминал об этом в письме к Фету (в ноябре 1889 г.): "...он (А. А. Григорьев) <...> вытеснил меня из редакции за то, что я в одной из критических статей его сделал отметку такого места, которого ни я не мог понять, ни те, кому я читал это место. Это начало статьи о 2 томе "Русской истории" Соловьева, которая начинается словами: "Русский народ переживает двойную формулу...". Я отказался от редакции..." (А. А. Григорьев. Материалы для биографии / Под ред. Влад. Княжнина. Пг., 1917, с. 340). В статье А. Григорьева "Взгляд на историю России. Соч. С. Соловьева" (Рус Сл, 1859, январь) этой фразы уже нет.
21 Речь идет о стихотворении А. А. Григорьева "Venezia la Bella. Дневник странствующего романтика (отрывок из книги: Одиссея о последнем романтике)", напечатанном в декабрьской книжке "Современника" за 1858 г. Неудобное для печати сравнение Тургенева в подлиннике письма дает уничтожающую характеристику этого произведения как вымученного и бесплодного во всех отношениях.
Печатается по фотокопии: ИР ЛИ, P. I, оп. 29, No 422.
Подлинник хранится в Bibl Nat.
Впервые опубликовано: Т, Lettres inêd, p. 83-85.
1 Возможно, Тургенев имеет в виду письмо от 15(27) декабря 1858 г., посланное из Петербурга (см. наст. изд., Письма, т. 3, No 740).
2 П. Виардо уехала на гастроли в Англию в конце января 1859 г. и дала там за три месяца около 50 концертов в разных городах (см.: Розанов, с. 112-113). Лондонский журнал "Атенеум" ("Athenaeum"), одним из корреспондентов которого был друг семьи Виардо Генри Чорли, уже 1-го января 1859 г. сообщил, что в Лондоне с нетерпением ожидают приезда г-жи Виардо (No 1627, р. 24). П. Виардо с большим успехом выступила в партии Орсино в опере Доницетти "Лукреция Борджиа", Церлины в "Дон-Жуане" Моцарта, леди Макбет в опере Верди "Макбет", в оратории Генри Лесли "Юдифь" и др. Текст оратории Г. Лесли, как сообщал "Athenaeum", был "оригинально аранжирован" Г. Чорли (1859, No 1636, March 5, р. 326). Выступления П. Вжардо получили высокую оценку в английской прессе и не прошли незамеченными в России. Так, газета "С.-Петербургские ведомости" сообщала, что "единственным развлечением в общественной жизни Лондона" явились "концерты г-жи Виардо", причем эти концерты опровергли разнесшиеся было слухи о том, что певица утратила голос. "Первые же ноты пропетой ею арии Пачины из "Ниобы",- отмечалось в корреспонденции,- успокоили и восхитили слушателей, доказав, что орган певицы не лишился прежнего своего блеска и свежести" (1859, No 40, 19 февраля). В той же корреспонденции приводилось мнение рецензента "Атенеума", назвавшего певицу "первой из первых в целой Европе". В отзыве "Athenaeum"'a говорилось, что выступление П. Виардо в партии леди Макбет "вызвало бурю" в публике, "и здесь,- писал рецензент,- вероятно, нет преувеличения, если вспомнить о непревзойденной силе Виардо как оперной актрисы в партиях Фидее и Рахили" (1859, No 1641, April 9, р. 493). Исполнение этой роли особенно интересовало Тургенева (см. письмо 782). Возможно, успех гастролей послужил одной из причин, по которой П. Виардо вскоре была приглашена директором парижского Лирического театра Л. Карвальо на роль Орфея в одноименной опере Глюка.
3 Тургенев сообщал о гр. Ламберт в письме к Полине Виардо от 15(27) декабря 1858 г.
4 Оценивая прошедший сезон, корреспондент "С.-Петербургских ведомостей" писал: "...мы прослушали опер более, нежели в какой-либо из предыдущих сезонов. Следовательно, нынешний сезон не лишен был разнообразия; но это разнообразие таково, что мы имели полное основание увольнять читателей от бесед о нем" (1859, No 14, 18 января). Как обычно, первое место среди оперных произведений, поставленных в Петербурге, принадлежало Верди. Опера немецкого композитора Флотова "Марта", которая до того уже была поставлена в Париже, к январю 1859 г. шла на петербургской сцене в 50-й раз. Разбирая парижскую постановку, рецензент "С.-Петербургских ведомостей" назвал оперу "прекрасным типом лакейской музыки", не отличающейся "ни благородством, ни глубоким чувством", однако признавал, что музыка "Марты" "не лишена тем не менее приятных качеств" (СПб Вед, 1858, No 59, 13 марта). Однако менее чем через год та же газета писала, что ""Марта" такая прелестная вещица, что и на русской сцене, при исполнении не более как удовлетворительном, имеет огромный успех..." (СПб Вед, 1859, No 14, 18 января).
5 Имеется в виду опера Моцарта, в которой партию Церлины исполняла А. Бозио. Эта партия была в репертуаре П. Виардо.
6 Воксхолл (Waxhall) - театр-варьете в Лондоне; был закрыт в августе 1859 г. Оценивая закрытие этого "притона разврата и порока" как знаменательный факт, свидетельствующий о перемене к лучшему в английских нравах, корреспондент "С.-Петербургских ведомостей" отмечал, что само имя этого театра ("Воксал") "стало нарицательным названием для гульбищ подобного рода" (1859, No 184, 26 августа).
7 А. Е. Мартынов 30 января 1859 г. в свой бенефис выступил на сцене Александрийского театра в пьесе И. Е. Чернышева "Не в деньгах счастье". Как писали в газетах, Мартынов "еще раз доказал нам <...>, что обладает не только огромным талантом, но и гениальностью; он создал большую, глубоко драматическую роль <...>, которая одна могла бы составить славу актера, если б этого актера не звали Мартыновым". Интересно, что автор корреспонденции сравнил игру Мартынова с игрой негритянского трагика А. Олдриджа, незадолго до того гастролировавшего в Петербурге (см. отзывы Тургенева о выступлениях Олдриджа в письмах 739, примеч. 7 и 740 - наст. изд., Письма, т. 3). При этом рецензент подчеркивал, что "и Олдридж и Мартынов вышли на время из обычной своей сферы, не перестав быть великими актерами" (СПб Вед, 1859, No 31, 8 февраля).
8 Возможно, что на Тургенева сильное впечатление произвело не только превосходное исполнение Мартыновым роли купца Боярышникова в пьесе Чернышева, но и содержание пьесы, особенно ее кульминация - объяснение Боярышникова с дочерью, о существовании которой ему становится известно много лет спустя, когда он узнает в лице девушки родные черты. Эта сцена не могла не напомнить Тургеневу первую встречу со своей дочерью Пелагеей, которую он описал в письме к П. Виардо (см.: наст. изд., Письма, т. 1, No 146).
9 Любопытно сравнить это высказывание Тургенева с мнением Э. Делакруа, который записал в своем дневнике 3 января 1857 г.: "Пример Шекспира заставляет нас совершенно ошибочно думать, что комическое и трагическое могут соединяться в одном и том же произведении. У Шекспира ему лишь одному присущая художественная манера. Во многих современных французских романах эта смесь комического с трагическим невыносима" (Дневник Делакруа. М., 1950, с. 474). Не исключено, что запись Делакруа косвенно связана с мнением Тургенева, которое он мог высказывать и раньше в семье Виардо, где Делакруа был нередким гостем.
10 См. об этом: наст. изд., Сочинения, т. 6, с. 402-409.
11 Это намерение Тургенев не осуществил. Первый известный перевод на французский язык "Дворянского гнезда", выполненный В. А. Соллогубом и А. Калонном и авторизованный Тургеневым, вышел в свет в Париже в издательстве Дантю в 1861 г.
12 См. письмо к П. Виардо от 15(27) декабря 1858 г, (наст. изд., Письма, т. 3, No 740).
13 См. об этом подробнее в письмах 767, 841, 1082.
14 Дядя Н. Неведомской, А. Ф. Львов, был известным композитором, скрипачом и дирижером. В январе 1845 г., в свой второй приезд в Петербург, П. Виардо исполнила в его опере "Бьянка и Гвальтьеро" роль Бьянки, однако опера не имела успеха и после трех представлений была снята с репертуара (см.: Розанов, с. 53; см. также: наст. изд., Письма, т. 1, с. 482).
15 Существительное "une mûre" означает тутовую ягоду. Употребляемое здесь Тургеневым выражение, очевидно, означает "пору зрелости"; каламбур, о котором идет речь, вероятно, должен быть основан на значениях существительного и прилагательного, которые являются омонимами. Прилагательное "mûr" ("зрелый"} "перезрелый") во французском языке может употребляться в переносном смысле (ср.: "une fille mûre" - "перезрелая девица"). Пословица, аналогичная той, что употребляет Тургенев, имеется и во французском языке: "il faut attendre à cueillir la poire qu'elle soit mûre" - "надо подождать, пока придет время", буквально: "надо срывать грушу, когда она созреет".
Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 356 (Е. П. Ковалевского), No 347, л. 5.
Впервые опубликовано: Рус Cm, 1884, No 5, с. 401-402. Перепечатано: Т, Первое собрание писем, с. 70.
Датируется по упоминанию обстоятельств, связанных с организацией Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературного фонда). Известно, что в понедельник 2(14) февраля 1859 г. состоялось собрание, на котором одиннадцать членов-учредителей - Ег. П. Ковалевский, И. С. Тургенев, П. В. Анненков, С. С. Дудышкин, Н. Г. Чернышевский, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий, А. Д. Галахов, А. В. Никитенко, К. Д. Кавелин и А. А. Краевский - подписали проект устава Общества. Тогда же учредители Общества были намечены в качестве членов будущего комитета. Письмо помечено воскресеньем, следовательно, оно написано накануне собрания, 1(13) февраля.
Окончательные выборы членов комитета (закрытым голосованием) произошли лишь 8(20) ноября 1859 г. Тургенев был избран членом комитета заочно, так как находился в это время в с. Спасском (ГПБ, ф. 438, No 1).
Печатается по подлиннику: ГМТ, архив Л. Н. Толстого, папка 114.
Впервые опубликовано: Толстой и Т, с. 51-52.
1 Подразумевается роман "Семейное счастие". Толстой закончил его в марте 1859 г., а в апреле он появился в "Русском вестнике" (1859, апрель, кн. 1 и 2). В Петербург Толстой приехал в марте 1859 г. (см. письмо 755, примеч. 11).
2 Записку Некрасова см.: Некрасов, т. 10, с. 396. Ответ Толстого на эту записку неизвестен. Ответное письмо Толстого к Тургеневу упоминается в письме последнего от 11(23) февраля 1859 г. (No 762), но само оно не найдено.
3 Речь идет об организации нового журнала "Русское слово", издателем которого был гр. Г. А. Кушелев, а редактором - Я. П. Полонский.
4 Пьеса артиста и драматурга И. Е. Чернышева "Не в деньгах счастье" была поставлена на сцене Александрийского театра 30 января 1859 г.; А. Е. Мартынов исполнял в ней главную роль - купца-хищника Боярышникова. См. также письма 756 и 761.
Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. Г-О, IX, No 28; текст письма написан рукою И. К. Бабста, подписи - автографы.
Впервые опубликовано: Вольное слово, 1883, No 61, с. 7, без подписей. Перепечатано с пятью подписями: Письма к Герцену, с. 42.
Датировка письма определяется обстоятельствами его написания. Осенью 1858 г. Б. Н. Чичерин встречался в Лондоне с Герценом и вел с ним дискуссии на общественно-политические темы. В одном из писем к Герцену, написанном после возвращения в Россию, Чичерин упрекнул Герцена в том, что "Колокол" якобы дает искаженное представление о современном положении в России. Герцен напечатал в "Колоколе" (1858, 1 ноября, л. 27) протест "Нас упрекают" (см.: Герцен, т. 13, с. 361). Чичерин послал в "Колокол" ответное письмо, где писал, что Герцен как издатель "Колокола" вредит общественному прогрессу в России, ибо, с точки зрения Чичерина, в настоящее время "нужно не раздувать пламя, не растравлять язвы, а успокаивать раздражение умов, чтобы вернее достичь цели". Письмо Чичерина Герцен напечатал, со своим ответом на него, в "Колоколе" (1858, 1 декабря, л. 29, с. 237; статья Герцена "Обвинительный акт" - там же, с. 236; см.: Герцен, т. 13, с. 404), Выступление Чичерина против Герцена было встречено с возмущением даже в либеральных кругах. К. Д. Кавелин послал Чичерину протестующее письмо. С ним были солидарны И, К. Бабст, Н. Н. Тютчев, А. Д. Галахов, П. В. Анненков, И, С. Тургенев, И. И. Маслов, А. И. Скребицкий. Написанное ими коллективное письмо было отправлено Чичерину вместе с письмом Кавелина (впервые опубликовано в кн.: Барсуков, Погодин, 1, 15, с. 261-268). Чичерин, получив в Ницце письмо Кавелина и коллективное письмо, отправил их Герцену 13(25) февраля 1859 г. (Вольное слово, 1883, No 61). Следовательно, коллективное письмо было написано незадолго до этого,
Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 356 (Е. П. Ковалевского), No 347, л. 6.
Впервые опубликовано: Рус Cm, 1884, No б, с, 401. Перепечатано: Т, Первое собрание писем, с. 69.
Датируется по содержанию. Обед основателей Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым состоялся на квартире у Тургенева в понедельник 9(21) февраля 1859 г. (см.: Никитенко, т. 2, с. 61). В этот день были подписаны проект Общества и просьба министру народного просвещения Евгр, П. Ковалевскому об его утверждении. Ег. П. Ковалевский, "брат министра, взялся представить их ему" (там же, с. 62). Этим объясняется важность присутствия Ег. П. Ковалевского на обеде и настойчивое приглашение Тургенева.
Печатается по подлиннику: ГМТ, архив В. П. Боткина, No 60935.
Впервые опубликовано: Боткин и Т, с, 149-151.
1 Тургенев чутко уловил не свойственную русскому языку форму употребления этого слова (см.: Драганов П. Д, О германизме "выглядит" в русском язык".- Изв. ОРЯС, 1909, кн, 1, с. 172-200).
2 Тургенев подал прошение о дозволении выпустить второе издание "Записок охотника" в Петербургский цензурный комитет 30 марта 1856 г. Дело было передано в Главное управление цензуры, Разрешение на второе издание было получено Тургеневым только 5 февраля 1859 г., по докладу члена Главного управления А. Г. Тройницкого, составленному на основании докладной записки, написанной И. А. Гончаровым (см.: Оксман Ю. Г. От "Капитанской дочки" к "Запискам охотника". Саратов, 1959, с, 281-285). Второе издание "Записок охотника" было разрешено при условии изъятия из рассказов "Контора" и "Чертолханов и Недопюскин" издания 1852 г. отдельных выражений и фраз (ЦГИАЛ. Дело о разрешении нового издания книги "Записки охотника", ф. 772, оп. 6, No 151190, л. 23; см. наст. изд., Сочинения, т. 3, с. 471, 505).
3 Речь идет о пьесе И. Е. Чернышева "Не в деньгах счастье" (см. письмо 758, примеч. 4),
Печатается по подлиннику: ГМТ, архив Л. Н. Толстого, пайка 114.
Впервые опубликовано: Толстой и Т, с. 53.
1 Письмо Толстого, на которое отвечает Тургенев, неизвестно.
2 Толстой работал в это время над романом "Семейное счастие".
3 Рассказ Толстого "Три смерти" только что появился в "Библиотеке для чтения" (1859, No 1).
4 Речь идет об Александре Андреевне Толстой, двоюродной тетке Л. Н. Толстого.
5 По-видимому, Е. Е. Ламберт, В. Я. Карташевская, М. А, Маркович.
6 Графиня M. H. Толстая.
Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. 120, картон 11, No 21/3. Края письма внизу обгорели, текст поврежден.
Впервые опубликовано: Сб ГБЛ, с. 37.
Датируется первой половиной февраля ст. ст. 1859 г., так как в письме есть упоминание о статье С. С. Громеки, напечатанной во второй январской книжке "Русского вестника" (под текстом статьи дата написания - 22 января 1859 г.).
1 Граф А. А. Ржевусский напечатал в газете "Русский инвалид" (1858, No 281, 24 декабря) статью под названием "Армеец неармейцу", посвященную критике анонимной статьи "Пять месяцев в *** полку", помещенной в приложении к "Русскому инвалиду" - "Военном сборнике" (1858, No 7). Ржевусский протестовал против раскрытия в печати тех злоупотреблений, которые существовали в армии и описывались в статье. С возражением Ржевусскому выступил С. С. Громека в "Русском вестнике" (1859, январь, кн. 2, "Современная летопись", с. 108-112). Громека защищал свободу мнений в журналистике и ставил вопрос о том, следует ли понимать статью Ржевусского как "дружеский" совет или же как официальный выговор.
2 Евгр. П. Ковалевский, назначенный 23 марта ст. ст. 1858 г. министром народного просвещения, действительно имел намерение сделать своим "помощником" (т. е. товарищем министра) К. Д. Кавелина. Однако осуществить это ему не удалось, так как Кавелиным был недоволен Александр II за статью "О новых условиях сельского быта", напечатанную в "Современнике" (1858, No4), где были приведены цитаты из распространявшейся в рукописи "Записки" Кавелина об освобождении крестьян (см. наст. изд., Письма, т. 3, письмо Тургенева к Герцену, No 700). Под "начальством" Тургенев разумеет, вероятно, самого Александра II.
3 Речь идет о недавно (в декабре 1858 г.) образованном "Комитете по делам книгопечатания"; это была попытка создать верховный орган для контроля за печатью (см. также письмо 764 и примеч. 8 к нему).
Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 509, оп, 1, No72, л. 2-3.
Впервые опубликовано: Т, ПСС и П, Письма, т. III, с. 272-273.
Стр. 20. воспаление седалищного нерва (лат.).
1 Эти письма И. В. Павлова к Тургеневу неизвестны.
2 Павлов принимал активное участие в "Московском вестнике" на всем протяжении его издания (1859-1861).
3 Рассказ Павлова "Из записок деревенского врача. Клехатуха" был напечатан в "Московском вестнике" (1859, No 2; ценз. разр. 18 февраля), с посвящением И. С. Тургеневу, за подписью Л. Оптухин.
4 Поместье Павлова находилось в Мценском уезде Орловской губернии.
5 В "Московском вестнике" (1859, No 1, "Отдел литературы") напечатан очерк Тургенева, извлеченный из романа "Два поколения",- "Собственная господская контора. (Отрывок из неизданного романа)" (см.: наст. изд., Сочинения, т. 5).
6 Подробно об обстоятельствах знакомства с Т. Г. Шевченко см. "Воспоминания о Шевченке" Тургенева (наст. изд., Сочинения, т. И).
7 "Институтка" - украинская повесть М. А. Маркович (Марко Вовчок), написанная в 1859 г. Намерение перевести повесть было осуществлено Тургеневым в сотрудничестве с П. А. Кулишом (подробнее см. письмо 783, примеч. 3). Перевод "Институтки" был напечатан в первом номере "Отечественных записок" за 1860 г.
8 Речь идет о "Комитете наблюдения над печатью" или "по делам книгопечатания", который просуществовал с декабря 1858 до конца 1859 года (см. наст. изд., Письма, т. 3, No 740),
Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. 306, картон 2, No 118.
Впервые опубликовано: Письма к Ламберт, с. 189.
Датируется предположительно зимой 1858/59 г. на основании слов Тургенева в письме к Л. Н. Толстому от 2(14) февраля 1859 г.: "...чаще всего я бываю у графини Ламберт" (No 758). В это время сын Е. Е. Ламберт, Яков, был еще подростком. Отнести записку к более ранним годам нельзя, так как зимы 1856/57 и 1857/58 гг. Тургенев проводил не в Петербурге. Зимою же 1857/58 г, Тургенев познакомился в Риме с вел. кн. Еленой Павловной, поэтому и приглашение к ней наиболее возможно в ближайший после их римских встреч приезд Тургенева в Петербург. В книге Гранжара записка помещена в числе недатированных (Granjard, p. 200, Т, No 109),
Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 509, оп. 2, No 18.
Впервые опубликовано: Т, ПСС и П, Письма, т. XIII, кн. 2, с. 200. Год устанавливается по содержанию, в соответствии с датой и указанным адресом.
1 Речь может идти об одной из двух фотографий Тургенева 1856 г.: С. Л. Левицкого или А. Бергнера (см.: ПД, Описание, No 449, 450).
2 См. наст. изд., Письма, т. 2, No 313 и 316.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 294, оп. 4, No 274.
Впервые опубликовано: Анатолий Федорович Кони (1844-1924). Юбилейный сборник // Атеней, 1925, т. 1, с. 193.
Время написания устанавливается по дате, проставленной в рукописи Д. В. Стасовым,- "3 марта 1859, С.-Петер<бург>".
На втором листе этой записки помета Стасова: "Обедали у Вер_и_ Авдеев, В. П. Боткин, Погуляев, Половцов (очевидно, Александр Александрович.- Ред.) и Д. Стасов и послали звать Тургенева или придти к нему. Обед назначено было дать Мартынову за его роль "Не в деньгах счастье" и поднести альбом с портретами".
Ресторан Вер_и_ находился в том же доме Вебера (на Большой Конюшенной), в котором в это время Тургенев снимал квартиру (No 34). Об игре А. Е. Мартынова в пьесе И. Е. Чернышева "По в деньгах счастье" см. письма 758 и 761.
1 Обед, данный петербургскими литераторами А. Е. Мартынову, состоялся 10(22) марта 1859 г. (см. письмо 769). Деньер (Deniers) - петербургский фотограф, у которого участники предстоявшего обеда в честь Мартынова должны были сняться для преподносимого ему альбома. А. В. Никитенко 10 марта записал в дневнике: "Мартынову поднесли письмо, подписанное всеми присутствовавшими (на обеде), и портреты их в прекрасно переплетенном альбоме" (Никитенко, т. 2, с. 70).
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, No 3926, л. 41.
Впервые опубликовано: Панаев, 1888,т. 6, с. 410.
Датируется по содержанию. Журнал "Московский вестник" стал выходить с февраля 1859 г. Цензурное разрешение на третьем (последнем из присланных Тургеневым) номере помечено 27 февраля. Следовательно, письмо могло быть написано в первую же среду марта, которая приходилась на 4(16) марта (см.: Т и круг Совр, с. 110).
1 Тургенев с большим вниманием и заинтересованностью относился к новому журналу и сам хлопотал о его разрешении (да. письма 721, 743, 745). Панаев исполнил просьбу Тургенева: в 3-м номере "Современника" за 1859 г. (с. 203-204) в "Заметках Нового поэта" он одобрительно отзывается о первых номерах "Московского вестника" и настоятельно рекомендует его читателям.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф, 231, No 288.
Впервые опубликовано: Альтшудлер А. Александр Евстафьевич Мартынов. 1816-1860. Л.; М.: Искусство, 1959, с. 187, без даты. Датируется на основании того, что обед в честь А. Е. Мартынова (см. ниже), приглашением на который является, очевидно, комментируемая записка, состоялся во вторник 10{22) марта 1859 г. (ср. письмо 767).
1 Обед, о котором идет речь, дали петербургские литераторы в честь Мартынова, тяжело заболевшего и вынужденного ехать для лечения за границу. Организация чествования была поручена Тургеневу, Гончарову, Григоровичу и Дружинину. На обеде присутствовало 40 человек, в том числе Шевченко, Островский, произнесший речь от драматических писателей, Некрасов, прочитавший стихи "Со славою прошел ты полдороги...", Чернышевский, Писемский и др. См.: Никитенко, т, 2, с. 70.
2 О Чернышеве и его пьесе "Не в деньгах счастье", в которой главную роль играл Мартынов, см. письма 756, 758 и 761.
3 Вероятно, речь идет о желании Тургенева получить ложу на концерт Антона Рубинштейна, который состоялся 11(23) марта 1859 г. в Большом театре. В воскресенье 8(20) марта 1859 г. благодаря содействию Мартынова Тургенев, по-видимому, был на концерте Вагнера, состоявшемся тоже в помещении Большого театра.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 234, оп. 3, No 665, л. 1.
Впервые опубликовано: Лит Арх, т. 3, с. 187-188.
На письме рукой Плетнева написано: "П<олучено> 12 марта 1859". Письмо датируется 11 марта ст. ст. 1859 г. на том основании, что ближайшая ко дню получения письма среда приходилась на это число.
1 Речь идет о В. П. Безобразове.
Печатается по подлиннику: ГБЛ, ГАИС. III, I, No 32/1.
Впервые опубликовано: Труды ГБЛ, т. 4, с. 222-223.
1 Это письмо К. С. Аксакова к Тургеневу неизвестно.
2 Имеется в виду статья о книге "Разные сочинения С. Аксакова. Москва. 1858", напечатанная в "Современнике" (1859, No 2, с. 237-249). Автором ее был Н. А. Добролюбов, который резко критиковал книгу С. Т. Аксакова, содержавшую его литературные и театральные воспоминания, биографию M. H. Загоскина и разные другие мелкие статьи и заметки.
3 Тургенев напечатал в "Современнике" (1860, No 1) статью "Гамлет и Дон-Кихот", давно обещанную журналу, но она была последним его произведением, появившимся в органе революционных демократов.
4 О запрещении польской газеты "Слово" и заключении в Петропавловскую крепость ее редактора И. Огрызко см. письмо Тургенева к Александру II (Офиц. письма и делов. бумаги, No 23).
5 В связи с этим письмом Тургенева к Александру II московский генерал-губернатор А. А. Закревский писал А. Ф. Орлову 17(29) марта 1859 г.: "Здесь (в Москве.- Ред.) ходит по рукам письмо Тургенева к государю по поводу ареста Огрызко и запрещения издававшегося им в Петербурге польского журнала <...> Говорят, что государю писали о том же Жемчужников и другие литераторы" (Гол Мин, 1913, No 8, с. 268).
6 Сроки пребывания Тургенева в Москве несколько сдвинулись: он выехал из Петербурга 20 марта (1 апреля), а 25 марта (6 апреля) 1859 г. отправился в Спасское (см, письма 773, примеч. 1 и 777),
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, Р. II, оп. 1, No 446, л. 3.
Впервые опубликовано: Т, Первое собрание писем, с, 60,
1 Ср. письма 773 и 777.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 234, оп. 3, No 665, л. 3.
Впервые опубликовано: Лит Арх, т. 3, с, 188-189. Датируется на основании надписи Плетнева: "П<олучено> 16 марта 1859 г.". 16 марта ст. ст. 1859 г. приходилось на понедельник.
1 В письме к Н. А. Основскому (No 772) от 16(28) марта 1859 г. Тургенев сообщал, что собирается выехать из Петербурга в Москву в ближайший четверг, т. е. 19(31) марта; в действительности же он уехал, как и пишет в данном письме, в пятницу, 20 марта (1 апреля) 1859 г.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, No 7151, л. 1.
Впервые опубликовано: Т, ПСС и П, Письма, т. III, с. 278.
1 Речь идет о втором издании "Записок охотника", цензурное разрешение на которое было получено 7 февраля 1859 г. Наблюдение за печатанием его осуществлял Н. Ф. Щербина, которому Тургенев поручил издание, желая облегчить его тяжелое материальное положение (см. письмо 788),
Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 356 (Е. П. Ковалевского), No 347, л. 7.
Впервые опубликовано: Рус Cm, 1884, No 5, с, 401. Перепечатано: Т, Первое собрание писем, с. 69.
Датируется февралем-мартом (не позднее 19 марта ст. ст.) 1859 г., когда Анненков и Некрасов, упоминаемые в письме, находились в Петербурге одновременно с Тургеневым. Переписка между Тургеневым и Ег. П. Ковалевским началась в сентябре 1858 г. В первые месяцы 1859 г., до своего отъезда в Москву 20 марта ст. ст., Тургенев часто встречался с Ег. П. Ковалевским. Встречи их продолжались и в более поздние годы, но настоящая записка не могла быть написана после разрыва между Тургеневым и Некрасовым (1860 г.).
Таким образом, комментируемое письмо могло быть написано только в 1858 или 1859 г. За это время в печати появилась лишь одна статья Ег. П. Ковалевского - "Путевые записки о славянских землях",- напечатанная в "Русской беседе" (1858, No 1, ценз. разр. 26 февраля 1858 г.; продолжение: 1859, No 5, ценз. разр. 29 сентября 1859 г.). По всей вероятности, Тургенев имеет в виду вторую часть статьи Ковалевского, в период подготовки ее к печати. В тексте этой статьи есть указание на то, что автор обсуждал ее содержание с друзьями-писателями, в том числе, возможно, и с Тургеневым: "...случалось мне рассказывать двум-трем приятелям некоторые события <...> Один из них так увлекся, что обещал включить их в какой-нибудь из своих рассказов,- тогда, я уверен, под его творческим пером восстанут эти живые образы..." {Рус беседа, 1859, No 5, смесь, с. 38).
Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 509, оп. 1, No 44, л. 36.
Впервые опубликовано: Mercure de France, 1932, No 807, 1 fêvrier, p. 539. Перепечатано: Sêmênoff, p. 89-90.
1 Тургенев приехал в Париж около 10(22) мая 1859 г. (см. письмо 797),
Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. 306, картон 2, No 36.
Впервые опубликовано: в отрывках - Гол Мин, 1914, No 10, с. 205-206; полностью - Письма к Ламберт, с. 25-27.
1 Видимо, речь идет о смерти Павла Андреева.
2 Речь идет об Орловском губернском комитете для составления проекта улучшения быта помещичьих крестьян, образованном летом 1858 г. Тургенев в Орловский комитет не вошел (см. письмо к В. А. Черкасскому, No 712).
3 Новая повесть - роман "Накану